Где проходит граница между Азией и Европой. Границы азии и европы на карте


Граница Европы и Азии

На всем протяжении Уральских гор, растянувшихся с севера на юг на тысячи километров, деля незримой линией две части света — Европу и Азию, стоят пограничные столбы, установленные людьми с целью подчеркнуть эту достопримечательность и каждый из этих столбов имеет свою историю.

Где граница Европы и Азии?

Линия границы Европа и Азии проходит от побережья Карского моря по восточному склону Уральского хребта.

Параллельно границе между Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским округом с востока  Ненецким автономным округом и Республикой Коми с запада. Но, обычно границу Европы и Азии проводят по водоразделу Уральских гор.

Этим мы обязаны Татищеву Василию Никитичу, который впервые высказал эту мысль  в 1720 году, указывая на то, что Уральский хребет является водоразделом, а природа и текущие с него на запад реки отличаются от текущих на восток, как наличием разных пород рыб, так и растительностью западного и восточного склонов Урала.

Обелиск «Европа-Азия»  г. Березовая

Один из самых красивых и больших обелисков «Европа-Азия» открыт в 2008 году близ г. Первоуральска на горе Березовой.

На Старо-московском тракте, том самом пути, по которому каторжников вели в Сибирь, здесь они прощались с Россией, взяв с собой горсть земли на память о родине.

Историческая особенность обелиска

Сегодня высокий 30-метровый столб из красного гранита венчает двуглавый орел, а до этого был более, чем скромный. Первый же пограничный знак появился здесь еще весной 1837 года – перед приездом на Урал 19-летнего цесаревича Александра Николаевича – будущего наследника престола.

В 1846 году памятник заменили на мраморный, а На вершине был закреплен позолоченный двуглавый орел.

На самом памятнике существовала надпись: «В память посещения этого места Их Императорскими Высочествами Государем Наследником Цесаревичем и Великим Князем Александром Николаевичем в 1837 году, и Герцогом Максимилианом Лейхтенбергским в 1845 году».

Позже на деревянном заборе памятника повесили таблички «Европа» слева и «Азия» справа, а после революции памятник разрушили как напоминание о царской власти.

Однако, в 1926 году, спохватившись,  все же поставили новый памятник, правда не мраморный, а просто облицованный гранитом и без орла, а вокруг пограничного столба установили чугунную литую ограду.

В середине 1990-х годов ее заменили столбиками с цепями.

Добраться до обелиска на горе Березовая около Первоуральска можно по федеральной трассе Р242 Екатеринбург — Пермь, свернув по указателю на Первоуральск или на Новоалексеевское и выехать на Старомосковский тракт.

«Европа-Азия», как мечта туриста

Так как, я сам живу на Урале, а именно, в пяти километрах от этого самого места, то могу с уверенностью сказать, что на настоящий момент — это чистое и аккуратное место представляет собой особую ценность для путешественника.

Смею вас уверить, для любого туриста, посетившего Средний Урал, а в частности Свердловскую область, будет интересно постоять одновременно на двух частях света правой и левой ногой, а ощущения испытать, как говорил классик, самые незабываемые. И останутся такие воспоминания на всю жизнь.

Я часто езжу с запада на восток и обратно по работе, за день бывает, несколько раз пересекаю эту незримую линию. Представляете! Утром уехал в Азию, а вечером ты уже в Европе или наоборот. Вот так, без всяких границ и шенгенских виз! Подобных стел в области несколько, но эта одна из самых грандиозных.

Пограничные столбы «Европа-Азия»

По всей границе Европы и Азии десятки пограничных памятников, в том числе в весьма труднодоступных местах. Правда, не все из них соответствуют реальной границе, но рассмотрим самые известные и популярные среди туристов.

Первая — это стела у самого Екатеринбурга. Поставили ее в начале 2000 годов и ничем примечательным она не выделяется, даже исторически. Единственное, что добираться до нее легко, так как располагается у оживленного тракта Екатеринбург-Пермь, в нескольких километрах от столицы Урала.

Самый северный обелиск на границе Европы и Азии стоит на берегу пролива Югорский Шар.  Его установили в  труднодоступной местности в 1973 году сотрудники полярной станции. Пограничный знак представляет собой деревянный столб с надписью «Европа-Азия». Также к столбу прибита цепь с якорем.

Памятный знак на ст. Вершина, Свердловской железной дороги, один из самых старых и добраться к нему можно только на электричке Екатеринбург — Шаля.

На федеральной трассе М5 «Урал» на перевале через хребет Урал-Тау.

Самый восточный обелиск, расположенный недалеко от Екатеринбурга на Полевском шоссе в д. Курганово, установлен в 1986 году.

Обелиск, расположенный возле автомобильного моста через реку Урал.

Также можно отметить «космический» памятник «Европа-Азия», что стоит на трассе Нижний Тагил – Уралец, который был открыт в 1961 году и, соответственно, посвященный полету в космос Юрия Гагарина. Выглядит как квадратная колонна высотой 6 метров, а венчает ее изображение земного шара.

Существуют и другие памятники, но к сожалению, утратившие свою былую привлекательность, как для коренных жителей, так и для туристов.

Вот такой занимательный экскурс в историю границы Европы и Азии я сегодня вам провел, друзья. Возможно, со временем статья дополнится новыми данными, а пока:

Увлекательных вам экскурсий и путешествий!

territorus.ru

Где проходит граница между Азией и Европой

Принято считать, что граница между Азией и Европой проходит по горному хребту Урала, побережью Каспийского моря и ряду проливов и рек. Протяженность такого пути составляет около 6 тысяч километров.

