Китайский рисунок кистью - детские работы. Китаец рисунок


китайская живопись водяными красками и тушью. Китайские художники. Обучение живописи

Китайские художники оказали огромное влияние на мировое искусство, а их потрясающие произведения, выполненные на рисовой бумаге и шелке, вот уже несколько веков восхищают лаконичным художественным языком.

Эстетические каноны живого наследия, насчитывающего тысячелетнюю историю, сложились под влиянием философских традиций даосизма, буддизма и конфуцианства. Считается, что природа учит людей видеть прекрасное, и именно эта истина является основной темой традиционной живописи Китая. Уникальные шедевры, созданные мастерами в разные эпохи, – это важный вклад в мировое изобразительное искусство.

Традиционная живопись Китая

Гохуа – китайская живопись, которая отличается от западной особенностями техники выполнения рисунка: на шелк или специальную тончайшую бумагу при помощи кисти наносят изображение. Художники используют минеральные, растительные водяные краски, черную тушь, а их произведения часто имеют форму горизонтальных или вертикальных свитков.

Занимающая центральное место среди разных направлений искусства Поднебесной гохуа (китайская живопись) возникла в VII-VIII веках до нашей эры, а с конца XIX столетия стиль получает второе дыхание.

«Четыре сокровища»

Для написания традиционных картин авторы используют ограниченный набор средств: черная тушь (или акварель), китайская кисть из натуральной шерсти, бумага и приспособление для растирания краски. Многие художники все-таки отдают предпочтение монохромной живописи, считая, что это «раскроет суть природы».

Большое внимание в стране уделяется качеству туши, и для работы используются плитки с черным лаковым блеском. Мастера растирают их с водой, получая нужную консистенцию и создавая разнообразие оттенков. Как признаются китайские художники, из-за низкого качества европейской туши достичь нужных эффектов невозможно.

Для живописи используется особая бумага суан (рисовая) со специфической текстурой. Иногда рисунки выполняются на шелке или хлопчатобумажной ткани.

Тушечницы очень высоко ценятся, и многие передаются из поколения в поколение. Эти приспособления, иногда изысканно украшенные, выполняются из нефрита или обожженной глины.

Линейный рисунок

Если рассматривать европейские полотна, написанные акварелью, то в них можно не заметить линию как таковую. В китайской живописи все образы создаются посредством линейного рисунка. Этим и отличается традиционный стиль гохуа, сильно напоминающий успешно развивающуюся в стране каллиграфию, элементы которой художники обязательно вносят в свои произведения.

Нельзя не отметить отличную технику владения кистью, которая совершенствуется на протяжении нескольких веков. При помощи тонкой или толстой линии художники, использующие одни и те же инструменты, что и каллиграфы, передают пространство, объем, движение, не пользуясь при этом привычными приемами светотени. Красота китайской живописи заключается в мастерском владении особой техникой би-мо, название которой переводится как «кисть-тушь». Черная краска, нанесенная на рисовую бумагу, мгновенно впитывается, и одно неловкое движение, неверная линия могут изменить общее настроение картины, исказив правду жизни. Каждый мазок обязан быть точным и четким, ведь ни стереть, ни поправить рисунок автор уже не сможет.

Техника нанесения изображений пальцами

Любопытно, что китайские картины в технике гохуа не всегда пишутся кистью. Часто мастера используют руки, выводя ими линии и растушевывая краску. Живописцы наносят контурные линии ногтем, а широкие мазки выполняют подушечкой большого пальца.

Стихотворная надпись

Традиционная китайская живопись отличается от европейской тем, что на рисунке имеется стихотворная надпись, выполненная в каллиграфическом стиле. Так мастера выражали свое отношение к произведению, а иероглифы дополняли его образное содержание. Известный каллиграф, литератор и художник Су Ши, живший в XI веке, боролся за то, чтобы в живописи обязательно присутствовала поэзия. Такие надписи отражают мнение автора и становятся его почерком.

Свитки

Гохуа – китайская живопись, в которой существует необычный вид картин. Они свертываются на палочке в свиток и хранятся в продолговатых футлярах. Произведения пишутся на специальной бумаге не только тушью, но и красками из минерального и растительного сырья. Картины в рулонах, не предназначавшиеся для массового зрителя, хранятся вот уже более тысячи лет, не теряя при этом яркость и насыщенность оттенков. И в наши дни можно любоваться шедеврами, написанными несколько веков назад известными мастерами.

