Сибирские татары и казанские: в чем их отличие. Казанские татары внешность


Внешность татар. Как отличить татарина. Черты лица :: SYL.ru

Каждый народ имеет свои отличительные черты, которые позволяют почти без ошибок определить национальность человека. Стоит заметить, что азиатские народы весьма схожи между собой, поскольку все являются потомками монголоидной расы. Как можно определить татарина? Чем отличается внешность татар?

Уникальность

Без сомнения, каждый человек уникален, независимо от национальной принадлежности. И всё-таки имеются некие общие черты, которые объединяют представителей расы или национальности. Татар принято относить к так называемой алтайской семье. Это тюркская группа. Предки татар были известны как земледельцы. В отличие от других представителей монголоидной расы, татары не имеют ярко выраженных черт облика.

Внешность татар и изменения, которые нынче проявляются у них, вызваны во многом ассимиляцией со славянскими народами. И правда, среди татар иногда обнаруживают светловолосых, порой даже рыжих представителей. Этого, например, нельзя сказать об узбеках, монголах или таджиках. Имеют ли особенности глаза татар? У них не обязательно имеется узкий разрез глаз и смуглая кожа. Есть ли некие общие черты внешности татар?

Описание татар: немного истории

К числу наиболее древнейших и многолюдных этносов относятся татары. В Средние века упоминания о них будоражили всех вокруг: на востоке от берегов Тихого океана и до Атлантического побережья. Самые разные ученые включали упоминания об этом народе в свои труды. Настроение этих записей было явно полярное: одни писали с упоением и восхищением, другие же ученые выказывали страх. Но объединяло всех одно — никто не оставался равнодушным. Совершенно очевидно, что именно татары оказали огромное влияние на ход развития Евразии. Им удалось создать самобытную цивилизацию, которая воздействовала на самые разные культуры.

В истории татарского народа были как взлеты, так и падения. Периоды мира сменялись жестоким временем кровопролития. Предки современных татар приняли участие в создании сразу нескольких сильных государств. Несмотря на все превратности судьбы, им удалось сохранять как свой народ, так и самобытность.

Этнические группы

Благодаря трудам антропологов стало известно, что предками татар были не только представители монголоидной расы, но и европейцы. Именно этот фактор обусловил разнообразие во внешности. Более того, самих татар принято разделять на группы: крымские, уральские, поволжско-сибирские, южно-камские. Поволжско-сибирские татары, черты лица которых имеют наибольшие признаки монголоидной расы, отличаются следующими признаками: темные волосы, ярко выраженные скулы, карие глаза, широкий нос, складка над верхним веком. Представители этого типа немногочисленны.

Лицо поволжских татар продолговатое, скулы не слишком выражены. Глаза большие и серые (или карие). Нос с горбинкой, восточного типа. Телосложение правильное. Вообще мужчины этой группы достаточно рослые и выносливые. Кожа у них не смуглая. Такова внешность татар с Поволжья.

Казанские татары: внешность и обычаи

Облик казанских татар описывается так: крепко сложенный сильный мужчина. От монголов заметен широкий овал лица и несколько суженный разрез глаз. Шея короткая и крепкая. Мужчины редко носят густую бороду. Подобные особенности объясняются слиянием татарской крови с разными финскими народностями.

Брачный обряд не похож на религиозное действо. От религиозности — лишь чтение первой главы Корана да особая молитва. После брака молодая девушка не сразу переселяется в дом своего супруга: еще год она будет жить в своей семье. Любопытно, что её новоиспеченный муж приходит к ней как гость. Татарские девушки готовы ждать своего возлюбленного.

Лишь немногие имеют двух жен. И в тех случаях, когда это происходит, есть свои причины: например, когда первая уже состарилась, а вторая — более молодая — теперь ведёт домашнее хозяйство.

Наиболее часто встречаются татары европейского типа — обладатели русых волос и светлых глаз. Нос узкий, орлиный или с горбинкой. Рост невысокий — у женщин около 165 см.

Особенности

В характере мужчины-татарина были замечены некоторые особенности: трудолюбие, чистоплотность и гостеприимство граничат с упрямством, самолюбием и равнодушием. Уважение к старшим — вот что особенно отличает татар. Было отмечено, что представители этого народа склонны руководствоваться разумом, подстраиваются под ситуацию, законопослушны. Вообще синтез всех этих качеств, особенно трудолюбия и упорства, делает мужчину-татарина очень целеустремлённым. Такие люди способны добиваться успеха в карьере. Работу доводят до конца, имеют привычку добиваться своего.

Чистокровный татарин стремится получать новые знания, проявляя завидную усидчивость и ответственность. У крымских татар отмечается особое равнодушие и спокойствие в стрессовых ситуациях. Татары весьма любопытны и разговорчивы, а вот во время работы упорно молчат, видимо, чтобы не потерять концентрацию.

Одна из характерных черт — чувство собственного достоинства. Проявляется в том, что татарин считает себя особенным. Как следствие наблюдается некое высокомерие и даже надменность.

Чистоплотность выделяет татар. В своих жилищах они не терпят беспорядка и грязи. Причем это не зависит от финансовых возможностей — как богатый, так и бедный татарин ревностно следит за чистотой.

Мой дом — твой дом

Татары — народ очень гостеприимный. Готовы принимать у себя человека, независимо от его статуса, веры или национальной принадлежности. Даже при скромном достатке они проявляют радушное гостеприимство, готовые разделить с гостем скромный обед.

Огромной любознательностью выделяются татарские женщины. Их привлекает красивая одежда, они с интересом наблюдают за людьми других национальностей, следят за модой. Татарки весьма привязаны к своему дому, посвящают себя воспитанию детей.

Татарские женщины

Какое же удивительно создание — татарская женщина! В её сердце заложена безмерная, глубочайшая любовь к своим близким, к детям. Её предназначение — нести мир людям, служить образцом миролюбия и нравственности. Женщину-татарку отличают чувство гармонии и особая музыкальность. Она излучает некую одухотворенность и благородство души. Внутренний мир татарки полон богатств!

Татарские девушки с юных лет нацелены на крепкий, долговечный брак. Ведь они хотят любить мужа и воспитывать будущих детей за прочными стенами надежности и доверия. Недаром гласит татарская поговорка: «Женщина без мужа, что конь без узды!» Слово мужа для неё — закон. Хотя остроумные татарки дополняют — на любой закон, однако, найдется и своя поправка! И всё же это преданные женщины, которые свято чтят традиции и обычаи. Однако не надейтесь увидеть татарку в черной парандже — это стильная дама, которой свойственно чувство собственного достоинства.

Внешность татар весьма ухоженная. У модниц в гардеробе можно наблюдать стилизованные вещи, которые подчеркивают её национальную принадлежность. Вот, к примеру, есть обувь, которая имитирует читек — национальные кожаные сапожки, которые надевают татарские девушки. Еще один пример — аппликации, где узоры передают потрясающую красоту земной флоры.

А что к столу?