Существует и альтернативный вариант, по которому граница проводится по водоразделу Уральского края и Кавказа. Узнать, какая из версий истинна, поможет исторический, географический обзор континента.

Ранние представления

С далекой древности люди задавались вопросами о том, где заканчивается земля, что представляют собой части света. Около 3-х тысячелетий назад суша впервые была условно поделена на 3 области: Запад, Восток и Африку.

Античные греки считали, что граница между Азией и Европой проходит по Черному морю. В то время оно называлось Понту. Римляне сдвинули границу к Азовскому морю. По их мнению, разделение шло по акватории Меотиды, включая Керченский пролив между Европой и Азией и реку Дон. В своих трудах Полибий, Геродот, Пампоний, Птолемей и Страбон писали, что граница между частями света исторически должна быть проведена по побережью Азовского моря, плавно переходя к руслу Дона. Такие суждения оставались истинными вплоть до 18 века нашей эры. Аналогичные выводы были представлены и русскими теологами в книге «Космография», датируемой 17-м столетием. Тем не менее в 1759 году М. Ломоносов заключил, что граница между Азией и Европой должна проводиться по рекам Дон, Волга и Печора.

Представления 18-19 веков

Постепенно понятия о разделении частей света стали складываться воедино. В средневековых арабских летописях границей значились акватории рек Камы и Волги. Французы считали, что линия деления проходит по руслу Оби.

В 1730 году предложение о проведении границы по бассейну Уральских гор выдвинул шведский ученый Страленберг. Идентичную теорию чуть ранее в своих авторских трудах обозначил и русский теолог В. Татищев. Он опроверг идеи о разделении частей света только по рекам Российский империи. По его мнению, граница между Азией и Европой должна быть проведена от Великого Пояса до побережья Каспийского моря и Таурисских гор. Таким образом, обе теории сходились в одном – разделение проходит по акватории Уральского хребта.

Некоторое время идеи Страленберга и Татищева оставались без внимания. В конце 18 века признание подлинности их суждений было отражено в трудах Полунина, Фалька, Щуровского. Единственное, в чем ученые были не согласны, это в проведении границы по Миассу.

Еще в 1790-х географ Паллас предложил ограничить разделение южными склонами рек Волги, Общего Сырта, Маныч и Ергени. Из-за этого к Азии относилась Прикаспийская низменность. В начале 19 века граница была вновь отодвинута чуть западнее – к реке Эмбе.

Подтверждение теорий

Весной 2010 года российским Обществом географов была организована масштабная экспедиция на территорию Казахстана. Целью похода значилась ревизия общеполитических взглядов на линию разделения частей света - горный хребет (ниже см. фото). Граница Европы и Азии должна была проходить по южной части Уральской возвышенности. В результате экспедиции ученые определили, что разделение находится немного поодаль от Златоуста. Далее Уральский хребет распадался и терял выраженную ось. В этой местности горы разделяются на несколько параллелей.

Между учеными встала дилемма: какой из распавшихся хребтов считать границей частей света. В ходе дальнейшей экспедиции было установлено, что корректное разделение должно проходить по берегам рек Эмба и Урал. Только они способны четко представить истинные границы материка.

Другой версией было установление оси деления по восточному перешейку Прикаспийской низменности. Доклады российских ученых были приняты во внимание, однако рассмотрения Международным союзом они так и не дождались.

Современная граница

Долгое время политические взгляды не давали европейским и азиатским державам договориться о конечном разделении частей света. Тем не менее в конце 20 века определение официальной границы все же состоялось. Обе стороны исходили из культурных и исторических концепций.На сегодняшний день ось деления Европы и Азии идет через Эгейское, Мраморное, Черное и Каспийское моря, проливы Босфор и Дарданеллы, акваторию Урала вплоть до Ледовитого океана. Такая граница представлена в международном географическом атласе. Таким образом, Урал – единственная река между Европой и Азией, через которую проходит разделение.

По официальной версии, Азербайджан и Грузия частично находятся на территории обеих частей света. Стамбул и вовсе является трансконтинентальным городом из-за принадлежности пролива Босфор и к Азии, и к Европе. Аналогичная ситуация обстоит и со всей страной Турцией. Примечательно, что город Ростов также принадлежит Азии, хоть и находится на территории России.

Точное деление по Уралу

Вопрос о пограничной оси между частям света неожиданно открыл активную дискуссию среди жителей и властей Екатеринбурга. Дело в том, что этот город между Европой и Азией находится на данный момент в нескольких десятках километров от зоны условного деления. С учетом стремительного территориального роста Екатеринбург уже в ближайшие годы может унаследовать судьбу Стамбула, став трансконтинентальным. Примечательно, что в 17 км от Ново-Московского тракта уже возведен мемориал, показывающий границу частей света.Куда интереснее ситуация обстоит в окрестностях города. Здесь находятся и большие акватории, и горные хребты, и населенные пункты. На данный момент граница проходит по водоразделу Среднего Урал, поэтому пока эти области остаются в Европе. Это касается и Новоуральска, и гор Котел, Березовая, Варначья, Храстальная, и озера Чусовское. Сей факт ставит под сомнение правильность возведения на Ново-Московском тракте пограничного мемориала.

Трансконтинентальные государства

На сегодняшний день Россия – самая большая по пограничной территории страна между Европой и Азией. Такие сведения были озвучены еще в конце 20 века на саммите ООН. Всего трансконтинентальных государств насчитывается пять, включая Российскую Федерацию.

