Шпаргалка: Индивидуальный стиль деятельности. Индивидуальный стиль


Индивидуальный стиль | Кинезиолог

Введение

Жизненный успех человека в целом напрямую зависит от его полноценной самореализации в жизни и эффективного использования им своих достоинств, при возможном компенсировании своих недостатков. Это достигается с помощью формирования и применения им оптимального для него индивидуального стиля деятельности. Стабильность его профессиональной деятельности и служебная карьера тесно связаны с его полноценной самореализацией в избранной профессии. Важнейшим условием для этого является эффективность его стиля профессиональной деятельности. Проблема индивидуального стиля и его эффективного применения изучается в дифференциальной психофизиологии. Рассмотрим это важное понятие.

Определение понятия

Стиль - это предпочитаемая индивидом манера и форма проявления себя. © Сазонов В.Ф., 2014.  © kineziolog.bodhy.ru, 2014.

Стиль индивида проявляется в его способе жизни и деятельности, в организации своей окружающей среды, в коммуникации, в эмоциоральном реагировании, в самопрезентации и самореализации, а также в саморегуляции.

Стиль - это универсальная характеристика способа жизни человека, связывающая в единое целое биологические, психологические и социальные аспекты его бытия.

Стиль человека проявляется во всем — от особенностей переработки информации индивидом до реакций на кризисные ситуации, от манеры общаться и способов достижения цели до специфики целой эпохи.

Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) - это целостная система психологических средств наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с условиями и требованиями деятельности с точки зрения продуктивности деятельности и удобства, комфортности её процесса для субъекта (Толочек В.А.).

Эта система включает в свой состав не только самые характерные, используемые действия и приёмы, но и отвергаемые (как неудобные, некомфортные для индивида). Так, например, в изучении стилей спортивной борьбы им выделен силовой атакующий стиль. Его приверженцы предпочитают бороться с обороняющимся, малоподвижным противником, используют атакующую тактику, бой в ближней дистанции и отвергают контратакующую тактику, направленную на атакующего, высокоподвижного противника, ведущего бой на дальней дистанции.При относительном постоянстве содержания труда, условий и средств его осуществления у субъекта труда, стремящегося к достижению высоких результатов, может стихийно сформироваться собственный эффективный ИСД.

В.А. Толочек подчеркивает, что формирование ИСД опирается как на сознательные, так и на бессознательные механизмы пассивной и активной адаптации человека к среде, к деятельности.К сознательным механизмам формирования и реализации ИСД он относит проявления рефлексии и саморефлексии, саморегуляции своей активности, выбор способов деятельности. К бессознательным механизмам ИСД — формирование навыков и эмоциональное переживание удобства, предпочтения, лёгкости или, напротив, трудности, дискомфорта, сопровождающих процесс деятельности.

Индивидуальные стили деятельности (ИСД)

Феномен ИСД отражает целостный синдром «уравновешивания» индивидуальных особенностей субъекта с заданными условиями его труда. В более поздних исследованиях (Вяткин Б.А., Дорфман Л.Я., Ильин Е.П., Мерлин В.С., Моросанова В.И., Толочек В.А., Щукин М.Р. и др.) было показано, что ИСД выполняют спектр разных функций - гармонизации в сочетаниях отдельных качеств, обеспечение становления «интегральной индивидуальности» работника и др. Сущность этого адаптационного синдрома заключается именно в «уравновешивании» (Климов Е.А.) и направлен он именно на стабилизацию системы «субъект – внешние условия деятельности (рабочее место)» по механизму гомеостаза. Стиль формируется с учетом оптимального функционирования психофизиологических особенностей субъекта. Стиль ориентироваан на поддержание эмоционального комфорта (Ильин Е.П., В.С.Мерлин). Стиль компенсирует слабо развитые способности, но не способствует их развитию (Ильин Е.П.). Примечательно, что стиль может быть как эффективным, так и неэффективным (Ильин Е.П., Толочек В.А., Щукин М.Р.), другими словами, стиль может не обеспечивать своих прямых функций.

Примечательно также, что ИСД как «устойчивые системы психологических средств» и как «устойчивые системы приемов и способов деятельности» (Климов Е.А и др.) могут обнаруживать удивительную пластичность и адаптивность при рефлексируемых субъектом кардинальных изменениях условий деятельности, а также в условиях направленного формирования стиля (см. работы под рук. В.С.Мерлина, Б.А.Вяткина и др.). Другими словами, «устойчивая психологическая система» проявляет удивительную гибкость и реактивность когда внешнее воздействие направлено именно на саму систему, но часто характеризуется инертностью и даже неэффективностью когда она выступает как средство «уравновешивания индивидуальности субъекта и объекта». Стиль как система проявляет себя противоположными свойствами – инертностью в рамках системы «субъект – объект (рабочее место)» и пластичностью, если границы расширяются и в такую систему привносится третья составляющая.

Источник: Толочек В.А. Адаптация субъекта к социальной среде: парадоксы, парадигмы, психологические механизмы // ПАСС МирПс 082006 ж. Мир психологии, 2006, № 3, с. 127 – 142. [сайт]

Иерархия стилей

1. Стиль жизни

Стиль жизни проявляется как совокупность моментов социализации, полноценной самореализации в разных сферах жизнедеятельности (вступление и расторжение брака, рождение детей и т.п.). Такой механизм адаптации формируется по типу «больших систем» (Пригожин И., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г., Хакен Г., Файербаум М.) и оказывает косвенное и диффузное воздействие на профессиональную успешность человека [16]. Источник: [сайт]

2. Стиль поведения.3. Стиль деятельности.

4. Стиль профессиональной деятельности

Стили профессиональной деятельности (СПД) как феномен согласования в стиле субъекта особенностей стилей и индивидуальности взаимодействующих с ним сосубъектов [13]. Четвертый адаптационный синдром принципиально отличается от ранее выявленного ИСД. СПД есть синдром совместной деятельности. Это – устойчивые комбинации приемов и способов индивидуальной деятельности - стили, в которых, однако, резко ослаблены связи ее компонентов с индивидуально-психологическими особенностями субъекта, а также видоизменяются и сохраняются связи между компонентами деятельности. Такая адаптационная система охватывает и интегрирует группу непосредственно взаимодействующих партнеров совместной деятельности (например, цепочки-диады «вышестоящий руководитель – руководитель», «спортсмен – тренер», «спортсмен – спортсмен»). Выступая как устойчивые системы психологических средств и устойчивые системы приемов и способов деятельности, в своем сущностном проявлении стили субъектов кардинально перестраиваются – до отрицания своих «стартовых особенностей» (связей компонентов деятельности и индивидуально-психологических особенностей субъекта), когда субъект органично включен в профессиональные взаимодействия с другими людьми, когда целесообразна интеграция их индивидуальностей, стилей, управленческих ресурсов в рамках корпоративной культуры организации. Другими словами, воздействие новых внешних, активных по своей природе условий (и прежде всего – поведения и деятельности других людей) на стиль субъекта приводит к утрате первоначальных ключевых, сущностных свойств индивидуального стиля (т.е., замкнутой психологической системы «субъект – объект»), который как устойчивая система при этом преобразуется и сохраняется в масштабе данных социально-психологических взаимодействий партнеров. Источник: [сайт]

5. Стиль коммуникации.

