Конструкция акустической гитары. Конструкция гитара


Конструкция акустической гитары: устройство грифа, корпуса

Сегодня я расскажу о конструкции гитары, о том как устроен гриф и корпус гитары, так же приведу схему устройства гитары и расскажу о материалах, из которых изготавливается та или иная её часть.

Общие сведения

Акустическая гитара разделяется на 2 основных типа:

  • Классическая
  • Эстрадная

Рис. 0 Акустическая и эстрадная гитары

Классическая гитара чаще всего используется для исполнения классических произведений, фолка, фольклёра, фламенко, бардовских и походных песен. Классическую гитару так же называют испанской гитарой, так как впервые её изготовили именно в Испании.  У классической гитары преобладает широкий гриф и нейлоновые струны.

Эстрадная гитара универсальна для всех музыкальных стилей, но лично у меня она ассоциируется с такими жанрами как блюз, фолк и кантри. Эстрадную гитару так же называют вестерн гитара или просто акустическая гитара. У эстрадной преобладают металлические струны и узкий по сравнению с классическим вариантом гриф.

Устройство акустической гитары (схема)

Как классическая, так и эстрадная гитары состоят из двух основных частей: корпуса и грифа.

Рис.1 Схема конструкции гитары

1-Гриф. 2-Головка грифа. 3-Накладка грифа. 4-Пятка грифа. 5-Колки. 6-Верхний порожек. 7-Ладовый порожек. 8-Лады. 9-Верхняя дека. 10-Нижняя дека. 11-Обечайка. 12-Резонаторное отверстие. 13-Бридж (струнодержатель). 14-Нижний порожек. 15-Кнопка. 16-Защитная накладка.

Устройство грифа гитары

Гриф состоит из головки грифа (2),  накладки грифа (3) и пятки грифа (4). На головке грифа распологаются колки (5) — механизм, который предназначен для крепления и изменения натяжения струн. Так же на головке грифа распологается верхний порожек (6), который предназначен для уменьшения коллебания струны. Обычно его изготавливают из пластмассы или кости.

Рис. 2 Верхний порожек изготовленный из кости

В накладке грифа на специальном станке делают надпилы, куда в последствии впрессовываются ладовые порожки (7). Порожки выступают над грифом гитары и разделяют его лады (8) (расстояние между двумя порожками называется ладом).  Пятка грифа вклеивается или вкручивается болтом в корпус гитары. Если пятка грифа вклеена в корпус, то расстояние между струн регулируется анкерным болтом, который проходит по всей длины грифа и расположен под накладкой.

Рис. 3 Анкер под накладкой грифа гитары

Головка анкера расположена либо в головке грифа, либо в нижней части около розетки. Крепление болтом, позволяет регулировать высоту струн.

Устройство корпуса гитары

Корпус гитары состоит из верхней деки (9) и нижней деки (10), которые  вырезаются в  форме «восьмёрки».  Они соединяются между собой стенками гитары так называемыми обечайками (11). На передней деке под струнами располагается круглое резонаторное отверстие (12), которые обычно называют розеткой. В дешёвых гитарах, которые изготовляются из низкокачественных материалов, розетку украшают  пластмассовой или бумажной наклейками, а в более дорогих гитарах, её  украшают шпонтом или перламутром.

Рис. 5 Резонаторное отверстие украшенное перламутром.

В некоторых моделях гитар есть дополнительное резонаторное отверстие, которое находится в верхней части деки и придаёт гитаре особые акустические свойства:

Рис. 6 Гитара с дополнительными резонаторами.

На верхней деке расположен так называемый бридж (струнодержатель) (13). На струнодержателе находится нижний порожек (14), который изготавливают из пластика или кости. К струнодержателю специальным кнопками (15), которые изготавливаются из пластмассы крепятся струны. На верхнюю деку наклеивают защитную накладку (16), для избежания царапин и сколов.Так как на гитару от натяжения струн воздействуют весьма неприятные силы, её усиливают изнутри специальными рейками, которые предают прочности конструкции корпуса, но и так же влияют на звучание гитары, обогащая звук весьма ощутимыми акустическими свойствами.

Рис. 7 Рейки усиливающие гитару изнутри.

Материалы

Корпуса самых дешёвых гитар изготавливаются из самой обыкновенной фанеры, которая обладает весьма паршивым звуком, оснащаются колками, которые практически не держат строй и струнами, которые необходимо менять сразу после покупки гитары. Грифы дешёвых гитар изготавливают из прессованной фанеры и бог знает из чего ещё. Верхний и нижний порожек изготавливают из низкокачественной пластмассы, а ладовые порожки из какого-нибудь там би-металла.

Рис. 8 Корпус гитары из палисандра

Корпуса дорогих гитар изготавливаются из красного дерева, палисандра и клёна. Оснащаются хорошими колками, которые держат строй и конечно струнами, на которых приятно играть.  Грифы дорогих гитар изготавливают из бука, красного дерева и других прочных пород древесины. Верхний и нижний порожки обычно изготавливают из качественной пластмассы или кости, а ладовые порожки из качественного металла.

proguitarworld.ru

Конструкция классической гитары

Краткий популярный обзор конструкции классической гитары с элементами технологии.

Статья из серии "Как это делается". Специально для гитаристов и тех, кто еще не в курсе.

 

Вместо краткого вступления

Концертная гитара - это полномензурная гитара ( мензура 650мм., а сейчас есть тенденция к увеличению мензуры до 660мм.), изготовленная полностью из массива древесины без каких либо имитаций. Если накладка чёрная - значит это эбеновое дерево. Т. е. концертная - это не только размер гитары, но и качество, и класс компонентов, и регламентированная схема их сборки. И все это ради соответствующего звучания в концертном зале.

В зависимости от мастера порядок сборки, форма, цветовое решение могут прилично различаться. В гитарном мастерстве нет жёстких правил. Форма головки, корпуса, подставки, вид канта, вид других украшений, лак, цвет все это гитарный мастер может выбирать, сочетать по-своему. Безусловно, есть некоторые рамки, но в целом всё достаточно либерально.

