Уроки Благополучия. Как научить подростка самостоятельности. Как научить подростка ответственности


Как научить самостоятельности ребёнка и воспитать ответственность у подростка

Как научить ребёнка принимать решения самостоятельно, но обеспечить его безопасность и уберечь от необдуманных поступков? Психолог Данил Парникель рассказывает, как связаны между собой самостоятельность и ответственность и чем они различаются.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Самостоятельность — это «мама, я сам». То есть способность ребёнка выполнять действие без вмешательства и помощи родителя. Ответственность — это «мама, я сделаю». То есть готовность ребёнка соблюдать договоренности и действовать по принципу «сказал, что сделаю — сделал».

Почистить зубы без помощи родителя — самостоятельность. Вспомнить об этом без напоминаний и честно почистить (а не имитировать чистку) — ответственность. Важно понимать, что одно с другим не приходит одновременно. Не зря иногда можно услышать про ребёнка: может, но не хочет.

Самостоятельность развивается раньше, а ответственность формируется на её основе. Уже дошкольник может проявлять самостоятельность: сам одеваться, убирать игрушки. Формирование ответственности — одно из центральных приобретений подросткового возраста.

Также важно помнить, что самостоятельность развивать проще, чем ответственность. Она опирается на набор навыков, которые приобретает и развивает ребёнок. Ответственность — более сложная материя. Готовность и способность принимать решения, выполнять обещания, прогнозировать последствия, анализировать опыт и не повторять ошибок — сложные задачи, с которыми далеко не каждый взрослый справляется успешно.

На принятие ответственности влияет много факторов: «сталкивался ли я с этой ситуацией раньше», «понимаю ли я, что происходит», «понимаю ли я пределы своих возможностей в этой ситуации», «чем я рискую, принимая решение».

Почему важно разделять самостоятельность и ответственность и не путать их 

То, что ребёнок умеет делать уборку, знает, как ухаживать за животным, может приготовить себе еду, сделать уроки, дойти до школы, работать на компьютере, ещё не значит, что он сделает уроки вовремя, будет убираться каждое воскресенье, гулять с животным, приготовит себе завтрак сам. Может — не значит должен.

  • Без шишек не обойтись. Прежде чем возмущаться по поводу очередной неуспешной попытки ребёнка сделать что-то самостоятельно, вспомните себя, вспомните, сколько раз вы сами ошибались, становясь самостоятельными. Не придуман до сих пор такой волшебный способ научиться чему-то без непосредственной практики. А где практика, там и первые ошибки — опыт, который служит фундаментом для будущих умений.
  • Опыт родителя не конвертируется в опыт ребёнка. «Поверь мне, я через это проходил» — одна из классических фраз, которой родитель пытается защитить ребёнка, рассказывая о своих ошибках. Но родитель сам пришёл к этому, совершая ошибки, и у него были свои родители, но ничего не поменялось. Дети могут прислушиваться к мнению родителей, учитывать их опыт, но никогда не смогут, просто выслушав «правильные» мысли и идеи, сделать их своими.
  • Необходимо определиться с приоритетами: собрать портфель самому или успеть в школу, сделать уроки самостоятельно или лечь спать вовремя. Если вы искренне удивлены катастрофической несамостоятельностью ребёнка, вспомните, как проходит его практика. Классический пример: запрос родителя на развитие самостоятельности ребёнка сопровождается иллюстрацией: «Он всегда собирается ну ооочень долго, в итоге я сам закидываю вещи в портфель и мы бежим в школу».

Если вы решили сделать ребёнка чуточку самостоятельнее, будьте готовы выделить некоторое время на наработку этого. Хотя это может привнести дискомфорт — уроки не сделаны, в школу опоздал, комната не убрана.

Правила для воспитания ответственности
1. Ответственность должна быть по силам ребёнка

Начинать надо с малого. Если вам кажется, что ребёнку пора научиться делать уроки без напоминаний, ведь это его зона ответственности, недостаточно сказать «Так! С сегодняшнего дня я тебе не напоминаю про уроки, следи за этим сам». Лучше начать с малого: предложите следить за временем, когда ему следует приступать к домашнему заданию, обсуждайте трудности, помогайте находить решения.

2. Поддержка, а не критика

Если ребёнку трудно справиться с какой-то ответственностью. С ответственностью нельзя «справляться», ответственность берут, несут, принимают, ребёнок тоже это ощущает. Радости это ему доставляет мало, а порция критики ему вряд ли поможет.

3. Личный пример

Чтобы научить ребёнка выполнять договоренности, держать слово, отвечать за свои поступки, любому взрослому нужно соответствовать требованиям, предъявляемым сыну или дочери. В противном случае дети видят двойные стандарты, когда мама регулярно опаздывает к окончанию занятий, но ребёнка за задержку строго отчитывает.

Одна из самых непростых задач, которая неизбежно ложится на плечи родителей, — способность меняться вместе с ребёнком. Он растёт, говорит и думает по-другому каждый год, он меняется. И родитель тоже. И в этой постоянной динамике важно успеть уловить тот момент, когда ребёнок хочет и может начать что-то делать сам, способен принять на себя ответственность.