Женщина-татарка — прекрасная хозяйка, любящая, гостеприимная. Кстати, немного о кухне. Национальная кухня татар достаточно предсказуема в том, что основу главных блюд нередко составляют тесто и жир. Даже много теста, много жира! Конечно, это далекое не самое здоровое питание, хотя гостям, как правило, предлагаются экзотические блюда: казылык (или вяленая конина), губадия (представляет собой слоеный пирог с большим разнообразием начинок, от творога до мяса), талкыш-калева (невероятно калорийный десерт из муки, масли и меда). Запить же всё это богатое угощение можно айраном (смесь катыка и воды) или традиционным чаем.

Подобно мужчинам-татарам, женщины отличаются целеустремлённостью и настойчивостью в достижении целей. Преодолевая трудности, они проявляют смекалку и находчивость. Всё это дополняется большой скромностью, щедростью и добротой. Поистине, татарская женщина — это прекрасный дар свыше!

www.syl.ru

Самые красивые татарки (40 фото)

38-е место: Дина Валиева - певица. Страничка "В Контакте" - vk.com/id35008023

 

37-е место: Алина Шакирзянова - модель, 2-я вице-Мисс Татарстан 2008. Рост 174 см., параметры фигуры 80-63-88.

 

36-е место: Диляра Вагапова (род. 14 сентября 1985) - певица, солистка группы "Мураками". Страница Диляры "В Контакте" - http://vk.com/id4594706

 

35-е место: Альбина Замалеева - Мисс "Молодежь Татарстана-2012". Страничка "В Контакте" - vk.com/id3999240

 

 34-е место: Эльмира Хамиранова (род. 10 октября 1990) - модель из Уфы. Страница "ВКонтакте" - http://vk.com/elmira070

 

 

33-е место: Яна (Янина) Батыршина (род. 7 октября 1979) - российская спортсменка, пятикратная чемпионка Европы и семикратная чемпионка мира по художественной гимнастике. После окончания спортивной карьеры начала карьеру телеведущей. Отец Яны - татарин, мать - еврейка. Официальный сайт Яны Батыршиной - yanabatyrshina.com

 

32-е место: Альбина Гилязова (род. 12 августа 1987, Магнитогорск) - модель, победительница в номинации "Мисс Совершенство" на конкурсе "Краса России 2009". Страничка "В Контакте" - vk.com/id10527714

 

31-е место: Диляра Ларина (род. 29 марта 1987) - модель, телеведущая и актриса. Рост 165 см., параметры фигуры 108-85-118. Страничка Диляры на сайте "В Контакте" - vk.com/dilarina

 

30-е место: Алсу Зайнутдинова, более известная под сценическим псевдонимом АсылъЯр (род. 14 июля 1986) - певица. Поёт на татарском языке. Впервые за всю историю национальных отборов на международный конкурс "Евровидение" исполнила песню на татарском языке ("Карлыгачлар").

 

АсылъЯр - "Карлыгачлар" (видео):

 

 

29-е место: Гульназ Батталова - певица. Страница "В Контакте" - http://vk.com/gulnaz_battalova

 

28-е место: Альфина Насырова - Мисс Казахстан 2007. Страница Альфины "В Контакте" - http://vk.com/id125038791

 

27-е место: Эльвира Сабирова (род. 23 апреля 1988) - модель. Рост 178 см., параметры фигуры 92-60-90. Официальный сайт - elvira-sabirova.jimdo.com

 

26-е место: Зарина Мухитдинова (род. 7 января 1989) - российская спортсменка, чемпионка Европы по художественной гимнастике. Сейчас Зарина - начинающая актриса и телеведущая. Официальный сайт - zarinochka.ru

 

25-е место: Резеда Хазеева (род. 12 ноября 1987) - Мисс Казань 2009. Рост 176 см., параметры фигуры 85-61-92.  Страничка Резеды Хазеевой на сайте "В Контакте" - vkontakte.ru/id6738585

 

24-е место:  Камилла Гафурзянова (род. 18 мая 1988) - российская фехтовальщица, серебряный призёр Олимпийских игр в Лондоне.

 

23-е место: Ирида Хусаинова (род. 16 октября 1987, Казань) - актриса, певица, победительница II международного фестиваля пародий "Большая разница в Одессе". Ирида Хусаинова "В Контакте" - http://vk.com/id5959572

 

22-е место: Диана Фархуллина (род. 1 января 1992) - модель. Рост 180 см., параметры фигуры 80-59-86. Страничка"В Контакте" - vk.com/dianafarki

 

21-е место: Алина Кабаева (род. 12 мая 1983) - прославленная российская спортсменка: Олимпийская чемпионка по художественной гимнастике, неоднократная чемпионка мира, Европы и России. Сейчас Алина - депутат Государственной думы. Рост Ирины Кабаевой 166 см., параметры фигуры 86-64-86. Алина - дочь известного футболиста, татарина по национальности, Марата Кабаева. На своём официальном сайте Алина Кабаева пишет, что понимает татарский язык: "Мне повезло и с бабушкой по папиной линии. Она всегда разговаривала со мной только на татарском языке, и я ее понимала. Благодаря ей я и сейчас понимаю татарский язык, правда, говорить уже не могу. В детстве могла, у меня же папа татарин. И бабушка татарка, и дедушка" (kabaeva-alina.ru/life/about/46/).

 

20-е место: Алия Шарафутдинова - певица. Поёт на татарском языке.

 

Алия Шарафутдинова "Күңел пәрдәләре" (видео):

 

 

19-е место: Нафиса Хайруллина (род. 3 февраля 1988) - актриса Татарского государственного Академического театра имени Галиаскара Камала. Страничка Нафисы Хайруллиной на сайте "В Контакте"- vkontakte.ru/id62165727

 

 18-е место: Рима Ямалтдинова (род. 29 мая 1990) - победительница конкурса татарских красавиц Башкортостана «Навруз Гузале-2013».  Страница Римы "ВКонтакте" - http://vk.com/id86301591

 

 

 17-е место: Эльмира Абдразакова (род. 7 октября 1994, Железинский район, Павлодарская область, Казахстан) - Мисс Россия 2013. Отец Эльмиры - татарин, мать - русская. 

 

 16 место: Аида Гарифуллина (род. 30 сентября 1987, Казань) - певица, победительница вокального конкурса Operalia для молодых певцов (этот конкурс учредил Пласидо Доминго). Официальный сайт Аиды - http://www.aidagarifullina.com

 

 

15-е место: Айгуль Мирзаянова - журналист, телеведущая, генеральный директор телеканала ITV, лауреат премии "ТЭФИ".

 

 14-е место: Дина Гарипова (род. 25 марта 1991, Зеленодольск, Татарстан) - певица, победительница проекта "Голос" на Первом канале,  Заслуженная артистка Республики Татарстан, представляла Россию на конкурсе "Евровидение 2013".

 

13-е место: Рената Байкова (род. 7 марта 1987, Уфа) - певица, выступающая под сценическим псевдонимом Rene. Официальный сайт - rene-music.ru

  

Rene - "Снегом"

 

 

12-е место: Дания (Дана) Агишева (род. 30 декабря 1980, Ташкент) - киноактриса. Сыграла молодую Анну Ахматову в фильме "Татарская княжна" (2009).