Из остальных следует выделить Казахстан. Эта страна не входит ни в Совет Европы, ни в азиатский аналог. Республика с площадью в 2,7 миллионов кв. км и населением около 17,5 млн человек имеет межконтинентальный статус. Сегодня она входит в Евразийское Сообщество.

Под юрисдикцию Совета Европы попадают такие пограничные страны, как Армения и Кипр, а также Турция, Грузия и Азербайджан. С Россией отношения определены только в рамках договоренного регламента.Все эти государства считаются трансконтинентальными. Особняком среди них стоит Турция. Она занимает всего 783 тысячи кв. км, однако является одним из важнейших торговых и стратегических центров Евразии. За влияние в этом регионе до сих пор борются представители НАТО и Евросоюза. Численность населения здесь составляет более 81 миллиона человек. Турция имеет выход сразу к четырем морям: Средиземному, Черному, Мраморному и Эгейскому. Граничит с 8 странами, включая Грецию, Сирию и Болгарию.

Трансконтинентальные мосты

В общей сложности на все сооружения было потрачено свыше 1,5 миллиардов долларов. Главный мост между Азией и Европой лежит через пролив Босфор. Его длина составляет более 1,5 километров при ширине в 33 м. Босфорский мост является подвесным, то есть основные крепления находятся сверху, а само сооружение имеет форму дуги. Высота в центральной точке равна 165 метрам.

Мост не отличается живописностью, однако считается главным межконтинентальным символом Стамбула. На строительство властями было потрачено порядка 200 миллионов долларов. Стоит отметить, что пешеходам подниматься на мост строго запрещено, чтобы исключить случаи самоубийства. Проезд для транспорта платный.Также можно выделить пограничные мосты в Оренбурге и Ростове.

Трансконтинентальные памятные знаки

Большинство обелисков находится на Урале, в Казахстане и Стамбуле. Из таковых следует выделить памятный знак у пролива Югорский Шар. Находится он на острове Вайгач и является самой северной точкой границы Европы и Азии.

Крайние восточные координаты трансконтинентальной оси отмечены знаком в верховье реки Малой Щучьей.

Из обелисков можно выделить памятники у поселка Промысла, на станции Уральский Хребет, на перевале Синегорский, на горе Котел, в Магнитогорске и др.

fb.ru

Вдоль границы Европы и Азии

Путешествие от столба к столбу (Билимбай — родина ракетного самолета, святые источники в Тарасково, Дедова гора и озеро Таватуй).

Несмотря на то, что внешних государственных границ через Екатеринбург не проходит, мы все по нескольку раз в день имеем возможность сновать из одной части света в другую. Вероятно, это «хронически пограничное» состояние особым образом влияет на уральский менталитет. Граница Европы-Азии – это наш Гринвич (который точка отсчета), это наш экватор (отсекающий неудачную половину) и вечный источник движения. Ведь постоянно хочется узнать: а что  там, с другой стороны? Лучшая жизнь – или новое приключение?

Географический энциклопедический словарь приводит несколько вариантов проведения границы: по восточным подножиям или по гребням Урала. Однако эти понятия не являются достаточно строгими. Наиболее корректным с научной точки зрения является подход, сформулированный Татищевым. Он предложил провести границу двух частей света по водоразделу Уральских гор. При этом водораздельная линия имеет сложный характер и может смещаться.

Сейчас на Урале установлено более 20 обелисков Европа-Азия. Первый (№1) – новодел (2004 г.) на 17 км Московского тракта, который все знают, мы проехали без остановки. О правильности установки этого знака много споров. Ему приходится принимать  максимальное количество официальных делегаций – безусловно, для мероприятий место удобное. Из интересного —  в постамент заложены камни с крайних точек Европы (мыс Рока) и Азии (мыс Дежнёва).

На подъезде к Первоуральску с московского тракта (справа, не доезжая метров 300 до стелы с названием города) – следующий знак (№2).

Первоначально этот монумент  располагался у горы Берёзовой на старом московском (Сибирском) тракте, примерно в 300 м на северо-восток от нынешнего места, но был перенесен. Рядом со знаком  — родничок и табличка «начало маршрута».

Очень похоже, что эта тропинка ведет через лес к следующему знаку (№3) – самому величественному,  установленному у горы Березовой в 2008 г. вместо этой четырехгранной пирамиды. Он примечателен тем, что считается первой (самой ранней) «пограничной» меткой разделения Европы с Азией, установленной на Урале. Мы едем к нему на машине: доезжаем до Первоуральска и по старому московскому тракту примерно 1 км возвращаемся назад.

Вероятнее всего это произошло в 1837 г., как указано на чугунной плите у подножия монумента. Здесь, на высшей точке Сибирского тракта, останавливались сосланные в Сибирь, прощались с Россией и брали с собой горсть родной земли.

Сначала был установлен деревянный памятник в виде острой четырехгранной пирамиды с надписями «Европа» и «Азия». Затем (в 1846 г.)  он был заменён на мраморную пирамиду с царским гербом. После революции его разрушили, а в 1926 году воздвигли новый из гранита — тот, который сейчас перенесен на новый московский тракт, на въезде к Первоуральску. В 2008 г. на этом месте построили новую стелу.

В  двух км от этого столба, на северном склоне горы Берёзовой, на железнодорожной станции (остановочном пункте) «Вершина» стоит еще один (№4), самый аутентичный обелиск. Автомобильной дороги к нему почти нет – но в летнее время пешком можно прогуляться. Стоя у этого (и только этого) монумента, можно наблюдать, как по стальной магистрали тяжеловесные поезда с грузом из Сибири преодолевают уральский хребет.

