Что такое конспект и как его составлять. Как составлять конспекты


Как составить конспект?

Конспект - это такое изложение констатирующих положений текста, которому присущи краткость, связность и последовательность. Конспект (от латинского conspectus) - обзор. И школьники, и студенты пишут конспекты, ведь они неотъемлемая часть учебного процесса. В данной статье речь пойдет о том, как правильно составить конспект, чтобы тот способствовал запоминанию определенной информации.

Классификация конспектов

Существует следующая классификация конспектов:

  • План-конспект. Сначала нужно написать план текста, а затем на пункты плана делаются комментарии: свободно изложенный текст либо цитаты. План-конспект помогает учителю ориентироваться в процессе ведения урока: преподаватель следит за тем, чтобы успеть дать определенный объем материала и не забыть ни об одной из намеченных целей урока. Писать планы-конспекты будущие учителя учатся еще в университете и во время прохождения педагогической практики. В план-конспект записывается тема урока, его цели, ход урока (правила, упражнения, домашнее задание).
  • Тематический конспект - краткое изложение данной темы с использованием нескольких источников.
  • Текстуальный конспект состоит из цитат одного текста.
  • Свободный конспект - цитаты и собственные формулировки.

Рекомендации по составлению конспекта

А теперь о том, как составить конспект. Для начала определите цель написания конспекта. Когда будете читать изучаемый материал впервые, выделите его основные смысловые части, определите главное, сделайте выводы. Если вы составляете план-конспект, подумайте, какие пункты нужно в него включить, чтобы раскрыть каждое положение. Наиболее значимую информацию (тезисы) кратко и последовательно изложите своими словами либо запишите в виде цитат.

Таким образом, конспект включает в себя основные положения, факты, примеры и выводы. Используйте условные обозначения, сокращайте отдельные слова. Выделяйте пункты и подпункты, подчеркивайте, выделяйте цветом ключевые слова. Ценность конспекта заключается в том, что автор может писать его не по заданному образцу, а удобным для себя способом.

Правила конспектирования

Запишите название текста или его части. Отме

elhow.ru

Как правильно писать конспект?

Доброго времени суток, уважаемый читатель! Каждый студент должен писать конспект. Это одна из главных обязанностей студента. Это его работа, если хотите. Однако часто бывает так, что молодые люди не могут успеть за лектором, из-за чего их конспект выглядит как набор несвязных отрывков фраз.

Студентов учат разным наукам, но одной из самых важных наук -правильном написании конспекта почти никогда никто нигде вас не научит. Естественно, не существует единственно правильного способа записывать лекции. Однако мы постарались подобрать для вас самые ценные рекомендации, которые позволят вам облегчить написание конспекта.

Как правильно писать конспект?

Для того чтобы у вас в голове информация, полученная из данной статьи, лучше отложилась в памяти, мы распишем каждую рекомендацию под отдельным пунктом.

Кстати, это одна из главных хитростей в написании конспекта – правильное структурирование материала. Ведь всегда проще найти вещь, когда она лежит на своем месте, где она и должна лежать, чем ту вещь, которая заброшена черт, знает куда.

Но об этом мы расскажем чуть дальше, а пока вашему вниманию предлагается универсальный список рекомендаций, как правильно писать конспект. Проверено временем студенческой жизни!

Список хитростей при написании конспекта

1. Человеку не дано делать несколько дел одновременно.

Когда вы сидите на лекции и записываете новый материал и при этом параллельным ходом разговариваете с другом и сидите с телефона в Интернете, то тогда забудьте о добротно написанном конспекте. Человек не может делать несколько дел одновременно.

Нет, конечно, может, но некачественно. Что происходит, когда вы делаете несколько дел в одно и то же время? Вы распыляете внимание на всё сразу. Это приводит к тому, что вы как бы находитесь везде (слушаете и записываете лекцию, беседуете с соседом по парте, общаетесь в Интернете), но на самом деле вы находитесь нигде.

В школе часто бывают случаи, когда учитель просит встать и повторить, что он только что сказал. Наверняка у вас была подобная ситуация.

