Гендер: чем определяется наш социальный пол? Гендерный тип это


гендерный - это... Что такое гендерный?

  • ГЕНДЕРНЫЙ — (англ. gender род, пол), связанный с проблемой роли в обществе лиц мужского и женского пола …   Энциклопедический словарь

  • ГЕНДЕРНЫЙ — [Словарь иностранных слов русского языка

  • гендерный — прил., кол во синонимов: 1 • половой (17) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • гендерный — г ендерный …   Русский орфографический словарь

  • Гендерный подкол — Гендерный подкол[1] (от англ. genderfuck)  это осознанное поведение индивида, выражающееся в отказе от следования традиционным «гендерным ролям», соответствовать традиционному пониманию «гендерных идентичностей» или «гендерным… …   Википедия

  • Гендерный дисплей — вариант дисплея идентичности, социально обусловленное многообразие проявления половой принадлежности на уровне межличностного общения; основной механизм создания гендера в процессе взаимодействия лицом к лицу. Гендерный дисплей проявляется в… …   Термины гендерных исследований

  • Гендерный анализ — это процесс оценки различного воздействия, оказываемого на женщин и мужчин, существующими или предлагаемыми программами, законодательством, государственным политическим курсом во всех сферах жизни общества и государства. Гендерный анализ также… …   Термины гендерных исследований

  • Гендерный фактор в политике — это условный термин, характеризующий интеграцию гендерного подхода в социально политическую сферу общества, направленную главным образом на достижение, сохранение, усиление и реализацию власти. Широкое толкование понятия гендерный фактор в… …   Термины гендерных исследований

  • Гендерный подход — (гендерное измерение) объективный родовой признак политической культуры, свойственной активной представительной демократии, суть которого учет интересов обоих социально половых групп общества. Суть нового подхода состоит в том, что нужны… …   Термины гендерных исследований

  • Гендерный разрыв на выборах — означает существенные отличия в поведении избирателей мужского и женского пола при определении партийной поддержки, в оценках действий президентов, в отношении к актуальным и острым проблемам государственной политики и путям их решения. Термин… …   Термины гендерных исследований

  • dic.academic.ru

    «37 гендерных идентичностей Tinder» или «сколько всего гендеров». Часть 1. – Alexa Project

    Wonderzine опубликовал короткую новость о том, что крупнейший сервис для онлайн-знакомств Tinder (работает через приложения для Android или Apple) расширил перечень доступных при регистрации гендерных идентичностей. А я нашла этот самый перечень в сообщении Coed — и решила опубликовать с моими комментариями; получилось так много, что я выкладываю частями. Итак…

    Agender (тут и далее на английские сокращения можно наводить мышкой для перевода или расшифровки)

    Уже самая первая запись — агендеры (далее я везде использую множественное число) — требует пояснения. Агендерность это тот случай, когда человек в принципе отказывается применять к себе категорию гендера. Поскольку гендер есть социальная характеристика, то это, строго говоря, вовсе не значит «бесполости». Агендерная идентичность, как и многие другие, определяется довольно путанно, в статьях на эту тему (например, на Gender Wikia) есть разные странные и очень уязвимые для критики места (Nonbinary.org вероятно, наиболее внятен) — но само существование агендеров отрицать уже не получится.

    Агендерность, на самом деле, далеко не какая-то экзотическая вещь. Когда вы взаимодействуете с людьми в сети, переписываясь под никами вида Free Researcher или ABC_1983, когда вы обсуждаете компьютерные игры, программирование или садоводство — вы, по сути, агендерны. Особенно если используете английский язык, где нет грамматического рода. Перенос агендерности на сферу очного общения и тем более на сферу интимной жизни представляет собой определенную проблему, но это социальный эксперимент не хуже прочих.

    Кстати, если вы читаете меня из какой-либо страны, входившей в состав СССР или если у вас есть предки оттуда (а скорее всего есть, ведь вы понимаете русский язык) — то ваш дедушка и ваша бабушка вели агендерную жизнь, как и мои. Слово «товарищ», вовлечение мужчин и женщин в схожую работу — социалистическое общество было вполне себе близко к агендерности. Равноправие мужчин и женщин, в понимании ряда феминистких движений (но не всех; более характерно это для первой волны, то есть начала XX века) как раз и сводится к тому, что пол становится важен только для размножения.

    AndrogyneAndrogynous

    Про андрогинию и андрогинность необходимо заметить, что это не синонимы, а разные категории. Андрогинами могут называть себя те, кто, к примеру, говорит нечто вроде «во мне одинаково сильна мужская и женская сторона» (так было у меня несколько лет назад). А андрогинные люди это те, которые выглядят андрогинно, но не обязательно по причине того, что такова их идентичность.

    Важно пояснить, что это НЕ перечень «всех гендерных идентичностей». Это перечень тех терминов, которыми люди могут описать себя в базе данных Tinder. Поэтому, например, там будут варианты одного и того же, а также отсылка не столько к гендерной идентичности на уровне «кто я?», сколько ко внешнему виду — «какая я?». Если человека зовут Джон Доу, а написано «андрогинный» — то, скорее всего, этот пользователь сразу заявляет о том, что он явно не мачо и внешне, и по манерам.

    Bigender

    По определению бигендеры это те, у кого можно выделить две разные стороны — мужскую и женскую. Есть тонкий нюанс, отличающий их от гендерфлюидов (см. ниже): бигендерная идентичность предполагает, что большую часть времени человек всё-таки однозначно определяет себя как мужчину или как женщину, в то время как у гендерфлюидов этого ощущения принадлежности себя к женщинам или мужчинам нет вообще (см. 1, 2, 3).

    Female to MaleFTM

    Эти две идентичности, пожалуй, наиболее определены (и вообще являются вариантами одного и того же). Это транссексуальные мужчины, которые родились в женском теле и сейчас находятся на той или иной стадии перехода к мужскому телу. С переходом связан один медицинский нюанс: создать методами хирургии работоспособный пенис крайне сложно, дорого и вдобавок окончательный переход к мужскому телу предполагает удаление яичников и матки с пожизненным приёмом мужских гормонов. Всё это доступно (как финансово, так и медицински) не всем, поэтому многие FTM живут с женской репродуктивной системой. И известны случаи, когда в семье «трансмужчина и женщина» именно трансмужчине приходилось вынашивать ребёнка, поскольку супруга имела абсолютные противопоказания; FTM это не только определенная идентичность «в голове», но и определенная анатомия с физиологией.

    Очень известный пример — Бак Эйнджел. Или фотограф Лорен Кэмерон, сделавший много снимков и себя, и других трансгендерных людей. Впрочем, большая часть FTM, как и обычные мужчины, не слишком известны публике.

    Gender Fluid

    На русском языке можно найти прекрасный рассказ Дианы Хачатрян «На грани пола» про андрогинных людей, некоторые из которых вполне попадают в число гендерфлюидов или бигендеров. А если читаете на английском, то эта тема освещалась уже и в материалах CNN.

    Ещё одно важное замечание: эти идентичности далеко не те сущности, которые на сегодня чётко определены и всеми понимаются одинаково. Поэтому одно и то же может называться по-разному. Для тех, кому всё это многообразие гендерных идентичностей представляется чем-то диковинным и новомодным, я должна сказать пару слов о других идентичностях. Национальная идентичность, которая всем кажется «простой» и «естественной» тоже бывает очень сложной: есть смешанные семьи, есть зарождающиеся национальные идентичности, есть наложение национальной идентичности на государственную принадлежность и идеологию. Казаки, жившие в Западной Европе и пошедшие в 1941 воевать под гитлеровскими знамёнами за возрождение великого русского народа — вас не смущают? Или идентичность «советский человек», в которой могут быть киргизы и эстонцы вместе? А появление на рубеже XIX и XX веков беларуского и литовского национальных движений, а формирование национальных государств на протяжении всего Нового времени? С национальной идентичностью мы имеем те же самые процессы осознания себя, сочетания двух или более идентичностей и появление новых сущностей. Язык далеко не всегда определяет национальность, есть говорящие по-русски украинцы, есть плохо знающие русский при ином родном языке русские, есть те, кто изначально говорит на двух языках.