Наш путь лежит дальше, через Первоуральск, по набережной пруда, в поселок Билимбай.

Он  возник вместе с чугуноплавильным  заводом,  построенным графом Георгием Строгановым.  В своё время это был единственный завод на Среднем Урале, принадлежавший клану Строгановых.

До прихода русских на этом месте было башкирское поселение Белембай («белем» — знание, «бай» — богатый, т.е. «богатый знаниями»). Постепенно название трансформировалось в Билимбай. Строгановы начали строительство в 1730 году.  А 17 июля 1734 года завод выдал первый чугун.

В километре от своего устья река Билимбаевка была запружена плотиной. Чугун и железные доски, изготовленные под молотом, весной сплавлялись по рекам Чусовой и Каме в вотчины Строгановых. В устье Билимбаевки была устроена  пристань. По объёму выплавляемого чугуна и рациональному ведению хозяйства завод с первых лет существования работал ровно и стал одним из самых организованных и высокоразвитых  на Урале.

Билимбаевский пруд — одно из главных украшений поселка. Во время сплава барок по Чусовой Билимбаевский пруд участвовал в регулировании воды в реке. Правда, его роль была куда скромнее, чем роль Ревдинского пруда. Если Ревдинский пруд давал вал в 2-2,5 метра, то Билимбаевский — лишь 0,35 метра. Впрочем, остальные пруды давали и того меньше.

Википедия называет Билимбай колыбелью советской реактивной авиации. В 1942 году в Билимбае проводились испытания первого советского истребителя-перехватчика БИ-1. А вот о конкретном месте проведения работ источники приводят противоречивую информацию: то ли это был полуразрушенный цех бывшего чугунолитейного завода, остатки которого на берегу пруда сохранились и по сей день, то ли Свято-Троицкий храм (в советское время — клуб труболитейного завода). Начну с наиболее правдоподобной версии (на основе документальных книг, изданных по воспоминаниям участников событий).

Во время войны в Советском Союзе часть авиазаводов и конструкторских бюро эвакуировали на Урал. КБ Болховитинова, создавшее первый советский истребитель с ракетным двигателем БИ-1, оказалось в Билимбае.

По данным Википедии, БИ-1 (Березняк — Исаев, или Ближний Истребитель) — первый советский самолёт с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД).

Разработка была начата в 1941 в КБ завода № 293 в г. Химки. Время полёта самолёта могло быть всего от 1 до 4 минут. Однако, при этом, самолёт имел необычайно большую для того времени приемистость, скорость и скороподъемность. Именно исходя из этих особенностей стало ясно будущее назначение самолёта — перехватчик. Концепция «быстрого» ракетного перехватчика, работающего по схеме «молниеносный взлёт — одна быстрая атака — посадка на планировании» выглядела привлекательно.

В ходе испытаний в режиме планера в сентябре-октябре 1941 было проведено 15 полетов. В октябре 41-го принято решение об эвакуации завода на Урал. К декабрю 1941 доводка самолёта была продолжена на новом месте.

Журнал  «Вестник» №18(225), 31 августа 1999 в историческом очерке «Четыре встречи с Арвидом Палло» (работал под началом Королева), рассказывает: КБ и заводу Болховитинова была отведена территория разрушенного временем литейного завода, где в чрезвычайно трудных условиях и в короткий срок были выполнены восстановительные работы. Для продолжения отработки самолетной двигательной установки на берегу прилегающего к заводу водоема, на бывшей плотине, построили фанерную времянку, в которой разместили стенд-люльку.

25 апреля 1942 года самолёт был перебазирован на аэродром НИИ ВВС близ Кольцово. 15 мая 1942 года самолёт БИ-1 под управлением знаменитого летчика-испытателя Г.Я. Бахчиванджи впервые взлетел с использованием ракетного двигателя. Полет продолжался 3 мин 9 сек, за 60 сек была достигнута высота 840 метров. 27 марта 1943 года на седьмом полете БИ-1 Бахчиванджи погиб. Известны слова Юрия Гагарина: «Без полетов Григория Бахчиванджи, возможно, не было бы и 12 апреля 1961 года».

Почему об этой части путешествия приходится писать столь подробно? Хочется сохранить историческую справедливость и избежать тиражирования фактологических ошибок. Во время осмотра разрушенного цеха, где БИ-1 доводили до ума, не скрою, возникает желание получить аргументы в пользу именно этой версии.

Не знаю, что это – излишняя сентиментальность или исторический прагматизм, но этот цех-гигант и в разрушенном состоянии выглядит столь величественным, что другого места для подвига авиастроителей рассматривать не хочется.

Ведь по другой версии, которую поддерживают и служители церкви, конструировали БИ-1 в здании Свято-Троицкого храма. Об этом  рассказывает и камень у ворот храма.

На самом деле во время войны в Билимбай было эвакуировано несколько авиапредприятий. Кроме КБ Болховитинова (завод № 293), в здании треста «Трубосталь» разместился авиазавод № 468, который изготавливал и конструировал грузовые парашюты. На заводе № 290 авиаконструкторы Камов и Миль разрабатывали и ремонтировали боевые автожиры (прообразы вертолетов). Кроме того, в Билимбае работала фабрика по пошиву знаменитых заградительных аэростатов (их можно увидеть во всех военных фильмах про Москву и Ленинград).

Итак, что же все-таки разрабатывали во время войны в здании Свято-Троицкой церкви? Боевые автожиры. Это летательные аппараты с винтом, как у вертолёта, и ещё одним маленьким винтом, как у самолета. Большой винт вращается не от двигателя, а сам. За счёт этого автожир может садиться вертикально, но для взлёта ему требуется разбег. Другие названия автожира — «гироплан», «гирокоптер» и «ротаплан».

