Что такое гуманитарная наука? Когда появились гуманитарные науки


Что такое гуманитарная наука? :: SYL.ru

Науки, которые есть в мире, обычно классифицируются и группируются по определённым свойствам и целям. Это даёт возможность объединять и высказывания о них. В рамках данной статьи мы предлагаем рассмотреть, что собой представляет система гуманитарных наук с позиции образовательного процесса. Как к ним относятся у нас и за рубежом?

Что собой являют гуманитарные науки

Упомянутые науки специализируются на человеке и его жизнедеятельности в обществе. Возникли они как логическое продолжение схоластики. Первой оформилась философия, которая занимается человеческими деяниями. Слово, мысли и их толкование являются средством и источником познания для данной области знаний.

Естественно-гуманитарные науки зарождались как элементарное наблюдение за процессами без участия в них человека. Но со временем их число пополнялось. На данный момент к ним можно отнести:

  • философию;
  • социологию;
  • политологию;,
  • психологию;
  • педагогику;
  • литературоведение;
  • языкознание;
  • историю и целый ряд других научных дисциплин.

Говорить о том, что предоставляет каждая из них, дело трудоёмкое. Хотя в качестве примера одну всё же рассмотреть можно. Вот история – наука гуманитарная. А относится к таковым она, поскольку в её основе лежит слово (в виде летописей, хроник) и мысли (как что реализовать, что рассказать потомкам, про что останется свидетельствовать материальная культура).

Гуманитарная наука с точки зрения россиян

У нас данный термин обычно употребляется как синоним социальным наукам. Хотя возможен вариант применения его и к дисциплинам, которые занимаются изучением культуры. Очень часто гуманитарные противопоставляются точным наукам.

Особенностью последних является широкое использование математического и метрологического аппарата. Тогда как в гуманитарных науках (не забываем это) опора делается на слово (естественные языки).

Английский вариант толкования

А у англичан гуманитарная наука трактуется довольно широко. Речь идет о группе академических дисциплин, которые объединяются на основании изучения аспектов человеческого бытия. В нее включены и качественно иные подходы, не предусматривающие наличия единой парадигмы, которая сможет определить представленное направление как науку.

Так, здесь есть дисциплины, которые не предусмотрены у нас, или же они подаются в сокращенном виде. Также тут присутствует и некоторое смешение с тем, что и куда включать, а конечный вариант может разниться, в зависимости от страны, которая взяла за основу английскую систему.

  1. Классика (под нею подразумевают классическую античность). У нас как отдельная дисциплина отсутствует.
  2. Философия.
  3. Языки. Занимаются изучениями литературных особенностей (главное отличие от лингвистики).
  4. Литература.
  5. Теология (богословие).
  6. Музыка, танцы, живопись, искусствоведение, изобразительное искусство.
  7. Археология.
  8. История.
  9. Краеведение.
  10. Этнография.
  11. Культурология.

Французский вариант толкования

В целом, он имеет много общего с рассмотренными ранее вариантами. Единственная существенная разница относится к толкованию. Так, французы гуманитарные и социальные науки вкупе с формальными и дисциплинами о природе рассматривают вместе. В целом, их обозначение может трактоваться так, что они занимаются людьми в социуме (а также всеми последствиями и связанными с этим аспектами).

Важность гуманитарных наук в современном обществе

Мы много говорили о торетическом подходе. Но что такое гуманитарная наука на практике? Что она собой представляет при использовании? Какие проблемы гуманитарных наук существуют? Давайте рассмотрим это на примере политологии.

В целом, завоевать сторонников политик может с помощью личной харизмы, ума и уместных действий. И если два первых качества необходимо иметь лично, то придумывать публичные шаги можно поручить и другим людям.

Данная гуманитарная наука даёт представление о том, какие действия как на что-либо влияют. Например: если идет война, то валовой внутренний продукт падает и, кроме темы прямого действия (победы), можно ещё обыграть и дополнения (выиграем – получим деньги, ждёт экономический рост, другая страна будет прислушиваться к нам). Поэтому составляется план движений или выступлений (о чем надо говорить, что волнует людей). А для этого необходимо наблюдать за настроениями, витающими в обществе.

То есть названная гуманитарная наука тесно связана с другими. Да и, по правде говоря, чтобы хорошо понять любую дисциплину, как правило, необходимо иметь ряд познаний и в других схожих предметах. Причем эта подобность может смело перешагивать границы группы. Политология, например, в немалой степени опирается на данные, которые предоставляет статистика (а ведь она является математической дисциплиной!).

