История возникновения и распространения ислама. Когда и как возникло учение ислама


Возникновение, символы и основные идеи ислама кратко

Основные идеи ислама и христианства должен знать каждый образованный человек. К сожалению, и в наше время порой вспыхивают религиозные войны. Многие люди, которые участвовали в них на протяжении веков, не вполне себе представляли, за что они борются. Религия часто использовалась в политических целях. К счастью, сегодня, благодаря развитию технологий, у многих людей появилась возможность осмыслить все то, что раньше принималось без объяснений, передавалось из поколения в поколение. В наши дни в школах изучаются основные идеи ислама. 6 класс школы - время, когда многие жители нашей страны впервые знакомятся с ним. Однако достаточно ли мы знаем об этой религии? Предлагаем вам познакомиться с ней поближе. Сегодня мы поговорим о ее возникновении, распространении, основных особенностях и символике.

Из всех мировых религий именно мусульманство является самой молодой. Согласно сведениям всемирной исламской лиги, его приверженцами являются более 900 млн человек (данные на начало 21 века). Мусульмане – это жители более 120 государств мира, при этом в 35 странах они составляют около 95-99% населения, а в 13 – влиятельное меньшинство. Ислам – государственная религия в 28 странах (Мавритания, Пакистан, Иран и др.).

Возникновение и основные идеи ислама

Возникновение этой религии относится к 7 веку н. э. Именно тогда появились основные идеи ислама. Мусульманство возникло на Аравийском полуострове, в юго-западной его части. Это произошло во время распада родоплеменного строя и образования централизованного государства. Мухаммед (годы жизни – 570-632) - один из основателей интересующей нас религии. В 610 году он объявил о том, что является посланником единого Бога.

В переводе с арабского языка слово "ислам" означает "покорность". Тех, кто исповедует эту религию, именуют "преданными". На арабском языке "преданный" – "мусульманин", поэтому второе название ислама – мусульманство. Эту религию европейцы именуют также магометанством (Магомет – измененное имя Мухаммеда).

Ислам, зародившись в Аравии, распространился на соседние государства Среднего Востока, Северную Африку, Египет, Индонезию, Индию, Малую и Среднюю Азию, Европу, Закавказье. В наши дни эта религия является самой распространенной в мире после христианства. Как и во всех других вероучениях, в исламе есть несколько течений. Самые распространенные из них – шиитские и суннитские. Они отличаются друг от друга определенными обрядами и догматами.

Коран – это священная книга мусульман, в которой представлены основные идеи ислама. В переводе с арабского слово "Коран" означает "чтение". В этой книге изложены основные определения ислама. Она была написана в 7 веке, однако еще долгое время спустя в нее вносились изменения и дополнения. Второй источник веры (после Корана) для суннитов – Сунна (с арабского языка переводится как "пример", "поведение"). В Сунне и в Коране, а также в других религиозных догматах и преданиях об Аллахе представлены основные идеи ислама, различные нравственные поучения, описаны принципы отношения к собственности, к женщине, взаимоотношения с другими народами и т. д. Шариат – это феодальное право мусульман, в котором четко выражена суть ислама. В основе шариата лежат положения Сунны и Корана.

Расскажем теперь более подробно о том, каковы основные идеи ислама.

Вера в бога, священное писание

Прежде всего это вера в Аллаха, единого бога, а также его посланников – Али и Мухаммеда. Аллаха дополняют ангелы, пророки, демоны. Они тоже почитаются мусульманами как боги. Следующая особенность интересующей нас религии – это почитание Корана. В священном писании говорится о том, как был сотворен этот мир, о страшном суде, представлены мифы, заклинания, сказания о пророках, древнеарабский фольклор, указания, регулирующие семейные и общественные отношения. Эта книга создавалась на протяжении ста лет и была окончательно завершена в 8 веке.

Описывая основные идеи ислама кратко, отметим, что другой его особенностью является почитание Сунны - еще одного священного писания, в котором представлен свод рассказов о поступках Мухаммеда, его автобиография, высказывания на различные темы. Сунна – эта основа мусульманского правоведения (фикха), а также свода мусульман (шариата).

Намаз

Для приверженцев ислама очень важен намаз. Это ежедневная молитва, которая совершается 5 раз в день: утром, в обед, в 15 часов, на закате и перед самым наступлением ночи. Сегодня в исламе существуют двух- и одноразовые молитвы. Перед ними осуществляется ритуальное омовение (либо водой, либо песком).

Уразу

Уразу – это особый пост, соблюдение которого важно для каждого мусульманина. В течение месяца рамазан (девятого по лунному календарю) приверженец этой религии не ест и не пьет с рассвета до наступления темноты. Однако он может это делать ночью, до самого рассвета. В наши дни это требование несколько упрощено. Современное духовенство не требует такого ограничения в питании от людей, работающих в сельском хозяйстве, на производстве, от беременных женщин, а также от некоторых иных категорий мусульман.

Хадж

Многим из нас знакомы основные идеи ислама. Кратко расскажем и о такой известной его составляющей, как хадж. Так называется хождение в Мекку для совершения молитв. Хадж осуществляется для того, чтобы приобщиться к святым, покаяться в грехах.

Джихад

Ислам, основные идеи которого часто использовали в своих целях власть имеющие, известен тем, что это воинственная религия. Газават, или джихад – так называется священная война, которую ведут его приверженцы против неверных. Этот элемент веры с давних времен насаждал вражду и ненависть среди сторонников разных религий. В наше время этот догмат умалчивается, не выдвигается, однако духовенство порой обращается к нему, что зависит от политической ситуации.

Рамазан

Большую роль в исламе играет также религиозная обрядность, которая достаточно сложна. Как мы уже говорили, мусульмане совершают молитву 5 раз в день, а также соблюдают посты, религиозные праздники, обычаи, различные обряды, совершают паломничество. 30-дневный пост во время рамазана – это один из обрядовых обычаев, существовавших еще до ислама в древней Аравии. Вероятно, в то время люди постились в жаркий летний месяц. Скорее всего, именно отсюда происходит название месяца "рамазан", который звучит по-арабски как "рамадан". Это слово, в свою очередь, происходит от арабского "рамадхар", означающего в переводе "изнурительное время", "жара".

В Аравии лето, в особенности его конец, - это самый сложный для хозяйства период. В это время заканчивались запасы продуктов, а солнце беспощадно палило, выжигая подножный корм, из-за чего скот голодал. Из-за этого древние арабы вынуждены были ограничивать себя в пище, а также переносить основную часть хозяйственных дел на вечер и ночь, когда было не так жарко. Тогда же люди, верившие в богов и духов, молились о ниспослании дождя. Они не спали первую часть ночи, проводя ее в молитвах духам и богам. Люди верили в то, что это принесет им долгожданный дождь. Кроме того, древние арабы с этой же целью объявляли запрет на питье и еду в течение дня. Таким образом, требование поститься во время рамазана в основных чертах повторяет обычаи, существовавшие еще до ислама, которые определяли главным образом особенности хозяйственной жизни людей.

Окончание поста

Месяц, который следует за рамазаном, называется шавалль. В его первый день празднуется окончание поста. Этот праздник называется ураза-байрам. Он длится 3 дня, в течение которых верующий должен отчитаться за то, как он соблюдал пост. В случае нарушения на мусульманина накладывается наказание. Он должен заплатить так называемый "фитр-садака".

Курбан-байрам

Через 70 дней после ураза-байрама отмечается еще один праздник – жертвоприношения. Он называется курбан-байрам. Основным ритуальным действием этого праздника является кровавое жертвоприношение (обычно верблюда или барана). В это же время совершается хадж в Аравию (Мекку). Лучший свой скот забивали мусульмане для этого праздника. Согласно шариату, за "грехи" одного человека могут быть заколоты коза и овца, за семерых – бык и корова, за десятерых – верблюд. Жертвоприношения нужны для того, чтобы после смерти попасть в рай. Это можно сделать лишь через Сират-мост, который перекинут над адом. Он острее лезвия сабли, тоньше волоса, жарче огня. При входе на этот мост стоят бараны, коровы, верблюды, заколотые верующими во время праздника курбан-байрам. На этих животных можно перебраться через Сират. Человек, который не принес жертвы, не сможет сам удержаться на мосту. Он упадет в ад.

Мирадж

В месяц реджеб отмечается праздник вознесения мирадж ("путешествие пророка на небо"). Реджеб-байрам (второе его название) существует со времен раннего средневековья. После того как в Палестине закрепилась власть халифов, в исламе появился культ Иерусалима и его святых мест. Согласно легенде, в 27-ю ночь реджеба Мухаммед был поднят со своей постели ангелом Джебраилом. Вместе с ним на фантастическом существе Бураке он совершил прогулку в Иерусалим, а затем на 7 небес, а также предстал перед Аллахом. Он якобы говорил с богом, сказав ему 99 тысяч слов. Все эти удивительные события произошли настолько быстро, что Мухаммед, возвратившись на землю, нашел свою кровать еще теплой. Из ковша, который он опрокинул, не успела вытечь вода!

