Как правильно определить корень слова, какие правила? Как найти корень слова правило


определение, примеры, правила :: SYL.ru

О том, что такое корень слова, знать необходимо для того, что безошибочно делать морфемный разбор. Кроме того, от данного понятия русского языка зависит и корректное написание многих орфограмм, потому что правила гласят, что необходимо подобрать однокоренные слова. Что это такое? Расскажем в данной статье.

Любое слово русского языка можно расчленить на морфемы - значимые части. Одни из них заключают в себе грамматическое содержание, другие – лексическое. К последним и относится корень. Именно в этой части заключено лексическое значение.

Корень слова – это основная его часть. Действительно, лексема может существовать без приставки, суффикса, иметь нулевую флексию. А вот без корня это будет ничего не значащий набор букв или символов.

Приведем пример: в словах "заводь", "водный" есть приставка и суффикс, соответственно. Если мы уберем их, значение «нечто, связанное с водой» останется. А вот если убрать корень -вод-, то они перестанут быть таковыми. Таким образом, мы доказали, что именно корень – носитель основного смысла.

Эта морфема может быть свободной (существовать без других частей) и связанной (не иметь смысла без приставок, окончаний и суффиксов). Так, корень лексемы "забегать" – свободный (бег – значение слова можно определить), а вот у лексемы "вить" корень связанный -в-, потому что отдельно без флексии и суффикса - это просто ничего не значащий слог.

Слово без корня

Есть в русском языке одно уникальное слово, которое корня не содержит: "вынуть". Зная, что такое корень слова, сложно себе такое представить! Однако так было не всегда.

Этимологически у данного слова корень имеется, однако, он утратился в процессе эволюции языка. Оно раньше писалось по-другому – "вынять". Со временем язык развивался, стали возникать такие глаголы, как "сунуть", "дунуть", "тронуть". По аналогии с ними изменился и "вынять" – он стал писаться и произноситься как «вынуть». Так что теперь формально данная лексема состоит лишь из приставки вы-, суффикса -ну- и флексии -ть. Корень выделяется только этимологически.

Какие слова являются однокоренными

Однокоренные слова – это те, которые в составе имеют один и тот же корень, лексическое значение у них также схоже. Лексемы "беда" – "бедный" – "бедность" – "обеднеть" – однокоренные, потому что имеют одинаковый корень -бед-, обозначающий несчастье, обездоленность.

Приведем еще пример: корень слова "искать" совпадает с морфемами в словах "поиск", "разыскивать", "поисковик", "заискивать". Таким образом, все эти лексемы – однокоренные.

Однокоренные слова таят в себе угрозу сделать ошибку при их идентификации. Следует четко понимать, что у них помимо одинаковой общей части должно быть и схожее значение. К примеру, в словах "водить" и "подводник" корень один и тот же, -вод-. Однако, значение у данных слов разнится: водить – управлять транспортным средством, а подводник – тот, кто работает под водой. Таким образом, данные омонимичные корни не образуют пару однокоренных слов.

Также ошибкой будет выделять как однокоренные слова формы одного и того же слова: "нянчить" – "нянчила" – "нянчили". Это лишь глагол нянчить, употребленный в форме единственного или множественного числа и женского рода.

Как искать корень слова

Для того чтобы правильно выделить основные морфемы, недостаточно просто знать, что такое корень слова. Здесь необходимо грамотно уметь подбирать однокоренные, родственные слова.

Такие слова не обязательно принадлежат к определенной части речи, это могут быть все знаменательные. Так, однокоренными будут лексемы: "свет" – "светлый" – "светить" – "светло"; "зелень" – "зеленый" – "зеленеть" – "зелено"; "мир" – "мировой" – "мирить" – "мирно".

Как выделить корень слова? Правило гласит, что следует вникнуть в его лексическое значение, подобрать родственные слова и понаблюдать, какая часть у них повторяется. Таким образом легко можно понять, где находится основная морфема. Иногда помогает изначальное «отсечение» приставки, флексии и суффикса, особенно если они имеют один вариант.

Например, в слове "подорожник" приставка по- (она не имеет других вариантов и легко визуализируется) и суффикс ник-, который также очень характерен для существительных. Остается корень -дорож-. Докажем это, подобрав однокоренные слова: дорожка, дорожный.