 

11-е место: Эльмира Калимуллина (род. 25 января 1988, Нижнекамск, Татарстан) - певица, занявшая второе место в пректе "Голос" на Первом канале, Заслуженная артистка Республики Татарстан. Официальный сайт - http://kalimullina.ru/ Страница "ВКонтакте" - http://vk.com/id5390429

 

 

10-е место: Венера Гимадиева (род. 28 мая 1984, Казань) - солистка Государственного академического Большого театра России, лауреат Международного конкурса имени Н.Римского-Корсакова (Санкт-Петербург, 2008), дипломантка Международного конкурса оперных певцов (Дрезден, 2009), обладательница I премии Международного Шаляпинского конкурса «Голоса над Плёсом» (2010), лауреат премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры 2012 года. Венера Гимадиева в социальных сетях: В Контакте - vk.com/id6273377, Фейсбук - facebook.com/venera.gimadieva

 

9-е место: Айдан Шенер (род. 1 марта 1963) - турецкая актриса татарского происхождения, известная ролью Фериде в сериале "Королёк — птичка певчая". В 1877 году татарские предки Айдан Шенер уехали из Казани в Турцию, спасаясь от насильственной христианизации. Айдан Шанер помнит свои татарские корни и дважды (в 2004 и 2007 годах) посетила Казань. Мать Айдан - крымская татарка.

8-е место:Элина Киреева - модель, Краса России 2012, будет представлять Россию на конкурсе Мисс Земля 2013. Страница "В Контакте" - http://vk.com/elina.kireeva

 

7-е место: Лилия Аймалетдинова (род. 8 июля 1990) - Вице-Мисс конкурса "Российская красавица 2012"

 

6-е место: Динара Садретдинова - ведущая программы "Мусульмане" на канале "Россия".

     

 

5-е место: Рената Зайнулина (род. 4 декабря 1987, Обнинск) - модель, победительница конкурса красоты "Miss World Fashion 2012". Рост 177 см., параметры фигуры 81-61-90. Страничка "В Контакте" - vk.com/renata_miss

 

 

 

4-е место: Чулпан Хаматова (род. 1.10.1975) - актриса театра и кино, Народная артистка России.

 3-е место: Ирина Шайхлисламова, более известная как Ирина Шейк / Irina Shayk. Род. 6 января 1986 в небольшом городе Еманжелинск Челябинской области. Ирина Шайхлисламова - татарка по отцу. Карьера фотомодели для Ирины началась с победы в челябинском конкурсе красоты "Супермодель 2004". Скаут Гия Джикидзе, который также открыл Наталью Водянову, Евгению Володину и других известных сейчас моделей, заметил Ирину и предложил ей стать профессиональной моделью. С 2005 года она начала работать в качестве модели в Европе, а потом и в США. Помимо того, что Ирина Шейк регулярно появляется на обложках журналов, она в последнее время фигурирует в СМИ как невеста одного из самых успешных футболистов мира - португальца Криштиану Роналду. Пара собирается вступить в брак летом 2012 года. Рост Ирины Шейк 178 см., параметры фигуры 86,5-58-88.

 

2-е место: Алия Мустафина (род. 30 сентября 1994, Егорьевск, Московская область) - российская спортсменка, Олимпийская чемпионка Лондона, чемпионка мира и Европы по спортивной гимнастике. Официальный сайт - aliyamustafina.ru

 

1-е место: Алсу (род. 27 июня 1983) - певица, Народная артистка Республики Татарстан. Девичья фамилия Алсу - Сафина, после замужества взяла фамилию мужа - Абрамова. В 2008 году Алсу выпустила альбом песен на татарском языке: "Я горжусь, что татарка, и всегда помню свои корни. Первую песню на татарском языке я записала еще в 2000 г., но это - мой первый альбом, где исполняю все песни на родном языке. Я давно обещала осуществить этот проект, счастлива, что сдержала слово и рада представить альбом своим землякам - татарстанцам". Официальный сайт Алсу - alsou.ru

см. также:

top-antropos.com

Внешность татар

Азиатские народы весьма похожи между собой. Это из-за того, что все они являются потомками монголоидной расы. Давайте разберемся, как определить татарина? Какие признаки присущи исключительно внешности татар?

УникальностьДвух подобных людей на нашей планете не существует. Даже близнецы не бывают полностью идентичными. Но существуют некие общие черты, которые присущи представителям одной расы. Татары являются частью алтайской семьи народов. Тюркская группа. В сравнении с другими потомками монголоидной расы эта национальность лишена сильно выраженных черт облика.

Этнические группыАнтропологи смогли установить, что татары произошли не только от монголоидной расы. Их гены несут и европейские признаки. Это привело к тому, что внешность татар столь разнообразна. Этот народ разделяют на группы: крымские, уральские, поволжско-сибирские, южно-камские.

Поволжско-сибирские татары, их лица наиболее подобны облику представителя монголоидной расы. Им характерны такие яркие признаки как: темные волосы, сильно выраженные скулы, карие глаза, широкий нос, складка над верхним веком. Данная группа татар весьма малочисленна.

Лица у поволжских татар вытянуты, а скулы не являются чересчур выраженными. Разрез глаз большой. Цвет радужки встречается серый или карий. Нос имеет горбинку, восточного типа. Телосложение правильное. Представители сильного пола этой народности весьма высокие и выносливые. Кожа у этих татар не смуглая.

Казанские татары. Если описать типичного представителя этой группы, то выйдет крепко сложенный сильный мужчина. От монголов им достался широкий овал лица и немного суженный разрез глаз. Шея не длинная и крепкая. У мужчин не часто встречаются густые бороды. Это из-за того, что в их венах течет смесь крови татар с различными финскими народностями. Самой распространенной группой данного народа являются татары европейского типа. У них русые волосы и светлые оттенки радужки глаз. Нос узкий. Рост невысокий.

ОсобенностиВ характере этой национальности подмечены некоторые общие черты, формулирующие их менталитет. Они трудолюбивы, чистоплотны, гостеприимны порой до упрямства, самолюбивы и радушны. У них принято с почтением относиться к старшим. Также татары предпочитают полагаться на доводы разума, хорошо подстраиваются по внешние обстоятельства, законопослушны.

www.rasoved.ru

Казанские татары

Казанские татары

Существует в мире более 10 этносов татар и именно казанские татары — одна из многочисленных и основных народов среди всех существующих. Разговаривают на русском или татарском языке. Проживают на землях РФ и являются коренными жителями автономной республики Татарстан. Относятся к средней группе по диалектам всех татар.

Казанские татары

Численность

В Татарстане проживает 3,8 млн человек, среди которых 53 % всего населения составляют казанские татары (это чуть больше 2 млн представителей этого народа). Больше всего татар в Актанышском раене (97%), меньше всего — в Спасском (29,5%). Также казанских татар можно встретить и в других населенных пунктах России. В иных странах — незначительные поселения в США, Канаде, Украине, Турции и др. Среди этносов у казанских татар встречаются половцы, булгары (очень часто себя так называют татары) и именьковсая культура.

 

Описание этнической группы

Женщины имеют слегка зауженные глаза, на лице выступаю скулы. Обычно у них крепкое телосложнение. Очень часто скрывают свою красоту, как принято в азиатов. В большинстве случаев ведут малоподвижный образ жизни, что характерно азиатским странам, где всю работу выполняют мужчины, а жены — лишь легкие бытовые задачи. Все татары чистоплотные, им присуща хитрость, но в то же время идет борьба за справедливость. Мужчины также имеют красивую внешность и телосложение, темные глаза. Очень ревнивы и слегка гордые.