Мусульманские богословы, стремясь "обобщить" эту удивительную легенду, произвольно толковали стих Корана, в котором сказано о поездке Мухаммеда к удаленной мечети, расположенной в Иерусалиме. Некоторое время спустя в стене одного храма якобы было "разыскано" то самое кольцо, к которому пророк привязывал Бурака при совершении этого ночного путешествия. Следует отметить, что легенды о мирадж во многом схожи с преданиями других вероучений, в которых также описаны необычные "путешествия" пророков или вознесения святых и богов.

День рождения пророка

Мусульмане отмечают "день рождения пророка" (маулюд) в месяц, называемый раби-аль-авваль. Маулюд, как и мирадж, установлен произвольно и намного позже событий, которые лежат в его основе. Известно, что легенды о Мухаммеде, представленные в исламе, вобрали в себя многое из переводов легенд других религий. К примеру, ранние богословы подробно описывают события того понедельника, когда родился Мухаммед, а также связанные с этим событием чудеса. Однако они либо умалчивают о том, когда именно был этот понедельник, либо спорят об этом друг с другом. Впоследствии мусульмане стали считать, что это знаменательное событие произошло 12-го числа месяца раби (раби-аль-авваль).

Ритуальное обрезание

В исламе, как известно, существует ритуальное обрезание (по-арабски – "суннет"). Эта традиция была также позаимствована, она встречается в культах древней Аравии. Этот обряд появился еще в первобытном обществе. Он являлся одним из праздничных ритуалов, которым отмечался переход юноши в категорию взрослых мужчин рода. Подобные болезненные обряды (кроме обрезания были выбивания зубов, а также другие телесные повреждения) – своеобразное испытание мужества. Они существовали не только у древних арабов, но и у австралийцев, африканцев и других народов в первобытном обществе. Как и в иудаизме, в исламе обряд обрезания начал трактоваться несколько иначе. Это внутренний признак принадлежности к исламской религии. Обрезание - своего рода обособление мусульман от представителей других верований. Данный обряд призван внушать верующим идею своей исключительности.

Шахсей-вахсей

Итак, мы вкратце описали основные идеи религии ислам. Предлагаем вам познакомиться также с одним из обычаев, которого придерживаются шииты. У этих мусульман существуют траурные религиозные церемонии, называемые шахсей-вахсей (ашура). Они проводятся на 10-й день месяца мухарраму. Этот праздник, согласно исламским преданиям, установлен в честь шиитского имама Хусейна, который был внуком пророка Мухаммеда и мученически погиб в 7 веке. Однако исторические факты говорят о том, что его смерть не была мученической. Она не выкупила право и свободу людей, как учат проповедники мусульманской религии. Хусейн умер в борьбе за власть. От этого не могли победить "свобода и право". Напротив, сразу же после его кончины люди, которых сторонники Хусейна спровоцировали на восстание, были подвергнуты преследованиям.

Но власти не смогли уничтожить всех шиитов – последователей Хусейна. Действуя скрытно, эти люди продолжили добиваться власти. Для этого они стали распространять веру в святость Хусейна, проводили траурные церемонии в годовщину его убийства. Шииты выдвинули лозунг, который гласит: "Месть за Хусейна". Рассказ о его гибели сопровождает возглас "Шах Хусейн, вах Хусейн", что в переводе означает "царь Хусейн, ах Хусейн!"

В 8 веке основная часть приверженцев имама перебралась в Кум. Шииты стали распространять в Иране свое учение. К 16 веку, когда государственной религией в этой стране стал шиизм, культ Хуссейна окончательно сложился, как и основные идеи исламской культуры в этом государстве. День гибели имама объявлен трауром, который сопровождается религиозными обрядами. В наше время шахсей-вахсей – праздник, который верующие отмечают, собираясь в мечетях.

Итак, мы вкратце описали основные религиозные идеи ислама. Предлагаем вам познакомиться и с мусульманской символикой.

Исламская символика

Строго говоря, ее не существует, так как эта религия очень лаконична в употреблении символов. В исламе имеется запрет на изображения одушевленных существ. Однако он не распространяется на природу, предметы, произведения архитектуры и др. Магомет призывал остерегаться изображений (человека или бога) и не рисовать ничего, кроме неодушевленных предметов, цветов, деревьев. Именно они составляют основу мусульманских орнаментов.

Полумесяц, несмотря на свою популярность, не является символом мусульманства в строгом смысле этого слова. Он никак не отражает основные идеи ислама. История, к сожалению, сохранила не так много сведений о значении этого символа. Он начал применяться при строительстве мечетей примерно тысячу лет назад. Свидетельства о том, что он связан с религией, отсутствуют. Одной из возможных причин его появления на минаретах является то, что мусульмане привержены лунному календарю.

Таковы, вкратце, основные идеи и символы ислама. Как вы видите, эта религия вобрала в себя множество древних обычаев. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что и по сей день основные идеи вероучения ислама порой используются вовсе не в мирных целях.

fb.ru

Что такое ислам? Ислам: возникновение, история :: SYL.ru

В сложной политической, этнической и религиозной обстановке на окраине греко-римской цивилизации зародилось новое вероисповедание - ислам. Возникновение ислама явилось своеобразным катализатором, благодаря которому богатая культура восточного мира проникла в европейское общество. Мусульмане проживают в 120 странах Африки и Азии. Святыни Аравии и образ жизни граждан красноречиво свидетельствуют о том, что такое ислам для миллиарда его последователей.

Дети Авраама

Один из авторитетнейших источников религиозных знаний - Библия - свидетельствует о том, как в мировой истории появилось племя, духом которого стал ислам. Возникновение нового этнокультурного явления напрямую восходит к древнему праотцу Аврааму.

История повествует о том, как у дубравы Мамре в Палестине ему явился Бог в образе Трех Ангелов. Небесные вестники сообщили о его особой миссии. Авраам должен был сохранить и передать потомкам истинные религиозные знания. Кроме того, было обещано, что от него произойдет великий народ. Патриарху на тот момент было восемьдесят шесть лет, его жена Сарра была на десять лет моложе.

Сомневаясь в том, что преклонного возраста Сарра способна к деторождению, и боясь не исполнить Божие веление, Авраам произвел сына от наложницы Агарь. В древние времена это было весьма распространенным явлением. Родившегося от служанки ребенка назвали Измаил, что на древне-арамейском языке означало «Да услышит Бог». Только через четырнадцать лет у Авраама и Сарры появился общий ребенок. Нарекли его Исааком.

Этнарх исламской цивилизации

Когда Исаак подрос, Сарра заметила, что старший Измаил начинает его притеснять. Следуя ее настойчивым просьбам, Авраам изгнал Агарь с сыном в пустыню неподалеку от Вирсавии. Когда у женщины с ребенком закончилась вода, и им грозила неминуемая гибель, явился ангел и указал на источник живительной влаги. Ангел предсказал Агари, что ее сын станет прародителем великого и многочисленного народа.

Далее Библия повествует о том, что Измаил возмужал и стал искусным стрелком из лука. Местом его обитания была территория между Палестиной и Синайскими горами. Иудейский историк I века нашей эры Иосиф Флавий свидетельствует, что земли от Евфрата до Красного моря населяли племена – потомки Измаила.

По причине этнического происхождения носителей рассматриваемого нами направления от Авраама, а также основания идеологии на мистических традициях верований древнего Патриарха, ислам является авраамической религией.

В средние века причиной многих цивилизационных войн послужил именно ислам. История христианских богослужебных текстов указывает на последовательную традицию именования мусульман измаильтянами или агарянами.

Хаджар и Исмаил

Привычные европейской традиции библейские имена в исламе имеют иное произношение. Агарь в арабской языковой культуре именуется Хаджар, Авраам – Ибрагимом, а Измаил - Исмаилом. В соответствии с религиозными преданиями ислама, Аллах повелел Ибрагиму отвести Хаджар с Исмаилом в безводную пустыню в район современной Мекки. От Палестины до Мекки - более двух тысяч километров. У ног отрока забил источник Замзам, избавивший мать и ребенка от гибели. Хаджар и Исмаил так и остались жить в этом оазисе. Спустя некоторое время южно-аравийское племя джурхумитов с разрешения подросшего изгнанника поселилось в этой местности. Женившись на одной из их девушек, Исмаил произвел на свет 12 детей, став таким образом прародителем арабских племен.

Мекка и Черный камень Каабы

В саудовском городе Мекке находится самая главная святыня мусульман. Во внутреннем дворе Священной мечети расположено сооружение из камня кубической формы высотой 15 метров. Называется эта конструкция Кааба, что в переводе с арабского, собственно, и означает "квадратный дом". На углу с восточной стороны сооружения помещен черный камень в серебряном обрамлении размером около тридцати сантиметров.

История ислама повествует о том, как Аллах преподнес Адаму яхонт, после того, как он раскаялся в грехопадении. Со временем камень от грехов человеческих почернел. В соответствии с другой версией, минерал сей является ангелом-хранителем Адама, наказанным таким образом за то, что допустил падение вверенной ему души первого человека.

Кто построил Каабу. Ислам – религия с древнейшими традициями

Адам отправлял религиозные обряды на священном камне. Первая Кааба была построена его сыном Сифом. Как повествует история ислама, воды Всемирного потопа ее уничтожили, и место нахождения было утрачено. Святыня была восстановлена самим Ибрагимом по повелению Аллаха.