Последний пример также показывает, что в корнях случается чередование. Это продиктовано историческим изменениями языка. Варьироваться могут как согласные, так и гласные звуки.

Дорога – дорожка.

Сухой - сушить.

Рука – ручка.

Собирать – собрать – соберу.

Умереть – умирать.

Блистательный – блестеть.

Зная, что такое корень слова и как его правильно искать, можно смело делать морфемный разбор таких слов, не боясь ошибиться.

www.syl.ru

Корень слова, что это такое?

Корень сло­ва — это его глав­ная зна­чи­мая часть, в кото­рой заклю­че­но общее зна­че­ние всех одно­ко­рен­ных слов.

Корень — главная морфема

Как глав­ная мор­фе­ма, корень объ­еди­ня­ет сло­ва по общ­но­сти их зна­че­ния, напри­мер:

водный — подводный — водяной — водник — подводник — водяни­стый.

Все эти сло­ва обо­зна­ча­ют пред­ме­ты или при­зна­ки, име­ю­щие отно­ше­ния к вод­ной сти­хии, так как в их мор­фем­ном соста­ве про­сле­жи­ва­ет­ся один и тот же корень вод-.

В сло­ве может быть один или два кор­ня

водный — водолаз — водосброс— водохранили­ще.

Следует раз­ли­чать сло­ва с сов­па­да­ю­щи­ми по зву­ча­нию и напи­са­нию кор­ня­ми, но раз­ны­ми по зна­че­нию:

  • гора — гористый — горный — горняк- горняц­кий;
  • угореть — загорать — перегореть — нагорать — пригореть.

В мор­фем­ном соста­ве этих слов вычле­ним корень гор-, но это не один и тот же корень, а раз­ные мор­фе­мы, не сов­па­да­ю­щие по сво­е­му лек­си­че­ско­му зна­че­нию.

Корень в составе различных слов

Слов, состо­я­щих из одно­го кор­ня и окон­ча­ния, в рус­ском язы­ке насчи­ты­ва­ет­ся немно­го, напри­мер:

вода, село, поле, земля, небо, юный, белый, зелёный, первый, пятый, веду, несу, иду.

Большинство слов рус­ско­го язы­ка состо­ят из соче­та­ния раз­ных мор­фем:

1. кор­ня, суф­фик­са, окон­ча­ния

  • сельский
  •  домик   
  •  юность   
  • голосок

2. при­став­ки, кор­ня , окон­ча­ния

  • предобрый
  •  соавтор   
  • побежим

3. при­став­ки, кор­ня, суф­фик­са, окон­ча­ния

  • заплывать
  •  пришкольный
  •  украшение

4. при­став­ки, кор­ня, суф­фик­са, суф­фик­са

  • по—дружески
  • набросив
  • уплотнив

и т. д.

Некоторые кор­ни в сво­бод­ном виде не встре­ча­ют­ся. Они явля­ют­ся свя­зан­ны­ми с при­став­ка­ми, суф­фик­са­ми или с дру­ги­ми кор­ня­ми:

  • -сяг- при­ся­га, досяг­нуть, пося­гать;
  • -у- разуть, обуть, обувь;

Как определить корень в слове?

Чтобы опре­де­лить корень в сло­ве, под­би­ра­ем род­ствен­ные сло­ва и вычле­ня­ем в них общую зна­чи­мую часть, в кото­рой содер­жит­ся их основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние, напри­мер:

лес — лесной — лесник- лесничий — лесниче­ство;

Общей частью это­го ряда одно­ко­рен­ных слов явля­ет­ся часть лес-, кото­рую назо­вем кор­нем.

Трава — травка, травинка, травушка, травяной, затравенеть.

Главной мор­фе­мой это­го ряда род­ствен­ных слов явля­ет­ся часть трав-, кото­рую выде­лим в каче­стве кор­ня.

Видео «Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах»

СОХРАНИТЬ В СОЦСЕТЯХ

russkiiyazyk.ru

Корень слова — что такое и как его найти

Известно, что корень бывает у растений, у зубов, но что такое корень слова в русском языке? Разобраться в этом можно на примере из природы.