Распределение по языковым группам

Так как все татары разговаривают на татарском (знание второго языка зависит от местности), то и казанские татары могут этим похвастаться. Единственное, что немного отличается говор, потому как его относят к среднему (казанскому) диалекту. Татарский язык, соответственно, относиться к кыпчакской группе тюркского происхождения языков. Что касается литературы и письменности, то применяется казанский диалект.

Происхождение этноса

В Древние времена современные земли татаров называли Булгарией. Там проживали тюркоязычные племена (например, финно-угорское). Как только Волжскую Булгарию завоевали монголы, то возникла Золотая Орда. Долго она не существовала, распалась. Вместо нее начали формироваться различные ханства, так на Булгарских землях появилось Казанское ханство, где в дальнейшем начала формироваться такая народность, как казанские татары (XV-XVI века). Исторически считается, что на этот процесс повлияли:

  • булгары;
  • фино-угры;
  • кыпчаки;
  • тюрки.

Религия

Верования разделились на 2 ветки: христианство (православие) и ислам (суннитского толка).

Кухня

Самое распространенное блюдо — азу. Инными словами это рагу, в его состав входят различные овощи и мясо. Чем больше продуктов, тем блюдо богаче и вкуснее.

Одежда и украшения

Традиционный костюм — кулмэк (туника или туникообразная рубаха) с шароварами. На женском костюме делали изу, разнообразные нашивки и вышивки. Наряд из-за декора (иногда нашивали даже монеты) был очень тяжелый. Мужчины на голову одевают кулэпэш или тюбетейку. Женщинам свойственно одевать вышитый жемчугом калфак, а волосы заплетать, чаще в две косы. Среди обуви представительницы прекрасного пола носят ичиг, это качественные сафьяновые сапоги с узорами. Также каждой женщине хотелось одеть побольше украшений, иногда их вес достигал 6 кг.

Культура и быт

Изначально этот народ занимался скотоводством, реже садили растительность. Проживали в избах. На казанских землях принято быть гостеприимным, поэтому щедро принимают и угощают гостей.

Перед трапезой мыть руки обязательно. Еда за столом начиналась и заканчивалась молитвой. Невоспитанность считается, если самовольничать за столом без разрешения старшин.

Накануне свадьбы дом принято украшать лентами, цветами и другими материалами и чем больше, тем лучше.

Очень ценится вышивка татарок. Они были справные ткачихи. И по сегодня вышитые полотенца — ценное изделие!

goturist.ru

Отличаются ли казанские татары от сибирских

По данным переписи 2010 года, в России насчитывается более пяти миллионов татар. У казанских татар существует собственная национальная автономия в составе Российской Федерации – республика Татарстан. Сибирские татары национальной автономией не обладают. Между тем среди них не все хотят называть себя просто татарами. Около 200 тысяч человек в ходе переписи указали, что они – именно «сибирские». И такая позиция имеет обоснование.

Один из главных вопросов: считать ли татар единым народом или же это союз близких этнолингвистических групп? Среди татарских субэтносов помимо казанских и сибирских татар выделяются также татары-мишари, астраханские, польско-литовские и другие.

Нередко даже общее название — «татары» — многими представителями этих групп не принимается. Казанские татары долгое время называли себя «казанцами», сибирские – «мусульманами». В русских источниках XVI века сибирских татар называли «бусормане», «татаровя», «сибирские люди».

Общее название у казанских и сибирских татар появилось стараниями российской администрации в конце XIXвека. В российской и западноевропейской практике «татарами» долгое время называли даже представителей народов, к ним не относившихся.

Язык

Сейчас многие сибирские татары приняли официальную точку зрения, что их язык является восточным диалектом литературного татарского, на котором говорят поволжские татары, однако есть и противники этого. По их версии, сибирско-татарский – это самостоятельный язык, относящийся к северо-западной (кыпчакской) группе языков, он имеет собственные диалекты, которые подразделяются на говоры.

Например, тоболо-иртышский диалект включает тюменский, тарский, тевризский и другие говоры. Не все сибирские татары понимают литературный татарский. Однако именно на нем ведется преподавание в школах и именно его изучают в университетах. При этом дома сибирские татары предпочитают говорить на своем языке.

Происхождение

Существует несколько версий происхождения татар: булгаро-татарская, тюрко-татарская и татаро-монгольская теория. Сторонники того, что поволжские и сибирские татары – это два разных народа, придерживаются в основном булгаро-татарской теории. Согласно ей казанские татары – это потомки булгар, тюркоязычных племен, живших на территории Булгарского государства.

Этноним «татар» пришел на эту территорию с монголо-татарами. В XIII веке под натиском монголо-татар Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды. После ее распада начали образовываться независимые ханства, самым крупным из которых стало Казанское.

В начале XX века историк Гайнетдин Ахметов писал: «Хотя традиционно счи­­тается, что Булгары и Казань — суть два государства, сме­нившие одно другое, но при тщательном историческом сравнении и изучении легко выяснить их прямую наследственность и в какой-то степени даже тождественность: в Ка­занском ханстве жил тот же тюрко-булгарский народ».

Сибирских же татар определяют как этнос, сформировавшийся из сложного сочетания монгольских, самодийскийх, тюркских, угорских компонентов. Сначала на территорию Сибири пришли предки ханты и манси, за ними начали проникать тюрки, среди которых были и кыпчаки. Именно из среды кыпчаков сформировалось ядро сибирских татар. По мнению некоторых исследователей, некоторая часть кыпчаков мигрировала дальше на территорию Поволжья и смешалась также с булгарами.

В XIII веке в Западную Сибирь пришли монголо-татары. В XIV веке возникло первое государственное образование сибирских татар – Тюменское ханство. В начале XVI века оно вошло в состав Сибирского ханства. На протяжении нескольких веков происходило также смешение с народами, жившими в Средней Азии.

Формирование казанских и сибирских татар как этносов происходило примерно в одно и то же время – около XV века.

Внешность

Значительная часть казанских татар обладает европеоидной внешностью (до 60%). Иногда отмечают, что внешность поволжских татар сформировалась в результате контактов с финно-угорскими народностями.

Особенно много светловолосых и светлоглазых людей среди кряшен – группы крещеных татар, также проживающих на территории Татарстана. Сибирские татары выглядят более монголоидными – они темноглазые, темноволосые, скуластые.

Обычаи

Сибирские и казанские татары — в основном мусульмане-сунниты. Однако у них сохранились и элементы доисламских верований. От сибирских тюрков, например, сибирские татары надолго унаследовали почитание воронов – сейчас почти забыт обряд «вороньей каши», которую варили перед началом посевных работ.

У казанских татар существовали обряды, во многом перенятые у финно-угорских племен, например, свадебные. Старинные похоронные обряды, ныне уже полностью вытесненные мусульманскими традициями, брали начало от обрядности булгар.

В значительной мере обычаи и традиции сибирских и казанских татар уже смешались и унифицировались. Это произошло и под воздействием глобализации, и еще ранее, после того как в Сибирь мигрировали многие жители покоренного Иваном Грозным Казанского ханства.

labuda.blog

Вопрос о татарах: кто булгар, а кто нет?

