Особенности подготовки учащихся к олимпиадам по русскому языку. Как оформить олимпиаду по русскому языку


Материалы для подготовки к олимпиаде по русскому языку, 9-10 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 5" г. Брянска

 

 Материалы для подготовки к олимпиаде по русскому языку.

9-10 класс

 

 

подготовила

учитель русского языка и литературы

Легоцкая Вера Сергеевна

Брянск-2018

Лингвистика для любознательных 9-10 класс

1. Определите неправильную(ые) формулировку(и).

1. В первом предударном слоге после твердых шипящих на месте буквы а произносится гласный [а]: ш[а]рик, ж[а]кет, ц[а]рица. Есть исключения, в которых следует произносить [ы]: лош[ы]дéй, ж[ы]лéть, к сож[ы]лéнию, двадц[ы]ти.

2.Мягкий знак обозначает мягкость шипящего (мышь, печь).3. Во всех этих словах ударение падает на второй слог:

хозяева, оптовый, факсимиле, ходатайство, исчерпать, кремень, заплесневеть, ржаветь, граффити.

4. К твердым непарным относят согласные [ц], [ш], [ж], [х]

5. Твердый знак служит для разделения согласных и гласных букв.

Ответ ______________________________________________________________

2.Укажите, какие из следующих слов имеют одинаковые окончания:шутов, драконов, полуостров, рыболов, фараонов, ковров, голов, вольтов, основ;степей, волей-неволей, мышей, рыжей, батарей, суховей, шей (от шея), апогей, ушей, взашей.

Ответ _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Один лингвист изучал сочетания слов друг с другом и записывал слова в таблицу.

3.1. Что именно изучал лингвист?

3.2. В какой из столбиков следует записать слова объявление, заноза, преступник, пальто, аджика, Москва.

3.3. Дополните каждый из столбиков двумя примерами.

поезд

облака

сосулька

село

бабушка

ткань

мороз

рукопись

фотография

столб

туман

доска

лед

снег

тишина

дом

помада

облака

колонна

карандаш

туман

печать

причина

лозунг

облака

село

колокол

Ответ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Подчеркните те слова, которые имеют двойные согласные.   Артил..ерия, гал..ерея, гум..анизм, гостин..ая, дес..ерт, драм..атический, интел..ект, ип..одром, кавал..ерия, кол..ичество, патис..он, пред..верие, пьес..а, апел..яция, рас..четливый, кристал..ьный, цел..юлоза, эм..грация.

5. Замените три выделенных прилагательных одним. Запишите прилагательное в начальной форме.

Они бродили по безлюдной улице и говорили о Мише.

- Он ничтожный человек, всегда говорит неправду! -воскликнул один. Смотрит рассеянными глазами и молчит! -вторил ему другой.

Ответ ___________________________________________________________________

6. Составьте задачу, аналогичную предыдущей.

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Чем интересно  с синтаксической точки зрения предложение:

В ту же ночь приехал я в Симбирск, где должен был пробыть сутки для закупки нужных вещей, что и было поручено Савельичу. (А.С.Пушкин)

Ответ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Укажите синтаксическую роль фразеологизма в каждом из предложений.

Ни рыба ни мясо, он тем не менее был мне чем-то симпатичен. 

Битый час пытаюсь доказать, что играть следует в старом составе.

Я прошу тебя не кричать во всю Ивановскую.

Обещал золотые горы, но скоро забыл о своих обещаниях.

Все эти красоты казались отдыхающим  земным раем.

В ответ на замечания он только выразительно хлопал глазами и молчал.

Не видать тебе царской дочери как своих ушей!

Теперь он может возмущаться сколько душе угодно.

9. Расставьте недостающие знаки препинания.

Все немцы партизаны дети англичане смотрели друг на друга с удивлением.

Часы наверху сначала скрипели и наконец пробили они два звонких удара.

Мы так и не узнали  ни кто звонил в нашу дверь ни что ему было нужно.

Люди мчались из этого села со всех ног сами не зная куда.

Подумайте что будет когда турнир окончится и когда уедут все гости.

Послушай Федор послушай меня хоть раз право я мудрее чем ты думаешь.

10. Сгруппируйте предложения с точки зрения допущенных в них грамматических ошибок (нужно назвать вид ошибки). Дополните каждую из групп своим примером.

1. Приехав в столицу, мне стало грустно, не хотелось даже выходить на улицу.

2. Как-то раз я услышал от знакомых, что есть одна семья, которая берет к себе и растит волчат.

3. Ни один человек не имеет право осуждать тебя и твои поступки.

4. Автор вспоминает маленькую библиотеку имени Катаева своего детства, которая находилась вблизи кинотеатра.

5. Человек, который болен, не получит от жизни удовольствие, лишь страдание.

6. Окончив лицей, у меня появилось желание продолжить образование в университете.

7. Я согласна с автором, что истории Пушкина и Лермонтова являются яркими примерами непонимания, а порой равнодушия и жестокости людей.

8. Когда мы уже наполнили грибами целые корзины, но кое-кто все-таки не собирался уходить из леса.

9. Навстречу ему выбежала здоровенная собака с торчащими ушами и счастливой мордой.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Использованная литература

1. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е. Чешко. – 43-е изд. – М., 2003. – С. 46-264.

2. Пахомов В. М. П. Трудные случаи русской пунктуации : Словарь-справочник / В.М. Пахомов, В.В. Свинцов, И.В. Филатова. — М. : Эксмо, 2012. — 576 с. — (Библиотека словарей ЭКСМО).

3. Подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку [Электронный ресурс] Режим доступа:  http://rusolimp.kopeisk.ru/history/?file=2 (дата обращения 06.04.18)

xn--j1ahfl.xn--p1ai

РусОлимп - РусОлимп - погружение в волшебный мир русского языка

Здравствуйте! Вы зашли на сайт подготовки учащихся к олимпиаде по русскому языку. Язык - одно из самых сложных явлений жизни человеческого общества. Возможно, материалы нашего сайта помогут вам проникнуть в его тайны, постичь законы его развития, усвоить нормы, осознать его богатство, красоту и неповторимость и ... подготовиться к лингвистическим олимпиадам, творческим конкурсам, соревнованиям. Нет сухих, скучных правил, есть только жизнь языка, его законы, отражающие эту жизнь. 1. Сайт состоит из 10 разделов: "История Русского Языка", "Фонетика", "Орфоэпия", "Орфография", "Лексика", "Морфемика", "Словообразование", "Морфология", "Синтаксис", "Пунктуация". Работа с данными разделами предполагает поэтапную подготовку учащихся по всем разделам языкознания. 2. Каждый из разделов включает в себя 4 вкладки: теоретические сведения по разделу лингвистики, словарь лингвистических терминов, «проверь себя» (вопросы с ответами для самопроверки), контрольное тестирование. 3. После ознакомления с теоретическим материалом, выполнения тренировочных и контрольных заданий учащимся предлагается выполнить дистанционную олимпиаду в соответствии со ступенью обучения. Олимпиаду могут пройти организованные учителем-предметником группы учащихся. После выполнения заданий олимпиады учитель получает ключи с ответами от организаторов сайта, самостоятельно проверяет работы учащихся и отчет по результатам олимпиады отправляет организаторам. На сайте постоянно заполняются рейтинговые таблицы. Форма организации сайта позволяет сделать олимпиаду максимально творческой: мы предлагаем задания, требующие развернутого ответа, умения анализировать текст. 4. При составлении вопросов по русскому языку для тренировочного блока и олимпиады мы будем руководствоваться следующими основными принципами: - обязательность обращения к разнообразным языковым уровням, от фонетического до синтаксического; - нацеленность на развитие умения участника олимпиады абстрактно мыслить, увидеть причины тех или иных языковых изменений, вычленить языковые модели с опорой на конкретный языковой материал, провести семантический, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический и т.д. анализ предложенных примеров; -включение в материал для анализа языковых явлений, рассмотрение которых требует использования культурологической информации; -использование текстов и заданий, способствующих духовно-нравственному воспитанию личности учащегося. Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

rusolimp.kopeisk.ru

Особенности подготовки учащихся к олимпиадам по русскому языку

Особенности подготовки учащихся к олимпиадам по русскому языку.

Из опыта работы учителя

русского языка и литературы МОУ Приволжская ОШ

Сидориной Л.В.

В современных условиях гуманизации и гуманитаризации образования не случайно уделяется большое внимание олимпиадам по русскому языку ( классным, школьным, районным и т.д.) . Ценность такой формы внеклассной работы, как олимпиада, заключается не только в выявлении одаренных учеников, но и в формировании устойчивого интереса школьников к изучаемому предмету, положительной мотивации учения.

Олимпиадные задания требуют от учащихся серьёзной компетенции, так как Всероссийские олимпиады отличаются высоким уровнем сложности. Задания требуют от участников олимпиады решения вопросов, связанных с пониманием конкретных фактов языка, а также с умением объяснять их происхождение, анализировать особенности их использования в текстах различных стилей и жанров, обобщать собственные задания по тому или иному вопросу.

Определенная часть работы по подготовке к олимпиадам может и должна осуществляться на уроках русского языка: практикум по лексикографии, решение эвристических задач, выполнение творческих заданий. Со словарями разных типов необходимо работать систематически, из урока в урок.

Среди учебных словарей можно выделить два типа. Во-первых, аспектные словари. В избранном аспекте основная единица словаря получает всестороннюю характеристику. Это , например, синонимические, фразеологические, орфографические, орфоэпические, морфемные, словообразовательные, этимологические и тому подобные словари. Во-вторых, комплексные словари. В них представлена многоаспектная информация о слове, словарные единицы получают максимально подробную характеристику по многим параметрам, имеющим учебную ценность.

Словари должны использоваться не только в процессе основного курса обучения, но и при проведении факультативных занятий. Начиная со среднего звена (с пятого класса) и, конечно, в старших классах, можно вести кружок любителей русской лексикографии. Именно на таких занятиях кружковцы под руководством учителя переходят к анализу материалов словаря. Необходимо заранее наметить, какие словарные статьи предложить учащимся для разбора. Целесообразно брать слова, относящиеся к разным частям речи, имеющие несколько значений (прямых и переносных).

План анализа словарной статьи может быть следующим:

  1. Заголовочное слово – в какой форме оно дается, как выделено, есть ли ударения?

  2. Какие грамматические формы заголовочного слова представлены?

  3. Каие грамматические пометы даются?

  4. Какие дополнительные сведения о слове представлены? (этимология, орфоэпические рекомендации).

  5. Система значений: сколько значений у слова, прямые и переносные, есть ли оттенки значений?

  6. Стилистические пометы.

  7. Иллюстративный материал (речения, цитаты).

  8. Даются ли в словарной статье фразеологизмы?

Например, богатейший материал «Толкового словаря живого русского языка» В.И. Даля позволяет кружковцам провести разнообразные научные исследования. В.И. Даль отрицательно относился к заимствованным, иноязычным словам. Он старался найти им соответствия среди народных слов, при этом часто прибегая к созданным им самим (по образцу народных) словам.

Учащимся можно дать следующее задание:

В.И. Даль был пуристом и, создавая свой толковый словарь, пытался заменить общеизвестные иноязычные слова их русскими аналогами. Попробуйте определить, какие заимствованные слова В.И. Даль пытался скрыть за русскими синонимами, в том числе и созданными самим лексикографом.