В начале III века нашей эры основным средоточием деловой, политической и религиозной жизни арабских племен становится Мекка. Все издревле жившие здесь племена как божественный символ, ниспосланный свыше, почитали Черный камень Каабы. Благоговейное отношение к святыне явилось причиной того, что вся область объявляется заповедной – здесь нельзя ни оскорблять, ни убивать, ни каким иным образом грешить. Вокруг Каабы возникло святилище, в котором находилось около четырех сотен образов языческих божеств. Некоторые естествоиспытатели считают, что этот минерал является метеоритом.

Откуда взялись курайшиты

История этого древнего племени имеет прямое отношение к исламу. На протяжении столетий все аравийские племена не реже одного раза в год совершали паломничества к пантеону Мекки. Центральным божеством святилища Каабы являлся Хубал - главный покровитель племени курайшитов, также бог светил ночи и дня, бог войны.

Представители этого племени происходят от правнука Измаила Курайша, который и дал название всему роду. Кочевники племен курайшитов в V веке становятся хранителями Каабы. Они осуществляют четвертую реконструкцию в истории этой святыни. Курайшиты, владея Каабой, не препятствовали установлению другими племенами своих идолов в святилище, усиливая таким образом его духовную значимость для арабов и одновременно с этим свой авторитет.

Что же произошло в 605 году

Причиной реконструкции Каабы послужил селевой поток, повредивший святыню. На четыре племени курайшитов была возложена обязанность провести ремонтные работы. Будущий пророк Мухаммед также принимал участие в строительстве. После возведения стен встал вопрос о том, кому предоставить честь водружения Черного камня на положенное ему почетное место. Когда спор уже был близок к тому, чтобы разгорелась война меж племенами, один из старейшин предложил предоставить эту честь первому человеку, вошедшему в храм.

Им оказался Мухаммед. Будущий пророк принял воистину соломоново решение. Он положил священный камень на отрез ткани и позвал старейшин четырех племен внести его в святилище, после чего собственноручно водрузил его на положенное место.

Спустя годы, когда пророк Мухаммед со своими последователями захватил Мекку, войдя в пантеон, он выкинул из Каабы всех языческих идолов и благоговейно коснулся Черного камня.

Религиозная жизнь южной Аравии в IV – V веках

Религия ислама зародилась в непростых условиях. Теологи, этнографы, археологи сходятся во мнении, что данное течение является синергией мистических воззрений различных этнических групп южной Аравии, среди которых язычество, иудаизм, христианство и ханифизм.

В те времена в глубине Аравийского полуострова проживали богобоязненные люди, поклонявшиеся единому Богу. Назывались эти пророки-проповедники ханифами. Некоторые племена также исповедовали культ поклонения единому Богу Рахману. Это явление получило название «Йеменский монотеизм».

Иудаизм проник в Аравию при царе Йусуфе Нувасе, который возвел его в ранг государственной идеологии. Византийские торговцы и послы способствовали проповеди христианства среди аравитян. Известно, что часть йеменской родовой знати приняла крещение. В Мекке проживали представители весьма обширной колонии христиан-эфиопов. Во времена борьбы христианской церкви с еретиками, несторианами и монофизитами, значительная часть приверженцев этих учений также нашла приют в песках южной Аравии. Все это разнообразие религиозных верований не могло не оказывать влияния на мировоззрение арабов.

Пророк Мухаммед

Мухаммед является прямым потомком Измаила в 46 поколении. Точно установить дату рождения пророка не представляется возможным. Обычно ее относят к 570 году или годом позже. Он родился достаточно болезненным ребенком. В шесть лет остался без матери и воспитывался своим дядей Абу Талибом. В 21 год он стал приказчиком у богатой торговки Хадиджи. Некоторые источники сообщают, что эта женщина была женой его дяди. Так или иначе, именно благодаря поездкам по торговым делам, Мухаммеду удалость повидать цивилизованный мир и узнать о многих религиях и верованиях.

В одной из таких поездок несторианский монах предсказал ему великое будущее. В 25 лет Мухаммед женится на своей хозяйке, которая была старше его на 15 лет. Когда он начнет свое пророческое служение, мудрость Хадиджи сыграет немалую роль в распространении проповеди нового учения. Общеизвестное мнение, что Мухаммед не умел писать, весьма сомнительно. Как бы он в таком случае вел учет товара, когда занимался торговлей? Впрочем, многие подробности из его жизни – это запретная тема. Ислам тщательно оберегает непререкаемость и святость образа пророка.

Ночь предопределения

В сорокалетнем возрасте Мухаммед ощутил потребность в уединенной жизни. Аскетические подвиги стали началом его пророческой миссии. В трех с половиной километрах от Мекки, на склоне горы Джабаль Ан-Нур он нашел уединенное место. В небольшой пещере он проводил много времен в молитвах. Пополнял у Хадиджы запасы пищи и воды и снова возвращался в пещеру. Мухаммеду стали сниться вещие сны.

В 610 году, в ночь на 27-е месяца рамадана пророку Мухаммеду было открыто первое пророчество от архангела Гавриила (Джабраила), посланного Аллахом. Архангел произнес первые пять глав-аятов Корана. Мухаммед стал проповедовать откровения сначала в кругу своих родственников, которые приняли исповедание покорности единому Богу, то есть ислам. Возникновение новой религиозной общины произошло благодаря жене пророка Хадидже и еще восьми личностям, среди которых были будущие халифы Абу Барк, Усман и Али. За три года Мухаммеду удалось сплотить только сорок последователей.

В 613 году пророк выступает с открытой проповедью. Что такое ислам, он пытается объяснить воззваниями нравственного характера. Некоторые из сторонников Мухаммеда записывали его речи на пергаменте и папирусе. Этим было положено начало составлению главной книги исламской религии - Корана. Сам Мухаммед не является основателем религии, он последний в ряду пророков.

Исламское летоисчисление

Лунный календарь является основой, в соответствии с которой ведет летоисчисление ислам. Возникновение ислама как религиозной доктрины считается не от года рождения пророка или первого дня откровения небесных знаний, а от одного события в его земной жизни. Курайшиты, недовольные проповедованием новой религии, вознамерились убить Мухаммеда. Предупрежденный соратниками, он бежал со своими последователями в Медину. Хиджра – ключевое событие в исламе. 622 год - время переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину - положен в основу мусульманского летоисчисления.

Как утверждался ислам: история завоевания Аравии

На новом месте первое сообщество мусульман испытывала нехватку пищи и средств к существованию. Положение ухудшилось ссорой Мухаммеда с иудейскими общинами. Иудеи поняли, что такое ислам и чем новая религия угрожает их образу жизни. В этой критической ситуации, чтобы не умереть с голоду, пророк призывает своих сторонников грабить проходящие караваны. В те первобытные времена это считалось обычным занятием у аравийских племен. Правда, последователям Мухаммеда пришлось нарушить табу – грабить в запретные месяцы. Пророк мотивировал это тем, что притеснять слуг Аллаха еще хуже, чем воевать в запрещенные дни.

Такая деятельность вызвала гнев представителей курайшитских племен, которые и так были очень агрессивно настроены по отношению к исламу и его идеологу Мухаммеду. Кочевники выступили против мусульман войной. После нескольких битв с переменным успехом пророку удалось собрать внушительную армию из племен ауса и хазрадж и создать теократическое протогосударственное образование.

Знамение пророка

Перехватив инициативу у курайшитов, войско мусульман подошло к Мекке. Городу грозило неминуемое разорение, а жителями - уничтожение. Старейшины и Мухаммед договорились о том, что горожане сдадутся, а мусульмане беспрепятственно займут населенный пункт. Таким образом, кровопролития удалось избежать. Пророк Мухаммед торжественно вступил в Мекку.

Спустя несколько дней он повелел всем жителям принять новую веру. Тогда его попросили растолковать, что такое ислам и явить знамение пророка. Ведь с древнейших времен известны факты, когда в знак доказательства своей избранности свыше посланники Бога совершали чудеса. В ответ на это Мухаммед достал меч и, воскликнув: «Вот знамение пророка», лишил жизни своих оппонентов. Жестоко? Наверное. Однако именно с того момента меч является неким символом этой веры, благодаря чему сложилось привранное мнение о том, что ислам – религия войны.

www.syl.ru

Происхождение ислама

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2

1. Происхождение ислама 3

2. Коран 6

3. Мусульманское вероучение. Культ. Обряды 9

4. Различные течения в исламе 12

5. Завоевание мира 14

Вывод 16

Список использованной литературы 17

ВВЕДЕНИЕ

Проблема возникновения ислама неоднократно подвергалась самому тщательному изучению, научное исследование этого вопроса в Европе восходит еще к середине XIX в. Данная проблема изучалась прежде всего на базе источников о жизни и деятельности основателя ислама, Мухаммеда. Большое значение в данной связи имел достигнутый в это время значительный прогресс в научном исследовании текста Корана, прежде всего в разработке методик текстологической датировки различных его частей.