6. Стиль саморегуляции

Стиль саморегуляции. Под саморегуляцией произвольной активности понимают системно организованный психический процесс по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности, направленными на достижение принимаемых субъектом целей (Конопкин О.А. 1980, Морасанова В.И. 1998, Сперанский В.И., 1991). К стилевым или индивидуально-типическим особенностям саморегуляции относят: 1) индивидуальные особенности основных регуляторных процессов (планирования - выдвижения целей, моделирование условий, программирование действий, оценивание и коррекцию результатов; 2) стилевые особенности целостной системы саморегилирования, выступающей в качестве личностных свойств (например, самостоятельность, надежность, гибкость) (Морасанова В.И., 1998). Источник: [сайт]

7. Стиль самопрезентации (самовыражения).8. Стиль самоактуализации.9. Стиль преобразования окружающей среды.

Психофизиологическая основа индивидуального стиля - это уникальная индивидуальная комбинация из совокупности свойств нервной системы и качеств личности, которая позволяет добиваться успеха и эффективности в жизни и деятельности своим определенным характерным способом.

Выбор определённого способа достижения успеха и эффективности зависит от задатков, качеств, склонностей, способностей и одаренности индивида, а также от влияния на него окружающей среды.

Адекватный адаптивный стиль позволяет наиболее эффективно приспособиться к конкретным условиям жизни и деятельности.

Адекватность реализуется по трем направлениям:1. По отношению к собственному набору способностей.2. По отношению к социальному окружению.3. По отношению к деятельности, ее целям, задачам и способам достижения.

Способы достижения одной и той же цели могут быть разными, поэтому к совершенно одинаковым результатам могут приводить совершенно разные стили.

Формирование стиля опирается на систему внутренних ценностей, способностей и ресурсов.

По мере использования определенного стиля происходит адаптация человека к самому стилю, формируются соответствующие навыки, привычки, и данный стиль становится для него ещё более предпочтительным.

Группировка людей по стилю

1. Подготовительный стильНаибольшее внимание уделяется подготовительным действиям. У людей с таким стилем преобладают драйв-рефлексы. Наиболее важно для них – оказаться в нужное время в нужном месте в нужном состоянии и с нужными средствами. Соответственно, их действия направлены на упреждающее обеспечение всего этого. Подготовительному стилю соответствует слабый тип нервной системы.

2. Исполнительский стильПредпочтение отдается исполнительской деятельности в конкретной ситуации. Адаптация идёт в рамках самой этой ситуации и при её повторах. Исполнительскому стилю соответствует сильный тип нервной системы.

Ни у одного стиля нет явных преимуществ перед другим. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки.

Дополнительные материалы

Стиль человека. Психологический анализ / Под ред А. В. Либина. - М.: Смысл, 1998. 310с. [скачать] 

kineziolog.su

Индивидуальный стиль деятельности

Над исследованиями в области индивидуального стиля деятельности работали такие специалисты в области психологии труда, как Мерлин В.С. и Климов Е.А.

Именно Климов Е.А ввел понятие «индивидуального стиля деятельности». Под индивидуальным стилем деятельности Климов понимал “индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и обеспечивает достижение успешных результатов деятельности”.

Индивидуальный стиль деятельности позволяет людям с различными особенностями нервной системы, с разным характером и темпераментом добиваться одинаковой эффективности при выполнении работы разными способами. Например, в своем исследовании по изучению индивидуального стиля деятельности у ткачих-многостаночниц Климов заметил, что ткачихи-меланхолики и ткачики-сангвиники могут быть одинаково успешны в своей работе, но ткачики-меланхолики предпочитают профилактику обрыва нити.

Существуют 4 пути приспособления темперамента к требованиям деятельности:

1) профессиональный отбор;

2) индивидуальный подход;

3) формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов;

4) формирование индивидуального стиля деятельности.

Считается, что именно формирование индивидуального стиля деятельности является основным и наиболее универсальным путем приспособления темперамента к требованиям деятельности, так как именно он помогает людям с различными темпераментами эффективно выполнять одинаковую работу.

Иначе индивидуальный стиль деятельности (ИСД) можно представить как индивидуально-своеобразную систему психологических средств, к которым человек прибегает сознательно или стихийно для наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметным, внешними условиями деятельности [1].

Индивидуальный стиль деятельности не появляется у человека стихийно, его можно сформировать в процессе обучения и воспитания. Впервые формирование индивидуального стиля деятельности можно заметить еще в дошкольном возрасте. Это формирование происходит при решении игровых задач.

Считается, что общепризнанные формальные признаки ИСД можно разделить на 3 вида:

1) устойчивая система приемов и способов деятельности;

2) система, обусловленная определенными личными качествами;

3) система, являющаяся средством эффективного приспособления к объективным требованиям.

Структура индивидуального стиля деятельности

Согласно исследованиям Климова можно выделить следующие особенности структуры индивидуального стиля деятельности. Во-первых, существуют такие особенности, которые стихийно возникают на основе имеющихся у человека топологических свойств нервной системы. Эти особенности принято обозначать за ядро ИСД. Они определяют первый приспособительный эффект и предопределяют направление дальнейшего взаимодействия со средой.

Вторая группа является дополнением первой группе. Данная группа особенностей вырабатывается в течение сознательных или стихийных поисков. Например, у человека возникает стремление к доведению начатой работы до ее логического завершения, а значит, такую особенность можно рассматривать как своеобразный способ уравновешивания со средой.

Особенности структуры индивидуального стиля деятельности

Среди особенностей структуры ИСД можно выделить следующие:

1) особенности, составляющие ядро индивидуального стиля. Среди них так же выделяют особенности, благоприятствующие успеху, и особенности, мешающие успеху. Первые особенности принято обозначать «А», вторые - «Б». Отметим, что данное деление на группы можно считать условными, так как в тот или другой момент одна и та де особенность деятельности может оказаться либо в группе «А», либо в группе «Б».

2) Однако в меру наличия у человека типологически обусловленных особенностей деятельности, благоприятствующих успешному ее выполнению, возникают и другие элементы пристройки к ядру стиля, а именно поиски и максимальное использование всех возможностей, которые открываются в связи с этой категорией особенностей деятельности [1]. Следовательно, среди особенностей, являющихся дополнением к ядру индивидуального стиля, можно выделить следующие две категории: особенности, носящие компенсаторные значения («В»), и особенности, связанные с максимальным использованием приспособительных возможностей («Г»).

Интегральный эффект взаимодействия человека с социальной средой

Возможна ситуация, когда под индивидуальным стилем деятельности необходимо понимать интегральный эффект воздействия человека с социальной средой. В этом случае формируется отдельная задача. Как заявлял Климов Е.А “мы должны в каждом конкретном случае уметь быстро распознать, где есть или где должен быть сформирован индивидуальный стиль, под которым понимается некоторая система индивидуально-своеобразных приемов и способов решения задачи”.