  1. Насыл, насылка.

  2. Ловкосилие.

  3. Рожекорча, изличье.

  4. Самотник.

  5. Живуля.

  6. Ухватка.

  7. Междодействие.

Однако наиболее эффективным способом работы по подготовке к олимпиадам являются факультативные занятия, основная задача которых – расширение лингвистического кругозора школьников, воспитание творческой, нестандартно мыслящей личности.

Центром таких занятий остается решение лингвистических, эвристических задач разных уровней сложности, выходящих за пределы школьной программы:

  • Относятся ли к тавтологии сочетания типа «город Калининград», «город Севастополь»?

  • Какое родственное существительное позволяет нам выделить в слове точка суффикс?

  • Приведите пять слов с приставкой близости и подобия, но не тождества.

  • Из скольких морфем и каких именно состоит слово мог?

Эвристическая задача – лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия.

Например, учащимся предлагается вставить буквы в текст

упражнения – стандартное задание, ставшее традиционным в школе. Но можно сделать его моделью интересного творческого процесса:

- Мы с вами составляем упражнение – возможно, для ваших будущих учеников. Текст перед вами. Какие буквы вы заменили бы точками, чтобы ребята, вспоминая изученное, вставляли их?

Это эвристический опрос, результаты которого многоплановы.

Возникает творческий интерес учащихся, их внимание сосредоточивается на предложенном тексте. Они приучаются самостоятельно видеть «ошибкоопасные» места, а, значит, законы орфографии становятся достоянием их творческого опыта. Позиция учеников при этом – не «я – экзаменующийся», а «я – экзаменующий», создает новый уровень речевого поведения, важнейшую роль в котором играет ученик. Происходит попутное повторение, причем, судя по результатам, более продуктивное, чем при традиционной формулировке задания. Получившиеся тексты предъявляются параллельному классу как упражнения (элемент деловой игры в обучении).

В ряде случаев уместны корректирование и редактирование текста, который содержит опечатки. Подобные упражнения обеспечивают концентрацию внимания, а также самопроверку – при непременном контроле со стороны учителя: факт исправления в любом случае подлежит аргументации. Внимание активизируется творческим заданием, предполагающим обоюдную готовность учителя и ученика к нестандартным творческим решениям.

Ученики выписывают слова, в которых есть сомнения или, которые по словам педагога, «ты написал бы иначе». На первом этапе анализируются печатные и письменные тексты, на втором – устные (текст услышанной речи). Со временем ребята начинают видеть мир сквозь «языковые очки», в произносимом и записанном искать грамматические закономерности, оценивать собственную возможность следовать им. Ученики приносят в класс записи песен, отдельные слова в которых неясны с орфографической и этимологической точки зрения; работа над ними – индикатор и стимул заинтересованности предметом.

Так в ходе выполнения этимологических упражнений постепенно учащихся привлекали слова: порог, околоток, яства, обладать, копейка, вратарь, и др. . Эти слова учитель комментирует, используя сведения из истории и культуры, создающие основу для ассоциативного запоминания. Затем следуют самостоятельные ученические работы с этимологическим словарем. Таким образом, пробуждается живой интерес к слову, к его структуре, в которой, как в кольцах старого дерева, - история и самого слова, и культуры народа, его употребляющего.

Предлагаю примерные варианты олимпиадных заданий по различным разделам русского языка, которые можно использовать на факультативных занятиях.

Этимология.

• Что общего у слов перчатка, перстень, наперсток? • Этимологические словари указывают, что ближайшим родственником существительного обои является глагол обивать. Как можно объяснить эту связь? • Каково происхождение междометий спасибо и пожалуйста? • Какие из приведенных слов являются этимологически родственными? Аргументируйте свой ответ. Лукоморье — лукавый — луковица — излучина — лукошко — луг — лужа.

Лексикография.

• Составьте словарные статьи к слову соседство для толкового, орфографического, орфоэпического и словообразовательного словарей. • Перечислите фразеологические словари. Какие языковеды работали над ними? • С именами Я.К.Грота и А.А.Шахматова связано создание Словарной картотеки, которая является нашим национальным богатством. В каком году она появилась? Где картотека находится? Что она представляет собой? • Попробуйте определить, какие заимствованные слова В.И.даль пытался скрыть за русскими синонимами, в том числе и созданными самим лексикографом. 1. Самость . 7. Носохватка. 2. Погодник. 8. Мироколица. З. Отзвук. 9. Тождеслово. 4. Небозём. 1О. Спорованье. 5.Звукословие. 11. Телословие. б.Стояло. 12.Межуток.

Фонетика.

• Какими буквами и звуками различаются (не различаются) пары слов: а) был — бил; б) вол — вёл; в)сел—съел; г) подождём — под дождём д) подержать — поддержать? • Почему в русском переводе сказки Р.Киплинга написано, что, когда крокодил схватил любопытного слоненка за нос, у того получилось: - Пустите бедя, бде очень больдо! Попробуйте сами произнести эту фразу, зажав нос. Что получится? Как вы это объясните? Дайте фонетическое обоснование явлению. • В одном мультфильме - загадке есть такие строчки: Далеко — далеко на лугу Пасутся ко... Ко... Нет, не кони! Ко... Нет, не козы! Ко... Правильно, коровы! Найдите фонетическую ошибку. • По каким фонетическим признакам можно догадаться, что выделенные слова в приведенных ниже отрывках из стихотворения А.С.Пушкина «Воспоминания о Царском Селе» - етарославянизмы? С какой целью старославянизмы используются в этом произведении? 1.Навис покров угрюмой нощи... 2.И тихая луна, как лебедь величавый, Плывет в сребристых облаках. З.Здесь каждый шаг в душе рождает Воспоминанья прежних лет.