Аллегоричность

Живопись водяными красками и тушью отличается лаконичностью, и такой язык символов понятен настоящему ценителю китайского искусства. Например, растения и стихотворные строчки изображают времена года, а луна или горящая свеча указывают на ночь.

Незаполненные пустоты на картинах

Еще одна особенность, отличающая китайскую живопись от западной, заключается в том, что на произведениях авторы оставляют незаполненные участки, которые могут маскироваться под изображения светлого облачка или белесого тумана. Иногда пустое место оставляют для того, чтобы у зрителя оставалась свобода для фантазии, ведь китайские картины – это удивительный вид искусства, который невозможен без единства автора и зрителя.

Обязательная печать

По традиции мастера обязательно ставят на произведения печать красного цвета, удостоверяя таким образом свою личность.

Рассмотрев особенности традиционного художественного искусства, можно сказать, что гохуа – китайская живопись, в которой гармонично сочетаются поэзия, каллиграфия и проявляющееся в оттиске печати граверное мастерство.

Жанры живописи

В традиционной китайской живописи выделяют несколько жанров. Первый – шаншуй (пейзаж). В стране получила широкое распространение философская концепция, согласно которой люди и природа едины и между ними не существует никаких преград. Пейзажное произведение вызывает соответствующее настроение у зрителя.

Второй жанр – хуаняо (изображение флоры и фауны). Китайские мастера вглядываются в совершенные формы животных, камней, растений и передают их истинную сущность, которую невозможно выразить словами.

Третий жанр – жэньу (портрет). Еще в древности художники, работавшие с людьми, знали одно непреложное правило: наравне с внешним сходством творец должен передать душевное состояние и характер человека, подчеркнув красоту его внутреннего мира. Все живописцы четко следовали этому принципу, и даже на ранней стадии развития китайского искусства мастерство портретного жанра достигло невероятно высокого уровня.

Стили гохуа

Известны два традиционных стиля: гунби, преобладающий на ранних этапах, и се-и, получивший широкое распространение в конце XIX века. Разберем особенности этих направлений.

Китайский стиль гунби – это определенная манера письма, при которой тщательно наносится краска (в том числе и цветная) и прописываются самые мелкие детали. Главная цель художника – точно изобразить действительность, и такая идея натурализма тесно связана с влиянием даосизма. Гунби считается официальной академической живописью. В стиле четких линий работали мастера, оформлявшие интерьеры императорского дворца.

Однако после распространения буддизма на территории страны художники переосмыслили эту идею, и появился новый китайский стиль се-и, характеризующийся свободной манерой письма. Творцы изображают не внешнее сходство предмета или объекта, а заботятся о передаче настроения. Они стремятся показать искренние эмоции, оперируя образами. Считается, что се-и – это живопись философов и поэтов, и в этом стиле работают творцы под влиянием сиюминутного настроения.

Разновидностью се-и является шуймо (для написания картин используется лишь черная тушь).

Многие китайские художники удачно сочетают в своих произведениях приемы одного и другого стиля, используя смешанные техники. Ли Кэжань, Ци Байши, Фу Баоши, Ян Ифэн, Хуан Биньхун, Пань Тяньшоу и другие мастера сумели достичь в своих работах выразительных эффектов, передавая изображения природы и фиксируя даже самые незначительные детали.

«Чтение» картин

Национальная живопись водяными красками характеризуется изящным образным языком, и художники закладывают в свои произведения определенный подтекст. Если европейцы рассматривают полотна, то китайцы их читают. Картины наполнены положительным настроем и дарят своему хозяину хорошее настроение.

Китайские произведения полны символизма и аллегорий. Например, горы олицетворяют мужское светлое начало, а вода – темное женское. Живописец передает лирические настроения, переживания, которые возникают после общения с природой, и не стремится к натурализму и внешнему сходству.

На фоне величественных ландшафтов миниатюрные фигурки людей символизируют, что человек – это незначительное звено Вселенной, которое полностью подчинено ее мощи. А вот в европейском искусстве люди всегда изображались как могучая сила, способная управлять стихиями, и такими представлениями о человеке кардинально отличается от западной китайская живопись.