Для решения этой задачи необходимо выделить систему «субъект - объект» и определить состояние, к которому должна придти система.

Более того, необходимо выделить существенные условия, от которых будет зависеть достижение цели. Для достижения желаемой цели Климов предлагает выделить такие управляющие воздействия,в отношении которых какое-либо типологическое свойство или сочетание свойств является по своему биологическому смыслу противодействующим фактором [1].

В результате проделанных действий, остается всего лишь искать пути управления формированием индивидуального стиля деятельности, путем дополнения необходимых элементов к его ядру.

Можно сделать вывод, что формирование индивидуального стиля деятельности позволяет продвинуть личность на более высокий уровень реализации.

Системообразующая функция индивидуального стиля деятельности

Благодаря индивидуальному стилю деятельности возникают новые взаимосвязи между разнообразными индивидуальными свойствами разных иерархических уровней. Опосредующая функция индивидуального стиля относится к разным уровням индивидуальности. Мерлин считает, изменяя характер связи между разноуровневыми индивидуальными свойствами, индивидуальный стиль создает новую систему свойств. Следовательно, он делает вывод о том, что функцию индивидуального стиля можно считать системообразующей.

Системообразующая функция индивидуального стиля деятельности игнорируется или не учитывается в том случае, когда отсутствует материалистическое понимание диалектической связи объективной детерминации и субъективной обусловленности деятельности [2].

Целью системобразующей функцией индивидуального стиля Мерлин считал “одно и тоже предшествующее состояние или свойство субъекта в зависимости от действий может быть связано с различными последующими состояниями или свойствами”. Поэтому, можно сделать вывод, что индивидуальный стиль деятельности создает новые связи между свойствами субъектов.

Исследование природы индивидуального стиля привели к тому, что зона неопределенности деятельности является необходимой предпосылкой индивидуального стиля и его системообразующей функции.

В свою очередь зона неопределенности деятельности можно разделить на две категории: объективные условия зоны неопределенности деятельности и субъективные. Так под объективными условиями можно понимать ситуации, когда одни и те же объективные требования могут быть осуществлены при помощи различных промежуточных целей или движений. Субъективные условия характеризуются тем, что субъект в определенных условиях выбирает более или менее адекватные цели или движения, которые в той или иной степени будут соответствовать его индивидуальным особенностям [2]. Таким образом, можно заметить, что выбор тех или иных действий или целей при данных индивидуальных особенностях, характеризует овладение индивидуального стиля деятельности.

Уровни индивидуального стиля деятельности

В советской психологии принято выделять несколько уровней индивидуального стиля деятельности.

Более низкий уровень принято обозначать за индивидуальный стиль жизнедеятельности. К этому уровню можно отнести режим питания и стиль моторной активности. Разнообразие движений для достижения одной и той же цели характеризуют зону неопределенности моторной активности. Наиболее полно эту зону исследовал Климов.

Более высокий уровень индивидуального стиля характеризуется индивидуальной системой операция. Наиболее общий и основной признак заключается в соотношении ориентировочных, исполнительных и контрольных операций. Данный уровень разбивается на два типа:

1) ориентировочные операции предшествуют исполнительным; предварительная ориентировка кратковременна, а мысленный план имеет схематический характер. В процессе выполнения он значительно расширяется и видоизменяется благодаря частным ориентировочным операциям [2].

Например, исследования показали, что первый тип индивидуального стиля проявляется у старшеклассников во время составления подробного плана для написания сочинения. Второй типа индивидуального стиля проявляется в том, что учеником составляется весьма краткий план, в при написания сочинения он детализируется.

Значимый признак индивидуального стиля деятельности заключается в том, что различные ориентировочные, исполнительные и контрольные операции в нем взаимно связаны и взаимно обусловлены, что выражается в интеркорреляциях между ними [2].

Мерлин В.С. считал, что индивидуальный стиль деятельности представляет собой симптомокомплекс операций, связанный с определенным свойством нервной системы.

mirznanii.com

2. Индивидуальный стиль деятельности

Тема 4. Индивидуальные различия, связанные со стилевыми особенностями

переходе на новый способ решения из-заустановочного эффекта предыдущих задач, при низкой — эффективно переключаются на новые способы и виды деятельности.

В зависимости от области исследования выделяют когнитивную, аффективную и мотивационную ригидность. Когнитивная ригидность обнаруживается в трудностях перестройки восприятия и представлений в изменившихся ситуациях, аффективная выражается в косности аффектов, мотивационная — в тугоподвижности системы мотивов в обстоятельствах, требующих от субъекта гибкости и изменения характера поведения.

7. Экстернальность — интернальность.

Данный параметр когнитивного стиля характеризует склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним факторам (экстернальность), либо собственным способностям и усилиям (интернальность).

По словам С. К. Нартовой-Бочавер,когнитивные стили — это «психологические качества, которые, будучи относимыми в большинстве работ кформально-динамическимсвойствам, тем не менее представляются наиболее перспективными в решении проблемы интеграции когнитивных и аффективных процессов, динамического и содержательного в структуре индивидуальности».

Индивидуальные особенности когнитивного стиля заключаются в предпочтении тех или иных стратегий и связаны с особенностями нервной системы, типом темперамента, типом сигнальной системы, межполушарной асимметрией, особенностями воспитания, обучения и профессиональной деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности определяется своеобразием действий, применяемых для осуществления цели. В отечественной психологии индивидуальный стиль деятельности рассматривался в работах Е. А. Климова, В. С. Мерлина, А. Н. Леонтьева, Н. С. Лейтеса и др.

Индивидуальный стиль деятельности — это устойчивая система приемов, способов, методов деятельности, обусловленная индивидуально-специфическимикачествами человека и являю-

studfiles.net

Из чего складывается персональный стиль? Имиджмейкер NJBaudey

Чтобы найти индивидуальный стиль, прежде всего, нужно понять самого себя, ведь стиль — это не просто умение красиво и модно одеваться, стиль — это особенности поведения, склада мышления, характера и манеры одеваться, свойственных конкретной личности. Поиск стиля — это поиск гармонии, образа, который отражает самые привлекательные внешние и самые яркие внутренние качества и при этом соответствует окружающему миру.

Что важно при создании образа

Существуют три главные критерия, на которые следует опираться при работе над образом:

  •  особенности внешности;
  •  особенности психики;
  •  мир вокруг.

Особенности внешности

Понимание особенностей внешности помогает выбрать направление, в котором следует двигаться, дает возможность определить цвет и контур нового образа.

Цветотип. Знание цветотипа помогает подобрать подходящие оттенки. От него зависит выбор цвета волос, макияжа, одежды и аксессуаров. Цвета не должны оказаться намного ярче или бледнее самого человека, они призваны лишь выигрышно подчеркнуть его естественные цвета, не оттягивая при этом внимание на себя.

Телосложение. Зная тип телосложения, можно понять какие фасоны одежды следует выбирать, какие пропорции использовать, а также на материалах каких текстур и с какими принтами следует останавливать свой выбор . Одежда должна подчеркивать достоинства и скрывать недостатки (или, по крайней мере, делать их менее заметными). У каждого типа фигуры есть свои особенности, и их нужно учитывать при подборе одежды, обуви, аксессуаров.

