Театральные термины и понятия. Как назвать театр


Как красиво и звучно назвать театральную студию?

Как красиво и звучно назвать театральную студию?

  • Стелла

    Эмоция

    Юные Актеры

    Театральная студия им. .....

  • Мои предложения по названию театральной студии будут следующие:

    1. Премьера
    2. Бенефис
    3. Победа
    4. Виктория
    5. Романтика
    6. Восторг
    7. Круг
    8. Центр
    9. Кентавр
    10. Мираж
    11. Колор
    12. Радуга

    Можно назвать красивым именем: Амелия, Аманда, Елизавета, Екатерина и другие, если есть в честь кого и если так захочется.

  • Вс зависит от того, на какого зрителя ориентирована эта студия...какие жанры станут для не основными...Есть детские театральные студии, есть студии декоративного жанра - мимики, пантомимы и т.д....Определитесь с направлением, и от него и танцуйте...

    А насчт названий... красивых слов много, возьмите любой словарь и методом тыка найдете то, что нужно...Например - quot;Калейдоскопquot;,quot;Мозаикаquot;,quot;Альгамбраquot;,quot;Арабескиquot;, и т.д.

  • Доброго вам времени суток!

    Сделаю вам несколько предложений. Буду рада, если одно из них вам подойдет.

    1. ТЕАТРАЛ (Ы)
    2. ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ
    3. КАЛАМБУР
    4. ЗВЕЗДНЫЕ ЛИЦЕДЕИ
    5. ПЬЕДЕСТАЛ
    6. АПЛОДИСМЕНТЫ
    7. ПРИМА (от латинского ПЕРВАЯ)
    8. ВИРТУОЗЫ
  • quot;Началоquot;

    quot;Ромео и Джульеттаquot;

    ???

    Вот что значит, быть далеко-далеко от этого...

    А показалось, что это так просто)

  • ЭЛЬ АНТРЕ / EL ANTRE - абстрактное сочетание французских слов, звучно и таинственно. Сейчас все что загадочно привлекает внимание, притягивает и подогревает любопытство.

    А успех зависит от внутреннего содержания, атмосферы, настроя.

    Можно назвать нелепо Катыль Пленкина, но так преподнести, так эпатировать публику, что это станет трендом, брендом.

  • Примет нет. Название зависит от интеллекта руководителя, оно запомнится само в соответствии с талантливостью спектаклей.

  • Названий много:

    1.Ария.

    2.Театральная ложа.

    3.Выпускник.

    4.Аплодисменты.

    5.Взрыв эмоций.

  • Назовите Вашу студию просто - МИР, это очень объмное слово и у каждого сво понимание, мир мечты, мир вдохновения, мир фантазии, мир невероятного, мир таланта и так далее, выбор за человеком. Слово это тплое, простое и наджное и главное понятное все независимо от национальности и языка.

  • Попробуйте в названии поэкспериментировать с именами фамилиями создателей, например:

    Как красиво и звучно назвать театральную студию?

    А мне на ум пришла такая идея, как аббревиатура, например: от словосочетания - театральная студия quot;ТАДИquot;, quot;ТАСquot;, quot;ТЕЛСИquot;. Такого я не припомню, и звучно, на мой взгляд.

  • info-4all.ru

    Основные театральные термины

    Основные театральные термины

    АВАНЛОЖА — места в зрительном зале, помещение перед входом в ложу.

    АВАНСЦЕНА — передняя часть сцены (между занавесом и рампой).

    АКТ — законченная часть драматического произведения или театрального представления; то же, что и действие.

    АКТЕР, актриса — исполнитель (исполнительница) ролей.

    АМПЛУА — сходные по характеру роли, соответствующие дарованию и внешним данным определенного актера.

    АМФИТЕАТР — 1) античное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг которой уступами располагались места для зрителей; 2) места в зрительном зале, расположенные за партером.

    АНГАЖЕМЕНТ — приглашение актера на определенный срок для участия в спектаклях или концертах.

    АНОНС — объявление о предстоящих гастролях, спектаклях, концертах.

    АНТИГЕРОЙ — нарочито сниженный, дегероизированный персонаж в спектакле, занимающий одно из главных мест.

    АНТРАКТ — перерыв между действиями (актами) спектакля, между отделениями концерта.

    АНТРЕПРЕНЕР — владелец, содержатель, арендатор частного театра.

    АНТРЕПРИЗА — частный театр.

    АНШЛАГ — объявление о том, что все билеты (на спектакль, представление) проданы.

    АПОФЕОЗ — торжественная завершающая массовая сцена спектакля или праздничной концертной программы.

    АРЬЕРСЦЕНА — наиболее удаленная от зрительного зала часть сцены.

    БАЛАГАН — театральное представление комического характера, показываемое на ярмарках и народных гуляньях (в России с XVIII в.).

    БАЛКОН — места в зрительном зале, расположенные амфитеатром в различных ярусах.

    БЕЛЬЭТАЖ — первый ярус балконов над партером и амфитеатром в зрительном или концертном зале.

    БЕНЕФИС — 1) театральное представление в честь одного актера; 2) спектакль, сбор от которого поступал я пользу одного или нескольких актеров, а также других работников театра.

    БЕНУАР — театральные ложи на уровне сиены или несколько ниже по обеим сторонам партера.

    БЕРИКАОБА — грузинский импровизационный народный театр масок. Существовал с древнейших времен до начала XX в.

    БУРЛЕСК — преувеличенно комическое изображение на сцене.

    БУТАФОР — театральный работник, ведающий бутафорией. Изготовляет ее художник-бутафор.

    БУТАФОРИЯ — предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках.

    БУФФОН — амплуа актера, использующего для исполнения роли шутовские приемы.

    БУФФОНАДА — 1) представление с применением клоунских приемов; 2) подчеркнутое внешне комическое преувеличение, иногда окарикатуривание персонажей.

    ВЕРТЕП — народный украинский кукольный театр, получивший распространение в XVII—XIX вв. Куклы, укрепленные на проволоке внутри двухъярусного ящика — вертепа, приводились в движение вертепщиком. Сцены на библейские сюжеты. Сатирические интермедии сопровождались музыкой.

    ГАЛЕРКА — верхний ярус зрительного зала.

    ГАСТИОН — актер в Древнем Риме.

    ГАСТРОЛИ — выступление актеров на выезде в других театра.

    ГЕРОЙ — главное действующее лицо в спектакле.

    ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ — последняя перед спектаклем, концертом.

    ГРАНДАМ — амплуа актрисы, исполняющей роли знатных дам.

    ГРАНДКОКЕТ — роль взрослой знатной дамы.

    ГРИМ — 1) искусство изменения внешности актера (преимущественно лица) с помощью специальных красок, наклеек, парика, прически и др.; 2) краски и другие принадлежности для гримирования.

    ГРИМЕР — специалист, занимающийся гримировкой актеров.

    ГРИМ-УБОРНАЯ — комната для гримирования и переодевания актеров.

    ДЕЙСТВИЕ — законченная часть спектакля. То же, что и акт.

    ДЕКЛАМАЦИЯ — четкое выразительное чтение вслух.

    ДЕКОРАЦИЯ — художественное оформление места действия на театральной сцене, создающее зрительный образ спектакля.

    ДЗЁРУРИ — вид театра кукол в Японии. Пьесы дзёрури ставятся на сцене театра кабуки.

    ДИВЕРТИСМЕНТ — музыкальное или драматическое представление из ряда отдельных номеров, обычно даваемое в дополнение к спектаклю.

    ДРАМАТУРГ — автор драматических произведений.

    ДРАМАТУРГИЯ — 1) драматическое искусство, теория построения драматических произведений; 2) совокупность таких произведений; 3) сюжетно-композиционная основа отдельного театрального произведения.

    ЗЛОДЕЙ — амплуа актера, играющего отрицательных героев.

    ИНЖЕНЮ — амплуа актрисы, играющей роль наивной девушки.

    ИНТЕРМЕДИЯ — небольшая пьеса, исполняемая между актами драматического или оперного спектакля; вставная сцена.

    КАБУКИ — один из видов классического театра в Японии. Включает музыку, танцы, драму, сложился в XVII в. С 1652 г. в таких труппах выступают только мужчины.

    КАРТИНА — часть акта в драме.

    КЛАКА — специальная группа людей, нанимаемых для создания искусственного успеха или провала спектакля, актера.

    КОКЕТ — амплуа актрисы, выступающей в роли красивой девушки.

    КОЛОСНИКИ — верхняя (невидимая зрителю) часть сцены для установки блоков, сценических механизмов и подвески элементов декораций.

    КОМИК — амплуа актера, исполняющего комедийные роли.

    КОНФИДАНТ — актер, играющий роль приближенного главного героя.

    КОТУРНЫ — род сандалий на очень толстой подошве у древнегреческих и римских актеров для увеличения роста.