В ВУЗе, конечно, вас вряд ли заставят повторить материал лекции, в высшей школе учатся люди взрослые, самостоятельные, за ними не нужно приглядывать.

Хотя как показывает практика, нужно, да ещё и как нужно.

Вам дана внешняя свобода для того, чтобы вы становились быстрее взрослыми, а не для того чтобы делать то, что вам хочется. Пока вы студент, будьте добры учится. И причём учится не шаляй-валяй, а отдавая себя полностью процессу обучения.

Только так можно получить необходимые знания для того, чтобы потом всё было дольче вита (сладкая жизнь). Об этом же многие мечтают. Только немногие знают, чтобы в будущем всё было в порядке, нужно, чтобы уже сейчас в голове был порядок и соответственно порядок в конспекте.

Советуем почитать: Как легко сдать сессию?

Советуем почитать: Полезные привычки студента

Советуем почитать: Вечные проблемы студента

Делаем вывод: Для того чтобы добротно вести конспект, нужно концентрировать своё внимание на том, о чём повествует преподаватель.

Всё посторонние дела оставьте на потом. Это краеугольный камень правильного написания конспекта.

2. Пишите только то, что считаете нужным.

Очень часто студенты совершают грубейшую ошибку – стараются записать всё дословно. При этом они естественно прерывают преподавателя, просят его повторить ранее проговорённый материал.

Скажем вам по большому секрету – от того, что у вас будет больше написано в конспекте, в голове не прибавиться. Если вы любите вникать в подробности, лучше прочтите книгу по интересующему вас вопросу. Зачем изобретать велосипед в стотысячный раз?

Главный вывод, который вы должны сделать – лекция вам дана для того, чтобы вы поняли законы и принципы функционирования изучаемого предмета, а не для того, чтобы вы в подробностях разобрали различные следствия явления.

Всегда старайтесь понять причину (почему он болеет? почему он богатый?), а не следствие (откуда у него такая дорогая машина?)

Законов много, суть (причина) у них всех одна и та же – люди должны жить быть счастливыми.

Делаем вывод: Не старайтесь записать всё подряд, что говорит преподаватель.

Пытайтесь уловить суть сказанного, и тезисно записывайте основные мысли лекции. У вас всегда есть возможность восполнить недостающие (не столь важные) факты, прочитав парочку учебников по нужному вам учебному предмету.

Советуем почитать: Что почитать летом?

Советуем почитать: Что почитать осенью?

Советуем почитать: Самоучитель для начинающих по английскому языку

3. Создайте собственную систему сокращений.

Хотя мы в предыдущем пункте и говорили о том, что нужно записывать только самое необходимое, однако всё же бывают ситуации, когда стоит записать очень большой объём информации за одну лекцию.

Когда перед студентами встаёт такая проблема, часто они не способны поспевать за диктовкой преподавателя. Что же делать? Как же быть?

Тут большого секрета нет. Вам просто стоит создать свою собственную систему сокращений, которой вы будете пользоваться на всех предметах.

Как сокращать слова? Да как хотите, главное, чтобы а) слова реально становились короткими и б) вы смогли бы разобрать, что стоит под тем или иным сокращением. Старайтесь сокращать самые часто употребимые слова и словосочетания.

Приведём несколько примеров. Слово «который» вполне можно сократить до «к-й», «самостоятельно» до «сам-но», «государство» до «г-во», «через» до «ч/з», словосочетание «друг за другом» до «д/за/д» и т.д.

Скорее всего, у вас будут собственные варианты по сокращению слов. Мы тут не претендуем на роль первой инстанции. Каждый по-своему привык сокращать слова, это понятно.

Делаем вывод:  Старайтесь как можно часто использовать сокращения. Это, во-первых, позволяет успевать записывать за преподавателем, во-вторых, не так сильно устаёт рука, и, в-третьих, вы экономите место в тетради. Оно вам ещё может пригодиться – учебный год долгий. Вот вам ещё один секрет того, как правильно писать конспект.

4. Выделяйте основные моменты лекции цветом.