Тип лица. От типа лица зависит выбор прически, макияжа, аксессуаров. Правильно подобранная прическа может кардинально изменить внешность человека, причем как в положительную, так и в отрицательную сторону.  Также важно научиться правильно наносить базовый макияж, который выполнит корректирующую функцию и подчеркнет естественную красоту.

Типаж. Каждый человек обладает совокупностью внешних черт, влияющих на то, какое впечатление он будет производить на окружающих. Порой людям достаточно всего лишь одного взгляда на человека, чтобы сделать вывод о его характере. Во многом, это связано с существованием в обществе определенных стереотипов. Свой типаж обязательно нужно учитывать, чтобы новый образ был гармоничным. Кроме того, знание своего типажа позволяет корректировать производимое на людей впечатление.

Особенности психики

Важно не просто выбрать наряд, в котором вы будете выглядеть идеально, важно чувствовать себя комфортно в этой одежде. Вряд ли скромная девушка будет чувствовать себя уверенно в мини-юбке красного цвета, даже если она будет подходить ее внешности.Необходимо знать вкус, характер, темперамент человека — это поможет раскрыть внутренний мир через внешний облик.

Мир вокруг

Хотим мы этого или нет, но одеждой мы демонстрируем людям свое отношение к ним и задаем их тон отношения к нам. Мы либо привлекаем к себе внимание, либо демонстрируем свое безразличие, либо бунтуем против установленных правил, либо пытаемся укрыться, стать незаметными. Кроме этого, одежда способна показать расслаблены мы или собраны, радостны или грустны, она может продемонстрировать наш социальный статус, этническую принадлежность и так далее. Это маркер, позволяющий людям давать друг другу оценку. Поэтому так важно подбирать одежду, которая способна произвести правильное впечатление.

При поиске индивидуального стиля обязательно нужно учитывать образ жизни человека (чем он занимается, где работает, куда ходит). Внешний вид, как правило, связан с деятельностью человека, и речь идет не только о работе с дресс-кодом, но и об увлечениях.

Влияет на внешний вид и близкое окружение. У каждой группы людей существует своя внутренняя мода, которую важно брать во внимание.

Кроме социума, к этому критерию относится место проживания. Учитывать особенности климата также очень важно, чтобы одежда была комфортной и выглядела уместной.

Возраст

Возраст можно отнести ко всем трем критериям, мы можем говорить о том, насколько человек выглядит, насколько лет он себя ощущает, сколько лет ему на самом деле и как это влияет на восприятие его обществом.

 

Особняком от уже названных трех критериев стоит четвертый, который нельзя не учитывать, но на который не получится повлиять. Речь идет о принадлежности эпохе и моде.

Вряд ли кому-то из нас придет в голову идея отправиться в магазин в платье XIX века или прогуляться по парку, примерив на себя образ 80-ых годов века XX-го (речь не идет о влиянии моды прошлых лет на моду современную). Отчасти, мода относится к критерию «социум», но она слишком глобальна и относится не к одному конкретному человеку, а ко всему обществу.Даже если не следить за всеми тенденциями моды, игнорировать ее не получится. Как говорила Коко Шанель: «Моду нужно принимать, иначе вы будете выглядеть смешными. Однако, принимать новинки следует незаметно, маленькими порциями».

 

Создание образа с учетом всех особенностей своего стиля позволяет почувствовать себя не только привлекательным внешне, но и уверенным в себе, потому что новый образ становится звеном, соединяющим внутренний и внешний миры друг с другом.

Поделиться ссылкой:

njbaudey.com

Шпаргалка - Индивидуальный стиль деятельности

Введение

В 60-х годах XX века широкое распространение в советской психологии получили исследование, связанные с индивидуальным стилем деятельности. Данный интерес был вызван деятельностным подходом, основателем которого был А. Н. Леонтьев. Очевидно, что основным предметом изучения в стилевой характеристике стал индивидуальный стиль деятельности [3].

Над исследованиями в области индивидуального стиля деятельности работали такие специалисты в области психологии труда, как Мерлин В.С. и Климов Е.А.

Именно Климов Е.А ввел понятие «индивидуального стиля деятельности». Под индивидуальным стилем деятельности Климов понимал “индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и обеспечивает достижение успешных результатов деятельности”.

Индивидуальный стиль деятельности позволяет людям с различными особенностями нервной системы, с разным характером и темпераментом добиваться одинаковой эффективности при выполнении работы разными способами. Например, в своем исследовании по изучению индивидуального стиля деятельности у ткачих-многостаночниц Климов заметил, что ткачихи-меланхолики и ткачики-сангвиники могут быть одинаково успешны в своей работе, но ткачики-меланхолики предпочитают профилактику обрыва нити.

Индивидуальный стиль деятельности

Существуют 4 пути приспособления темперамента к требованиям деятельности:

1) профессиональный отбор;

2) индивидуальный подход;

3) формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов;

4) формирование индивидуального стиля деятельности.

Считается, что именно формирование индивидуального стиля деятельности является основным и наиболее универсальным путем приспособления темперамента к требованиям деятельности, так как именно он помогает людям с различными темпераментами эффективно выполнять одинаковую работу.

Иначе индивидуальный стиль деятельности (ИСД) можно представить как индивидуально-своеобразную систему психологических средств, к которым человек прибегает сознательно или стихийно для наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметным, внешними условиями деятельности [1].

Индивидуальный стиль деятельности не появляется у человека стихийно, его можно сформировать в процессе обучения и воспитания. Впервые формирование индивидуального стиля деятельности можно заметить еще в дошкольном возрасте. Это формирование происходит при решении игровых задач.

Считается, что общепризнанные формальные признаки ИСД можно разделить на 3 вида:

1) устойчивая система приемов и способов деятельности;

2) система, обусловленная определенными личными качествами;

3) система, являющаяся средством эффективного приспособления к объективным требованиям.

Структура индивидуального стиля деятельности

Согласно исследованиям Климова можно выделить следующие особенности структуры индивидуального стиля деятельности. Во-первых, существуют такие особенности, которые стихийно возникают на основе имеющихся у человека топологических свойств нервной системы. Эти особенности принято обозначать за ядро ИСД. Они определяют первый приспособительный эффект и предопределяют направление дальнейшего взаимодействия со средой.

Вторая группа является дополнением первой группе. Данная группа особенностей вырабатывается в течение сознательных или стихийных поисков. Например, у человека возникает стремление к доведению начатой работы до ее логического завершения, а значит, такую особенность можно рассматривать как своеобразный способ уравновешивания со средой.

Особенности структуры индивидуального стиля деятельности

Среди особенностей структуры ИСД можно выделить следующие:

1) особенности, составляющие ядро индивидуального стиля. Среди них так же выделяют особенности, благоприятствующие успеху, и особенности, мешающие успеху. Первые особенности принято обозначать «А», вторые — «Б». Отметим, что данное деление на группы можно считать условными, так как в тот или другой момент одна и та де особенность деятельности может оказаться либо в группе «А», либо в группе «Б».