Учащимся второго класса можно для начала задать вопрос: зачем нужен корень цветку? Это основа, поддержка, стержень, то без чего он не может жить. Так и в русском языке, в словах есть основа, которая и составляет их смысл.

Определение корня слова онлайн

Что такое корень в русском языке

Возвращаясь к теме, можно вывести определение: корень – это важная часть слова, объединяющая родственные слова, их единый знаменатель, заключающий в себе главный смысл. Если у слов один корень – они однокоренные.

Следует знать, что встречаются корни, которые пишутся идентично, но имеют разное значение. Для того чтобы выделить рассматриваемую морфему, над словом от первой до последней буквы корня нужно провести дугу.

Как определить корень в слове

Как распознать родство слов и определить, что у них единая основа? Нужно выбрать слово и найти ему как можно больше «родственников».

При этом главное правило – общий корень должен показывать один и тот же смысл слов. То есть, будет возможно объяснить эти слова с помощью корня. Например: медовый, медовик, медовуха, мёд.

В слове не обязательно бывает один, возможны и два корня. Такие слова именуются «сложными» и их не трудно узнать среди других (водопад, морозоустойчивый). Корни могут взаимодействовать не только вместе с другими частями слова, но и обособленно.

Например: корень -пут в словах напутствие, путепровод представлен совместно с приставками, суффиксами, окончаниями, а слово путь уже является самостоятельным.

Определить корень слова онлайн

На специальных сайтах делается составной разбор слова, и это значит, что определить корень слова в режиме онлайн не составит труда.

Найти подробный разбор и описание морфем большинства русскоязычных слов возможно в Интернете на многих ресурсах, например:

  • http://udarenieru.ru/index.php?word=on&morph_word=онлайн — ударение.ру;
  • http://wikislovo.ru/morphemic/ — викислово.ру;
  • http://morphemeonline.ru/О/онлайн — морфемаонлайн.ру и другие.

Везде достаточно вбить требуемое слово, и программа сделает все за вас. Подобная помощь иногда бывает очень кстати, но обычно корень несложно выделить самостоятельно.

Этому учат детей ещё в начальной школе, а именно во 2 классе, и при правильном объяснении навык выделения основы слова обычно стойко сохраняется на долгие года.

Примеры нахождения корня в словах

В качестве примера, проведем несколько морфемных разборов. Чтобы определить, какой в слове корень, подбираем к нему родственные слова.

После этого нужная нам морфема наверняка станет очевидной:

Поле – поля, полевой, полюшко, полёвка, Чистополь. Корень -поль, окончание -е.

Больше – большинство, большой, большевик, большенький. Корень —больш, суффикс -е.

Зелень – зеленый, зеленца, зеленщик, зеленка, зелено, позеленеть. Корень -зелень, нулевое окончание.

Вокруг – окружность, круг, округа, окружение, кругляш, круговой. Корень —круг, приставка —во.

Писать – писал, писали, написал, пишут, пишем. Корень -пис, суффикс -а, окончание -ть.

Вода – водоем, водопад, водоросли, водянка, водяной, водный, водоплавающий, водоносный. Корень -вод, окончание -а.

Короткий – коротко, коротать, укоротить, короткошерстный, накоротке. Корень -коротк, окончание -ий.

Привольно – вольно, приволье, привольный, воля. Приставка -при, корень -воль, суффиксы -н и -о.

Своих – свое, свой, своим, свойский, своевольный. Здесь слово состоит из двух корней -сво и –их, имеются нулевые суффикс и окончание.

Тяжелый – тяжко, тяжеловес, тяжело, тяжба, тяжесть. Корень —тяж, суффикс —ел, окончание –ый.

Чтобы не запутаться в данной теме, рассмотрим еще один важный момент: в корнях допустимы чередования звуков. Например, гласные: блистательный — блестящий. Гласные могут быть беглыми: лён — льна. Согласные: молодой — моложавый.

Заключение

Для чего в русском языке служит корень? Мы видим, что он много значит для слова — помогает понять его происхождение, значение — с точки зрения лексики, проверить правильность написания.