В общем, гуманитарные науки нацелены на обеспечение прямой и обратной связи, чтобы получить максимальную эффективность действий.

Заключение

Как видите, система гуманитарных наук ставит перед собой довольно значительные цели, которые при успешном достижении оказывают благотворное влияние на функционирование общества. Но важным является и то, чтобы люди, которые их изучают, стали настоящими специалистами в своей области.

Так, экономистов считают гуманитариями, хотя для качественной работы им необходимо хорошо знать математику и уметь пользоваться различными моделями (которые часто строятся на системах уравнений). Но при понимании своего дела и соответствующих умениях их наличие может очень позитивно сказаться на всех хозяйственных процессах в рамках как отдельных предприятий, так и всей страны. Главное – был бы ум, а уж применение ему найдётся!

www.syl.ru

Гуманитарная наука - это... Что такое Гуманитарная наука?


  • Гуманитарий
  • Гуманоиды в Королёве

Смотреть что такое "Гуманитарная наука" в других словарях:

  • НАУКА — факт познания. Наука может обозначать как теоретическое знание (например, математика), так и практическое умение, технику. В более широком смысле термин может обозначать комплекс наук (то есть, если следовать классификации Конта: математику,… …   Философский словарь

  • ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ —         условное название направления в науке о культуре, по преимуществу занимающегося ценностно смысловыми, “человековедч.” аспектами. Г.к. принципиально близка другим гуманитарным дисциплинам, смежным с нею, искусствознанию и лит ведению,… …   Энциклопедия культурологии

  • Наука и учебные заведения Ярославля — Содержание 1 Исследовательские институты 2 Высшее образование 3 …   Википедия

  • наука гуманитарная — ее объектом выступает человек человеческое общество и мышление. Науки гуманитарные подразделяются на науки социальные и науки философские. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • наука: классификация — словом «наука» обозначаются также отдельные отрасли научного знания, взаимно отличающиеся рядом существенных характеристик. Прежде всего науки различаются своим объектом (от объекта науки следует отличать ее предмет: см. наука: объект; наука:… …   Большая психологическая энциклопедия

  • наука и жизненный мир —         НАУКА И ЖИЗНЕННЫЙ МИР тема соотношения науки и «жизненного мира» (Lebenswelt, world of life) стала широко обсуждаться в результате антропологического поворота в неклассической эпистемологии и философии науки. Внимание эпистемологов и… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Гуманитарная география — Основоположник гуманитарной географии Дмитрий Замятин Запрос «Гуманитарная география» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Гуманитар …   Википедия

  • НАУКА — специализированная деятельность по созданию системы знания о природе, обществе и человеке, позволяющей адекватно описывать, объяснять природные или общественные процессы и прогнозировать их развитие. Научному дискурсу свойственны претензия на… …   Большая актуальная политическая энциклопедия

  • Гуманитарная парадигма — (современная)    система тем, методов, способов осмысления, свойственная гуманитарным наукам (humanities, die Geistwissenschaften). Гуманитарное знание в конце XX начале XXI столетий начинает преодолевать гуманизм как свою цели и источник. Что… …   Проективный философский словарь

  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА — (political science) Изучение государства, управления и политической жизни. Мысль о том, что изучение политической жизни должно быть научным , вызывала споры на протяжении столетий. Предметом споров была природа политического познания, но… …   Политология. Словарь.

Книги

  • Гуманитарная наука в России и перелом 1917 года: экзистенциальное измерение, Довгополова О., Каменских А. (ред.). В книге представлен результат совместного труда группы ученых из Беларуси, Болгарии, Германии, Италии, России, США, Украины и Узбекистана, предпринявших попытку разработать исследовательскую… Подробнее  Купить за 743 руб
  • Гуманитарная наука в России. Перелом 1917 года, Довгополова О.. В книге представлен результат совместного труда группы ученых из Беларуси, Болгарии, Германии, Италии, России, США, Украины и Узбекистана, предпринявших попытку разработать исследовательскую… Подробнее  Купить за 696 руб
  • Гуманитарная наука в России и перелом 1917 года. Экзистенциальное измерение, Довгополова О.. В книге представлен результат совместного труда группы ученых из Беларуси, Болгарии, Германии, Италии, России, США, Украины и Узбекистана, предпринявших попытку разработать исследовательскую… Подробнее  Купить за 693 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «Гуманитарная наука» >>

dic.academic.ru

Гуманитарные науки — Wikipedia Metonymia.ru

Принимаются статьи в новый (первый в мире) строго-научный журнал точных наук о человеке: http://aleksejev.ru/nauka/.