    КУЛИСЫ — плоские части декорации (мягкие, натянутые на рамы), располагаемые по бокам сцены.

    ЛИРИК — амплуа актера, играющего лирические персонажи.

    ЛИЦЕДЕЙ — название актера в Древней Руси.

    ЛОЖА — группа мест в зрительном зале (вокруг партера и на ярусах), отделенная перегородками или барьерами.

    МАРИОНЕТКА — театральная кукла, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей.

    МИЗАНСЦЕНА — расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля. Искусство мизансцены — один из важнейших элементов режиссуры.

    МИМ — актер пантомимы.

    МИМИКА — один из важных элементов искусства актера, выразительное движение мышц лица.

    МОНОЛОГ — речь актера, обращенная к слушателям или самому себе.

    МЮЗИК-ХОЛЛ — вид эстрадного театра, соединяющий эстрадные, цирковые, танцевальные и музыкальные жанры. Первые мюзик-холлы возникли в Великобритании в середине ХIХ в.

    НАРОДНЫЙ ТЕАТР — 1) театр, бытующий в народе, органически связанный с устным народным творчеством; 2) профессиональный театр второй половины XIX в., деятельность которого была адресована широкому зрителю; 3) непрофессиональный любительский театр (в России появился в середине XIX в.).

    НОО — один из видов традиционного японского театра. Включает музыку, танец, драму. Характерные черты: условность декораций, главные персонажи — в масках, костюм лишен бытовой конкретности.

    ПАДУГА — полоса занавеса по верху сценической площадки.

    ПАНТОМИМА — вид сценического искусства, в котором художественный образ создается без помощи слов, средствами выразительного движения, жеста, мимики.

    ПАРТЕР — плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены.

    ПЕЛЖЕНТ — передвижная сцена в виде большой повозки в средневековом театре. Применялась при постановке мистерий, мираклей, процессий.

    ПЕТИМЕТР — образ щеголя в сатирической комедии.

    ПЕТРУШКА — главный персонаж русских народных кукольных представлений; известен с первой половины XVII в.

    ПОДМОСТКИ — синоним слова «сцена».

    ПОСТАНОВКА — творческий процесс создания спектакля; то же, что и спектакль.

    ПРЕМЬЕР (ПРЕМЬЕРША) — актер, актриса, занимающие ведущее положение в труппе, играющие главные роли.

    ПРЕМЬЕРА — первый (или один из первых) публичный платный показ нового спектакля.

    ПРИМАДОННА — актриса, исполняющая главные роли.

    ПРОСТАК — амплуа актера, исполняющего простодушного человека.

    РАМПА — осветительная аппаратура на полу сцены по ее переднему краю, скрытая от публики бортом.

    РЕВЮ — эстрадное или театральное представление, состоящее из нескольких номеров, объединенных одной темой.

    РЕЖИССЕР — постановщик спектаклей, на основе собственного замысла создает новую сценическую реальность, объединяя работу актеров, художника, композитора.

    РЕЗОНЕР — амплуа актера, высказывающего нравоучительные суждения.

    РЕКВИЗИТ — предметы, используемые в театральных постановках.

    РЕПЕТИЦИЯ — основная форма подготовки театрального представления.

    РЕПЕРТУАР — совокупность произведений, исполняемых в театре.

    РЕПЛИКА — краткое высказывание, произносимое одним актером в ответ на слова другого.

    СКЕНА — помещение для переодевания и выхода актеров театра в Древней Греции.

    СОЛИСТ — ведущий актер в спектакле.

    СОФИТ — часть осветительной аппаратуры в театре, светильники рассеянного света, освещающие сцену спереди и сверху.

    СПЕКТАКЛЬ — театральное представление. Создается на основе драматического или музыкально-сценического произведения в соответствии с замыслом режиссера совместными усилиями актеров, художника и др.

    СТАТИСТ — актер массовки, исполняющий роль без слов.

    СУБРЕТКА — роль находчивой служанки.

    СУФЛЕР — работник театра, следящий за ходом репетиций и спектакля по тексту пьесы и в случае необходимости подсказывающий актерам слова роли.

    ТЕАТР — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

    ТЕАТР КУКОЛ — вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актерами-кукловодами.

    ТЕАТР МИНИАТЮР — вид театра, в котором ставятся произведения так называемых малых форм (одноактные пьесы, пародии, сценки, скетчи).

    ТЕАТР ТЕНЕЙ — вид театрального зрелища, основанный на использовании плоских кукол, которые находятся между источником света и экраном или накладываются на него.

    ТЕЛАРИИ — приспособления для смены декораций в старинных театрах Западной Европы.

    ТРАВЕСТИ — амплуа актрисы, исполняющей роли подростков.

    ТРАГИК ~ амплуа актера, исполняющего трагедийные роли.

    ТРУППА — актерский состав театра.

    ТРЮМ — помещение под сценой.

    ФАТ — амплуа актера, играющего эффектных, самовлюбленных и ограниченных людей (преимущественно молодых).

    ФИГУРАНТ — актер, играющий роль без слов; то же, что и статист.

    ФИНАЛ — завершающая часть спектакля.

    ФУРКИ — приспособления для перемещения на сцене декораций.

    ЭТУАЛЬ — актриса развлекательного жанра.

    ЭТЮД — в современной театральной педагогике упражнение для развития и совершенствования актерской техники.

    ЯРУС — один из средних или верхних этажей в зрительном зале.

     

    www.sibkursy.ru

    Театральные термины и понятия

    5

    Театральные термины и понятия.

    АВАНСЦЕНА - передняя часть перед завесой, тоже именно, что и ПРОСЦЕНИУМ.

    АГОН - соревнования артистов, которые ежегодно проводились в Древней Греции; в атичной комедии - диалог и конфликт противников, который складывает сущность пьесы.

    АКТ - часть драматургического произведения, отдельное ДЕЙСТВИЕ.

    АКТЕР - исполнитель ролей в драматических, оперных, балетных и подобных представлениях.

    АМПЛУА - тип роли актера, который отвечает его возрасту, внешности и стилю игры: субретка, травести, герой-любовник, трагик, простак, инженю и т. п.

    АНТАГОНИСТ - персонажи, которые находятся в оппозиции или в конфликте друг к другу, являются антагонистами.

    АНТИТЕАТР - драматургия и стиль игры, который отрицает все принципы театральной иллюзии.

    АНТРАКТ - перерыв между действиями представления.

    АПАРТЕ - язык персонажа, который адресован к самому себе (и соответственно публике).

    АПЛОДИСМЕНТЫ - хлопание в ладони публики в знак одобрения того, что выполняется на сцене.

    АРЛЕКИН - один из самых популярных персонажей итальянской "комедии масок".

    АТЕЛАНА - коротенькая пьеса фарсового характера с постоянными персонажами (макк, буккон и др.).

    БАЛАГАН - разновидность зрелищного народного искусства юмористического характера; временное сооружение для театральных, цирковых или эстрадных представлений.

    БИОМЕХАНИКА - термин употреблен В. Мейерхольдом для описания системы физической тренировки актера, основной целью которой является немедленное выполнение заданий,

    которые получены извне (актером от режиссера).

    БОГ из МАШИНЫ (DEUS EX MACHINA) - неоправданное появление персонажа драмы, который изменяет ход действия и разрешает конфликт. В переносном смысле - неоправданный и неожиданный поворот сюжета.

    БУРЛЕСК - форма комичного преувеличения, разговор о серьезных вещах в шутливой манере.

    БУФФОНАДА - шутливая сценка, которая построена на преувеличении.

    ВАРЬЕТЕ - разновидность зрелищного искусства, небольшой ресторан или бар, в котором выступают актеры разных жанров, преимущественно юмористического характера, эстрадный театр.

    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - зрелище, все что выставляется напоказ.

    ОТЧУЖДЕНИЕ - прием установления дистанции в отношении к изображаемой реальности, в результате чего она появляется в новой перспективе, открывая в ней невидимые или черты, которые стали привычными.

    ВОДЕВИЛЬ - жанровая разновидность комедийной драматургии, представление с куплетами и танцами, легкая комедия.

    ГЕРОЙ - в драматургии и театре - главный персонаж; тип персонажа, который имеет исключительную силу и мощь.

    ГИПОКРИТ - одно из названий актера в древнегреческом театре, который отвечал на вопрос хора.

    ГИСТРИОН - актер в древнем Риме, который выступал без масок, в средневековье - путешествующий актер.

    ГРИМ - искусство изменения внешности актера, преимущественно его лица с помощью гримирующих красок (грима), пластичных и волосяных накладок, парика, прически и т. п,

    в соответствии с требованиями роли.

    ДЕВТЕРАГОНИСТ - актер, который исполняет вторую роль.

    ДЕКЛАМАЦИЯ - искусство выразительного чтения вслух, иногда слишком театральная, искусственная манера актерского выполнения.