Это не пожелание, это реальная необходимость, скажем вам. Вот представьте, до сессии осталось несколько дней, а вам нужно найти какой-то сложный момент, который вы не поняли на лекции.

Вы помните, что вы не помните, но найти именно то, что вам нужно доскональнее изучить, вы не можете. Время ограничено, а ещё и другой материал стоит повторить.

Начинается паника, стресс и т.д. Зачем доводить себя до подобного состояния. Помните, мы вам говорили в своей предыдущей статье Непредвиденная ситуация: к этому должен быть готов любой человек!, что люди сами по большому счёту создают себе проблемы.

Поэтому не наступайте на одни и те же грабли – выделяйте цветом самые главные моменты лекции. Как выделять? Выделять нужно так, чтобы вы потом легко смогли найти тему лекции и интересующий вас момент в этой теме (который вы бы в панике искали, не будь выделен цветом).

Однако, лучшее враг хорошего, поэтому не утруждайте себя в изрисовывании конспекта цветными ручками и карандашами. Вам потом будет очень трудно найти нужный материал.

Выделено должно быть всё САМОЕ ОСНОВНОЕ, а именно: тема лекции (обязательно), определения, формулы, тезисы и т.п.  Не делайте из своей тетради радугу-дугу.

Не стоит заниматься художествами в своём рабочем документе. Для этого есть другие места.

Делаем вывод: Выделяйте в конспекте цветными  ручками и выделителями самые главные вещи, а именно тема лекции (обязательно), определения, формулы, тезисы и т.п. 

Только не перестарайтесь Сделайте свою собственную систему выделений на подобие той, которая у вас есть при сокращении слов. В любой тетради выделяйте по одному и тому же принципу.

5. Структурируйте материал.

Ваш конспект должен чётко показывать, о чём в нём идёт речь. Нет ничего проще, чтобы сделать ваш конспект более наглядным, чем структурировать материал лекции.

Когда вы пишете всё слитно, не разделяя текст лекции на параграфы, подпункты и т.д., то в итоге у вас получается бесформенная каша из слов. Попробуйте быстро найти необходимую информацию через месяц – замучаетесь искать!

Поэтому старайтесь всегда записывать лекцию, руководствуясь хоть какой-нибудь логикой. Разбивайте текст на параграфы. Для того чтобы правильно определить момент, когда стоит делать новый параграф, прислушивайтесь к интонации голоса преподавателя.

Обычно учителя акцентируют голосом  то место, где стоит перейти на новый параграф.

Делаем вывод: Пишите конспект не «сплошняком», а с определённой структурой. В то время, когда вам предстоит готовиться к экзаменам, подобным образом структурированная информация вам очень сильно пригодится!

6. Пишите аккуратно и разборчиво.

Помните, мы в самом начале статьи говорили вам о том, что человек не может качественно делать несколько вещей одновременно.

Это заявление очень хорошо иллюстрирует корявый почерк того, кто хочет объять необъятное за один промежуток времени. Что получается в итоге?

В итоге, когда студент хочет прочитать материал лекции, то он впадает в ступор из-за того, что ему не под силу прочитать то, что написано в конспекте собственным почерком!

Это называется «да я всё успевают делать, профессор». Конечно, если вы учитесь для того, чтобы получить корочки, то вам просто наличие конспекта будет вполне достаточно для того, чтобы к вам не смог придраться преподаватель.

Однако мы очень надеемся на то, что наш читатель приходит каждый день в университет за знаниями. Поэтому не усложняйте свою собственную студенческую жизнь, пишите конспекты аккуратно и разборчиво. Ведь для студента конспект – это его хлеб. А хлеб, как известно, всему голова.

Делаем вывод: «Растите» качественный «хлеб», т.е. пишите конспекты как можно более аккуратно и разборчиво.

Общий вывод:

В рамках данной статьи мы рассмотрели вопрос, как правильно писать конспект студенту. Надеемся, что вы почерпнули для себя что-то новое и полезное для того, чтобы применить полученные знания на практике.

Пишите конспекты, ведь они вам очень пригодятся при подготовке к экзаменам!