Гуманитарные науки – это науки о личности, второстепенная часть гоблинских наук, центральная часть ненормативных (гумских) наук (см. ненормативные науки).

Гуманитарные науки - памятник, образчик восточного менталитета.

Ключевое звено учения о троице

Гуманитарные науки - ключевое звено учения о троице, в котором Сыну соответствует личность (см. учение о троице).

Отличие гуманитарных наук от остальных наук

Гуманитарные науки – пожалуй, единственные среди всех наук и учений, которые обозначаются не одним словом, а словосочетанием. Для сравнения: экономика, экология, психология, психономика и т.п. и т.д.

Это обусловлено во многом образованием слова humanitar не от латинских и греческих слов, а от мемов ключевых мантр - हूँ (хум), मणि (мани) и तारा (тара).

Отличия гуманитарных наук от человекознания

Отличия по объекту

Гуманитарные науки – то же самое, что личностьведение. Их отличие от человекознания заключается, прежде всего, в том, что они изучают человека опосредованно через его личность, то есть через его принадлежность к обществу, культуре и т.п.

Гуманитарные науки не интересует человек сам по себе, поскольку они посвящены изучению не человека как Homo sapiens, а скорее гуманоидам. Природная специфика человека в гуманитарных науках исследуется очень мало, в таких малозначимых для гуманитарных науках подразделах, как Возрастная психология, Психология полов, Психология инженерной безопасности и т.д. Важно отметить, что самые полезные с точки зрения человека науки, такие как Валеология, Физра и спорт, Безопасность жизнедеятельности, Сексология и т.п. исключены из гуманитарных наук либо представлены в них скудно и превратно. Для гуманитаров гораздо важнее работа с текстами.

Отличия по предмету

Гуманитарные науки изучают человека, народы, страны отстранённо (абстрагированно) от природно-климатических, бытовых и прочих конкретных условий жизнедеятельности людей. Их не интересует ни продолжительность жизни всех людей, ни факторы, влияющие на неё, ни благосостояние всех людей и т.п. Они фокусируют своё внимание на жизни и роскоши разве что отдельных людей, которые, по мнению гуманитарных наук, влияют на культуру или созидают её.

Отличия по цели

Гуманитарные науки не ставят целью научить человека безопасности, долголетию и т.п. Их главная цель – воспитать личность, чтобы он, впитав культуру (этические законы), стал членом общества.

Отличия по принципам

Гуманитарные науки не предоставляют достоверную информацию.

Виды гуманитарных наук

К гуманитарным наукам относятся все те науки, которые будучи идеологическими по своей сути, посвящены общественно значимым характеристикам обезличенного (модельного) человека, то есть:

  1. Педагогика (ближе к общественным наукам)
  2. Психология‎ (собственно наука о личности)
  3. Гуманизм (крайне правое идеологическое учение)

Весьма показателен тот факт, что даже апологеты гуманитарных наук часто забывают включить в число гуманитарных наук Безопасность жизнедеятельности, Основы безопасности жизнедеятельности, Валеологию и даже Этику семейной жизни. Между тем, эти науки едва ли не самые полезные для конкретного человека.

Безопасность жизнедеятельности, основы безопасности жизнедеятельности, валеологию гуманитары не относят к своим наукам по той простой причине, что первые две науки являются явно нормативными науками, а третья относится к Биологии (см. нормативные науки). Неудивительно, что в 2001 году предмет «валеология» был исключен из базисного учебного плана образовательных учреждений, а специальность «педагогическая валеология» исключена из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего педагогического образования.

Весьма примечателен и тот факт, что, по мнению последователей гуманизма, целью безопасности жизнедеятельности является не обучение человека безопасным правилам, а «снижение риска возникновения чрезвычайной ситуации по вине человеческого фактора».

См. идеологическая глобализация, классификация наук.

metonymia.ru

Гуманитарные науки Википедия

Гуманита́рные нау́ки (от humanus — человеческий, homo — человек) — науки, специализирующиеся на человеке и его жизнедеятельности в обществе. Возникли они как логическое продолжение схоластики. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками, противопоставляясь при этом естественным и абстрактным наукам на основании критериев предмета и метода. В гуманитарных науках, если и важна точность, например описания исторического события, то ещё более важна ясность понимания этого события. [источник не указан 562 дня]

В отличие от естественных наук, где преобладают субъект-объектные отношения, в гуманитарных науках речь идёт преимущественно о субъект-субъектных отношениях (в связи с чем постулируется необходимость интерсубъективных отношений, диалога, общения с другим).

