Алгоритм решения задач по уравнению . Химия 8класс. Как решать задачи с молями по химии 8 класс


Молярная масса. Решение задач. 8-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (904,7 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

1. Сформировать понятие о молярной массе.

2. Показать численное равенство молярной и относительной молекулярной масс вещества.

3. Научить вычислять количество вещества по известной массе вещества и массу вещества по известному количеству вещества.

Основные понятия: Молярная масса.

Планируемые результаты обучения:

1. Знать число Авогадро, определения количества вещества и моля.

2. Уметь определять число структурных единиц по данному количеству вещества и наоборот.

3. Знать о равенстве числовых значений молярной и относительной молекулярной масс.

4. Уметь вычислять массу данного количества вещества.

Демонстрации: Показ некоторых металлов, неметаллов, веществ количеством вещества 1 моль.

Ход урока

1) Организационная часть урока.

2) Актуализация знаний .

В начале урока дается проверочная работа (по карточкам).

Вопросы (устно):

1. Количество вещества?

2. Единица количества вещества?

3. Обозначение?

4. Число Авогадро?

(После каждого ответа учащихся сверка ответов по слайду и повторение).

Работа с таблицей “Зависимость количественных данных о веществе”

(таблица составлена и заполняется частично на предыдущем уроке).

Ответы сверяются по слайду.

Вещество Mr v моль N M m v моль
C 12 1моль 6,02 x 1023      
O2 32 1 моль 6,02 x 1023      
h3 2 1 моль 6,02 x 1023      
h3O 18 1 моль 6,02 x 1023      
CO2 44 1 моль 6,02 x 1023      
Nh4 17 1 моль 6,02 x 1023      

Внимание учащихся обращается на то, что химическая формула может обозначать как одну молекулу вещества (или наименьший повторяющийся фрагмент для веществ немолекулярного строения), так и один моль вещества, т.е. 6 · 1023таких частиц.

3) Объявление темы и целей урока.

Продолжаем заполнять таблицу по ступеням.

Ответы сверяются по слайду.

Переходим к понятию “молярная масса” (слайд).

Определение молярной массы. (Сначала учащиеся сами дают определение, потом по учебнику)

Вещество Mr v моль N M m v моль
C 12 1моль 6,02 x 1023 12 г/ моль 60 5 моль
O2 32 1 моль 6,02 x 1023 32 г/ моль 64 2 моль
h3 2 1 моль 6,02 x 1023 2 г/ моль 20 10 моль
h3O 18 1 моль 6,02 x 1023 18 г/ моль 54 3 моль
CO2 44 1 моль 6,02 x 1023 44 г/ моль 88 2 моль
Nh4 17 1 моль 6,02 x 1023 17 г/ моль 34 2 моль

Молярная масса вещества численно равна массе 1 моль, т. е. массе 6,02 · 1023 частиц данного вещества. М=Мr

Числовое значение молярной массы совпадает с числовым значением относительной молекулярной массы, а также массы порции вещества, взятого в количестве 1 моль.

Работаем с таблицей по слайду.

Вопрос: как рассчитали в таблице массу вещества?

Ответ (предположительно): умножали количество вещества на относительную массу.

И выведение формул, единицы измерения (слайд).

Следовательно, молярная масса — это постоянная характеристика вещества. Она численно равна относительной молекулярной (или атомной) массе данного вещества М=Мr (слайд)

Работа с таблицей № 5 из учебника.

Используя формулу, можно определить одну величину по известной другой (массу вещества по известному количеству вещества и, наоборот, количество вещества по известной массе вещества). (Слайды).

4) Закрепление материала.

Задание 10 на стр. 47 (проговариваем). (Задание на слайде)

5) Решение Задач. (Показ слайдов).

Оформление задачи.

(Одну задачу на доске решает учитель ученики смотрят и пишут).

6) Закрепление: Дидактические материалы стр 21, задание 27.

Начинаем решение с 3 варианта, т.к задания 3 варианта более облегченные.

Домашнее задание. § 17, упр. 7—10 (с. 47).

Объяснение домашнего задания.