 

Гитара из массива изготавливается полностью из цельной древесины. Если сказать очень грубо, но точно, гитара сделана из тонких пластин дерева, толщина порядка 2.5мм.

Заготовка древесины. Так или иначе сначала дерево заготавливается. Сегодня гитарному мастеру не обязательно самому участвовать во всем цикле заготовки. Есть специальные предприятия, которые древесину находят, правильно по-гитарному пилят, сушат естественным способом, т.е. без всяких нагревов и обработки паром. Материал лежит несколько лет выдерживается, после чего поступает в продажу напиленный особым образом.

 

Как выглядят заготовки для гитары, т.е. какой вид имеют палочки, которые станут через какое-то время гитарой?

Дека гитары - это две одинаковые половинки, подразумеваются не только идентичность габаритных размеров, но и рисунок слоёв, текстура древесины. Подробнее о деке читайте в статье.

На фото изображены две половинки заготовки деки. В таком виде они продаются на заготовительных предприятиях.

Чтобы заготовки были одинаковыми, при распиловке они срезаются друг за другом с заготовки большего размера. Также, при такой распиловке естественно соблюдается однородность деки по физическим характеристикам. Ведь, если даже подобрать визуально одинаковые половинки деки срезанные с разных заготовок, то они не будут одинаковые по внутренним физическим свойствам, близкие, но неодинаковые. Да, и зачем это делать, если можно комбинировать половинки дек, складывая отпиленные заготовки друг за другом.

Типовой материал для деки - это ель и кедр различных типов. Есть и другие породы, но они не так распространены.

 

Конечно, некоторые мастера сами пилят заготовки. Покупать непиленный материал дешевле, но это не единственная причина и предмет отдельного разговора. Каждый мастер выбирает материал самостоятельно.

 

Половинки деки или дна склеиваются вместе, лишнее обрезается и выводится на необходимую толщину. К деке приклеивается акустическая система. Одна из самых удачных систем является система "веер", состоящая из нескольких тонких пружин - радиальных палочек из ели или кедра.

Пружины сходятся к розетке образуя подобие веера.

Акустическая система необходима для равномерного распределения нагрузки и колебаний по деке, передаваемых струнами.

 

Другие конструкции акустической системы деки

Благодаря интернету можно найти множество самых разнообразных и даже причудливых акустических систем для деки гитары.

Уже обычным вариантом стала система в виде решетки. Материал пружин решетки максимально легкий, но сверху на них приклеивается ленточка углеродной ткани, что делает их достаточно жесткими.

Или вот такой вариант.

 

Конструкция двойной деки с Номексом

Сегодня уже все слышали о двойных деках, тема на форуме. Суть заключается в том, что дека формируется из трех слоев, два тонких внешних слоя из обычного материала для деки и внутренний слой из специальной сотовой структуры под названием Номекс, Nomex. Дека получается прочной и очень легкой.

 

Розетка и канты гитары

Розетка гитары выполняется из разноцветного шпона, нарезанного и скленного особым образом. Суть состоит в том, что из шпона формируется пакет таким образом, что в торце у него получается рисунок, элемент орнамента. Пакет как колбаска нарезается и из этих элементов формируется уже весь орнамент.

 

Сам внешний кант, т.е. полоска дерева, которая идет по углу гитары делается из плотной древесины. Канты выполняют функцию как декоративную, так и закрывают торцы деки и дна от вредных воздействий, как влажность и служат дополнительными слагаемыми в прочности корпуса. Безусловно, канты также являются элементами украшения гитары и часто усложнены разного рода полосками орнаментов. Используется цветовой контраст с декой или корпусом гитары.

Подробная статья какими бывают канты и как они врезаются.

 

Дно гитары или нижняя дека делается также как и верхняя дека из двух идентичных половинок, склеенных по оси симметрии. С внутренней стороны этот шов проклеивается полоской древесины для прочности.

Поперёк на дне, как и на деке, приклеены рипы, необходимые для придания корпусу гитары достаточной прочности. Рипы прочнее, чем пружины, изготавливаются также из ели.

Видов конструкции рип также предостаточно. Например: в рипе делаются проточки на подобии арок. Рипы бывают разные по размеру, разнится и их количество.

 

Обечайки гитары - это также симметричные половинки. Материал дна и обечаек, как правило, один и тот же. Это правило должно соблюдаться беспрекословно для профессиональных гитар. Причём совпадать также должна и текстура материала обечаек и дна, не только название. Внешний вид одной и той же породы древесины прилично отличается от заготовки к заготовке, как насыщенностью от светлого до темного, так и самим цветом, текстурой.

Как гнутся обечайки? Древесина имеет свойство при нагреве с определённым увлажнением гнуться и, если форму зафиксировать, остудить и высушить, то древесина эту форму сохранит. Материал замачивается, нагревается и гнется по форме гитары, потом остужается и сушится.

 

Когда говорится о материале изготовления классической гитары, то имеется в виду материал изготовления как раз дна и обечаек, так как дека в основном делается из ели или кедра. Если вы слышите, что гитара палисандровая, то значит из палисандра сделан ее корпус, но никак не дека.

 

Гриф состоит из нескольких частей. В классическом варианте принято головку грифа приклеивать отдельно, а не вырезать клюшко-подобную форму из цельного куска. Также отдельно приклеивается пятка. Само тело грифа, куда упирается большой палец, называется шейкой грифа.

Функция грифа не только держать струны, но и быть удобным посредником для человека. Для того, чтобы на грифе вашей гитары было удобно играть, необходимо иметь помимо эргономичной формы ещё и нормальные высоты струн над накладкой, а точнее над верхушками ладов. Высоты струн могут различатся, в зависимости от их натяжения и техники звукоизвлечения гитариста.

Сам гриф должен иметь некоторый, ели заметный прогиб. Ровный гриф также допускается, но подпрогнутый гриф позволяет опустить струны чуть ниже и не трещать на басах в первых позициях.

 

Краткая схема изготовления грифа. Берется заготовка, будущая шейка распиливается вдоль пополам. Одна сторона переворачивается, и половинки склеиваются через прожилку. Роль прожилки как декоративная, так и обеспечение прочности.

С соблюдением определенных углов (15 градусов) приклеивается будущая головка.