Гуманитарные науки включают философию, культурологию, религиоведение, филологию, лингвистику, литературоведение, искусствознание, отчасти (во взаимодействии с социальными науками) историю, психологию, антропологию, этнографию, когнитивистику, а также ряд других, неконвенциональных дисциплин, например, изучающих метаморфозы человека и человечества под воздействием техносреды (техногуманистика) .    

Гуманистика — это область самопознания и самосозидания человека и человечества. О чем бы ни писались гуманитарные сочинения: об эстетике итальянского Возрождения или об эпических сказаниях древней Индии, о взаимовлиянии романских и германских языков или о кантовской философии времени и пространства, — всюду перед нами предстает образ человека в разных его воплощениях. Мы сопоставляем себя с ними, находим общность и отличия, а значит, глубже познаем себя и одновременно становимся более человечными. [источник не указан 127 дней]

           Гуманитарные науки учат:

понимать и выражать себя;

понимать других людей и общаться с ними;

понимать другие культуры и эпохи;

понимать цели человечества и ход истории;

сознательно строить свою личность в творческом взаимодействии с другими индивидами и культурами;

История возникновения[ | код]

  • На основе классификации наук у Ф. Бэкона, французский просветитель Д'Аламбер первым объединил логику, историю, юридическую, экономическую и политическую науки, литературу и искусство в науку о человеке, положив начало современному понятию "гуманитарные науки".
  • После объединения наук Д'Аламбером, французские школы, в особенности частные, начали реформирование в системе, разделяя гуманитарные и технические науки, известно,в начале XIX века вводились тесты на определения склонностей детей либо к гуманитарным, либо к техническим наукам, после этого составляя расписания определенным группам,однако такая практика проводилась недолго.
  • Гуманитарные науки начинают складываться в институализированные (университетские) дисциплины только в XIX веке. В это время комплекс т. н. гуманитарных дисциплин объединяется под названием «науки о духе» (Geisteswissenschaften). Впервые понятие «науки о духе» встречается в переводе Шиля «Система логики» Дж. Ст. Милля (перевод выражения «moral science»), но некоторые немецкие исследователи считают, что формирование этого понятия началось ещё до перевода Шиля. Широкое употребление понятие «науки о духе» приобретает благодаря работе В. Дильтея «Введение в науки о духе» («Einleitung in die Geisteswissenschaften», 1883), в которой проводится обоснование методологических принципов «наук о духе»[1]. Дильтей в своих работах рассматривает ряд вопросов, лежащих в основании «наук о духе» (напр., историчность этих наук, их языковая природа, а также проблемы переживания и понимания). В самом начале «Введения в науки о духе» он отмечал, что если до начала XVIII в. над науками об обществе и истории довлела метафизика, то уже с середины этого же столетия они попали в столь же безысходное подчинение к естественным наукам[2].

Можно также отметить трансформацию традиционного разделения наук, ведущего свою историю от Аристотеля по линии Кант — Коген — Бахтин. А именно — разделение логического, этического, эстетического и совершенно особым образом религиозного опыта ответственности.

  1. В логике рассматриваются причинно-следственные отношения объективного в смысле естественно-научной рациональности, в этом отношении мир рассматривается с позиции субъекта, который опредмечивает и упорядочивает объекты мира сущего. В некотором роде, это определённый масштаб отношения к миру явлений как к всеобщей и абсолютной субстанции.
  2. В этике отношение к другому как к самому себе, в этой области формулируются значимые нравственные максимы и ссылки на авторитет.
  3. В эстетике речь идет об отношении автора и героя, зрителя и произведения. В этом отношении всегда сталкиваются два несовпадающих друг с другом сознания, где од

ru-wiki.ru

В чем принципиальное отличие естественных наук от гуманитарных? когда возникло сие разделение?