Новый этап в изучении рассматриваемой проблемы начинается в конце XIX в. и связан во многом с выходом в свет монографии Г. Гримме [Grimme, 1892–1895]. В это же время появляется и первое отечественное исследование вопроса происхождения ислама, правда, скорее популярного характера [Соловьев, 1896].

Таким образом, исследования исламоведов XIX в. заложили прочный фундамент, позволивший в следующем веке реконструировать достаточно полную фактологическую картину возникновения ислама.

Основным предметом данного исследования служат причины появления и развития новой религии, процесс возникновения ислама, каким образом данный процесс протекал, а также распространение ислама.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИСЛАМА

Ислам — одна из великих религий мира. Чисто духовное явление — возникновение новой мировой монотеистической религии — сопровождалось неотделимыми от него политическими последствиями эпохального значения: арабской экспансией, приведшей к образованию мощного теократического государства — Халифата.

Религиозные представления древних арабов можно определить как патриархальный генотеизм, при котором каждое племя верило в своего особого бога-покровителя. При этом идея племенного божества не только не исключала, а, напротив, подразумевала существование иных богов — покровителей других племен.

Ко времени возникновения ислама первобытный натурализм языческих культов и примитивно-чувственные мифологические представления уже утратили власть над сознание аравитян; этому способствовали широкие связи аравитян с соседними народами и знакомство с учением иудеев и христиан.

Языческому культу многочисленных племенных божеств ислам противопоставил вероучение о едином, могущественном, милосердном, всеведущем и вездесущем верховном божестве-творце, правителе и верховном судии мира. Языческие верования, основанные на преклонении человека перед грозными силами природы, сменились религией, обращенной к человеку, к его нравственным потребностям, к его судьбе, земной и посмертной.

Происхождение исламской религии яснее, чем происхождение христианства и буддизма, так как ее рождение почти с самого начала освещается письменными источниками [1,152].

Издавна Аравия была населена семическими племенами, предками современных арабов. Часть их жила оседло и городах и оазисах, занимаясь земледелием, ремеслами и торговлей, часть кочевала в степях и пустынях, занимаясь скотоводством, разведением верблюдов и лошадей. Аравия была экономически и культурно связана с соседними странами — Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом и Эфиопией. Торговые пути между этими странами проходили через Аравию, а один из наиболее сажных торговых узлов, находящихся на пересечении торговых дорог, был в Мекканском оазисе, близ побережья Красного моря. Здесь и обитало племя курейшит, которое извлекало из торговли огромную выгоду для себя.

В IV в. в Аравии наметился упадок в караванной торговле, так как торговые пути переместились на восток в Сасанидский Иран. Это нарушило экономическое равновесие, длившееся веками. Кочевники, потерявшие доход от торгового промысла, стали переходить к оседлому образу жизни, заниматься земледелием, что, естественно, вызвало столкновение между племенами из-за земли, пригодной для возделывания. Остро встал вопрос об объединении, возникло движение за слияние племенных культов, за почитание единого верховного бога Аллаха. Среди арабов возникла секта халифов, чтивших единого бога.

Возникновение и распространение новой религии в Аравии происходило синхронно. В обстановке кризиса родоплеменной структуры ислам стимулировал и мотивировал начавшиеся ранее процессы племенной интеграции и создания новых имущественно-правовых отношений, а эти процессы, в свою очередь, способствовали распространению нового вероучения.

Путем уговоров и силой оружия аравийские племена одно за другим обращались в ислам, и к концу 630 г. большая часть Аравии признала власть Мухаммеда[1,152].

В такой обстановке и развернулась проповедническая деятельность Мухаммеда, вполне отвечавшая общественной потребности. В его проповедях требовалось почитать только Аллаха и быть покорным его воле.

Мухаммед был уроженцем Мекки из оседлого племени курейш. Почти достоверно установлено, что жил он приблизительно в 570—632 гг. н. э. По преданию, Мухаммед получил от Аллаха через архангела Джебраила ряд «откровений», записанных в священной книге Коран и передал их людям.

Биография Мухаммеда, в отличие от евангельской биографии Иисуса, лишена особых «неземных» деяний. Известно только, что при жизни Мухаммеда все государственные и общественные дела в мусульманской общине решались по его указанию.

Мухаммед начал свою деятельность в Мекке. Проповеди Мухаммеда были встречены враждебно, прежде всего, предводителями его собственного племени. Торговая знать опасалась, что прекращение культа староарабских племенных богов подорвет значение Мекки как религиозного, а значит, и экономического центра. В 622 г. н. э. Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежать из Мекки; это бегство (хиджра) считается мусульманами за начало особого летоисчисления (мусульманская эра). Мухаммед отправился пророчествовать в Медину (Ятрий), где ему удалось собрать много приверженцев [1,154].

В земледельческом оазисе Медине пропаганда Мухаммеда нашла отклик: мединцы враждовали с мекканской аристократией и рады были выступить против нее. Мухаммеда поддержало несколько местных крупных племен, а уже в 630 г, мекканские племена вынуждены были принять новую религию. Но по мере того как к новому учению примыкали все новые и новые племена, Мекка приобретала всe больший вес и становилась национально-религиозным центром, а аристократия племени курейш даже возглавила мусульманское движение. Вскоре Мухаммед и его приверженцы объединили большую часть Аравии под знаменем новой религии.

В момент смерти Мухаммеда (632 г.) новое вероучение было еще не оформлено, оно только приобретало свои очертания, но основные его положения, которые можно извлечь из Корана, были позже развиты мусульманскими богословами.

КОРАН

Возникновение ислама сопровождалось появлением священной книги — Корана, который, согласно мусульманской богословской традиции, был ниспослан Аллахом через ангела Джабраиля в форме откровений пророку Мухаммеду, передавшему эти божественные откровения в проповедях, обращенных к соплеменникам.

Коран (по-арабски "аль-Куръан" - «читать») — священная книга мусульман. Это обычно солидный том, включающий более 500 страниц текста на арабском языке. Почти таков же объем его перевода на восточные и на западные языки. Коран - книга несотворенная, существующая предвечно, как сам бог, Аллах; она его "слово". Оригинал Корана, согласно исламу, начертан на арабском языке на листах - сухуф и свитки с ним хранятся на седьмом небе, отсюда и одно из его названий - Свитки, Книга. Коран - "Мать книги" - Умм аль-китаб, находится под престолом Аллаха; и только один Аллах в этой небесной книге "стирает, что желает, и утверждает"[3,178].

Существует предположение, что Мухаммед не записывал свои «откровения», некоторые из его поучений якобы за ним записывали его ученики. Разрозненные записи его изречений и поучений, сделанные в разнос время, были собраны воедино без всякой систематизации и переписаны в одну книгу, причем не одобренные калифом записи вошли в Коран и были сожжены. Так, при третьем приемнике Мухаммеда, халифе Османе, в 644—656 г.г., был составлен и утвержден Коран. Книга эта была объявлена священной.

Коран - собрание проповедей Мухаммеда, обращенных к еще не признавшим новое учение язычникам или неофитам, поучительных рассказов, канонических предписаний, молитв и т. д. Отдельные дополнения и изменения, сделанные в этих проповедях и предписаниях при их позднейшей (после смерти Мухаммеда) письменной фиксации, коснулись, по-видимому, лишь частностей и не затронули основного их содержания.

Коран разделен на 114 глав (сур). Они расположены беспорядочно, по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие — к концу. Каждая сура имеет своей целью передать целое откровение и состоит из стихов, или, как их называют, аятов. Суры мекканские (ранние) и мединские (более поздние) размещены вперемешку. Часто к одной суре отдельные предложения и мысли не связаны не только между собой, но и с названием главы. Одно и то же повторяется в разных сурах. Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами и угрозами геенной в будущей жизни всем грешникам. В отличие от христианского Евангелия в Коране отсутствует редакционно-литературная обработка — это совершенно необработанные тексты[3,178].

Пафос Корана направлен против язычества и основ общественной жизни родоплеменного строя. Из суры в суру настойчиво повторяется мысль о единстве Аллаха, его всемогущества и справедливости.

Коран не только оказал влияние на арабскую культуру и литературу, но и лег в основу того сложного комплекса, который получил несколько условное название «мусульманской культуры» и связал общими историко-культурными и литературными традициями многие мусульманские народы Востока. Форма Корана с его стилистическими особенностями, рифмованной прозой и т. д. оказала несомненное влияние на все виды повествовательной прозы, особенно на теологическую, историко-географическую и естественнонаучную литературу, послания всех видов (рисала) — деловые, научные и личные — и сочинения других жанров. Появление Корана ускорило формирование единого арабского литературного языка и способствовало закреплению его грамматических и стилистических норм на многие века.

mirznanii.com

Как возник ислам | Авторская платформа Pandia.ru

Ислам – или мусульманская религия, возник в Аравии в начале VIв. н. э. Уже тогда на огромном Аравийском полуострове арабское население было довольно многочисленным. Среди арабов преобладали скотоводы-кочевники. Ведь большую часть полуострова занимают степи и полупустыни, граничащие с обширными бесплодными песчаными пустынями. Кочевники (здесь их обычно называют бедуинами) разводили верблюдов, лошадей, коз, овец. Земледелие в Аравии возможно только в оазисах, на небольших пространствах плодородной земли, орошаемых водой из родников и колодцев. Оседлое население в оазисах выращивало финиковые пальмы, ячмень, виноград, плодовые деревья.