    ДЕКОРАЦИЯ - элемент художественного оформления сценического пространства; создание на сцене живописными, изобразительными, архитектурными средствами зрительного образа представления.

    ДИВЕРТИСМЕНТ – представление, которое состоит из отдельных номеров или фрагментов, ряд концертныхномеров, составляющих особую — увеселительную — программу, даваемую в дополнение к какому-либо основномуспектаклю,концерту; балетныйспектакль, состоящий из отдельных номеров, или вставной номер в балете илиопере, непосредственно не связанный с сюжетом; когда-то выполнялась в конце зрелища.

    ДИДАСКАЛИЙ – установки, данные автором своим исполнителям относительно інтерперетації текста пьесы; в древнегреческом театре автор - нередко режиссер и исполнитель собственного произведения.

    ДИАЛОГ - разговор между двумя или несколькими персонажами.

    ДЕЙСТВИЕ - в зрелищном искусстве последовательность сценических событий, сумма поступков персонажей, из которых состоит сюжет, а также часть драматического произведения, тоже, что и АКТ.

    ДИФИРАМБ - культовые песни в честь бога Дионисия, которые выполнялись хором и танцорами под руководством КОРИФЕЯ.

    ДРАМА - драматургическое произведение вообщем, род литературы, жанр драматургии.

    ДРАМАТУРГ - писатель, который пишет драматургические произведения - пьесы, сценарии и тому подобное.

    ДРАМАТУРГИЯ - искусство создания произведений драматургического рода литературы, теория построения драматургических произведений.

    ЕКІКЛЕМА - подвижная платформа в древнегреческом театре, которая выкатывалась на орхестру из помещения скены в тех случаях, когда требовалось показать события, которые происходили внутри дома, дворца или храма.

    ЭКСОД - в древнегреческом театре заключительная часть представления, в конце которой актеры и хор оставляли место игры.

    ЭКСПОЗИЦИЯ - эпизод сценарной конструкции, который стоит во главе композиции, перед завязкой, его целью является введение зрителей в действие, ознакомление с драматургическим материалом и персонажами, с условиями сценического существования.

    ЭКСПРОМТ - импровизационная пьеса или, по крайней мере такая, которая претендует на импровизацию.

    ЕОРЕМА - подъемная машина в древнегреческом театре.

    ЭПИЗОД - самостоятельная, законченная сцена драматического произведения, которая связана с его основной темой.

    ЭПИЛОГ - заключительная часть произведения, сцена, которая заканчивает пьесу и идет после развязки.

    ЭТЮД - в театральной педагогике упражнение, предназначенное для развития и совершенствования актерской техники.

    ЕДИНСТВО МЕСТА, ВРЕМЕНИ И ДЕЙСТВИЯ - требования к построению драматургического произведения, что существуют со времени классицизма: действие происходит в одном месте в течение короткого промежутка времени вокруг одной главной истории.

    ЖАНР - тип художественного произведения, который характеризуется похожими чертами, подчиненный определенным правилам.

    ЖЕСТ - телесное движение, чаще волевое и контролируемое актером, который осуществляется ради значения, более или менее зависимого от текста, который произносится, или же совсем автономного.

    ЗОНГ - средство отчуждения, музыкальный вставной номер, текст которого скорее произносится или монотонно читается, чем поется.

    ИМПРОВИЗАЦИЯ - техника драматической игры, когда актер играет что-нибудь непредвиденное, не подготовленное заранее и вымышленое во время действия.

    ИНТЕРМЕДИЯ - дивертисмент (акробатический, драматический, музыкальный и т.д. ), который играется в антрактах пьесы, междействие.

    ИНТЕРПРЕТАЦИЯ - личное понимание и ощущение произведения постановщиком или исполнителем, взгляд с другой стороны, тоже, что и ТРАКТОВКА.

    ИНТРИГА - срок, который может означать основную ситуацию сюжета, злоумышление действия, коварные намерения одних действующих лиц относительно других, схему событий, которые отображают борьбу персонажей между собой.

    КАБАРЕ - разновидность зрелищного искусства, небольшой ресторан или бар, где выступают актеры разных развлекательных жанров, то же, что и ВАРЬЕТЕ.

    КАРНАВАЛ - массовый праздник, гуляние с переодетыми персонажами, развлечениями, конкурсами, с уличными процессиями, танцами и тому подобное.

    КАРТИНА - единица пьесы, закончена самостоятельная часть акта.

    КАТАРСИС - обязательный элемент трагедии, эмоциональная очистка через сочувствие, жалость и страх в момент их возникновения у зрителя.

    КАТАСТРОФА - одна из частей античной трагедии, конец действия, гибель героя, трагическая развязка.

    КВІПРОКВО - недоразумение, благодаря которому одного персонажа принимают за другого.

    КОМЕДИЯ - один из главных жанров драматургии, в котором сюжет строится на смешных, комедийных ситуациях.

    КОМЕДИЯ МАСОК (COMEDIA DELL'ARTE) - известная разновидность театрального зрелища в Италии 16-17 века, построенный на импровизации и буффонаде с использованием образов персонажей - "масок", характеры которых не изменяются.

    КОМЕДИЯ ЕРУДІТА (COMEDIA ERUDITA) - ученая комедия, комедия интриги в Италии в эпоху возрождения, написанная гуманистами.

    КОМПОЗИЦИЯ - средство, с помощью которого строится драматическое произведение, в частности текст, структура произведения, взаимосвязь отдельных ее частей.

    КОНФЛИКТ - обязательный элемент структуры драматического произведения, столкновения противоположных идей и взглядов, обострения противоречий, которое имеет форму драматической борьбы.

    КОРИФЕЙ - руководитель хора в античной трагедии, в дальнейшей истории - ведущий театральный деятель, классик театрального искусства, мастер своего дела.

    КОТУРНЫ - в античном театре особенная актерская обувь с толстой подошвой для увеличения роста исполнителя, в переносном смысле "стоять на котурнах" - вести себя слишком надменно, пренебрежительно относиться к окружению.

    ЛАЦИ - термин commedia dell 'arte, разнообразные трюки, смешные номера и импровизации, которые никак не связаны с сюжетом.

    ЛИБРЕТТО - сжатый перевод сюжета оперы или балета, любого представления.

    ЛОА - в испанском театре пролог для акта-мистерии или комедии.

    МАРИОНЕТКА - театральная кукла, которая управляется сверху с помощью нитей или металлического прута актером-кукловодом.

    МАСКА - специальная накладка с каким-либо изображением (лица, звериной морды, голова мифологического существа и тому подобное), которая одевается чаще всего на лицо.

    МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ - чтение вслух стихов или прозы в музыкальном сопровождении.

    МЕЛОДРАМА - разновидность драмы с сюжетом бытового характера, с преувеличенными эмоциями, неожиданными случайностями и обязательной победой добра над злом; пьеса, в которой наиболее острые драматические моменты сопровождаются музыкой для

    выражения эмоций персонажа, который молчит.

    МЕТАТЕАТР - театр, проблематика которого обращена к самому театру и который, соответственно, "говорит" сам о себе.

    МЕТАФОРА - образное воплощение понятия, то же, что аллегория.

    МИЗАНСЦЕНА - расположение актеров на сцене в соответствующих соотношениях друг к другу и с окружающей вещественной средой в тот или другой момент представления.

    МИМ - особенный вид зрелища в античном театре, короткие сценки бытового и сатирического содержания; актер или актриса - исполнители пантомимы.

    МИМЕСИС - имитация или изображение чего-нибудь.

    МИМИКА - передача определенных чувств, с помощью мышц лица.

    МИМОДРАМА - пьеса, в которой используется только пластичный язык тела.

    МИРАКЛЬ - жанр средневековой религиозной стихотворной драмы морализаторского характера, сюжет которой базируется на "чуде", которое творят святые или Богоматерь.

    МИСТЕРИЯ - религиозная средневековая драма на сюжеты из Библии и Евангелия или на темы из жизни святых. Имеет массовый, глобальный характер.

    МОНОЛОГ - речь персонажа, не обращенная непосредственно к собеседнику с целью получить от него ответ.

    МОНТАЖ - процесс соединения частей в единое целое; драматургическая форма, в которой фрагменты текста и сценические фрагменты смонтированы в виде последовательных самостоятельных единиц.

    МОРАЛИТЕ - средневековое драматургическое произведение с аллегорическими персонажами, которое имеет дидактично-поучительный характер.

    МОТИВ - неделимая составная часть интриги, которая является автономной единицей действия.

    МЮЗИКЛ - пьеса и театральное представление, что построенно на использовании разных зрелищных жанров: оперы, оперетты, балета, эстрады, драмы и тому подобное. Может быть построено не только на комедийном, но и на драматическом сюжете.

    МЮЗИК-ХОЛЛ - вид театров, которые дают концертные представления с несложным сюжетом (ревю, обзор).

    СВЕРХМАРИОНЕТКА - определение, которое было использовано Э.Г. Крегом для определения актера, которого он желает видеть в распоряжении режиссера.