Графика. Орфография.

• Кто и когда ввел в употребление букву Ё? • Почему буква i в кириллице носила название «и десятиричное»?

  • Как правильно: перспектива или перспиктива? Решите эту орфографическую задачу, обращаясь к этимологии слова.

Лексикология. Фразеология.

• Приведенные ниже устаревшие слова распределите по двум столбикам: 1) архаизмы; 2) историзмы. В чем отличие архаизмов от историзмов? Лицедей, чело, опричник, дьяк, уста, пиит, урядник, ланиты ,купец , помещик, зерцало. • Заспорили ребята. Виктор говорит: «Слово пионер новое в нашем языке|,а названия учебных заведений лицей и гимназия — устаревшие». Игорь возражает: «Наоборот, слово пионер — устаревшее, а лицей и гимназия -новые». Кто прав? • Аргументируйте свою точку зрения. К данным иностранным словам подберите синонимы. Укажите срок их появления в русском языке. Авторитет, альтернатива, бестселлер, демагогия, кайф, ромштекс. • При подборе антонимов к слову труженик проведи семантико-стилистическую дифференциацию образованного тобою синонимического ряда. • Приведите фразелогизмы, образованные в 20 и 21 веке. • Подберите синонимы к следующим фразеологизмам: ломать голову, хватать на лету, без сучка без задоринки, два сапога пара. • Допишите фразеологизмы: дрожит ...; надулся ...; катается ...; ворона ...; путеводная ...; ни к селу…; морочить ...; первая ...; мокрая ... : до мозга … .• Какие фразеологизмы возникли из приведенных ниже пословиц, представленных в полном виде? Изменился ли при этом их смысл?

Попытка не пытка ,а спрос не беда. Собаку съел, а хвостом подавился. Вольному воля, прощенному рай.

Орфоэпия.

• Выпишите слова, в которых ударение падает на третий слог. Квартал, некролог, иконопись, донельзя, благовест, газопровод, туфля, балуюсь. баловаться, обеспечение. • Расставьте ударения в данных словах, укажите возможные варианты. Средства Звонить феномен алкоголь договор жалюзи досуг обеспечение облегчить начался понять ворота верба каталог

• Расставьте ударения в данных словах. Чем они различаются? Броня Видение Характерный броня видение характерный.

Словообразование.

• Какой корень выделяется в косвенных падежах местоимения он? • Образуйте деепричастие несовершенного вида от глаголов гнать, тонуть, печь, писать. • Выделяются ли суффиксы в словах воробей, соловей, муравей? • С точки зрения современного языка в приведенных словах корень совпадает с основой. Какие морфемы можно выделить в этих словах с позиции истории языка? Объясните ответ. Говядина, неделя, смородина, белье, кольцо.

Морфология.

• Какой частью речи является слово один в следующих предложениях: а) В задачнике жили один да один. (С.Маршак) б) Выхожу один я на дорогу. (М.Лермонтов). • Расскажите о названии падежей в русском языке. • Одушевленными или неодушевленными являются имена существительные студенчество и молодёжь?

Синтаксис.

• Выделите грамматические основы в предложениях: 1) Три смелых зверолова Сидели под кустом, А кто-то на березе Помахивал хвостом. (С.Михалков). 2) Со всех сторон собак сбежалося с полсотни. (И.А.Крылов). 3) Мы с приятелем вдвоем замечательно живем. (С.Михалков). • Найдите подлежащее и дополнение в предложении на древнерусском языке ОТЬЦЬ ЛЮБИТЪ СЫНЪ. Как будет звучать это предложение в современном русском языке?

Стилистика.

• Замени данные слова и словосочетания заимствованными терминами, которые употребляются в научном стиле речи. 1) устаревшее слово 6) правописание 2) соответствие 7) разбор 3) преуменьшение 8) преувеличение 4) отвлечение 9) иносказание 5) противопоставление 10) устойчивое сочетание слов • Как вы оцениваете повторение одних и тех же и однокоренных слов в данных отрывках текстов? 1. Нам задали следующее задание. 2. 0 пашни, пашни, пашни... Коломенская грусть. На сердце день вчерашний, А в сердце светит Русь. (С.Есенин).

Творческие задания.

• Напишите две миниатюры на заданную тему в публицистическом и художественном стилях. Тема - «Судьба». • По данному началу напишите небольшой текст и озаглавьте его.

Герои, герои, герои... Как часто думается о том, что сила рождает одну жестокость и не способна родить добро, как ядерная бомба, которая не способна ни на что, кроме как однажды взорваться. А может, есть сила добрая и есть могущество, не прибегающее к жестокости? (В.Белов).

Такая подготовка к олимпиаде по русскому языку позволяет сформировать у учащихся навыки самостоятельного мышления и аналитической деятельности, что в свою очередь является залогом всестороннего развития личности.

infourok.ru

Учимся побеждать в олимпиадах по русскому языку | педагогика | методическое объединение

Всем известны предметные олимпиады, проводящиеся школами и вузами для того, чтобы среди огромного количества школьников отыскать талантливых детей, которые в будущем смогут стать отличными учеными или высококлассными специалистами в той или иной области. Участие в олимпиадах – очень интересный и увлекательный процесс, а победа в них почетна и крайне полезна. 

      Конечно, для того, чтобы победить в олимпиаде (какого бы уровня она ни была), нужно приложить немало усилий. Важно помнить, что вам пригодятся не только знания, полученные на уроках, но и те, что вы почерпнули из книг и других источников, работая самостоятельно.

      Давайте остановимся на олимпиаде по такому интересному и важному предмету, как русский язык, и выясним, как действовать, чтобы благополучно пройти все этапы и стать ее победителем.