Этот пост я вынашивал давно. На фоне неутихающих споров о происхождении татар, мне давно хотелось разобраться в этногенезе татарского народа и ответить на вопрос: какая же группа современных татар относится к булгарам, а какая нет? Можно ли всех современных татар объединить под одним этнонимом "булгары", как это пытаются сделать булгаристы? Может это полная бессмыслица? Эти вопросы принципиальны для меня, т.к. я убеждён, что любой народ имеет право знать свою историю и идентифицировать себя тем, кем он является на самом деле. Ни один народ не должен ходить с ложным ярлыком, которого на него повесили другие. Напомню, что настоящие монгольские племена под названием "татары" жили в VI—XIII веках далеко в степях Центральной Азии и к современным татарам никакого отношения не имеют. У современных татар в предках значится совсем другие народы, поэтому справедливости ради "татарами" они называться не могут. В этом посте попробую это показать.

Восточная Европа 9-11 веках.

Итак, официально выделяются следующие группы татар:

• Казанские татары

• Мишари

• Касимовские и бордаковские татары

• Сибирские татары

• Астраханские татары

• Тептяри

• Пермские татары

• Польско-литовские татары

• Кряшены

• Нагайбаки

Ведущую группу из всего "татарского" этноса составляют казанские татары. С 20-х годов прошлого века их язык считается образцовым, на него равняется вся татарская литература, алфавит, произношение, правописание, по нему обучаются дети в школах, все остальные отклонения языка перешли в разряд диалектов. Никто уже не сомневается в том (разве что безнадежно неизлечимых монголистов-татаристов-империалистов и некоторых чуваш, которые не хотят делиться булгарским наследием с казанцами), что этническую основу казанских татар составили булгары. В 7 веке причерноморская Великая Болгария распадается, под натиском хазар булгары в поисках спасения разбегаются кто куда. Часть болгар, под предводительством Аспаруха, переселяется на Дунай и на берегах реки создает Дунайскую Болгарию, часть, под предводительством Котрага, уходит в Волго-Камье и основывает Волжскую Булгарию. На новых землях они смешиваются с местными племенами, со славянами ("именьковская культура" большинством учёных признана славянской) и финно-уграми. В 865 году дунайские болгары окончательно принимают христианство (Борис I), а их собратья волжские булгары через 57 лет в целях защиты от хазар приглашают Багдадских богословов и принимают ислам (Алмуш, 922 год). Стоит отметить, что христианство же в среду болгар начинает проникать еще в Причерноморье. Кубрат - основатель Первой (Великой) Болгарии, воспитывался в Византийском дворе, был крещен в 12 лет, а его дядя хан Органа (Бу-Юргана) основал первую булгарскую архиепископию в городе Корсунь. Правда, ислам принимают не все волжские болгары, и не так, как хотело Багдадское посольство. Дело в том, что взамен на принятие ислама, Алмуш хотел получить деньги на строительство крепости, но деньги он не получил. После скандала с посольством, ислам он все-таки принимает, т.к. понимает, что будучи мусульманином, хазары на него нападать не будут. (Войско у хазар было наемное из мусульман, а мусульмане не воевали с мусульманами). В последствии Волжская Болгария разгромляется татаро-монгольским нашествием и, после нескольких восстаний, включается в состав Золотой Орды (1240 год). Позднее радикальный исламист - хан Узбек, убив всех своих соперников, приходит к власти в Золотой Орде, разгоняет всех христиан с язычниками и объявляет Золотую Орду мусульманским государством (1313 год). Триста лет волжские болгары находятся в подчинении завоевателей, хотя при этом сильно влияют на них в культурном плане. Когда Орда распадается, один из чингизидов крымско-татарского происхождения Улуг-Мухаммед на месте Волжской Болгарии основывает новое ханство, называемое Казанским (1438 год). Стоит отметить, что все последующие ханы Казанского ханства не были из числа местного населения булгар, а были чингизиды из разных династий: то крымских (десять), то сибирских (один), то астраханских (три) ханов. Правителей с булгарскими корнями не было в Казанском крае с тех самых пор, как пала Волжская Болгария. Хотя, известно, что в первые года, булгарские цари, так же как и русские, получали ясак на правление. Благодаря этим - фактически чужим - правителям на булгар вывешивается ярлык "татары". Русские же имели дело с ханами, а не с местным населением, как ханы называли себя, так русские называли и болгар, то есть - татарами. Действительно, последние исследования генетиков говорят о том, что казанские татары в сути своей не являются тюркской народностью, а являются финно-уграми, сменившие когда-то изначальный язык на тюркский. Возможно, тюркизация произошла вместе с исламизацией. Ибн-Фадлан, посетивший Волжскую Болгарию в составе Багдадского посольства, четко называет булгар славянами, при этом других тюрков (огузов, печенегов, башкир) он называет тюрками, а значит он понимал кто есть кто. А персидский путешественник Истархи, тоже с 10 века, пишет, что язык хазар не похож на язык тюрков, а похож на язык булгар. Эти и другие факты говорят о том, что булгары изначально не были тюрками. (Как-нибудь я обязательно напишу о языке булгар). Лишь незначительная часть татар (примерно 10-15 %%) имеет восточное происхождение. Казань со времен Золотой Орды вознеслась, как центр татарской цивилизации, она всегда притягивала тюрков и татар небулгарского происхождения. Вливание извне было неизбежно. Поэтому в Казани можно встретить любого представителя из татарских групп. Примерная численность казанских татар на сегодняшний день - 2 млн.человек.Семья богатого казанского татарина. Фото последней трети XIX в.

Казанские татары

Казанская татарка

Мишари - второй крупный субэтнос татар Среднего Поволжья и Приуралья. Разговаривают на мишарском (западном) диалекте татарского языка. Формирование мишарей происходило на правобережье Волги, вплоть до правобережья Оки на севере. Существует две основные версий о происхождении этого народа. Мещерекская – согласно этой теории мишари возникли путем тюркизации финно-угорского народа мещереков. Другая версия предпологает, что мишари потомки буртас, жившие в V-XI вв. по обоим берегам Волги (примерно от современной Сызрани до Волгограда). Этническая принадлежность буратс до сих пор остается не ясной. Некоторые учены считают их близким народом к ираноязычным аланам, другие - к финно-уграм, третьи - к булгарам. Но судя по всему мещереки и буртасы были родственными или даже одним и тем же народом, но с разными названиями. По внешнему виду современные мишари - типичные европеиды со светлыми волосами и часто с голубыми глазами. Выделяются чокающие и цокающие. Можно заметить, что цокающие в основном живут там, где жили мещереки, а чокающию живут там, где жили буртасы. Есть ли тут какая-то связь?.. Вполне возможно. Последний раз как отдельный народ мишари отмечались в 1926 году и численность их была около 1 миллиона (сегодня по некоторым оценкам может дойти до 2,5 млн.). Можно ли мишар назвать булгарами? Отчасти: может, они и не были булгарами, но генетическое родство на лицо. Любая теория о происхождении мишарей сближает их с булгарами.

Мещерячки. Гравюра из атласа к французскому изданию «Путешествий по разным провинциям Российского государства» Палласа. 1794 год.

Мишари Сергачевского уезда 1890-е

Деревенские старшины сергачевских мишар

Примерные границы некоторых мишарских княжеств в Мещере в XV—XVI веках. Обратите внимание на языческие имена мишарских князей на карте.