    Gender NonconformingGender QuestioningGender VariantGenderqueer [X]

    Квир — это зонтичный термин, то есть используемый зачастую для описания всех небинарных идентичностей. Я себя описываю именно им; в принципе, я могла бы использовать и «неконформную»/»вопрошающую» идентичность, однако лично мне «квир» просто удобнее и привычнее. Разница «гендерной вариабельности» с «гендерфлюидностью» мне самой не очевидна, но, повторюсь, перечень на сайте знакомств это не жёсткая типология и не то, что призвано отразить реальность через какую-то систематику. Этот список всего лишь перечень возможных самоназваний, не более того.

    Какого-то «официального перечня гендеров» в природе не существует: хотя есть страны (включая, кстати, традиционалисткую Индию!), где можно оформить документы с третьим полом. Гендерные идентичности также слабо связаны с сексуальностью — другое дело, что для трансгендеров само деление на «гетеро/гомо» теряет всякий смысл и корректнее говорить о том, кто кого привлекает.

    В следующий раз — буквы от M до T, ещё немного общих мест и потом ещё будет заключение. Следите за обновлениями.

    freeresearcher.net

    Гендер - это... Что такое Гендер?

            социальный пол, различия между мужчинами и женщинами, зависящие не от биологических, а от социальных условий (общественное разделение труда, специфические социальные функции, культурные стереотипы и т.д.).        Концепция гендера появилась в социологии не так давно: в американской – в 70-е годы, а в России она стала особо привлекать внимание исследователей с начала 90-х годов. Можно отметить, что именно социальные трансформации конца 80-х начала 90-х годов явились главным фактором, повлиявшим в нашей стране на формирование нового направления в социальных науках, которое еще до конца не оформилось.        Общепризнанно, что пол – это биологическая характеристика человека, включающая отличительные признаки мужчин и женщин на хромосомном, анатомическом, репродуктивном и гормональном уровнях, а гендер – это социальное измерение пола, т.е. социокультурный феномен, означающий, что такое быть мужчиной или женщиной в том или ином обществе. Например, мужчина может исполнять социальную роль, которая в данном обществе традиционно считается немужской (сидеть с детьми дома и не работать), но такое поведение не делает его "менее мужчиной" в физическом аспекте. Приемлемые и неприемлемые социальные роли для мужчин и для женщин задаются самим обществом, его культурой, нормами и ценностями.        Концепция гендера складывалась в американской социологии постепенно, и в разное время в фокусе внимания социологов находились следующие аспекты:        - гендер как социальные роли мужчин и женщин,        - гендер как способ выражения отношений власти,        - гендер как система контроля за поведением мужчин и женщин,        - гендер как особый социальный институт.        Причем, большинство американских социологов рассматривают социальное положение мужчин и женщин, их социальные роли в двух плоскостях – вертикальной: в контексте власти, престижа, дохода, богатства, и горизонтальной: в контексте функций в разделении труда и институционального анализа (семья, экономика, политика, образование).        Сегодня гендерные проблемы – это область междисциплинарных исследований, привлекающие внимание не только социологов, но и психологов, антропологов, историков.        Однако, если психологов в большей степени интересует проблема гендерной социализации индивида, усвоение ролей мужчины и женщины на индивидуальном уровне, а так же психологические различия мужчин и женщин (например, по таким аспектам, как агрессия, творчество, умственные способности), то социологов в большей степени интересуют проблемы социальных различий мужчин и женщин на институциональном уровне и факторы, влияющие на эти различия.        Социология гендера появляется на стыке двух ключевых вопросов:        1. Существуют ли различия (кроме физических) между мужчинами и женщинами, а если существуют, то какие?        2. Чем можно объяснить социальные различия и социальные роли мужчин и женщин – природой или воспитанием – т.е. физическими особенностями или социальными факторами?        И если первый вопрос не вызывает больших споров (факт социальных различий признается большинством), то на второй вопрос исследователи дают разный ответ. Например, известный американский социолог Талкотт Парсонс выводил различия социальных ролей мужчин и женщин из их физических различий. А не менее известная антрополог Маргарет Мид, исследовав три общества Новой Гвинеи, пришла к выводу, что именно социокультурные факторы, а не физические, влияют на социальные роли мужчин и женщин.

    (Источник: Сексологический словарь)

    Синонимы:
    • Гемоспермия
    • Генетика пола

    Смотреть что такое "Гендер" в других словарях:

    • ГЕНДЕР — (англ. gender род, чаще всего грамматический) понятие, используемое в социальных науках для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека. В отличие от русского языка, в котором есть одно слово, связанное с данным вопросом …   Новейший философский словарь

    • гендер — сущ., кол во синонимов: 3 • инструмент (541) • пол (9) • различие (23) Словарь синонимов ASIS …   Словарь синонимов

    • Гендер — культурно специфический набор признаков, определяющих социальное поведение женщин и мужчин и взаимоотношения между ними... Источник: Письмо Минобрнауки РФ от 06.10.2005 N АС 1270/06, Роспотребнадзора от 04.10.2005 N 0100/8129 05 32 О Концепции… …   Официальная терминология

    • Гендер — Современная социальная наука различает понятия пол и гендер (gender). Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомо физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или… …   Термины гендерных исследований

    • Гендер — У этого термина существуют и другие значения, см. Гендер (значения). Гендер (англ. gender, от лат. genus «род»)  социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое… …   Википедия

    • ГЕНДЕР — (GENDER) Если пол человека (sex) определяется биологически, то гендер (gender) представляет собой культурную и социальную конструкцию. Таким образом, существует два биологических пола (мужской и женский) и два тендера (маскулинный и фемининный).… …   Социологический словарь

    • ГЕНДЕР — (gender) социальный пол В англ. яз. разграничиваются понятия социального пола ( gender ) и биологического ( sex ). Терминологически понятие Г. оформилось в процессе теоретического развития феминизма, а затем и собственно тендерных исследований… …   Современный философский словарь

    • ГЕНДЕР — социальный, культурный пол, поведение мужчины и женщины, которое генетически не наследуется, а приобретается в процессе социализации. Если понятие «пол» фиксирует биологические и физиологические различия между мужчиной и женщиной, то «гендер»… …   Тематический философский словарь

    • Гендер — (англ. hender пол) 1. различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу; 2. термин, используемый при обсуждении сходств и различий между мужчинами и женщинами, например, в распределении их социальных ролей, в значительной степени… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    • ГЕНДЕР — (англ. род по полу – мужской, женский ): 1. (Общее значение) – различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу. 2. (Социологическое значение) социальное деление, часто основанное на анатомическом поле, но не обязательно совпадающее с… …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    dic.academic.ru

    Гендер: чем определяется наш социальный пол?

    Ге́ндер — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это те аспекты мужского и женского, которые задаются в первую очередь обществом как некоторый социальный норматив. Иногда понятие "гендер" употребляют как синоним понятий "мужское и женское", подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и феминностью и предположительно отличающие мужчин от женщин. При таком подходе гендеров всегда два - мужской и женский, и именно в этом смысле говорят о психологических особенностях мужчин и женщин.

    В более узком и точном значении "гендер" - это заданный обществом определенный стандарт мужского или женского поведения, и при таком подходе гендеров не два, а гораздо больше. Есть стандарт мужского и женского вообще, и при этом есть конкретные стандарты поведения (гендеры) внутри мужского и женского поведения. В частности, в Таиланде распознаётся пять гендеров, включая катой (мужчины, сменившие пол на женский) и два гендера лесбиянок, отличающихся маскулинностью и феминностью. У чукчей до конца XX века различались мужчины-гетеросексуалы, мужчины-гетеросексуалы, носившие женскую одежду, мужчины-гомосексуалы, носившие женскую одежду, женщины-гетеросексуалки и женщины, носившие мужскую одежду. Все это - разные гендеры.