Вдоль западного побережья Аравии проходила караванная дорога. Она служила продолжением морских путей, связывающих полуостров с Восточной Африкой и Индией. На скрещивании караванных путей в Аравии возникали города. В них сосредоточилась торговля и ремесленное производство.

В то время когда возник ислам, население Аравии — скотоводы-кочевники, земледельцы и горожане — жило в условиях первобытнообщинного строя и делилось на племена. Между племенами часто происходили столкновения. Более сильные племена стремились покорить более слабые. Равенства среди арабов к тому времени уже не было. В каждом племени и в каждом роде, состоявшем из родственных семей, господствовали богачи. Они постепенно захватили лучшие участки пастбищ, принадлежавших всему племени. Богатая племенная знать, из которой выдвигались шейхи (предводители племен), эксплуатировала своих обедневших соплеменников. У богачей появились рабы, которые пасли стада и выполняли домашние работы в семье хозяина.

В каждом племени постепенно увеличивалось число салуков — людей, совсем не имевших скота. Ненадежным источником средств существования салуков была охота на степных зверей, а в дополнение к ней иногда и грабеж. Нуждающиеся и недовольные салуки нередко выступали против господствующей верхушки племени. Салуки привлекали на свою сторону многих рядовых бедуинов, угоняли скот с пастбищ богатых арабов, нападали на их роскошные шатры и делили между собой их имущество.

В каждом племени разбогатевшая знать постепенно превращалась в господствующий класс эксплуататоров. Чтобы укрепить свое положение, эксплуататоры нуждались в сильной государственной власти и грозном боге, помогающем держать в повиновении рабов, салуков и рядовых бедуинов.

В то время у каждого арабского племени были свои боги. Арабы обожествляли деревья, камни, источники и поклонялись им. Когда арабские племена объединялись в одно государство, у них возникла и единая религия—ислам. Сначала он появился в Западной Аравии—одной из наиболее экономически развитых областей полуострова. Здесь находились обширные оазисы Медина и Таиф, жители которых занимались земледелием и скотоводством. Тут проходили караванные пути международной торговли, на которых стояли большие оживленные города. В самом крупном из них — Мекке — жило племя курейш. В этом племени власть принадлежала богатым купцам и ростовщикам, бывшим в то же время крупными рабовладельцами. Через Мекку провозились ценные товары из Южной Аравии в Палестину, Сирию, Египет и из Восточной Африки в Ирак. На ярмарки в Мекку приезжали арабы из многих районов Аравии. Мекка была не только торговым, но и священным городом. В центре его высился четырехугольный храм Кааба в наружную стену которого был вделан «черный камень», упавший с неба (метеорит). Ему поклонялись не только жители Мекки, но и арабы, приезжавшие из других мест. Меккские богачи — купцы, ростовщики и рабовладельцы—присвоили себе жреческие обязанности при Каабе. Это увеличивало их влияние на соплеменников и на окрестные племена.

Арабское историческое предание связывает происхождение ислама (мусульманства) с мек-кским купцом Мухаммедом (Магометом). Он начал проповедовать новую религию около 610 г. н. э. в своем родном городе Мекке. Некоторые его проповеди, записанные его современниками, сохранились. После смерти Мухаммеда его учение было пересказано в книге под названием «Коран2, которая затем стала для мусульман священной. Впоследствии арабские историки собирали сведения о Мухаммеде и составляли описания его жизни. В них действительные события перемешаны с вымыслом о всякого рода чудесах. Так, например, рассказывается, что два небесных существа в блистающих одеждах якобы явились к Мухаммеду, когда он был еще отроком, распороли ему грудь, вынули его сердце, чтобы обмыть в чаше, наполненной небесным снегом. Рассказывали также, что деревья и кусты кланялись Мухаммеду, когда он проходил мимо них, а когда он ехал на верблюде, облако защищало его от солнца.

Чтобы объяснить, как возник ислам, можно обойтись и без фантастической биографии его основателя. Появление ислама связано с установлением классового общества в Аравии и образованием государства. Новая религия была одним из средств объединения разрозненных арабских племен.

Ислам, в отличие от древнего арабского многобожия, признавал единого бога — аллаха. Мухаммед же, как говорит Коран, был посланником бога на Земле. Верующие (мусульмане) обязаны ежедневно молиться, а в девятый месяц года — рамазан — поститься. Все религиозные обряды внушали мусульманам чувство беспомощности и полной зависимости от аллаха. Коран обязывает богатых мусульман отчислять часть доходов в пользу бедных. Но вскоре после возникновения арабско-мусульманского государства эти отчисления стали поступать в государственную казну.

В наиболее ранних сурах (главах) Корана, которые относятся ко времени проповеди Мухаммеда в Мекке, предсказывался близкий конец мира. Он изображался как всеобщее бедствие: произойдет землетрясение и солнечное затмение, моря закипят и хлынут на сушу, мертвые воскреснут. Тогда явится аллах во главе ангельского воинства и будет судить людей. Грешники попадут в ад, где будут гореть, но никогда не сгорят, вечно страдая от ожогов, жажды и голода. Праведники будут награждены в раю вечным блаженством. Но в рай попадут только те мусульмане, которые были покорными и терпеливыми в своей земной жизни.

Коран учит, что сам бог разделил людей на бедных и богатых, рабов и свободных. «Мы… возвышаем одних над другими в степенях,— сказано в Коране от имени бога,—так что одни из них держат других подвластными себе невольниками». Коран запрещает бедным мусульманам зариться на имущество богатых, а за воровство предписывает отсекать у вора руку. Расправу с богатыми и притеснителями Коран переносит в фантастический загробный мир: только после смерти покорные и терпеливые бедняки смогут привольно жить в раю, а их мучители попадут в ад.

В Коране подробно разработаны правила передачи имущества по наследству, раздела военной добычи и других сделок. Показательно, что на охрану собственности в Коране обращено первостепенное внимание. Коран узаконивает зависимость женщины от мужчины и разрешает мужу бить жену. При разделе наследства дочь получает вдвое меньше, чем сын.

Ислам не давал никакой надежды меккским беднякам и рабам на облегчение их тяжелой жизни. Поэтому в первое время количество мусульман в Мекке оставалось ничтожным. Местные властители по-прежнему получали большие доходы от паломничества к Каабе и потому не сразу оценили выгоды новой религии. Они враждебно относились к мусульманам, ярым противникам многобожия. Поэтому мусульмане

были вынуждены искать союзников за пределами Мекки. Осенью 622 г. они переселились в Медину — крупный оазис, населенный оседлыми земледельческими племенами. В Медине мусульмане организовали «общину верующих», во главе которой стал Мухаммед. Эта мусульманская община добилась безраздельного господства в Медине и вскоре стала центром политического объединения всей Аравии. Проповедник ислама Мухаммед превратился в самодержавного правителя, верховного судью и военачальника мединских мусульман. Он жестоко расправлялся с арабами, не принявшими ислам. Мусульмане изгнали из Медины два иудейских племени, в третьем племени, отказавшемся принять ислам, они убили всех мужчин, а женщин и детей продали в рабство. Возделанные земли этих племен захватили арабы-мусульмане. Обосновавшись в Медине, мусульмане начали вооруженную борьбу против Мекки. Они нападали на меккские торговые караваны. В Коране говорится, что священная война с «невернымиугодна аллаху.

Военная удача переходила то к мусульманам, то к их врагам. Исход борьбы решили бедуинские племена, которые перешли на сторону мусульман, так как стремились сбросить с себя тяжелую зависимость от меккских купцов и ростовщиков. В 630 г. Мекка сдалась без боя войску мусульман. Мекканцы приняли ислам и признали власть Мухаммеда. Храм Кааба с «черным камнемстал главным святилищем мусульман, и их обязали совершать к Каабе ежегодные паломничества.

Теперь мусульманская община стала приобретать все больше и больше последователей из числа бедуинов и оседлых жителей Аравии. Так под знаменем ислама совершалось объединение арабских племен, образовывалось арабское государство. При преемниках Мухаммеда — арабских халифах — полчища арабских завоевателей вторглись в соседние страны и подчинили своей власти их население. В образовавшемся обширном феодальном государстве — халифате — ислам стал господствующей религией. Принявшим мусульманство были предоставлены различные льготы. В средние века в странах Ближнего и Среднего Востока ислам широко распространился и стал одной из мировых религий наряду с христианством, с которым у него много общего.

И в наше время ислам исповедует более 350 млн. человек, живущих в Азии, Африке и Европе. Мусульмане составляют подавляющее большинство населения в арабских странах Азии и Африки: в Турции, Иране, Афганистане и Пакистане, а также в Индонезии. Кроме того, много мусульман в Индии, Китайской Народной Республике, Албании, Югославии и Болгарии. Как отмирающий пережиток прошлого ислам сохранился кое-где в нашей стране.