Касимовские татары – их название связано с Касимовским царством - феодального государства со столицей в городе Касимов, существовавшего в 1452-1681 годах в западной части Мещёры. Основу их этнического субстрата составили мишари и другие финно-угорские племена, обитавшие на землях Мещерского края еще до образования Касимовского ханства. В качестве этнического субстрата выступили выходцы из Казани, Астрахани, Крыма, Сибири, казахских и ногайских орд, оседавшие на территории царства в течение XV—XVII вв. Этногенетическое взаимодействие этих племен и народностей оказало большое влияние на формирование и развитие традиционной культуры касимовских татар. В ней наиболее наглядно проявились сложные процессы политической и социально-экономической истории данной группы татар. Ныне - это территория Рязанской области. Бордаковские татары - это православные касимовские татары.

Рязанская (касимовская) татарка,1930-еСибирские татары - коренной этнос Западной и Южной Сибири. По расовым признакам сибирские татары относятся к южносибирскому, западносибирскому и центральноазиатскому расовому типам. Этногенетические процессы средневековья и более поздних периодов антропологически сближают сибирских татар с жителями Средней Азии (сартами), казахами, башкирами. Дерматоглифический материал позволяет отнести сибирских татар к кругу метисных монголоидно-европеоидных форм со значительным преобладанием монголоидного компонента. Заболотные татары чрезвычайно близки к берёзовским хантам. Несмотря на многие общие культурные сходства сибирских, волго-уральских и астраханских татар, антропологи всё же выделяют сибирский тип как отдельный этнос! С тех пор как Татарстан стал центром и средоточием татарской культуры, влияние поволжских татар на все остальные группы татар привело к тому, что усилился процесс культурной консолидации всех татарских групп. Книги, фильмы, газеты, выпускаемые в Татарстане и доступные по всей России, концерты творческих коллективов из Татарстана в татарской диаспоре, неизбежно привели к нивелировке местных различий. Тем не менее, в среде сибирских татар сильно чувствуется их близость с казахами и отличия от казанских татар. Сибирские татары – не являются генетическими родственниками казанским татарам и булгарами их называть нельзя. Они - отдельный народ. Численность доходит до 200 тыс.чел.

Сибирские татары начала ХХ века

Астраханские татары - территориальная группа татар, сформировавшаяся на территории современной Астраханской области. В XV—XVII вв. астраханские татары, населявшие Астраханское ханство (1459—1556), частично Ногайскую Орду и отдельные ногайские княжества (Большие и Малые Ногаи и др.), испытало сильное воздействие ногайцев (которые в свою очередь имеют монгольское происхождение - мангыты). Астраханские татары, равно как и многие другие представители татарского и других тюркских этносов, употребляют несколько эндоэтнонимов для обозначения субэтнической и родовой принадлежности (нугай и карагаши). В прошлом от оседлых астраханских татар особняком стояли кочевые татарские группы - так называемые юртовые татары. Сегодняшние астраханские татары по внешности скорее монголоидны, чем европеидны. Можно ли астраханских татар называть булгарами? Нет! Хотя Л.Н.Гумилев считает, что астраханские татары частично потомки хазар. А хазары в свою очередь, хоть и враждовали с булгарами, но были им родственны. Астраханских татар насчитывается всего ок. 2 тыс.чел.

Начало ХХ века

Тептяри - субэтнос татар, возник в 17 веке на территории Башкортостана, после переселения туда казанских татар, чувашей и финно-угорских народов и смешения их между собой. Часть исследователей рассматривают тептярей как сословие, а часть как этносословную группу. В последний раз тептяри были зафиксированы в переписи 1926 года - 27 387 человек. В Башкортостане и сейчас все не мишарские татары в народе называются тептярами. Их количество при соблюдении коэффициента 1926 года на сегодняшний день получится ок. 50 тыс.чел. Тептри - это булгары? Да!

Рядовой Тептярских полков, 1819-1825

Пермские татары этнографические группы татар, проживающие на территории Пермского края. Татары проживают почти во всех населённых пунктах Пермского края. Татары в Пермском крае не единая в этнографическом отношении группа. В Прикамье сформировалось несколько этнографических групп татар. Выделяют сылвенско-иренских, муллинских, тулвинских татар, татарское населения Куединского района. На территории Прикамья издавна протекали активные контакты татар и башкир, поэтому в некоторых случаях достаточно сложно провести этнокультурную границу между татарами и башкирами. Прежде всего, это касается тулвинских татар и башкир. Численность татар в Прикамье в 1989 году составила 150 460 человек. Перепись 2002 года отметила сокращение их численности до 136 597 татар. Часть этих татар можно отнести к булгарам, часть - к башкирам.

Деревня Танып Бардымский район Пермской области, дореволюционное фото

Польско-литовские татары - самостоятельная этнотерриториальная общность татар. Общая численность свыше 11 тыс. человек (начало XXI века), из них в Белоруссии 7,3 тыс., в Литве около 3,2 тыс. и в Польше около 500 человек. Отдельные представители проживают также в Латвии, Молдове, Украине, России и других странах. Письменность на основе кириллицы и латинской графики. Верующие - в основном мусульмане-сунниты, есть также христиане (православные, католики и протестанты). Прежде эти татары называли свое вероисповедание верой бисурманской, а себя - бисурманами. Однако после войн с турками слово «бисурман» приобрело в устах христиан пренебрежительный оттенок и перестало употребляться татарами в качестве самоназвания. Согласно собственной традиции первые татары (в основном это были мужчины-воины) пришли в Великое Княжество Литовское из Золотой Орды вместе с бежавшим в Литву ханом Тохтамышем. В качестве самостоятельной этнической группы татарского народа сформировались в конце XIV — начале XV веков на территории Великого княжества литовского из поступивших на службу к литовским князьям выходцев из Золотой Орды, позже из Большой и Ногайской Орд, Крымского ханства, в том числе потомков Мамая и его воинов. В первой половине XV века образовали вассальные Литве княжества — Джаголдаева тьма и княжество Мансура. На протяжении веков военная служба являлась основным занятием польско-литовских татар. Татары составляли значительную часть конных войск Великого Княжества Литовского (например Грюнвальдская битва). В XVIII веке в войске Речи Посполитой насчитывалось несколько татарских полков. В Российской империи в 1797 году был создан Литовско-татарский конный полк. В 1812 году в гвардии Наполеона был сформирован эскадрон литовских татар. В современной Литве татары компактно проживают в Вильнюсском и Алитусском районах, разрозненно - по всей стране. Особые политические и социально-экономические условия, в которых оказалось татарское население Великого княжества Литовского, сыграло основную роль в формировании специфических черт в культуре и языке польско-литовских татар. Отсутствие мусульманских женщин вынудило смешанные браки. Родного языка у них не было, т.к. племена были разноязычны. Уже к концу XVI века перешли на старобелорусский язык, позднее часть перешла на польский. Для религиозной литературы использовался модифицированный арабский алфавит. Булгары ли польско-литовские татары? Однозначно нет! Хотя, возможно, среди них были мужчины из булгар. Но не думаю, что их было много. Булгары - земледельцы, и в войсках золоордынских ханов их было в меньшинстве, если вообще были. Основной костяк польско-литовских татар составляют потомки крымских татар и ногайцев (это были мужчины воины, которые взяли в жены литовских и польских женщин).