С уважением, команда сайта советстуденту.рф

xn--b1aecb4bbudibdie.xn--p1ai

Как правильно писать конспект урока, лекции, занятия

Процесс обучения в школах, вузах, техникумах и прочих образовательных учреждения основывается на конспектировании материала. Преподаватель начитывает материал, а студент/ученик должен максимально точно и кратко зафиксировать его мысль. При этом нужно сделать это так, чтобы потом по этим записям можно было легко воссоздать всю лекцию.

Однако у большинства учащихся конспект представляет собой набор несвязных предложений, которые трудно собрать воедино. Эта неприятность обычно обнаруживается в конце семестра или учебного года, когда нужно сдавать зачет или экзамен. Именно тогда и приходится расшифровывать несвязные словосочетания и сокращения, разбираться в хитросплетениях собственного почерка и обращаться к более старательному сокурснику/однокласснику с целью завладеть его конспектом на пару-тройку дней… А ведь и свой конспект можно вести так, чтобы ни у кого потом ничего не просить!

Секрет прост: нужно освоить правила ведения конспекта. Если вы освоите правила конспектирования, вы сможете не только писать хорошие конспекты на лекциях или уроках, но и будете грамотно составлять план для своей речи к семинару или публичному выступлению, а также напишите отличный реферат, курсовую или сочинение.

Такие разные конспекты…

Конспекты бывают разными. Вы должны знать, какие виды конспектов существуют, и какой вид нужно использовать в той или иной ситуации.

Плановый конспект. Такой конспект пишется на основе уже составленного плана материала. Плановый конспект разбивается на несколько пунктов и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок дополняется текстом так, чтобы содержание каждого пункта было раскрыто в максимальной степени. Плановый конспект особенно пригодится для составления речи к семинару или публичному выступлению.

Схематически-плановый конспект. Все пункты схематически-планового конспекта представлены в виде вопросительных предложений, на которые вы должны дать ответ. Каждый пункт должен быть раскрыт максимально кратко (2-3 предложения).

Текстуальный конспект. Этот вид конспекта насыщеннее других и составляется из цитат и отрывков источника. Текстуальный конспект легко дополнить планом, тезисами и терминами. Обычно его используют для изучения науки или литературы, то есть там, где важны цитаты авторов. Однако составление текстуального конспекта – задача не из легких. Дело в том, что вы должны правильно определить, какая цитата действительно важна, а какой отрывок текста несет наиболее значимую информацию.

Тематический конспект. Цель этого вида изложения – раскрыть определенный вопрос, при этом используется сразу несколько источников. С помощью данного конспекта вы сможете глубоко проанализировать заданную тему и изучить поставленные вопросы с разных сторон. Однако для составления тематического конспекта будьте готовы переработать немало литературных источников.

Свободный конспект. Свободным конспектом могут пользоваться те, кто уже освоил все остальные способы изложения материала. В таком конспекте присутствуют цитаты, тезисы, выписки, термины и прочие элементы, присущие другим видам конспектов.

Как правильно составить конспект при работе с книгами и учебниками

  1. Просмотрите имеющийся материал, проанализируйте особенности текста, поймите, сложен ли он, содержит ли незнакомые термины. После этого вы сможете определить, какой вид конспекта вам подойдет.
  2. Снова перечитайте и осмыслите текст. Так вы сможете отделить главное от второстепенного, разделить информацию на части и расположить эти части в нужном порядке.
  3. Обозначьте тезисы (основные мысли) текста. Их можно оформлять как цитаты. Однако помните, большое количество цитат может присутствовать только в текстуальных конспектах. Не забывайте оформлять цитаты согласно требованиям (кавычки, ссылка на автора, в конце список использованных источников).