2) Однако в меру наличия у человека типологически обусловленных особенностей деятельности, благоприятствующих успешному ее выполнению, возникают и другие элементы пристройки к ядру стиля, а именно поиски и максимальное использование всех возможностей, которые открываются в связи с этой категорией особенностей деятельности [1]. Следовательно, среди особенностей, являющихся дополнением к ядру индивидуального стиля, можно выделить следующие две категории: особенности, носящие компенсаторные значения («В»), и особенности, связанные с максимальным использованием приспособительных возможностей («Г»).

Интегральный эффект взаимодействия человека с социальной средой

Возможна ситуация, когда под индивидуальным стилем деятельности необходимо понимать интегральный эффект воздействия человека с социальной средой. В этом случае формируется отдельная задача. Как заявлял Климов Е.А “мы должны в каждом конкретном случае уметь быстро распознать, где есть или где должен быть сформирован индивидуальный стиль, под которым понимается некоторая система индивидуально-своеобразных приемов и способов решения задачи”.

Для решения этой задачи необходимо выделить систему «субъект — объект» и определить состояние, к которому должна придти система.

Более того, необходимо выделить существенные условия, от которых будет зависеть достижение цели. Для достижения желаемой цели Климов предлагает выделить такие управляющие воздействия, в отношении которых какое-либо типологическое свойство или сочетание свойств является по своему биологическому смыслу противодействующим фактором [1].

В результате проделанных действий, остается всего лишь искать пути управления формированием индивидуального стиля деятельности, путем дополнения необходимых элементов к его ядру.

Можно сделать вывод, что формирование индивидуального стиля деятельности позволяет продвинуть личность на более высокий уровень реализации.

Системообразующая функция индивидуального стиля деятельности

Благодаря индивидуальному стилю деятельности возникают новые взаимосвязи между разнообразными индивидуальными свойствами разных иерархических уровней. Опосредующая функция индивидуального стиля относится к разным уровням индивидуальности. Мерлин считает, изменяя характер связи между разноуровневыми индивидуальными свойствами, индивидуальный стиль создает новую систему свойств. Следовательно, он делает вывод о том, что функцию индивидуального стиля можно считать системообразующей.

Системообразующая функция индивидуального стиля деятельности игнорируется или не учитывается в том случае, когда отсутствует материалистическое понимание диалектической связи объективной детерминации и субъективной обусловленности деятельности [2].

Целью системобразующей функцией индивидуального стиля Мерлин считал “одно и тоже предшествующее состояние или свойство субъекта в зависимости от действий может быть связано с различными последующими состояниями или свойствами”. Поэтому, можно сделать вывод, что индивидуальный стиль деятельности создает новые связи между свойствами субъектов.

Исследование природы индивидуального стиля привели к тому, что зона неопределенности деятельности является необходимой предпосылкой индивидуального стиля и его системообразующей функции.

В свою очередь зона неопределенности деятельности можно разделить на две категории: объективные условия зоны неопределенности деятельности и субъективные. Так под объективными условиями можно понимать ситуации, когда одни и те же объективные требования могут быть осуществлены при помощи различных промежуточных целей или движений. Субъективные условия характеризуются тем, что субъект в определенных условиях выбирает более или менее адекватные цели или движения, которые в той или иной степени будут соответствовать его индивидуальным особенностям [2]. Таким образом, можно заметить, что выбор тех или иных действий или целей при данных индивидуальных особенностях, характеризует овладение индивидуального стиля деятельности.

Уровни индивидуального стиля деятельности

В советской психологии принято выделять несколько уровней индивидуального стиля деятельности.

Более низкий уровень принято обозначать за индивидуальный стиль жизнедеятельности. К этому уровню можно отнести режим питания и стиль моторной активности. Разнообразие движений для достижения одной и той же цели характеризуют зону неопределенности моторной активности. Наиболее полно эту зону исследовал Климов.

Более высокий уровень индивидуального стиля характеризуется индивидуальной системой операция. Наиболее общий и основной признак заключается в соотношении ориентировочных, исполнительных и контрольных операций. Данный уровень разбивается на два типа:

1) ориентировочные операции предшествуют исполнительным; предварительная ориентировка кратковременна, а мысленный план имеет схематический характер. В процессе выполнения он значительно расширяется и видоизменяется благодаря частным ориентировочным операциям [2].

Например, исследования показали, что первый тип индивидуального стиля проявляется у старшеклассников во время составления подробного плана для написания сочинения. Второй типа индивидуального стиля проявляется в том, что учеником составляется весьма краткий план, в при написания сочинения он детализируется.

Значимый признак индивидуального стиля деятельности заключается в том, что различные ориентировочные, исполнительные и контрольные операции в нем взаимно связаны и взаимно обусловлены, что выражается в интеркорреляциях между ними [2].

Мерлин В.С. считал, что индивидуальный стиль деятельности представляет собой симптомокомплекс операций, связанный с определенным свойством нервной системы.

Социально-психологические предпосылки индивидуального стиля деятельности

индивидуальный стиль деятельность

В советской психологии говорилось о двух предпосылках, при которых возможно усвоение индивидуального стиля деятельности:

1) зона неопределенности деятельности, при которой одна и та же цель может быть достигнута различными движениями, целями и операциями;

2) стремление субъекта выбрать наиболее подходящую индивидуальную систему движение, операция и промежуточных целей, которая помогла бы добиться максимального успеха, и, которая была бы наиболее согласованной с разноуровневыми индивидуальными свойствами.

По мнению Мерлина, существует еще один источник, который непосредственно связан с предыдущими двумя предпосылками усвоения индивидуального стиля деятельности. Данный тип отражает социальные отношения и требования общества в целом. Кроме того, этот источник отражает взаимоотношения в коллективе и требования коллектива.

Индивидуальный стиль деятельности в различных типах общества

Наиболее общее социальное условие, от которого зависит зона неопределенности индивидуальной деятельности, – дифференциация условий жизнедеятельности и в степени деятельности социальных групп. Возьмем классовое эксплуататорское общество. Данное общество будет характеризоваться наличием жестких классовых различий как в роли и значении труда в жизни человека, так и в соотношении физического и умственного труда, так и в усвоении различных форм культуры. В этом типе общества границы, в которых человек может применять свою деятельность, жестко определены и труднопреодолимы, только иногда их удается преодолеть. При этом заметим, что преодолеть данную границу могут только единицы из всей массы.

Теперь рассмотрим общественные отношения в капиталистическом обществе. Общественные отношения в капиталистическом обществе также ограничивают усвоение индивидуального стиля деятельности. В данном обществе происходит ограничение стремления работника к усвоению наиболее продуктивной системы движений, операций, которые доставляют работнику наибольшее удовлетворение.

На основе выше сказанного, можно утверждать, что в капиталистическом обществе отсутствуют базовые объективные предпосылки для формирования индивидуального стиля деятельности в производственных профессиях. Можно также отметить, что все факторы в капиталистическом обществе дезиндивидуализируют человека.

