Урок литературы в 7 классе "Предания - поэтическая автобиография народа". Как написать предание по литературе 7 класс


Урок литературы в 7 классе "Предания

Тема урока: «Предания – поэтическая автобиография народа»

Класс: 7

Предмет: литература

Дидактические характеристики урока

  1. Целевой компонент.

Педагогические цели:

  • создание условий для формирования универсальных учебных действий (УУД): личностных, метапредметных, предметных;

  • развитие логического и критического мышления, умения отбирать материал, аргументировать свою точку зрения;

  • удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников;

  • формирование предметных знаний и умений.

Предметные цели:

  • знакомство с новым для учащихся фольклорным жанром и его особенностями;

  • обучение написанию сочинения-рассуждения;

  • работа над средствами выразительности;

Ожидаемые результаты

      • ученик способен построить произвольное и осознанное речевое высказывание;

      • ученик может осуществить выбор оснований и критериев для сравнения;

      • ученик может построить логическую цепь рассуждений;

      • ученик может выдвигать гипотезы и их обоснование;

      • ученик способен формулировать проблемы.

      • ученик может планировать свою деятельность;

      • ученик способен с достаточной точностью выражать свои мысли.

  • Предметные

    • ученик может проводить анализ преданий;

    • ученик способен находить и систематизировать информацию в научном тексте;

    • ученик может написать сочинение-рассуждение по литературоведческому высказыванию.

  1. Педагогическая технология – проблемно-диалоговое обучение.

  2. Методы обучения:

  • метод проблемного изложения;

  • частично-поисковый;

  • репродуктивный;

  • творческий.

  1. Средства обучения:

  1. Организационные формы:

План урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Сообщение темы и целей урока

Организация побуждающего к гипотезам диалога

  1. Записывают тему в тетрадь.

  2. Формулируют цели и задачи урока, планируют работу.

Предания – поэтическая автобиография народа

Организация проблемного диалога, в ходе которого ученики анализируют предания, знакомятся с новыми терминами.

  1. Выдвигают и доказывают гипотезы о происхождении, значении термина «предания», особенностях данного жанра фольклора, тематике произведений.

  2. Выразительно читают предания.

  3. Анализируют предания.

  4. Читают, анализируют статью учебника, систематизируют полученную информацию.

  5. Узнают новый термин – «лиризм»

Домашнее задание

Написание сочинения-рассуждения

Организация самостоятельной работы по написанию сочинения-рассуждения

Работают самостоятельно: пишут сочинение-рассуждение.

Рефлексия

Организация подведения итогов

  1. Формулируют учебную проблему.

  2. Формулируют новое знание.

  3. Вспоминают, какая работа помогла совершить «открытие».

Ход урока

Сообщение темы и целей урока

Знать историю и культуру своей страны — обязанность всех, населяющих территорию государства, ибо древние мудрецы говорили: «Кто не помнит своего прошлого, не имеет и будущего».

  • Чему будет посвящён сегодняшний урок?

  • Тема нашего урока – предания.

  • Как вы думаете, в каком разделе находится данная тема?

  • Как по-другому называется УНТ?

  • Кто автор фольклора?

  • Назовите жанры фольклора.

  • Сформулируйте цели сегодняшнего урока. Что мы должны узнать, чему научиться, что сделать?

  • Узнать, что такое предание.

  • Познакомиться с особенностями данного жанра фольклора.

  • Познакомиться с произведениями, написанными в этом жанре.

  • Познакомиться со своеобразием языка преданий.

Предания – поэтическая автобиография народа

  1. Предание как жанр фольклорной прозы

Предание — это то, что нам передали из уст в уста, из поколения в поколение, стремясь сохранить что-то важное для потомков (поэтому и значение приставки пре- равно значению приставки пере-).

Ученые считают, что предание — это созданный устно рассказ, имеющий установку на достоверность, основное содержание которого составляет описание реальных или вполне возможных фактов. Предание даёт объяснение или пояснение причин каких-либо событий или существования какого-либо факта. Т.о., предание - широко известный в народе устный эпический рассказ с установкой на правдоподобное объяснение реальных фактов прошлой истории, быта.

Предания говорят о достоверных памятных событиях истории, о деяниях реально живших людей, содержат объяснение какого-то явления, названия, обычая.

К преданиям можно отнести устный рассказ о расселении славян, отраженный впоследствии в летописях русского народа, а также повествования «Призвание варяжских князей», «Смерть Олега». В преданиях часто говорится об известных событиях прошлого:

  • о завоевании Сибири казачьим атаманом Ермаком;

  • об основании Петром Первым Санкт-Петербурга;

  • о переходе Суворова через Альпы;

  • о походе Наполеона в Россию 1812г. и другие.

  1. Предание «Воцарение Ивана Грозного».

  • О ком/чём это предание? (о воцарении Ивана IV, за жестокость прозванного Грозным.)

  • Соответствует ли исторической действительности это предание? Что хотел объяснить нам автор предания?

  1. Предание «Сороки-ведьмы».

  • Каким предстает перед нами Иван IV?

  • С какой целью он решил уничтожить колдовство? («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете…»)

  • Что хотел объяснить нам автор предания?

  1. Всё ли является правдой в преданиях?