Цветы – это отдельная тема для разговора. Существует живопись, которая носит название «четырех благородных»:

  • орхидея, символизирующая чистоту;
  • хризантема, воплощающая скромность и целомудрие;
  • дикая слива мэйхуа – стойкость и несгибаемость;
  • бамбук – это символ человеческого характера.

Часто художники изображают иву, которая воплощает красоту и изысканную утонченность. Она олицетворяет собой весну и женское изящество. А вот сосна – это идея вечной юности и конфуцианской сдержанности.

Такой язык символов очень понятен китайцам, а тем, кто не сможет разгадать иносказания, постичь национальную живопись невероятно сложно.

Мастера гохуа

Сюй Бэй-хун прекрасно владел основными навыками европейского искусства и в своем творчестве сочетал их с китайскими традициями. Его великолепные портреты, в которых живописец умело раскрывал психологические черты людей, считаются шедеврами китайского искусства.

Ян Ифэн, являющийся лауреатом многих национальных премий, достойно продолжает выработанные столетиями традиции.

Гу Йинчжи, получившая титул «королевы кошек», работает в стиле се-и. Она мастерски изображает домашних животных, и ее полотна китайские послы дарят иностранным гостям.

Ци Бай-ши – один из самых ярких представителей стиля. Наблюдательный творец, способный уловить основные черты, пишет оригинальные картины, соединяя высокое мастерство с искусством каллиграфии и выразительностью линий.

Обучение живописи

Многие хотят овладеть секретами гохуа, однако научиться творить в этой технике не так уж и просто. Художники много времени тренируются, прежде чем приступить к работе, которая ведется на одном дыхании, чтобы избежать ошибок.

Китайцы ценят не только внешнюю красоту картин, но и внутреннюю, их силу и энергетику. Во многих магазинах страны продаются специальные альбомы для раскрасок, где показана последовательность выполнения рисунка. Такое обучение живописи дает свои плоды, и практически любой человек сможет нарисовать картины в традиционном стиле. Так прививается хороший вкус и воспитывается любовь к искусству.

Поэзия, обретшая форму

Надо сказать, что сейчас гохуа следует за временем. Она давно вышла из узких рамок китайских национальных традиций. В изобразительном искусстве появляются сюжеты на современные темы, и такие картины наполнены новым содержанием. Позволим согласиться с классиком, заметившим, что «живопись – это поэзия, которая обрела форму».

fb.ru

контурное рисование – Ярмарка Мастеров

Хочется поделиться недавно найденными мной в сети прекрасными рисунками китайкой графики. Одного контура здесь достаточно, чтобы создать изумительный образ. Это хорошее пособие для тех, кто хочет отточить навыки чистого контурного рисования или не знает, с чего начать учиться рисованию. Работа непростая, но очень полезная: быстро "набивается" рука, линии контура становятся более уверенными и естественными, "природными".

Сначала рисуйте простым карандашом на обычной бумаге. Потом можно взять красивую бумагу (под папирус, например, или бумагу для оригами) и обвести карандашные контуры капиллярной ручкой. Получится элегантная картина. Китайские мотивы можно использовать также для росписи (зеркал, бытовых предметов и прочего).

Бамбук на бумаге для оригами

Хурма на бумаге для оригами

Лилия на бумаге для оригами 

Водяной цветок на бумаге для оригами

Контурные рисунки

www.livemaster.ru

Потрясающие рисунки китайского художника Paul Lung

trasyyЭти шедевры создает художник Paul Lung, который живет и работает в Гонг-Конге. Он рисует автоматическим 0.5-миллиметровым простым карандашом такие рисунки, которые трудно отличить от черно-белых фотографий.

Так же смотрите: Картины на деревьях от Wang Yue, Гиперреалистичные картины Roberto Bernardi

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Страничка автора paullung.deviantart.com

trasyy.livejournal.com

Китайская живопись го хуа. Рисуем сливу мэй

Янв 03, 2014

in Мастер-классы по рисованию by Марина Трушникова

Китайская живопись гохуа. Цветущая ветвь.

Корявые ветви с прекрасными розовыми цветами – традиционный мотив в восточной живописи. С удовольствием предлагаю вам мастер-класс из собственного опыта занятий живописью гохуа.

В Японии рисуют сакуру – дикую вишню. В Китае – дикую сливу.