    Начиная разговор о мужском и женском гендере, важно подчеркнуть: нередко можно встретить женщину с мужским гендером ("мужик в юбке") и мужчину с гендером женским: не волевого, мягкого, подверженного чувствам.

    Гендер и биология

    Гендер - социальный пол, задается обществом, но есть ли за этими социальными нормативами биологические корни?

    Есть. Мальчики и девочки изначально, по своей генетике и биологии, различаются по интересам, способностям и стилю. Мужской и женский мозг отличаются по своему объему и функциям. Отличия мужского и женского видны с самого раннего детства: мальчики любят играть в машинки и дерутся, девочки играют в куклы и ябедничают - и это происходит помимо сил социальных влияний, это "вшито" биологически. Нельзя отрицать, что поведение лиц мужского и женского пола есть следствие их социализации и воспитания в соответствии с представлениями общества о роли мужчин и женщин. Однако возникает вопрос: а почему у человечества сформировались такие представления? И почему, несмотря на смену исторических и экономических эпох, они все же в своей основе остаются незыблемыми? Скорее всего, потому, что они основываются на народной мудрости, учитывающей биологические возможности мужчин и женщин.

    С другой стороны, многие биологические особенности мужчин и женщин, похоже, сформировались в процессе эволюции в связи с теми жизненными функциями, которые распределялись культурой между женщинами и мужчинами. Если мужчины взяли на себя функцию охоты, они учились пространственному мышлению, умению договариваться на расстоянии, различать право и лево, учились бить и смело драться. Если женщины взяли на себя функцию сидеть с детьми и заботиться о пещере (доме), они развивали у себя умение чувствовать детей и других близких им людей, умению договариваться в непосредственном общении, заботиться о безопасности и привлекать к себе внимание мужчин, которые могли бы о них позаботиться. См.→

    Гендер и культура

    Какие бы ни были биологические основы, гендерные различия по большей части - результат научения. Мальчиков и девочек воспитывают как мальчиков и девочек, по нормативным представлениям культуры: "Мальчики не плачут!" "Девочка не может быть грязнулей!". Это воспитание происходит в каждой семье с помощью окружающих, а иногда и государства. Если маленький мальчик носит длинную косу, над ним смеются. Если мама ему объяснит, что "так заведено, что мальчик косу не носят", то он быстрее подчинится социальному давлению на него. Маленькие мальчики и девочки поведенчески практически не отличаются друг от друга до определенного возраста, но по мере развития в общественной среде они усваивают стереотипы поведения и свою гендерную роль. Вместе с этим дети усваивают и полоролевые установки, которым вынуждены следовать и принимать. Девочек превращает в женщин - общество, обучая их этой роли и настаивая на обязательности этой роли.

    В таких религиозных общинах на территории Соединенных Штатов, как Римско-Католическая церковь и Церковь Святых Последнего Дня, женщин принуждают следовать традиционным гендерным ролям под угрозой отлучения. А в некоторых протестантских общинах женщин, усомнившихся в необходимости слепого подчинения мужчинам, навещает категорично настроенный пастор, который разубеждает их, показывая в Библии отрывки, подтверждающие подчиненное положение женщины.

    Наказание за отказ следовать гендерным ролям может быть жестоким. Аятолла Хомейни, правитель Ирана с 1979 до середины 1980-х гг., отменил все законы, дающие женщинам хоть какие-то права, и приговорил к смертной казни в общей сложности 20 тысяч женщин, которые не соблюдали четкие правила, регламентирующие их одежду и поведение (French, 1992).

    При этом неверно утверждать, что гендерные установки обществом именно "навязываются", а люди им сопротивляются: нет, гендерные стандарты по большей части встречают повсеместную поддержку. Женщины обычно хотят выйти замуж не просто за существо мужского пола, а за настоящего мужчину. Аналогично, и мужчинам нужна не просто кукла женского рода, а милая и красивая женщина. Чтобы это происходило, заботливые родители воспитывают мальчиков как мужчин, а девочек - как женщин. Если это получается, родители гордятся своими детьми, а выросшие дети гордятся собой и благодарят родителей.

    Гендерные стандарты - одна из основ современной цивилизации. При этом кажется полезным, чтобы женщины не замыкались в узком кругу "женских дел" и домашних обязаностей, чтобы они могли выбирать себе те занятия, которые их заинтересуют, и их осваивать. Аналогично, если мужчины добавят себе те способности и таланты, которыми обычно владеют женщины, это их также обогатит.

    www.psychologos.ru

    Пол и гендер: как не запутаться в понятиях

    Что такое пол

    Это совокупность биологических характеристик, которые помогают отличить мужскую особь от женской. Не все из них видны невооружённым глазом. Для наиболее точной идентификации лучше использовать совокупность факторов:

    • набор хромосом — XY у мужчин и XX у женщин;
    • гонады — яички у мужчин, яичники у женщин;
    • внутренние половые органы — простата и семенные пузырьки у мужчин, влагалище, матка и маточные трубы у женщин;
    • наружные половые органы — пенис и мошонка у мужчин, клитор и половые губы у женщин;
    • половые гормоны — преобладают андрогены у мужчин и эстрогены у женщин;
    • вторичные половые признаки — тип оволосения, развитие молочных желёз, распределение жировой прослойки и так далее.

    Сами по себе эти признаки ещё ничего не гарантируют, так как, например, человек с женскими половыми органами может обладать мужским набором хромосом.

    Биологический пол формируется в несколько этапов:

    1. В сперматозоиде, оплодотворившем яйцеклетку, оказывается или X-хромосома, или Y-хромосома. В сочетании с материнской X-хромосомой она обещает появление девочки в первом случае и мальчика во втором.
    2. У каждого зародыша имеется пара половых желёз, которые могут развиться в яички или яичники. Ранее считалось, что по умолчанию формируются женские гонады, при активном участии Y-хромосомы — мужские. Но сейчас учёные изучают особый ген DSS, который отвечает за формирование яичников, способных производить полноценные яйцеклетки. Сбой на этом этапе приводит к тому, что гонады не развиваются в соответствии с хромосомным набором.
    3. Внутриутробный гормональный фон плода определяет форму внутренних и внешних гениталий. Хрупкое равновесие здесь легко может быть нарушено, например, если беременная принимает некоторые гормональные препараты.
    4. В подростковом возрасте за дело вновь берутся гормоны, которые завершают процесс формирования биологического пола. Появляются очевидные вторичные половые признаки. Девочек ждёт менструация, мальчиков — эякуляция.

    Соответственно, биологический пол определяется природой, но путь его формирования сложен и тернист. И набор признаков у человека, которого вы определяете как представителя одного пола, может соответствовать другому полу. А в случае истинного гермафродитизма у людей и вовсе формируется полный набор признаков, свойственных обоим полам.

    Что такое гендер

    Это социальное понятие, относящееся к характеристикам и поведению, которые культура приписывает полам. Самая простая иллюстрация — набор качеств, который приходит в голову при фразе «настоящий мужчина должен» или «настоящая женщина должна». Для убедительности это обычно подаётся под соусом биологической природы гендерной роли. Но исследователи это опровергают.

    Процесс гендерной социализации начинается ещё до рождения.

    Часто родители восторженно рассказывают о младенце, что он ещё сидеть не умеет, а тянется к машинке, потому что «настоящий мужик». Но ребёнок растёт не в социальном вакууме, и это влияет на его поведение.

    Пол плода можно выяснить во время УЗИ. И уже с этого момента родители начинают формировать направленные на младенца ожидания. Покупается соответствующая одежда, игрушки. Мальчиков и девочек любого возраста поощряют по-разному: например, первым дарят спортинвентарь и машинки, вторым — мягкие игрушки и платья. Мальчиков чаще наказывают физически.