На головку сверху, часто и снизу, приклеивается дощечка из палисандра или эбенового дерева с целью скрыть шов склейки шейка-головка, также это укрепляет этот узел грифа и украшает его.

Изготавливаются проточки и отверстия под колковую механику. Головке придаётся окончательная форма.

С другого конца будущего грифа приклеивается и вырезается пятка.

Гриф работы Николая Ивановича Ещенко у него в мастерской

Пятка гитары может быть испанская или под ласточкин хвост. Существует два варианта последовательности сборки всей гитары.

Предвосхищая ваш вопрос, отвечу, что хорош тот способ, который у мастера получается лучше.

 

Испанский способ

Испанская конструкция гитары отталкивается от того, что верхний клёц и пятка грифа одно целое, т. е. клёц - это продолжение грифа и пятки. На месте мнимой границы между грифом и псевдоклёцом, делается паз, в который вставляются обечайки.

Эта особенность конструкции требует особой последовательности склейки гитары. Испанская сборка выполняется в такой последовательности:

  • Формируется дека с пружинами и рипами; устанавливается на специальном рабочем столе - солере.
  • К деке приклеивается гриф, который также фиксируется и за солеру.
  • Приклеиваются изогнутые по форме гитары обечайки.
  • К обечайкам приклеиваются контробечайки.
  • Заканчивают сборку корпуса дном. На самом первом фото статьи, гитара как раз ждет только приклейки дна.
  • Далее, накладка, обработка грифа, подставка и финиш.

 

Европейский способ

Конструкция гитары такова, что гриф вклеивается в уже готовый закрытый корпус, т. е. дека, дно, обечайки - всё уже вместе. Гриф вклеивается в клёц с помощью паза ласточкин хвост. Возможны и иные способы.

Также часто бывает, что корпус гитары окончательно закрывают, приклеивая готовую деку к готовому полукорпусу. На фото вы видите готовый полукорпус и деку.

Внутренние поверхности деки и полукорпуса покрыты тонким слоем лака, чтобы защитить гитару от резких изменений влажности.

 

Клёцы - нижний и верхний. Верхний клёц - это такая деревянная форма, которая видна через отверстие, если посмотреть в него под углом в сторону основания грифа, нижний клёц не видно без зеркала. В верхний клец по европейской сборке вклеивается гриф. Клёц нужен для придания жёсткости корпусу. Испанская конструкция гитары, как вы поняли также имеет верхний клец, но это единое целое с самими грифом.

 

Контробечайки - это полоска древесины, которая проходит вдоль склейки дека-обечайки, дно-обечайки для упрочнения склейки и всего корпуса гитары вцелом. Они бывают цельные бывают с пропилами, а бывает, что и вовсе набраны из отдельных чопиков.

 

Накладка грифа изготовляется из сверхпрочной древесины, чтобы укрепить гриф, а также, чтобы внешняя поверхность накладки должна быть очень износостойкой и не истираться под пальцами. Абсолютно эстетический момент - на черном меньше видна всякая грязь.

 

Лады должны быть обработаны специальным образом, плотно без колебаний держаться в пропиле, не выступать на торцах, вершины ладов должны находиться в одной плоскости.

Подставка гитары делается из плотного материала, палисандра или схожего с ним по плотности дерева. Подставка должна быть сама по себе жесткой, чтобы под натяжением струн, излишне не прогибаться. Приклейка подставки - это самая ответственная склейка на гитаре. Нагрузка на подставку очень большая.

 

Верхний и нижний порожки гитары делаются как правило из кости. Но сегодня много новых синтетических заменителей.

 

Важным технологическим процессом в изготовлении гитары является лакировка. Каждый мастер сам выбирает метод нанесения и лак для своих гитар. Лаков достаточно много. Синтетические лаки и органические лаки, также сегодня можно встретить гитару покрытую специальными засыхающими маслами, например, тунговым маслом.

Традиционным лаком для гитар является шеллак - это органический лак. Вот его определение из справочника "Растительное сырьё и биологически активные субстанции".

Воскоподобное вещество, выделяемое тропическими насекомыми (Tachardia lacca), обитающими в Индии на определенных видах деревьев. В процессе накопления эта масса смешивается со смолистыми веществами и некоторыми продуктами жизнедеятельности насекомых.

На фото вы видите ещё не растворенный шеллак. Если его насыпать в чистый спирт, то через пару часов он полностью растворится.

Ещё много чего можно было бы написать про конструкцию и изготовление классической гитары, но статья уже и так получилась внушительной.

Представление об устройстве гитары вы получили. Вы можете посмотреть как преодолевают все сложности на пути к своей первой гитаре наши форумчане.

В статье использованы фото наших форумчан, начинающих и уже давно как гитарных мастеров. А также несколько фото гитары работы Николая Ивановича Ещенко у него в мастерской.

Микола Руденко

mastergitar.com

Классическая гитара | устройство гитары | части гитары

Пожалуйста, ознакомьтесь с обзором, если Вы решили купить классическую гитару.

Давайте разберемся, из чего состоит гитара, как правильно называются ее детали и части, и какие функциональные задачи выполняют те или иные элементы. Статья носит ознакомительный характер, но может быть полезна не только для новичков, в статье подробно и правильно названы основные детали конструкции. Часто даже профессионалы называют эти детали не совсем корректно, возможно приведенная в статье информация послужит правильному пониманию смысла наименований. Гитарному мастеру статья может служить также в качестве навигатора по каталогу нашего магазина. Кликнув на ссылку, в соседнем окне можно открыть страничку с товаром.

Основные части гитары – гриф, который венчает голова, и корпус гитары.

В голову гитары вмонтирована колковая механика – механизм, позволяющий регулировать натяжение струн. Верхняя или нижняя поверхность головы чаще всего украшается накладками – из деревянной мозаики темных пород, иногда накладка может включать в себя элементы перламутра и других материалов. Наряду с эстетическими задачами, накладка укрепляет голову.

Голова крепко приклеена к шее, шеей гитары называют часть грифа от головы до пятки.  Для шеи и головы используют один материал, чаще используют кедр, махагони или клен, из того же материала в нижней части приклеивается пятка грифа. Видимую снаружи часть пятки называют каблуком.