Фото: iStockphoto (jossdim)

mel.fm

Воспитание ответственности у ребенка - Психологос

Фильм "Майор Пэйн"

Ответственность, как социальный навык, объективно нужна ребенку - в этом случае он закладывает себе фундамент успешной взрослой жизни. Однако субъективно, по крайней мере в детстве и для людей с инфантильным мировосприятием ответственность выглядит мало привлекательно и скорее как нечто внешнее, зачем-то навязываемое взрослыми.

Многие дети не хотят взрослеть, потому что не видят в этом ничего привлекательного. Зачем? Ведь ребенком быть выгоднее?

Что с этим делать? Не пасовать и делать свое родительское дело. Не надо перегружать ребенка ответственностью, но и нельзя отступать перед нежеланием ребенка взрослеть и брать на себя дополнительные нагрузки.

Любая способность развивается в процессе тренировки, поэтому ответственность развивается тогда, когда человек так или иначе берет или на него нагружают ответственность. Приемы:

  • Давать посильную нагрузку. Если родители стараются защитить ребенка от трудностей жизни, отстраняют ребенка от бытовых, материальных и других жизненных трудностей, ребенок привыкает к тому, что за него все сделают родители. Или кто-то другой. Маленький ребенок не понимает такого самопожертвования, но привыкает к беззаботной жизни. Привлекайте его к семейным делам - пусть помогает. Привлекайте к своим размышлениям, как лучше сделать то или иное.
  • Учите его, как справляться с трудностями. Самый ответственный по натуре ребенок будет отказываться от ответственности, если он элементарно не знает, как сделать то или иное. Разговаривайте с подростком о его планах, сомнениях, возможностях, о семейном бюджете и семейных проектах, о ваших собственных проблемах и желаниях. Ваши ожидания и обиды не должны быть скрыты от ребенка. В доверительных и честных обсуждениях, небольших общих делах, намечаемых вместе с ним (это могут быть какие-то усовершенствования в вашей квартире, устройство семейного праздника, семейная поездка) можно выработать постепенно ту линию поведения, которая будет устраивать и вас, и его.
  • Помогайте в делах, которые пока для него трудны. Наверное, любой ребенок хотел бы заработать деньги, так как они расширяют его возможности. Но работу надо искать, надо договариваться с незнакомыми людьми, перестраивать привычный ритм жизни. Часто подростка сдерживает опасение, что не хватит сил и на занятия, и на работу. Лучшее время начать работать - каникулы. Предложите свою помощь в поиске работы. Сначала можно даже поработать вместе с ребенком. А потом, скорее всего, подросток захочет объединиться со своим приятелем.
  • С делами, с которыми он может справиться уже самостоятельно - пусть справляется самостоятельно. Свои игрушки может убрать уже маленький ребенок, если его к этому приучать. А если ребенок свои игрушки не ценит, их ломает (бросает, забывает, не убирает) - то остается без игрушек. Когда школьник уже умеет делать уроки - он должен свои уроки делать самостоятельно.
  • Время от времени полезно поставить ребенка в ситуацию, когда нет другого жизненного выхода, кроме как оказаться ответственным. Хочешь выжить - бери на себя работу ответственности. Обстоятельства требуют. Приходит понимание: за тебя никто ничего не сделает. Помогает опыт самостоятельности: или накормишь себя, или останешься голодным.
  • Нагрузить ответственностью. Назначить ответственным в ситуации, когда неудобно отказаться. Смотри видео «Кадет Стоун, принимайте управление взводом!»
  • Обменять на права. Новые, привлекательные права даются в обмен на ту или иную новую ответственность.
  • Поставить ребенка в ситуацию, когда ответственность оказывается внутренне (морально) обязательной. Остался без родителей, рядом младший брат, еще более бестолковый, чем ты - но все-таки брат. Результат - беру за него ответственность.
  • Приучать платить за свои инициативы и за свои проколы.
Как помочь ребенку стать ответственным?

Со временем вам придется избавиться от привычки руководить жизнью вашего ребенка. Это должно стать уже не вашей заботой, а его прямой обязанностью. Для этого попробуйте воспользоваться советами американских специалистов по работе с родителями подростков, супругов Р. Т. и Дж. Байярд. Они советуют проделать следующие три шага.

Первый шаг. Возьмите бумагу и карандаш и составьте по возможности полный список всего того, что задевает, беспокоит вас в поведении вашего ребенка. Беспокоит и задевает именно вас, а не семью в целом или других людей. Например: не хочет переодеваться после школы; целыми днями смотрит телевизор; не делает уроки; не убирает в своей комнате и т.д. Просмотрите список, обдумывая в это время, все ли проблемы в нем имеют отношение лично к вам.

Второй шаг. Когда список будет готов, снова просмотрите его и отберите в отдельный перечень те позиции, которые имеют определенные последствия для ребенка, но никак не влияют на вас Допустим, вас беспокоит то, что подросток стал плохо учиться, вам не удается заставить его ходить в школу или делать домашние задания. Но это влияет, прежде всего, на его или ее жизнь. Он или она не сможет выбрать тот вид деятельности, который нравится, людей, с которыми придется общаться, и т. д.