Признаюсь, я плохо отличаю первое от второго. Даже в ботаническом смысле.

И отличить китайскую живопись го хуа от японской суми-е мне тоже не так уж просто. Надеюсь, к этому знанию я ещё приду.

Мастер-классы по восточной живописи:

Пока же отличие, которое я наблюдаю, состоит в том, что китайская живопись более насыщена элементами, в ней всё “ярко и много”. Как в жизни.

Японское искусство более условно, наполнено символическими смыслами. Оно часто минималистично. Одна ветвь, несколько бутонов – очень простые композиции в противовес китайской пышности и роскоши.

Однако этот вариант, взятый мной из китайского пособия по рисованию дикой сливы, достаточно прост и похож на японский сюжет с изображением сакуры.

Книга эта написана на китайском, поэтому прошу прощения у ее создателей, что не могу указать авторов.

Живопись гохуа: пишем сливу мэй

1. Рисуем основную ветвь.

Движение кисти быстрое, с остановками на поворотах ветви. Кисть прижимается к бумаге всей свое поверхностью, двигаясь торцом.

2. Добавляем тонкие ветви.

Тонкие ветви рисуются кончиком кисти. Движение от основной ветки. Каждую мелкую ветвь “отращиваем” от основной – т.е. кисть ставится у большой ветки и движется в сторону с уменьшением нажима. Таким образом веточка становится тоньше к своему окончанию. Кое-где оставляем зазор между линиями, чтобы вставить цветы.

3. Добавляем цветы.

Их логика – у основания ветки цветы более крупные, распустившиеся, затем полураспустившиеся, затем точки – бутоны.

Более подробный разбор цветов.Сначала рисуются розовые лепестки. По мере высыхания – тычинки и чашелистики.

4. Прорисовка цветов.

Черной тушью прорисовываются тычинки, шипы на ветках, остовы цветочков.

5. Финальная часть – каллиграфия и печать.

В традиционной живописи Дальнего Востока каллиграфия ценится выше, чем живопись.Подпись, стихотворная строчка или высказывание добавляются в финале.Завершает работу авторская печать.Буду рада вашим комментариям! Если материал понравился, поделитесь им в соцсетях!

Копирование данной статьи разрешено с активной ссылкой на этот блог. (с) Марина Трушникова

КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ В ЭЛЕМЕНТАХ ПЕЙЗАЖА

Рисуем скалы, используя интересные приёмы из китайской живописи. В чем разница “мужских” и “женских” камней? Как передать их объем и фактуру?  

Узнайте из этого мастер-класса!

Если тема рисования цветов Вам интересна,

если Вы хотите изучить разные стили рисования растений, то Вы можете

Посмотреть описание и заказать

ВЕСЬ КУРС “ЦВЕТЫ В АКВАРЕЛИ”

izo-life.ru

Как нарисовать китайского дракона карандашом поэтапно

Добрый день! Сегодня мы продолжим тему драконов на нашем сайте, новый урок рисования на эту тему уже готов специально для вас. В какой-то момент мы вдруг решили, что драконов на нашем сайта катастрофически мало, и теперь мы потихоньку наполняем ваш любимый ресурс про рисование этими пресмыкающимися и одновременно с этим летающими созданиями. А в данный момент у нас на очереди очаровательный китайский дракон, давайте же нарисуем его!

 

Шаг 1

Если вы хотели узнать, как нарисовать китайского дракона, вам обязательно нужно начать с такого вот эскиза. Внимательно перерисовываем все изгибы тела нашей ящерицы. Важный момент — туловище не должно иметь случайных сужений или расширений, оно одинаково в толщину кроме момента, когда оно начинает плавно и равномерно сужаться в сторону хвоста.

 

Шаг 2

От головы к ногам мы обычно двигаемся в плане направления прорисовки, если рисуем кого-то, у кого есть ноги. У нашего дракона они, конечно же, есть, но тело ими не заканчивается, а заканчивается, как видите, хвостом. Поэтому прорисовывать китайского дракона мы будем от головы к хвосту. А в этом шаге наметим контуры ушей, рогов, обозначим чёрточкой положение глаз и нарисуем витиеватые, закрученные усы.