Грифом гитары называют как одно целое, так и отдельные его элементы. Чтобы быть более точными, давайте разберемся, из каких элементов состоит гриф. Верхняя часть грифа – накладка на гриф, изготавливается накладка из твердого материала – черного дерева, палисандра, махагони, современные гитарные мастера используют иногда углеводородные композитные смолы.

В верхней части грифа устанавливается нулевой порожек, который называют косточкой, он может быть изготовлен из натуральной кости или из пластика. Косточка легко демонтируется при необходимости, она  либо держится под давлением струн, либо приклеивается так, чтобы ее можно было без труда отклеить. Через косточку колеблющаяся струна сообщает энергию другим элементам конструкции гитары, ее положение может значительно повлиять на звучание гитары.

Накладка на гриф разделена на лады, определяющие позиции для извлечения звука определенной высоты, ограниченные ладовыми порожками. По мере повышения тона расстояние между ладовыми порожками уменьшается. Длина ладов высчитывается математически точно. В зависимости от мензуры гитары размеры ладов изменяются пропорционально.  Для разметки ладов можно использовать специальные линейки со шкалами соответствующими длинам ладов. Каждый лад ограничен ладовым порожком.

Ладовые порожки изготавливаются из металлических сплавов различной твердости, обычно используются латунь, серебро, ниель-серебрянный сплав, мельхиор, сталь. Между ладами пропиливаются пазы для порожков, для этого мастера используют точные ножовки со специальной заточкой. Порожки вбиваются в накладку грифа специальным молотком, края порожков подрезаются клещами. После установки необходима регулировка ладовых порожков, для этого мастер может использовать специальные инструменты – линейки или глубиномеры для измерения высоты порожков и напильники для обработки поверхностей ладовых порожков.

Корпус гитары состоит из трех основных частей – верхней деки, нижней деки и обечайками между ними. Среднюю часть корпуса гитары называют талией.

Верхняя дека склеивается из двух частей, ее изготавливают из ели или кедра, реже из других пород, например секвойи. В верхней деке прорезается резонаторное отверстие, которое украшает розетка. Розетка изготавливается из деревянной мозаики, иногда в элементах мозаики используются другие материалы, например перламутр. В нижней части к деке приклеена подставка со струнодержателем и нижним порожком (косточкой). Нижний порожек передает энергию колеблющейся струны, сообщая тем самым заданную струной частоту колебания корпусу гитары. Длина открытой части струны от верхнего порожка до нижнего порожка называется игровой мензурой.

Нижняя дека и обечайки с двух сторон изготавливаются из одного материала, но выбор породы дерева намного шире, чем для верхней деки. Может быть использован разный материал: палисандр, махагони, клен, кипарис, лавр, вишня, груша и другие. Иногда эти материалы комбинируют. Дека клеится из двух частей, обечайки сгибают под нагревом, используя специальные приспособления. Край верхней деки, а иногда и верхний край обечайки украшают кантами, канты не влияют на звучание инструмента.

Теперь перейдем к внутреннему устройству гитары.

Деки гитары очень тонкие около двух миллиметров, при этом для правильной работы конструкции мастер регулирует толщины деки с высокой точностью, используя для этого толщиномеры с погрешностью в сотые доли миллиметра. Чтобы деки выдержали мощную энергию во время исполнения, в конструкции используются дополнительные подкладки – футоры.

Футор нижней деки расположен над швом в месте склейки частей деки. С внутренней стороны специальный футор вклеивается под гитарной подставкой, кроме того в верхней части деки вклеивается футор розетки.

Кроме футоров со внутренней стороны дек приклеиваются поперечные пружины. К верхней деке, кроме поперечных пружин приклеивают веерные пружины. Пружины обеспечивают жесткость конструкции гитарного корпуса. Не менее важная задача пружин – гармоническая настройка, не даром в Испании  пружины называют гармоническими.

Пружины гитары служат важным инструментом настройки инструмента при его построении. Энергия колебания струны передается конструкции в узловых точках от косточки через подставку и клоц. Задача пружин компенсировать и распределить энергию колебаний таким образом, чтобы мы могли услышать звук нужной интонации и тембра. Настройка осуществляется расположением пружин, подбором материала, изменением толщин и высоты пружин. Пружины, как и другие внутренние части гитары изготавливают из ели  и кедра с хорошими резонансными свойствами.

В местах соединения дек и обечайки вклеиваются контробечайки. Рейка специально изгибается по форме обечайки. Часто между верхней декой и обечайкой роль контробечайки выполняют сухари – специальные клинья маленького размера.

На рисунке в нижней части корпуса гитары обозначена пуговица, обычно на классическую гитару пуговицу не устанавливают, так как исполнитель играет сидя, на вестерн и другие народные гитары пуговица устанавливается, чтобы можно было закрепить ремень.

На гитары со стальными струнами в гриф монтируется металлический анкер, предохраняющий гриф от деформации под напряжением струн.