Исключайте этот пункт из своего списка и включайте его в перечень того, что должно заботить вашего ребенка. Но вы можете оставить в списке те пункты, которые имеют отношение непосредственно к вам. Например, из-за него вас вызывают в школу, и вам приходится выслушивать обвинения в его плохой учебе или поведении. Или, перестав ходить в школу, живет дома как иждивенец, не выполняя никаких обязанностей.

Третий шаг. Теперь у вас есть перечень тех поступков ребенка, которые влияют на вашу жизнь. Вот с ними и нужно работать. Для этого, во-первых, откажитесь от собственной ответственности за эти пункты. Во-вторых, выработайте в себе доверие к тому, что ваш ребенок может сам принимать правильные решения во всех этих случаях. Дайте ребенку понять и почувствовать это ваше доверие.

Как применить теорию на практике?

Начните с одного из пунктов. Выбрав, представьте, что ваш подросток совершает поступок, относящийся к этому пункту. Как только вы сделаете это, вы почувствуете знакомый вам эмоциональный толчок - смесь беспокойства, гнева и беспомощности.

Но затем заставляете себя вспомнить: теперь не вы, а ваш ребенок отвечает за это поведение. Вы не должны больше испытывать эти неприятные чувства. Почувствуйте новое состояние облегчения и свободы. Сейчас вы можете посмотреть на поступок подростка как бы со стороны: с интересом и доверием к тому, что он сам может разрешить свою проблему.

Затем обдумайте и отрепетируйте ваше сообщение сыну или дочери, что вы передаете им ответственность за данный пункт перечня. Можно сказать так: "В прошлый раз я беспокоилась, что ты не пошел в школу и сердилась оттого, что не могу заставить тебя ходить туда. Я долго думала об этом и решила, что это действительно твое дело, потому что это влияет, прежде всего, на твою жизнь. Я поняла, что ты вполне можешь сам принимать решения по поводу твоей учебы. С сегодняшнего дня я не собираюсь вмешиваться в эти решения и доверяю тебе: что бы ты ни решил, это будет для тебя правильным. Я по-прежнему буду интересоваться твоими делами и всячески помогать тебе, если, конечно, ты об этом попросишь. Но в целом теперь это твое дело".

Потом обдумайте, что вы скажете по поводу тех аспектов его нежелания ходить в школу, которые могут беспокоить лично вас. Например: "Я не собираюсь вмешиваться в твои дела, но я хочу, чтобы во время школьных уроков ты не приводил домой своих приятелей. Я хочу, чтобы каждый из нас выполнял свои обязанности. Я не хочу содержать иждивенца".

​​​​​​​Вы пользуетесь именно "я-высказываниями", от своего лица, и по возможности более краткими.

Теперь отправьтесь к сыну или дочери, прямо заявите им, что вы приняли решение по определенной проблеме, и сформулируйте это решение.

В течение следующих нескольких дней или недель тем же способом передайте подростку ответственность за остальные пункты перечня.

Реакция ребенка бывает разной, иногда неожиданной, - от радости до обвинений, что о нем не заботятся. Реакция может отсутствовать вообще. Но первый шаг на пути к решению ваших проблем будет сделан.

www.psychologos.ru

Как прививать ответственность подростку последовательно и осознанно

«Мы в ответе за тех, кого приручили» – так говорил Лис из повести «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. От себя же добавим, что мы также в ответе за себя и за свои поступки.

Уметь отвечать за свои слова и действия наряду с умением ставить перед собой цель и ее добиваться – навыки, необходимые каждому успешному человеку в современном мире. «Как научить подростка ответственности? Можно ли вообще это сделать?» - вопрос, который задают себе все ответственные родители. Конечно, ее можно воспитывать и собственным родительским примером. Но дело это не простое, это не вежливости ребенка научить, поэтому формирование ответственности у школьников требует дополнительных усилий.

Какая бывает ответственность? 

Различают 2 вида ответственности: социальная ответственность подростков и правовая ответственность подростков.Кроме того, что эти темы дети проходят в средних классах, вам, родители, тоже необходимо рассказать своему ребенку о каждой из них.

  1.  Социальная ответственность школьников – это их ответственность перед обществом и социальными институтами: семьей, школой, государством. У каждого человека есть свои права и обязанности, обсудите их со своими детьми более подробно.
  2. Правовая ответственность школьников. Да, ответственность подростков перед законом – не самая приятная тема. Но не говорить об этом нельзя. Ребенок обязан знать, что уже с 14 лет наступает ответственность подростков за правонарушения, что мелкая невинная кража из магазина не сойдет с рук, и за нее нужно будет понести наказание, не говоря уже о более серьезных проступках. Предупрежден значит вооружен, знаете же.

Беречь честь лучше смолоду, также и формирование ответственности у младших школьников будет эффективнее, чем у ребят постарше. Тем более, что развитие ответственности подростков происходит не сразу, а в несколько этапов.