    НАРАТОР - ведущий, пересказчик, человек от театра, чтец, чаще всего встречается в эпической, романтичной драматургии, инсценировках, посредник между действующими лицами и зрителями.

    СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ - сумма поступков действующих лиц театрального представления на пути к определенной цели, тоже именно, что и единственное действие в драматургии.

    ОБРАЗ - художественное представление о каком-то явлении или ситуации, средство и форма показа действительности в искусстве.

    ОПЕРЕТТА – театральное преставление лирико-комедийного характера, где разговоры персонажей сочетают с пением и танцами.

    ПАНТОМИМА - представление, в котором передача информации происходит без слов,с помощью движений и мимики, то же что и МИМОДРАМА.

    ПАРАБАЗИС - часть древнегреческой трагедии, когда хор выходит на авансцену, чтобы через своего корифея передать зрителям точку зрения автора, его несогласие с происходящим.

    ПАУЗА - перерыв в разговоре, молчание.

    ПЕРСОНАЖ - действующее лицо художественного произведения.

    ПЕРСОНИФИКАЦИЯ - воплощение определенной идеи в конкретный сценический образ персонажу, представление об абстрактном явлении в конкретном образе.

    ПЕРФОМАНС - театр визуальных искусств, зрелище в котором художественным объектом становится тело исполнителей (боди-арт), окружающие бытовые вещи, как равноправные сочетают разные визуальные искусства (театр, танец, музыка, видео, поэзия и кино), происходит непосредственное общение с зрителями. Действие П. происходит не в театре, а в музеях или художественных галереях.

    ПЬЕСА - литературное произведение, которое имеет драматургическую форму, которую можно читать и ставить в театре

    ПОДТЕКСТ - содержание, которое не выражено в разговоре, но имеется в виду.

    ПРЕМЬЕР - актер, который исполняет главные, важнейшие роли.

    ПРЕМЬЕРА - первое театральное представление, первый показ.

    ПРОЛОГ - часть, которая идет перед тектом пьесы, предисловие к пьесе.

    ПРОТАГОНИСТ - в древнегреческом театре актер, который исполняет главную роль.

    ПРОСЦЕНИУМ - ближайшая к зрителям часть сцены перед завесой, АВАНСЦЕНА.

    ПСИХОДРАМА - техника психологического и психоаналитического исследования, с помощью которого делается попытка анализировать внутренние конфликты путем разыгрывания несколькими протагонистами импровизационного сценария с учетом некоторых правил.

    РАМПА - край сцены, линия распределения театрального пространства на сцену и зал, в переносном смысле - сцена или театр вообще.

    РЕВЮ - эстрадный обзор, представление, которое состоит из отдельных сцен и номеров, которые иногда соединены общей темой или легким сюжетом.

    РЕЖИССЕР – специалист, в обязанности которого входит поставновка пьесы.

    РЕКВИЗИТ - вещи сценической обстановки (за исключением декорации и костюмов), которыми пользуются актеры или манипулируют в ходе действия пьесы.

    РЕМАРКА - сжатые объяснения автора в тексте драматургического произведения.

    РЕПЕРТУАР - перечень произведений, которые выполняются в театре или с которым выступает отдельный исполнитель или творческий коллектив.

    РЕПЕТИЦИЯ - работа с изучением текста и сценической игры, которую выполняют актеры под руководством режиссера, подготовка представления.

    РЕПЛИКА - один из элементов сценического диалога, отрицания, ответ одного действующего лица другого.

    РЕТРОСПЕКТИВА - сцена или мотив в пьесе, который предупреждает эпизод, который разыгрывается.

    РЕЧИТАТИВ - напевная декламация, сочетание чтения вслух и пению.

    РИТМ - последовательная и равномерная смена разнообразных элементов, которые составляют произведение.

    РИТУАЛ - сформированный через обычай и установленный традицией порядок проведения какого-то действия, церемониал.

    РАЗВЯЗКА - эпизод драматического произведения, который окончательно решает все конфликты и противоречия.

    РОЛЬ - часть текста драматургического произведения, которая изображает определенного человека, совокупность текста и игры актера.

    СИНКРЕТИЗМ - смесь разнообразных за материалами элементов сценария или представления, их соединённость.

    СКЕТЧ - короткая сценка, обычно комедийного характера.

    СКОМОРОХ - путешествующий актер Древней Руси.

    СОБЫТИЕ - в драме поступок персонажа, который приводит к важным изменениям в судьбе действующих лиц, который является следствием предыдущих событий и готовит следующие.

    СОЛИЛОКВИЙ - язык, обращенный к самому себе, то же, что и МОНОЛОГ.

    СТАТИСТ - актер, который исполняет второстепенные роли, участник массовой сцены.

    СТРУКТУРА - взаимосвязь составных частей единого целого, внутреннее построение, то, которое имеет определенную организацию.

    СЦЕНА - площадка, фундаменты, на которых происходит действие театрального представления, а также часть драматургического акта или действия, еще зрелище или событие, а также театр вообще.

    СОТИ - средневековая комичная пьеса, пьеса "дураков".

    СЦЕНОГРАФИЯ - искусство художественного оформления сцены, представления, зрелища.

    СЮЖЕТ - постепенный ряд событий, которые связаны между собой и складывают содержание произведения.

    ТЕАТР - особенный вид зрелищного искусства, в котором жизнь отображается с помощью драматического действия, а также сооружение, где происходят представления.

    ТЕАТР В ТЕАТРЕ - вид представления, сюжетом которого является постановка театральной пьесы.

    ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ - приспособление литературного материала к требованиям театрального искусства, перевода его в действенное зрелище, использование в показе различных технических средств и элементов оформления.

    ТЕАТРОН - в древнегреческом театре, место, из которого зрители смотрят представление.

    ТЕМА - самая главная проблема и определенный круг конкретных явлений художественного произведения, в котором происходит действие.

    ТИП - литературный образ, в котором обобщаются отдельные черты внешности или характера персонажа, его социальной, национальной и профессиональной принадлежности.

    ТРАГЕДИЯ - жанр драматургии, который имеет в основе очень обостренный конфликт, непримиримую борьбу, гибель главных героев.

    ТРАГИКОМЕДИЯ - пьеса, которая имеет признаки как комедии, так и трагедии.

    ТРИТАГОНІСТ - в древнегреческом театре актер, который исполняет третью роль.

    ТРАКТОВКА - свое личное понимание чего-то, свой вариант, то же, что и ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.

    ФАБУЛА - сжатый перевод самых главных событий, которые складывают сюжет художественного произведения в их логической последовательности.

    ФАРС - средневековая форма гротесковой драматургии, по содержанию и настроением иногда грубая и неприличная, сначала демонстрировалась как междудействие, впоследствии приобретает самостоятельное значение.

    ФИГЛЯР - артист из народа, который выступал на городских площадях, показывал фокусы, акробатические номера, импровизированные представления.

    ФИЕРИЯ - пьеса, основанная на эффектах магии, чуда, яркой зрелищности, в том числе с вымышленными персонажами, которые наделены сверхчеловеческой силой (феи, демоны, силы природы, мифологические существа и тому подобное).

    ФРАГМЕНТ - мелкая часть целого, кусок какого-то произведения.

    ХАРАКТЕР - совокупность черт и особенностей, присущие определённому человеку или явлению.

    ХЕППЕНИНГ - форма современного театрализованного зрелища, когда не используются текст или заранее заданная программа, с использованием разнообразных технических средств и окружающей среды.

    ХОР - коллективный персонаж античного театра.

    ХОРЕВТ - участник древнегреческого хора.

    ХРОНИКА - пьеса, построенная на основе исторических событий, иногда упомянутых в исторической хронике.

    ЧЕТВЕРТАЯ СТЕНА - мнимая стена, которая отделяет сцену от зрительного зала.

    studfiles.net

    Театральный словарь

    Авансцена – пространство сцены между занавесом и зрительным залом.

    В качестве игровой площадки авансцена широко используется в оперных и балетных спектаклях. В драматических театрах авансцена служит основным местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, которые связывают картины спектакля.

    Некоторые режиссеры выносят на авансцену основное действие, расширяя сценическую площадку.

    Актер – живая связь между текстом автора, сценическими указаниями режиссера и восприятием зрителя. В истории театра эта трудная задача превращала актера то в личность, обожаемую и мистифицированную, то в существо, презираемое обществом с почти инстинктивным страхом. Долгое время термин «актер» обозначал действующее лицо пьесы; затем – исполнителя роли, ремесленника сцены, комедианта.  

    В западной  традиции актер воплощает персонаж, выдавая себя за него, представляет его физическое присутствие на сцене, поддерживая подлинно «телесную» связь с публикой, которая призвана почувствовать непосредственно ощущаемую плотскую, а также эфемерную и неуловимую сторону его появления. В актера, как часто говорят, вселяется другое существо, преобразуя его. Отсюда романтический миф актера «от бога», для которого нет разницы между сценой и жизнью.