В преданиях далеко не всегда сообщаются достоверные сведения. В них много домысла. Так, рассказывались предания о том, что в древности жили не обыкновенные люди, а исполины, великаны. Поэтому на местах сражений русских с врагами будто бы можно было найти кости огромной величины.

  • Почему мы не можем назвать предания сказкой? Сказом? Легендой?

  • Почему же в преданиях появляется вымысел?

  1. Предание «Петр и плотник»

Безусловно, на справедливость Петра. Если взялся за работу, не важно, кто ты: царь, ремесленник или крестьянин – выполнять эту работу нужно хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его, и тогда будет тебе за эту работу вознаграждение. Вознаградил и царь плотника.

hello_html_m101d787f.png

Царь-плотник — памятник Петру I, установленный на Адмиралтейской набережной в 1996 году. Скульптор Л. А. Бернштам. «Царь-плотник» является копией памятника Петру I, установленного в 1911 году в Нидерландах

hello_html_1af6e930.jpg

Памятник Петру I — бронзовая скульптура на гранитном постаменте, находящаяся в Петровском сквере Воронежа. Памятник был торжественно открыт 30 августа 1860 года. До его появления были только такие известные памятники, как Медный всадник, памятник перед Михайловским замком и скульптура в Кронштадте. На пьедестале из накладных бронзовых букв выполнены надписи: «Императору Петру Великому. 1860» (на лицевой стороне) и «Воронежские дворяне и граждане» (на задней стороне).

  1. Работа по учебнику

Откройте учебник «Литература. 7 класс» на с. 7—8, статья «Предания».

— Расскажите, что нового вы узнали о преданиях из статьи учебника.

Домашнее задание

— Дома прочитайте статью из учебника еще раз самостоятельно. В своих тетрадях запишите, какие большие циклы преданий выделяются в русском фольклоре. Будет замечательно, если вы сможете включить в свою работу не только информацию, прочитанную в учебнике, но и те сведения, которые узнали на уроке.

Написание сочинения-рассуждения

Обратимся к первому предложению статьи учебника: «Предания – поэтическая автобиография народа». Как вы его понимаете?

  • Что такое биография? Автобиография? Кто её пишет?

  • Почему предания названы автобиографией? (Народ сам создаёт свою историю, свою биографию, рассказывая об исторических событиях и лицах.)

  • Какой эпитет у слова «биография» в данном высказывании? (поэтическая)

  • Что он обозначает?

  • Чем поэзия отличается от прозы помимо внешней формы? (лиризмом)

Лиризм – прямое, открытое выражение эмоций, чувств, настроений персонажей и автора в художественном произведении. Лиризм может быть свойством произведения любого рода литературы.

Поэтическая автобиография – это биография, наполненная лиризмом.

  • Давайте ещё раз повторим, какими чувствами и настроениями проникнуты прочитанные нами предания.

  • А теперь напишем сочинение-рассуждение по данному высказыванию.

Я согласна с высказыванием Н Криничной: «Предания – поэтическая автобиография народа». Попробую его доказать на основе прочитанных преданий.

Во-первых, автобиография – это художественное описание автором собственной жизни. Различные циклы преданий позволяют увидеть историю жизни народа, их создавшего: расселение славян, призвание варяжских князей, цикл сказаний об Иване Грозном, Петре Первом и многие другие. Во-вторых, предания проникнуты лиризмом: мы чувствуем восхищение сказителя справедливостью Петра Первого в предании «Пётр и плотник».

Таким образом, я доказала, что предания как фольклорный жанр поэтически передают историю народа, им же и созданную.

Рефлексия

  • Какие цели мы поставили в начале урока?

  • Все ли их выполнили? Что нам помогло в этом?

  • Какое новое знание вы открыли?

infourok.ru

Методическая разработка урока литературы на тему "Предания", презентация(7 класс)

Методическая разработка

урока литературы в 7 классе по теме «Предания»

Цель: знакомство с понятием «предание», использованием этого жанра фольклора в произведениях писателей, знакомство с героями — государственными деятелями.

Методические приемы: краткий пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение.

Оборудование: мультимедийная презентация, проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературы. Помимо учебника, нам понадобится тетрадь для выполнения необходимых записей. Все готовы к работе?

  1. Сообщение темы урока. Целеполагание.

  • Тема нашего урока «Предания» (Слайд 1). Запишите её в тетрадь.

  • Подумайте, чему мы будем учиться? (Ответы детей.)

- Цели урока вынесены на слайд для того, чтобы в конце нашей кропотливой работы над преданиями мы смогли определить, всё ли задуманное успели сделать. Познакомимся с ними – Слайд 2.

III. Изучение нового материала.

  1. Слово учителя.

- Удивительное путешествие по волшебному миру литературы мы начинаем с устного народного творчества, с фольклора.

- Знаком ли вам этот термин? (Дети отвечают. Слайд 3).

- История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества и связана с мифологическими представлениями человека о мире. У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны, французские трубадуры и т.д. Ещё в XVI в. на Руси даже при царском дворе держали сказочников, которые знали на память до десяти произведений.

- А теперь вспомним теорию литературы. (Слайд 4.) Как и авторские произведения, фольклорные делятся на 3 рода: эпические, лирические и драматические. Каждый из родов имеет свои жанры (Слайд 4). Наиболее древними жанрами являются былины, легенды, песни, отражающие религиозные представления и верования; позднее возникли исторические песни и народные баллады. Перенесите информацию со слайда в тетрадь.