Первым делом в Билимбае был налажен ремонт автожиров А-7, поврежденных в боях под Ельней уже в начале войны. Завод № 290 был эвакуирован на Урал в октябре 1941 года. Дочь Камова, Татьяна Николаевна, вспоминает: «Приехали в Билимбай. Завод разместили в церкви, а людей расквартировали по частным домам» (еще одно свидетельство правильности нашей версии). Дочь авиационного конструктора Надежда Михайловна Миль также упоминала, что «В Билимбае автожирный (вертолетный) завод располагался в помещении церкви, которую мы в шутку называли собором Парижской Богоматери».

На новом месте предполагалось отремонтировать и достроить автожиры, развернуть их серийное производство, однако ничего этого осуществить не удалось. В марте 1943 г. завод № 290 был закрыт. По словам Миля, от автожира до вертолета оставался один шаг.

Вот такое расследование пришлось провести, с погружением в историю развития советского авиастроения, с чудесами и подвигами маленького Билимбая. Сама церковь, даже без деталей истории про военных летчиков, не менее знаменита.

Свято-Троицкая каменная христианская церковь была заложена в 1820 году на месте сгоревшего храма, строили ее заводчики Строгановы 35 лет. К середине XIX века она стала самой богатой и красивой в Екатеринбургской епархии. Стены церкви были разрисованы библейскими сюжетами. Под одной из колонн храма можно увидеть старинную закладную плиту с датой постройки колокольни.

Исследователи считают, что автором проекта был Иван Иванович Свиязев (широко известен за пределами Урала,  принимал участие в строительстве храма Христа Спасителя в Москве). В отличие от «уральских» и «московских» церквей – это был первый «петербургский» храм в Екатеринбургском ведомстве. А если бросить взгляд еще дальше – мы увидим образ собора Святого Петра в Риме: фасад, ложный портик и шесть колонн с переменным расстоянием, широкое пространство у входа и узкое по краям и мощный вход по главной оси здания…

С 1934 года богослужения в Билимбае прекратились. Со звонницы сбросили колокола и скинули и кресты. Весной 1938 года разобрали колокольню, а здание передали на баланс труболитейному заводу, открывшему в помещении бывшего храма клуб. В годы Великой Отечественной, повторимся, здесь было эвакуированное конструкторское бюро Миля-Камова, собирали опытную модель первого отечественного вертолета. Сразу после войны в старом храме был открыт кинотеатр с обычным для тех лет названием – «Красный Октябрь».

После войны, в 1960-х годах здание перестроили, лишив центрального купола. Храм превратился  в Дом культуры — с библиотекой, музеем и концертным залом. Здание разделили на этажи (раньше помещения были высокими, а сквозь купол, как в окна, проникал свет). Весной 1994 года помещение бывшего храма, лишенное всех коммунальных благ, было передано представителям Екатеринбургской епархии. Богослужения в храме были возобновлены, проведен мелкий ремонт. Иногда из-под отваливающейся краски на стенах и сейчас проступает старая роспись.

Как рассказала нам одна из служительниц (в Интернете по фото позже мы узнали ее как сестру Людмилу), в 1957 году во время уничтожительной «реконструкции» из храма была вынесена вся церковная утварь, в том числе иконы и Голгофский крест.

Этот крест подобрали православные цыгане – и 40 лет возили его с собой в кибитке, пока в 1990-х не встретились с прихожанами, восстанавливающими святыни по крупицам после возвращения храма церкви. Голгофский Крест Господень трижды мироточил (первый раз – в 2003 году, и Людмила видела лично, как отколупнулся кусочек краски и появилась на кресте крошечная маслянистая капелька). Есть в храме и мироточивые иконы.

Вот что пишет о храме «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». «Кровля протекает. Зимой служат в нижнем приделе, с обогревателем, а летом переходят в верхний… Мимо храма постоянно проносятся автобусы, увозящие паломников в нарядный, обустроенный, Свято-Троицкий монастырь села Тарасково. А Свято-Троицкая церковь в Билимбае, в которой пребывает Распятие, несколько раз за последние годы мироточившее, ждет и ждет часа своего восстановления».

У бокового входа в церковь расположена памятная аллея с именами погибших на войне жителей поселка (с боковой – потому что во времена ДК здесь был центральный вход).

А с другой стороны аллеи установлен  православный крест.  Вот так переплелись советские и христианские символы на одном пятачке у билимбаевского храма.

Едем дальше. На выезде из поселка —  совершенно потрясающие виды пруда: по одну сторону моста сидят рыбаки,

по другую – тонкая корочка льда, от которой отскакивает брошенный камень, но раздается треск при попытке наступить на нее ногой. Фантастика.

Здесь же осматриваем одно из самых интересных мест в Билимбае – сосновую рощу Могилица, с именем которой связано множество легенд и преданий.

Самой достоверной нам показалась вот эта: «…Смел и неуловим был предводитель храброй дружины Билим. Богат и знатен он. Но жажда обогащения и тщеславия захватили его… В одну из осенних дождливых ночей Билим со своей дружиной напал на деревню, в которой приметил красивую девушку. Но счастье на этот раз изменило ему. В жаркой схватке был ранен Билим ядовитой стрелой. Похоронили знатного бая на каменном утесе, возвышающемся на прибрежном чусовском холме. Башкиры сложили большой костер, на который положили своего предводителя и все его воинские доспехи… Черная туча закрыла солнце. Все вокруг погрузилось во мрак. Прогремел гром. Молния подожгла костер на вершине камня. Всю ночь пылал костер. Утром налетел ветер и развеял пепел в разные стороны…» ( по книге Н.П. Архиповой «Заповедные места Свердловской области»).