Польско-литовские татары

Кряшены (крещёные тата́ры) - этноконфессиональная группа в составе татар волжского и уральского регионов. Исповедуют православие, проживают, в основном, в Татарстане, в небольшом количестве в Башкортостане, Удмуртии, Челябинской области, а также Самарской и Кировской областях. По неофициальным данным их численность доходит до 700 тыс. человек, из них, по словам отца Павла - уважаемого кряшенского священника из Тихвинской церкви г. Казани, в Татарстане проживает 400 тыс. кряшен. Хотя при этом на переписях казанскими властями официально выделяется не более 30 тыс. кряшен. Все это делается для того, чтобы держать численность татар больше половины от числа всех жителей Татарстана и поэтому остальных кряшен причисляют к татарам.

Согласно традиционной (и сильно раздутой мусульманской интеллигенцией) точки зрения кряшены возникли в процессе поэтапной насильственной христианизации тюркских и финно-угорских народов после падения Казанского ханства. Однако в последнее время появляется все больше доказательств, что насильственной христианизации не было. Христианизация была добровольная, и многие кряшены до этого не были мусульманами. К тому же имеются множество фактов существования христиан среди предков казанских татар еще со времен Причерноморской и Волжской Болгарии. Например, историк и богослов А. В. Журавский. утверждает, что крещёные татары не являются крещёнными в 16 веке татарами, а являются потомками тюркоязычных племён - булгар, крещёных не позднее 12 века, проживавших в Волго-Камском регионе и ко времени падения Казанского ханства пребывавших в полуязыческом-полухристианском состоянии. Так в статье газеты «Татьянин день» Журавский, аргументируя эту точку зрения, отмечает: «Известен, например, христианский мученик XIII века Авраамий Болгарский (купец из Волжской Булгарии), умученный единоплеменниками-мусульманами в 1229 г. за отказ отречься от православия. Известно, что в Булгарах имелась древняя армянская (монофизитская) церковь, руины которой были уничтожены уже в советское время» и т.д. Подробнее об этом читайте:

Авраамий Болгарский: святой из волжских булгар, "Греческая палата": следы средневекового христианства в Болгаре (Татарстан), Петр и Стефан Казанские: святые из казанских татар (булгар), Турсас - Преподобный Серапион Кожеозерский: святой из казанских татар (булгар), Святая Мученица Платонида: святая из казанских татар (булгар).Предки современных татар были христианами? Интересные факты.

Ещё одну версию выдвинул казанский историк и кряшен по национальности Максим Глухов. Он считал, что этноним «кряшены» восходит к историческому племени керчин — монгольскому племени, известному как кераиты и исповедовавшему христианство несторианского толка с Х века. В конце XII века кераиты были покорены Чингисханом, но не утратили своей идентичности. Участие в завоевательных походах привело к появлению кераитов в Средней Азии и Восточной Европе. Позднее, при образовании самостоятельных Крымского и Казанского ханств большое число кераитов оказались в Крыму и на Средней Волге. Есть версия, что название династии крымских ханов Гиреи восходит к слову "кереиты". Согласно Глухову потомки кереитов поныне живут в восточных районах Татарстана, сохраняя этноним в несколько деформированной виде, как реликт исторической памяти.

Однако вариант М.Глухова на мой взгляд выглядит мало убедительно. Кереиты были монгольским племенем, а не тюркским, и выглядели они как настоящие монголы (были монголоидами), в то время, если посмотреть на современных кряшен, то внешне они типичные европеиды. Вряд ли за столь короткое время они кардинально изменили свою внешность. И нет фактов того, что кереиты переселялись в Казанское ханство. Среди тюркских народов кереиты остались лишь в составе казахов. Они оставили свое самоназвание и являются одним из казахских родов. По свидетельству Ч.Валиханова, кереиты после образования казахской народности вошли в состав Старшего жуза, но вскоре часть отделилась от него и ушла к узбекским сородичам. Сейчас кереиты в виде родов в составе национальности халха населяют различные аймаги Монголии. В Южной (Внутренней) Монголии они входят в состав национальностей Цахар, Ордос и Баарин. Кроме того они входят в состав торгоудов Монголии, России и Китая. Не смотря на это, в кряшенских кругах (может быть из уважения к родному ученому), ходит эта версия. Но при этом мало кто понимает, что желая откреститься от этнонима "татары", они наоборот причисляют себя к татарам, ибо кереиты - это и есть те самые настоящие татары (только не те, что живут в Татарстане, а те, которые обитали в Монголии). Если татаристы считают, что казанские татары - это потомки татаро-монгол, то и Глухов, получается, такой же, как они, - татарист. Булгарская версия их отпугивает лишь потому, что у всех на устах звучит, словно мантра, "булгары были мусульманами", что, конечно же, не правда. Но это всего лишь следствие незнания ими булгарской истории.

У кряшен есть замечательный народный стих, где говорится, что они родом из булгар:

Ургый гына ургый урак урдым

Ата-бабабызның кәсебе.

Керәшеннәр кем дип сорасагыз,

Болгарлардан килгән нәселе.

Кстати, есть мнение, что предки кряшен – керечины – выходцы из государства Керии, части гуннской им­перии, когда в 619 г. булгарский князь Бу-Юрган (дядя Кана Кубрата) для заключения союза с Византией принял с частью булгар греческое (православное) христианство в византийском городе Кряшен (вероятно, – Корсунь или Херсонес) и с той поры православных булгар называют кряшенами. Данная гипотеза так же довольно популярна в кряшенской среде, т.к. многие национальные лидеры высказывают сегодня несогласие с происхождением этно­нима своего народа от слова «крещеный»

Заведующий Центральной крещено-татарской школы с 1895 по 1917 гг. Среди учащихся женского отделения Казанской крещено-татарской школы.

Семья священника Тихона Леонтьева справа налево: священник Тихон Леонтьев, его дочь Мария Тихоновна, сестра жены Софья Никитична (в замужестве Харитонова), его жена, Мавра Никитична Леонтьева (в девичестве Старцева), его сын Иван. Фото из семейного архива праправнука священника Тихона Леонтьева - Константина Демидова