7) Выставление оценок

Урок окончен. Спасибо за внимание.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Решение задач по химическим уравнениям 8 класс

№2 Магний, количеством вещества 0,5 моль обработали

       раствором соляной кислоты. Определите объем водорода

       и  массу полученной соли.                        

 

Дано:                       Решение:

n(Mg) = 3 моль       1) Записываем уравнение реакции:

                                         Mg + 2HСl = MgCl2+ h3

Найти:                           1 моль            1 моль   1 моль

V(h3) -?

m(соли)-?               2) Подчеркиваем вещества, по которым

                                     решаем задачу и подписываем их количества

                                     по уравнению реакции.

                                3) Количество вещества Mg уже дано в

                                     условии задачи:

                                     n(Mg) = 3 моль

                               4) Составляем соотношение количества

                                   подчеркнутых веществ по данным задачи

                                   и по уравнению реакции:

        3 моль            х моль    y моль( по данным задачи)

        Mg + 2HСl = MgCl2+ h3

       1 моль           1 моль   1 моль    ( по уравнению реакции)

               

      3 моль                      х моль

      _________       =       _________

       1 моль                     1 моль

                  

      х = n(MgCl2) = 3 • 1 : 1 = 3 моль 

     m(MgCl2) = n • M(MgCl2) = 3 моль • 95 г/моль = 285г

                                     5)  Находим объем водорода:

          3 моль                        y моль( по данным задачи)

          Mg + 2HСl = MgCl2+ h3

        1 моль                           1 моль    ( по уравнению реакции)

               

         y =  n(h3) = 3 • 1 : 1 = 3 моль;

         V(h3) = n • Vm = 3 • 22,4 л/моль = 67,2 л

    Ответ: m(MgCl2) = 285г, V(h3) = n • Vm = 67,2 л

 

95-element.blogspot.com

Урок химии в 8 классе на тему " Решение задач: расчеты по формулам"

Титульный лист

Автор материала (ФИО)

Золотарь Веста Петровна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Учитель химии

Образовательное учреждение

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение

средняя общеобразовательная школа № 511 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

Электронный адрес

Vesta_zolotar@mail.ru

Название материала

Урок закрепления и актуализации знаний по теме «Решение задач: расчеты по формулам с использованием понятий количество вещества, моль, молярная масса, молярный объем газов»

Класс (возраст)

8 класс

Учебный предмет

Химия

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

  1. Кузнецова Н.Е., И.М. Титова, Гара Н.Н., Химия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2011.

  2. Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии: 8 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2011.

3. Н.Н. Гара, М.А. Ахметов, Химия: 8 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2013

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие)

Текстовый документ, ЭУМ «Тест «Количество вещества»

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.)

Компьютер, интерактивная доска, проектор

Цели,

Задачи материала

Цель: систематизация знаний учащихся о понятиях «количество вещества», «число Авогадро», «молярная масса», «молярный объем газов», выявление их взаимосвязи и использование при решении задач.

Задачи:

воспитывающие: воспитывать взаимовыручку и взаимодействие через групповую и парную форму работы;

развивающие: развивать познавательный интерес к предмету и навыки самооценки знаний, умение логически мыслить, выдвигать гипотезы, делать аргументированные выводы;

обучающие: формировать понятия о молярной массе и единицах ее измерения, показать взаимосвязь понятий: масса, количество вещества, молярная масса, молярный объем газа.

Краткое описание работы с ресурсом

(на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивидуальная, групповая и другое, на усмотрение автора).

Урок комплексного применения знаний и умений.

В целях повышение качества образования, совершенствования научно-методического обеспечения образовательного процесса используются индивидуальная, парная, групповая форма работы, которые повышают мотивацию, позволяют выбирать индивидуальный темп, решать творческие задачи, формируют навыки самоорганизации и самообразования, обеспечивают деятельностный и личностно-ориентированный характер образования.

Использование ИКТ на уроках химии позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний через поиск необходимой информации, развитие умений находить несколько способов решения проблемной задачи

При проведении уроков используются:

  • интерактивная доска, что позволяет сделать занятия интересными и развивает мотивацию; предоставляет больше возможностей учащимся для участия в коллективной работе, легче воспринимать и усваивать сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.

  • электронные модули из базы ФЦИОР http://www.fcior.edu.ru:

тест по теме «Количество вещества»,

тесты учебника-навигатора О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» - для проверки усвоения знаний.

Список использованной литературы.

Ссылки на Интернет - источники

Список используемой литературы.

1. 1. Кузнецова Н.Е., И.М. Титова, Гара Н.Н., Химия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2011.

2. Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии: 8 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2011.

3. Н.Н. Гара, М.А. Ахметов, Химия: 8 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2013

2. 1. Электронный модуль из базы ФЦИОР:

http://fcior.edu.ru/card/12788/testy-po-teme-kolichestvo-veshestva.html - тест по теме «Количество вещества»

2. http://school-collection.edu.ru

тесты учебника-навигатора О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» - для проверки усвоения знаний.

Урок закрепления и актуализации знаний по теме «Решение задач: расчеты по формулам:

«Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газов»

На изучение темы «Решение задач по теме «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газов» согласно рабочей программе отводится 4 часа. Данный урок завершает тему.

Тип урока: комплексного применения знаний и умений.

Цель урока: систематизация знаний учащихся о понятиях «количество вещества», «число Авогадро», «молярная масса», «молярный объем газов», выявить их взаимосвязь и использование при решении расчетных задач.

Задачи урока:

воспитывающая: воспитывать взаимовыручку и взаимодействие через парную и групповую форму работы;

развивающие: развивать познавательный интерес к предмету и навыки самооценки знаний, умение логически мыслить, выдвигать гипотезы, делать аргументированные выводы;

обучающая: формировать понятия о молярной массе и единицах ее измерения, показать взаимосвязь понятий: масса, количество вещества, молярная масса, молярный объем газа.

Планируемые результаты:

личностные: формировать умения понимать значимость естественнонаучных и математических

знаний для решения практических задач;

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать

собственный вклад в работу группы;

метапредметные: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия

в соответствии с поставленной задачей,

самообразование, самоорганизация, саморазвитие и самоопределение,

предметные: установить взаимосвязь понятий: масса, количество вещества, молярная масса,

молярный объем газа.

Ожидаемые результаты.

Ученики знают понятия:

«количе­ство вещества», «молярная масса», «молярный объем», «моль», «число Авогадро»;

Ученики умеют:

на базовом уровне: называть количество вещества и молярную массу по обозначениям, указывать единицы измерения, видоизменять расчетную формулу при решении прямых задач;

для повышенного уровня: видоизменять расчетную формулу при решении прямых и обратных задач, производить белее сложные расчёты (например, находить массу вещества, если известен объем или число структурных частиц).

Межпредметные связи: математика, информатика, физика.

Виды учебной деятельности: проводят соответствие между названием величин и их единиц измерения; внимательно прочитывают задачу, оформляют ее решение;

Характер деятельности: частично-поисковый

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный с элементами проблемно-поискового изложения; индивидуальная и групповая работа по решению задач.

Используемые педагогические технологии: игровые, групповые, ИКТ, проблемно-поисковый (дифференцированный, работа по схеме-алгоритму).

Оборудование: ИД, компьютер, проектор.

В целях повышение качества образования, совершенствования научно-методического обеспечения образовательного процесса используются индивидуальная , парная и групповая форма работы, которые повышают мотивацию, позволяют выбирать индивидуальный темп, решать творческие задачи, формируют навыки самоорганизации и самообразования, обеспечивают деятельностный и личностно-ориентированный характер образования, который является неотъемлемой частью Федеральных Государственных стандартов второго поколения.

Актуальность и оригинальность:

- возможность каждому школьнику проявить свои возможности, развитие его познавательной самостоятельности и творчества, умений анализировать информацию, выбирать главное и обрабатывать ее развитие коммуникативных УУД, чувства ответственности и причастности к созданию «своего» урока (при этом учитель выступает в роли координатора).

Приемы, методы, формы обучения соответствуют возрастным психологическим и педагогическим особенностям восьмиклассников.

В текущем учебном году урок был проведен для восьмиклассников. Уровень усвоения темы: общая успеваемость – 95%, качественная 60%.

Использование ИКТ на уроках химии позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний через поиск необходимой информации, развитие умений находить несколько способов решения проблемной задачи

При проведении уроков используются:

  • интерактивная доска, что позволяет сделать занятия интересными и развивают мотивацию; предоставляют больше возможностей учащимся для участия в коллективной работе, легче воспринимать и усваивать сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала. Школьники работают у доски с удовольствием, более творчески, с уверенностью в себе. Учитель может своевременно вносить коррективы, организовать коллективное обсуждение,

  • электронные модули из базы ФЦИОР:

тест по теме «Количество вещества» (задания 1-7),

Технологическая карта урока «Решение задач: расчеты по формулам с использованием понятий «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газов»

Технологиче

ские этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Задание для учащихся, выполнение которого приведет к достижению запланированных результатов.

Организационный момент.

1 мин.

Приветствуют

Приветствует

Актуализация знаний.

3 мин.

Отвечают на вопросы.

Один ученик выполняет задание на закрытой части доски (заполняет пустые графы таблицы)

Что означает эта запись?

Что является единицей измерения?

Моль

М

N

6*1023 1/моль

г

Vm

л

Используя данные обозначения, запиши формулы для вычисления:

А) массы вещества –

Б) числа молекул –

В) объема газообразного вещества

Какое отношение имеет моль к теме нашего урока?

С какими новыми величинами мы познакомились на предыдущих уроках?

Давайте их вспомним.

Расскажу сегодня, что ли

о зловредной роли моли.Моль съедает шерсть и мех,

просто паника у всех…

Ну а в химии – изволь!

Есть другое слово «моль».

Прост, как небо и трава,

моль любого вещества.

Но трудна его дорога:

в моле так молекул много!

Задание 1 с.67 учебника, фронтальный опрос по понятиям

масса, количество вещества, молярная масса, молярный объем газа.

Постановка цели и задач урока.

1 мин.

Формулируют тему, цель урока.

Определяют, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить. 

Сформулируйте тему и цели урока.

 Первичное закрепление:

решение типовых задач (в знакомой и измененной ситуации)

10 мин.

4 человека на первых партах получают индивидуальные задания в тестовой форме на 10 мин (приложение № 1)

2 человека у доски решают задачи, заданные на дом, и новые задачи на формулу, связывающую количество вещества и число частиц

1-й ученик- № 1(а), 3(а) с.65 учебника

2-й ученик- № 1(б), 3(б) с.65 учебника

Анализируют выполнение задания. Проводят самооценку.

Организует решение задачи на компьютере с демонстрацией этого процесса на экране всем учащимся

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0ab68076-4185-11db-b0de-0800200c9a66/view

 Первичное закрепление:

решение типовых задач (в знакомой и измененной ситуации)

7 мин.

3 человека у доски решают задачи, заданные на дом, на формулу, связывающую количество вещества и массу вещества

1-й ученик- № 5(а) с.68 учебника

2-й ученик- № 5(б) с.68 учебника

3-й ученик- № 5(в) с.68 учебника

Анализируют выполнение задания. Проводят самооценку

Теперь проведём исследование по практическому применению этих величин.

1) С. 47 № 3 рабочей тетради

2) решение задачи на компьютере

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0ab68077-4185-11db-b0de-0800200c9a66/view/

Первичное закрепление:

решение типовых задач (в знакомой и измененной ситуации)

7 мин.

2 человека у доски решают задачи, заданные на дом, на формулу, связывающую количество вещества и объем вещества

1-й ученик- № 4-1(д) с.42 задачника

2-й ученик- № 4-3(г) с.42 задачника

Анализируют выполнение задания. Проводят самооценку

Организует решение задачи на компьютере с демонстрацией этого процесса на экране всем учащимся

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0ab6807e-4185-11db-b0de-0800200c9a66/view/

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

10 мин.

Выполняют творческие задания (по уровням сложности). Знакомят товарищей с результатом работы.

С.72 рабочей тетради № 1

1-ая строка- 1 –ый ряд, 2-ая строка- 2-ой ряд, 3-я строка- 3-й ряд.

Проблемная ситуация. Все читали или смотрели фильм «Дети капитана Гранта». Записка со стертыми записями пришла и к нам. Попробуем восстановить.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 1 мин.