Этапы формирования ответственности у детей

  1. Этап 1. Я могу. Самостоятельность и ответственность подростков идут рука об руку, и воспитание одного совершенно невозможно без другого. На первом этапе ребенок должен исследовать себя, свои возможности. Нужно научить его верить в свои силы.
  2. Этап 2. Мои цели. Научите ребенка правильно формулировать цели и продумывать пути их достижения. Чем четче цель поставит перед собой ребенок, чем подробнее он продумает план ее достижения, тем быстрее он ее достигнет.
  3. Этап 3. Я принимаю решение. Научите ребенка совершать выбор правильно и осознанно. Расскажите ему, как аргументировано высказывать свое мнение, это пригодится ему на следующем этапе.
  4. Этап 4. Мой результат. А вот уже когда выбор сделан, нужно научить ребенка за него отвечать. Ребенок должен видеть границы своей ответственности и понимать, что же это значит – отвечать за себя. Ответственность подростков – тема сложная, и для того, чтобы этому научить, необходим комплексный подход.
  5. Этап 5. Моя инициатива. Когда ребенок пройдет все предыдущие этапы, реально  себя оценит и поймет за что он в силах отвечать, он сможет расширить свои возможности. Подросток осознает, что способен на большее, будет проявлять инициативу и действовать без страха неудач и сомнений.

Подводя итоги, выделим главное - залог формирование успешного и ответственного человек

  1. Воспитание мотивации к развитию,
  2. Навыков постановки целей
  3. Принятия ответственности за результат.

И чтобы ваш ребенок наверняка понял логику в ряде слов «подросток поступок ответственность», запишите его на наш тренинг «Я сам: развитие чувства ответственности» по ссылке http://tren-kot.ru/course/ya-sam-razvitiye-chuvstva-otvetstvennosti

Мы воспитаем чувство ответственности подростков, в том числе и вашего ребенка, а вы получите +1 к своей собственной ответственности  Или следуйте этим правилам каждый день и увидите эффект.

Результаты программы подтвердили много теперь уже ответственных участников.

tren-kot.ru

Помогаем подростку стать самостоятельнее – Развитие ребенка

Помогаем подростку стать самостоятельнее

Рейтинг20

Рекомендации о том, как научить подростка быть самостоятельным и отвечать за свои поступки

Когда ребенок вступает в подростковый возраст, родителям свойственно беспокоиться о том, как удовлетворить его потребность в самостоятельности и в то же время обеспечить ему всестороннюю безопасность. В этом вопросе трудно найти золотую середину, и страх о благополучии подростка часто берет верх. С другой стороны, все родители хотят, чтобы их ребенок в будущем стал независимым взрослым.

Подросток и самостоятельность

Подростку требуется больше самостоятельности, чем раньше. Вы увидите эту потребность даже в его простых повседневных делах. В этом непростом возрасте ребенок больше узнает о взрослой жизни и о том, что такое ответственность. Также в этом время он наиболее склонен к неоправданному риску. Сохранить баланс между самостоятельностью и безопасностью – сложная задача, ведь подростки акцентируют свое внимание только на самостоятельности.

Любите и поддерживайте подростка

Это самое важное, что вы можете для него сделать. В этом возрасте дети часто стыдятся физических проявлений родительской любви, особенно в присутствии других людей. Но существует много других способов проявить любовь и заботу:

  • Интересуйтесь занятиями и друзьями ребенка.
  • Проявляйте интерес к его хобби и увлечениям.
  • Будьте хорошим слушателем.
  • Чаще говорите ребенку, что вы любите его.
  • Всегда считайтесь с мнением подростка.
  • Не осуждайте и не оценивайте.
  • Не высмеивайте его в присутствии других людей.

Следуя данным советам, вы сделаете ребенка более уверенным в себе и счастливым. В свою очередь, он станет намного ответственнее.

Уважайте эмоции и потребности подростка

Подросток – пока еще не взрослый, но это не значит, что с его мнением не нужно считаться. Важно понимать, что в подростковом возрасте эмоции и психика еще не сформированы и сильно хаотичны. Подросток часто смущается, злится и беспокоится. Это вполне нормально, и это естественная часть взросления. Ваша задача – показать ребенку свое уважение и полную поддержку:

  • Всегда проявляйте уважение к ребенку, слушая, что он хочет вам сказать.
  • Как можно чаще давайте ребенку возможность почувствовать себя ценным, прислушивайтесь к его мнению.

Это хороший способ наладить общение. Он будет чувствовать, что его любят и уважают. А ваше общение будет более доверительным.