Более того, научно-технические революции в капиталистическом обществе только усиливают дезиндивидуализацию человека. Так как научно-техническая революция предполагает замещение человеческого труда автоматическими устройствами, то у простого рабочего остается меньше возможностей для движения, поскольку существуют границы в обществе. Поэтому зона неопределенности деятельности, которая обеспечивает свободный выбор действий всем индивидам, сводится к «нулю». В результате всего вышесказанного, ограничивается возможность развития индивидуального стиля деятельности.

Возникает вопрос, в каком же обществе возможен индивидуальный стиль деятельности? По мнению Мерлина В.С. индивидуальный стиль деятельности возможен в массовых производственных профессиях, возникающий только в социалистическом обществе. Исследования, проводимые Мерлином и его коллегами, показали, что, изучая труд ткачих-многостаночниц и других представителей массовых производственных профессий, что индивидуальный стиль деятельности возможен только при условии, что деятельность будет осуществляться с полуавтоматическим управлением. Более того, данные исследования показали, что легче всего с этой работой справляются только ткачихи с подвижными нервными процессами.

Но для того чтобы усвоить индивидуальный стиль деятельности, необходим не только правильный тип общества, но и также должны быть созданные правильные условия в коллективе.

Наиболее существенное значение для развития инициативности и индивидуальности имеет шкала социальных оценок. Данная шкала может быть более широкой или более узкой. Чем шире шкала социальных оценок, тем в большей степени она стимулирует различные действия, операции, которые необходимы для достижения коллективной цели [2]. В результате можно сделать вывод, чем шире будет эта шкала оценок, тем шире будет зона неопределенности деятельности.

Кроме того, для того чтобы обеспечить широту шкалы социальных оценок необходимо, чтобы существовала сплоченность коллектива. Широта шкалы социальных оценок создает наиболее благоприятные предпосылки для становления индивидуального стиля деятельности. По мнению Мерлина и его соратников, наиболее благоприятные условия для становления индивидуального стиля деятельности создаются в коллективах с высоким уровнем ценностно-ориентационного единства.

Для того чтобы сформировались благоприятные предпосылки индивидуального стиля деятельности необходимо не только уровень шкалы социальной оценки, но и за какие именно действия человек подвергается оценке. Также очень существенна частота соотношения положительных и отрицательных оценок. Этот фактор очень эффективен в развитии инициативности и индивидуальности работников. Поэтому можно сделать вывод, что данный фактор является одной из основных предпосылок для формирования индивидуального стиля деятельности.

Заключение

В заключении хотелось бы сказать, что благодаря индивидуальному стилю деятельности повышается эффективность деятельности. Посредством индивидуального стиля деятельности преодолевается и компенсируется отрицательное влияние некоторых особенностей. В результате его усвоение преодолевается рассогласование некоторых разноуровневых индивидуальных свойств.

Также мы выяснили, что зона неопределенности деятельности является одной из основных предпосылок индивидуального стиля деятельности.

Хотелось отметить, что индивидуальный стиль деятельности – это некий инструмент, который использует человек для достижения успешных результатов своей деятельности.

Библиографический список

1) Климов Е.А. // Психология индивидуальных различий. Тексты // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 74-77.

2) Мерлин В.С. // Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика. – 1986. – 256 с.

3) Плукин С.Г. // Индивидуальные стили деятельности. –http://plook.ru/index/individualnye-stili-deyatelnosti/

www.ronl.ru

Индивидуальный стиль. Стилевые типажи - Создай свой стиль

В прошлом посте здесь я рассказала о том, как можно выявить свои предпочтения относительно стиля, одежды, и на основе них попытаться начать строить свой личный персональный стиль. Но было бы неправильным считать, что на этом дело окончено, куплю что нравится и будь, что будет. Все таки важно понимать, что тебе реально подойдет, а что придется модифицировать или заменить.Наверное, тут нужно понять, почему не подходит. И на помощь придет теория стилей.

Моя любимая теория основана на работах Любови Михайловны Поповой, российского искусствоведа. (прошу прощения, ранее писала , что Ольги Сигизмундовны Поповой, но в сети очень сложно найти прямое авторство, если знаете, где можно найти, то буду признательна за ссылку)

Теория была перенесена из сферы искусств в сферу моды, и мы получили вот такую классификацию типажей.

Всего в теории 6 стилевых типажей, иногда добавляется дополнительный 7ой.1. Драматический2. Наивная романтика3. Натуральный стиль4. Классический стиль5. Романтический стиль (сложная романтика)6. Спортивный стиль7. Восточный (иногда его указывают, иногда нет)

Вся теория основывается на том, что каждый человек относится к тому или иному типажу, то есть все в нем будет соответствовать определенным чертам. Речь идет не столько о выбранной нами одежде, сколько о чертах лица, цвете кожи, манере поведения, голосе. Конечно, нужно понимать, что редко в жизни встречается чистый тип, чаще встречаются типы смешанные. Но при правильном определении одежда становится вторична, то есть она не будет создавать вас, она будет подчеркивать и усиливать ваши личные качества, отражать внутренний мир.

Как же определить свой тип/типы? Сделать это можно по разным параметрам, при чем учитывать все в совокупности. Черты лица, тип фигуры, волосы, манеру себя вести, общее впечатление о человеке.Я не буду расписывать все типажи подробно, информацию можно всегда найти в сети.Расскажу вкратце, для тех кто пока не знаком, для того что бы было понятно о чем пойдет речь дальше. Кто знаком, смело пролистывайте пару абзацев вниз.

Драматик - яркие цвета, броские рисунки, блеск и искусственность, теаральность, роскошь, экстравагантность и эпатаж. Черты лица либо крупные выразительные, либо мелкие острые, хищные. Общие ощущения от внешности – агрессия, сексуальность, царственность, властность.Чаще всего эти люди контрастной внешности, зимы, но это не всегда так.Волосы густые, крупные локоны, густая шевелюра.Наивная романтика — детскость, легкость, свет, нежность. Детские черты лица, часто не высокий рост, про таких людей говорят «мелкая собачка до старости щенок». Пухлые губки, большие глаза, маленький курносый носик, детские щечки. Нежный детский звонкий голос. Завитушки и кудряшки. Общее впечатление - "прелесть", "очаровательный", "такой милый".Натуральный стиль - мягкость, уютность, расположение к себе. Этот типаж максимально приближен к природе, он — часть неё. Ему присущи такие качества как комфорт, уют, естественность. Лицо похоже на сдобную булочку, округлые черты лица, ямочки на щечках, нос чаще всего «картошкой», описание не лестное, но на самом деле, это выглядит гармонично и естественно. Этому типажу нужен уют, отсутсвие границ, свобода, близость к природе. Если описать ассоциации – житейская мудрость, дом, тепло, свобода.Классический стиль - спокойствие и аристократичность. Это настолько спокойное и незапоминающееся лицо, что из них получаются идеальные разведчики и сотрудники спецслужб. Ровные правильные черты лица, нет нарочито крупных или мелких черт, все в рамках правильной симметрии, если можно так сказать. Точеные черты. Этот типаж отлично выглядит на черно-белых фото, за счет ровных не размытых линий. Ассоциации – город, правила, четкость, режим.Романтический стиль (сложная романтика) - непонятность, неправильность, ускользающий взгляд. Самый загадочный, молчаливый типаж. Лицо обычно неровное, там нет четких линий, часто бывают неровности, ассиметрия. Как будто воск оплавившейся свечи. Эти любди плохо выходят на фото,потому что сложно выбрать ракурс, ассиметричные линии искажаются на фото. Часто у таких людей большие глаза и маленькие губы. Как будто они говорят глазами, а не словами. Тонкие, загадочные, туманные особы, как дымки.Спортивный типаж — это скорее свойство характера, это жизненная потребность и позиция, которую выбирает себе человек. Появился позже , чем остальные в ответ на потребность общества в активности, движении. Не встречается отдельно, скорее это дополнительный стиль. Основные ассоциации - бодрость, радость, это очень телесный стиль