      Перед тем, как принять решение участвовать в состязании по русскому языку, нужно как можно более точно определить, что же вы хотите получить в итоге.  Какие бы цели вы ни преследовали, готовиться к олимпиаде нужно заранее. 

        Готовиться к участию в олимпиаде по русскому языку можно и самостоятельно. Но запомните, что школьного учебника для победы маловато. Вашими надежными друзьями в этом нелегком труде станут всевозможные словари, энциклопедии и справочники, а также научно-популярная литература по русскому языку, его истории. Чем свободней и уверенней вы владеете русским языком, тем проще вам будет ориентироваться в заданиях и успешно выполнять их. Кстати, частенько школьники выполняют совсем не те задания, которые от них требуются: из-за невнимательного прочтения задачи и неверного ее понимания ценные минуты тратятся впустую.

       Отнеситесь серьезно к заданиям, прочтите их несколько раз и вдумайтесь – это половина успеха! Запомните, что олимпиады по русскому языку проверяют не только ваши знания по предмету, но и общий уровень эрудиции, смекалку и находчивость.

       Составьте план подготовки, в котором укажите, какие сферы знаний и когда вы будете изучать. Нужно останавливаться не только на правилах русского языка: вам понадобятся знания по истории, этимологии, стилистике.

      Примерный план подготовки к олимпиаде может выглядеть так:

     Фонетика и графика. Вы должны понимать, чем отличается буква от звука, знать варианты произношений и орфоэпические нормы языка. Особое внимание следует уделить спорным и редким случаям произношения, а также изменению норм речи с течением времени.

    Словообразование. Углубите ваши знания в отношении словообразовательных средств, а также способов словообразования. Научитесь правильно находить производящую основу слова, то есть, словосочетание или слово, от которого оно было образовано.

    Морфемика. Нередко на олимпиадах требуются знания о морфемном составе слова и том, как он менялся на протяжении истории.

   Морфология. Вы должны четко представлять систему частей речи русского языка, свободно в них ориентироваться, учитывая грамматические особенности каждой категории, и грамотно и полно их анализировать.

    Синтаксис. Нужно знать все существующие в русском языке синтаксические единицы и их черты, уметь их анализировать и применять.

   Лексика. Участнику олимпиады нужно иметь полное представление о лексике как системе, об изменении лексического состава языка на протяжении истории, об основных этапах развития лексической системы. Нужно уметь определять значение (или значения) слова, устанавливать наличие антонимических, синонимических и прочих связей между словами.

   Фразеология. Вам нужно уметь четко определять различия между простыми словосочетаниями и фразеологизмами, помнить значения фразеологических единиц и подбирать к ним эквиваленты.

     Кроме всего перечисленного, для успешного участия в олимпиаде вам понадобятся знания в области стилистики, истории языка, этимологии, а также навыки написания сочинений.

      Обратитесь к учителю, чтобы он вам рассказал о знаменитых ученых-лингвистах или найдите информацию самостоятельно. Вам непременно понадобятся знания по литературе, поэтому есть смысл повторить основные понятия литературоведения.

    Наконец, самое важное. Ни в коем случае не бойтесь ошибиться! Смело отстаивайте свое мнение, аргументируйте его, подкрепляйте фактами и цитатами. Дело в том, что иногда олимпиадные задания имеют не один ответ, а несколько. Одной из задач проведения такого состязания является выявление нестандартно мыслящих, творческих и талантливых ребят, поэтому особое внимание уделяется заданиям, требующим неординарного подхода к решению.

        Олимпиада – это не экзамен, и ее задания почти никогда не бывают похожими на экзаменационные вопросы. Если у вас появилась необычная идея решения задачи – не бойтесь описать ее, ведь, даже если ответ окажется неверным, судьям может понравиться ход ваших мыслей. Главное – будьте уверены в себе, смелы и нацелены на победу, и тогда олимпиада по русскому языку покажется вам легкой и занимательной, а одержанная победа станет достойной наградой за ваши старания и настойчивость.

rus-gmo.at.ua

Олимпиада по русскому языку – как принять участие.

Олимпиада по русскому языку – как принять участие.

ЦРТ «Мега-Талант» приглашает учащихся 1-11 классов, а также студентов I–II курсов ССУЗ принять участие в Международной олимпиаде по русскому языку. Учащиеся получат объективную оценку своих знаний, а учителя получат возможность организовать мероприятие на самом высоком уровне максимально просто и удобно для себя.

Знание русского языка особенно важно для любого человека, который хочет считать себя образованным членом общества, а культура речи и грамотность важны в любой сфере жизни. Вот почему, мы прилагаем все возможные и невозможные усилия, чтобы любой учитель мог организовать олимпиаду по своему предмету, способствуя тем самым популяризации и продвижению таких важных вещей.

 

ЦРТ «Мега-Талант» использует качественные и интересные методические материалы, составленные профессиональными методистами. Задания по предмету соответствуют тому уровню знаний, который учащиеся должны были освоить на момент проведения мероприятия. Кроме того, вы можете ознакомиться с заданиями предыдущих олимпиад на официальном сайте ЦРТ «Мега-Талант».

 

Участники должны будут решить 15 тестовых заданий различного типа. А именно:

 

  • Тестовые задания с одним или несколькими правильными ответами.

  • Тестовые задания с иллюстративными источниками.

  • Сопоставление рядов данных.

  • Решение задач с предложенными данными.

 

Обработка результатов полностью автоматизирована и исключает какие-либо погрешности. Учителю достаточно лишь подать заявку на сайте, подтвердить ее и скачать методические материалы в период выдачи заданий. Центр развития талантов «Мега-Талант» берет на себя все организационные расходы.