Холм, на котором сожгли бая Билима – это и есть гора Могилица. Впрочем, есть и другие версии легенды – с ними можно познакомиься на сайте «Река Чусовая».

До прихода русских, судя по всему, здесь и впрямь было древнее башкирское кладбище. А рощу на горке прямо в черте поселка садили вручную в 1840-х годах только что созданной в то время сеялкой Шульца.

Погулять по этому лесному островку, посаженному 170 лет назад, можно и сейчас.

Недалеко от Билимбая (примерно в трех километра вверх по Чусовой) находится камень Дюжонок — главная природная достопримечательность поселка. Но в наш авто-маршрут эта точка не вписывалась —  мы направляемся в сторону Тарасково. И на пути встречаем пятую за сегодня пограничную метку «Европа-Азия».

Самую хулиганскую из всех встреченных когда-либо (что тут делает одиноко стоящий автомобиль нам неизвестно).  Обелиск находится в паре км от деревни Починок (едем до пересечения с ЛЭП), на перевале (449 м.) через Бунарский хребет. Сколько раз мы в этот день нарушили границу – считать не стали. По дороге домой это случилось еще не единожды, но уже вне охранной  зоны пограничных столбов☺.

Далее прямо по курсу у нас – село Тарасково. С давних пор оно славится источниками с чудодейственной водой. Желая исцелиться, ежегодно сюда приезжает большое количество паломников не только с Урала, но и со всей России и даже из-за границы.

Свято-Троицкий мужской монастырь в селе Тарасково хранит на своей земле множество святынь и чудотворных источников. На сайте http://www.selo-taraskovo.ru/ можно изучить список и ознакомиться с историями чудесных исцелений, рассказанных паломниками.

Святых источников на территории монастыря и в окрестностях несколько.

Главный почитаемый —  источник Всецарицы, расположен на территории монастыря (к нему всегда выстраивается очередь). Воду разливает один из послушников. Здесь же есть оборудованное помещение, где можно раздеться и вылить на себя пару ведер святой воды.

Рядом со стенами монастыря в небольшой часовенке — источник в честь Николая Чудотворца (там обливаться нельзя – можно только набирать воду). Говорят, что расположенному в часовне колодцу уже более 120 лет… Купаться можно только за пределами монастыря — в источнике в честь св. преподобной Марии Египетской.

Он находится в примерно в километре езды, от монастыря надо повернуть направо по лесной дороге. Здесь построена хорошая купальня с оборудованным спуском в воду.

Пишут, что «вода в источнике холодна, как лед. Стоит задержаться на пару секунд при спуске в воду, как ноги начинает неимоверно ломить от холода. Неудивительно, что после такого купания активизируются защитные ресурсы организма и можно избавиться от болезней».

Двигаясь дальше вверх по лесной дорожке (в Тарасково), перемахнули через гору Дедову, с которой открывается замечательный вид на оз.Таватуй и Уральские горы.

Здесь просто любовались красотами… и удивлялись, как в столь благолепных местах сохранились столь неухоженные, дикие постройки…

Самозахватом попахивает, но вид…

Впереди – самая живописная часть нашего маршрута. Из Тарсково  через Мурзинку, Калиново едем к озеру Таватуй.

Это одно из самых красивых и чистых озер нашего края.

Его по праву часто называют жемчужиной Среднего Урала. Со всех сторон озеро окружено горами.

Солнце светит, море плещет – красота. Ничего, что в 20 км отсюда рыбаки сидят на льду? Вот такой он, Урал, загадочный.

На западном берегу между Калиново и Приозерным находится Невьянский Рыбзавод. В Таватуе удачно разводят различные сорта рыб (сиг, рипус и др.). В советское время на озере велась промысловая добыча рыбы, за день добывали до нескольких десятков центнеров рыбы. Сейчас столько рыбы здесь нет, но на уху наловить можно.

Едем дальше, через Невьянский рыбзавод, поселок Приозерный

и доезжаем до юго-восточного мыса (скорее это смотровая площадка, обозначенная в навигаторе как «кемпинг»), близ г. Высокая на восточном берегу.

Здесь на озере видно целую группу островов. Чудесные виды.

Подъехав с запада, мы обогнули южную часть озера и доехали до поселка Таватуй на востоке. Это первое русское поселение на озере, основанное переселенцами-старообрядцами (вторая половина XVII века). Возглавил старообрядческую общину Панкратий Клементьевич Федоров (Панкратий Таватуйский).

В селе Таватуй в XIX веке бывал и известный уральский писатель Мамин-Сибиряк. Вот как он описал знакомство с этими местами в очерке «Отрезанный ломоть»: «По верхотурскому тракту нам пришлось ехать сравнительно недолго, и после двух кормежек мы свернули с него влево, чтобы проехать «прямой дорогой» озерами… Эта глухая лесная дорога, существующая только зимой, необыкновенно красива… В таком лесу зимой какая-то особенно торжественная тишина, как в пустой церкви. Дремучие ельники сменяются сквозными лиственными перелесками, через которые брезжит синеющая даль. И хорошо, и жутко, и хочется ехать по этой лесной пустыне без конца, отдаваясь специально дорожным думам.…»

Чудесный пикник — и домой! По такой вот «военно-таватуйской дороге» выезжаем на Серовский тракт и возвращаемся в Екатеринбург. В Азию☺.