    Впрочем, актер также может показать и расстояние, отделяющее его от роли. Здесь заключается старый спор между сторонниками «искреннего» актера, переживающего все чувства своего персонажа, и актера, способного усмирить и изобразить их.

    На нашем сайте в разделе «Гостевая книга» зрителям предоставляется уникальная возможность задать вопросы актерам театра им. И.С. Тургенева, узнать от них все тонкости и тайны профессии.

    Антракт – промежуток времени между действиями, в течение которого игра прерывается, а публика может покидать зал. Этот «разрыв» означает  возврат  реального социального времени, разрушение иллюзии, возможность размышления. Антракт необходим для перемены  декораций, во время длинной паузы,  затемнения или изменений на глазах у  зрителя.

    В придворном  театре эпохи Ренессанса у антракта было особое значение. Именно в это время зрители могли продемонстрировать друг другу свои шикарные туалеты.

    Антракт - отдых для зрителей, но вовсе не для действия. Предполагается, что персонажи  продолжают жить своей жизнью в перерывах между актами.

    Антракт – это еще и психологическая необходимость для зрителя, внимание которого трудно удерживать без  перерыва более двух часов. Кроме того, возвращение к действительности  заставляет зрителя задумываться об увиденном, судить о  театральной работе, обобщать и  систематизировать множество впечатлений. Это момент пробуждения критичности. Неудивительно, что эпическая  драматургия способствует увеличению таких пауз в спектакле, вынуждая публику «вмешиваться» в моменты разрушения иллюзии. И наоборот, спектакли,  основанные на гипнотическом воздействии и подчиненные специфическому ритму, сегодня нередко вовсе отказываются от таких передышек.

    Антракт в ОГАТ им. ИС. Тургенева обычно длится 15 минут. В это время публика может посетить буфет театра, расположенный на втором этаже, а также Музей истории  орловской сцены.

    Амплуа  -  тип роли актера, соответствующей его возрасту, внешности и стилю игры. В  частности, различают комические, трагические амплуа.

    Аплодисменты  -  откровенная встреча зрителя с исполнителем за пределами вымысла. В строгом смысле аплодисменты (хлопанье в ладони) — достаточно  универсальное явление. Прежде всего, оно свидетельствует о так называемой  физической реакции зрителя, который после вынужденной неподвижности  высвобождает свою энергию. 

    Аплодисменты всегда выполняют функцию контакта, которая означает: «Я вас воспринимаю и оцениваю».

    Привычка аплодировать актерам  восходит к древности. Для такого рода  деятельности древние греки даже  придумали маленького очаровательного божка — Кротоса.

    В XVII в. привычка хлопать в ладони была распространена на всей территории Европы. В  некоторых культурах публика демонстрирует свое одобрение криками, свистом. Актеры ОГАТ им.И.С.Тургенева просят своих зрителей в этом смысле не отходить от русской традиции и законов вежливости.

    Спорным является вопрос, можно ли аплодировать во время представления и таким образом разрушать иллюзию. Ведь аплодисменты — элемент остранения, вторжения реальности в искусство.

    В настоящее время зрители охотно  аплодируют актерам, их остротам, декорациям в начале  действия, прерывают ход спектакля. Более интеллектуальная или «авангардистская» публика  проявляет свой энтузиазм только после  закрытия занавеса, чтобы не поощрять отдельные актерские или режиссерские находки, а благодарить сразу всех артистов по окончании спектакля, вызывая на сцену и  режиссера, и художника-декоратора, и даже автора.

    Бывает, что  аплодисменты «поставлены» режиссурой.

    Во все времена театральные антрепренеры оплачивали услуги профессиональной клаки, чтобы заставить публику  благосклонно принять спектакль. В театре Тургенева такой практики нет. Так что будьте уверены в искренности порывов своих соседей по партеру или амфитеатру.

    А вот выходы и уходы актеров со сцены «под занавес» могут быть инсценированы: актеры будто продолжают играть роль или разыгрывают комическую сценку, для того чтобы вызвать смех у публики.

    Не забывайте, что артистам ОГАТ им. И.С.Тургенева очень важно мнение зрителя. Поэтому аплодисменты для них - самая дорогая награда!

    Арьерсцена - пространство позади основной сценической площадки. Арьерсцена является продолжением основной сцены, используется для создания иллюзии большой глубины пространства, служит резервным помещением для установки декораций. На арьерсцене размещаются фурки или вращающийся накатный круг с заранее установленными декорациями. Верх арьерсцены оборудуется колосниками с декорационными подъемами и световой аппаратурой. Под полом арьерсцены размещают склады навесных декораций.

    Бенефис - спектакль, устраиваемый в честь одного из актеров или работников театра как выражение признания мастерства бенефицианта. Чаще всего он проводится в связи с разного рода памятными событиями, юбилеями артистов.

    Бенефисы в театре Тургенева – это всегда очень теплые и щедрые на сюрпризы встречи старых друзей, среди которых особое почетное место принадлежит зрителям.

    Боковой карман сцены - помещение для динамичной смены декораций с помощью специальных накатных площадок. Боковые карманы располагаются с двух сторон сцены. Их размеры позволяют полностью уместить на фурке декорацию, занимающую всю игровую площадку сцены. Обычно к боковым карманам примыкают декорационные склады.

    Бутафория - специально изготовленные предметы (скульптура, мебель, посуда, украшения, оружие и др.), употребляемые в театральных спектаклях вместо настоящих вещей. Предметы бутафории отличаются дешевизной, прочностью, подчеркнутой выразительностью внешней формы. При этом бутафоры  обычно отказываются от воспроизведения не видимых зрителю деталей.

    Изготовление бутафории представляет собой большую отрасль театральной технологии, включающую работы с бумажными массами, картоном, металлом, синтетическими материалами и полимерами, тканями, лаками, красками, мастиками и пр. Не менее разнообразна и номенклатура бутафорских изделий, требующих специальных знаний в области лепных, картонажных, отделочных и слесарных работ, росписи тканей, чеканки по металлу...

    Бутафоры академического театра имени И.С.Тургенева из нехитрых материалов, находящихся в их арсенале, творят настоящие чудеса. Порой даже превосходят по мастерству знаменитую фею, которая для своей не менее известной крестницы Золошки из тыквы соорудила карету. Не верите – убедитесь сами. Кстати, особенно яркими всегда получаются детские спектакли.

    Верхняя сцена - часть сценической коробки, находящаяся выше зеркала сцены и ограниченная сверху колосниковой решеткой. Она оборудована рабочими галереями и переходными мостиками, служит для размещения навесных декораций, приборов верхнего освещения, различных сценических механизмов.

    Водевиль - комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами, а также жанр драматического искусства.

    Это название возникло в XVII веке как контаминация двух песенных жанров.

    В конце XV века появились песни, называемые val de Vire  — буквально «Вирская долина» (Вир — река в Нормандии). В XVI веке в Париже развиваются voix de ville («голоса города») - строфические песни преимущественно любовного содержания.

    В XVII веке возникают городские простонародные сатирические  песни, исполнявшиеся с несложным инструментальным сопровождением или без него. Они-то и получили название vaudeville.

    Во второй половине XVII столетия во Франции эти песни стали включать в  небольшие театральные пьески, которые затем также стали называться «водевилями».

    Грим – искусство придания актеру внешности, необходимой для роли.

    Косметический грим используется в театре с XVI в. Среди основных его функций – «улучшение натуры». Такое привычное применение грима особенно приветствуется на сцене, так как это искусство состоит не столько в том, чтобы состарить персонаж, сколько в том, чтобы сделать его моложе. 

    Некоторые театральные традиции  грима, например, в китайском театре,  основываются на чисто символической системе соответствий различных цветов социальным характеристикам: белый - для интеллигенции, красный - для неподкупных героев, синий - для гордецов, серебряный - для богов.

    Кроме того, грим - своего рода живой костюм актера, который соперничает с маской благодаря подвижности лица. Грим использует определяющую двусмысленность театрального представления: это смесь естественности и искусственности, вещи и знака.

    Не характеризуя персонаж психологически, он способствует созданию театральных форм  наравне с другими компонентами представления, становится равноправным эстетическим элементом спектакля.

    Декорация - создание на сцене живописными, изобразительными, архитектурными средствами зрительного образа действия.

    Само происхождение термина  (живопись, орнаментация, украшение) указывает на миметическую и живописную функцию декорационной  инфраструктуры.

    Декорация должна быть полезной, эффективной, функциональной.

    Среди основных функций декорации - иллюстрация и изображение элементов, предположительно существующих в драматургическом универсуме, свободное конструирование и изменение сцены, рассматриваемой как игровой механизм.