 

Шаг 3

Наши художники предлагают нам в этом шаге прорисовать лицо дракона, стереть все направляющие линии и окантовать усы — каждый ус значительно сужается от ноздри к кончику. В целом, простой этап, наверное, глаза могут вызвать небольшие сложности. И поэтому именно глаза мы решили вынести на крупный план:

 

Общий план будет таков:

 

Шаг 4

Пасть должна быть усеяна мелкими, острыми зубами, рисуем их. Далее прорисовываем ушную раковину, кончики ушей с заострёнными краями волос. Здесь же рисуем рога нашего китайского дракона, она должны иметь плавный, изящный изгиб. Да, у китайских драконов весьма специфичная внешность. Вы искали классического средневекового дракона из сказаний европейских стран? Не проблема, у нас есть и такой — милости просим на урок про то, как нарисовать дракона.

 

Шаг 5

Рождённый ползать летать не может? Мы не знаем, про кого это, потому что наш дракон отлично умеет ходить. А чтобы это показать, необходимо прорисовать его лапы. Точнее, не прорисовать, а только наметить. Кстати, по форме в этом шаге они весьма похожи на куриные.

 

Шаг 6

Китайский дракон склизкий и гадкий? Вовсе нет, он — мягкая и пушистая няшка, такой же классный, как надежды на светлое будущее при старике Мао. Верхняя часть туловища у нашего дракона и вправду пушистая и покрыта мехом, необходимо обозначить это. Самую верхнюю линию туловища делает «пушистой» при помощи длинных штрихов, которые слегка отходят от контура. Прорисовываем кисточку на хвосте.

 

Шаг 7

Прорисовываем горизонтальные сегменты внутренней части тела дракона. Обратите внимание, к хвосту сегменты должны очень сильно участиться.

 

Шаг 8

Во время шага, в котором мы намечали контуры лап китайского дракона, они были весьма похожи на куриные лапы. Так вот, сейчас они станут похожи на них ещё больше, потому что мы прорисуем острые, загнутые вниз когти и наметим складки кожи.

 

Шаг 9

Нанесём небольшую тень на поверхность, а также затеним участки туловища, наиболее близко расположенные к лапам. Да, сложной структуры тени здесь не наблюдается, нужные места просто нужно слегка заштриховать умеренно мягким (не таким мягким, как характер старика Мао) карандашом.

Это был урок о том, как нарисовать китайского дракона карандашом поэтапно, и его подготовила для вас команда сайта drawingforall. Не забывайте подписываться на нас в контакте, чтобы быть в курсе всех новых уроков рисования. До новых встреч!

Вам также могут быть интересны:

drawingforall.ru

Китайский рисунок кистью - детские работы

Статья о китайском рисунке кистью и тушью здесь, здесь - о кистях для каллиграфии и китайского рисунка, здесь - о печатях.

Рисовать тушью - точнее правильно говорить - писать - оказалось не так просто как кажется. Самым сложным, на удивление, оказался бамбук. Для определённых рисунков нужны свои кисти.

В статье - детские работы по китайскому рисунку (дети разного возраста), тушь. Работы сюда буду постепенно добавлять.

Тушь на некоторых рисунках - обычная из канцелярских магазинов, жидкая в баночке (она, правда, размывается водой, так что на ней можно только тренироваться, а не делать серьёзные работы), на некоторых - настоящая китайская в брусочках, которую разводят в тушнице. Кистями всё написано китайскими.

Кстати, знаю по опыту, что часто (особенно если водить ребёнка на занятия по рисованию) детскими рисунками называют те, на которых много сделано взрослыми: подправлено, подрисовано, и т.п. Здесь этого нет, все детские рисунки здесь - на 100% детские, их не касалась кисть взрослого. Все объяснения и поправки - на отдельных черновиках.

Китай славен многими искусствами, все статьи на сайте в разделе Китай здесь.

По словам друга из Китая:

Обычно бамбук пишется достаточно крупной кистью. Мастерство написания заключается в управлении кончиком кисти. Два основных способа написания бамбука:

  • кончик кисти ведётся к середине линии во время написания
  • кончик ведётся по одному из краёв линии

От чередования данных методов получаются разные эффекты. Мастера говорят, что важно писать, а не рисовать (вырисовывать). Для бамбука лучше всего подходит кисть из волчьей шерсти, она более упругая.

Из его отзывов:

По технике, в чем отличие ваших работ от китайской живописи - это работа кисти.