В поисках корня мы понимаем, что слово возникло не само по себе, а у него будто есть семья, целая армия родственников. Изучение этой темы поможет лучше уяснить то, как образуются слова и расширить словарный запас.

1001student.ru

Что такое корень слова?

Морфемика - одна из сложнейших тем для ребенка. Правильно поделить слово на части сможет не каждый школьник. Тем не менее, умение правильно выделять части слова является необходимым условием для усвоения целого ряда правил русской орфографии.

Русский язык: что такое корень слова

Морфема - это значимая часть слова. Сначала при морфемном разборе выделяют основу и окончание. Основа - это неизменяемая часть слова, а окончание – изменяемая и указывающая на форму слова. Например, в слове «коровы» коров – это основа, а ы – это окончание. В основу слова входят следующие части слова (морфемы) – приставка, корень, окончание. Важной морфемой, обозначаемой при разборе слова дугой, является корень слова.

Что такое корень слова? Корень слова – это общая часть родственных слов. Какие слова называют однокоренными? В основе однокоренных слов лежит один корень, другие же морфемы отличаются. Например, высокий – высота, лист - листва, папа – папочка, сестра – сестринский.

Как найти однокоренные слова

  1. Существуют слова, имеющие одинаковые корни, но не являющиеся однокоренными. Так, в прилагательных "мирный" и "мировой" можно выделить корень -мир-, но слова не будут однокоренными, так как в первом случае прилагательное образовано от слова "мир" в значении «без войны», а во втором - в значении «то, что вокруг, вселенная». Лексические отличия слов не могут сделать слова однокоренными.
  2. Не следует смешивать однокоренные слова и формы одного слова. Например, слова «морковь» и «морковка» - это однокоренные слова, а «морковку» и «морковки» - это словоформы слова «морковка».
  3. Однокоренные слова необязательно принадлежат к одной части речи. Так, если «морковь» и «морковка» – существительные, то «бег» и «бежать» – существительное и глагол, а «весело» и «веселый» – наречие и прилагательное.
  4. Не забывайте, что кроме корня, в слове есть приставки и суффиксы. Если вы сможете их выделить, то найти однокоренные слова будет намного легче. Напри

elhow.ru

Как правильно определить корень слова, какие правила?

Как правильно определить корень слова, какие правила?

  • Корень слова это не основа слова, куда входят еще приставка и суффикс, а корень слова - это та часть, которая не изменяется ни в каких словах, эти слова называют однокоренные.

    Например, слово quot;погодаquot;, однокоренные quot;распогодилосьquot;, quot;погодныеquot; условия, а вот quot;ну погодиquot;, сюда не входит, смысл другой. Корень в слове quot;погодquot;.

    берем другое слово quot;прекрасныйquot;, однокоренные слова quot;прекрасенquot;, quot;краснаquot; девица, quot;краситьquot;. Корень в словах quot;красquot;.

    Чем больше однокоренных слов найдете, тем меньше допустите ошибок при разборе слова.

    Есть слова трудные, определить корень трудновато из-за беглых букв,поэтому некоторые слова лучше запомнить, где у них корень

  • Корень в слове представляет собой главную значимую часть и выражает основное лексическое значение данного слова.

    Для того, чтобы определить корень слова, нужно подбирать однокоренные слова. Эта общая часть однокоренных слов и будет конем.

    Например, беглец, бег, прибежать, бегать, побег,разбег,бегун. В данном случае у всех общая часть - слово quot;бегquot;. Оно и будет корнем всех этих слов.

  • Естественно нужно подобрать однокоренные слова. Например слово пришкольный. Тут можно обойтись одним проверочным словом quot;школаquot; (можно и добавить: школота, дошкольный, школы, школьная). Мы видим что отсекается приставка -при- и суффикс -н- (естественно и окончание -ый-). Правда корень будет не -школ-, а -школь-. Так как мягкому знаку больше не куда деваться.

    Подведем итог: чтобы определить корень слова, нужно подобрать такие слова в которых отсутствовали все морфемы, кроме корня (если это конечно возможно, ведь некоторые слова , например, без приставки вообще не употребляются). Тот же корень будет и в требуемом слове. Пример я уже привела

  • Что нужно помнить?