    Драма - литературный (драматический), сценический и кинематографический жанр. Получил особое распространение в литературе XVIII—XXI веков, постепенно вытеснив другой жанр драматургии — трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовую сюжетику и более приближенную к обыденной реальности стилистику. С возникновением кинематографа перешел также и в этот вид искусства, став одним из самых распространенных его жанров.

    Драмы специфически изображают, как правило, частную жизнь человека и его конфликт с обществом. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощенных в поведении и поступках конкретных персонажей.

    Интрига – основная ситуация драмы, вокруг которой развивается действие.

    Капельдинер - работник театра, проверяющий билеты, провожающий зрителей к их местам и следящий за порядком в зале.

    Колосники - решетчатый (деревянный) настил, расположенный над сценической площадкой. Он служит для  установки блоков сценических механизмов,  используется для работ, связанных с подвеской элементов оформления спектакля. Колосники сообщаются с рабочими галереями и сценой стационарными лестницами.

    Комедия - от греч. komedia - ритуальная песнь, сопровождающая кортеж в честь бога Диониса. Раннее этим словом обозначали любую пьесу  независимо от жанра.

    Согласно традиции, комедия  определяется тремя критериями,  противоположными трагедии: персонажи  комедии - люди скромного положения, развязка – обязательно счастливая, конечная цель пьесы - смех публики. Отсюда ее адаптационная легкость в любом  обществе, бесконечное разнообразие проявлений и трудность построения стройной теории комедии.

    Комедия почти всегда приходит к оптимистическому  заключению (свадьбе, примирению,  признанию). Смех зрителя в ней - то смех  сообщника, то смех превосходства: он защищает зрителя от трагической  тревоги.

    Всякая комическая пьеса  является двойником и антиподом  трагического механизма. Трагедия играет на наших глубинных тревогах, комедия - на защитных механизмах против этих тревог.

    Оба жанра отвечают, таким образом, на один и тот же  человеческий вопрос. Переход от  трагического к комическому обеспечивается степенью  эмоционального участия публики. В конечном счете, в комедии все противоречия  разрешаются в шутливом или язвительном тоне, мир обретает свое равновесие.

    Но восстановлению  порядка и хэппи-энду должен  предшествовать период неустойчивости, вслед за которым  открывается оптимистическое заключение и финальное примирение.

    Кулисы – вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену.

    Ложа - в традиционном театральном интерьере группа мест, отделенная от соседних боковыми перегородками или барьерами.

    Исторически ложа представляла собой небольшое помещение с отдельным входом, в некоторых случаях ведшим через небольшую прихожую, где можно было оставить одежду или даже провести время в антракте. Это помещение называлось аванложей. Ложи располагались как на уровне партера (ложи бенуара), так и на более высоких ярусах (первый из которых, наиболее престижный, назывался бельэтажем).

    Во многих театрах предусматривались привилегированные ложи — царская (королевская, президентская), губернаторская, директорская, находившаяся в распоряжении руководства театра. Другие ложи чаще всего абонировались богатыми и знатными ценителями на весь сезон.

    Преимущество ложи состояло не только в отдельном входе, но и  в возможности наблюдать за сценическим действием, в меньшей степени обнаруживая себя.

    Мелодрама – изначально -  пьеса, в которой наиболее острые драматические  моменты сопровождались музыкой для  выражения эмоций молчащего персонажа.

    С течением времени мелодрама становится новым  самостоятельным жанром. Показывая добрых и злых людей в трагических или трогательных  ситуациях, мелодрама старается взволновать зрителя не столько значимостью текста, сколько сценическими эффектами.

    В ней максимально  выделены героические, сентиментальные и трагические стороны, умножены неожиданные развязки, узнавания и  трагические комментарии героев.  Повествовательная структура незыблема: любовь, предательство, приносящее несчастье, торжество добродетели, кара и награда, преследование как «стержень интриги».

    Эта форма развивается в  то время, когда постановка начинает навязывать зрелищные эффекты,  подменять стройный текст  неожиданными развязками.

    Персонажи мелодрамы, четко  подразделяемые на положительные и  отрицательные, лишены возможности  трагического выбора. Они преисполнены  добрых или недобрых чувств, их не мучают сомнения, не раздирают противоречия.

    Ситуации мелодрамы  зачастую неправдоподобны, но четко очерчены: полное отчаяние или невыразимое счастье;  жестокая участь героя, кончающаяся  счастливой развязкой (в оптимистической мелодраме), или же мрачная и полная напряжения судьба, как в романе ужасов; социальная несправедливость или  награда за добродетель и гражданскую  доблесть.

    Мизансцена - в широком, общепринятом смысле слова - совокупность средств сценической  интерпретации: декорация, освещение,  музыка и игра актеров.

    В узком смысле этим термином обозначается  деятельность, заключающаяся в сведении в  определенные временные и  пространственные рамки различных элементов сценической интерпретации  драматического произведения. Исходно в мизансцене выражена  классическая концепция театрального  произведения как единого гармоничного целого, которое не сводится к простой сумме материалов или сценических  искусств, а является качественно новой единицей более высокого уровня. В мизансцене декларируется подчиненность каждого отдельного искусства или просто  любого знака единому гармоничному  началу, унифицирующей идее.

    Требование объединяющей идеи с самого зарождения понятия  мизансцены сопровождалось осознанием историчности текстов и постановки, пониманием того, что существует  целая последовательность  «конкретизации» одного и того же произведения.

    Одним словом, это  преобразование или, скорее, конкретизация текста через актера, через сценическое пространство, вложенная во временной отрезок, прожитый зрителем.

    Пространство, если так можно  выразиться, переложено на слова: текст по репликам запоминается и записывается в жестикуляционном пространстве  актера. Артист ищет такие движения, такие позы, которые лучше всего  соответствовали бы пространственной записи  текста. Слова диалога, собранные в тексте воедино, теперь существуют  разрозненно, они вписаны в сценическое  пространство и время, их можно увидеть и услышать.

    Мизансцена охватывает как среду, в которой существуют актеры, так и психологическое  жестикуляционное решение роли. Любая мизансцена является интерпретацией текста при помощи «действия»; доступ к пьесе для нас возможен только через такое  режиссерское прочтение.

    Мизансцена всегда предполагает фазу работы с актерами. Режиссер руководит актерами, объясняя, как они должны выглядеть на сцене в соответствии с его представлением о роли. Он вносит  поправки в зависимости от сочетаемости их игры с игрой других актеров. Добивается того, чтобы жесты, интонации и ритм в мельчайших подробностях  соответствовали всему дискурсу  мизансцены, чтобы они вписывались в отрывок, сцену, в целый спектакль.

    Нижняя сцена - часть сценической коробки ниже планшета, где расположены  сценические механизмы,    суфлерская и светорегуляторная будки,    подъемно-опускные устройства,    приспособления для сценических эффектов.

    Опера - жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки. Литературная основа оперы — либретто.

    Слово «орега» в переводе с итальянского буквально означает труд, сочинение. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.

    Практически каждая опера начинается увертюрой — симфоническим вступлением, которое в общих чертах знакомит слушателя с содержанием всего действия.

    Партер (фр. parterre — на земле) — нижний этаж зрительного зала в театре с местами для публики в пространстве от сцены или от оркестра до противоположной стены или до амфитеатра.

    Родоначальником партера была скамья для сенаторов в театрах Древнего Рима. В XVII веке, после появления ярусного театрального здания, видоизменился и партер, приняв более современный вид. Партер предназначался для низшего сословия, поэтому долгое время не имел сидячих мест - зрителям партера приходилось смотреть спектакль стоя. Места для сидения в партере появились в начале XVII века в частных закрытых театрах Англии. Тогда сидячие места расставлялись по мере надобности.

    В настоящее время места чаще всего располагаются рядами, которые повышаются от сцены к амфитеатру и параллельны краю сцены. Места разделены проходами для выхода из партера.

    Рампа - система осветительных приборов рассеянного света, установленная на планшете по переднему краю авансцены и предназначенная для освещения пространства сцены спереди и снизу. Скрыта от зрителей низким бортиком.

    Режиссер - лицо, в обязанности которого входит постановка пьесы. Режиссер берет на себя ответственность за эстетическую сторону спектакля и его организацию, подбор исполнителей, интерпретацию текста и использование сценических средств, находящихся в его  распоряжении. Появление этого термина обычно  относят к первой половине ХLХ в.

    В  истории театра насчитывается  множество более или менее законных  предшественников режиссера.

    В древнегреческом театре в роли дидаскала (от didiskalos — «учитель»)  нередко выступал сам автор  представления, исполняя обязанности  организатора.

    В средние века за  идеологическую и эстетическую стороны  постановки мистерий нес ответственность руководитель театральной труппы. В эпоху Возрождения и Барокко  спектакли нередко организовывали архитектор и декоратор сообразно собственным планам.

    В XVIII в. эстафету принимают великие актеры. И только с  расцветом реалистического театра функция режиссера переходит к  профессионалам, превращается в самостоятельное  искусство.