Основа китайской живописи - это каллиграфия. Каллиграфия учит искусству линии и формы, которое реализуется за счет владения кистью. Корень владения кистью - в писании, а не в рисовании, и в управлении кончиком и основным телом кисти, и правильным их взаиморасположением.

Искусство кисти в Китае сравнивают с искусством меча. Единая теория и принципы базовой техники.

Рекомендую найти материалы по каллиграфии и позаниматься немного для базы. В РГГУ выходила хорошая большая книга "Искусство каллиграфии". Может быть сможете найти.

Цвет вторичен. Многие мастера, как Ци Байши, вообще пренебрегают им.

Молодцы! Здорово! Так держать!

В марте 2011 к нам приехали настоящие кисти, тушь, пособия, и печати - из Китая. Они очень сильно отличаются от всего того, что у нас было раньше. Теперь очень сложно оторваться от рисования. :-)

В галерее буду публиковать отныне только детские работы, а свои черновики и наброски тушью - отдельно, так как теперь их стало много.

На фото слева - ваза, работа 10-летнего ребёнка, китайская тушь.

Детские работы по китайскому рисунку тушью, фото

www.hnh.ru

Китайский рисунок кистью

ПОЛИН ШЕРРЕТТ

Китайский

рисунок кистью

Художественное пособие для начинающих

Эта книга посвящается памяти профессора Джозефа Шань Пао Ло.

А также всем другим моим наставникам, студентам и друзьям, увлекающимся китайским рисунком кистью.

УДК 73/76 ББК85.103(3)

Ш49

Оригинальное издание «Chinese Brush Painting» (Pauline Cherrett)

Copyright © 2000 D&S Books

Все права зарезервированы. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена, заложена в активную базу данных или продублирована для пересылки без получения предварительного письменного разрешения от издателя.

Фотографии Полин и Дэвид Шерретт

Перевод с английского Ю.В. Сараевой

Главный редактор издательства Т.И. Хлебнова Редактор Е.Г. Иванова Художественный редактор Н.Г. Дреничева

Компьютерная верстка «Офсетная типография № 21» Корректоры Л.И. Гордеева, ЛА. Шиганова

© Издательство «АРТ-РОДНИК»,издание на русском языке, 2004 125319 Москва, ул. Красноармейская, 25 Т./факс (095)151-2956;151-4521125319 Москва, а/я 42

info@artrodnik.ru

ISBN 5-9561-0102-4

Отпечатано в Объединенной Европе

Оглавление

Вступление Инструменты и материалы 09

Первые шаги

 

Цветы и листья

2

Фрукты

 

Птицы и насекомые

5

Рыбы u penmилuu

6

Животные

 

Фигуры

 

Пейзаж

 

Более сложные техники

107

Завершение

1

Заключение

1

Алфавитный указатель

126

Благодарности

12

Вступление • 7

способен добавить что-тоот себя, даже оглядываясь на стиль и технику мастеров прошлого. Поэтому очень легко перепутать живопись IX или X века с современной работой.

Некоторые из императоров, такие как Хуизон (Хуицзун) (1082-1135),поддерживавшие академический (реалистический) стиль, способствовали становлению особых стилей и школ. Хуицзун также поощрял прекрасное искусство каллиграфии и часто даже «подписывал» свиток, который высоко ценил. Свои печати в знак признания высокого мастерства живописи ставили на работах коллег и другие художники, что теперь делает весьма проблематичным определение автора.

Китай - страна большая, с городами и регионами, раздробленными сложной топографией, так что множество живописных стилей развивалось отдельно друг от друга.

Некоторые из стилей исчезли, другие развились, и еще больше стилей перемешались по ходу развития. Наряду с ними существует множество традиций народной живописи.

Гибкая,плавная формаорхидеиперекликаетсяскаллиграфией ДжозефаЛо

Есть два основных стиля китайского рисунка кистью: гунби, часто называемый тщательной, контурной живописью или живописью линии; исей, бескостная живопись, рисунок свободного стиля. Оба придают большое значение работе над линией и движениям кисти. В художественных заведениях Китая от студентов требуют ежедневных занятий каллиграфией, работе над линией, с тем, чтобы движения кисти стали плавными и текучими.