    Ищите корень только в самостоятельных частях речи. В служебных корня, как правило, нет, поэтому не нужно силиться искать корни в словах quot;изquot;, quot;сquot;, quot;вquot;, quot;заquot; и так далее.

    Корень может состоять из одной буквы (редко), а может и включать в себя вс слово (чаще). Поэтому не думайте, что корень - это нечто фонетически завершнное. Всякое бывает.

    Корень может иметь разный вид в разных однокоренных словах. Некоторые буквы (и гласные, и согласные) способны чередоваться (чередующиеся) или исчезать (беглые). Например: выРАСТу - выРАЩивает.

    Как определять?

    Вдумайтесь в смысл слова. Подберите все известные вам однокоренные слова и выставьте их в один ряд. Подчеркните совпадающие места.

    У нас образовалась наглядная картина. Теперь вернмся к нужному слову и проверим: есть ли там такая часть? Совпадает ли с соответствующими частями других слов? Если Да, то корень найден правильно. Например: КУПить, поКУПка, переКУПаю.

  • Чтобы определить корень слова, подбираем родственные слова, в которых должна повторяться одна и та же главная морфема, в которой заключено основное лексическое значение, например: нужно определить корень в слове восхищение.

    Вспоминаем родственные слова:

    восхищать, восхититься, восхитительный, предвосхищать (события).

    Очевидно, что общей частью этих слов является часть восхищ-/восхит- с корневым чередованием т//щ.

    Хотя часть вос- подозрительно смахивает на приставку, но это часть корня, как доказали родственные слова. А морфема -хищ- будет корнем в словах:

    похитить, похищение, хищение.

    Так что не всегда бывает легко определить границы корня в слове, особенно если в нем происходит чередование согласных.

    Вспоминается тестовое задание по русскому языку, в котором было дано quot;на засыпкуquot;, конечно, существительное укрепление с выделенным корнем вот так:

    у-креп-ление.

    Боюсь, что многие сдающие тест попались на эту удочку, вспомнив родственные слова:

    крепкий, крепость, крепить, укрепить, крепж,

    не учитывая корневого чередования:

    б//бл гребет - гребл-я;

    п//пл сыпать - сыпл-ю;

    в//вл любить - любл-ю;

    м//мл кормить - кормл-ю;

    ф//фл графить - раз-графл-енный.

    В слове quot;укреплениеquot; - корень крепл-.

  • Подбираются однокоренные слова (не формы одного слова, а именно однокоренные) лес лесничий, лесной, перелесок и т д. выделяется общая часть. желательно подобрать однокоренные разные части речи, обычно выделить нетрудно, в трудных случаях обратитесь к словарю.

  • info-4all.ru

    «Как найти в слове корень?»

    Ход урока по русскому языку в начальной школе

    1. Организационный момент. (Психологический настрой.

    Мотивация к учебной деятельности)

    - Я начну, а ты продолжи.

    Прозвенел и смолк

    Начинается

    Мы за парту дружно

    И на доску

    Мы сегодня опять

    Учиться будем

    -Дети добавляют слово в рифму

    звонок

    - урок

    - сели

    -посмотрели.

    - писать.

    - Ребята,  я надеюсь, что вы сегодня на уроке будете внимательными, старательными, сообразительными.

    Дети высказывают своё мнение

    Проверяется готовность к уроку. Учитель следит за правильностью посадки.

    Дети садятся все правильно

    2. Постановка учебной задачи

    А сейчас давайте определим тему и цели сегодняшнего урока. Внимательно послушайте  задание, которое я для вас приготовила.

    - Выдели корень в словах

    вода

    река

    берёза

    Ученики выделяют корень в словах.

    - Как  вы нашли в слове корень?

    -  Подобрали однокоренные слова и выделили общую часть

    - Вспомните, о чём мы с вами только что  говорили   и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

    Дети формулируют тему урока

    - Верно, тема урока «Как найти в слове корень»

    - Это урок – объяснение нового материала или урок – закрепление?

    - Урок – закрепление

    - Работаем на стр. 75

    - Дети открывают учебники.

    - Что сегодня на уроке закрепишь? - Что будешь учиться делать?