Ислам, как всякая религия, в том числе и христианская, проповедует фантастическое представление о мире и требует от угнетенных покорности, отвлекая их от борьбы за лучшую жизнь.

pandia.ru

Возникновение ислама | История Средних веков. Реферат, доклад, сообщение, кратко, презентация, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

В VII в. многочисленные племена Аравийского полуострова объединились в государство. Их зна­менем стала новая мировая религия — ислам.

Аравия и её обитатели

К юго-востоку от Византии и к югу от Ирана жили племена арабов. Они издавна населяли Аравию — огромный Аравийский полуостров. Почти всю его территорию занимают пустыни и сухие степи. Жившие там бедуины (что значит «степняки») кочевали в поисках пастбищ со стадами верблюдов, овец и лошадей.

Без верблюда большая часть Аравии была бы недоступна для человека. Бедуин питался молоком и мясом верблюда, изготавливал из верблюжьей шерсти одежду и войлок для жилищ, верхом на верблюде сражался и ездил.

Области на побережье Красного моря и на юге Аравии были пригодны для земледелия. Здесь проходил и важный торговый путь, со­единявший Византию с Африкой и Индией. В оазисах вдоль этого пути возникли города, крупнейшим из которых была Мекка. Достаток их жителей зависел от торговли.

Мекка с Каабой
Пророк Мухаммад. Арабская миниатюра

Большинство арабов были язычниками. Они поклонялись солнцу, луне и звёздам. Разные племена почитали разных богов. Общей святыней была Кааба в Мекке. Во­круг Каабы располагались идолы племенных божеств.

В первые века нашей эры в Аравии распространились иудаизм и христианство — первые монотеистические религии. Их про­никновение показывает, что язычество всё менее удовлетворяло арабов.

Арабские племена враждовали друг с другом за пастбища и за контроль над торговыми путями. Это усугублялось обычаем кровной мести: за убийство или оскорбле­ние родича мстило всё племя. Племенная вражда сильнее ощу­щалась в трудные времена, когда из-за борьбы Византии с Ираном сократилась аравийская торговля. Лишь объединившись, арабы мог­ли решить эту проблему, обратив энергию вовне.

Путь пророка

Основатель новой религии Мухаммад родился около 570 г. в Мекке. В 610 г. ему было видение архангела Гав­риила, и он провозгласил себя пророком, передавая народу откровения, полученные свыше. Он призывал отказаться от много­божия, уверовать в единого Бога (Бог по-арабски — Аллах), раскаяться в грехах и вести праведную жизнь.

Мухаммад обличал тех, кто не­справедливо нажил богатство, при­зывал богачей помогать бедным. Себя он называл посланником Аллаха, его пророком, причём подчёркивал, что Аллах уже на­правлял к людям посланников: Мусу (так по-арабски звучало имя библейского Моисея) и Ису (Иису­са). Таким образом, новая вера предстала не новшеством, а вос­становлением истинной веры Авраама. Такая проповедь могла привлечь и язычников, и христи­ан, и иудеев.

Многие жители Мекки осуждали Мухам­мада как отступника от веры предков, зато его поддержали в соседнем городе Ясриб. В 622 г., опасаясь расправы, он бежал в Ясриб. С этого события, именуемого у арабов хиджра (т. е. переселение), начинается отсчёт мусульманской эры.

Жители Ясриба приняли новое учение. Ясриб был переименован в Город пророка или просто Город (по-арабски — Медина). Там воз­вели первое здание для молитв — мечеть и был определён порядок богослужения. В 630 г., после долгой войны, Мухаммад подчинил Мек­ку. Он приказал уничтожить идолов, окружав­ших Каабу, сама же она осталась главной свя­тыней. В последние годы жизни Мухаммада (умер в 632 г.) ему покорились многие араб­ские племена. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Фрагмент одной из древнейших рукописей Корана

Ислам — религия мусульман

Новая вера изве­стна под названием ислам, что по-арабски означает «предание себя» Богу. Тот, кто сде­лал это, именуется мусульманином. Кратко суть ислама можно выразить фразой из его главной Священной книги — Корана: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — послан­ник Аллаха!» Коран — это запись открове­ний, полученных Мухаммадом от Аллаха. Ислам имеет общие корни с иудаизмом и христианством, но не принял основные хрис­тианские догмы, особенно догмат о Троице. Важные различия заключаются и в том, как те и другие поклоняются Богу и как вера влияет на их жизнь.

Ислам установил пять главных обязаннос­тей мусульманина. Во-первых, верить во все­могущего и единого Аллаха и в пророческую миссию Мухаммада. Во-вторых, молиться пять раз в сутки. В-третьих, соблюдать посты, кото­рые состоят в воздержании от пищи, питья и развлечений. В-четвёртых, каждый по воз­можности должен совершить паломничество в Мекку — хадж. Пятая обязанность — платить налог на нужды общины. Кроме того, мусуль­манам предписывалось совершать поступки ради торжества веры (джихад), запрещалось пить вино, есть свинину, играть в азартные игры, заниматься ростовщичеством. На основе Корана сложились правила поведения мусуль­ман во всех сферах жизни.

На этой странице материал по темам:
  • Возникновение ислама доклад кратко

  • Конспект возникновение новой религии аравия и её обитатели

  • Возникновение ислама история средних веков

  • Возникновение ислама реферат кратко

  • Возникновение ислама доклад

Вопросы по этому материалу:
  • Как жили арабы?

  • Как возникла новая мировая религия — ислам?

  • Что представлял собой ислам?

  • Как географическое положение и природные условия Аравийского полуострова повлияли на занятия и образ жизни его жителей?

  • Чем учение Мухаммада привлек­ло арабов?

  • Выделите основные этапы распро­странения ислама.

  • Почему Коран важен для мусуль­ман?

  • Каковы главные обязанности мусульман?

doklad-referat.ru

Ислам — суть религии кратко

“Ислам” переводится как “покорность Аллаху”. Приверженцы религии ислама называют себя “муслим”, что на арабском по сути означает “преданный Аллаху”. На русском это слово преобразовалось в слово “мусульманин”. Приведем краткие принципы и отличия ислама.

Возникновение ислама

Время возникновения ислама относят к первой половине VII века, место возникновения - запад Аравийского полуострова. В те времена главными городами региона были Мекка и Ясриб. Позже Ясриб был переименован в Медину. Сегодня эти города находятся на территории Саудовской Аравии. Основателем ислама является Великий Пророк Мухаммед, или, если ближе к арабскому произношению, Мухаммад (не путать с Магометом!).

Мухаммад родился в Мекке в 570 году, а умер в Медине в 632-м. Он был пастухом, но после брака с богатой вдовой стал купцом. В 610 году ему явились “видения” - он обрел способность видеть то, чего не могли увидеть другие люди и “речения” - он слышал голоса ангелов и даже самого Аллаха. Эти голоса диктовали ему содержание Корана - священной книги, и велели ему проповедовать веру в Аллаха, искореняя многобожие. По этой причине Мухаммад и начал свою деятельность проповедника. К концу VII века ислам разделился на шиизм (от “шиа” -“группировка” или “партия”) и суннизм (от “сунна” - “пример”, “образец”, “путь”). В VIII веке от шиитов отделилась еще одна ветвь ислама, её сторонники назвали себя исмаилитами (в честь Исмаила - исламского духовного лидера VIII века). Таким образом, тремя основными конфессиями ислама являются суннизм, шиизм и исмаилизм, хотя на самом деле их гораздо больше. Однако наиболее распространённой остается суннизм, который исповедуют 80% мусульман всего мира.

Территории Ислама

Ислам исповедует около 1,5 миллиарда жителей Земли, что составляет более 22% населения всего мира. Исламские уммы (общины) есть в 120 странах мира, в основном это Азия и Африка. В 35 из них ислам проповедует большая часть населения, а в 28 странах ислам признан официальной религией. В большинстве исламских стран большая часть верующих - сунниты и лишь в 4-х шииты (Ирак, Иран, Бахрейн и Азербайджан).В России ислам является второй по распространённости религией после православия. В трех регионах России преобладают мусульмане - это Северный Кавказ, Татарстан и Башкортостан.

Тексты Ислама

Священные книги ислама делятся на две категории. В первую категорию входит лишь одна книга – это, собственно, сам Коран. «Коран» в переводе с арабского означает «чтение вслух». Во вторую категорию входит собрание священных книг, под общим названием «Сунна» («образец»). Существуют два Корана: небесный (или оригинал) и земной (или копия). Небесный Коран вечен, он был и будет всегда. Он хранится у Аллаха. Земной Коран существует во множестве экземпляров. Однако точной копией Корана может быть только земной Коран , изложенный именно на арабском. Аллах диктовал Коран ангелу Джабраилу, а тот - пророку Мухаммеду, затем уже Мухаммад в форме проповедей передал Коран ученикам. Коран состоит из 114 сур (глав). Суры, в свою очередь, делятся на аяты (знамения).Сунна - это собрание изречений Мухаммеда, а так же изложение его жизненного пути. Таким образом Сунна является собранием хадисов (рассказов) Долгое время они передавались изустно, и лишь позднее, в IX-X веках, были записаны богословами Бухари, Маджа, Нисаи, Сиджистани, Нишапури и Тирмизи. Они признаются авторами и составителями сборников хадисов о жизни Мухаммада.