Как правильно составить конспект на лекции, уроке

  1. Не нужно браться за ручку с самых первых слов преподавателя. Лучше сначала выслушайте все предложение, осознайте его смысл, а потом кратко запишите основную мысль.
  2. Начинать запись лучше тогда, когда преподаватель закончил изложение мысли и начал ее комментировать.
  3. Отдельные части конспекта нужно обязательно выделять. Одна тема визуально отделяется от другой. Тоже самое нужно сделать с заголовками, подзаголовками и терминами (можно подчеркнуть слово, тему, название термина). Также рекомендуется делать отступы для обозначения нового пункта плана, абзаца. Формулы, правила, законы обводят в рамку.
  4. Используйте свои условные обозначения. К примеру, стрелка вверх может заменить слово «повышение», «увеличение», «взлет», а стрелка вниз заменит «спад», «падение», «сокращение», «уменьшение». Выработайте свои собственные условные обозначения, только не забудьте, что они обозначают.
  5. Сокращайте слова так, чтобы вы потом могли нормально воссоздать слово. Излишние сокращения могут привести к тому, что потом вы будете тратить драгоценное время на расшифровку вашего конспекта. Например, сокращения «знак-во», «числ-ть», «кол-во» легко расшифровать: «знакомство», «численность», «количество». А вот «д-ть» можно интерпретировать как «думать» или «делать», а «дей-ть» вы вполне можете расшифровать как «действительность» или «действовать». Согласитесь, смысл разный. Конечно, в большинстве случаев вам поможет контекст, однако это не универсальное средство, и иногда оно не срабатывает. Разработайте свою систему сокращений, и тогда проблем с дешифровкой у вас не возникнет. Вы должны знать, что сокращение «д-ть» означает именно «думать», а не «действовать».
  6. Использование аббревиатур и коротких английских слов также приветствуется. Например, слово «ок» поистине универсально.
  7. Конспект должен состоять из повествовательных предложений. Вопросы уместны только на полях.
  8. Не стремитесь записать каждое слово преподавателя. Избавляйтесь от предложений, которые не несут особой информации, некоторых прилагательных и вводных слов.

Быстрый конспект

Некоторые преподаватели диктуют настолько быстро, что угнаться за ними просто невозможно. Нужная информация теряется, и в связи с этим растет недовольство собой. В итоге этот предмет заносится в разряд нелюбимых, а посещение лекции превращается в настоящую каторгу.

Чтобы этого не произошло, освойте принцип быстрого конспектирования. Для этого сокращайте слова как в смс-сообщениях. Однако, как мы говорили раньше, при такой записи вы должны будете долго расшифровывать полученный текст. Чтобы этого не произошло, выработайте свою систему сокращений, а также воспользуйтесь следующими методами:

  • удалите некоторые гласные из слов: клавтура, препдвль, диссиднт и т.д.
  • активно применяйте диаграммы, стрелочки, таблицы, и ваш конспект станет более наглядным, следовательно, более простым и запоминающимся.

krasna-devica.ru

Что такое конспект и как его составлять

Что такое «конспект», как его составлять?

Конспект – это краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста.

Виды конспектов:

1. План-конспект. При создании такого плана сначала пишется план текста, далее на отдельные пункты плана «наращиваются» комментарии. Это могут быть цитаты или свободно изложенный текст.

2. Тематический конспект. Такой конспект является кратким изложением данной темы, раскрываемой по нескольким источникам.

3. Текстуальный конспект. Этот конспект представляет собой монтаж цитат одного текста.

4. Свободный конспект. Данный конспект включает в себя и цитаты, и собственные формулировки.

Как составлять конспект:

1. Определите цель составления конспекта.

2. Читая текст в первый раз, подразделите его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.

3. Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.

4. Наиболее существенные положения изучаемого материала последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

5. В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

6. Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращённо, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.

7. Чтобы форма конспекта наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками» подобно пунктам плана, применяйте разнообразные способы подчёркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

8. Используйте реферативный способ изложения, например: «Автор считает…», «раскрывает…»

9. Собственные комментарии, замечания, вопросы располагайте на полях.

Правила конспектирования:

1. Записать название конспектируемого произведения или его части и его выходные данные.

2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

3. Составить план – основу конспекта.

4. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имён, требующих разъяснений.

5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.

6. Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.

7. Применять определённую систему подчёркивания, сокращений, условных обозначений.

8. Соблюдать правила цитирования – цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

9. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть одно, заранее предусмотренное значение.