    Реквизит - предметы сценической обстановки (за исключением декораций и  костюмов), которыми актеры пользуются или манипулируют по ходу действия пьесы.

    Репертуар - совокупность пьес, исполняемых  одним театром в течение одного сезона или какого-то периода времени; подбор пьес одного и того же стиля или одной и той же эпохи; совокупность ролей, которые в состоянии сыграть один актер, диапазон его актерских возможностей, его  амплуа.

    Репетиция - работа по разучиванию текста и  сценической игры, выполняемая актерами под руководством режиссера.

    Эта  деятельность по подготовке спектакля  занимает всю труппу и принимает самые различные формы.

    Репетиции  каждый раз происходят по-новому, творчески.

    Роль - совокупность текста и игры одного и того же актера. Распределение ролей производится, как правило, режиссером в  зависимости от особенностей исполнителей и возможностей их использования в  пьесе.

    Затем роль становится самим действующим лицом (роль злодея, предателя и т. д.), создаваемым актером. Когда роль не соответствует амплуа артиста, говорят о смешанной роли.

    В любой пьесе встречаются так называемые основные и второстепенные роли. Отношение к роли складывается то по принципу  подражания и идентификации (воплощение  персонажа актером), то, напротив, по  принципу различия и остранения.

    Сцена - от греч. skene — балаган,  подмостки.  В эпоху зарождения греческого театра skene была клеткой или палаткой,  пристроенной позади orchestra.

    Skene, orchectra, theatron составляют три  основополагающих сценографических  элемента древнегреческого спектакля. Оркестр или игровая площадка связывали сцену и публику. Skene развивалась в высоту, включая theologeon или игровую площадку богов и героев, и на поверхности вместе с  просцениумом, архитектурным фасадом, предшественником стенного декорума, который позднее создаст пространство авансцены.

    На протяжении истории смысл  термина «сцена» постоянно расширялся: декорация, игровая площадка, место действия, временной отрезок в течение акта и, наконец, в метафорическом смысле — внезапное и яркое  зрелищное событие («устроить кому-либо сцену»).

    В Тургеневском театре особое, очень трепетное отношение к сцене. Это место, куда непосвященным путь закрыт. Ступая на нее, служители Тургеневского дома словно дают обет  играть от самого сердца, дарить все грани своего таланта публике. 

    Но и у зрителей есть уникальная возможность побывать на сцене, купив билет на спектакль «Любви прекрасная звезда»: места для публики оборудованы прямо на сценической площадке, что придает постановке особую камерность, интимность. 

    Сценография - у древних греков - искусство оформления театра и живописная декорация, проистекающая из этой техники.

    В эпоху Возрождения  сценография — техника, состоящая в  разрисовке холста задника.

    В современном смысле слова это наука и искусство организации сцены и театрального  пространства. Метонимически:  собственно декорация, результат работы  сценографа.

    Этим  термином все чаще заменяется слово  «декорация», если существует необходимость выйти за рамки понятия оформления.  Сценография знаменует собой, таким образом, стремление быть письмом в трехплоскостном  пространстве (к которому следует  добавить еще и временное измерение), а не просто искусством разукрашивания холста, чем довольствовался театр вплоть до натурализма.

    В моменты расцвета современной сценографии художники-декораторы сумели вдохнуть жизнь в пространство, оживить время и игру актера в  совокупном творческом акте, когда трудно  вычленить режиссера, осветителя, актера или музыканта.

    Театр  (греч. θέατρον - основное значение - место для зрелищ, затем - зрелище, от θεάομαι - смотрю, вижу) - форма исполнительского искусства.

    Театр - это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т. д. Основным средством выразительности является актер, который через действие, используя разные театральные приемы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене.

    При этом актером не обязательно должен быть живой человек. Это может быть кукла или какой-либо предмет, управляемый человеком.

    Театр считается самым сильным средством влияния на людей, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем. Через катарсис (очищение через страдание) внутри него происходят изменения.

    Основные работники театра: режиссеры, актеры, гримеры, гардеробщики, осветители, билетеры, балетмейстеры, художники, рабочие сцены.

    Театральное искусство - сочетание слов, содержащее все противоречия театра: автономно ли это искусство вместе со своими законами и эстетической спецификой или же это только совокупный результат (синтез, конгломерат или совмещение) нескольких искусств (живописи, поэзии, архитектуры, музыки, танца и жеста)? В истории эстетики существуют обе точки зрения.

    1. Происхождение театра

    Бесконечное богатство форм и театральных традиций, сложившихся на протяжении истории, возможность одного, даже самого общего, определения театрального искусства. Этимология греческого слова theatron, означавшего место, где собирались зрители, чтобы смотреть представление, лишь частично передает одно из слагаемых этого искусства. В самом деле, искусство, предназначенное преимущественно для зрительного восприятия, своего рода институционализированного созерцания, театр, тем не менее, часто сводился к искусству драматургии, литературному жанру, зрелищная сторона которого со времен Аристотеля рассматривалась в качестве аксессуара, неизбежно зависимого от текста. Множеству театральных форм и драматических жанров соответствует разнообразие материальных, социальных и эстетических условий театрального дела: что общего, например, между примитивным обрядом, бульварной пьесой, средневековой мистерией или спектаклем, созданным в индийской или китайской традиции?

    Социологи и антропологи затрудняются выделить совокупность причин, определяющих потребность человека в театре. Но независимо друг от друга, а иногда и единодушно они указывали на стремление к подражанию; вкус к игре, как среди детей, так и взрослых, изначальную церемониальную функцию; потребность рассказывать истории и безнаказанно смеяться над тем или иным состоянием общества; наслаждение, испытываемое актером при перевоплощении. Происхождение театра, видимо, имело ритуальную или религиозную основу и индивид в числе группы лиц сам участвовал в церемонии, прежде чем поручил эту задачу актеру или священнику. Театр лишь постепенно отошел от своей магической или религиозной сущности и, для того чтобы бросить вызов обществу, ему следовало стать достаточно сильным и независимым: отсюда возникавшие в его истории трудности, которые характеризуют отношение к власти и закону. У современного театра нет ничего общего с культовым источником, за исключением некоторых экспериментов возвращения к мифу или к церемонии, которые вслед за экспериментами Арто ведут поиск первозданной чистоты театрального действия, а его формы настолько разнообразны, что он вполне отвечает многочисленным новым эстетическим и социальным функциям. Развитие театра тесным образом связано с эволюцией общественного и технологического сознания: не потому ли время от времени ему предсказывают неминуемую гибель ввиду засилья средств массовой информации и массового искусства.

    2. Западная традиция

    Если вопрос о сущности и специфичности театрального искусства всегда содержал в себе нечто идеалистическое и метафизическое, весьма далекое от реальной практики театра, то можно, по крайней мере, перечислить некоторые черты этого искусства, характерные для нашей западной традиции от Древней Греции до сего времени. Понятие «искусство» отличается от понятий «ремесло», «техника» или «обряд»: театр, даже если в его распоряжении имеются разнообразные технические средства (игра, сценография и т. д.) и определенное количество традиционных и незыблемых действий, выходит за рамки каждой из этих составляющих частей. Всякий раз он представляет действие (или миметическое представление какого-либо действия) благодаря актерам, воплощающим действующих лиц или показывающим их публике, собравшейся одновременно в одном месте, более или менее обустроенном. Текст (или действие), тело актера, сцена, зритель -  такова необходимая цепь всякой театральной коммуникации. Каждое звено этой цепи принимает весьма различные формы. Иногда текст не соблюдается и заменяется нелитературным стилем игры, даже если это определенный, предназначенный для чтения текст; тело актера теряет свою функцию человеческого присутствия, когда режиссер-постановщик делает из него сюрмарионетку или когда оно заменяется предметом или сценическим механизмом, предусмотренным сценографией; сцена не обязательно оборудуется в здании, специально построенном для театральных представлений: городская площадь, ангар и т.д. прекрасно годятся для театральной деятельности; зрителя невозможно полностью исключить без того, чтобы не превратить театральное искусство в драматическую игру, в которой каждый участвует, как в ритуале, не нуждающемся в постороннем взгляде для его исполнения, или же в «сектантскую деятельность», полностью обособленную и не имеющую критического выхода к обществу…

    Театральное представление предполагает целый комплекс директивных указаний, советов, распоряжений, содержащихся в театральной партитуре, тексте и сценических указаниях.

    В различии между жанрами и их иерархии нет ничего твердого и окончательного. Так, современное театральное искусство категорически отрицает деление на три части: драма/лирика/эпос. Полярность трагедия-комедия, которая отмечается в двойной традиции жанров - «благородных» (трагедия, высокая комедия) и «вульгарных» (фарс, зрелище), - также теряет смысл по мере развития социальных отношений.