    Гендерные стереотипы могут внедряться, даже если родители в целом не поддерживают их.

    Формирование гендерных установок не обязательно происходит через запреты, скорее важен образ мышления. Например, поощрение «не бросай спорт, девушки тоже могут играть в баскетбол» говорит о существовании общепринятых правил, при которых это невозможно.

    Исследования показывают, что в последние годы родители начали проявлять больше гибкости в вопросах гендерных стереотипов. Тем не менее стремление к равенству в одних сферах не компенсирует традиционных взглядов в других. Консерватизм чаще свойственен отцам, причём более жёсткую позицию они занимают по отношению к сыновьям.

    Гендерная роль

    Социальные ожидания в связи с гендерной принадлежностью человека называются гендерной ролью. Во многих культурах существуют довольно жёсткие представления о том, что позволяется делать мужчинам или женщинам, а что недопустимо. На социальную природу этих установок указывает то, что запрещённые действия возможны физически, просто порицаются обществом. Кроме этого, биологический пол не везде является решающим при определении гендерной роли.

    Клятвенные девы в Албании отказывались от традиционной женской роли, носили мужскую одежду, выполняли мужские обязанности и получали право голоса в управлении общиной. У индейцев в Северной Америке и мужчины, и женщины могли сменить гендер, они назывались бердашами.

    Ожидания, предъявляемые к представителям одного пола, могут различаться даже в рамках одной культуры.

    Например, женщины-аристократки должны были падать в обморок от чьего-то тяжёлого взгляда, тогда как их менее знатные «коллеги» вынуждены были носить нелёгкие грузы.

    Гендерная идентичность

    Гендер человека чаще всего совпадает с биологическим полом. Однако гендерная идентичность — самоопределение себя мужчиной или женщиной — не даётся от рождения. Человек может чувствовать себя некомфортно в рамках присвоенного ему гендерного статуса (в том числе из-за жёстких ожиданий общества).

    Число вариантов гендерной идентификации назвать сложно. Facebook сейчас предлагает пользователям в Великобритании выбирать из 71 позиции.

    Как правильно употреблять эти термины

    Несмотря на очевидные различия, оба термина — пол и гендер — всё равно употребляются крайне неаккуратно, превращаясь в синонимы. Например, распространённые на Западе вечеринки, на которых будущие родители узнают пол младенца, называются gender reveal party. Хотя, конечно, речь идёт о форме половых органов, которые врач увидел на УЗИ, а вовсе не о соответствии поведения младенца социокультурным требованиям.

    Важно помнить, что при разном биологическом старте мужчины и женщины в больших группах не так уж сильно отличаются с точки зрения личности, когнитивных способностей и лидерства.

    А индивидуальные различия, например, между двумя мужчинами, могут быть значительно сильнее, чем между конкретными женщиной и мужчиной. Поэтому пора прекратить распределять обязанности по форме половых органов и начинать требовать от каждого по способностям.

    Читайте также

    lifehacker.ru

    Что такое гендер?

    Н.Л. Пушкарева

    Что такое «гендер»? (Характеристика основных концепций)

    Прежде всего, откуда взялось само слово. Дословно "gender" переводится c английского как "род" в лингвистическом смысле слова (род имени существительного) и происходит от латинского «genus» («род»). До 1958 г. это лексема “gender” употреблялась в английской лингвистике только в этом смысле и только так использовалась в словарях. Но в 1958 году в университете Калифорнии в Лос-Анжелесе открылся центр по изучению гендерного самоосознания, занимавшийся проблемами транссексуальности. Сотрудник этого центра психоаналитик Роберт Столлер обобщил резульаты своей работы в нескольких книгах, впервые использовав этот лингвистический термин для обозначения понятия "пол в социальном смысле"[1]. Р. Столлер выступил с предложением ввести термин, обозначающий ‘пол в социальном контексте’ в 1963 году на конгрессе психоаналитиков в Стокгольме. Там он сделал доклад о понятии социополового (или – как он назвал его – гендерного) самоосознания. Его концепция строилась на разделении биологического и культурного: “пол”, считал Р. Столер, относится к биологии (гормоны, гены, нервная система, морфология), а “гендер” – к культуре (психология, социология). Тем самым Р. Столлер дал гуманитариям лингвистический инструмент, позволяющий отделить понятие “пол” в социокультурном смысле слова от того же понятия в биологии (в том числе биологии и физиологии сексуальности)[2].

    Любопытно, что термин “гендер” был взят на вооружение сторонницами “женских исследований” поначалу не в том (или не совсем в том) его значении, которое предложил мужчина Р. Столлер. Американская феминистка Шерри Ортнер в своей статье “Соотносится ли женское с мужским так же, как природное с культурным”, вы­шедшей в 1974 году в нашумевшем сборнике "Женщина, культура, общество", собранном и отредактированном М. Розальдо и Л. Ламфер[3], а также первые исследования Роды Ангер[4], Андриенн Рич, Гейл Рубин (также - начала 1970-х гг.)[5] толковали гендер не просто как стратификационную категорию, но именно как "знак позиции субординации" (А. Рич), как усвоение определенного, а для женщины – «приниженного места в сложившейся иерархии социаль­ных ролей» (С. де Бовуар).

    Иными словами: гендер поначалу соотносился только со специфически женским опытом. В тех ранних работах философов-феминисток термин “гендер” употребялся в тех случаях, когда речь шла о социальных, культурых, психологических аспектах "женского" в сравнении с "мужским", то есть “при выделении всего того, что формирует черты, нормы, стереотипы, роли, типичные и желаемые для тех, кого общество определяет как женщин[6]. Исследования, которые именовались “гендерными” и были опубликованы 25-30 лет назад, были практически "женскими исс­ледованиями" и велись они женщинами-учеными, открыто заявляю­щими о своих феминистских пристрастиях[7]. Для того, чтобы термин обрел свое нынешнее содержание, лег в основу целостной концепции, феминистские воззрения должны были обогатиться рядом новейших теоретических концепций. При этом, несмотря на «общее прошлое» различных гендерных концепций, развиваемых современными западными феминистками, «настоящее» их различно.

    Дефиниция «гендер» понимается разными феминистскими философами и культурологами по-разному[8].

    Историк Джан Скотт призвала видеть в гендере «исторически первую форму фиксации властных отношений», образующих некую «сеть властных отношений»[9]. Она впервые обратила внимание на то, что значение понятий «мужественности» и «женственности» сконструировано с помощью языка, и призвала обратить особое внимание на процессы конструирования властных отношений через язык. Ее концепция не случайно совпала с эпистемологическим поворотом на Западе – периодом «сращивания» истории и литературы, смены конструктивистских идей идеями «прозрачности фактов» и множественности толкований, что было характерно уже для постконструктивизма и постмодернизма.

    Несколько слов о термине «эпистемологический поворот». Сама дефиниция ‘эпистемология’ стала необычайно популярна в научном словаре вначале во Франции, а затем и во всей Европе благодаря французскому культурологу Мишелю Фуко и его книге “Слова и вещи”. Именно в этой книге он проблематизировал “археологию знания”, занимался раскапыванием неотраженных сознанием предпосылок рождения наших знаний от средневековья до современности. Для описания истории развития знания М.Фуко и ввел термин “эпистема” (греч. – знание, познание), который в его понимании означает “образец”, “модель” или, точнее, некая “структурированная область познания”. Первая рассмотренная им эпистема – эпистема сходства, которая с его точки зрения, относится к Ренессансу (тогда предметы изучались и описывались по принципу сходства). Эпистема Нового времени – XVII в. – это эпистема, для которой характерны поиски особенностей, когда аналогия уступает место анализу, появляются первые классификации (Линнея и др.). Очередной поворот – начало XIX в. – появление ощущения историчности знаний, каждая из наук уже имеет свою небольшую историю, кроме того, человек становится главным субъктом познания. В известном смысле понятия эпистема близка понятию парадигма[10].

    Социолог и философ Джудит Лорбер определила гендер как социальный институт, который «производит группу, которая может эксплуатироваться как работники, социальные партнеры, матери, воспитатели на рынке труда и в домашней сфере». С другой стороны, в конкретном контексте гендер выступает у Дж. Лорбер как социально достигаемый статус[11]. Как социальный институт, гендер у Дж. Лорбер включает в себя и гендерные статусы («социально-признанные нормы, проявляющиеся в поведении, жестах, языке, эмоциях, физическом облике»), и гендерное разделение труда и многое другое: гендерные родственные связи («семейные права и обязанности каждого пола, равно как сексуальные предписания»), гендерный социальный контроль («формальное или неформальное поощрение конформного социального поведения в соответствии со своим полом и стиматизация, изоляция, наказание, медицинское лечение нонконформистского социального поведения, не соответствующего своему полу»), гендерную идеологию («оправдание гендерных статусов»), гендерные репрезентации в символическим языке, искусстве, культуре и др. На уровне индивида и личности Дж. Лорбер говорит о существовании гендерной идентичности («личного восприятия своей половой принадлежности»), гендерных убеждений («принятия или сопротивления господствующей гендерной идеологии»), гендерной презентации себя по определенному типу, гендерного брачного и репродуктивного статуса[12].

    Вышеупомянутые социологи Г. Гарфинкель, К. Уэст и Д. Циммерман определяли гендер через понятия психологии общения – гендер у них выступал как система межличностного взаимодействия[13], посредством которого создается, утверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как категориях социального порядка. Согласно представлениям этих социологов, гендер – это достигаемый статус (в отличие от биологического пола, который является физиологической данностью: «гендер – культурный коррелят пола, следствие биологии и научения»[14]). С точки зрения этих социологов, гендерная константа, конструируемая психологическими, культурными и социальными средствами, формируется у ребенка в раннем детстве и оформляется к пяти годам, после чего индивид либо живет в согласии с ней, либо (что встречается несравненно реже) старается ее изменить.

    Ряд американских феминисток склонен видеть в гендере идеологическую систему. Среди них – и Мойра Гетенс, считающая гендер «манифестацией исторически обоснованной, культурно разделяемой фантазии о мужской и женской биологии»[15], и антрополог Гейл Рубин с писательницей Андриенн Рич, и социолог Нэнси Чодоров[16], а также французский культуролог Моник Виттиг, полагающие, что гендер является особой идеологией, задачей которой является поддержание принудительной гетеросексуальности[17] («гендер является социально навязанным разделением полов» – Г. Рубин[18]).

    Поддержание гетеросексуальности в традиционном обществе, с точки зрения Г. Рубин, обязательно: деление традиционного общества на мужчин и женщин служит его экономическим потребностям. В своем знаменитом эссе «Торговля женщинами» Г. Рубин (опира на идеи Леви-Стросса о структурах родства) доказывала, что вся история – не что иное как гомосоциальный контракт, основанный на обмене (купле-продаже) женщин мужчинами и конструирующий два пола как различные, взаимодополнительные (комплементарные), но неравные в этой комплементарности сущности. Семья – по мнению Рубин – есть место власти, охраняющей благосостояние мужчин. Американская публицистка, поэтесса и философ Андриен Рич продолжила концепцию Гейл Рубин, увидев в принудительной гетеросексуальности институт, поддерживающий систему неравенства женщин, а Моник Виттиг назвала женщин «вечно угнетенным классом», «отвратительным и другоценным товаром», который существует лишь для стабилизации и объединения бинарного и оппозиционного. Если женщиной не рождаются, а становятся, – рассуждали перечисленные выше сторонницы радикального феминизма – можно стать «третьим полом», отказавшись от брака и гетеросексуальных отношений, создав (через переходный этап «диктатуры амазонок») «безгендерное общество[19]». Г. Рубин, М. Виттиг в своем осуждении принудительной гетеросексуальности смыкаются с еще одной феминисткой, философом Джудит Батлер, введшей в гендерную психологию понятие cathexis’а – то есть «удержания» от гомосексуальных влечений, инцеста и других общественно (а по сути – маскулинно!) осуждаемых «перверсий». Отказавшись воссоздавать традиционные брачные структуры, разоблачив принудительную гетеросексуальность, женщина может себя утвердить как субъекта истории, поскольку не отказываясь от отношений, в которых она остается предметом обмена между мужчинами, она вечно будет оставаться объектом эксплуатации, сексуального желания, источником присвоения любых продуктов, включая детей (“Привязывание женщин к детям и мужчинам служит мужской потребности биологического наследования”[20]).

    При всех «перегибах», перечисленные феминистки выступили с рядом вполне здравых идей и предложений. Например, Н. Чодоров («Воспроизводство материнства»[21]) одной из первых усомнилась в том, что существует материнский «инстинкт», показав, что воспроизводство материнства – это продукт социализации половых ролей, из чего следовало ее требование обеспечить симметричное участие мужчин и женщин в воспитании детей, как домашнем, так и внесемейном.

    Культуролог и философ Тереза де Лауретис, категорически отвергнув биологические детерминанты гендера, отметила: «Гендер – это, скорее, составной эффект различных репрезентаций, продукт разных социальных институций – семьи, системы образования, масс-медиа, медицины, права, но также – что менее очевидно – языка, искусства, литературы, кино, научных теорий»[22], таким образом, гендер у нее – это технология и результат (эффект) представления (перформанса) определенных идей[23], от нормативной половой идентичности до полной ее смены, в том числе через промежуточные стадии (трансгендеры, тансвеститы и проч.). В данном контексте логично вспомнить и И. Гоффмана, который писал о гендере как об «инсценировке социального сценария культурных представлений о мужском и женском естестве»[24] а также, между прочим, немало цитируемый Джудит Батлер труд психоаналитика Джоан Ривьер 1929 г. – «Женственность как маскарад»[25].

    Именно Т. де Лауретис дала название исследованиям всех странностей и аномалий, связанных с гендерной идентичностью – квир-исследования (queer studies). Они в настоящий момент включают в анализ все практики изменения своего тела (то есть не только «исправление» пола на нужный, но и пирсинга, татуировок, нанесения декоративных шрамов – скарификации, боди-билдинга).

    Довольно близкое Т. де Лауретис понимание гендера демонстрирует ее соотечественница современница автор «Энциклопедии феминизма» Лиза Татл, которая именует гендер «способом интерпретации биологического, закрепленным писанными и неписанными законами данного общества»[26].

    Американская феминистка, философ-постмодернист Джудит Батлер увидела в гендере процесс и результат конструирования индивидуальной идентичности, который «постоянно пересекается с расовой, классовой, этнической, сексуальной, региональной формами дискурсивно установленных идентичностей…»[27]. С ее точки зрения конструирование половой идентичности «невозможно отделить от политических и культурных пересечений, в которых он неизменно производится и подкрепляется»[28], гендер – с ее точки зрения – сугубо индивидуальный антрибут, показатель (макер) различия с другими индивидами, показатель подвижный и изменчивый. Поэтому, считает Дж. Батлер, у «пола нет истории», и у женщин нет своей общей истории – у каждого индивида она своя.

    Донна Харауей – представительница неофеминизма социалистического толка – полагает, что в современном мире на смену мужчинам и женщинам постепенно приходят «кибернетические организмы», киборги, не имеющие – как легко догадаться – пола. Размышляя о путях преодоления противоречий, возникающих между полами, Д. Харауэй останавливает свое основное внимание на значимости существующих различий между ними и видит как раз в гендере «поле структурированного и структурирующего различия», те «точки пересечения, изгибы в ориентациях и ‘ответственность за эти различия’ в материально-семиотических полях значений»[29].

    Сара Хардинг – еще одна из признанных теоретиков и методологов американского феминизма[30] - как бы подводя итог всем своим предшественницам, подчеркивает, что понятие «гендера» можно рассматривать на трёх уровнях – индивидуальном, структурном и символическом. Причем уровни эти, считает С. Хардинг, могут быть не симметричными (например, женственность может играть заметную и даже ведущую роль в системе символов, в то время как на структурном уровне женщины подчинены мужчинам). Другой способ систематизировать изложенные выше концепции гендера – разделить философов на тех, кто видит в гендере некий мыслительный конструкт [то есть на­учную дефиницию, определяющую социально-культурные функции пола и позволяющую различать эти функции от функций биологи­ческих, от биологического пола, от sex; к тем, кто желает определять «гендер» именно так, будут в этом случае отнесены и те, кто видит в гендере структуру неких символов] и тех, кто видит в гендере конструкт социальный[31] [то есть как реально (а не только мыслительно) существующую систему межличностных (или каких-то иных, социальных) взаимодействий].

    Не откажу себе в возможности повторить то определение понятия «гендер», которым я пользуюсь в процессе преподавания:

    Гендер – это система отношений, которая является основой стратификации общества по признаку пола. Как фундаментальная составляющая социальных связей (одновременно устойчивая и изменчивая) гендер позволяет создавать, подтверждать и воспроизводить представление о «мужском» и «женском», наделять властью одних (как правило, мужчин) и субординировать других (женщин, так называемые сексуальные меньшинства и т.д.).

    Мне представляется важным наличие такого определения, которое было бы достаточно широким для «пользователей» и в то же время включающим наличие властной «компоненты» в описываемых социальных взаимосвязях. В присутствии этой «компоненты» – главное отличие гендерной концепции от теории социально-половых ролей и половой дихотомии, на которых веками базировались многие науки, в том числе – до поры до времени – и этнология, и социология, и демография, и многие другие – отказывавшиеся признавать системную и проникающую природу социополового угнетения в различных обществах[32] и предпочитавшие говорить о «разумности» и взаимодополнительности социально-половых ролей.

    Дефинирование гендера как «системы отношений» позволяет включить в это определение и понятие гендера как социальной конструкции, и понятие его как стратификационной категории, и как культурной метафоры (а именно это триединство в определении гендера предложено российским философом О.А. Ворониной[33], близкой – как можно видеть – концепции С. Хардинг). Мне думается также, что оно подчеркивает невозможность установить, что такое «мужчина» и «женщина» во всех смыслах, в любую эпоху. Понятие «мужчины» и «женщины» исторически контекстуально.

    Попросту же говоря, гендер – это социокультурные проявления пола[34] (совокупность социальных репрезентаций, связанных с полом, культурная маска пола, значения, смыслы, выражения и проявления пола, или же просто: пол в социальном смысле). Понятие «гендера» представляет собой важный инструмент социального анализа и анализа культуры, с другой стороны – это еще один инструмент борьбы с дискриминацией.

    Вместе с понятием гендера и перечисленными выше социологическими теориями, сформировавшими гендерную концепцию, в мировое гуманитарное знание были введены и основные связанные с ними понятия.

    Гендерная стратификация – процесс, посредством которого половые различия наделяются социальным значением, после чего гендер становится основой социальной стратификации[35].

    Гендерная роль – социальные ожидания, а также поведение в виде речи, манер, одежды, жестов, сопутствующих репрезентации (представлению) того или иного пола в социуме.

    Гендерный контракт – порядок взаимодействия полов друг с другом, включая символические и культурные значения, формальные и неформальные правила и нормы отношений[36]. Базовый гендерный контракт патриархатной системы – контракт женщины-«домохозяйки» и мужчины-«кормильца», «добытчика» (breadwinner), спонсора жизни. Гедерный контракт постиндустриального и постпатриархатного общества – контракт равных статусов

    Гендерная система – совокупность гендерных контрактов; коммуникационные процессы между полами и внутри каждого пола, совокупность социальных институтов, культурных и правовых элементов ментальности, которые выражают отношение всего социума к проблеме пола и отношений полов между собой[37]. Понятие гендерной системы подразумевает, что есть – по крайней мере – 2 основные сферы, в которых «конструируются» социально-половые различия – сфера работы и сфера сексуальности. Как разделение труда, так и выживание семьи, рода делают оба пола зависимыми друг от друга, они разделены, но связаны – причем связаны асимметрично (в этом взгляды гендерологов отличны от взглядов традиционных этнографов, социологов и т.п.). Впрочем, часть исследователей, не склонных разделять феминистские взгляды, предпочитают говорить о том, что социальные роли в гендерной системе объединены не по принципу неравенства, а по принципу неодинаковости[38]. Гендерологи, однако, видят в такой позиции «терминологический зонтик»[39]: «гендер есть обобщенная форма сексуализированного неравенства», отмечают они, «вначале появляется неравенство, и лишь затем оформляется различие»[40]. И поясняют: в основе гендерной системы можно найти два направления логических рассуждений: первое – дихотомическое (существует два пола, и ‘мужское’ нельзя смешивать ‘женским’), второе – иерархическое (социальная норма – это мужчина, все женское – есть отклонение от нормы, недостаток, нехватка, нетипичное, необщезначимое). С появлением гендерного неравенства гендерная система идеологически обосновывает его через эти два направления логических рассуждений.

    Исследования, основанные на гендерной концепции, заставили «потесниться», а в конце-концов и вовсе отойти в тень концепцию «различения полов» (взаиморазличий и взаимодополнения их друг другом), на которой веками основывалась гуманитаристика, так как концепция «различения полов» базировалась на биологических предпосылках. Однако в области дефиниций есть (и сохраняется в гуманитаристике в целом и в исторических науках в частности) одна опасность, связанная как раз с «мирным сосуществованием» полоролевой концепции и концепции гендерной в современной российской науке.

    Речь идет об использовании термина «гендер» как социально-демографической категории – и такое использование российский философ О.А. Воронина совершенно справедливо назвала «ложной теорией гендера»[41]. Речь идет о проведении под видом гендерных исследований традиционных исследований социально-половых ролей, а также статуса женщин и детей. Подобный подход характеризуется – пишет О.А. Воронина – комбинацией идей традиционной социологии, этнологии и психологии, изучавщих пол не одно десятилетие, с идеями, витающими в дискуссиях о современном феминизме и новейших теоретических подходах в гуманитаристике. Авторы подобных работ, как правило, с трудом расстаются (или не расстаются вовсе) с идеей того, что «пол – это биологический факт», и в конечном счете уверены в том, что «природа» мужчин и женщин различна настолько, что их можно разнести по разным социально-половым категориям и даже говорить о двух противоположных «гендерах», которые в настоящем являются данностью.

    Повторим еще раз: гендер – это система отношений и взаимодействий, разделяющих общество на властвующих и подчиненных. В этом смысле гендер подобен классу, расе, возрасту. То есть гендер – категория стратификационная, иерархизирующая. Главное отличие методик гендерной экспертизы социальных явлений от обычных исследований пола, которые велись этнографами, социологами, психологами – в задачах, которые они ставят, и в целях, которые они преследуют. Традиционная наука описывала разницу в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин и находила обоснования «взаимодополнительности» основных половых ролей. Таким образом традиционная наука служила патриархатной идеологии – идеологии, обосновывавшей превосходство мужчин.

    Гендерная экспертиза социальных явлений служит феминистской идеологии как идеологии равенства возможностей и права на выбор модели жизни и поведения для любого индивида, независимо от его половой принадлежности. В отличие от традиционной науки, гендерологи изучают отношения власти и доминирования, утверждаемые через гендерные роли. Они исследуют, каким образом общество выстраивало традиционную патриархатную иерархию власти, какие нормы, ценности, роли оно предписывало исполнять женщинам, а какие – мужчинам, как использовало для этого систему социализации, разделение труда, стереотипные образы и культурные нормы.

    В завершение не откажусь от возможности сделать несколько замечаний об использовании дефиниции “гендер” и “гендерный” в русском научном тезаурусе. Стоит напомнить, что в английском языке для обозначения пола – вплоть до конца 50-х гг. и концепции Р. Столлера – существовало только одно слово – “sex” (оно означало и пол, и половые, сексуальные отношения). В русском же языке, в отличие от английского, понятие пол не идентично понятию секс; аналогичная ситуация – и в немецком: слово «Sex» означает именно секс, сексуальные отношения, а лексема «Geschlecht» – пол. Тем не менее, несмотря на существование двух лексем со своими содержательными особенностями, производные от обоих слов употреблялись и у нас, и в Германии как синонины (словосочетание “половые отношения” долго тактовалось именно как “сексуальная связь”, ср. в нашем законодательстве советского времени: «вступление в половые отношения»). Заимствованная лексема секс («область взаимодействия полов, связанная с репродуктивной функцией») и производные от нее (сексуальный, сексуальность) в связи с нерусской этимологией использовалась лишь в специальных научных трудах (как будто кто-то мог не понять слова «сексуальный»!).

    С начала 1960-х гг. в советской научной литературе (прежде всего социологической) стал употребляться термин “социополовые отношения”[42] (не путать с словосочетанием “социогендерные отношения” – “терминологическим уродцем”, как иронично назвал дефиницию “социогендерный” философ С.А. Ушакин[43]).

    Дефиниция “социополовые отношения” несколько «разгрузила» лексему пол, но не сняла проблемы короткой и емкой лексемы для выражения социальной составляющей отношений между полами. Русский язык, несмотря на все свое богатство, так и не нашел аналога английскому термину «гендер» и оказался вынужден принять это – кажущееся неблагозвучным для русского уха – слово[44] в свое семантическое поле. Французские историки и филологи (протестуя против американизации своей культуры) сумели устоять: во французском языке слово «гендер» стараются не употреблять, заменяя его многословными словосочетаниями – «социально-организованные отношения пола», «властные отношения между мужчинами и женщинами», «социальные отношения мужчин и женщин».

    В чем общее методологическое (не меньше) значение феминистского подхода, всегда заметного в гендерных исследованиях, в том числе – и исторического прошлого? Можно ли говорить о складывании к началу 70-х гг. новой методологии? Если понимать под методологией «методы, которыми добываются знания об отдельных элементах исследуемой системы»[45] – то гендерная концепция не была новой методологией. Именование гендерного подхода в исследованиях прошлого и настоящего «новой методологией» представляется мне неточным.

    Но если гендерная концепция – не методология, то что это?

    Гендерная концепция, гендерно-чувствительные методики – это сумма приемов исследования, которые существенно расширяют наши возможности изучения вопросов, связанных со стратификацией общества по признаку пола. Гендерная концепция не создала новых приемов анализа, она лишь обобщила те подходы, которые существовали во многих общественно-научных теориях до нее и одновременно с ней, обнаружив такое исследовательское поле, на котором подчас противоречиво, а подчас бесконфликтно сосуществуют такие традиционные антагонисты как «микро»/«макро»; «эктор»/«структура»; «субъективизм»/«холизм» и т.д. По сути дела, создание общего поля, именуемого «гендерные исследования», положило конец той методической распре, которая отравляла жизнь нескольким поколениям создателей общественно-научных теорий. Появление гендерных исследований заставило задуматься над тем, можно ли (и нужно ли!) пытаться оксюморонно соединить несоединимое, представив это ‘несоединимое’ просто как традиции и новации, результаты и перспективы. Новый подход указал на плодотворность использования и других, а точнее – всех имеющихся приемов и способов анализа для получения всеобъемлющего знания.

    Значимость гендерной концепции – в том, что она дала новый, интегративный инструмент научного исследования, который оказался релевантен (подходящ) многим общественным наукам и позволил проблематизировать темы, которые ранее считались настолько малозначимыми, что даже не обсуждались на научном уровне.

    Рождение гендерной концепции в философии и социологии сходу не повлекло за собой смены общенаучных эпистем. Формирование гендерно-чувствительных методик сопровождало появление куда более заметных социальных теорий. Однако всего за десятилетие роль гендерной концепции, быстро заимствованной из социологии и психологии лингвистикой, историей, литературоведением, культурологией, – сейчас неизмеримо выросла. Без нее практически невозможно представить возникновение и развертывание постмодернистской парадигмы.

    * Пушкарева Наталья Львовна – д.и.н., проф., ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, Постоянный представитель России во «Всемирной федерации исследователей истории женщин».

    [1] Stoller R. Sex and Gender: on the Development of Masculinity and Femininity. N.Y., 1968.

    [2] McIntosh M. Der Begriff “Gender” // Argument. Bd. 190. Berlin, 1991. S. 845-860; Oakley A. Sex, Gender and Society. L., 1972. P. 16.

    [3] Ortner S.B. Is Female to Male as Nature is to Culture? // Lamphere L., Rosaldo M.Z. (eds.) Women, Culture and Society. Stanford, 1974. Р. 67-88.

    [4] Unger R.K. Toward a Redefinition of Sex and Gender // American Psychologist. 1979. Vol. 34. P. 1085-1094; см. также библиографию к статье: Ангер Р.У. Трехстороннее зеркало // Введение в гендерные исследования. Т. II. СПб., 2001. С. 459-461.

    [5] Rubin G. The Trafic in Women: Notes on The Political Economy of Sex // Toward an Anthropology of Women / ed. R. Reiter. N.Y., 1975. P. 157-210; Unger R.K. Imperfect reflections if reality: Psyhology constructs gender // Haare-Mustin R.T., Maracek J. (eds.) Making a Difference: Psychology and the Constructing of Gender. New Haven, 1988. P. 102-149; idem. Women and Gender: a Feminist Psyhology. N.Y., 1992; Rich A. Of Women Born: Motherhood as an Experience and as Institution. N.Y., 1976.

    [6] Подробнее см.: Пушкарева Н.Л. Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы в системе исторических наук // Женщина. Гендер. Культура. М., 1999. С. 16.

    [7] Gentile D.A. Just What Are Sex and Gender, Anyway? A Call for a New Terminological Standard // Psychological Science. 1993. № 4. P. 120-122.

    [8] Подробнее см.: Шакирова С. Толкования гендера // Пол женщины. Сборник статей по гендерным исследованиям. Алматы, 2000. С. 15-26.

    [9] Scott J. Gender: a Useful Category of Historical Ana­lysis // American Historical Review. 1986. Vol. 91. № 5. P. 1069.

    [10] Merquior J.G. Foucault. L., 1985. О близости понятия эпистемы и парадигмы см.: Descombes V. Modern fransk filosofi 1933-1978. G?teborg, 1987. P. 12.

    [11] Лорбер Д., Фаррел С. Принципы гендерного конструирования // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. Спб., 2000. С. 186.

    [12] Lorber J. Paradoxes of Gender. N.Y., 1994. P. 4; Лорбер Дж. Пол как социальная категория // THESIS. 1994. Вып. 6. С. 127-136.

    [13] Уэст К., Циммерман Д. Создание гендера // Труды СПбФ ИС РАН. Гендерные Тетради. Вып. 1. СПб., 1997.

    [14] Goffman E. Gender Display // Studies in Anthropology of Visual Communication. 1976. Vol. 3. P. 69-77.

    [15] Gatens M. Critics of Sex / Gender Difference // A Reader in Feminist Knowledge / ed. S. Gunew. L., 1992. P. 140.

    [16] Ходоров Н. Психодинамика семьи // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. Спб., 2000. С. 141.

    [17] Rich A. On Lies, Secrets, and Silence. Selected Prose 1966-1978. N.Y., 1979; Idem. Of Women Born. Motherhood as Experience and Institution. N.Y., 1976; Rubin G. Trafic in Women... P. 161; Рубин Г. Обмен женщинами: заметки по «политической экономии пола» // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. Спб., 2000. С. 97, 110; Wittig M. The Straight Mind and Other Essays. L., 1991.

    [18] Рубин Г. Обмен женщинами... С. 108.

    [19] Wittig M. Les corps lesbien. P., 1973.

    [20] Lorber J. Paradoxes of Gender. N.Y., 1994. P. 290.

    [21] Chodorow N. The Reproducting of Mothering: Psychoanalysis and Sociology of Gender. Berkley, 1978.

    [22] Лауретис де Т. Американский Фрейд // Гендерные исследования. Харьков, 1998. № 1. С. 136.

    [23] Lauretis de T. Alice Doesn’t: Feminism, Semiotics, Sinema. Bloomington, 1984. P. 159.

    [24] Goffman E. Gender Display // Studies in Anthropology of Visual Communication. 1976. Vol. 3. P. 76.

    [25] Подробнее см.: Баблоян З., Булавина Т. Гендерная проблематика в психологии // Введение в гендерные исследования. СПб., 2001. Т. 1. С. 255.

    [26] Tuttle L. Encyclopedia of Feminism. N.Y., 1986. P. 305.

    [27] Butler J. Gender Trouble. Feminism and the Subversion of Identity. N.Y. – L., 1990. P. 2, 6.

    [28] Ibid. P. 7.

    [29] Haraway D. ‘Gender’ for a Marxist Dictionary // Haraway D. J. Simians, Cyborgs, and Women. The Reinvention of Nature. N.Y., 1991. P. 127-148.

    [30] Harding S. The Science Question in the Feminism. L., 1986; Idem. Feminism and Methodology. Indiana, 1987.

    [31] Соловьева Г.Г. Гендерные исследования в структуре современного знания // Введение в теорию гендера. Вып. 1. Алматы, 1999. С. 12; Шакирова С. Толкования гендера // Пол женщины. Сборник статей по гендерным исследованиям, Алматы, 2000. С. 5-6.

    [32] См. об этом в работах выдающегося американского психолога Роды Ангер: Ангер Р. Трехстороннее зеркало // Введение в гендерные исследования. Т. II. СПб., 2001. С. 447; Unger R.K. Looking toward the Past: Social Activism and Social History // Journal of Social Issues. 1986. Vol. 42 (1). P. 215-227.

    [33] Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // Общественные науки и современность. 2000. № 4. С. 12-14.

    [34] Уэст К. и Циммерман Д. Создание гендера // Труды СПбФ ИС РАН. Гендерные Тетради. Вып. I. СПб., 1997. С. 97-98.

    [35] Все определения даны по: COLLINS. Большой толковый социологический словарь. М, 1999. Т. 1. С. 110-112.

    [36] Темкина А.А. Многоликий феминизм // Феминистская теория и практика: Восток – Запад. СПб., 1996. С. 11.

    [37] Hirdman Y. The Gender System // Moving On / ed. T. Andreasen. Aarus, 1991. Р. 14

    [38] И это не обязательно мужчины! См., например: Gemz?e L. Sex, genus och makt i antropologiskt perspektiv // Kvinnovetenskaplig tidskrift. 1989. Vol. 10. № 1.

    [39] См. подробнее: Хольмберг К., Линдхольм М. Феминистская теория... С. 252; German Feminism: Readings in Politics and Literature / ed. Altbach E.H. Albany, 1984.

    [40] MacKinnon C. Feminism, Marxism, and the State: An Agenda for Theory // Signs. 1982. Vol. 7. № 3.

    [41] Воронина О.А. Указ. соч. С. 12.

    [42] См. об этом: Гурко Т.А. Социология пола и гендерных отношений // Cоциология в России. М., 1998. С. 175; термин часто используется в исторических исследованиях, см., например: Гончаров Ю.М. Русское купечество как социально-половой тип (к вопросу о социальной специфике гендерного порядка) // Гендерная история: pro et contra. Межвузовский сборник дискуссионных материалов и программ. СПб., 2000. С. 51-63.

    [43] Силласте Г.Г. Социогендерные отношения в период социальной трансформации России // Социологические исследования. 1994. № 3.

    [44] Баблоян З. Гендер – «вопль жещин всех времен» // Диалог женщин. Международный женский журнал. М., 1999. № 7 (23). С. 35-36.

    [45] Бранте Т. Теоретические традиции социологии // Современная западная социология. СПб., 1992. С. 433.

    protestirui.ru

    Гендер - это... Что такое Гендер?

    Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.[1]

    В психологии и сексологии понятие «гендер» употребляется в более широком смысле, подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин (раньше их называли половыми свойствами или различиями)[источник не указан 678 дней].

    Пол и гендер

    Понятие гендерная роль («gender role») заимствовал из грамматики и ввел в науки о поведении сексолог Джон Мани, которому в 1955 при изучении интерсексуальности и транссексуальности потребовалось разграничить, так сказать, общеполовые свойства, пол как фенотип, от сексуально-генитальных, сексуально-эротических и сексуально-прокреативных качеств. Затем оно стало широко использоваться социологами, юристами и американскими феминистками.[1]

    В общественных науках и особенно в феминизме «гендер» приобрёл более узкое значение, обозначая «социальный пол», то есть социально определяемые роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Центральное место в гендерных исследованиях занимает проблема социального неравенства мужчин и женщин.

    Словоупотребление грамматической категории «гендер» подразумевало то, что видимые различия личностных и поведенческих характеристик мужчин и женщин не связаны напрямую с действием биологических факторов, а определяются спецификой социального взаимодействия[2].

    С точки зрения структурной социологии, и в полном соответствии с традицией Дюркгейма, пол сам по себе есть явление социальное, поэтому использование термина «гендер» представляет собой плеоназм, но его использование призвано подчеркнуть, что речь идёт о социологическом подходе к вопросу пола, когда речь идёт о широкой дискуссии[1].

    Слово гендер в английском языке обозначает различаемую мужественность или женственность личности, некой характеристики или человеческого организма. Деление на мужское и женское аналогично делению на мужской и женский пол в биологии[3].

    В странах, где развито документарное подтверждение личности, социальный пол обычно совпадает с закреплённым в документах полом, то есть с паспортным полом, исключая случаи трансгендерности.

    Гендер (социальный пол) в широком понимании не обязательно совпадает с биологическим полом индивида, с его или её полом воспитания или с его/её паспортным полом.

    Обычно в обществе можно различить два гендера — мужской и женский, однако набор гендеров бывает гораздо шире, в частности, в Таиланде распознаётся пять гендеров, включая катой и два гендера лесбиянок, отличающихся маскулинностью и феминностью. У чукчей до конца XX века различались мужчины-гетеросексуалы, мужчины-гетеросексуалы, носившие женскую одежду, мужчины-гомосексуалы, носившие женскую одежду, женщины-гетеросексуалки и женщины, носившие мужскую одежду. При этом ношение одежды могло означать и выполнение соответствующих социальных функций[4].

    См. также

    Примечания

    Литература

    1. Анисимов Е. В. Женщины у власти в XVIII веке как проблема // Вестник истории, литературы, искусства. Отд-ние ист.-филол. наук РАН. — М.: Собрание; Наука, 2005. — С. 328—335.
    2. Бурдьё П. Мужское господство / Бурдье П. Социальное пространство. Поля и практики. — М., СПб, 2005 г. ISBN 5-89329-761-X.
    3. Дугин А. Г. «Социология пола (Структурная социология)» // «Структурная социология». — М., 2010.
    4. Ильин Е. П. Дифференциальная психология мужчины и женщины. Глава 2. Гендерные стереотипы, или Мужчины и женщины в глазах общества — СПб.: Питер, 2007, ISBN 5-318-00459-8.
    5. Кон И. С. «Пол и гендер. Заметки о терминах»

    Ссылки

    dic.academic.ru