10. Учитесь классифицировать знания, т.е. распределять их по группам, параграфам, главам, для распределения пользоваться цифрами.

infourok.ru

Как правильно писать план-конспект? | Студенческая жизнь

Правильное конспектирование книги позволит за отведённый отрезок времени обработать и проанализировать большое количество информации. Тот, кто знает, как писать план-конспект книги или статьи, с легкостью умеет находить в них и запоминать исключительно важные и существенные мысли изучаемого материала.

Конспект представляет собой систематическую, логически связную запись. Он объединяет различные выписки, планы и тезисы. Кроме положений и выводов конспект желательно снабжать иллюстрациями, примерами, доказательствами и фактами.

Эти материалы необходимы для того, чтобы спустя некоторое время информация, изложенная в конспекте, не утратила своей ценности. Именно факты и примеры придадут утверждениям убедительность и запомнятся надолго. Для студента нет ничего более приятного, как писать план-конспект с пользой для ума.

Секреты составления плана-конспекта

Знакомиться с материалом начинайте с содержания, если это целая книга, а также со аннотаций и списков литературы, если таковые имеются. Вы должны понять, какой перед вами источник – опубликованная монография по диссертации, исследование, учебное пособие, сборник документов и т.д.

После этого проанализируйте полное название источника и подумайте, что именно вам нужно из него извлечь – ответ на какой вопрос, какие данные? От того, каким будет ваше решение, зависит то, насколько глубоко вы будете погружаться в изучение материала.

Никогда не начинайте писать план-конспект с бездумного переписывания. Хорошо, если вас направили на определенные страницы, но если нет, то вам нужно будет бегло познакомиться со всем содержанием статьи или книги. Обычно, ценная, нужная информация всегда бросается в глаза.

Что полезного можно вычитать во введении?

Во вводной части статьи или книги вы можете проследить, как поставлена данная проблематика, каковы основные ее вопросы, и какова история обращения к заявленной теме. Там вы можете встретить исторический обзор развития того или иного явления, анализ других источников, посвященных тому же вопросу.

Какие моменты помогают ориентироваться в тексте?

Изложение научных трудов всегда очень последовательно и логично. Поэтому, если вы встретили выражение «во-первых», то вам обязательно встретится и «во-вторых». И оно не обязательно будет на следующей строчке, может быть и через несколько страниц. Вы должны цепляться за эти ключевые мысли и фиксировать их в плане.

Если автор пишет, что на такую-то проблему есть два взгляда, то это тоже сигнал для вас. Нашли первый взгляд, зафиксировали – ищите второй!

Определения… Это очень важная штука. Иногда в научных работах подолгу расписывается критика тех или иных определений, выводятся новые. Если авторы определений авторитетные, то обязательно записывайте эти косвенные ссылки на них.

Как оформлять план-конспект?

  • Все следует делать с умом, то есть так, чтобы потом этим в случае необходимости можно было воспользоваться, и не только на ближайшем семинаре, но и чрез несколько лет. Для этого есть всего немного правил. Вот они:
  • Материал структурируйте, иным цветом делайте пометки о том, про что в данном месте конспекта у вам написано.
  • Старайтесь все изложить схематично и сжато, используйте техники списков, сравнительных таблиц, пирамид, уровней. Для записи фактического материала вводите формат «дата-событие».
  • Фамилии авторов определений подчеркивайте, рядом с важными утверждениями ставьте значок NB (Nota bene – «Обрати внимание») или большой восклицательный знак.
  • На полях указывайте страницы, с которой вы списали ту или иную важную мысль. Это сослужит вам большую службу при написании диплома или курсовой работы.
  • Если у вас по ходу составления плана-конспекта появляются вопросы, которые вы хотели бы задать преподавателю, записывайте их на полях, или на специально огражденном пространстве страницы. Для выделения этих вопросов проставляйте большие восклицательные знаки.

Не забывайте о цели, поставленной перед началом выполнения задания. Её необходимо придерживаться на протяжении всего конспектирования материала.