Ну а теперь вернемся к нашей теме. Итак, каждому типажу соответствует определенный стиль одежды, подчеркивающий те или иные черты. Скажем, драматику нужны контрастные яркие вещи, с острыми углами, и совершенно не подойдут рюши, воланы, нежные ткани. А вот наивному романтику нужны мелкие детальки, детские цветочки украсят платье даже в более солидном возрасте,а вот бесформенный свитер соломенного цвета (натуральный стиль) сможет сделать из них селянку.То же самое с тканями – у натуралов ткани фактурные, необработанные: шерсть, лен, у сложных романтиков тонкие, струящиеся, с мелким дробленным декором, бусинами, со складками, полупрозрачные.Есть так же рекомендации и к макияжу, и к стрижкам, но я не буду на этом останавливаться, так как это тема для отдельной статьи.

Просто для наглядности приведу пример из собственной жизни.Посчастливилось мне поучаствовать в одном проекте, проходящем в нашем городе, где стилист делает мини-перевоплощение тебя и публикует все это на сайте местного торгового центра в качестве рекламы. Справедливости ради замечу, что цель – реклам отделов, поэтому выбирать стиль особо не приходится.И вот что у нас получилось.Образ был создан явно в драматическом стиле, с элементами классики. Яркие цвета, контрастные сочетания, острые углы в крое. Отдельно хочу сказать про макияж, очень яркий, волосы с пышной укладкой, пытались создать гриву, наивные))) Когда я шла домой в этом макияже (смывать было негде), то на меня смотрели все прохожие с недоумением, я чувствовала себя в стилистике «интер-девочки» (кто смотрел фильм, меня поймут).

Забегая вперед, скажу, что мой типаж где-то 60% натурального, 40%сложного романтизма и 10% от драмы. Нос картошечкой, ассиметрия, бледность и туманность, уютность. Жуткие щеки яблочком да еще с ямочками, когда улыбаюсь, всем нравится, мне нет. Иногда проскальзывает резкость и угловатость. Поэтому предпочитаю цвета и фактуры натурального стиля, фактурные, шершавые, сочетаю с тонкими тканями романтики, использую мягкие складки, при этом дозировано деталями могу взять драму, ремешки, сумки, обувь.А теперь для наглядности 2 фото вместе. После стайлинга и в обычной жизни (извините, хороших фото кот наплакал)На втором фото может быть лучше бы был даже не тренч, а кардиган из шерсти, но тем не менее видно, что природные бежевые цвета мне гораздо лучше ярких. Так же как и натуральный макияж. (делаем скидку на проф фото и цветокоррекцию в сравнении с фото на телефон)Ну и все же , что делать то, если нравится то, что не идет? Искать тоже но в своей стилистике. Иногда кажется, что невозможно, но стоит попробовать, и войдете во вкус.Для примера, обычная кожаная косуха. Казалось бы, ну драма же, как ее по другому то?А вот так.

У драмы это будет черная куртка со множеством клепок, необычными деталями кроя, жесткой кожей. У наивных романтиков нежный цвет, возможно в мелкий узор (например, цветочек), мягкая кожа. У сложных романтиков куртка с ниспадающими складками, сложным кроем, лучше , если винного цвета, темного глубокого, но не черного. У классиков куртка будет похожа на пиджак, лучше серая, на данной картинке к классике нас отсылает и стеганая клетка. У натуралов тут вообще выбор был огромный, вместо кожи мягкая замша натуральных природных цветов.Таким образом, выходит, что любую вещь можно найти под себя

Жду критику и советы!Пс. может кто-то сможет нам помочь в вопросе, что делать, если не подходит цвет, а хочется, или не подходят вещи по типу фигуры? Я пока с этим вопросом не разобралась окончательно.И большое спасибо всем, кто не прошел мимо прошлого поста, спасибо за ценные советы, открытие новых марок и дизайнеров. Я непременно все этим воспользуюсь.

make-your-style.livejournal.com

Индивидуальный стиль и его исследования в психологии личности.

⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 23Следующая ⇒

Само понятие «стиль» было введено в психологию А. Адлером, создателем одного из классических течений психоанализа — «индивидуальной психологии».Структуру самосогласующейся и единой личности Адлер определял как стиль жизни. В этой концепции он рассматривает человека как единое целое. Стиль жизни, в первоначальном варианте «жизненный план», или «путеводный образ», представляет собой наиболее характерную особенность динамической теории личности Адлера. В этой концепции, по существу идеографической, представлен уникальный для индивидуума способ адаптации к жизни, особенно в плане поставленных самим индивидуумом целей и способов их достижения. Согласно Адлеру, стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума.

Итак, стиль жизни основан на наших усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности и, благодаря этому, упрочивающих чувство превосходства.

С точки зрения Адлера, стиль жизни настолько прочно закрепляется в возрасте четырех или пяти лет, что впоследствии почти не поддается тотальным изменениям. Конечно, люди продолжают находить новые способы выражения своего индивидуального жизненного стиля, но это, в сущности, является только совершенствованием и развитием основной структуры, заложенной в раннем детстве. Сформированный таким образом стиль жизни сохраняется и становится главным стержнем поведения в будущем. Другими словами, все, что мы делаем, формируется и направляется нашим, единственным в своем роде, стилем жизни. От него зависит, каким сторонам своей жизни и окружения мы будем уделять внимание, а какие будем игнорировать. Все наши психические процессы (например, восприятие, мышление и чувства) организованы в единое целое и приобретают значение в контексте нашего стиля жизни. Представим в качестве примера женщину, стремящуюся к превосходству путем расширения своих интеллектуальных возможностей. С позиции теории Адлера, ее стиль жизни предсказуемо предполагает сидячий образ жизни. Основной акцент она сделает на интенсивное чтение, изучение, размышления — то есть на все, что может послужить цели повышения ее интеллектуальной компетентности. Она может распланировать свой распорядок дня с точностью до минут — отдых и хобби, общение с семьей, друзьями и знакомыми, общественная активность — опять-таки в соответствии со своей основной целью. Другой человек, напротив, работает над своим физическим совершенствованием и структурирует жизнь таким образом, чтобы цель стала достижимой. Все, что он делает, нацелено на достижение превосходства в физическом плане. Очевидно, что в теории Адлера все аспекты поведения человека вытекают из его стиля жизни. Интеллектуал запоминает, размышляет, рассуждает, чувствует и действует совсем не так, как атлет, поскольку оба они представляют собой психологически противоположные типы, если говорить о них в терминах соответствующих стилей жизни.