    - Я сегодня закреплю знания о корне  слова,

    -об однокоренных словах,

    - буду учиться подбирать однокоренные слова,

    - находить в словах корень,

    - правильно писать корень в однокоренных словах,

    - пользоваться словарём однокоренных слов

    3. Планирование деятельности учащихся на уроке.

    - Чтобы цели урока выполнить,   давайте, ребята, спланируем свою деятельность на уроке.

    1.Т. Ц.

    2. П. пр. зн.

    3. Физ. минутка.

    4.Р. п. Кто поможет ?- учитель

    Что поможет ? – книга, компьютер.

    5  Упр. на !

    6. Рефл. оц. д.

    4. Актуализация знаний учащихся.

    - Итак, ребята, тему урока и цели мы определили, а сейчас давайте перейдём к следующему этапу нашей деятельности.

    - Индивидуально поработает по  материалу учебного диска 1 человек.

    Индивидуальная работа ребёнка у компьютера по материалу учебного диска

    Задание

    - Найди однокоренные слова и объедини их в группы. Назови корень в словах.

    - Что ты  нового узнал на предыдущем уроке, чему научился?

    - Познакомился со значимой частью слова –  корнем.

    -  научился находить однокоренные слова,

    - выделять в словах корень,

    - научился работать со словарём  однокоренных слов.

    - Какие слова называются  однокоренными?

    Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

    - Что такое корень слова?

    Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

    - Как ты думаешь, для чего нужно уметь находить в слове корень?

    Чтобы грамотно писать, применяя правила правописания.

    - Проверка домашнего задания

    Ответы ребят.

    - Что нужно было сделать?

    Найти однокоренные слова, записать их группами, выделить в словах корень.

    - Итак, ребята, мы с вами справились с поставленной задачей:-  проверкой полученных знаний?

    Ответы детей.

    - А сейчас давайте проверим индивидуальную работу  по  материалу учебного диска.

    - Если ребёнок выполнил задание правильно, то вы хлопайте в ладоши, если допущены ошибки, то вы топайте ножкой.

    Ребята в соответствии с заданием проверяют работу по  материалу учебного диска.

    Физкультминутка.

    В награду за хорошую работу я вам предлагаю весело отдохнуть.

    На болоте две   подружки,

    Две любимые лягушки

    Утром рано просыпались

    И росою умывались,

    Полотенцем обтирались,

    Ножками топали,

    Ручками хлопали,

    Влево, вправо повернулись,

    И обратно все вернулись.

    Вот здоровья в чём секрет.

    Всем друзьям - физкульт - привет!

    Дети выполняют движения, указанные в физкультминутке

    Чтобы работа наша была выполнена хорошо сегодня на уроке, давайте подготовимся к письму.

    Минутка чистописания

    - Что называется фразеологизмами?

    Фразеологизмы – это устойчивые обороты речи.

    - В речи русских людей  можно услышать такой фразеологизм:  буриданов осёл.

    -  Вы можете объяснить,  почему так говорят? Высказывания детей.

    - Хотите  знать, почему?  Тогда слушайте.

    Французский философ 14 века Жан Буридан доказывал, что поступки живых существ зависят не от их воли, а от внешних причин. Он приводил в пример голодного осла,  по обе стороны от морды которого на одинаковых расстояниях кладут две равные охапки сена.  Осёл должен будет умереть с голоду, потому что он не сможет сделать выбор  между двумя одинаковыми охапками. История умалчивает, производили ли такой опыт с ослом, но с тех пор нерешительных людей, которые не могут сделать выбор между двумя равными возможностями или предметами называют «буридановыми ослами».

    - Какую букву мы будем писать и почему?

    Мы будем писать букву О, т. к. она встречается 2раза.

    Оож   Ооц   Оош

    - Назови порядок букв в цепочке и выбор 3 буквы.

    - О – заглавная, о – строчная,  ж, ц, ш – буквы согласных всегда твёрдых звуков с начала алфавита.

    - Напишите цепочки из букв до конца строки, ориентируясь на знание   алфавита.

    Дети записывают цепочки из букв.

    Буриданов осёл, т.е какой человек? Нерешительный.

    Орфографическая минутка

    Зрительный диктант

    Установка на зрительное запоминание

    На доске:

    Вода, земля,  водный

    1. Запомнить слова (3 секунды)

    Дети запоминают слова.