- Как вы уже знаете, сегодня мы будем работать над преданиями. С этим жанром вы познакомились ранее. Какие предания вы помните? Может быть, кто-то попытается дать определение этому понятию? (Слайд 5.) Запишите определение в тетрадь.

- Создателями этой литературы были простые крестьяне, ремесленники, мелкое духовенство. В древности, когда сама земля еще была молода, к преданиям относились очень серьезно. Они представляли собой историю рода, государства. Старшее поколение бережно передавало эти рассказы молодым, чтобы они также трепетно хранили их, передавая из уст в уста. И хотя предания порой до краев наполнены вымыслом, они все же четко отражают сущность событий.

— Какова же была основная тема «устной живописи»? На что обращают наше внимание народные сказители? Обратимся к «преданьям старины глубокой».

2. Проверка д/задания (выразительный пересказ преданий) + аналитическая беседа по произведениям.

1) – Дома вы познакомились с преданиями из цикла жизни Ивана Грозного и Петра I. Начнём работу над этими произведениями. Коротко перескажите предание «Воцарение Ивана Грозного». (Cлайд 6.)

(1 ученик пересказывает + оценивание выступления)

- Кто герой предания? (Иван IV.) За что народ, согласно преданию, прозвал его Грозным? (За жестокость.)

- Как вы думаете, соответствует ли сюжет действительности? (Нет.)

- Этот сюжет полностью вымышлен. В действительности же трехлетний Иван IV унаследовал престол от отца Василия III. Предание «Воцарение Ивана Грозного» отражает сочувственное отношение народа к царю как к борцу с противопоставленным ему боярством, завоевателю Казанского ханства.

2) Краткий пересказ предания «Сороки-ведьмы» (1 ученик пересказывает + оценивание выступления).

— Каким предстает перед нами Иван IV?

— С какой целью он решил уничтожить колдовство? Найдите цитату в тексте предания. («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете...»)

- В предании «Сороки-ведьмы» народ показывает свое негативное отношение к колдовству и чародейству. В нем также отражается веяние нового времени — борьба самого царя с нечестью. Этот мотив выражен очень ярко.

3) - Не менее интересен и такой персонаж преданий, как Петр I. (Слайд 7). Обратимся к преданию «Петр и плотник». (1 ученик пересказывает + оценивание выступления.)

— Каким человеком предстает перед нами Петр? (Если плохо исполняешь свое дело, плохо знаешь ремесло, то терпи и учись прилежно. За науку надо благодарить.)

— На что обращает внимание народный сказитель? (На справедливость царя. Взялся мужик ли, царь ли за работу — делай хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его.)

III. Изучение новой темы (с. 7—8).

1. Чтение статьи «Предания».

2. Беседа по вопросам.

- Что нового узнали из статьи?

- Кто чаще всего является героями преданий?

- Откуда взяты эти строки? (Слайд 8.)

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету...

В начале поэмы и в конце ее:

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой!

(А. С. Пушкин «Руслан и Людмила».)

- Ребята, для чего я зачитала эти строки? (Ответы детей.)

- Вывод: предания использовались поэтами для создания произведений; предания запечатлевали для последующих поколений образы героев и исторические события.

- Предания принято делить на 2 группы (слайд 10): исторические и топонимические. С первой группой мы с вами сегодня познакомились: герои Иван Грозный и Петр I - исторические. Вторая группа преданий - топонимические - древняя, популярная в народе разновидность преданий. Они представляют собой рассказы о географических объектах (местностях, реках, озерах, горах и проч.) и населенных пунктах. 

- Послушайте внимательно топонимическое предание, записанное в Саратовском крае академиком А. А. Шахматовым. (Учитель читает.)

«Я слышал от старых людей насчет одного места, что там жил Стенька Разин. Это место и теперь можно очень хорошо узнать: огромная гора, похожая на двор, имя ее теперь - Каменный двор, на середине ее бугор, на бугре дубовый лесок, а на самой середине, на вершине около бугра, три березы, под березами родник. Старики говорят, что на том самом месте жили разбойники, а наружная сторона той горы с одной стороны похожа на ворота. А вокруг нее как есть двор. По самой вершине горы - лесок, словно крыша, в низ ее словно каменная стена. Эту стену называют лицевою стороной Каменного двора. В стороне от этого двора расположены высокие горы... Имя этих гор - Караульные горы. Старики рассказывают, что когда жил Стенька Разин, то разбойники на этих горах подкарауливали проезжих по дороге, и будто оттуда сквозь землю была протянута цепь. Как только увидят проезжающих, они и дернут эту цепь, а к кольцу этой цепи был привязан колокол. Как услышат их товарищи этот колокол, они и выйдут на дорогу. А еще дальше к большой дороге есть овраг по имени Банный овраг, будто они ходили туда париться в баню».

- Скажите, о каких географических объектах говорилось в предании? (О Каменном дворе и Караульных горах, Банном овраге.)

IV. Подведение итогов урока + оценивание учащихся за анализ преданий.

- Вспомните, какие цели в начале урока мы ставили. (Вернуться по ссылке на слайд 2.) Достигли мы их? (Нажать на стрелку для перехода на слайд №11 «Итоги урока».)