    3. Театр в системе искусств

    Большинство теоретиков согласны с тем, что театральное искусство располагает всеми художественными и технологическими средствами, имеющимися в данную эпоху. Крэг, например, дает такое (почти тавтологическое) определение: «Искусство театра не является ни искусством актерской игры, ни театральной пьесой, ни сценическим изображением, ни танцем... Это совокупность элементов, из которых состоят эти различные сферы. Оно слагается из движения, являющегося смыслом актерского искусства, слов, формирующих корпус пьесы, из линии и цвета, рождающих душу сценической декорации, из ритма, определяющего сущность танца»

    В вопросе о взаимосвязи этих различных искусств не царит единодушие.

    Для других теоретиков соединение различных искусств невозможно; в лучшем случае можно выстроить неструктурированный конгломерат; важно установить иерархию между средствами и соединить их для достижения желаемого результата и соответственно вкусу постановщика. Иерархия, предложенная Аппиа, - актер, пространство, свет, живопись - всего лишь одна из бесчисленных возможностей эстетики.

    Еще одна группа теоретиков видит две стороны одной медали в концепциях Вагнера и Аппиа, критикуя при этом понятия театрального искусства как Gesamtkunstwerk или тотального театра и заменяя его театральной работой (Брехт). Сценические искусства существуют и имеют смысл лишь в их разнообразии и противоречиях. Постановка заставляет сцену сопротивляться тексту, музыка - лингвистическому смыслу, язык жестов - музыке или тексту и т. д.

    4. Специфичность и границы театрального искусства

    Краткий обзор теоретических работ о театре доказывает, что никакая теория не в состоянии свести театральное искусство к необходимым и удовлетворяющим всех слагаемым. Невозможно ограничить это искусство арсеналом технических средств. Практика ставит своей целью бесконечное расширение горизонта сцены: показ диапозитивов или фильмов, обращение театра к скульптуре, танцу или искусству пантомимы, политической пропаганде или событию. Таким образом, программа изучения театрального искусства разветвляется до бесконечности.

    Пави П. Словарь театра. Издательство: Прогресс, 1991 год.

    Театральный занавес - полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала. Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани на плотной подкладке, украшаются эмблемой театра или широкой бахромой, подшитой к низу занавеса. Занавес позволяет сделать невидимым процесс перемены обстановки, создать ощущение промежутка во времени между действиями.

    Трагедия (др.-греч. tragōdía, буквально — «козлиная песнь») - жанр художественного произведения, основанный на развитии событий, носящем, как правило, неизбежный характер и обязательно приводящем к катастрофическому для персонажей исходу, часто исполненный патетики; вид драмы, противоположный комедии.

    Трагедия отмечена суровой серьезностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряженной и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа. Неслучайно большинство трагедий написано стихами.

    Понятие «трагедия» связано с пением сатиров (в греческой мифологии козлоногие существа), образы которых использовались в религиозных обрядах древней Греции в честь бога Диониса.

    Фарс - комедия легкого содержания с чисто внешними комическими приемами.

    В Средневековье фарсом также назывался вид народного театра и литературы, распространенный в XIV-XVI веках в западноевропейских странах. Созрев внутри мистерии, фарс в 15 веке обретает свою независимость, а в следующем столетии становится господствующим жанром в театре и литературе. Приемы фарсовой буффонады сохранились в цирковой клоунаде. В современном русском языке фарсом обычно называют профанацию, имитацию какого-либо процесса, например судебного.

    Основной стихией фарса являлась не сознательная политическая сатира, а непринужденное и беззаботное изображение городского быта со всеми его скандальными происшествиями, непристойностью, грубостью и весельем. Во французском фарсе часто варьировалась тема скандала между супругами.

    Фойе - помещение в театре, кинотеатре, цирке, предназначенное для пребывания зрителей в ожидании сеанса, спектакля, представления, а также для отдыха публики во время антракта.

    Фойе ОГАТ им.И.С.Тургенева привлекает не только зимним садом, многообразием фотографий, рассказывающих о наиболее запомнившихся постановках, но и уникальным проектом  «Театр в фойе», в котором идут спектакли для маленьких зрителей.

    Фурка - часть сценического оборудования; передвижная площадка на роликах, служащая для перемещения на сцене частей декорационного оформления. Передвижение фурки осуществляется электромотором, вручную или при помощи троса, один конец которого находится за кулисами, а другой крепится к боковой стенке фурке.

    При подготовке «Театрального словаря» использованы материалы интернет-ресурсов, а также «Словарь театра» П.Пави (Издательство: Прогресс, 1991 год)

    theaterorel.ru

    Как назвать кукольный театр | Курганский театр кукол

    Назвать вновь созданный кукольный театр не всегда просто, особенно если не совсем ясна цель или не определен репертуар и участвующие актеры. Чтобы быстро решить эту проблему, у вас есть возможность воспользоваться теоретическими знаниями из области маркетинга, что откроет перед вами четыре равнозначные возможности.

    Название, связанное со зрителем

    Одним из вариантов является наименование театра, связанное с ценностями зрителей. Такой шаг покажет ваше желание связать театр с идеалами, близкими его аудитории. Для этого необходимо провести анализ интересов будущих посетителей. Название театра должно объединять посетителей в одну большую семью, которая объединяет людей, как вечером большой костер объединяет путников на привале.

    Например, «Кукольная звезда». Идея такого названия в том, что куклы – это образы людей, которые стремятся к прекрасному. По этой аналогии вам необходимо определить ценность, близкую вам и будущим зрителям театра. Можно придумать название, опирающееся на проблемы зрителей. Не забывайте, люди любят говорить о проблемах, актуальных в данный момент. Поэтому объединяться вокруг проблем – это привычная, для многих людей, практика. Заметьте, для защиты от множества неприятностей люди создают комитеты, партии, организации. Это естественно. Таким образом, театр может быть назван – «Справедливость». Театр станет тем местом, которое будет давать надежду. По аналогии, выберете свое название, сопоставимое с вашим репертуаром.

    Названия, содержащие свойства или характеристику театра

     Выбор этого свойства не должен сводиться к чему-то уникальному. Допустим, существует несколько театров, которые располагаются в старых деревянных зданиях. Однако, назвав театр «Деревянный домик», именно он будет вызывать ассоциацию «настоящего деревянного» театра. Добиться этого можно потому, что вы первые смогли подчеркнуть это свойство, таким образом, присвоив его.

    Еще одним вариантом для названия может служить обозначение какого-либо преимущества. Ведь люди идут в театр для получения морального удовлетворения, так сказать «для души». Именно этот, четвертый, способ является наиболее сложным. Ваша задача правильно выбрать преимущество и вызвать правильные ассоциации. Например, название «Воздушная кукуруза» может говорить о том, что все посетители получают пакетик попкорна в подарок.

    gulliver-puppet.ru

    как можно назвать театральную студию?

    Адское шапито!

    «Фанера над Парижем»

    "театральная студия имени Жириновского"

    Вы руководитель? Режиссер? Моя студия называется "Эмоция".Я думаю с названием для театральной студии вообще не может быть загвоздок. отдайте на откуп детям. Они вам нафантазируют такого. Вот пожалуйста "Фантазеры"!А хотите, можно и подружиться. У нас уникальное учебное заведение ...удачи!!! 1

    "Стелла" В переводе-звезда. Очень красиво!

    touch.otvet.mail.ru

    Как назвать кукольный театр - Новости

    Для успешности любого проекта, последний должен обладать звучным названием, что вызывает только положительные ассоциации. Главная рекомендация психологов для поиска названия кукольному театру заключается в его ценностной ориентации. Ведь само имя должно отображать общепринятые ценности для той целевой аудитории, что будет посещать заведение.

    Для успешности любого проекта, последний должен обладать звучным названием, что вызывает только положительные ассоциации. Главная рекомендация психологов для поиска названия кукольному театру заключается в его ценностной ориентации. Ведь само имя должно отображать общепринятые ценности для той целевой аудитории, что будет посещать заведение.

    Как вариант, назвать театр «Кукольная звезда». Если с прилагательным все более-менее ясно, то ключевое слово "звезда" выступает в роли звена цепочки между артистами и зрителем. Ведь и куклы в своих ярких образах могут быть расценены как звезды. И зрители вполне считаются теми далекими и манящими огоньками (как звезды), что с интересом смотрят на происходящее на сцене.

    Можно подобрать название, исходя из более повседневных вещей. Скажем, театр, именуемый «Справедливость», люди запомнят. Во-первых, это необычное для такого заведения название. А во-вторых, название - насущная проблема, которую люди прокручивают в мозгу ежедневно на бытовом, трудовом, общественном уровнях.

    Хотя проще будет соотнести название с характеристикой. К примеру, «Деревянный домик» выгодно выделит именно это учреждения среди других, размещенных в похожих помещениях. И, несмотря на название и регалии, кукольный театр - излюбленное место для малышей и малышек. И активисты благотворительных фондов знают об этом, отчет о чем можно просмотреть на socpartnerstvo.org/ru/projects/children.

    puppeteer.info