    2. Закройте глаза и представьте слова зрительно

    Дети закрывают глаза и представляют слова зрительно.

    3. Запишите слова по памяти

    Дети записывают слова по памяти.

    4. Самопроверка

    Дети самостоятельно проверяют свои записи (если всё сделано правильно, дети ставят на полях карандашом +, если допущена ошибка, ребёнок исправляет её карандашом и ставит на полях)

    - Орфографический разбор слов

    Дети находят орфограммы в словах и объясняют написание слов.

    - Как ты считаешь, по какому принципу все три слова можно объединить?

    - все слова двусложны;

    - во всех словах количество букв и звуков совпадает;

    - все слова  употреблены в единственном числе.

    - Какое слово является «лишним» по какому-либо признаку?  Почему?

    Ученики. «Водный» – «лишнее» слово, т.к. относится к имени прилагательному, а слова «вода» и «земля» - к имени существительному.

    - «Лишним» является слово « земля», т.к. « вода» и « водный» - однокоренные.

    - По морфемному составу «лишним» является слово

    «водный» в слове есть ⁀^□, а в других словах только ⁀□ .

    - «Вода» является «лишним» словом, т.к. в нём все согласные звуки твёрдые.

    Я считаю, что «лишним» является слово «земля так  оно многозначное.

    - «Лишнее»  слово « водный», т. к оно  мужского  рода, а остальные  женского.

    Слуховой диктант

    «Для красного карандаша» пройдёт под девизом «Зоркий Глаз помогает Чуткому Уху».

    Текст написан на  доске с ошибками. Отыщите ошибки и докажите правильность их исправления.

    Наморе я дышал свежим марским воздухом.

    - Дети поочерёдно подходят к доске, исправляют ошибки, объясняют орфограммы.

    - Подготовьтесь к записи предложения в «чистом» виде.

    Дети закрывают глаза и представляют предложение зрительно.

    - Текст закрывается. Дети записывают его  по памяти.

    Работа в парах.

    - Взаимопроверка

    На море я дышал свежим морским воздухом.

    Дети обмениваются тетрадями и проверяют запись предложений друг у друга по эталону, исправляя ошибки карандашом. Всё правильно – на полях +, есть ошибки – на полях

    -  Что вы можете сказать о словах, которые встретились в этом предложении?

    Дети  говорят, что в предложении встретились однокоренные слова – море  и морским, выделяют корень, говорят, что корень в однокоренных словах пишется одинаково.

    5. Реализация плана

    - Нам с вами  предстоит выполнить серьёзную работу и нужно быть очень внимательным при её выполнении

    Упражнение на внимание «Ухо-нос»

    - Давайте выполним упражнение на внимание

    - Правой рукой возьмитесь за левое ухо, левой рукой – за нос. По «хлопку» руки поменяйте.

    Дети выполняют движения в соответствии с заданием.

    Работа по учебнику

    - А сейчас давайте выполним упражнение в учебнике на  стр. _______.

    - Прочитайте задание к упражнению.

    - Что нужно сделать?

    Дети читают задание.

    - Нужно  обратиться к учебнику на стр., где помещён словарь однокоренных слов. Найти в нём слова с корнем – дал-,- дол-, - мир- и выписать их. Объяснить лексическое значение этих слов. Выделить в однокоренных словах корень.

    Выполните его.

    - Самопроверка

    Работа в парах

    - Я вам предлагаю решить лингвистическое задание, а называется оно так: «Найдите корень»

    Я вам предлагаю поработать в парах. Давайте вспомним условия работы.

    1. «Думаю сам»

    2. «Работаем вдвоём» (обмениваетесь мнениями)

    3. «Принятие общего решения»

    4. «Работает весь класс вместе» слушаем мнение пар, принимаем общее решение.

    Маша сказала, что слова снеговик и снеговой образованы от слова снег, поэтому общим для них является корень -снег-. А Коля утверждает, что Маша ошибается. От слова снег образовались не только снеговой и снеговик, но и снежок. Значит, корень во всех словах-сне-.

    - Кто из детей прав и почему?