- Что нового узнали на уроке? Что понравилось? Какой вид работы вызвал у вас затруднение?

- Подводя итог по теме «Предания», хочется сказать следующее: все свои надежды, представления, суждения, мечты и страхи вложил народ в устное творчество. Но самое главное, пожалуй, это то, что, читая «преданья старины глубокой», в каждом слове мы ощущаем великую русскую душу, глубоко чувствующую и переживающую историю своей Родины.

V. Домашнее задание (слайд 12): стр. 7-8 пересказ, знать записи в тетради, подготовить выразительное чтение баллады «Вольга и Микула Селянинович» (стр. 17-23).

infourok.ru

Список литературы для летнего прочтения 7 класс Предание

Список литературы для летнего прочтения 7 класс

Предание «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки –Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины «Вольга и Микулы Селянинович» «Илья Муромец и Соловей –разбойник» «Садко»

Карело- финский эпос « Калевала»

Пословицы и поговорки (на разные темы)

Из древнейрусской литературы «П олучение» Владимира Монамаха, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Повесть временных лет» «О пользе книг»

Из литературы 18 века Михаил Васильевич Ломоносов. «К статуе Петра Великого» « Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизавета Петровны 1747 года» (отрывок), Гавриил Романович Державин «Река времен в своем стремленьи…» «На птичку…» «Признание»

Из русской литературы 19 века А.С. Пушкин «Полтава»(полтавский бой) «Медный всадник» «Песнь о вещем Олеге» «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре) «Станционный смотритель» М.Ю. Лермонтов « Песня про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова» лирика « Когда волнуется желтеющая нива» «Молитва», «Ангел» Н.В. Гоголь повесть «Тарас Бульба» И.С. Тургенев «Бирюк» Стихотворение в прозе «Русский язык» «Близнецы» «Два богача» Н.А. Некрасов «Русские женщины» «Размышление у парадного подъезда» А. К. Толстой «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» М.Е. Салтыков – Щедрин «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил» « Дикий помещик» Л.Н.Толстой «Детство» И.А Бунин «Цифры» «Лапти» А.Н. Чехов «Хамелеон» «»Злоумышленник» «Размозня»

Стихотворение русских поэтов о родной природе

В.Жуковский «Приход весны» И.Бунин «Родина» А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край..» «Благовест»

Из русской литературы 20 века

М.Горький «Детство» «Старуха Изергиль» В.Маяковский « Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» «Хорошее отношение к лошадям» Л.Андреев « Кусака» А.П. Платонов « Юшка» «Прекрасном яростном мире» Б.Л. Пастернак лирика « Июль» « Никого не будет в доме…»

На дороге войны

А.Ахматова, К.Симонов А.Твордовский, А.Сурков Н.Тихонов и др (стихи о войне)Ф.А.Абрамов « О чем плачут лошади» Е.И.Носов «Кукла» (Акимыч) «Живое пламя» Ю.П.Казаков «Тихое утро»

Стихотворение о родине родной природе

В.Брюсов, Ф.Сологуб,С.Есенин, Н Заболодский, Н.Рубцов (избранное) А.Т.Твордовский «Снега потемнееют синие..» «Июль- макушка лета..» « На дне моей жизни» Д.С. Лихачев « Земля родная» (главы из книги) М.Зощенко «Беда»

Песни на слова русских поэтов 20 века

А.Вертинский «Доченька» И. Гофф « Русское поле» Б. Окуджава « По смоленской дороге»

Из литературы народов России

Р.Гамзатов « Опять за спиной родная земля» «Я вновь пришел сюда и сам не верю» «О моей родине»

Из зарубежной литературы

Р. Бернс «Честная бедность» Д.Гордон Байрон «Ты кончил жизни путь, герой» Японские хокку О.Генри «Дары волхов» Р.Дуглас Бредбери «Каникулы»

l.120-bal.ru

Предание как поэтическая автобиография народа.

Урок 2. 7 класс

Тема: Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. Цели: знакомство с понятием «предание», использованием этого жанра фольклора в произведениях писателей; знакомство с героями преданий – государственными деятелями, развитие навыков аналитической беседы, воспитание интереса к устному народному творчеству.

Планируемые УУД

Познавательные: умение структурировать полученные знания, анализировать объекты с целью выделения определенных признаков, построение логических рассуждений.

Коммуникативные: умение слушать, высказывать свою точку зрения, умение строить продуктивное сотрудничество со сверстниками.

Регулятивные: коррекция и волевая саморегуляция

Личностные: действия смыслообразования

Методические приемы: краткий пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение Ход урока

I. Организационный момент.

II. Формирование новых понятий.

1. Слово учителя.

Удивительное путешествие по волшебному миру литературы мы начинаем с устного народного творчества, с фольклора.

Создателями этой литературы были простые крестьяне, ремесленники, мелкое духовенство.

– Какова же была основная тема «устной живописи»?

– На что обращают наше внимание народные сказители?

Обратимся к «преданьям старины глубокой».

2. Задания.

1) Коротко перескажите предание «Воцарение Ивана Грозного».

– Кто  герой  предания?  (Иван IV, за жестокость прозванный Грозным.)

2) Краткий пересказ предания «Сороки-ведьмы».

– Каким предстает перед нами Иван IV?

– С какой целью он решил уничтожить колдовство? («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете…»)

3) Пересказ предания «Петр и плотник».