Научившись писать планы-конспекты по всем правилам, вы начнете получать удовольствие от самостоятельной работы в библиотеке. Выработанный навык конспектирования позволит повысить продуктивность работы.

life-students.ru

Как составить конспект - Общие - Памятки - Каталог статей

Конспект – это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенные для последующего восстановления информации с различной степенью полноты.

Конспект – это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи.

Исходя из определения, выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, - это не конспект.

В конспект включаются не только основные положения, но и доводы, их обосновывающие, конкретные факты и примеры, но без их подробного описания.

Конспектирование может осуществляться тремя способами:

- цитирование (полное или частичное) основных положений текста;

- передача основных мыслей текста «своими словами»;

- смешанный вариант.

Все варианты предполагают использование сокращений.

При написании конспекта рекомендуется следующая последовательность:

1.проанализировать содержание каждого фрагмента текста, выделяя относительно самостоятельные по смыслу;

2.выделить из каждой части основную информацию, убрав избыточную;

3.записать всю важную для последующего восстановления информацию своими словами или цитируя, используя сокращения.

Разделяют четыре вида конспектов:

- текстуальный

- плановый

- свободный

- тематический.

Текстуальный (самый простой) состоит из отдельных авторских цитат. Необходимо только умение выделять фразы, несущие основную смысловую нагрузку.

Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время. Недостаток: не активизирует резко внимание и память.

Плановый – это конспект отдельных фрагментов материала, соответствующих названиям пунктов предварительно разработанного плана. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления.

Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.

Свободный конспект – индивидуальное изложение текста, т.е. отражает авторские мысли через ваше собственное видение. Требуется детальная проработка текста.

Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.

Тематический конспект – изложение информации по одной теме из нескольких источников.

Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников. 

Как составлять конспект:

  1. Определите цель составления конспекта.
  2. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные, т.е. сделать библиографическое описание документа.
  3. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
  4. Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
  5. Для составления конспекта составьте план текста – основу конспекта, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в конспект для раскрытия каждого из них.
  6. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко изложите  своими словами или приводите в виде цитат, включая конкретные факты и  примеры.
  7. Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова,  применять условные обозначения.
  8. Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы "ступеньками" подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
  9. Используйте реферативный способ изложения (например: "Автор считает...", "раскрывает...").
  10. Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.

Оформление конспекта:

  1. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
  2. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.
  3. Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
  4. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то: красным цветом - подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным - подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т.д.; зеленым - делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.д. Для выделения большой части текста используется отчеркивание.

Основные ошибки при составлении конспекта:

  1. Слово в слово повторяет тезисы, отсутствует связность при пересказе.
  2. Конспект не связан с планом.
  3. Многословие (много вводных слов) или чрезмерная краткость, незаконченность основных смысловых положений текста. 
  4. При передаче содержания текста потеряна авторская особенность текста, его структура.

 

ant-m.ucoz.ru

Правила составления конспекта « МКОУ средняя общеобразовательная школа д.Васькино

Конспект (в переводе с латинского означает «обзор», «изложение») — краткое последовательное изложение содержания книги, статьи, произведения. Конспект отражает не только основные положения текста, но и связь между ними, а также краткое обоснование или конкретизацию основных положений. Конспект — синтезирующая форма записи, она может включать в себя и план, и выписки, и тезисы.

Виды конспектов: план-конспект, текстуальный (цитатный), свободный, тематический, схематический.

Как составить конспект

1.Определите цель составления конспекта.

2. Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.

3. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте  СВОИМИ СЛОВАМИ или приводите в виде цитат.

4. В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

5. Составляя конспект, можно отдельные     слова и предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.

6. Чтобы форма конспекта как можно нагляднее отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», применяйте различные способы подчеркивании, используйте ручки разного цвета.

 

Как составить тематический конспект

Тематический конспект — это конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала по определенной теме.

Изучи несколько источников и сделай из них выбор материала па определенной теме.

Мысленно оформи прочитанный материал в виде плана.

Пользуясь этим планом, кратко, своими словами изложи отобранный из разных источников и осмысленный тобой материал по данной теме.

vaskino-sch.ru