elcoda.com

Устройство гитары Ваше имя (обязательно) Ваш e-mail (обязательно) Тема Сообщение Пожаловаться ▲▼ ПроблемыИнформация невернаОпечатки, неверная орфография и пунктуацияИнформация потеряла актуальностьНедостаточно информации по темеИнформация на странице повторяетсяЧасть текста на страницы не интереснаИзображения не соответствуют текстуСтраница плохо оформленаСтраница долго загружаетсяДругие проблемы Комментарий Основные составные части акустической гитары — гриф и корпус. Разные типы гитар могут иметь отличия в деталях, но общая структура остается неизменной. Для более подробного рассмотрения, инструмент можно условно разделить на такие компоненты: внешнее устройство корпуса; внутреннее устройство корпуса; устройство грифа. Корпус гитары Корпус гитары представляет собой две деки (верхнюю и нижнюю), объединяемые обечайкой. Верхняя дека оказывает весомое влияние на звучание инструмента. Имеет значение, какая порода дерева была использована, а также, из скольких частей сделана дека. Лучший вариант — дека, состоящая из двух-четырех частей. В таком случае, мастер имеет возможность подобрать максимально подходящие составные части. Нижняя дека оказывает не столь прямое воздействие на звукоизвлечение, обогащая звук оттенками. Дека не имеет отверстий, выполняется из двух частей, объединенных стыковочным швом. На верхней деке расположено резонаторное отверстие (розетка), необходимое для акустических свойств инструмента. Отверстие передает колебания воздуха из полой внутренней части гитары, наружу, позволяя извлекать громкий звук. Подставка (бридж) или струнодержатель, устанавливается в нижней части верхней деки. Элемент выполняет две функции: несет нагрузку от натяжения струн, укрепляя верхнюю деку, и передает колебания струн корпусу. Гриф гитары Гриф гитары — элемент особой формы и размера. Основная часть грифа — шейка, на лицевую часть которой крепится накладка. Прижимая к деревянной накладке струны, музыкант регулирует длину их колеблющейся части, тем самым изменяя высоту извлекаемого звука. Вдоль грифа, располагаются поперечные перекладины — лады. Изготовленные из металла или пластика, лады крепятся к накладке, с соблюдением правильной дистанции. От точности выполнения этих элементов зависит «чистота» звука инструмента. Крепление грифа к обечайке осуществляется «пяткой грифа». На верхней части шейки находится верхний порожек, с бороздками для струн. Расстояние между верхним порожком и нижним струнодержателем, как правило, составляет 65 см. Колковый механизм расположен в верхней части грифа. С помощью колков осуществляется натяжение струн, для настройки каждой из них. Количество колков соответствует количеству струн на гитаре. Дополнительно к гитаре прилагаются струны (нейлоновые, металлические) и медиатор (необязательно). Различают 2 основных вида акустических гитар: классическая и эстрадная. Между ними есть 3 отличия: на классических гитарах можно заметить своеобразное устройство колок и пера. Эти 2 составляющие отличаются друг от друга: в пере имеются отверстия, из-за чего месторасположение колок изменяется; на эстрадной гитаре гриф уже, чем на классической; на классические гитары устанавливаются нейлоновые струны, которые легче зажимать и брать нужные аккорды. Именно поэтому во многих учебных пособиях авторы рекомендуют новичкам начинать обучение именно с классических акустических гитар. С устройством акустических гитар мы разобрались, а теперь давайте рассмотрим устройство электрогитары. Между двумя видами струнных инструментов имеется много схожих составных частей. Однако нас интересуют именно различия. У электрогитары вы не найдете полость в корпусе. Эта важная часть инструмента всегда цельная. Гриф электрогитары крепится разными способами: при помощи клея, болтов. Некоторые модели инструмента имеют сквозной гриф. Внутри грифа находится анкерный стержень, отвечающий за регулирование кривизны грифа. У электрогитар может быть куча «прибамбасов», называемых звукоснимателями. Они бывают активными и пассивными, нэковыми (у основания гирфа) и бриджевыми (у струнодержателя), хамбакеры и синглы. Количество звукоснимателей не нормировано: их может быть и 1, и 2, и 3. Выбор нужного звукоснимателя осуществляется при помощи позиционного переключателя. Струнодержатели электрогитар называются бридж. Они могут выпускаться с системой тремболо (фиксированной), и без нее. Теперь вы знаете о том, как устроены различные гитары, и может приступать к обучению игре на этом инструменте. Видео

Устройство гитары - как устроена стандартная гитара?

Основные составные части акустической гитары — гриф и корпус. Разные типы гитар могут иметь отличия в деталях, но общая структура остается неизменной. Для более подробного рассмотрения, инструмент можно условно разделить на такие компоненты:

  • внешнее устройство корпуса;
  • внутреннее устройство корпуса;
  • устройство грифа.

Корпус гитары

Корпус гитары представляет собой две деки (верхнюю и нижнюю), объединяемые обечайкой. Верхняя дека оказывает весомое влияние на звучание инструмента. Имеет значение, какая порода дерева была использована, а также, из скольких частей сделана дека. Лучший вариант — дека, состоящая из двух-четырех частей. В таком случае, мастер имеет возможность подобрать максимально подходящие составные части. Нижняя дека оказывает не столь прямое воздействие на звукоизвлечение, обогащая звук оттенками. Дека не имеет отверстий, выполняется из двух частей, объединенных стыковочным швом.

На верхней деке расположено резонаторное отверстие (розетка), необходимое для акустических свойств инструмента. Отверстие передает колебания воздуха из полой внутренней части гитары, наружу, позволяя извлекать громкий звук.

Подставка (бридж) или струнодержатель, устанавливается в нижней части верхней деки. Элемент выполняет две функции: несет нагрузку от натяжения струн, укрепляя верхнюю деку, и передает колебания струн корпусу.

Гриф гитары

Гриф гитары — элемент особой формы и размера. Основная часть грифа — шейка, на лицевую часть которой крепится накладка. Прижимая к деревянной накладке струны, музыкант регулирует длину их колеблющейся части, тем самым изменяя высоту извлекаемого звука.

Вдоль грифа, располагаются поперечные перекладины — лады. Изготовленные из металла или пластика, лады крепятся к накладке, с соблюдением правильной дистанции. От точности выполнения этих элементов зависит «чистота» звука инструмента.

Крепление грифа к обечайке осуществляется «пяткой грифа». На верхней части шейки находится верхний порожек, с бороздками для струн. Расстояние между верхним порожком и нижним струнодержателем, как правило, составляет 65 см.

Колковый механизм расположен в верхней части грифа. С помощью колков осуществляется натяжение струн, для настройки каждой из них. Количество колков соответствует количеству струн на гитаре.

Дополнительно к гитаре прилагаются струны (нейлоновые, металлические) и медиатор (необязательно).

Различают 2 основных вида акустических гитар: классическая и эстрадная. Между ними есть 3 отличия:

  • на классических гитарах можно заметить своеобразное устройство колок и пера. Эти 2 составляющие отличаются друг от друга: в пере имеются отверстия, из-за чего месторасположение колок изменяется;
  • на эстрадной гитаре гриф уже, чем на классической;
  • на классические гитары устанавливаются нейлоновые струны, которые легче зажимать и брать нужные аккорды. Именно поэтому во многих учебных пособиях авторы рекомендуют новичкам начинать обучение именно с классических акустических гитар.