– Каким человеком предстает перед нами Петр? (Если плохо исполняешь свое дело, плохо знаешь ремесло, то терпи и учись прилежно. За науку надо благодарить.)

– На что обращает внимание народный сказитель? (На справедливость царя. Взялся мужик ли, царь ли за работу – делай хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его.)

III. Работа с учебником (с. 7–8).

1. Чтение статьи «Предания».

2. Беседа по вопросам.

– Что же называется преданием? (Это устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающихся из поколения в поколение.)

– Кто чаще всего является героем  преданий?

– Откуда взяты эти строки?

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету…

В начале поэмы и в конце ее:

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой!

                (А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила».)

Вывод. Предания использовались поэтами для создания произведений; предания запечатлевали для последующих поколений образы героев и исторические события.

IV. Рефлексия

– Что вы узнали о преданиях по статье, которую прочитали?

– Какие  былины  и  предания  были  прочитаны  вами  в  предыдущих классах?

– Какие славянские мифы вы прочитали в V и VI классах?

Домашнее задание: прочитать статью учебника, подготовить пересказ преданий.

kopilkaurokov.ru

Разработка урока литературы в 7 классе "Предания"

Методическая разработка

урока литературы в 7 классе по теме «Предания»

Цель: знакомство с понятием «предание», использованием этого жанра фольклора в произведениях писателей, знакомство с героями — государственными деятелями.

Методические приемы: краткий пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение.

Оборудование: мультимедийная презентация, проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературы. Помимо учебника, нам понадобится тетрадь для выполнения необходимых записей. Все готовы к работе?

  1. Сообщение темы урока. Целеполагание.

  • Тема нашего урока «Предания» (Слайд 1). Запишите её в тетрадь.

  • Подумайте, чему мы будем учиться? (Ответы детей.)

- Цели урока вынесены на слайд для того, чтобы в конце нашей кропотливой работы над преданиями мы смогли определить, всё ли задуманное успели сделать. Познакомимся с ними – Слайд 2.

III. Изучение нового материала.

  1. Слово учителя.

- Удивительное путешествие по волшебному миру литературы мы начинаем с устного народного творчества, с фольклора.

- Знаком ли вам этот термин? (Дети отвечают. Слайд 3).

- История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества и связана с мифологическими представлениями человека о мире. У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны, французские трубадуры и т.д. Ещё в XVI в. на Руси даже при царском дворе держали сказочников, которые знали на память до десяти произведений.

- А теперь вспомним теорию литературы. (Слайд 4.) Как и авторские произведения, фольклорные делятся на 3 рода: эпические, лирические и драматические. Каждый из родов имеет свои жанры (Слайд 4). Наиболее древними жанрами являются былины, легенды, песни, отражающие религиозные представления и верования; позднее возникли исторические песни и народные баллады. Перенесите информацию со слайда в тетрадь.

- Как вы уже знаете, сегодня мы будем работать над преданиями. С этим жанром вы познакомились ранее. Какие предания вы помните? Может быть, кто-то попытается дать определение этому понятию? (Слайд 5.) Запишите определение в тетрадь.

- Создателями этой литературы были простые крестьяне, ремесленники, мелкое духовенство. В древности, когда сама земля еще была молода, к преданиям относились очень серьезно. Они представляли собой историю рода, государства. Старшее поколение бережно передавало эти рассказы молодым, чтобы они также трепетно хранили их, передавая из уст в уста. И хотя предания порой до краев наполнены вымыслом, они все же четко отражают сущность событий.

— Какова же была основная тема «устной живописи»? На что обращают наше внимание народные сказители? Обратимся к «преданьям старины глубокой».

2. Проверка д/задания (выразительный пересказ преданий) + аналитическая беседа по произведениям.

1) – Дома вы познакомились с преданиями из цикла жизни Ивана Грозного и Петра I. Начнём работу над этими произведениями. Коротко перескажите предание «Воцарение Ивана Грозного». (Cлайд 6.)

(1 ученик пересказывает + оценивание выступления)

- Кто герой предания? (Иван IV.) За что народ, согласно преданию, прозвал его Грозным? (За жестокость.)

- Как вы думаете, соответствует ли сюжет действительности? (Нет.)

- Этот сюжет полностью вымышлен. В действительности же трехлетний Иван IV унаследовал престол от отца Василия III. Предание «Воцарение Ивана Грозного» отражает сочувственное отношение народа к царю как к борцу с противопоставленным ему боярством, завоевателю Казанского ханства.

2) Краткий пересказ предания «Сороки-ведьмы» (1 ученик пересказывает + оценивание выступления).

— Каким предстает перед нами Иван IV?

— С какой целью он решил уничтожить колдовство? Найдите цитату в тексте предания. («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете...»)

- В предании «Сороки-ведьмы» народ показывает свое негативное отношение к колдовству и чародейству. В нем также отражается веяние нового времени — борьба самого царя с нечестью. Этот мотив выражен очень ярко.

3) - Не менее интересен и такой персонаж преданий, как Петр I. (Слайд 7). Обратимся к преданию «Петр и плотник». (1 ученик пересказывает + оценивание выступления.)

— Каким человеком предстает перед нами Петр? (Если плохо исполняешь свое дело, плохо знаешь ремесло, то терпи и учись прилежно. За науку надо благодарить.)