Объектом естественных наук является природа, а целью – получение объективного знания, которое может быть в дальнейшем материализовано в новой технике и технологии. Объектом же гуманитарных наук является сам человек во всей его сложности, а целью – созидание культурных ценностей, новых целей и смыслов человеческого существования. Принципиальное отличие между гуманитарным и естественно-научным знанием: целью исследования точных наук есть познание фактов, в частности путем измерения, с целью Понимания феномена (явления) ; целью же исследования гуманитарных наук есть познание (в том числе не исключается и измерение) , с целью Постижения, Прочувствования ноумена (сущности) . Разделение этих наук началось в эпоху античности: астрономия, математика, география, с одной стороны; театр, живопись, поэзия, музыка, архитектура и скульптура - с другой.

Не знаю. Но думаю, что естественные науки изучают естество - природу явлений. А гуманитарные - языки, культуру..

Есте́ственные нау́ки (нем. Naturwissenschaften) — разделы науки, отвечающие за изучение внешних по отношению к человеку, природных (естественных — от «естество» , природа) явлений. Понятие о естественных науках введено также для их размежевания с науками гуманитарными и социальными (в России последние нередко объединяют в комплекс наук об обществе) . Гуманитарные науки – дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками, а также противопоставляются естественным и точным наукам.

Опыт!! ! Материалистический.

Гуманитарные науки изучают плоды фантазии людей, естественные - бога...

touch.otvet.mail.ru

что такое наука как она возникла и развивалась ?

Наука — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества. Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты соответствующей деятельности: разделение и кооперацию научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы; понятийный и категориальный аппарат; систему научной информации; всю сумму накопленных ранее научных знаний. С развитием письменности в странах древних цивилизаций накапливались и осмысливались эмпирические знания о природе, человеке и обществе, возникали зачатки математики, логики, геометрии, астрономии, медицины. Предшественниками современных учёных были философы Древней Греции и Рима, для которых размышления и поиск истины становятся основным занятием. В Древней Греции появляются варианты классификации знаний. Наука в современном понимании начала складываться с XVI—XVII веков. В ходе исторического развития её влияние вышло за рамки развития техники и технологии. Наука превратилась в важнейший социальный, гуманитарный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру. Объём научной деятельности с XVII века удваивается примерно каждые 10—15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников). В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды — научные революции, приводящие к изменению её структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм её организации. Для науки характерно диалектическое сочетание процессов её дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований.

Ваще хз, я прост молюсь богу.. Помолись богу и не думай..

наука это по определению моего знакомого доктора наук - зарабатывание денег на собственном любопытстве, за чужой счет. Возникла наука очень давно из разной мистики и околорелигиозных практик, когда науку стали оплачивать спонсоры и государство - тогда она расцвела буйным цветом хули, чтоб найти бозон Хигса такой синхрофазотрон отгрохали !!!и сидят толпы дегенератов с кандидатскими и докторскими и на конгрессах симпозиумах конференциях слетах решают чем бы еще доверчивых гумманоидов попугать глобальным потеплением таянием ледников ГМО нитратами пестицидами или придумать что нибудь еще, чтоб еще больше денег на исследование выбить из государства ...

<a rel="nofollow" href="https://ru.m.wikipedia.org/wiki/История_науки" target="_blank">https://ru.m.wikipedia.org/wiki/История_науки</a>

Наука - это современная форма существования информации. Раньше информации было меньше и она существовала сначала в виде религии, потом - философии. )

touch.otvet.mail.ru

Зачем нужны гуманитарные науки?: navlasov

Пару месяцев назад мне в руки случайно попал сборник статей, посвященных важности и необходимости гуманитарных наук. Я раскрыл его наугад, на середине. И прочитал следующий тезис: преподавание гуманитарных наук в вузах необходимо сохранять и расширять, потому что... барабанная дробь... находится достаточно студентов, готовых платить за учебу на гуманитарных факультетах.

С такими друзьями никаких врагов не надо.

Нет, я, конечно, понимаю - это такой хороший американский подход. Если есть спрос - значит, направление нужно развивать. Но на услуги астрологов спрос тоже есть, и это никак не свидетельствует о важности и пользе астрологии.

Сегодня я достал из архива текст, написанный мной три с половиной года назад для прежнего моего ЖЖ. Я публикую его без изменений, хотя сегодня многое бы написал иначе. Пусть он будет отправной точкой - а там поглядим.

Поехали.

- Что бы Вы сказали нынешним выпускникам гуманитарных вузов?- Два кофе с собой, пожалуйста.Популярный анекдот

В обществе - не только российском - широко распространено представление о том, что истинные науки - это науки естественные и точные. А гуманитарные - это так, красивая болтовня, не более того. Соответственно, основные ресурсы следует направлять именно на финансирование естественных наук. На гуманитарные деньги распределяются скорее по остаточному принципу, в результате их состояние довольно плачевное. Среди приоритетных направлений научного развития, обозначенных Правительством РФ, гуманитарных практически нет.