Доверительно разговаривайте с подростком на личные темы

Подросток нуждается в личном пространстве. Любая мелочь может показаться ему нарушением его личных границ. В подростковом возрасте родителям важно установить подростку рамки дозволенного:

  • Хорошим способом показать ребенку, чего от него ждут в семье, считается установление семейных правил. Важно, чтобы вы при этом были честны и устанавливали правила разумно. Например, нормально требовать от подростка, чтобы он возвращался домой в 9-10 часов вечера, но требовать быть дома к 7 часам – слишком строго.
  • От друзей, сверстников и из Интернета подросток много узнает о сексе. Эта информация не всегда правильная, поэтому стоит открыто поговорить на эту тему с подростком. Говорите уверенно, не стесняясь. Поймите, что вы являетесь для него главным источником правильной, проверенной информации, поэтому будьте открыты для общения. Если вам некомфортно говорить на данную тему – попросите об этом супруга.
  • Поговорите с ребенком о сексе, но акцентируйте его внимание на том, что вы не одобряете половую связь в раннем возрасте. Расскажите подростку о методах контрацепции, о негативных последствиях ранней беременности и о том, как обезопасить себя от сексуального насилия.
  • Обязательно расскажите подростку о вреде наркотиков. Если ребенок решительно хочет попробовать алкоголь – предложите ему устроить дома вечеринку с друзьями и позвольте употребить алкоголь в небольшом количестве. Убедитесь, что все присутствующие на вечеринке пришли к вам с разрешения их родителей.

Поймите, что подросток – уже не ребенок

  • Многие родители считают, что подросток – всё еще ребенок, но не все окружающие согласны с данным мнением. Расскажите подростку, что первым шагом на пути к самостоятельности является понимание того, что он уже не ребенок. И не стоит ожидать, что люди будут снисходительны к нему так же, как к маленькому ребенку.
  • Скажите подростку, что он должен вести себя как взрослый, если хочет, чтобы люди относились к нему серьезно. Расскажите, как поступают взрослые в той или иной ситуации.

Подросток и ответственность за поступки

  • Когда подросток берет на себя ответственность за свои действия и слова, он становится более самостоятельным. Объясните ему, что всегда необходимо отвечать за поступки. Люди охотно взаимодействуют с ответственными людьми, способными отстаивать точку зрения.
  • Расскажите подростку, что допускать ошибки в процессе взросления и обучения – нормально. Научите его признавать свои ошибки и радоваться правильным решениям. Также научите быть максимально честным и признавать ошибочные решения.

Покажите подростку, как заслужить доверие окружающих

  • Если вы хотите, чтобы ваш подросток стал самостоятельным – помогите ему заслужить доверие людей. Как только окружающие увидят, что подростку можно доверять – они дадут ему возможность самостоятельно принимать решения.
  • Приучите ребенка к тому, чтобы он придерживался установленных правил, всегда сообщал родителям, где он находится, слушал старших.

Домашние обязанности – неотъемлемая часть самостоятельности

  • Самостоятельность означает не только свободу, но и такие вещи, как обязанности и ответственность. Скажите подростку, что он уже достаточно взрослый, и ему нужно выполнять хотя бы простейшие обязанности по дому. Позвольте ему помогать вам по мере возможностей и выполнять некоторые дела.
  • В выполнении домашних обязанностей подросток может обращаться к вам за помощью, но при этом он должен проявить инициативу. Он уже достаточно взрослый для того, чтобы готовить ужин для всей семьи, ухаживать за растениями, покупать продукты.

Научите подростка готовить

  • Навык приготовления различных блюд пригодится не только девочкам. Если подросток научится готовить, он станет самостоятельнее и будет меньше зависеть от других.
  • Вместе с ребенком находите интересные рецепты в Интернете и готовьте их дома. Можно устраивать дни иностранной кухни и пробовать оригинальные блюда, а заодно больше узнать о культуре и обычаях других стран.

Научите ребенка правильно расставлять жизненные приоритеты

  • Обретая самостоятельность, ребенок должен научиться отличать главное от второстепенного, а также правильно расставлять приоритеты. Объясните ребенку, что есть дела, которым следует уделить главное внимание, и есть те, которые можно выполнять в свободное время.
  • Подросток должен понимать, что некоторые дела могут казаться срочными, однако их можно отложить. И наоборот: он может откладывать важные дела из-за того, что они кажутся слишком сложными.
  • Помогите подростку составить список дел на день. Предложите ему расставить дела в порядке их важности, начиная с наиболее срочных. Подскажите, где он неправильно расставляет приоритеты.

Научите ребенка заботиться о собственной безопасности

  • Когда подросток становится более независимым, родители часто опасаются за его безопасность. Отдайте подростка в секцию самообороны. Когда он будет знать, как защитить себя в опасных ситуациях, ему будет не так страшно проявлять самостоятельность.
  • Объясните ребенку, что всегда необходимо заботиться о собственной безопасности, вне зависимости от того, насколько он уверен в своих силах. Не стоит гулять в опасных местах или идти гулять с людьми, с которыми он не чувствует себя в безопасности.
  • Научите подростка не заходить в лифт с незнакомцами и не ходить на вечеринки к незнакомым людям.

Подросток должен знать, к кому обращаться в ситуации опасности

  • Ребенок должен наизусть выучить номера телефонов, по которым он может позвонить в опасных ситуациях или тогда, когда ему понадобится помощь.
  • Подросток должен знать адрес ближайшего отделения полиции и больницы и то, как туда можно быстро добраться в случае необходимости.