— На что обращает внимание народный сказитель? (На справедливость царя. Взялся мужик ли, царь ли за работу — делай хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его.)

III. Изучение новой темы (с. 7—8).

1. Чтение статьи «Предания».

2. Беседа по вопросам.

- Что нового узнали из статьи?

- Кто чаще всего является героями преданий?

- Откуда взяты эти строки? (Слайд 8.)

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету...

В начале поэмы и в конце ее:

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой!

(А. С. Пушкин «Руслан и Людмила».)

- Ребята, для чего я зачитала эти строки? (Ответы детей.)

- Вывод: предания использовались поэтами для создания произведений; предания запечатлевали для последующих поколений образы героев и исторические события.

- Предания принято делить на 2 группы (слайд 10): исторические и топонимические. С первой группой мы с вами сегодня познакомились: герои Иван Грозный и Петр I - исторические. Вторая группа преданий - топонимические - древняя, популярная в народе разновидность преданий. Они представляют собой рассказы о географических объектах (местностях, реках, озерах, горах и проч.) и населенных пунктах. 

- Послушайте внимательно топонимическое предание, записанное в Саратовском крае академиком А. А. Шахматовым. (Учитель читает.)

«Я слышал от старых людей насчет одного места, что там жил Стенька Разин. Это место и теперь можно очень хорошо узнать: огромная гора, похожая на двор, имя ее теперь - Каменный двор, на середине ее бугор, на бугре дубовый лесок, а на самой середине, на вершине около бугра, три березы, под березами родник. Старики говорят, что на том самом месте жили разбойники, а наружная сторона той горы с одной стороны похожа на ворота. А вокруг нее как есть двор. По самой вершине горы - лесок, словно крыша, в низ ее словно каменная стена. Эту стену называют лицевою стороной Каменного двора. В стороне от этого двора расположены высокие горы... Имя этих гор - Караульные горы. Старики рассказывают, что когда жил Стенька Разин, то разбойники на этих горах подкарауливали проезжих по дороге, и будто оттуда сквозь землю была протянута цепь. Как только увидят проезжающих, они и дернут эту цепь, а к кольцу этой цепи был привязан колокол. Как услышат их товарищи этот колокол, они и выйдут на дорогу. А еще дальше к большой дороге есть овраг по имени Банный овраг, будто они ходили туда париться в баню».

- Скажите, о каких географических объектах говорилось в предании? (О Каменном дворе и Караульных горах, Банном овраге.)

IV. Подведение итогов урока + оценивание учащихся за анализ преданий.

- Вспомните, какие цели в начале урока мы ставили. (Вернуться по ссылке на слайд 2.) Достигли мы их? (Нажать на стрелку для перехода на слайд №11 «Итоги урока».)

- Что нового узнали на уроке? Что понравилось? Какой вид работы вызвал у вас затруднение?

- Подводя итог по теме «Предания», хочется сказать следующее: все свои надежды, представления, суждения, мечты и страхи вложил народ в устное творчество. Но самое главное, пожалуй, это то, что, читая «преданья старины глубокой», в каждом слове мы ощущаем великую русскую душу, глубоко чувствующую и переживающую историю своей Родины.

V. Домашнее задание (слайд 12): стр. 7-8 пересказ, знать записи в тетради, подготовить выразительное чтение баллады «Вольга и Микула Селянинович» (стр. 17-23).

multiurok.ru

Урок литературы в 7 классе "Предания

Тема урока: «Предания – поэтическая автобиография народа»

Класс: 7

Предмет: литература

Дидактические характеристики урока

  1. Целевой компонент.

Педагогические цели:

  • создание условий для формирования универсальных учебных действий (УУД): личностных, метапредметных, предметных;

  • развитие логического и критического мышления, умения отбирать материал, аргументировать свою точку зрения;

  • удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников;

  • формирование предметных знаний и умений.

Предметные цели:

  • знакомство с новым для учащихся фольклорным жанром и его особенностями;

  • обучение написанию сочинения-рассуждения;

  • работа над средствами выразительности;

Ожидаемые результаты

      • ученик способен построить произвольное и осознанное речевое высказывание;

      • ученик может осуществить выбор оснований и критериев для сравнения;

      • ученик может построить логическую цепь рассуждений;

      • ученик может выдвигать гипотезы и их обоснование;

      • ученик способен формулировать проблемы.

      • ученик может планировать свою деятельность;

      • ученик способен с достаточной точностью выражать свои мысли.

  • Предметные

    • ученик может проводить анализ преданий;

    • ученик способен находить и систематизировать информацию в научном тексте;

    • ученик может написать сочинение-рассуждение по литературоведческому высказыванию.

  1. Педагогическая технология – проблемно-диалоговое обучение.

  2. Методы обучения:

  • метод проблемного изложения;

  • частично-поисковый;

  • репродуктивный;

  • творческий.

  1. Средства обучения:

  1. Организационные формы:

План урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Сообщение темы и целей урока

Организация побуждающего к гипотезам диалога

  1. Записывают тему в тетрадь.

  2. Формулируют цели и задачи урока, планируют работу.

Предания – поэтическая автобиография народа

Организация проблемного диалога, в ходе которого ученики анализируют предания, знакомятся с новыми терминами.