Джинны и ангелы в исламе

Ислам принимает существование сверхъестественных существ, которые делятся на шесть групп: Аллах (т.е. Бог), ангелы, добрые джинны, злые джинны, гурии, а так же Бурак. Слово «Аллах» воспринимается верующими как имя собственное. По мусульманскому вероучению Он существует в единственном лице, троицу ислам не признает. Аллах создал землю, всех живых существ, семь небес (на седьмом небе находится рай), а ниже первого неба - ад. Над седьмым небом помещается трон, на котором восседает Аллах, который управляет Вселенной.Джинны - это духи, особого типа живые существа, которых Аллах создал из огня, они бывают добрыми и злыми. Изначально они все были злые, но после проповеди Мухаммада, в которой он обратился к джиннам, некоторые из них волшебным образом перевоспитались и стали содействовать Мухаммеду, а позже его последователям, в распространении ислама. Среди злых джиннов выделяются особо опасные, их ещё называют «шайтанами». Джинны в обычном виде уродливы, на ногах у них копта, но они могут менять внешность и принимать человеческий облик.Ещё одно интересное существо в мифологии ислама – это Бурак ( в переводе с арабского «Молниеносный») . Это крылатая лошадь с человеческой головой, которая мгновенно достигает объекта, находящегося в ее поле зрения. В Коране она не упоминается, но в сказаниях ислама есть упоминание о том, что однажды ночью к Мухаммеду явился ангел Джабраил вместе с Бураком. В мгновение ока Бурак переместил пророка из Мекки в Иерусалим для того, чтобы по лестнице, спустившейся с неба, Мухаммед мог подняться вверх для беседы с Богом.

Посланники и пророки в исламе

Пророки или «наби» — это люди, которым Бог дал задание вещать истину. Согласно вероучению, их было 124 тысячи человек. Среди них 313 считаются «расулами» или посланниками. Это пророки, получившие от Аллаха письменные откровения.Среди расулов особо почитаются девять, их еще называют «стойкими пророками». Восемь из них совпадают с христианскими: Ной (Нух), Иаков (Якуб), Авраам (Ибрагим), Моисей (Муса), Иосиф (Юсуф), Давид (Дауд), Иов (Айюб) и Иисус Христос (Иса). По мнению мусульман, Иса - великий пророк, но не Бог, как считают христиане. Из всех стойких пророков наибольшим почтением пользуется девятый – Мухаммед, он считается последним пророком и самым великим из них. Ведь именно ему Аллах передал самое полное письменное откровение, т.е. Коран.Два крупных мусульманских праздника посвящены жизни Мухаммеда: мавлюд - День рождения посланника Мухаммеда и мирадж - день его вознесения для беседы со Всевышним.

Душа в исламе

Мусульманское учение о душе во многом совпадает с тем учением о душе античных христиан. Таким образом, мусульмане считают, что душа, в отличие от тела, - это невидимая сверхъестественная сущность человека. Она независима от тела, то есть может существовать и без него. Душа не является совокупностью мельчайших частиц, как в буддизме, а представляет собой целостное образование. Все людские души сотворил Бог, и сотворил их бессмертными.

Жизнь после смерти в исламе

Загробный мир в исламе делится на джанну (рай) и джаханнам (ад). В рай после смерти отправляются праведники, а в ад, соответственно, - грешники. Праведники – это те люди, в жизни которых преобладают добрые дела, тогда как у грешников - плохие. Если у христиан пребывание и в аду или раю считается вечным, то мусульмане считают, что обитатели ада делятся на постоянных и временных. Последними являются мусульмане: какие бы страшные грехи они ни совершали, рано или поздно их переведут в рай.Пребывание в загробном мире у мусульман делится на два этапа - до Судного дня (души пребывают там без тел) и после Судного дня (души вновь обретут свои тела). В Судный день, как только протрубит ангела Исрафиль, все живые сначала умрут, а затем все когда-либо умершие разом воскреснут. После чего все люди, один за другим, пойдут по мосту Сират, который протянут через пропасть над адом в рай. Он тонок, как волос, и остёр, как лезвие меча, и только праведник может пройти по нему, не свалившись в ад.

Правильный ислам, законы шариата

Каждый мусульманин обязан вести образ жизни, который требует шариат (в переводе с арабского «правильный путь»). Шариат - это свод правил, одобренных исламскими авторитетами, т.е. это правила взаимодействия между людьми как юридические, так и нравственные. Шариат состоит из указаний что нужно обязательно делать, что можно не делать, и чего ни в коем случае делать нельзя. Шариат опирается на тексты Корана и Сунны. Однако толкования этих писаний могут быть разные. В одно и то же время шариаты разных стран принимали различные правила поведения. Более того, эти нормы могут меняться. К примеру, в Афганистане шариат 80-х годов позволял женщинам не скрывать лица чадрой, и даже мужчинам было позволено не отращивать бороды. В 90-х годах шариат Афганистана запретил женщинам находиться в общественных местах с открытыми лицами, а мужчинам брить бороды. Из-за этих различий зачастую происходят споры между мусульманами, и даже целыми исламскими государствами.Шариат подразумевает также и пищевые запреты. Мусульманам запрещено есть свинину и употреблять алкоголь. Под запретом так же мясо крабов, раков, акул и хищных животных. В ряде стран шариат содержит так же и меры наказания за нарушения предписаний. Это может быть публичная порка, тюрьма, отсечение руки и даже смертная казнь.

Как принять ислам и как молиться

Молитвы в исламе бывают трёх видов: шахада (свидетельство о вере), намаз (ежедневная 5-кратная молитва) и дополнительная молитва.Шахада - это краткая фраза на арабском: «Ля ильляха ильляляху ва Мухамадун расуль льляхи», что в переводе означает «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад посланник Его». Шахаду можно произносить лишь по-арабски, она повторяется несколько раз на дню, а так же обязательно включается остальные виды молитв.Если немусульманин выразил желание принять ислам, после чего произнес шахаду в присутствии двух мусульман мужского пола, он становится мусульманином.Намаз - ежедневный молитвенный цикл, совершаемый пять раз в сутки. Намаз включает в себя словесные формулы на арабском языке, определённые позы и определённые движения. Эти слова, позы и движения вместе называются «ракат». Первый намаз происходит на рассвете (2 раката), второй – в полдень (4 раката), третий - между полуднем и закатом (4 раката), четвертый - после заката (3 раката), и пятый - перед сном (4 раката). Перед намазом мусульманин обязан совершить омовение. Женщины молятся отдельно. Намаз может совершаться как в мечети, так и вне её.Дополнительные молитвы – это те, которые не являются ни шахадой, ни намазом, они нужны для того, чтоб выразить свои просьбы Аллаху. Текст таких молитв верующий составляет сам. Эти молитвы совершаются как правило на родном языке и могут быть произнесены в любое время дня или ночи.Все молитвы мусульмане совершают обращаясь в сторону Мекки.

Кааба в Мекке. Коран называет Каабу первым сооружением, возведённым людьми непосредственно для поклонения Богу

Что такое джихад в исламе

Каждый мусульманин обязан принимать участие в борьбе за веру или в «джихаде» (в переводе означает «усилие» или «старание»). Различают четыре вида джихада.1. Джихад меча. Это вооружённое участие в борьбе с неверными. Например, в 80-х годах воевали между собой Иран и Ирак, поскольку духовное руководство этих стран назвали соседей «неверными».2. Джихад руки. Чаще всего джихад руки применяется старшими членами семьи по отношению к младшим. Т.е. это мера воспитания.3. Джихад языка. Это обязанность верующих одобрять или осуждать окружающих за их благочестивые или неприемлемые поступки.4. Джихад сердца. Это борьба мусульманина с собственными несовершенствами.

Паломничество в Мекку

Паломничество в Мекку обозначается словом “хадж”. Обязательной целью для паломников является только Мекка, однако большая часть паломников посещают еще и Медину (город в 450 км от Мекки, где умер Мухаммед).Если мусульманин имеет физическую и материальную возможность совершить хадж, он обязан хотя бы один раз в жизни это сделать сам или послать своего заместителя (это допущение появилось в позднем исламе). Мусульманин обязан обеспечить заместителя всем необходимым для паломничества, а тот, в свою очередь, обязан привезти свидетельство о совершённом хадже. Паломничество должно совершаться в двенадцатый месяц лунного года (зу-ль-хиджжа). ХХадж делится на обязательную часть (дни календаря, когда паломники должны быть в Мекке) и дополнительную часть (в это время паломники посещают Медину и другие святые места). Паломники прибывают в Мекку к 7-му числу месяца зу-ль-хиджжа и обязаны быть в Мекке или её окрестностях 7 дней, совершая предписанные для каждого из 7 дней обряды. Вот эти обряды:обход Каабы (священное здание во дворе главной мечети в Мекке),испитие воды из святого источника,7-кратная пробежка между двумя холмами (расстояние между ними около 300 метров),7-часовое молитвенное стояние у горы Арафат в долине, находящейся в 18 км от Мекки,собирание семи камней в другой долине,забрасывание этими камнями столба, символизирующего Шайтана, в третьей долине,приношение скота в жертву.Мусульмане используют лунный календарь, поэтому время паломничества может оказаться в любом григорианском месяце. Ежегодно хадж совершают более 2 миллионов мусульман. В обязательные семь дней хаджа мусульмане одеваются в ихрам. Это два отреза белой ткани без швов, в них нужно искусно завернуться и ежедневно повторять шахаду не менее 100 раз.