Постоянство нашей личности на протяжении жизни объясняется стилем жизни. Наша основная ориентация по отношению к внешнему миру также определяется стилем жизни. Он отмечал, что истинная форма нашего стиля жизни может быть распознана только при условии знания, какие пути и способы мы используем для решения жизненных проблем. Каждый человек неизбежно сталкивается с тремя глобальными проблемами: работа, дружба и любовь. С точки зрения Адлера, ни одна из этих задач не стоит особняком — они всегда взаимосвязаны, и их решение зависит от нашего стиля жизни: «Решение одной помогает приблизиться к решению других…».

Поскольку у каждого человека стиль жизни неповторим, выделение личностных типов по этому критерию возможно только в результате грубого обобщения. Придерживаясь этого мнения, Адлер весьма неохотно предложил типологию установок, обусловленных стилями жизни. В этой классификации типы выделяются на основании того, как решаются три главные жизненные задачи. Сама классификация построена по принципу двухмерной схемы, где одно измерение представлено «социальным интересом», а другое — «степенью активности».

Первые три адлеровских типа установок, сопутствующих стилям жизни, — это управление, получение и избегание. Для каждой из них характерна недостаточная выраженность социального интереса, но они различаются по степени активности. У четвертого типа, социально-полезного, присутствуют и высокий социальный интерес, и высокая степень активности. Адлер напоминает нам, что ни одна типология, какой бы хитроумной они ни была или ни казалась, не может точно описать стремление личности к превосходству, совершенству и целостности. Тем не менее, описание этих установок, сопутствующих стилям жизни, в некоторой степени облегчит понимание поведения человека с позиции теории Адлера.

Управляющий тип. Люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане. Следовательно, их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для них характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере. Юные правонарушители и наркоманы — два примера людей, относящихся к управляющему типу по Адлеру.

Берущий тип. Как следует из названия, люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них нет социального интереса. Их основная забота в жизни — получить от других как можно больше. Однако, так как они обладают низкой степенью активности, то маловероятно, что они причинят страдания другим.

Избегающий тип. У людей этого типа нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Иначе говоря, их целью является избегание всех проблем в жизни, и поэтому они уходят от всего, что предполагает возможность неудачи.

Социально-полезный тип. Этот тип человека — воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он воспринимает три основные жизненные задачи — работу, дружбу и любовь — как социальные проблемы. Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решение этих жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.

В двухмерной теории установок, сопутствующих стилям жизни, отсутствует одна возможная комбинация; высокий социальный интерес и низкая активность. Однако невозможно иметь высокий социальный интерес и не обладать высокой активностью. Иными словами, индивидуумам, имеющим высокий социальный интерес, приходится делать что-то, что принесет пользу другим людям.

По мнению А. Адлера, стиль является продуктом воспитания, однако он формируется преимущественно в годы раннего детства. Поэтому в качестве основного метода изучения стиля предлагается использовать психологический анализ ранних воспоминаний, получаемых от испытуемого в процессе клинической беседы.

Иной аспект изучения стиля характерен для работ Г. Оллпорта, что связано со своеобразием его подхода к личности. Личность Г. Оллпорт определяет как «существующую в пределах индивида динамическую организацию таких психологических систем, которые определяют уникальность его приспособления к окружению». В качестве единицы личности выделяется ее черта. Особенностью концепции Г. Оллпорта является то, что понятие «стиль» в ней появляется дважды. Сначала под стилем понимаются «манеры поведения», соответствующие отдельным стилевым чертам личности: вежливая, энергичная и т.д. Во-вторых, так же как и А. Адлер, Г. Оллпорт включает в понятие стиля наряду с позитивными негативные характеристики (ошибочные способы выполнения деятельности). В отличие от концепции А. Адлера, где выделение стилей осуществляется по качественным критериям, работы Г. Оллпорта доложили начало количественному измерению отдельных характеристик стиля в соответствии с выраженностью личностных черт.

Первой стилевой характеристикой, взятой в качестве предмета исследования в нашей стране в конце 60-х годов, было понятие индивидуального стиля деятельности. По мнению одного из первых его исследователей Е.А.Климова, индивидуальный стиль деятельности – это “индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности”.

Исследование индивидуального стиля деятельности составило целое научное направление, основателем и теоретиком которого стал В.С.Мерлин. Размышляя над природой этого личностного образования, В.С.Мерлин пришел к открытию важных моментов, имеющих отношение ко всем стилевым характеристикам.

В психотерапии прослеживается влияние его идей на гуманистически ориентированные подходы к клиенту, разработанные К.Роджерсом и В.Франклом. Теоретическая психология взялась за выработку критериев для классификации стилей жизни и анализ самого понятия.

Ф.Торн выделил пять стилей жизни в зависимости от преобладающего способа адаптации, которые он проассоциировал с образами животного мира: агрессивный (тигр), конформный (хамелеон), защитный (черепаха), индивидуалистический (яйцо) и сопротивляющийся (лосось).

Наиболее лаконичная классификация стилей жизни принадлежит Д.Ройсу и Э.Поуэллу, которые определяют стиль жизни как “стратегию для достижения индивидуальных ценностей и чувств в мире, в котором каждый индивид должен жить так, чтобы оптимизировать свои личностные смыслы.

В середине нашего века западная психология обогатилась понятием когнитивного стиля, под которым имелись в виду стабильные индивидуально-своеобразные способы приема и переработки информации.

По широте и глубине исследования когнитивного стиля в мировой психологии нет равных Г.Виткину, все его труды посвящены осмыслению феномена когнитивного стиля, который он назвал полезависимость-поленезависимость. Им была поставлена одна из наиболее дискуссионных проблем относительно возможности изменения когнитивного стиля. Она распадается на два вопроса: изменяется ли когнитивный стиль на протяжении жизни и возможны ли изменения его в течение короткого времени под влиянием целенаправленных воздействий (психотерапии, тренинга и т.п.)? Было проведено лонгитюдное исследование, у всех наблюдался рост поленезависимости с возрастом, но место каждого индивида на шкале полезависимости-поленезависимости оставалось постоянным. Другие исследования показали, что пик поленезависимости приходится на подростковый и ранний юношеский возраст, после чего ее уровень стабилизируется, а затем к старости может даже снижаться. Стабильность стиля закрепляется также его связью с полом. Было доказано, что лица женского пола во всех возрастных группах и в разных типах культур более полезависимы, чем их сверстники мужского пола. Г.Виткин объясняет эти различия традицией воспитания, в соответствии с которой в девушках культивируют уступчивость, ведомость, а в юношах - самостоятельность, активность, ориентацию на достижение успеха в выбранной сфере деятельности.

 

Читайте также:

lektsia.com