С устройством акустических гитар мы разобрались, а теперь давайте рассмотрим устройство электрогитары.

Между двумя видами струнных инструментов имеется много схожих составных частей. Однако нас интересуют именно различия.

  1. У электрогитары вы не найдете полость в корпусе. Эта важная часть инструмента всегда цельная.
  2. Гриф электрогитары крепится разными способами: при помощи клея, болтов. Некоторые модели инструмента имеют сквозной гриф.
  3. Внутри грифа находится анкерный стержень, отвечающий за регулирование кривизны грифа.
  4. У электрогитар может быть куча «прибамбасов», называемых звукоснимателями. Они бывают активными и пассивными, нэковыми (у основания гирфа) и бриджевыми (у струнодержателя), хамбакеры и синглы. Количество звукоснимателей не нормировано: их может быть и 1, и 2, и 3.
  5. Выбор нужного звукоснимателя осуществляется при помощи позиционного переключателя.
  6. Струнодержатели электрогитар называются бридж. Они могут выпускаться с системой тремболо (фиксированной), и без нее.

Теперь вы знаете о том, как устроены различные гитары, и может приступать к обучению игре на этом инструменте.

Видео

mfina.ru

Устройство электрогитары

Устройство электрогитары на примере Fender Stratocaster

1-Гриф. 2-Корпус. 3-Головка грифа. 4-Верхний порожек. 5-Порожек лада. 6-Колки. 7-Бридж (с тремоло). 8-Звукосниматель хамбакер. 9-Звукосниматель сингл. 10-Рычаг. 11-Переключатель звукоснимателей. 12-Регулятор тембра. 13-Регулятор громкости. 14-Гнездо подключения шнура. 15-Отверстие для регулировки анкера. 16-Крепление ремня. 17-Маркер лада.

Гриф электрогитары (1) практически ничем не отличается от акустики и состоит из двух частей: собственно сам гриф и накладка, скрепленные клеем. Напомним, что накладка грифа - это его верхняя часть, на которой расположены лады. На головке грифа (3) также находятся колки (6), а внутри грифа имеется анкер, задача которого по-прежнему та же - не дать струнам согнуть гриф. Гриф может быть приклеен к деке, а может быть прикреплен при помощи шурупов (это одно из отличий от акустики).

Как и у акустической гитары, у электрогитары имеются гриф, корпус, струны, колки... Но корпус электрогитары совсем не такой как у акустической, а плоский.

Корпус электрогитары (2) может быть полностью сделан из дерева, либо полым.

Гитары с полым корпусом обладают теплым, насыщенным звуком и обычно используются в джазе, блюзе и кантри. Недостатками этих гитар является быстрое угасание звука, и возникновение скрипящего звука при игре на большой громкости.

Корпус у цельнокорпусных гитар выполнен либо из одного, либо из нескольких кусков дерева, как правило, одного сорта, которые склеены друг с другом. Чем больше мест склейки корпуса, тем хуже будет звук, из-за потери резонанса древесины в этих местах. Исключение составляют некоторые модели гитар, корпус которых намерено сделан из разных пород дерева для улучшения звучания. Такие гитары имеют более резкий и агрессивный звук, что наиболее подходит для исполнения тяжелой музыки.

Теперь о том, что кардинально отличает акустическую гитару от электрогитары.

Бридж или машинка (7) — это устройство, с помощью которого струны крепятся к деке. Существует две разновидности бриджей: с тремоло и без (на рисунке бридж с тремоло). У каждой из них есть свои преимущества и недостатки.

Бриджи с системой тремоло - это подвижная подставка, которая приводится в движение при помощи рычага (10), что позволяет изменять натяжение всех струн и создавать эффект вибрато даже с отрытыми струнами. Обычно такие машинки ставятся на стратокастерах и подобных им инструментах. Такие машинки позволяют изменять высоту звука на полтора-два тона, что здорово разнообразит звук.

К сожалению гитары с такими машинками имеют ряд недостатков: если рвется струна, то гитара сразу расстраивается; гитару гораздо сложнее настроить или перестроить в альтернативный строй; бриджи такого типа имеют меньшую длительность звучания нот; из-за большого количества деталей такие машинки чаще выходят из строя. О настройке электрогитары читайте статью "Настройка струн и мензуры электрогитары"

Бриджи без тремоло ставятся на гитары типа телекастер и полуакустики. Их конструкция еще более простая, количество деталей сведено к минимуму, за счет чего гитары, оснащенные такими бриджами лучше держат строй, более певуче звучат, с ними меньше проблем, когда нужно быстро поменять струны.

Для новичков лучше выбирать гитары оснащенные машинкой с простым тремоло (когда машинка работает только на понижение звука) или вовсе без него.

Под струнами на корпусе электрогитары расположены датчики - звукосниматели, которые преобразуют колебания струны в электрический сигнал. Звукосниматель - очень важная часть гитары, от их типа и качества зависит выдаваемый гитарой звук.

Звукосниматели бывают двух типов: синглы (single) (9) и хамбакеры (hambucker) (8). Синглы обладают чистым и прозрачным звуком. Этими звукоснимателями пользуются при игре в стилях блюз и кантри. Недостаток, связанный с конструкцией таких датчиков - это множество посторонних шумов и сильный фон при игре с дисторшн. Хотя сейчас выпускают разделенные синглы, у которых значительно снижен шум.

Хамбакеры подавляют посторонние шумы и более приспособлены для игры через гитарные эффекты. Эти датчики обладают более мощным и насыщенным звуком. За счет этих качеств хамбекеры больше подходят для тяжелых направлений музыки.

Производители комбинируют датчики обоих типов в разных последовательностях и таким образом добиваются разнообразия звучания инструмента. В описании электрогитары можно увидеть что-то вроде S-S-H или H-S-H - таким образом, обозначается последовательность, в которой на гитаре установлены звукосниматели S - сингл (single), H - хамбакер (humbucker).

Звукосниматели могут быть пассивными и активными. У активных датчиков более широкий частотный диапазон и слабый выходной сигнал. Для его усиления в гитару встраивается предусилитель, работающий от кроны. Активные датчики, как и пассивные, бывают как синглы, так и хамбакеры.