  1. Выдвигают и доказывают гипотезы о происхождении, значении термина «предания», особенностях данного жанра фольклора, тематике произведений.

  2. Выразительно читают предания.

  3. Анализируют предания.

  4. Читают, анализируют статью учебника, систематизируют полученную информацию.

  5. Узнают новый термин – «лиризм»

Домашнее задание

Написание сочинения-рассуждения

Организация самостоятельной работы по написанию сочинения-рассуждения

Работают самостоятельно: пишут сочинение-рассуждение.

Рефлексия

Организация подведения итогов

  1. Формулируют учебную проблему.

  2. Формулируют новое знание.

  3. Вспоминают, какая работа помогла совершить «открытие».

Ход урока

Сообщение темы и целей урока

Знать историю и культуру своей страны — обязанность всех, населяющих территорию государства, ибо древние мудрецы говорили: «Кто не помнит своего прошлого, не имеет и будущего».

  • Чему будет посвящён сегодняшний урок?

  • Тема нашего урока – предания.

  • Как вы думаете, в каком разделе находится данная тема?

  • Как по-другому называется УНТ?

  • Кто автор фольклора?

  • Назовите жанры фольклора.

  • Сформулируйте цели сегодняшнего урока. Что мы должны узнать, чему научиться, что сделать?

  • Узнать, что такое предание.

  • Познакомиться с особенностями данного жанра фольклора.

  • Познакомиться с произведениями, написанными в этом жанре.

  • Познакомиться со своеобразием языка преданий.

Предания – поэтическая автобиография народа

  1. Предание как жанр фольклорной прозы

Предание — это то, что нам передали из уст в уста, из поколения в поколение, стремясь сохранить что-то важное для потомков (поэтому и значение приставки пре- равно значению приставки пере-).

Ученые считают, что предание — это созданный устно рассказ, имеющий установку на достоверность, основное содержание которого составляет описание реальных или вполне возможных фактов. Предание даёт объяснение или пояснение причин каких-либо событий или существования какого-либо факта. Т.о., предание - широко известный в народе устный эпический рассказ с установкой на правдоподобное объяснение реальных фактов прошлой истории, быта.

Предания говорят о достоверных памятных событиях истории, о деяниях реально живших людей, содержат объяснение какого-то явления, названия, обычая.

К преданиям можно отнести устный рассказ о расселении славян, отраженный впоследствии в летописях русского народа, а также повествования «Призвание варяжских князей», «Смерть Олега». В преданиях часто говорится об известных событиях прошлого:

  • о завоевании Сибири казачьим атаманом Ермаком;

  • об основании Петром Первым Санкт-Петербурга;

  • о переходе Суворова через Альпы;

  • о походе Наполеона в Россию 1812г. и другие.

  1. Предание «Воцарение Ивана Грозного».

  • О ком/чём это предание? (о воцарении Ивана IV, за жестокость прозванного Грозным.)

  • Соответствует ли исторической действительности это предание? Что хотел объяснить нам автор предания?

  1. Предание «Сороки-ведьмы».

  • Каким предстает перед нами Иван IV?

  • С какой целью он решил уничтожить колдовство? («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете…»)

  • Что хотел объяснить нам автор предания?

  1. Всё ли является правдой в пред

www.infouroki.net

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по теме «Предания»

Методическая разработка

урока литературы в 7 классе по теме «Предания»

Цель: знакомство с понятием «предание», использованием этого жанра фольклора в произведениях писателей, знакомство с героями — государственными деятелями.

Методические приемы: краткий пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение.

Оборудование: мультимедийная презентация, проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературы.

  • Тема нашего урока «Устное народное творчество. Предания» (Слайд 1). Запишите её в тетрадь.

  • Подумайте, чему мы будем учиться? (Ответы детей.)

- Цели урока вынесены на слайд для того, чтобы в конце нашей кропотливой работы над преданиями мы смогли определить, всё ли задуманное успели сделать. Познакомимся с ними – Слайд 2.

III. Изучение нового материала.

  1. Слово учителя.

- Удивительное путешествие по волшебному миру литературы мы начинаем с устного народного творчества, с фольклора.

- Знаком ли вам этот термин? (Дети отвечают. Слайд 3).

- История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества и связана с мифологическими представлениями человека о мире. У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны, французские трубадуры и т.д. Ещё в XVI в. на Руси даже при царском дворе держали сказочников, которые знали на память до десяти произведений.

- А теперь вспомним теорию литературы. (Слайд 4.) Как и авторские произведения, фольклорные делятся на 3 рода: эпические, лирические и драматические. Каждый из родов имеет свои жанры (Слайд 4). Наиболее древними жанрами являются былины, легенды, песни, отражающие религиозные представления и верования; позднее возникли исторические песни и народные баллады. Перенесите информацию со слайда в тетрадь.

- Как вы уже знаете, сегодня мы будем работать над преданиями. С этим жанром вы познакомились ранее. Какие предания вы помните? Может быть, кто-то попытается дать определение этому понятию? (Слайд 5.) Запишите определение в тетрадь.

- Создателями этой литературы были простые крестьяне, ремесленники, мелкое духовенство. В древности, когда сама земля еще была молода, к преданиям относились очень серьезно. Они представляли собой историю рода, государства. Старшее поколение бережно передавало эти рассказы молодым, чтобы они также трепетно хранили их, передавая из уст в уста. И хотя предания порой до краев наполнены вымыслом, они все же четко отражают сущность событий.