 

Для ясности, можно разбить все на 4 этапа:

  1. Подаем заявку на участие на сайте ЦРТ «Мега-Талант» и подтверждаем ее в установленные сроки;

  2. Скачиваем комплекты заданий и сопутствующие методические материалы в период выдачи заданий.

  3. Проводим мероприятие в своем образоваетльном учреждении

  4. Получаем заслуженные награды для себя и своих учеников.

Участие в олимпиаде – это всегда громкое событие для всей  школы. Участники олимпиады – это люди с особым статусом, а победители – гордость школы и конечно же – гордость своих родителей.

 

Организаторы олимпиады получат соответствующие свидетельства и благодарности, а победителей и участников ждут памятные награды. Все участники получат памятные сертификаты, а победителей ждут дипломы I-III степени.

web.snauka.ru

Олимпиады по русскому языку. Конкурсы и тесты решить онлайн по русскому языку

Уважаемые участники, после прохождения олимпиады можно будет заказать изготовление персонального диплома. Также изготовление диплома можно заказать по этой ссылке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[WpProQuiz 59]

Русский язык и литература – это, наверное, два основных предмета, на которых нужно усерднее работать, так как это не только наш родной язык, но и наша гордость. Ни один язык не обладает такой сложной системой изучения именно поэтому большое число времени требуется именно на изучение русского языка. Олимпиады представленные в нашем международном педагогическом портале, дают возможность получить интересные и развивающие задания, которые были созданы отличными авторами и педагогами. Олимпиады по русскому языку проводятся с целью исследования развития интереса учеников к изучению языкознания. На нашем портале вы можете найти тесты, которые были подготовлены с разным уровнем заданий. Сложность заданий во многом зависит от группы учеников. Чем старше класс, тем сложнее задания.

Олимпиада по русскому языку для школьников

Онлайн тесты по русскому языку – это довольно сложные задания, но они способствуют подготовки ученика к реальной олимпиаде. Именно для успешной подготовки к хорошо написанному тесту по русскому, рекомендуем ознакомиться и попробовать свои силы и реальных творческих и специализированных заданиях отнесенных к теме русского языка. На международном педагогическом портале Солнечный свет вы найдете реалистичные тесты, и варианты заданий, которые напоминают реальные олимпиады. Все варианты заданий написаны опытными педагогами с целью выявления у ребенка определенных навыков и творческих решений, нестандартного мышления и так далее. Представленные тесты позволяют хорошо подготовиться к олимпиаде по русскому языку и дают возможность стать призером. Призовое место на реальной международной или всероссийской олимпиаде по русскому за 2016-2017 год предоставляет возможность получить бесплатное обучение в любом ВУЗе.

Как пройти тест по русскому языку?

Каждый ученик готовясь к участию в школьной олимпиаде должен повторить основные разделы, которые были пройдены на уроках. На нашем портале представлены различные примеры олимпиадных заданий от первого до одиннадцатого класса. Используя данные тесты на уроках, учителя могут помочь своим ученикам подготовиться к предстоящей олимпиаде, так сказать обобщить пройденный материал. Школьники в свою очередь, смогут повторить и хорошо запомнить пройденный материал. Творческие конкурсы и различные онлайн тесты помогут быстрее справиться с решением заданий на олимпиадах. Каждое задание также имеет правильные ответы, поэтому, пробуя себя в данных тестах, вы можете самостоятельно подготовиться к решению тех или иных задач.

Как получить диплом за пройденный тест?

Наш педагогический портал построен следующим образом. Вы заходите на наш сайт, выбираете задание, которое планируете пройти, проходите его, а после завершения теста, вы можете зарегистрировать себя в личном кабинете, а также вы можете заказать диплом. Стоимость заказа не высока, поэтому диплом можно получить за копейки, но только по проделанной работе. Поэтому заходите в задания, выбирайте ту тему, которую хотите пройти, в данном случае «олимпиаду по русскому», решайте ее и скачивайте свой диплом. Все очень просто и быстро! Проходить онлайн олимпиады может как ребенок, школьник, так и взрослый, преподаватель, учитель, студент педагогического факультета и воспитатель для повышения своей квалификации, и для набора определенного опыта.

comments powered by HyperComments

solncesvet.ru

Система работы с олимпиадниками по русскому языку

Развитие лингвистической одарённости

Создание условий, обеспечивающих выполнение и развитие одарённых детей и реализация их потенциальных возможностей, является приоритетной задачей. Существуют различные формы и методы работы с учащимися, которые можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

В содержании образования применяются основные 4 подхода к разработке содержания учебных программ:

1. Ускорение (учитываются потребности и возможности определённой категории детей) – применяется осторожно в разнородном классе.

2.Углубление – эффективное по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес к той или иной области знаний. Здесь наблюдается более глубокое изучение определённой дисциплины.

3.Обогащение – ориентирован на выход за рамки изучения традиционных тем за счёт установления связей с другими темами: литература, история, культура (музыка, живопись, архитектура)

4.Проблематизация – использование оригинальных объяснений, поиск альтернативной интерпретации.

Я выделяю ещё 1 аспект – юмор. Без способности обнаружить несуразности, видеть смешное в разных ситуациях, невозможно представить творческое в человеке. Это является свидетельством одарённости и эффективным механизмом и психологической защитой ученика.

Например, можно дать возможность пофантазировать, даже похулиганить, почувствовать ритм, предлагая учащимся закончить пословицу:

Немец хитёр, обезьяну….(выдумал). Дети предлагают различные варианты: курить научил, всем показывает, а погладить не даёт, обманул, научил говорить, в человека превратил, в цирк отдал, заставил плясать. Апофеозом стал вариант – немец хитёр : обезьяну маслом натёр.

Олимпиады по русскому языку каждого года выявляют образовательные дефициты школьников ( типичные затруднения – учащиеся не имеют недостаточный кругозор и уровень начитанности, что проявляется при выполнении заданий по лексике, недостаточные, обрывочные знания истории языка, не умеют применять знания в нестандартной ситуации.