Для переключения между звукоснимателей на гитаре установлен переключатель (11), делающий активным один или два из установленных на гитаре звукоснимателей. Переключаясь между звукоснимателями, можно изменять производимый гитарой звук. Часто устанавливаются переключатели, которые включают два соседних друг с другом звукоснимателя и, таким образом, создают новые звучания.

Также на корпусе электрогитары, как правило, располагаются регуляторы громкости (13) и тембра (12) звука.

Поделитесь ссылкой соцсетях или отправьте по почте:

gitarre.ru

Устройство электрогитары

Если вы купили электрогитару и тупо на неё смотрите, пытаясь сообразить, что куда подключать и где нажимать, то эта статья для вас:) Вообще, устройство электрогитары сложнее, чем акустической. Хотя бы потому, что в электрогитаре присутствует много электроники.

Поэтому новичку, прежде чем купить инструмент, следует разобраться что к чему. В данной статье вы в общих чертах ознакомитесь с устройством электрической гитары.

Устройство электрогитары: общая схема.

На первом рисунке можно рассмотреть составные части электрогитары, собственно, о каждой из них мы поговорим отдельно.

Гриф электрогитары.

Гриф электрогитары по строению может отличаться от грифа акустической гитары. Например, своей длиной или радиусом накладки. Кроме того, голова грифа может принимать различные формы, что нечасто встречается у акустических гитар. На гриф  наклеивается накладка, на которой располагаются порожки, делящие гриф на лады.Гриф испытывает достаточно большие нагрузки из-за натяжения струн, и для предотвращения его деформации внутри грифа помещают анкерный стержень (см. Настройка анкера гитары).Есть два варианта его установки. Например, можно купить электрогитару с анкером, установленным прямо под накладку. Но тогда велика вероятность, что со временем стержень просто напросто сорвет ее. Второй вариант - установка анкера с тыльной стороны грифа. Этот способ очень трудоемок, но дело того стоит. Бренд Fender предпочитает именно  такой способ установки анкера.Грифы электро гитар имеют разный способ крепления к корпусу. Гриф в устройстве электрогитары может быть как вклеенным, так и ввинченным с помощью болтов. Каждый вариант придаёт особое звучание электрогитаре. Самый дорогой (но и лучший по звучанию) вариант крепежа – сквозное крепление. Сквозной гриф проходит прямо внутрь корпуса и придаёт гитаре глубокий, сочный звук.

Корпус электрогитары.

Корпус электрогитары серьезно отличается от акустической. Можно купить электрогитару как с цельным, так и с полым внутри корпусом. Гитары с цельным корпусом сделаны либо из одного, либо из нескольких кусков дерева (обычно одного и того же сорта), и чем больше количество частей корпуса, тем хуже будет звук, так как резонанс угасает именно в районах склейки. Исключения составляют электрогитары, корпус которых состоит из нескольких частей, а части обычно из разных сортов. Такие гитары имеют резкий и агрессивный звук и часто используют в тяжёлой музыке.У инструментов с полым корпусом звук отличается. Он более насыщенный, но  гаснет быстро. Эти гитары покупают для игры в стиле кантри, блюз, джаз. Недостаток этих гитар,  в том, что при громкой игре может возникнуть скрипящий звук. Порода и качество дерева в таких инструментах оказывают большее влияние на звук, чем в цельнокорпусных гитарах.Что касается дизайна корпуса и формы его исполнения, то в отличие от акустических гитар, это незначительно сказывается на звуке инструмента.В устройстве корпуса электрогитары также присутствует одно или редко несколько гнёзд для подключения шнура типа Jack (Джек). Другой конец шнура подключается к гитарной периферии.

Звукосниматели.

Звукосниматели –  это датчики, которые преобразуют колебания металлических струн в электрические сигналы. Они бывают двух видов:

  • Синглы (Single). Они обладают ярким, чистым и чётким звуком. Как правило, их используют в блюзе и джазе. Минус – собирают помехи, а плохой датчик может даже словить радио:)

Звукосниматель Single (рис.2)

  • Хамбакеры (Humbucker). Обладают насыщенным, широким звуком. Хорошо подавляют шумы.  Их обычно используют в тяжёлой музыке.

Звукосниматель Humbucker (рис.3)

Звукосниматели можно разделить еще на два вида: активные и пассивные.Активный (рис. 4) отличаются от пассивного тем, что имеет более широкий частотный диапазон, который значительно улучшает звучание электрогитары. Но при этом повышается также и чувствительность датчика, т.е. любые огрехи вашей техники будут заметнее, чем при игре с пассивным датчиком. Стоит также отметить, что активный звукосниматель работает от 9-вольтовой батарейки. В устройстве недорогих электрогитар обычно используются пассивные звукосниматели.Активный звукосниматель (рис.4)

Есть несколько вариантов положения звукоснимателей. Положение и количество, безусловно, имеет свое влияние на звучание. Есть три основных положения звукоснимателей:

  • У основания грифа (Нековый)
  • Посередине (Мидл)
  • У струнодержателя (Бриджевый)

Разное звучание можно получить при включении нескольких звукоснимателей и эксперементируя с их комбинациями. Для таких манипуляций есть переключатель датчиков. В основном это трёх- и пятипозиционные переключатели. Кстати, важно знать, что некоторые звукосниматели предназначены только для определенной позиции из трех основных.Звук датчиков также меняется регуляторами громкости и тембра (тона). Их может быть разное количество на разных электрогитарах.

Бридж или машинка.

Бридж (машинку) используют для крепления струн к корпусу электрогитары. Есть два типа бриджей:

  • С системой Тремоло (рис.5).  Система тремоло дает возможность менять натяжение струн посредством рычага, тем самым можно создать эффект вибрато. Также за счет этих машинок можно менять высоту звука на полтора-два тона, что дает некое разнообразие звучанию. Если вы купите электрогитару типа Stratocaster, то можете быть уверены, что тремоло там есть.