Вдоль границы Европы и Азии

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Невозможно загрузить карту - пожалуйста, активируйте Javascript!→ подробная информация

Билимбай, Свято-Троицкий собор: 56.965579, 59.819162

Свято-Троицкий мужской монастырь в селе Тарасково: 57.123825, 60.064938

озеро Таватуй: 57.136798, 60.181046

гора Дедова: 57.123848, 60.082684

Обелиск /'Европа-Азия/' Первоуральск: 56.870814, 60.047514

Поделиться ссылкой:

Похожее

uralmap.com

Граница Европа-Азия

Научный консультант к.м.н. Ворошилин Сергей Иванович почта.

програмирование Ялышев В.М

Copyright (c) Иделогия проекта, разработка Винер В.А. 2013-2015

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ Subscribe.Ru
граница Европа-азия

 

 

 

europa-asia.info

Фотоконкурс «Граница Европа – Азия»

               Полагаю, всем известно, что Россия располагается в двух частях света, Европе и Азии. И проходит граница между Европой и Азией через всю страну от побережья Карского моря (в месте, где находится пролив Югорский шар) на севере по водоразделу Уральских гор. Затем по реке Урал на юг, через Каспийское море, далее северный Кавказ, Азовское море, Чёрное море до пролива Босфор. Такую границу предложил в своё время В.Н. Татищев (русский географ,  историк, государственный деятель, основатель Екатеринбурга, Перми и Ставрополя). Вообще граница между Европой и Азией это предмет споров и в прошлые века и в наши дни. В Европе, например, ещё в 18 веке считали, что граница проходит по Дону, Волге и Каме.

В настоящее время считается, что граница Европа – Азия проходит по восточному подножью Уральских гор и Мугоджар (продолжение Уральских гор в Казахстане), далее по реке Эмба (так же находится в Казахстане), по северному берегу Каспия, потом по Кумо-Манычской впадине и через Азовское море и Керченский пролив. По территории России протяжённость границы составляет 5524 км.

И всё же для более обоснованного проведения этой границы ещё нужны уточнения. Чем и занимается с 2010 года Русское Географическое общество. По итогам этих работ будет дано современное представление о границе между двумя частями света от Карского моря до Каспийского, планируется внести уточнения в новые учебники географии и энциклопедии, а также издать атлас-путеводитель по границе Европа – Азия. А ещё, планируется установить памятные указатели на границе,  в самых северной и южной точках Уральской горной системы.

Кстати об указателях. Как и любая граница, эта тоже обозначена пограничными столбами с указанием направлений частей света. Причём есть не просто столбы, а целые обелиски, стелы, монументы.

how to learn italian

Самый северный знак Европа-Азия

Северный Урал. Пограничный знак Европа Азия на дороге от Североуральска к Жигаланским водопадам.

Предлагаю заполнить фотоальбом «граница Европа – Азия» в нашей группе «В Контакте» своими фотографиями этих пограничных знаков.

При этом мы проведём конкурс на лучшую фотографию. Условия конкурса:

  • фотография должна быть вашей, не из интернета
  • фотография должна быть подписана – где расположен пограничный указатель,
  • обязательно кто автор фото,
  • ну и приветствуется, если будет краткое описание: когда и при каких обстоятельствах сделан снимок.

Фотоконкурс будет проводиться в течение 2-х месяцев с 08.03.2013 г. по 08.05.2013 г. Оценивать фотографии могут все желающие. Фото, набравшее большее количество лайков побеждает, ссылка на сайт автора будет размещена на сайте «Истоки» в итогах конкурса. Лучшие фото пограничных знаков «Европа – Азия» будут опубликованы на сайте в этой статье.

Что бы, не пропустить новые статьи и конкурсы сайта советую Вам подписаться на свежие рассылки.

zp8497586rq

Понравилась статья? Расскажи об этом своим друзьям!!!

Перепечатка материалов сайта, в том числе и фотографий, без разрешения автора сайта и без сылки на статьи запрещена.

С уважением, автор сайта "Истоки. Путешествие по России" Валентина Гриценко

Для подписки на обновления в блоге, введите Ваш электронный адрес:

*Нажимая на кнопку, я даю согласие на рассылку, хранение персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности

istoki-tur.ru

история изучения и культурно-исторический аспект

Вопрос о том, где проходит граница Азии и Европы, интересует ученых уже не одно столетие. Причиной этого является не только постоянное обновление сведений о флоре, фауне и геологическом строении нашего материка, но и определенный политический и социально-экономический аспект.

Ключевую роль в понятии «граница Азии и Европы» играют Уральские горы, а также работы ученых XVII-XVIII вв. Как известно, вплоть до активного освоения восточных земель Урал считался основной границей между Россией и Сибирским ханством. Уже тогда и местные жители, и колонизаторы отмечали значительную разницу в растительном и животном мире, которая наблюдалась на разных склонах этого горного хребта.

Граница Европы и Азии на карте середины XVIII в, составленной во Франции, уже разделяет эти две части света, хотя сам водораздел между ними достаточно условен и носит не столько географический, сколько политико-культурологический характер. Действительно, первым научным трактатом по этому вопросу можно считать работу шведского исследователя Филиппа Страленберга, изданную в 1730 году. В этом трактате более двадцати страниц было посвящено тому, что именно Уральские горы и являются тем местом, где проходит граница Азии и Европы.

Практически одновременно с работой шведа в России выходит в свет исследование В.Н. Татищева, который, долгое время занимаясь созданием горнорудных заводов, проявил огромный интерес к географическому описанию Уральского региона. По его словам, он сумел доказать Страленбергу, что именно в районе Уральских гор и находится водораздел между Европой и Азией. С этого момента данное положение практически превратилось в аксиому.