Профессиональные живописцы, создававшие реалистические версии сюжетов, не всегда ценились так же высоко, как художники-интеллектуа-лы (или ученые), которые творили ради собственного удовлетворения в более «возвышенном» стиле. Они рисовали такие сюжеты, как «четверо благородных» (слива, орхидея, бамбук и хризантема), по причине их добродетельных качеств. Китайские художники, пишущие кистью, стремятся к воплощениюци, которое часто описывают как «суть» их творений. Оно может быть достигнуто путем следования определенным принципам или же пребыванием в правильном состоянии сознания.

Бамбукпротивостоитветрам,

сгибаясьподегопорывами, ноприэтомпрочнодержится своимикорнями.ДжозефЛо

8 • Вступление

Хризантема обозначает осень иуединение. Изображеннаярядам с чайникам, она задает тему отдохновенияибеседы.Подразумевающийсяжар чая и осенние цвета передают ощущение тепла

Китайская, или восточная, композиция существенно отличается от западного подхода к искусству. Восточный стиль пытается уловить «момент во времени», что может заключать в себе лишь часть большего сюжета. Западный мир в основном берется за изображение сюжета целиком. Восточный стиль изображения на картине, ее обрамление и сохранение существенно противоречит западным представлениям. Западный человек обладает в большей степени чувством постоянства, нежели ощущением быстротечности. Китайцы не считали и даже не предполагали, что бумага и живописные свитки могут быть долговечны. Только в последние годы живописные произведения стали тщательно сохранять.

Китайский рисунок кистью не стремится к «включению каждого листочка». Вместо этого композиция содержит только необходимое для опознавания предмета и его отличительных качеств - по сути, как карикатура. Важно положение всех предметов. Взаимодействие мазков

кисти с окружающим их пространством тщательно обыгрывается в живописном произведении. Недостаточно просто рисовать на большом куске бумаги и после подрезать его по размеру. Соотношение штрихов к краю бумаги должно быть продумано в процессе рисования.

Китайское искусство пленило западный мир на века, несмотря на то, что западный вкус больше склоняется к живописному, нежели эзотерическому стилю. Потому, вероятно, у стиля гунби больше почитателей, чем у стилясей. Растущее с каждым годом число выставок демонстрирует восточную культуру и искусства, которые представлены множеством работ высокого уровня, особенно в стилесей, что формирует более «подготовленную» публику.

Многие художники очарованы тем, что китайская живопись часто оставляет некоторые детали для воображения зрителя; говорят, что идеальная живопись - это только кусок белой бумаги; зритель может созерцать каждый день новую картину!

От декоративности к функциональности! Слеванесколько образцовукрашенных предметов, справа - их обычные эквиваленты

10 • Инструменты и материалы

Инструменты и материалы

Для китайскогорисунка кистью используются традиционные инструменты и материалы.. Как вомногих национальных

традициях,различные аксессуары часто весьма привлекательны и сами по себе.В прошломученые ихудожники наслаждались прекрасными предметами, которые сформировали отдельный вид антиквариата, называемого «столученого». Он включал и функциональные, и декоративные вещи, которые помогали создавать идеальное окружение дляразвития искусства.

Можно приобрести дорогостоящие инструменты, но без ци, необходи-

торых хороших художественных магазинах встречается небольшой

мого в живописи, все траты напрасны. Чудесные произведения живо-

ассортимент необходимых материалов. Удостоверьтесь в том, что

писи могут быть созданы и обычными недорогими кистями. Набор ос-

предлагаемые вещи китайского производства, потому что некоторые

новных предметов называется «четыре сокровища» и состоит из камня

продаваемые предметы, например японская тушь и кисти, могут не по-

для туши, плитки туши, бумаги и кисти. Сложно дать хороший совет от-

дойти для занятий китайским рисунком.

носительно покупки всего необходимого, поскольку лишь немногие из

 

поставщиков являются одновременно и художниками. Многие препо-

Тушечница (камень для туши)

даватели могут посоветовать наиболее подходящие и наиболее доступ-

 

ные инструменты и материалы. Существуют различные специализиро-

Тушечницы (ян) вырезают из сланца или из камня, лучший сорт кото-

ванные фирмы, предоставляющие услуги почтовой доставки, и в неко-

рого добывают в Дуане. В идеале, хорошо бы иметь одну из них с

«Стол ученого».

Джозеф Ло

studfiles.net