Система тремоло Fender     Система тремоло Floyd RoseРис. 5. Системы тремоло

  • Без системы Тремоло. Их конструкция простая, струны меняются легко, строй держится хорошо, звук более певуч. Такие машинки часто ставят на полуакустические гитары. Наблюдаются также среди фендеровских телекастеров.

Электроника электрогитары.

Электроникой напичкан корпус электрогитары. На гитаре на рис. 1 этот отсек находится с обратной стороны. Если датчики активные, то, как правило, существует специальный отсек для батарейки в 9 В.

Вот такой небольшой ликбез по строению электрогитары:) Для грамотного выбора инструмента было бы неплохо ориентироваться в устройстве электрогитары хотя бы на таком базовом уровне.

Предлагаем читателю небольшой видео обзор по теме статьи:

 

Читайте также: Настройка электрогитары, Настройка анкера гитары: анкерный стержень, Какая гитара лучше (часто задаваемые вопросы)

© Копирование первоисточника допускается только со ссылкой на главную Dream Guitars.

dreamguitars.ru

Как Устроена Гитара

Приветствую читатель! В этой статье я расскажу про устройство гитары – как она работает, из чего состоит и все в таком духе. Если ты недавно начал учиться игре на гитаре или только планируешь начать, то рекомендую не откладывать этот пост и прочитать его прямо сейчас. Так как возможно, это первый шаг к твоему гитарному мастерству.

В статье пойдет речь как об “обычной” гитаре так и об электрической. И начну, пожалуй, с классической гитары:

Всем известная классическая гитара произошла от испанской гитары, на ней в свое время играли (как можно догадаться) испанскую музыку, но со временем ее стали использовать и для игры классической музыки.

Почему гитару называют классической?

Просто ее начали ставить в различные классы в музыкальных училищах, и она быстро стала академическим инструментом. Именно там она и закрепила свое имя “классической” гитары.

Отец Академической Гитары

Очень сильно популяризовал гитару испанский музыкант – Андрес Сеговия Торрес. Его можно назвать отцом современной академической гитары, а творческий путь этого человека был очень долог, примерно – семьдесят лет.

Он так же много сделал для академической гитары, как Джимми Хендрикс для электрогитары. И что не менее важно, так это то, что почти все известные гитаристы (классические) на сегодня – это ученики Андреса Сеговии.

И все-таки, как устроена гитара?

В отличие от электрогитары, классическая гитара уже давно сформировалась как в конструкции, так и в технике. Никто не придумывает новые способы звукоизвлечения, совершенствование идет только в качественном плане.

На классической гитаре стоят нейлоновые струны, а так же играют на них только пальцами! Медиаторную игру классическая техника не предусмотрела.

Вот изображение гитары, внимательно изучи его. Главное не пугайся, все запоминать и не нужно.

Теперь к делу, гитара сама по себе состоит из двух основных частей – корпуса и грифа. Это запомни!

Корпус гитары

Верхняя дека или грубо говоря “тело” гитары (обязательно ориентируйся по рисунку выше) изготовляется из ели или кедра. “Внутренности” гитары как правило изготавливаются из аналогичного материала.

Задняя и боковые стенки корпуса производятся из палисандра или кипариса. Выбор обычно делают, отталкиваясь от стиля игры на гитаре. Например, кипарис используется для фламенко гитар.

Верхнюю и нижнею деку соединяют при помощи обечайки (расположена внутри гитары). Помогаю во всем этот так же контр — обечайки и клецы.

Контр – обечайки похожи на две деревянные полоски повторяющие фигуру обечайки, а клецы – это два деревянных бруска снизу и сверху. Именно они соединяют две половины обечайки между собой.

Бридж

Бридж или подставка – это часть гитары, к которой крепятся струны. В этом самом бридже есть несколько отверстий, в которые нужно вставлять и продевать струны. Далее струны проходят через гриф к голове гитары и там крепятся на колковом механизме.

Так же бридж (подставка) используют в качестве опоры правой руки. Если внимательно посмотрите на различных гитаристов, то наверняка заметите, как они это делают. А если у Вас уже есть опыт в игре, то наверняка Вы про это уже знаете.

Гриф

Гриф гитары состоит из пятки (она закреплена с корпусом), так же есть ручка – это основная часть грифа (по которой двигаются руки при игре), накладки (на которой расположены лады) и головы к которой присоединены колки. Так же как можно заметить на грифе есть металлические лады.

Еще одна особенность классического грифа – это то, что в нем не присутствует анкерный стержень. И тут еще следующая фишка: в процессе изготовления ручка грифа распиливается вдоль, а после между половинами вклеивается полоска, примерно полтора дюйма толщиной.

Именно благодаря этому ручка грифа становится похожей на ламинат, а так как он прочнее цельного дерева…

Голова

Форма головы, это своеобразный знак отличия одного изготовителя от другого (естественно второсортные компании их копируют, но мы же говорим про настоящих гигантов), можете вбить в яндексе или гугле и посмотреть на голову гитары у разных производителей и Вы наверняка заметите, что голова грифа у Gibson и, например Fender совсем разная!

Но в первую очередь голова нужна для того чтобы держать колки, а колки в свою очередь держат струны. В классической гитаре голова прорезная, иначе говоря, в ней сделаны два отверстия, а в этих отверстиях расположены колки. (В начале статьи было изображение гитары, там можете увидеть и понять, как выглядит голова классической гитары).

Фирмы изготовители

Классические гитары изготавливают почти все известные фирмы, например – Gibson, Yamaha, Washburn, Martin, Fender и еще много-много других! У этих компаний в наличии можно найти, как и не очень дорогие инструменты, так и очень качественные и естественно очень дорогие модели.

Пожалуй, самая популярная фирма по изготовлению гитар – Ramirez. Так что если Вы мечтаете освоить классическую гитару, то Вы знаете какую классическую гитару нужно купить…

Заключение

Эта статья получилась довольно объемной, поэтому, я думаю, что расскажу об электрогитаре в следующей статье. Чтобы материал не путался в голове, да и возможно Вам интересна только классическая гитара.

Так же про электрогитару в двух словах не расскажешь, а я не хочу, чтобы Вы что-то недопоняли, поэтому — читайте и изучайте, дальше будет только интересней!

amazingguitar.ru