    - Верно, права Маша, от слова снег образованы не только снеговой и снеговик, но и снежок, так как в корнях может наблюдаться чередование как согласных, так и гласных, в данном случае чередование согласных г//ж.

    Работа в группе.

    Ребята, все вы любите играть. Я вам предлагаю поиграть в игру «Третий лишний»

    Найди «лишнее» слово, выделите корень

    Предлагаю поработать в группе.

    - Желток, железо, жёлтый

    - Носильщик, нос, носатый.

    - Медь, медный, медовый

    Работа по материалу учебного диска

    5. Рефлексия.

    - Какое настроение осталось у тебя после урока и почему?

    - Подари солнышку настроений свой лучик:

    жёлтый – очень хорошее;

    синий – хорошее, но..

    чёрный – плохое

    6. Рефлексивно – оценочная деятельность учащихся

    7.Оценки за урок

    8. Домашнее задание

    apruo.ru

    Что такое корень слова в русском языке

    Дом - вот что такое корень слова. Иногда с перестановкой мебели, но всё равно - дом, родина. Сопоставляя родственные слова, мы находим все морфологические двери и входим в бесконечные и интереснейшие покои русского языка. Слово обычно составлено из основы и его окончания. В основе находятся приставка, корень и суффикс, так называемые морфемы, то есть минимальные части слова, которые уже невозможно расчленять. Корневая морфема имеет лексическое значение, у остальных - значение грамматическое либо словообразовательное.

    Что такое корень в русском языке

    Всем нам известно, что в самом начале было Слово. И это наверняка был корень, то есть главная и определяющая часть. Основным лексическим значением распоряжается именно он. Корень слова - это главная морфема, имеющая общую часть со всеми родственными словами. Он обязательно есть в каждом слове, даже без присутствия остальных морфем. А вот остальные морфемы без корня не живут! Например: дом, добавляем суффикс - домик. Ну и что такое это вот ик без корня дом?!

    Однокоренные слова

    Так же и остальные родственные слова: домишко и домище, домовой и даже домоуправ - всюду один и тот же корень слова, имеющий отношение к слову дом. Такие слова называются однокоренными. Тут могут быть варианты. У слова дом получились все родственники существительными, но бывают родственники и вдалеке: лад, ладить, ладный, ладно.

    Сложные слова

    В слове бывает один корень и даже два - домоуправ например, опять же: первый корень - дом, второй - управ, от слова управление. Такие слова называют сложными. Правописание в них строго регулируется правилами орфографии.

    Омонимические корни слов

    А иногда морфологическому разбору даже лупа не помогает: невозможно определить, что такое корень слова. Ведь бывают и такие до смешного запутанные случаи, когда совершенно разные по значению слова имеют одинаковый корень. Это корни слов, называемые омонимическими, и их непременно нужно научиться различать. Омонимические - значит, совпадающие по звучанию, но абсолютно разные по значению. Носить - корень нос, и нос на лице - тоже с корнем нос. Как же быть? Даже зная, что такое корень слова и безошибочно его определив, необходимо соотнести эти слова по лексическому значению и установить, что однокоренными они не являются.

    Корни связанные и свободные

    Вот этот самый нос, который на лице, спокойно может обойтись без окончаний, даже умилительных - ах, какой носик!, тем более без амикошонских - ну и носяра у тебя!, то есть нос - корень самостоятельный, а потому называется свободным. Таких много. Но бывают и совершенно несамостоятельные корни, они выживают только в союзе с другими морфемами - приставками и суффиксами: понять например. Ну и как понять, что такое корень слова "понять"? Такие корни называются связанными. Ещё интереснее корни с одной буквой: обувь, обуть, разуть.

    Перестановка мебели

    Очень часто в корне происходят перемены - один звук заменяется другим, когда используются разные формы одного и того же слова или в родственных словах. Для правописания существуют определённые правила. Это называется чередованием, что касается как гласных, так и согласных звуков. Мох - мха, ложь - лжи, бег- бежать, например. Различают чередование исторически сложившееся (историческое) и фонетическое.

    Современные превращения

    В современном русском языке многие слова срастили корень с другими морфемами, опростили язык. Например: западный, заводской, торжество, печалиться и другие.

    fb.ru