Записывают домашнее задание. Задают вопросы.

Знакомит с домашним заданием.

Оно парное, т.е. ученики, сидящие за одной партой выполняют одинаковое задание (приложение № 2)

Восстановить запись.

Дополнительное задание - 4 строка упр. на стр. 72 рабочей тетради

Рефлексия.

5 мин.

Подводят итоги работы (анализируют, выполнили цель и задачи урока).

Чему мы научились на этом уроке?

Как вы понимаете слова Алигер?

Эти строки раскрывают

связь химии с другими естественными науками,

причем об этом говорил ещё

М.В. Ломоносов более двух

веков назад, актуальной является эта мысль и сейчас. Из уроков физики, химии и математики вы узнали, что для изучения окружающего мира недостаточно только наблюдать и описывать явления и предметы, необходимо их характеризовать также количественно.

Тест по теме «Количество вещества» (задания 1-7)

О, физика – наука из наук!

Все впереди!

Как мало за плечами!

Пусть химия нам будет вместо рук.

Пусть станет математика очами.

Не разлучайте этих трех сестер

Познания всего в подлунном мире,

Тогда лишь будет ум и глаз остер

И знанье человеческое шире.

(отрывок из поэмы М. Алигер “Ленинские горы”)

infourok.ru

Алгоритм решения задач по уравнению .Химия 8класс

Алгоритм решения задач по химическим уравнениям

Способ 1. «По количеству вещества»

1шаг:   Прочитай   задачу.   Определите   массу   кислорода, необходимого для сжигания 8 грамм магния.

2 шаг: Запиши дано задачи, найти, молярные массы веществ, используя соответствующие обозначения. (Молярные массы веществ найдите по таблице Менделеева).

Дано:

m (Мg)=8 г

Найти:

m (02)=?

M (Мg) = 24г/моль

M (02) = 32г/моль

3 шаг: Решение. 1. Составь уравнение реакции. 2.Подчеркни формулы веществ, о которых говорится в условии задачи:

2Мg + 02 = 2 Мg0

4 шаг: Под формулами веществ запиши количество вещества необходимые для реакции – оно равно коэффициенту

2Мg + 02 = 2 Мg0

2моль 1моль

5 шаг: Найди количество известного вещества по формуле ν = m : М :

ν (Мg)= m (Мg): M(Мg) = 8г : 24г/моль= 0,33 моль

6 шаг:   Поставь   полученное   количество   вещества   над формулой известного вещества, а над формулой неизвестного поставь х моль

0,33 моль     х моль

2Мg      +       02           =    2Мg0

2моль 1моль

7 шаг: Составь пропорцию и реши ее:

0,33 моль х моль

2 моль     1 моль    

х = (0,33моль• 1моль)/2моль = 0,167 моль

ν (02) = 0,167 моль

8 шаг: Найди массу неизвестного вещества по формуле m = М· ν:

m (02)= М (02) · ν (02) = 0,167 моль ·32 г/моль=5,344 г

9 шаг: Запиши ответ: масса кислорода 5,344 г или m (02)= 5,344 г

Алгоритм решения задач по химическим уравнениям

«По количеству вещества»

1шаг:   Прочитай   задачу.  

2 шаг:  Запиши дано задачи, найти, молярные массы веществ, используя соответствующие обозначения. Молярные массы найди по таблице Менделеева.

3 шаг:  Решение. 1. Составь уравнение реакции. 2.Подчеркни формулы веществ, о которых говорится в условии задачи.

4 шаг: Под формулами веществ запиши количество вещества, необходимые для реакции – оно равно коэффициенту.

5 шаг:  Найди количество известного вещества по формуле:

ν = m : М или ν =V :Vm (Vm=22,4 л/моль).

6 шаг:   Поставь   полученное   количество   вещества   над формулой известного вещества, а над формулой неизвестного поставь х моль

7 шаг:  Составь отношение пропорцию и реши ее.

8 шаг:  Найди массу неизвестного вещества по формуле: m = М· ν

или его объём по формуле V = Vm· ν

9 шаг: Запиши ответ.

Задача решена! Молодец!

infourok.ru