Нагайбаки. Язык нагайбаков очень близок к татарскому, хотя нагайбаки исповедуют православную веру и именуют себя "нагайбаками" и сильно дружат с казанскими кряшенами. Среди нагайбаков существует предание о том, что этот гордый народ принял христианство задолго до русских. Историк нагайбакского народа, житель села Фершампенуаз Александр Григорьевич Тептеев утверждает, что тюркский язык был таким международным языком средневековой Азии, как нынешний английский для современного мира. И нагайбаки так же приняли новую для себя речь, как болгары приняли универсальный язык Балкан - славянский. Какой была речь нагайбаков изначально, не знает никто; да и о самом происхождении нагайбаков доминирующей теории не существует. Есть очень красивая легенда о том, что нагайбаки произошли от ногайских воинов – охранников Суйембекэ (она была дочерью ногайского хана) - жены Казанского хана Джан-Али. Их нанимали ханы как искусных и честных воинов, благородных рыцарей азиатского Средневековья. Когда пала Казань, ногайцы, ведомые некоим Ногай-Беком, искали другой службы и нашли ее у Московского царя. Нагайбаки, когда Москва затеяла войну с Казанью, с низовьев Камы ушли южнее, в долину реки Ик. Когда Москва затеяла войну с башкирскими и киргиз-кайсакскими племенами, нагайбаки приняли в ней самое деятельное участие. За верность российской короне в 1736 году именным указом Анны Иоанновны нагайбаки были определены в казачье сословие. На реке Ик была основана крепость Нагайбакская (см. Село Нагайбаково: история, достопримечательности и заветные места). Первым воеводою стал В.Суворов (отец великого полководца Александра Суворова), уступивший в 1745 году место первому атаману нагайбакских казаков А.Ермекину. В 1812 году казаки Нагайбакской станицы под командованием атамана Серебрякова вступили в состав российской армии для борьбы с французскими войсками и участвовали в сражениях за Берлин, Кассель, под городом Лейпцигом, вошедшим в историю как "Битва народов". В марте 1814 года казаки бились при Арси-сюр-Об, Фершампенуазе-на Марне и проявили себя храбрыми и преданными Отечеству воинами. Оренбургский край испокон веков не знал покоя. Башкиры нападали на киргиз-кайсаков, они - на башкир, калмыки - на тех и других. Так продолжалось сотни лет. Для установления мира решили враждующие между собой народы разделить широкой полосой казачьих поселений. Для этого проложили новую сторожевую линию от Троицка до Орска протяженностью в пятсот верст. Весь "новолинейный” район вошел в состав Оренбургского казачьего войска. Весной 1842 года казаки-нагайбаки с семьями из Бакалинской и Нагайбакской станиц, погрузив свои пожитки на подводы за установленные 24 часа, длинными обозами пустились в долгий путь, пересекли Уральский хребет и оказались на "новолинейных” землях. Каждая переселенная семья получила для постройки дома от 50 до 75 стволов строевого леса. На каждую мужскую душу нарезалось до 30 десятин земли. По ходатайству генерала-губернатора Оренбургского края П.Сухтелена казачьим постам, крепостям и станицам присвоены названия, связанные с победами русского оружия: Кассель, Остроленка, Фершампенуаз, Париж, Треббия, Балканы, Лейпциг и т.п. Всего - 31 название, по местам сражений в Европе. Так началась история уникальной страны нагайбаков. Нагайбаки служили исправно. Особенной неприветливостью к нагайбакам относились башкиры, и их неоднократно усмиряли. До сих пор башкиры словосочетанием "вот придет нагайбак...” с

rus-luck.livejournal.com

Сибирские татары и казанские: в чем их отличие

По данным переписи 2010 года, в России насчитывается более пяти миллионов татар. У казанских татар существует собственная национальная автономия в составе Российской Федерации – республика Татарстан. Сибирские татары национальной автономией не обладают. Между тем среди них не все хотят называть себя просто татарами. Около 200 тысяч человек в ходе переписи указали, что они – именно «сибирские». И такая позиция имеет обоснование.

Один из главных вопросов: считать ли татар единым народом или же это союз близких этнолингвистических групп? Среди татарских субэтносов помимо казанских и сибирских татар выделяются также татары-мишари, астраханские, польско-литовские и другие. Нередко даже общее название — «татары» — многими представителями этих групп не принимается. Казанские татары долгое время называли себя «казанцами», сибирские – «мусульманами». В русских источниках XVI века сибирских татар называли «бусормане», «татаровя», «сибирские люди». Общее название у казанских и сибирских татар появилось стараниями российской администрации в конце XIXвека. В российской и западноевропейской практике «татарами» долгое время называли даже представителей народов, к ним не относившихся.

Язык

Сейчас многие сибирские татары приняли официальную точку зрения, что их язык является восточным диалектом литературного татарского, на котором говорят поволжские татары, однако есть и противники этого. По их версии, сибирско-татарский – это самостоятельный язык, относящийся к северо-западной (кыпчакской) группе языков, он имеет собственные диалекты, которые подразделяются на говоры. Например, тоболо-иртышский диалект включает тюменский, тарский, тевризский и другие говоры. Не все сибирские татары понимают литературный татарский. Однако именно на нем ведется преподавание в школах и именно его изучают в университетах. При этом дома сибирские татары предпочитают говорить на своем языке.

Происхождение

Существует несколько версий происхождения татар: булгаро-татарская, тюрко-татарская и татаро-монгольская теория. Сторонники того, что поволжские и сибирские татары – это два разных народа, придерживаются в основном булгаро-татарской теории. Согласно ей казанские татары – это потомки булгар, тюркоязычных племен, живших на территории Булгарского государства. Этноним «татар» пришел на эту территорию с монголо-татарами. В XIII веке под натиском монголо-татар Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды. После ее распада начали образовываться независимые ханства, самым крупным из которых стало Казанское. В начале XX века историк Гайнетдин Ахметов писал: «Хотя традиционно счи­­тается, что Булгары и Казань — суть два государства, сме­нившие одно другое, но при тщательном историческом сравнении и изучении легко выяснить их прямую наследственность и в какой-то степени даже тождественность: в Ка­занском ханстве жил тот же тюрко-булгарский народ». Сибирских же татар определяют как этнос, сформировавшийся из сложного сочетания монгольских, самодийскийх, тюркских, угорских компонентов. Сначала на территорию Сибири пришли предки ханты и манси, за ними начали проникать тюрки, среди которых были и кыпчаки. Именно из среды кыпчаков сформировалось ядро сибирских татар. По мнению некоторых исследователей, некоторая часть кыпчаков мигрировала дальше на территорию Поволжья и смешалась также с булгарами. В XIII веке в Западную Сибирь пришли монголо-татары. В XIV веке возникло первое государственное образование сибирских татар – Тюменское ханство. В начале XVI века оно вошло в состав Сибирского ханства. На протяжении нескольких веков происходило также смешение с народами, жившими в Средней Азии. Формирование казанских и сибирских татар как этносов происходило примерно в одно и то же время – около XV века.

Внешность

Значительная часть казанских татар обладает европеоидной внешностью (до 60%). Иногда отмечают, что внешность поволжских татар сформировалась в результате контактов с финно-угорскими народностями. Особенно много светловолосых и светлоглазых людей среди кряшен – группы крещеных татар, также проживающих на территории Татарстана. Сибирские татары выглядят более монголоидными – они темноглазые, темноволосые, скуластые.

Обычаи

Сибирские и казанские татары — в основном мусульмане-сунниты. Однако у них сохранились и элементы доисламских верований. От сибирских тюрков, например, сибирские татары надолго унаследовали почитание воронов – сейчас почти забыт обряд «вороньей каши», которую варили перед началом посевных работ. У казанских татар существовали обряды, во многом перенятые у финно-угорских племен, например, свадебные. Старинные похоронные обряды, ныне уже полностью вытесненные мусульманскими традициями, брали начало от обрядности булгар. В значительной мере обычаи и традиции сибирских и казанских татар уже смешались и унифицировались. Это произошло и под воздействием глобализации, и еще ранее, после того как в Сибирь мигрировали многие жители покоренного Иваном Грозным Казанского ханства.

labuda.blog