Первое, с чего начинаем в системе подготовки к олимпиадам, - выявление способных детей в процессе урока и во внеурочной деятельности. Можно научить ребёнка побеждать, если у него есть определённые природные данные: хорошо развита логика, цепкая память, серьёзный познавательный интерес, умение общаться, навыки организованности. Если ученик интересуется книгами, много читает, обладает широким кругозором, то он может стать потенциальным участником олимпиад.. Кроме того, успешное обучение по предмету даёт предпосылки для более глубокого изучения русского языка. Но главный критерий – ЭТО ДОЛЖНО БЫТЬ НУЖНО РЕБЁНКУ. Для преодоления ошибок и целенаправленного выявления одарённых учащихся необходим олимпиадный тренинг. Схема такова6 учащиеся все – отдельные группы для занятий( парная и групповая работа). Использование проблемных, поисковых, исследовательских методов, знакомство с компьютерными программами, ресурсами, Интернета.. Задания в среднем звене можно разделить на группы по разделам языкознание (фонетика, морфемика и словообразование, морфология, лексика, пунктуация, синтаксис, стилистика ), затем - погружение) – конкурсный отбор участников муниципальной олимпиады – индивидуальная работа по подготовке к республиканской олимпиаде.

Из своего опыта хочу остановиться на некоторых приёмах и методах, которые помогут учащимся овладеть речевой грамотностью и развить лингвистическую одарённость.

При подготовке учащихся к олимпиадам важно, что дети не просто получают знания, а учатся наблюдать над языковым материалом, анализировать, устанавливать взаимосвязи делать выводы. Очень важно в среднем звене начинать исследовательскую работу, связанную с этимологией. Сравнение этимологически родственных слов помогает понять, представить древние механизмы словопроизводства. Составляется паспорт слова. после исследования этимологии указываем примерное место рождения, время ,век), национальность, родственников.. Интересные этимологические наблюдения, отражающие воззрения и обычаи древних, например: слово невеста (не ведает, неизвестная, не весть откуда). Попробует установить родство со словом ведьма – ведает, то есть много знает. А слово супруг, оказывается. Происходит от старославянского запрягать, то есть буквально в одной упряжке. С интерес учащиеся исследуют пары слов и определяют их родство: отец – вотчина, порох – перхоть, цапля – цапать и т.д. секрет, что орфоэпия достаточно сложная тема школьного курса, к сожалению, учащиеся нередко слышат речь, в которой не соблюдаются орфоэпические нормы. Вот некоторые задания, помогающие повысить уровень речевой культуры школьников.

1. Обязательная минутная орфоэпическая разминка. Сначала даётся определённый набор слов, затем можно эти слова сгруппировать по темам:

Молодая украинская мама балует дочку. Она завязывает её огромные банты, надевает платье из кружев. С бантами в косах малышка так нарядна, что даже завидно. Вот идёт из яслей. Малышей можно немного побаловать.

Затем учащимся даётся задание сочинить небольшой текст, в котором предлагается употребить те слова, которые вызывают определённые трудности в произношении.

Бабу – ягу разбил недуг: разболелся запломбированный зуб, никакие средства не помогали, но старая ворожея знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить её страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила свёклу, щавеля, вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила на огонь. Затем старушка с сосредоточением стала помешивать варево. Наконец всё было готово. Бабы – яга приняла лекарство, и недуг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая тёплые августовские вечера .

Безусловно, большую помощь в подготовке к олимпиадам могут иметь учебные материалы, которые публикуются под рубрикой Ломоносовский турнир по русскому языку и литературе.

Например, в среднем звене идёт знакомство с японской поэзией. В частности с хокку (или хайку) – нерифмованные трёхстишия 5-7-5 слогов. Учащимся можно для начала использовать шуточные стихи по мотивам известных литературных произведений, а также дать задание самим сочинить такие хокку.

1. Анна Каренина: Неверная жена бросилась под грохочущую колесницу.

Боги мстят.

2. Ревизор: Только глупый человек может спутать столичного франта

С императорским чиновником.

3. Евгений Онегин: Женщина в вышитом кимоно отвергает бравого самурая,

Которого любила когда-то.

4. Муму: Немой самурай грустно глядит на воду. Приказ выполнен.

5. Отцы и дети: Боги покарают того, кто не сеет рис, а режет лягушек.

6. Преступление и наказание: Убивший старую женщину должен много раз

Переродиться, прежде чем взойдёт на гору Фудзи.

Дополнительно даётся задание: Ответить на вопрос, почему приведённые

хокку «неправильные»?. Лучшие хокку на известные сюжеты можно использовать при проведении викторин по русскому языку или литературе.

По этому же принципу даю задания при изучении темы «Поэты-футуристы». Предлагается попробовать себя в роли футуристов после знакомства с творчеством раннего Маяковского, Давида Бурлюка, Велимира Хлебникова, Игоря Северянина. Дети придумывают разные «зауми», тренируются в словотворчестве.

На Всероссийской олимпиаде по русскому языку есть тур под названием «Знатоки русского языка». Можно готовиться к нему и на индивидуальных занятиях, и на уроках.., и во время проведения лингвистических боёв (темы: Слово не воробей, Заморочки, стройплощадка , фонограф, зри в корень. Пример в темы «Фонограф».

Слово океан в народной речи иногда произносится как окиян. Зафиксирован такой вариант и в сказке Пушкина:

А какое ж это диво?

Где-то вздуется бурливо

Окиян, подымет вой,

Хлынет на берег пустой.

Почему заимствованное из греческого языка слово океан превращается в русской речи в окиян? Случает ли этот факт?