Пост в исламе

В девятый месяц лунного календаря (рамадан или рамазан) мусульмане, согласно шариату, соблюдают пост или «саум». Во это время следует полностью воздерживаться от пищи, питья, курения и развлечений в светлое время суток. От этого поста освобождаются те, кто по объективным причинам не может его соблюсти, а именно: участники военных действий, пленники, путники, больные. Освобождение от поста в месяце рамадан таким лицам дается с условием соблюдения этого поста в другое время. Без всяких условий от поста освобождают детей, стариков, беременных и кормящих женщин.

Видео по теме:

www.orientalica.com

История возникновения и распространения ислама — журнал "Рутвет"

Оглавление:

  1. Предпосылки и история зарождения ислама
  2. Видео об истории ислама
  3. Значение пророков в исламе и их истории
  4. История распространения ислама

Слово «Ислам» в дословном переводе означает «предание себя Богу», «покорность», «подчинение» законам Аллаха. Религия эта монотеистическая, авраамическая, мировая и довольно молодая.

Предпосылки и история зарождения ислама

История зарождения ислама отбрасывает нас далеко в доисламские времена на Аравийский полуостров, откуда и берет свое начало эта молодая религия. Когда-то на острове обитали коренные жители, они, поклоняясь каждый своему божеству, считались язычниками. Арабы-язычники поклонялись духам предков, а некоторые поклонялись природе: дереву, скале, камням. И немалую роль в их жизни имели кахины (прорицатели) – проводники между язычниками и их идолами, благодаря которым последние озвучивали свои решения. Бытует мнение американских ученых, что именно доисламский период внес свою немалую лепту в историю происхождения ислама. Якобы ислам был синкретической религией, соединившей в себе частицы доисламских древних исповеданий и культов арабов, а также уже существовавшие на то время религии – иудаизм, христианство и маздеизм.

Берет свои истоки с седьмого века и основателем ее является Мухаммед, он же своими проповедями доносил всю истину ислама и был пророком для мусульман. Ему же Аллах и послал священное учение — Коран. Он (Коран) считается главной священной книгой ислама. История возникновения ислама на сегодняшний день – открытая книга для обзора всех, кто интересуется и с уважением относится к чужой религии или изучает тщательней свою. Узнать подробности можно как в библиотеке, в блогах, в интернете, так и просмотреть полнометражный исторический фильм на эту тему.

Те, кто интересуется религией ислам, знает, что историю её возникновения можно условно поделить на несколько этапов:

  1. Этап первый – доисламский.
  2. Второй этап берет свое начало с появления пророка Мухаммеда, который начинал доносить в проповедях основные каноны ислама.
  3. Этап третий - разветвление ислама на несколько течений:
  • Сунниты.
  • Шииты.
  • Хариджиты.

Но как бы не разнились течения, в основе у них все равно лежат общие понятия и вероучения. А именно:

  • Аллах создал землю за 6 суток. В последний, 6-ой день – первого пророка и человека Адама, а из его ребра Еву. День 7-ой — это день отдыха, которым в исламе считается пятница.
  • Исповедание — основной принцип в исламе.

Чтобы стать истинным правоверным мусульманином, достаточно сказать: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его». После чего человек осознанно становится мусульманином и должен исправно нести все обязанности правоверного.

Видео об истории ислама

Значение пророков в исламе и их истории

Истории пророков в исламе оставили свой неизгладимый след. Благодаря пророкам и первым из них, коим являлся Мухаммед, и произошло именно то зарождение и формирование ислама, которое дошло до наших дней. Но перед тем как углубляться в эти истории, стоит отметить, сколько пророков было, и чем их запомнила история религии ислам. Пророки, которые считались древними и были до Мухаммеда, исповедовали веру в единого Аллаха и давали пророчества о приходе последнего пророка Мухаммеда. В Коране обозначены имена 28 из более 100 000 пророков. Но именно эти имена внесли огромный вклад в ислам, стоя у его истоков.

Мухаммед

В исламе считается главным пророком. Родившись в городе Мекка, впервые Мухаммед увидел посланника божьего в виде ангела на горе Хиро: ему явился вещий сон. В нем посланник божий преподнес будущему пророку весть о его жизненном предназначении. Долгое время он не верил своим видениям, но после покорился им и стал проповедовать то, что ниспослали ему ангелы. В исламе есть утверждения о том, что именно Мухаммед считается главным пророком. Ибо сам Аллах сказал, что Мухаммеду должно подчиняться все живое на Земле. Поэтому роль в истории ислама данного главного пророка – важная, основополагающая. После него, можно смело утверждать, и началось распространение этой религии.

Адам

Первый человек на земле считается у мусульман и первым пророком, т.к. Аллах выбрал его, чтобы направлять грешников на истинный путь.

Идрис

Этот пророк по многим признакам похож с Енохом из Библии. Потому что считается, что именно он стал первым писать каламом, стал одеваться в специально сшитое одеяние и изучать древние летописи. В Коране его имя упоминается 2 раза, чем и запомнился верующим мусульманам.

Нух

Идентичная история с Ноем из Библии. Аллах обратился к нему и велел нести веру в единого бога к язычникам. Нух послушался его, хотя язычники высмеивали его речи, за что были наказаны разными бедствиями. Пророком он был в 50 лет.

Салих

История этого пророка была связана с тем, что он был отправлен Аллахом к самудянам. Эти люди отличались на тот момент особенной злобой и заносчивостью, гордыней и тщеславием. Салих смог показать им чудо и доказать, что говорит от имени Аллаха. Он на глазах изумленной публики сотворил чудесным необъяснимым образом верблюдицу, но погрязшим в грехах людям этого было недостаточно. Как результат – сильное землетрясение унесло жизни неверных, а Салиха спас Аллах.

Ибрахим

Его история идентична истории с Авраамом из Библии. Потому как именно он дал имя этой религии и назвал ее исламом, а всех, кто стал придерживаться ислама – мусульманами.

Лут

Его сравнивают с Лотом из Библии. Аллах отправил его к народу, утопающему в разврате, но ни проповеди, ни нравоучения, ни мольбы не смогли спасти грешные души. Все были убиты.

Исмаил

Аллах возложил на его плечи непосильную ношу – распространения веры по всему белому свету, чем он и запомнился. Бытует мнение, что после этого Аллах попросил принести в жертву сына. Жертвоприношение признанно одним из священных ритуалов ислама.

История распространения ислама

История распространения ислама несет в себе гораздо более долгий путь, нежели ее зарождение. Хотя в какой-то мере их можно объединить в одну большую тему: история возникновения и распространения ислама. Начало седьмого века знаменательно ярым социально-политическим противостоянием, разрушением первобытно-общинного строя и появлением раннего классового общества на Аравийском полуострове. Основным отличием от возникновения христианства, возникновение ислама – вечный процесс противостояния и даже борьбы разных и в большом количестве эконом-их укладов с одной стороны, с другой – массой свободных, но нищих людей: всех, кто занимался ремеслом, домашним промыслом – пастухи, коневоды и т.д.

Пророк Мухаммед появился на свет в 570 г. но лишь с 610 г, после посещения видений, он стал позиционировать себя, как пророк.

Смысл проповедей был в том, что он грамотно сумел сопоставить и позаимствовать из всех знакомых ему религий важную суть. А это в тех жизненных обстоятельствах и устоях Аравии начала 7-го в. было жизненно важно – призыв арабов к объединению под знамя единого бога. Данный лозунг и стал толчком к появлению новой религии и нового исламского государства. На этом история религии ислам только берет сове начало и начинает медленное, но уверенное распространение. Сотворив культ единого Аллаха, Мухаммед обратился к своим последователям и призвал их ежедневно молиться Аллаху, сопровождая этот святой ритуал омовением, поститься и платить налог в пользу бедняков. Из Библии пророк позаимствовал версию Страшного суда, идею рая (населенного гуриями) и преисподней, сатаны (шайтана), бесов др.

Но после смерти пророка на исламские государства обрушилась настоящая напасть. Война за войной, которая несла в себе больше захватнический, чем оборонительный характер. Последователи Мухаммеда продолжали верой и правдой служить Аллаху, распространяя свою религию настойчиво и на другие государства.

Таким образом, еще в конце 12 века представители ислама (его воины) ворвались в Северную Индию и, использовав в своих целях междоусобицы князей, заняли значительную территорию. А в начале 13 века на завоеванных землях ислам был признан официальной государственной религией Северной Индии.

Сложными и разными путями шел ислам в Африку. А потом уже правоверные Египта, исповедующие ислам, распространили эту религию в Восточном Судане.

Так в наши дни ислам исповедуют в Азербайджане, Татарстане, республиках Северного Кавказа, Башкортостане, странах Средней Азии, Казахстане и частично в автономной республике Крым.

Как Вы относитесь к исламу? Являетесь ли Вы приверженцем этой религии? Расскажите об этом в комментариях.

www.rutvet.ru