Когда ваш ребенок переживает трудности подросткового возраста, вам тоже приходится непросто. Но подростковый возраст – хорошее время для того, чтобы поделиться с ним своими тревогами. Это даст ему понять, как сильно вы его любите и как сильно о нем заботитесь. Так он станет более ответственным и начнет заботиться о собственной безопасности.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 4 оценок.

Ссылки по теме:

Facebook

Twitter

Вконтакт

Google+

Развитие ребенка28.07.2017

childdevelop.ru

Уроки Благополучия. Как научить подростка самостоятельности

Самый трудный возраст в жизни – подростковый. Именно в это время личность человека взрослеет, и он ищет себя в этом мире. Это уже не ребенок, а практически полностью сформированная личность, к которой необходимо относиться соответственно.

В 11 лет у ребенка уже полностью сформирован характер. И в этом возрасте родителям необходимо кардинально менять схему поведения с ним. Если продолжать относиться к нему, как к ребенку, то с большой долей вероятности чадо вырастет инфантильным и безынициативным. Тогда родители обречены тащить ребенка на своих плечах еще очень долгое время.

Согласитесь, почти у каждого у нас есть знакомый (или знакомая), который живет с родителями, не слишком стремится зарабатывать деньги и реализовать себя. Ему комфортно в состоянии «вечного ребенка». И это на 100% ошибка родителей, которые вовремя не поняли, что их ребенок взрослеет.

Почему подростковый возраст настолько важен для развития личности

Один из психологов сказал: «Я верю, что человек может быть счастлив в 5 или 35 лет. Но рассмеюсь в глаза тому, кто скажет, что человек может быть счастлив в 15».

Дело в том, что в подростковом возрасте человек частично или полностью окунается во взрослую жизнь. И он занимается поиском своего места в ней, учится достигать успеха и поставленных целей. 

Задача родителей – научить ребенка самостоятельности. И дело даже не в том, чтобы уметь разогреть или приготовить себе завтрак или сходить в магазин (хотя это тоже важная часть). Подросток должен научиться мыслить самостоятельно, независимо от мнения других.

Вспомните, как мы разговариваем с маленькими детьми. Мы можем запретить им трогать что-нибудь, ограничить их передвижение или действия. И это считается нормальным. Но для подростка любые ограничения и рамки автоматически будут расценены как угроза личности, даже если они идут от родителей. И будьте уверены, что подросток обязательно поступит наперекор всем ограничениям. 

Именно поэтому девочки-отличницы влюбляются в байкеров, когда покидают родительский дом. Все их желания концентрируются на том, чтобы избавиться от рамок, установленных родителями. И рано или поздно им это удается. В противном случае общество получает гражданина, полностью зависимого от родителей. И такой «трутень» просто не способен на жизнь отдельно – он не умеет принимать самостоятельные решения.

Руководство для родителей подростка: 5 шагов

Итак, ваш ребенок 11 лет пришел к вам за советом. Эта ситуация очень важна, ведь от ваших действий зависит, как он будет относиться к вашим словам, советам и просьбам в дальнейшем. 

«Папа (мама), мне нужен твой совет». Следующие 30 минут определят качество вашего общения с ребенком на долгие годы вперед. И если сделать все правильно, вы сможете научить его самостоятельности и независимости.

Шаг 1. Выслушайте. 

Не пытайтесь что-либо говорить или сразу судить, не вникнув в ситуацию. Даже если она кажется вам глупой или бессмысленной, выслушайте до конца. Очень важно не перебивать ребенка, не выражать свое недовольство, не указывать ему на его глупость. Если ребенок не почувствует участия к своей проблеме, то он мгновенно закроется. И не факт, что в следующий раз он подойдет за советом. Даже наоборот – будьте уверены, что за советом он не придет.

Поэтому выслушайте полностью, и только после этого говорите, что вы думаете о ситуации.

Шаг 2. Рекомендуйте

Это ваша возможность передать житейскую мудрость своему ребенку. Расскажите, как бы вы поступили в ситуации. И обязательно используйте фразу «Я рекомендую…». 

Именно «рекомендую», а не «ты должен», «сделай так» и другие варианты указующих советов. Вы должны показать ребенку направление, в котором ему нужно думать и действовать. Важно, чтобы ребенок понял ваши аргументы и принял их к сведениям. 

Ни в коем случае не нужно переубеждать ребенка, используя родительский авторитет. Этим вы понизите его собственную значимость и значительно уменьшите шансы успешного разрешения проблемы.

Шаг 3. Разрешите действовать

После того, как вы высказали свое мнение, вы должны обязательно сделать акцент на том, что это ваше мнение. А ребенок имеет право сделать так, как он считает нужным. Помогите ему преодолеть неуверенность в себе.

Он может сделать по-вашему или нет. И важно здесь не вмешиваться в его действия. Он попросил совета – вы его дали. Все его дальнейшие действия – это его личная ответственность. Нужно, чтобы он это понимал. Ведь согласитесь, вы сами далеко не всегда слушаетесь советов других людей.

Вмешаться можно и нужно только в том случае, если действия ребенка могут нести угрозу его здоровью или жизни. В любом другом случае ответственность за решение должна в полной мере лежать на ребенке.