(Для фонетики русского языка нехарактерны сочетания двух гласных звуков внутри морфемы (зияние). Если такие случаи встречаются. То народная речь пытается их исправить путём вставки между гласными дополнительного согласного (J).

Например. При изучении творчества Тургенева. Читаем рассказ «Чертопханов и Недопюскин».встречаем такую фразу:»Турманом слетел Чертопханов с коня и выхватил кинжал».

Вопрос: «Что означает слово турман и как понять это выражение?. (турман – вид голубей, способных кувыркаться в воздухе). Значит, герой слетел кубарем, кувырком, быстро, стремительно, упал, перевернувшись при падении.

Или: «12 стульев» Ильфа и Петрова. Читаем : Великий комбинатор стрелковым шагом двигался к провалу.

Вопрос: Какие оттенки несёт выражение стрелковым шагом?

1.ответ угадывают быстро: ритмично, быстро, широким шагом.

2. обыгрывается слово стрелок. Тот, кто стреляет, выпрашивает, следовательно, шёл шагом мошенника.

Или:

Зная, что многие старшеклассники увлекаются рок-поэзией и музыкой, цитирую им строки из песни Игоря Шевчука группы ДДТ:

Отжени от меня дождевицу-печаль,

Отжени от меня одинокую ночь.

Отжени от меня суетливые дни,

Отжени, ангел мой, отжени.

Задание: от глагола отжени дать форму инфинитива. Ответ – при ответе используются знания исторической грамматики – полногласие, чередование – отогнать, отогнати . И текст становится понятен

Есть ещё ряд упражнений, в которых учащимся предлагается несколько слов, из которых надо выбрать 1 подходящее. Но этот выбор основывается исключительно из сочетаемости слов ( таким образом, можно готовить олимпиадные задания , связанные с грамматикой).

Например.

Это можно раскрыть, но нельзя закрыть. В этом можно держать и хранить, но нельзя носить. Что это? (ящик, чемодан, дом, секрет, замок).

Это можно прочистить, но нельзя очистить. Это можно вправить, но нельзя исправить.

Это можно пудрить, но нельзя румянить . Что это? ( кости, мозги, труба, ум, щёки).

Или : Почему есть фразеологизм блудный сын, но нет блудной дочери? Какое синонимичное выражение используется для обозначения лиц женского пола? ( Фраза блудный сын восходит к евангельской притче, где говорится именно о сыне. Для лиц женского пола используется выражение заблудшая овечка, овца).

В среднем звене много уделяется внимания теме Неологизмы. В старших – окказионализмы (от слова оказия – случай) Это авторские неологизмы. Ученики, сравнивая их с неологизмами, составляют сравнительную таблицу. Эта работа предоставляет богатейшие возможности для развития логического мышления, воображения, внимания. Позволяет создавать образные ассоциации, расширяет кругозор детей.

Ср: Летом количество пассажиров увеличивается из-за огородников и садистов.

Здесь садист – авторское образование от существительного сад, т.е. садовод.

Неологизмы окказионализмы

Новизна

Новизна со временем

Стирается остаётся

Не связан с контекстом связан, создан на случай

Затем даётся индивидуальное задание поработать с различными поэтическими сборниками, найти окказионализмы.

Такая же работа проводится с рекламой. Задание учащимся – найти в рекламах ошибки, несуразицы. Отредактировать их или самим сочинить рекламу.

В системе проводится большая работа, связанная с занимательной грамматикой. Это викторины, интеллектуальные игры, вечера по занимательной грамматике. Очень важен отборочный этап. В рамках подготовки к олимпиаде проводится Лингвистическая карусель – проведение одновременно со всеми командами в форме интеллектуальной игры-соревнования.

Обыгрываются разные вопросы со словом.

Например.

Кого в Древней Руси называли немцами? (Всех иностранцев. Немец – немой, не говорящий по-русски).

Как образовано слово тунеядец? (Тот, кто ест хлеб даром, втуне, дармоед)

Показателями эффективности системы работы с детьми по подготовке к олимпиадам можно считать :

- удовлетворённость детей своей деятельностью,

- повышение уровня индивидуальных достижений

-совершенствование общепредметных компетенций.

Что даёт школьнику участие в олимпиаде?

- получение жизненного опыта

-расширение кругозора

- индивидуальный рост

- более успешное обучение школьным предметам.

-творческий рост, развитие личностных компетенций

-умение оценивать себя

-радость успеха

-возможность поступления в престижные учебные заведения

Для эффективной подготовки к олимпиаде очень важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической. Необходимо стимулировать интерес учащихся к русскому языку, популяризировать русской язык, использовать элективные курсы не только для обсуждения теоретических вопросов, сколько для развития творческих способностей детей, участвовать в дистанционных олимпиадах всероссийского и международного уровня.

В старших классах очень важно условие – полное прохождение программного материала (интенсивный курс занятий) с последующим углублением материала.

Нельзя не придавать значение организации самостоятельной работы учащихся.Это обязательное решение тренинговых заданий – всех имеющихся олимпиада разного уровня сложности. По подготовке к олимпиаде мною собрано много папок с заданиями разных лет, Эта задания анализируются. Их мы обязательно выполняем.(Сначала – индивидуально, если не справился – ищем вместе решение).

Максимальная самостоятельность – очень важный принцип. Самые прочные те знания, которые добываются усилиями, поиском, в процессе работы с литературой

.

Очень важно!!!. Надо помнить, что нельзя ставить цель «Только победа». Результаты, которые будут достигнуты, зависят не только от работоспособности, интеллектуального развития, желания победить. Это соревнование сильнейших. Есть огромная конкуренция. Нельзя давить на психику, тем более заставлять школьников участвовать в олимпиаде.

infourok.ru