Такая тенденция наблюдалась и в Советском Союзе. Несмотря на то, что на гуманитарные науки там выделялось заметно больше ресурсов, чем в сегодняшней России, естественные явно опережали их в своем развитии. "Технарям" уделялось огромное внимание, поэтому в этой области мы находились на мировом уровне. В области гуманитарных наук до этого уровня мы, увы, явно не дотягивали. Это вполне понятно - ресурсы в Советском Союзе были ограничены, а интересы оборонки по очевидным причинам имели безусловный приоритет.

Однако вопрос заключается в том, чем все это закончилось.Советский Союз имел высочайший уровень развития естественных наук.Но где теперь сам Советский Союз?

Разумеется, я далек от мысли выводить гибель СССР только из отставания в области гуманитарных наук. Но стоит вспомнить знаменитую фразу Андропова: "Мы не знаем общества, в котором живем". Именно это незнание стало одним из обстоятельств, сделавших возможным катастрофу второй половины 80-х годов. И это незнание - на совести именно гуманитарной сферы.

Гуманитарные, или общественные, науки, изучают человека и человеческое общество. Именно поэтому они очень важны. Весьма наивно (чтобы не сказать резче) полагать, что людям достаточно знать, как устроен окружающий мир, и ничего не нужно знать о самих себе. Общество, не знающее и не понимающее себя, становится беззащитной жертвой самых разнообразных кризисов; технический прогресс не только не способен справиться с ними, но часто еще и усугубляет их (создавая, например, все более мощное и разрушительное оружие). Любые реформы в обществе, проводимые без знания истории, социологии, экономики и т.д., напоминают соединение наугад проводков внутри сложного прибора. Собственно, примеров тому мы за последние десятилетия наблюдали очень много и продолжаем наблюдать.

Более того - именно достижения гуманитарных наук лежат в основе господствующей идеологии. От уровня их развития во многом зависит, способно ли общество отстоять свои ценности, свое мировоззрение, свою систему. От него также зависит способность идеологической базы адаптироваться к постоянно меняющейся среде, к возникающим непрерывно новым вызовам. Грубо говоря, для того, чтобы иметь возможность убедить людей в том, что социализм/капитализм - это хорошо/плохо, необходимо опираться на достижения истории, философии, социологии, психологии, экономики, политологии и т.д. Ядерная физика здесь мало поможет.

Почему же представление о "несерьезности" гуманитарных наук является настолько живучим? На то есть несколько причин.

1. В гуманитарных науках гораздо меньше четко сформулированных правил, законов и теорем. Это правда, и это во многом объясняется тем, что предмет общественных наук намного более сложен. В истории, например, поиски неких универсальных законов неоднократно упирались в необходимость учесть слишком много самых различных факторов, влияющих на события и процессы.

2. Практическое воплощение естественных наук является гораздо более осязаемым. Вот передо мной стоит компьютер - понятный и неоспоримый результат технического прогресса. Гуманитариям трудно похвастаться чем-то подобным. Если же упомянуть такие вещи, как правовая или налоговая система, можно услышать, что они возникли сами по себе, в результате длительной эволюции, являлись детищем политиков, а не ученых, и далеки от совершенства. Мало кому приходит в голову вспомнить, что современный компьютер тоже стал итогом длительной эволюции вычислительных систем, является детищем бизнесменов, а не ученых и также не свободен от массы недостатков.

3. Гуманитарные науки более подвержены вмешательству со стороны политической элиты. Часто приходится слышать высказывания типа "Зачем нужна история, если ее каждый раз переписывают?" На самом деле, если бы история была не нужна и не важна, ее никто бы даже и не подумал переписать. Регулярное вмешательство политиков в сферу общественных наук как раз и показывает высокую актуальность и значимость последних для современного общества.

4. В гуманитарных науках гораздо легче симулировать научную деятельность. Это чистая правда - и, добавлю, значительно труднее заниматься серьезной наукой. Далеко не случайно математики и физики часто делают выдающиеся открытия в 20-40 лет, большинство же действительно масштабных исторических трудов написаны людьми в возрасте старше 40 лет. Объясняется это сложностью предмета гуманитарных наук (см. п. 1)

navlasov.livejournal.com