Шаг 4. Поддержите

Уже после того, как ребенок сделал определенные шаги к решению проблемы, нужно его поддержать.

Если проблема успешно разрешилась (вне зависимости от того, следовал ли ребенок вашим советам), необходимо похвалить его мудрость, высказать ему свою гордость. Не стесняйтесь сказать ему, что он молодец – это очень важно для самооценки ребенка.

Шаг 5. Анализируйте

Если по каким-то причинам он что-то сделал не так, важно не критиковать его действия. Ошибки может сделать каждый. В таком случае нужно поддержать его и попробовать разобраться в ситуации – что именно было сделано неправильно. 

«Давай разберемся, почему так произошло». От этой фразы начинается анализ действий ребенка. При этом старайтесь, чтобы ребенок сам размышлял над ситуацией и делал выводы. Вам же нужно только направлять ход его мыслей. 

Также необходимо мягко указывать на то, какие моменты не были учтены при принятии решений. А главное – нужно сделать выводы, чтобы не повторять подобных ошибок в будущем. Научите его преодолеть страх перед будущими ошибками.

Это один из самых важных этапов. Если его пропустить, то ребенок будет раз за разом наступать на одни и те же грабли, совершая те же ошибки. 

Вне зависимости от результата, нужно похвалить ребенка за самостоятельность. Ведь он принял решение и справился с его последствиями. Это уже достойно похвалы.

Эта простая и понятная схема позволит вам без давления на ребенка помочь разрешить ему любую жизненную ситуацию. Во-первых, он научится принимать решения самостоятельно. Во-вторых, сохранит доверие к вам как к человеку, который может помочь всегда.

Пользуйтесь, и пусть ваши отношения с детьми будут основанными на доверии и взаимопонимании.

Также рекомендую прочитать:

Всех вам благ!С любовью и уважением, Евгений Дейнеко. 

© Евгений Дейнеко

deyneko.tv

Как научить подростка быть самостоятельным и ответственным

Как научить подростка быть самостоятельным и ответственным

Когда в 7-10 лет ребенок не вступает в конфликты с родителями, безропотно выполняет их все просьбы и без разрешения ничего не делает, родители с гордостью говорят У нас послушный ребенок. Но когда ребенок ведет себя так же в 14-16 лет, родители раздражаются: Ну нельзя же быть таким несамостоятельным.

Как приучить ребенка к самостоятельности, справиться с его инфантильностью?

Начнем с того, что дети не рождаются безвольными. Их делает такими воспитание в семье. Вы с раннего возраста чрезмерно опекали свое чадо, контролировали каждый его шаг и решали за него что и когда делать, какую одежду носить и так далее? Что ж, в таком случае ждать, что в одно мгновение ребенок станет самостоятельной личностью нечестно. Как научить подростка быть самостоятельным и избавиться от инфантильности? Начните поэтапно приучать принимать решения и отвечать за их последствия.

Регулярно создавайте для подростка ситуации, когда ему нужно самостоятельно сделать выбор. Начните с простых вещей. Например, ребенку нужны джинсы или другая одежда. В магазин вы можете идти вместе, даже можете высказать свое мнение, но только по поводу велико мало и определить максимальную сумму. Все остальное представьте решать ребенку. Точно также стоит оставить право решающего слова при выборе интерьера для своей комнаты или наряда для вечеринки.

Если ребенок никак не может определиться, помогите ему. Например, предложите посчитать плюсы и минусы, подумать о практичности и так далее. То есть научите делать выбор не импульсивно, а обдуманно. Вполне вероятно выбор ребенка не доставит вам удовольствия. Но будьте последовательны, если уж предложили самому решать, то уважайте это решение.

Ваше чадо решило самостоятельно погладить себе рубашку, приготовить яичницу или что-то другое. Естественно, что первые попытки будут не самыми удачными. Не бросайтесь тут же делать все за него, а критикуйте только конструктивно без перехода на личности (криворукий, балбес и т. п.).

Чадо собирается на прогулку и надел одежду явно не по погоде. Не командуйте: сними это, и надень то, спокойно предложите взглянуть в окно и на градусник, затем поинтересуйтесь: ты уверен, что не замерзнешь (не промокнешь, не будет жарко)? Если ребенок уверен в своем выборе — не отговаривайте.

Начните с малого — планирования дел на день. Например, после школы вынести мусор и пропылесосить до 16 часов, а сделать уроки до 20-00. Это с одной стороны поможет чаду контролировать себя, а с другой стороны — даст относительную свободу.

Учите планировать и более долгосрочные задачи. Например, у подростка проблемы с иностранным языком или хромает успеваемость по другим предметам. Обсудите вместе, как исправить положение. Можно каждый день заучивать по 20 новых слов или решать по 2 задачи. Каждый день интересуйтесь его успехами в этом направлении.

Ничто так не дисциплинирует и не приучает к ответственности, как покупка продуктов для семьи. Начинайте с малого — прежде чем отправиться в магазин, составьте список необходимого и привлекайте к этому ребенку. Пусть он сам заглянет в холодильник и оценит его содержимое — кончились йогурты, нет масла и так далее. Для начала сходите в магазин вместе, а в последствии доверяйте делать определенные покупки ему. Иногда просто оставляйте ребенку список и деньги, а иногда дайте ему возможность проявить инициативу и оценить необходимость в том или ином: посмотри, хлеба и молока хватит на завтра?

У подростков может быть свое видение некоторых вещей или отношение к событиям. Поощряйте его высказывать свои мысли, даже если они расходятся с вашими. Что ты думаешь о наших новых соседях? Тебе нравится новая прическа Кати? Ты слышал про тот случай? Как думаешь, что там случилось на самом деле? Поощряйте ребенка высказывать свое мнение, а если с ним не согласны, то дискутируйте, как со взрослым человеком, без насмешек.

У вас ожидаются гости или просто не знаете что приготовить на обед? Почему не поинтересоваться мнением подростка по поводу блюд, а заодно привлечь к их приготовлению?

Планируете семейный отдых на курорте? Резонно спросить мнение ребенка и учесть его. Кстати, укладывая чемоданы, представьте ему самостоятельно сложить свои вещи. В крайнем случае, вы всегда сможете доложить недостающее.

Не факт, что на начальном этапе новых взаимоотношений ваш ребенок тут же начнет проявлять самостоятельность и инициативу. Но если вы не будет отступать от намеченных действий ежедневно, и при этом будете доброжелательны (в конце концов, это вы его таким воспитали), то такое отношение постепенно войдет в привычку. Со временем подросток научится сам принимать решения и станет более ответственным.

o-detyah.ru

Как научить подростка ответственности?

18.07.2015Как приучить подростка к ответственности?

Глобальный вопрос, на который не каждый взрослый ответит своей жизнью. Многие люди все время бегут от ответственности: на работе, дома, вообще, где только можно. Кто-то не берет более высокооплачиваемую работу только потому, что боится ответственности и риска. В современном мире тот, кто не рискует и не берет ответственность на себя, остается ни с чем. Поэтому очень важно научить ребенка отвечать на свои поступки. Как это сделать?

Школьные оценки

Можно начать смолоду, например, возложить ответственность за оценки на самого ребенка. Учится плохо – лишать каких-то радостей (но не слишком больших), если учится хорошо – поощрять (необязательно деньгами). Вообще, как мы думаем, многие родители это практикуют, не задумываясь о том, что на самом деле учат ребенка ответственности за свои поступки, и к тому же он старается хорошо учиться.

Спортивные секции и соревнования

Если ребенка отдать с спортшколу, то он будет учиться  а) ответственности и б) умению работать в команде. Причем совершенно все равно командный это вид спорта или индивидуальный. Девочка (или мальчик) будет все равно ответственна за каждый свой шаг, ибо существуют другие люди, показатели и т.д.

Кроме того, приобщение ребенка к спорту имеет само по себе как минимум два преимущества: оно укрепит тело вашего чада и воспитает в нем боевой дух – бесценные качества для человека любого времени.

Ответственные задания

Парадокс, но чем меньше мы будем относиться к ребенку как к ребенку, тем быстрее он станет взрослым и ответственным. Один из методов ставить перед ребенком определенные не слишком сложные задачи, с которыми он, с одной стороны, может справиться, а с другой стороны, выработать у себя уверенность  и ответственность за свои действия перед окружающими. Какие именно это действия?

Сложно сказать, ибо надо отталкиваться от возможностей отдельно взятого ребенка. Можно, например, научить его готовить или посылать с разными поручениями к бабашке с дедушкой, как в сказке «Красная шапочка». Другими словами, задания для своего чада родители выбирают сами, и они ограниваются только индивидуальными способностями сына или дочери и фантазий и чувством меры предков.

«Нет мудрее педагога, чем наша собственная жизнь» (И. Тальков)

Есть и более жестокий способ для подростка научиться ответственности (но родителям его лучше не практиковать) – это потерять что-то очень ценное для себя. Когда человек теряет что-то важное или упускает возможность, то он через боль и страдание учится больше не делать так, чтобы потери повторялись. Чем опасен такой метод?

Тем, что он сулит человеку незаживающие душевные раны и психологические комплексы. Но (если это немного успокоит читающих) жизнь все равно наносит людям раны (душевные и телесные) и коверкает психологически, но в итоге делает их более жизнеспособными, чем они были до того. Только через потери и боль человек может открыть о себе правду. Ответственность очень важна в современном мире, потому что все больше людей забывают о ней, стараются жить в свое удовольствие, не особенно заботясь о будущем.

Молодые семьи распадаются, как только возникают первые проблемы, и люди не хотят ничего решать, им проще все бросить и начать все заново с еще одним человеком, не думая о том, что с другим будет вся та же история, так как дефект находится в них самих. Этот изъян – неумение и нежелание брать на себя ответственность и принимать решения, а начинается все в детстве с попустительства родителей.

Рейтинг статьи: 3127 просмотров

Автор: психолог Валентин Мануковский

geo-storm.ru