— Какова же была основная тема «устной живописи»? На что обращают наше внимание народные сказители? Обратимся к «преданьям старины глубокой».

2. Проверка д/задания (выразительный пересказ преданий) + аналитическая беседа по произведениям.

1) – Дома вы познакомились с преданиями из цикла жизни Ивана Грозного и Петра I. Начнём работу над этими произведениями. Коротко перескажите предание «Воцарение Ивана Грозного». (Cлайд 6.)

(1 ученик пересказывает + оценивание выступления)

- Кто герой предания? (Иван IV.) За что народ, согласно преданию, прозвал его Грозным? (За жестокость.)

- Как вы думаете, соответствует ли сюжет действительности? (Нет.)

- Этот сюжет полностью вымышлен. В действительности же трехлетний Иван IV унаследовал престол от отца Василия III. Предание «Воцарение Ивана Грозного» отражает сочувственное отношение народа к царю как к борцу с противопоставленным ему боярством, завоевателю Казанского ханства.

2) Краткий пересказ предания «Сороки-ведьмы» (1 ученик пересказывает + оценивание выступления).

— Каким предстает перед нами Иван IV?

— С какой целью он решил уничтожить колдовство? Найдите цитату в тексте предания. («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете...»)

- В предании «Сороки-ведьмы» народ показывает свое негативное отношение к колдовству и чародейству. В нем также отражается веяние нового времени — борьба самого царя с нечестью. Этот мотив выражен очень ярко.

3) - Не менее интересен и такой персонаж преданий, как Петр I. (Слайд 7). Обратимся к преданию «Петр и плотник». (1 ученик пересказывает + оценивание выступления.)

— Каким человеком предстает перед нами Петр? (Если плохо исполняешь свое дело, плохо знаешь ремесло, то терпи и учись прилежно. За науку надо благодарить.)

— На что обращает внимание народный сказитель? (На справедливость царя. Взялся мужик ли, царь ли за работу — делай хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его.)

III. Изучение новой темы (с. 7—8).

1. Чтение статьи «Предания».

2. Беседа по вопросам.

- Что нового узнали из статьи?

- Кто чаще всего является героями преданий?

- Откуда взяты эти строки? (Слайд 8.)

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету...

В начале поэмы и в конце ее:

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой!

(А. С. Пушкин «Руслан и Людмила».)

- Ребята, для чего я зачитала эти строки? (Ответы детей.)

- Вывод: предания использовались поэтами для создания произведений; предания запечатлевали для последующих поколений образы героев и исторические события.

- Предания принято делить на 2 группы (слайд 10): исторические и топонимические. С первой группой мы с вами сегодня познакомились: герои Иван Грозный и Петр I - исторические. Вторая группа преданий - топонимические - древняя, популярная в народе разновидность преданий. Они представляют собой рассказы о географических объектах (местностях, реках, озерах, горах и проч.) и населенных пунктах. 

- Послушайте внимательно топонимическое предание, записанное в Саратовском крае академиком А. А. Шахматовым. (Учитель читает.)

«Я слышал от старых людей насчет одного места, что там жил Стенька Разин. Это место и теперь можно очень хорошо узнать: огромная гора, похожая на двор, имя ее теперь - Каменный двор, на середине ее бугор, на бугре дубовый лесок, а на самой середине, на вершине около бугра, три березы, под березами родник. Старики говорят, что на том самом месте жили разбойники, а наружная сторона той горы с одной стороны похожа на ворота. А вокруг нее как есть двор. По самой вершине горы - лесок, словно крыша, в низ ее словно каменная стена. Эту стену называют лицевою стороной Каменного двора. В стороне от этого двора расположены высокие горы... Имя этих гор - Караульные горы. Старики рассказывают, что когда жил Стенька Разин, то разбойники на этих горах подкарауливали проезжих по дороге, и будто оттуда сквозь землю была протянута цепь. Как только увидят проезжающих, они и дернут эту цепь, а к кольцу этой цепи был привязан колокол. Как услышат их товарищи этот колокол, они и выйдут на дорогу. А еще дальше к большой дороге есть овраг по имени Банный овраг, будто они ходили туда париться в баню».

- Скажите, о каких географических объектах говорилось в предании? (О Каменном дворе и Караульных горах, Банном овраге.)

IV. Подведение итогов урока + оценивание учащихся за анализ преданий.

- Вспомните, какие цели в начале урока мы ставили. (Вернуться по ссылке на слайд 2.) Достигли мы их? (Нажать на стрелку для перехода на слайд №11 «Итоги урока».)

- Что нового узнали на уроке? Что понравилось? Какой вид работы вызвал у вас затруднение?

- Подводя итог по теме «Предания», хочется сказать следующее: все свои надежды, представления, суждения, мечты и страхи вложил народ в устное творчество. Но самое главное, пожалуй, это то, что, читая «преданья старины глубокой», в каждом слове мы ощущаем великую русскую душу, глубоко чувствующую и переживающую историю своей Родины.

V. Домашнее задание (слайд 12):

  • Письменный ответ на вопрос «Каково отношение народа к событиям и героям преданий (на примере одного предания)?»,

  • Инд.задание: рассказ о собирателе былин.

multiurok.ru