Граница между Европой и Азией на карте представляет собой весьма любопытную кривую. Так, в своей северной части этот водораздел полностью накладывается на границу республики Коми, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов. Доказательством этому служит тот факт, что все реки к западу от этой линии впадают в Волгу, а к востоку – в Обь.

Затем граница Азии и Европы проходит между Пермской и Свердловской областями, проникая в последнюю после железнодорожной станции «Азиатская». Впоследствии водораздел доходит до горы Березовой, поворачивая после этого к Екатеринбургу. На этом пути в настоящее время установлено два памятных знака – на старом и новом Московских трактах, которые символизируют данный водораздел, однако ни один из них не находится точно на границе.

Так, старый столб располагается несколько южнее. Все дело в том, что каторжники, которых гнали на работу в Сибирь, именно здесь прощались с Россией и стремились взять с собой щепотку родной земли. Это же место посчитал водоразделом и посетивший его в 1737 году будущий император Александр II. Новый знак, установленный в 2004 году компанией «Столица Урала», также не совпадает с географической границей. Но здесь причина более прозаическая: данное место более удобно в плане привлечения туристов и развития здесь всей необходимой инфраструктуры.

fb.ru

Граница между Европой и Азией

     Государства географически расположенные в Европе      Трансконтинентальные государства, Европейская территория      Трансконтинентальные государства, Азиатская территория      Трансконтинентальное государство, Азиатская часть Египта      Государства географически расположенные в Азии

Граница между частями света Европой и Азией чаще всего проводится по восточной подошве Уральских гор и Мугоджар, реке Эмба, по северному берегу Каспийского моря, по Кумо-Манычской впадине и Керченскому проливу[1][2][3]. Общая протяжённость границы по территории России составляет 5524 км (из них вдоль Уральского хребта 2000 км, по Каспийскому морю 990 км).

Некоторые источники используют другой вариант определения границы Европы — по водоразделу Уральского хребта, реке Урал, и водоразделу Кавказского хребта[4][5].

История

Граница Европы и Азии с XIX—VII вв. до н. э. к нашему времени испытала значительное перемещение с запада на восток. Древние греки проводили её приблизительно в центральной части Средиземного моря. Позже, в 524—457 гг. до н. э., границей стали считать Керченский пролив и реку Танаис. Большой научный авторитет Птолемея явился причиной того, что это представление прочно утвердилось и не изменялось до XVIII в.

В 1730 году шведский учёный Филипп Иоганн фон Страленберг впервые обосновал в мировой научной литературе идею о проведении границы между Европой и Азией[6]. Позднее в 1736 году В. Н. Татищев утверждал[7], что именно он подсказал Страленбергу эту мысль. Татищев обосновал в своей книге проведение этой границы от пролива Югорский Шар по Уральскому хребту, по реке Урал, разделяя такие города, как Орск и Оренбург (в их нынешних границах), через Каспийское море до реки Кумы, через Кавказ, Азовское и Чёрное моря в Босфор.

Эта идея не сразу получила признание современников и последователей. Так, например, М. В. Ломоносов в трактате «О слоях земных» (1757—1759) проводил рубеж между Европой и Азией по Дону, Волге и Печоре. Однако вскоре появились авторы, исследования которых вслед за Татищевым стали признавать Уральский хребет в качестве естественного рубежа между Европой и Азией.

География

Линия границы Европа-Азия проходит от побережья Карского моря по восточной подошве Уральского хребта, приблизительно параллельно границе между Ненецким автономным округом и Республикой Коми с запада и Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским округом с востока.

Далее граница проходит несколько восточнее административной границы между Пермским краем с запада и Свердловской областью с востока, при этом юго-западные районы Свердловской области остаются в Европе.

В Челябинской области граница оставляет в Европе Ашинский, Катав-Ивановский и Саткинский районы, а также западные части территорий районов и городов областного подчинения, смежных с Башкирией. В Оренбургской области граница оставляет в Европе большую часть территории, кроме восточных районов. Далее к югу граница продолжается по территории Актюбинской области Казахстана, где проходит по восточному подножию Мугоджар (продолжение Уральских гор на территории Казахстана) и по реке Эмбе выходит к Прикаспийской низменности, через Каспийское море выходит устью реки Кумы, далее по Кумо-Манычской впадине проходит к низовьям Дона, далее по южному берегу Азовского моря.

Экспедиция РГО в Казахстане

В апреле-мае 2010 года Русское географическое общество провело экспедицию в Казахстане с целью ревизии общепринятых взглядов на прохождение границы Европы и Азии по территории Казахстана. Участниками экспедиции был констатирован факт того, что южнее Златоуста Уральский хребет теряет свою ось и распадается на несколько параллельных хребтов, а ещё южнее горы постепенно сходят на нет, тогда как именно Уральский хребет (вернее — его восточное подножие) традиционно является ориентиром для проведения границы Европы и Азии. По мнению участников экспедиции реки Урал и Эмба также не являются разумными границами, так как характер местности по их берегам одинаков. Участники экспедиции пришли к предварительному выводу о том, что наиболее разумным им представляется проведение границы Европы и Азии по восточному краю Прикаспийской низменности, являющейся юго-восточным окончанием Восточно-Европейской равнины[8].

До настоящего времени мнение российских и казахстанских учёных, участвовавших в указанной экспедиции, не было рассмотрено Международным географическим союзом.

Обелиски

Пермский край

Свердловская область

Другие

См. также

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru