Режиссер-постановщик. Где учиться режиссер


Высшие курсы сценаристов и режиссеров: что нужно сдавать, факультеты

В России немало театральных учебных заведений и каждое имеет свою специфику работы и программу обучения одарённых людей. Чтобы мечта о театре или кино воплотилась в жизнь нужно правильно выбрать и поступить в избранное учебное заведение. Лучшие театральные учебные заведения расположены в Москве и Санкт-Петербурге.

Что такое ГИТИС

ГИТИС появился благодаря П.А. Шостаковскому вначале как Музыкально-драматическая школа. Располагается в Москве и является крупнейшим в России и в мире. ГИТИС – лучшее учебное заведение для изучения сценической речи. Он представляет собой мечту талантов сценического искусства.

Театральные ВУЗы, в том числе и ГИТИС сильно отличаются от других учебных заведений.

  • Для поступления нужно пройти отборочные туры (их три), после этого абитуриент получает возможность сдавать вступительные экзамены по актёрскому мастерству.
  • Следующий этап – коллоквиум, оценивающий уровень эстетического и культурного развития.
  • Заключительным этапом поступления служит суммирование всех набранных баллов с баллами ЕГЭ по русской литературе и русскому языку.

Обучение проводится на очном и заочном отделении. ГИТИС обучает на восьми факультетах по всем театральным направлениям. Режиссёрский факультет является старейшим, там работают 9 мастерских. Там производится обучение цирковой режиссуре и режиссуре драмы. Драматическая режиссура состоит из теоретической и практической части. Практическая учит будущего режиссёра лучше понимать актёра, используя знание того, какие составляющие включает в себя актёрская игра на сцене.

Что такое ВГИК

  • ВГИК расположен в Москве. Вуз готовит специалистов с высшим, средним специальным и дополнительным образованием. Сегодня практически все деятели профессионального кино Российской Федерации являются выпускниками ВГИКа.
  • Режиссёрский факультет ВГИК обучает будущих звукорежиссёров, режиссёров анимации, игрового и неигрового кино. Приём желающих учиться производится на конкурсной основе.
  • ВГИК готовит актёров кино и драмтеатра. Желающие учиться во ВГИКе на актёрском факультете готовят чтецкую программу, которую нужно довести до убедительного, захватывающего просмотра, заготовить ответы на вопросы мастеров.
  • В учебном заведении есть Учебная киностудия для производства кинофильмов и видео. ВГИК – единственная в России школа экранных искусств, имеющая подобную киностудию.

ВГИК предоставляет возможность получения среднего профессионального образования, так как имеет в составе Колледж кино, телевидения и мультимедиа.

Поступление в театральный ВУЗ

Ознакомится с информацией о поступлении в ГИТИС или ВГИК позволит семинар для абитуриентов. Семинар предоставляет сведения о том, как готовиться, что нужно, что важно, с чего начинать. Семинар проводится вместе с ГИТИС, поэтому там присутствуют преподаватели, набирающие студентов в этом году. Семинар подскажет направление движения и учебник, по которому нужно готовиться.

Семинар проводится на платной основе, проходит несколько часов, включает мастер-классы, лекции.

Многие абитуриенты подают документы сразу в несколько учебных заведений, так шансы поступить возрастают. Из года в год конкурс в ГИТИС, ВГИК и другие театральные учебные заведения гигантский: на одно место претендует до двухсот человек. Поэтому часто перед приёмом документов устраиваются прослушивания.

Чётких правил, по которым проводятся экзамены, как и критериев оценки одарённости, нет, так как профессия творческая. Поступление зависит от человека, который набирает курс, поэтому следует разузнать, что он предпочитает, какие у него требования, характер преподавания. Важный критерий отбора – внешние данные. Актёрская игра должна подкрепляться яркой харизматичной внешностью актёра. Следует также освоить азы теории актёрского мастерства, выбрав подходящий учебник.

Что за учебное заведение ВКСР

Высшие курсы сценаристов и режиссёров – это негосударственное учреждение высшего и послевузовского профессионального образования России. Это одно из самых старых в России учебных заведений для людей с высшим образованием.

Учебное заведение Высшие курсы сценаристов и режиссёров основано в 1963 году в Москве. В его состав входят продюсерский, сценарный и режиссёрский факультет.

В начале работы ВКСР слушатели принимались исключительно по направлению Союзов кинематографистов, киностудий, республиканских Госкино. Чуть позднее, в период «оттепели» Хрущёва курсы открыли путь в кино талантливым людям, ранее получившим высшее образование по другой специальности. Примеры – архитектор Георгий Данелия, медик Илья Авербах, инженер Глеб Панфилов.

Как поступить

На курсы зачисляются желающие учиться моложе 35 лет по результатам творческого конкурса, который проводится в два этапа.

  • Предварительный конкурс представляет собой рассмотрение комиссией представленных работ в виде автобиографии, изложенной в литературной форме, произведения в письменном виде на тему «Событие или случай, свидетелем или участником которого вы были» и рецензии на игровой кинофильм. В дополнение можно сдавать творческие произведения, выполненные в других видах и жанрах (фильм, фото, рисунки).
  • Вступительные экзамены в форме собеседования. Экзамены призваны выявить общий уровень культурного развития будущего слушателя, знания в сферах кино, музыки, литературы, театра, изобразительного искусства. Также выполняется специальное задание, имеющее отношение к выбранной профессии.

Приём лиц, предоставивших необходимые документы и прошедших по конкурсу, производится после заключения договора о представлении образовательных услуг на платной основе и произведения оплаты за обучение.

Обучение на ВКСР

Обучение проходит в творческих мастерских, руководители которых – ведущие мастера кино. Методическое управление ведут советы режиссёрских отделений и сценарских. В компетенцию советов входит обсуждение всех вопросов, связанных с обучением, сопровождение защиты курсовых и дипломных работ и принятие решения о выпуске слушателей.

Результатом подготовки на сценарном отделении ВКСР является дипломная работа в виде сценария полнометражного фильма, предложенного к выпуску.

Оканчивающим режиссёрский факультет нужно подготовить дипломный короткометражный фильм, состоящий не более чем из трёх частей. Выпускники отсылаются работать на киностудии, направившие их на обучение.

Театральные учебные учреждения в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург называют культурной столицей России. Петербург славится театральными ВУЗами и училищами. Здесь расположены Щепкинское и Щукинское театральные училища, которые кардинально различаются в методах обучения студентов.

В Санкт-Петербурге находится Высшая школа режиссёров и сценаристов. Подготовка здесь проходит в двух направлениях:

  • Долгосрочное обучение, длящееся 2 года (4 семестра), мастерские. Проходит по вечерам и в выходные дни.
  • Тренинги и курсы, состоящие из 10–15 занятий.

По окончании долгосрочного обучения выдаётся Свидетельство, если защищена дипломная работа (сценарий, фильм), то Диплом о дополнительном профессиональном образовании.

Краткосрочное обучение подразумевает посещение курсов и тренингов, состоящих из трёх, десяти или пятнадцати занятий. Они помогут понять основы кинематографической профессии и по какому пути нужно двигаться дальше, какие книги по режиссуре следует изучить, какой учебник предпочесть.

МИР Бориса Юхананова

Мастерская индивидуальной режиссуры Бориса Юрьевича Юхананова находится в Москве. Здесь ведётся работа с актёром, композитором, художником, хореографом, оператором, преподаются основы актёрского мастерства, игра актёра и искусство создания рисунка, постановка, разработка ситуации.

Мастерская индивидуальной режиссуры обучает драматургии, сценарному мастерству, философии искусства, созданию информационных проектов, перфомансов, инсталляций в сфере современного искусства. Изучается специфика режиссуры, разбор и анализирование сценария, построение кадра, основы монтажа, разработка эпизода, современные технологии в кино.

Рассматривается создание телевизионных форматов, режиссура телепроектов и реалити-шоу, основы работы над сериалами, основы организации кастинга, маркетинг, основы работы продюсера.

Мастерская реализует профессиональную переподготовку и повышение квалификации в очно-заочной, заочной и дистанционной формах обучения. Назначение мастерской – подготовка мастеров, способных работать результативно в сложившихся современных условиях.

Развитие режиссёрских способностей у детей

У детей режиссёрская игра появляется на более раннем этапе, чем сюжетно-ролевая. Уже на первом году жизни ребёнок передвигает предметы, создавая подобие общения. Режиссёрская игра в детском возрасте появляется в тот момент, когда ещё недостаточно развиты навыки общения со сверстниками, ребёнок не умеет учитывать желания и интересы других людей.

К концу третьего года жизни малыш «режиссирует» собственный замысел с игрушками, которые выступают в роли персонажей игры. Подобная игра для ребёнка легче, ведь неодушевлённые предметы не имеют собственных желаний. Режиссёрская игра служит подготовкой к общению со сверстниками.

Режиссёрская игра имеет ярко выраженный сюжетно-ролевой характер, главной составляющей в ней является речь: ребёнок комментирует события и собственные действия, меняя при этом интонации, темп и громкость выражений. Режиссёрская игра строится на опыте и детских представлениях об окружающем мире. Правильно организованная педагогом, родителем или воспитателем разовьёт детское мышление, воображение, поведает и неизведанном, что важно в период взросления.

Творческие способности необходимо развивать с самого раннего детства. Это обусловит всестороннее развитие личности в будущем, заложит основы общения с другими людьми, позволит развить врождённый талант. Благодаря совершенствованию одарённости с самого раннего детства, упорному труду на пути к воплощению мечты, откроются двери лучших театральных ВУЗов в Москве и Санкт-Петербурге.

yourspeech.ru

где учиться, зарплата, преимущества профессии – “Навигатор Образования”

В кинематографии и театре, главенствующая роль отводится далеко не актерам или продюсерам, а режиссерам. Именно на него возлагается ответственность за конечный результат, и именно по отношению к нему выдвигаются самые высокие требования.

Последние годы отечественный кинематограф переживает стадию возрождения. Обществу регулярно представляют кино-новинки, которые справедливо можно отнести к шедеврам киноиндустрии. В связи с этим увеличивается спрос на людей творческих специальностей, которые будут способны поддержать достигнутый уровень и продолжить развитие искусства.

В кинематографии и театре, главенствующая роль отводится далеко не актерам или продюсерам, а режиссерам. Именно на него возлагается ответственность за конечный результат, и именно по отношению к нему выдвигаются самые высокие требования.

Кто такой режиссер?

Режиссер – специалист, руководящий совокупностью ключевых процессов на съемочных площадках, сценах, аренах цирка и других театральных и концертных мероприятиях. Он интерпретирует сценарий и имеет полное представление о том, как нужно отыграть ту или иную сцену, чтобы сюжет выглядел наиболее реалистично.

Профессия режиссера возникла относительно недавно – в конце 19 столетия. Безусловно, потребность в людях, координирующих актеров и работающих над постановкой спектаклей, появилась в более ранний период, а именно в период становления театра. Однако на тот момент театральные труппы в основном обходились собственными силами, поэтому число таких специалистов было ограничено.

Идея режиссуры в современном ее представлении принадлежит немецкому и французскому театру – она заключается в формировании ансамблевости и подчинения всего спектакля единому замыслу.

Зарождение и стремительное развитие кинематографа обусловило не только увеличение популярности профессии, но и круг возлагаемых на режиссеров обязанностей, с которыми было бы довольно сложно справиться одному человеку. Это определило необходимость выделения более узких направлений:

  • Режиссер-постановщик – опытный профессионал, стоящий во главе всей команды и отвечающий за результат ее работы. Он занимается подбором актеров, корректирует их игру, вносит поправки в сценарий.
  • Режиссер имеет вторую по значимости после режиссера-постановщика ступень и, по сути, является его помощником, который учится у него и набирается опыта. Его привлекают к участию в крупных проектах и возлагают ответственность за подбор актеров массовки и съемку второстепенных сцен.
  • Режиссер-ассистент – низшее звено профессии и одновременно хороший старт для карьерного роста. Несмотря на то, что он находится "на подхвате" и не выполняет каких-либо важных функций, многие выпускники учебных заведений начинают свою деятельность именно с этой должности.
  • Звукорежиссер занимается улучшением качества голосов. Он выражает свое экспертное мнение относительно того, что именно и с какой интонацией нужно сказать, чтобы звук максимально соответствовал картинке и вызывал определенные эмоции у зрителей.
  • Режиссер монтажа – эксперт, занимающийся объединением отдельных эпизодов в единую полноценную картину. В работе он руководствуется рекомендациями главного режиссера и работает вместе с ним, отбирая лучшие сцены из отснятого материала.
Режиссер театра имеет абсолютно иную специфику работы. Театральные постановки требуют особой подготовки и навыков. Игра актеров, сценарий, декорации – все должно быть построено безупречно, поскольку в театре у режиссера не будет возможности отснять еще дубль, который понравится публике.

В зависимости от типа специализации основные обязанности режиссера могут варьироваться, однако к наиболее важным аспектам работы относится:

  • взаимодействие со сценаристами, продюсерами и другими участниками процесса;
  • распределение ролей, контроль и постановка игры актеров;
  • корректировка освещения;
  • просмотр отснятого материала и выделение самых лучших кадров;
  • внесение изменений в сценарий;
  • указания относительно внешнего вида актеров;
  • решение спорных ситуаций и поддержание соответствующей рабочей обстановки и т.д.

Следует заметить, что режиссеры – уникальные специалисты. Нередко они могут совмещать работу со смежными профессиями и выступать в роли продюсеров, сценаристов, актеров. В таком случае круг их обязанностей существенно расширяется.

Какими личностными качествами должен обладать режиссер?

Чтобы раскрыть свой творческий потенциал и достичь успехов в карьере, режиссерам приходится много работать и прикладывать много усилий. Поэтому им очень важно быть целеустремленными, трудолюбивыми, сильными духом людьми.

  • Как и в других творческих профессиях, в своей деятельности они должны быть креативными и иметь широкий кругозор.
  • Высокий уровень интеллектуального развития, начитанность и образное мышление являются постоянными спутниками в работе режиссеров.
  • Любознательность и стремление к саморазвитию требуются для увеличения опыта и лучшего понимания профессии.
  • Поскольку люди этой профессии имеют в своем подчинении большое количество сотрудников, они должны обладать лидерскими качествами и быть коммуникабельными.
  • Умение организовать работу и найти компромиссные решения в проблемных ситуациях – залог благоприятной атмосферы на рабочем месте.
  • Объективность и наблюдательность также пригодятся на творческом пути, которые позволят дать правильную оценку происходящему, выбрать нужное направление.

Преимущества профессии режиссер

Большое удовольствие режиссеру доставляет возможность самореализации и воплощения в жизнь его идей, которые, в случае успеха, будут признаны публикой, и он обретет популярность и признание.

Специалисты высокого уровня не нуждаются в поиске работы – она сама их находит. Большинство известных режиссеров очень востребованы и получают большие гонорары, сумма которых обычно не разглашается. Естественно, уровень их зарплаты напрямую зависит и от масштабов проектов, но, в основном, они могут самостоятельно устанавливать размер вознаграждения за свой труд.

Профессия является весьма увлекательной, благодаря тому, что режиссеры очень часто путешествуют и участвуют в различных мероприятиях. Кроме возможности увидеть мир, не менее привлекательным моментом в работе является знакомство с известными людьми и налаживание связей, которые, несомненно, принесут большую пользу.

Недостатки профессии режиссер

К основным недостаткам профессии относится малая доля вероятности того, что специалист сможет добиться успеха в карьере. Начинающим режиссерам приходится довольно сложно. Отсутствие опыта и всеми узнаваемого "имени" нередко означает и отсутствие работы. Значительная часть спонсоров выбирает для своих проектов только известных личностей, которые непременно смогут создать шедевр. Конечно, можно начать свою деятельность, работая в мелких проектах, но в таком случае и рассчитывать на солидное вознаграждение не придется. Да и нет никаких гарантий, что в будущем удастся попасть в высшую лигу.

Режиссер – не только развлечения и громкие вечеринки в честь премьеры, но и тяжелый труд. Эта работа чаще всего не предусматривает нормированного графика и отпуска по расписанию. Нередко режиссеры могут работать до поздней ночи или круглосуточно, пока не достигнут желаемого результата.

Очень часто режиссеры испытывают стресс и находятся в состоянии повышенного психо-эмоционального напряжения, что может крайне негативно отразиться на здоровье. Также не стоит забывать, что основная доля успеха в творческой профессии связана с вдохновением. Подавленность, апатия и стресс, вряд ли приведут к созданию чего-то, стоящего внимания.

Где можно получить профессию режиссер?

Профессию режиссера невозможно освоить самостоятельно или при помощи специальных курсов. Хотя изучение основных принципов режиссуры посредством самообразования вреда не принесет, настоящим специалистом можно стать, только получив соответствующее высшее образование.

Сегодня в большинстве городов России есть как минимум один ВУЗ, осуществляющий подготовку режиссеров. Многие университеты являются коммерческими, но и государственных ВУЗов, где можно получить эту профессию, тоже хватает. Все учебные заведения предлагают обучение преимущественно на платной основе, с минимальным количеством бюджетных мест, и поступить в них очень сложно. Абитуриентов отбирают по жестким критериям, основным среди которых, все же, остается талант.

От выбора университета во многом зависит и дальнейшее трудоустройство, поскольку в этой профессии престижность ВУЗа играет не последнюю роль. К наиболее популярным среди работодателей учебным заведениям относятся:

Источники изображений: macdigger.ru, tvkinoradio.ru, vnews.agency, severinform.ru

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

fulledu.ru

где учиться, зарплата, необходимые качества

Кто такой режиссёр?

Режиссер-постановщик (фр. régisseur, от лат. rego управляю) — руководитель творческой группы, работающий над созданием фильма, спектакля или шоу.

Особенности профессии

Режиссер-постановщик — это творческий лидер проекта в кинематографе, на телевидении или в театре. Он отвечает за художественную составляющую произведения. Под его руководством работают актёры, операторы, звукорежиссёр, художник-постановщик, постановщик движений и пр. Литературной основой служит сценарий или пьеса, и режиссёр-постановщик далеко не всегда является их автором. Но в итоге именно он отвечает за то, что увидит зритель. С его именем будут связывать успех или провал проекта.

Режиссёр-постановщик может специализироваться на постановке игровых или документальных фильмов, театральных спектаклей, цирковых программ, музыкальных шоу, массовых мероприятий.

Обычно режиссёра-постановщика называют просто режиссёром,  т.к. и без уточняющего «прицепа» ясно, что он отвечает за постановку. Это касается любого режиссёра-постановщика, независимо от специализации.

Опишем некоторые варианты этой профессии.

В театре режиссёр руководит творческим коллективом, занятым в постановке:  выбирает актёров, работает с ними над  ролями, вместе со звукорежиссёром и художником сцены продумывает оформление спектакля и пр. При этом он подчиняется творческому руководителю театра (если сам не является таковым), и они совместно выбирают пьесы для постановки.Организационные вопросы в процессе репетиций и во время представления ему помогает решать помощник режиссёра. Он взаимодействует с  техническими службами, актёрами, следит, чтобы во время спектакля всё происходило без заминок.

Цирковое искусство радикально отличается от театрального. Так же, как отличается от театральной цирковая труппа: цирковые артисты работают династиями, годами отрабатывают свои номера.  Они часто сопряжены с риском для жизни. Кроме того, труппа цирка – это не только люди, но и дрессированные животные. Цирк работает для развлечения публики, и главная задача циркового режиссёра – сделать каждый номер как можно ярче и зрелищнее. Всё это вносит свою специфику в работу циркового режиссёра. Однако принципы его работы схожи с работой театрального режиссёра. Он продумывает интригу представления, работает с артистами, художником-постановщиком, инженерами-конструкторами, бутафорами, осветителями, звукорежиссёром и др. участниками циркового шоу.

Кино – это сложный производственный процесс. (Как и телевидение.). У кинорежиссёра есть целая бригада помощников: второй режиссёр, режиссёр по работе с актёрами, помощник режиссёра (ассистент режиссёра, который ведёт хронометраж отснятого материала), консультанты и пр.  

Хотя как минимум двое из этой бригады и обозначаются словом «режиссёр», они выполняют другие задачи. Например, второй режиссёр (в западном кино – First Assistant Director) помогает режиссёру-постановщику при разработке режиссёрского сценария, формулирует информацию для художников по гриму, по костюму, для ассистентов по актёрам  и пр., планирует съёмочный процесс. И следит, чтобы весь производственный процесс шёл без сбоев, чтобы каждый раз съёмочная площадка была готова к работе, актёры и костюмеры были на своих местах и т.д. Это очень большой объём работы, и обычно у кинорежиссёра два вторых режиссёра. Режиссёр по работе с актёрами (он же ассистент по актёрам, директор по кастингу) ищет подходящих исполнителей на роли, организует их фото- и кинопробы.

Главное организационное бремя при создании фильма несут продюсеры, которые занимаются вопросами бюджета, дистрибуции и т.д. Продюсер фильма отвечает и за привлечение ключевых участников процесса, в том числе режиссёра, если, конечно, тот сам не является инициатором постановки. И продюсеры, и режиссёр подчиняются руководству киностудии. Работа режиссёра над фильмом начинается со сценария. Он может взять готовый сценарий, а может написать его сам или в соавторстве с профессиональным сценаристом. Он может взять за основу готовое литературное произведение или совершенно свежий сюжет. Даже если кинорежиссёр ставит фильм на готовый сценарий, он его дорабатывает по-своему: посекундно и покадрово расписывает план съёмки каждой сцены. В результате получается режиссёрский сценарий. Он обязательно изучает материалы, связанные с темой фильма, обращается к специалистам, которые могут его проконсультировать в каких-то вопросах. Участвует в составлении сметы, вместе с продюсером и вторым режиссёром намечает план работы. Вместе с художником-постановщиком, главным кинооператором, звукорежиссёром обсуждает художественную концепцию фильма и его оформление, утверждает эскизы, разработки, декорации и пр.  Вместе с композитором и звукорежиссёром намечает экспликацию звука (график-схему). Отбирает актёров (с помощью ассистента по кастингу), работает с каждым из них над ролью, проводит репетицию сцен и т.д. Руководит съёмками. Когда съёмочный процесс завершён, отбирает нужные дубли, руководит процессом монтажа и озвучания.  

Некоторые режиссёры успешно совмещают работу в театре и кино. Например, художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров стал известен еще в 1960-е годы как театральный режиссёр. Возглавив театр в 1973 г. (в то время – Московский театр им. Ленинского Комсомола), он очень быстро вывел его в разряд самых популярных в Москве. Каждый спектакль Захарова – событие театральной жизни столицы: «Поминальная молитва», «Королевские игры», «Варвар и еретик», легендарный «Юнона и Авось» и множество других. В то же время, он автор замечательных фильмов, любимых миллионами: «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «Убить дракона».

Рабочее место

Режиссёр-постановщик может работать в кино, на телевидении,  в театре, цирке и пр. – в зависимости от специализации. Хотя некоторые режиссёры с успехом реализуют себя в разных областях.

Оплата труда

Важные качества

Профессия режиссёра-постановщика предполагает артистизм, образное мышление, хороший интеллект, широкий кругозор, воображение, самодисциплину, высокую трудоспособность и лидерские качества. И ещё одно важное качество – чувство современности. Режиссёр должен чувствовать, насколько актуальна та или иная тема, идея в современном мире.

Знания и навыки

Режиссёр должен владеть теорией и практикой режиссуры, актерского мастерства, основами сценического и музыкального оформления, операторского искусства, понимать законы драматургии. Очень важны познания в области истории литературы, изобразительного искусства, театра, кино. Необходимо знание классических и современных  произведений драматургии, кинематографа. Желательно знание иностранных языков.

Где учиться на Режиссера-постановщика

Драматический и музыкальный театр
  • Российский университет театрального искусства – ГИТИС. Режиссерский факультет. Кафедра режиссуры драмы
  • Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов. Факультет искусств. Специальность «Режиссура театра»
  • Театральном институте им. Б. Щукина. Режиссёрский факультет. Специальность «Режиссура театра»

И др. вузы театрального искусства.

Цирк, шоу-программы
  • Российский университет театрального искусства – ГИТИС. Режиссерский факультет. Кафедра режиссуры цирка. Специальность «Режиссура цирка»
  • Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ). Театрально-режиссерский факультет. Специальность «Режиссура театра». Специализация «Режиссура эстрады»Специальность «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Специализации: «Режиссура театрализованных представлений и праздников» и  «Режиссура шоу-программ».
  • Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Направление «Режиссура театрализованных представлений и праздников»
Кино и телевидение
  • Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК). Режиссерский факультет. Специальности: «Режиссура игрового кино», «Режиссура неигрового кино», «Режиссура анимационного фильма»;
  • Высшие курсы кино и телевидения ВГИК. Профессии: «Кинорежиссура», «Режиссура неигрового кино- и телефильма»;
  • Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина (ГИТР). Факультет режиссуры ТВ и мультимедиа.

www.profguide.ru

подробное описание, все плюсы и минусы

Имена и фамилии ведущих режиссёров мира и страны у всех на слуху. Однако мало кто знает, как можно получить эту профессию, где надо учиться и как устроиться на работу. Узнайте об этом, прочитав подробный обзор.

Рейтинг профессии

Востребованность

Оплачиваемость

Входной барьер

Режиссер – это человек, который управляет всеми творческими процессами в театре, кино или на телевидении. У него достаточно широкий спектр обязанностей, грамотное выполнение которых позволит создать настоящий шедевр. Первые режиссеры появились одновременно с театральными постановками. Впервые о них упоминается в словаре Даля как о людях, управляющих игрой актеров и созданием представления. Но само понятие режиссуры зародилось лишь в конце 19 века. Оно применялось как ансамблевость или подчинение всех процессов в театре одному замыслу. Данная идея одновременно зародилась в Париже и Берлине. В 20 веке режиссура начала стремительно развиваться в кинематографе. Но следует помнить, что истоки данного искусства остаются в театре, откуда и был перенесен режиссерский опыт.

Описание

В наши дни режиссура имеет колоссальное развитие. Теперь это не один человек, а целый спектр специалистов, которые подчиняются режиссеру-постановщику. В зависимости от типа работ определяется суть профессии. Существуют такие направления режиссуры:

  • Режиссер-постановщик. Это глава всей команды. Именно он отвечает за результат и принимает все ответственные решения. Данный специалист с легкостью может внести свои авторские коррективы в сценарий. Подбор актеров и контроль их игры – тоже его работа.
  • Режиссер. Обычно это человек, который помогает постановщику. Он задействован в крупных проектах. Специалист занимается подбором актеров массовки и съемкой второстепенных сцен. Данный специалист учится у постановщика.
  • Ассистент режиссера. Это самая низшая цепь режиссуры. Все выпускники мечтают попасть на данную должность. Она открывает возможности обзавестись необходимыми связями для дальнейшего развития карьеры.
  • Режиссер монтажа. Это гений, сидящий за пультом и просматривающий отснятый материал. Именно от него зависит та картинка, которая предстанет перед зрителем. Часто в данной процедуре принимает участие и постановщик.
  • Звукорежиссер. Озвучка всех сцен для улучшения качества голосов проходит отдельно в студии. Звукорежиссер говорит, как и что нужно говорить. Это эксперт в интонациях. Он позволяет умело соединить звуковую дорожку с картинкой так, чтобы вызвать максимум переживаний у зрителя.
  • Театральный режиссер. В театре все совсем не так, как в кино. Это абсолютно другая специфика игры актеров. Данный вид искусства требует абсолютно другой передачи эмоций. Соответственно, режиссер обучается и мыслит иным способом.

Сутью профессии режиссера является управленческая работа съемочными процессами. Он видит картинку в целом и четко понимает, каким должен быть каждый персонаж. Режиссер является интерпретатором сценария, который доносит задумку автора до актеров и следит за ее выполнением.

На каких специальностях учиться

Для того чтобы получить шанс устроиться на работу режиссером, следует выбрать одну из таких специальностей:

  • Режиссура театра.
  • Режиссура игрового кино.
  • Режиссура неигрового кино.
  • Режиссура анимационного фильма.
  • Кинорежиссура.
  • Режиссура неигрового кино- и телефильма.
  • Режиссура театрализованных представлений и праздников.
  • Режиссура шоу-программ.
  • Режиссура эстрады.
  • Режиссура цирка.
  • Режиссура.

Все выше перечисленные специальности позволят работать режиссером. Выбирать следует исходя из того, в какой сфере вы бы хотели проявить свой талант: кино, театр, телевидение, цирк, эстрада и т.д.

Где учиться

Высших учебных заведений, в которых преподается режиссура не так уж много в нашей стране, но самыми престижными являются:

  • Российский университет театрального искусства (ГИТИС).
  • Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК).
  • Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ).
  • Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов.
  • Театральный институт им. Б. Щукина.

Данные вузы не единственные, но признаны самыми престижными. Если вам удалось поступить в один из них и с успехом закончить, без работы вы точно не останетесь.

Чем приходится заниматься на работе и специализации

Каждый режиссер выполняет целый спектр управленческих обязанностей:

  • Корректировка сценария. Данный процесс может происходить на любом этапе съемок. Это может быть урезание текста, изменение слов или убирание целых сцен.
  • Контроль и постановка актерской игры. Актеры – творческие личности, но очень часто они не так понимают задумку автора и привносят в персонажа свои нотки. Режиссер корректирует их игру, объясняя, какие эмоции должен чувствовать именно персонаж, а не сам актер. Таким образом, каждая сцена обыгрывается максимально точно.
  • Просмотр материала с позиции зрителя. Именно на основании того, что понравилось, а что нет, происходит последующий монтаж. Скучные и бессмысленные сцены обычно урезают.
  • Театральный режиссер расписывает все точки и движения на сцене. Это важно, особенно если одновременно там будет находиться не только актер, но и человек 15 массовки.
  • Внешний вид актеров тоже может быть скорректирован режиссером.
  • Постановка освещения играет важнейшую роль как в кино, так и в театре. Режиссер дает указания относительно того, как именно должен падать свет.
  • Режиссер эстрады расписывает порядок номеров и выхода артистов. Самыми престижными на сборных концертах являются первые и последние песни.
  • Режиссер вмешивается в конфликтные ситуации между актерами. Важно, чтобы на съемочной площадке или репетиционной базе царила здоровая рабочая атмосфера.

Режиссер во всем спектре своих обязанностей выступает связующим звеном между всеми составляющими съемочного процесса. Хорошая режиссура – гарантия успеха любого фильма или шоу.

Кому подходит данная профессия

Данная профессия подходит сильным и волевым людям. Режиссер должен быть прирожденным лидером и уметь управлять огромным количеством персонала одновременно. Он должен быть профессионалом своего дела и обладать огромным творческим потенциалом. Режиссер беспристрастен и не заводит любимчиков – это важно в творческом коллективе. Данный специалист должен быть начитанным, артистичным и интеллектуально развитым. Широкий кругозор – лучший помощник постановщика.

Востребованность

Данная профессия не слишком востребована. Мало кто решается вкладывать средства в молодых, неизвестных режиссеров.

Сколько получают люди, работающие по данной профессии

Гонорары у режиссера зависят от того, где он занят. Если это не очень прибыльные небольшие театры или цирк, то оклад около 15-30 тысяч в месяц. Масштабные же представления в больших, известных театрах и съемки кино – это уже совсем другие цифры. Суммы не разглашаются.

Легко ли устроиться на работу

Если вы известный режиссер, то проекты сами будут вас находить. Новичкам же приходится сложно. Инвесторы обычно ищут именитых специалистов, а не выпускников вузов. Режиссура доступна тем, у кого есть связи и солидные спонсоры. Именно они являются решающим фактором и помогают выйти в люди.

Как обычно строится карьера

Началом карьеры становится должность ассистента режиссера. Вы будете выполнять мелкие поручения и получать самое главное – практику и опыт. Ведь наблюдая за работой профессионала, вы очень быстро переймете его годами накопленный опыт.

Режиссер – это следующий этап развития. Если вы работаете не в слишком крупном проекте – это вершина. В масштабных мероприятиях – вы помощник постановщика. Вы контролируете процессы второго плана и получаете возможность проявить свои режиссерские качества. Вашу работу проверяет и корректирует режиссер-постановщик. Именно он исправляет недочеты и обучает вас самым значимым тонкостям данной работы.

Режиссер-постановщик – это пик карьеры. Вы получаете всю власть и помощников, которые займутся второстепенными процессами. Теперь вы руководите творческими направлениями работы. Эта должность достается только самым опытным и хорошо зарекомендовавшим себя режиссерам.

Перспективы профессии

Основной перспективой профессии является участие в известных кинопроектах. В результате вы сможете получить популярность и любовь публики и инвесторов. Именно они предоставят вам дальнейшую работу и солидные гонорары. Качественно отснятые и вызывающие восхищение критиков фильмы – пропуск в мир зарубежного кино. Это уже абсолютно другой уровень и возможность заработать солидные суммы.

Читайте далее

Отзывы, комментарии и обсуждения

edunews.ru

Где учат на второго режиссера? - Кино

«Свободное кино»

Большой ли поток желающих поступить на курсы? «Достаточно большой. Устойчивый интерес к этой профессии у нас точно присутствует. Раз в полгода собирается группа от 15 до 20 человек».

Отслеживается каким-то образом работа выпускников? «Конечно, стараемся отслеживать. Более того, мы стараемся их трудоустроить. Как минимум, отправить на стажировку, на практику лучших студентов. Во-первых, мы обеспечиваем практику на съемке студенческих короткометражных фильмов. Во-вторых, мы стараемся устроить в кинокомпании на стажировку на большие проекты ― фильмы и сериалы. Например, мы устраивали практику совместно с „Базелевсом“: наши студенты работали на третьих „Елках“. Некоторые наши выпускники уже надежно закрепились в профессии и работают уже беспрерывно: с нашего последнего майского выпуска три человека точно устроились: один ― в „Тритэ“, второй ― в „Телесто“, третий участвовал в проекте „Неуловимые“».

Каковы преимущества курсов? «Оптимальное соотношение цены и качества: наши курсы относительно дешевые и при этом дается максимум информации, есть возможность стажироваться и у нас дается исключительно профессия второго режиссера ― ничего сверх этого. И если приходит человек, который более или менее разбирается в кинопроцессе и у которого есть внутренние данные, чтобы успешно  работать либо на планировании, либо на площадке, то он за полтора месяца за небольшие деньги получает полноценную профессию. К тому же, как уже было сказано, мы обеспечиваем практику своим студентам».

Каких качеств требует профессия второго режиссера? «Прежде всего, организаторские способности. Структурное, системное мышление. Жесткость в какой-то степени и при этом гибкость».

Московская школа нового кино

Большой ли поток желающих поступить на курсы? «Поток небольшой, потому что мы не делали широкую рекламную кампанию по этому факультету. Но специальность очень нужна. Все наши партнеры ― режиссеры ― спрашивают в первую очередь именно о вторых режиссерах. Если есть какой-то заказ на персонал ― операторов, монтажеров, актеров, ― всегда востребованнее именно вторые режиссеры».

Сколько всего было выпусков? «Сейчас учится первый набор».

Каковы преимущества курсов? «Прежде всего, диверсифицированный, разносторонний подход к этой специальности: у нас преподают очень разные педагоги, которые рассматривают профессию второго режиссера со всех сторон. К нам приходят и продюсеры (профессия второго режиссера с точки зрения продюсера), и режиссеры (профессия второго режиссера с точки зрения режиссера и оператора), и представители других специальностей».

Каких качеств требует профессия второго режиссера? «Организованность и самодисциплина ― самые важные качества для этой специальности. Человек должен уметь держать себя в руках и очень чутко реагировать на ситуацию, конструктивно действовать».

Высшие курсы кино и телевидения ВГИК

Большой ли поток желающих поступить на курсы? «Конкретное число поступающих сложно назвать, потому что трудно вообще квалифицировать желающих: их очень много, и мы берем только тех, кто соответствует специальности по итогам экзаменам. То есть мы приглашаем только тех, кто серьезно готов работать по профессии».

Сколько всего было выпусков? «Всего у нас было уже три выпуска, сейчас учатся студенты по четвертому набору».

Как долго учатся? «В течение года».

Отслеживается каким-то образом работа выпускников? «Всех мы не можем отследить, поскольку у нас есть учащиеся и из других городов и стран. Но большинство наших учеников нашли себя в профессии, причем довольно успешно».

Каких качеств требует профессия второго режиссера? «Во-первых, этот человек должен знать, любить и понимать отечественное кино, так как работать ему, скорее всего, придется на наших студиях и компаниях. Также он должен обладать отличными организационными способностями и иметь хороший потенциал, так как в этой программе предусматривается курс режиссуры, поэтому потенциальный второй режиссер должен разбираться как кинорежиссер в материале».

Киношкола Александра Митты

Большой ли поток желающих поступить на курсы? «Группы у нас небольшие – в принципе приходят человек 15».

Сколько всего было выпусков? «Один выпуск у нас уже был, сейчас учится уже второй. К нам приходят не только те, кто хочет стать вторым режиссером, но и режиссеры, продюсеры, операторы, которым интересна работа второго режиссера с точки зрения планирования и других аспектов этой специальности. Этот курс, получается, больше рассматривается как курс повышения квалификации».

Каковы преимущества курсов? «У нас идет модульная система обучения, то есть человек выбирает себе несколько курсов, которые ему интересны: например, берет курс второго режиссера и продюсерский курс. В этом мы ориентируемся на американские стандарты: в США нет такой должности, как второй режиссер, а есть Unit Production Manager (UPM), у которого функции продюсера и второго режиссера совмещены ― он отвечает и за планирование и за финансовые вопросы».

Каких качеств требует профессия второго режиссера? «Пунктуальность, умение четко выполнять поставленную задачу и чувство юмора».

cinematographua.livejournal.com

Как стать режиссером

Решили стать режиссером? Забудьте об этом немедленно!

В день российского кино покинула этот мир актриса, о которой ее коллега и друг Валентин Гафт сказал, что «если бы она сыграла только одну «Даму с собачкой», этого уже было бы достаточно. Воплотить на экране чеховскую героиню – тут одного таланта недостаточно, нужно еще иметь особый склад души.

Решили стать режиссером? Забудьте об этом немедленно! Вы не представляете, что вас ждет. Круглосуточная работа, низкие зарплаты и сомнительные перспективы – именно так на собеседовании преподаватели отговаривают абитуриентов идти в режиссуру. Но желающих меньше не становится…

Заманчиво создать яркую кинокартину или поставить спектакль, который прогремит на весь мир, а потом, стоя в свете прожекторов, получить заслуженного «Оскара» или сорвать аплодисменты зрительского зала… Но сделать карьеру режиссера по силам единицам. И дело не только в таланте. Эта профессия всегда была штучной. Армия режиссеров никому не нужна: ни в кино, ни в театре. Так было даже в советские времена, когда в стране выпускали по 150 фильмов в год, а театры работали в полную силу. В постсоветской России ситуация еще сложнее. В начале 90-х на экраны кинотеатров и телевизоров хлынули западные фильмы, приостановилось производство отечественных картин, театры же, получая минимум средств от государства, держались лишь за счет энтузиазма актеров и режиссеров. Профессия режиссера оставалась престижной, но… не была перспективной. В последнее время все меняется. Зритель, насытившись американскими боевиками и мексиканскими мелодрамами, захотел увидеть «наше кино». Крупные телекомпании стали снимать первые отечественные телесериалы. Ошеломляющий успех этих проектов подтолкнул к следующему шагу – съемкам отечественных кинофильмов: «Возвращение» РенТВ, «Турецкий гамбит» ОРТ и т.д.

В России появились первые частные кинопродюсерские компании, вкладывающие деньги в отечественное кино. В театральной же сфере обычным явлением стала антреприза – постановка коммерческих спектаклей на арендуемых площадях. То и дело появляются небольшие частные театры. И режиссеры снова оказались востребованными повсеместно, но только – не все…

Из студентов – в мэтры

Раньше карьера режиссера была расписана по пунктам: получил диплом, поработал ассистентом режиссера на кинокартине, снял короткометражный фильм в условиях профессиональной студии в качестве дебюта (Мосфильм, студия Горького, Свердловская киностудия и т. д.). После этого молодой и перспективный попадал в планы студий, творческих объединений, искал хороший сценарий – и делал свою первую полнометражную работу.

Сейчас все не так гладко и предсказуемо – и в этом есть как плюсы, так и минусы.

Преимущество сегодняшнего дня – творческая свобода. Некоторые молодые режиссеры настолько интересно о себе заявляют, что, даже не защитив диплом, получают заманчивые предложения от продюсеров. Так получилось со студентами ВГИК а Петром Бусловым, снявшим «Бумер», Алексеем Германом и многими другими. С другой стороны, человек, по каким-то причинам не сумевший заявить о себе в профессиональных кругах, окончив вуз, может остаться совершенно никому не нужным. То же самое в театре – одни студенты к моменту получения диплома уже ставят собственные спектакли в известных театрах, другие по-прежнему довольствуются постановками в институте.

Страшно сделать ошибку: не хватит таланта и организаторских способностей – будешь складывать свои гениальные режиссерские замыслы в стол.

Преподаватели старейших вузов, зная об этом, устраивают будущим режиссерам максимально серьезные творческие испытания, стараясь не допустить в профессию случайных людей.

В киношники или театралы?

В Москве есть несколько вузов, где можно получить режиссерское образование. Два из них – Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК<) и Российская академия театрального искусства (РАТИ) (бывший ГИТИС) – флагманы подготовки режиссеров в России. Если вас привлекает работа кинорежиссера или режиссера телесериалов, лучше всего поступать во ВГИК. Это старейший специализированный вуз, подготовивший не одно поколение актеров и режиссеров. Около половины работающих сегодня кинорежиссеров в России – выпускники этого вуза. Правда, бюджетных мест здесь не много: например, на режиссуре игрового кино 7-8 максимум, плюс платное отделение – итого в год набирается около 25-30 человек. А претендентов на эти места предостаточно. Только на предварительный письменный творческий конкурс свои работы присылают более 500 человек! Из них 125 допускаются до сдачи творческих экзаменов, и конкурс составляет около 5 человек на место.

В ведущем театральном вузе страны РАТИ можно выучиться на специальности «Режиссура драмы» – правда, сюда набирают не более 10 человек. Причем отбор идет столь тщательно, что творческие испытания порой затягиваются не на один месяц! Пробиться в ВГИК и РАТИ может только по настоящему талантливый человек. В идеале к моменту поступления хорошо уже иметь актерский, а то и режиссерский опыт и быть продолжателем семейной династии актеров или режиссеров...

Впрочем, в Москве есть и другие вузы. Можно, например, поступить в Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ). Здесь представлено сразу два факультета – кино и телевидения и театральный. В каждом своя специфика подготовки. Правда, бюджетных мест и здесь не много: на режиссуре кино и телевидения их пять, конкурс – 8 человек на место, зато есть платное отделение, куда поступить вполне реально. акцент обучения – на подготовке телережиссеров – самых востребованных на сегодняшний день специалистов. Обучение – четыре года (бакалавриат).

Телережиссеров готовят и в негосударственных вузах – Гуманитарном институте телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина (ГИТР), Академии Натальи Нестеровой, Высшей школе изящных искусств, Техническом институте культуры. Обучение в этих вузах только платное, зато поступить сюда намного проще, чем во ВГИК или РАТИ.

Некоторые вузы делают ставку на подготовку режиссеров новых востребованных направлений. Например, в МГУКИ режиссура преподается и в рамках специальности «Реклама» на специализации «Режиссура мультимедиа и реклама в Интернет».

Если раньше на режиссерские факультеты, как правило, поступали люди взрослые, с жизненным опытом, то в последнее время все больше идут вчерашние школьники. Деканы это отнюдь не приветствуют, справедливо полагая, что режиссер – профессия зрелых людей. Впрочем, практика доказывает, что и молодые могут добиться большого успеха – был бы талант. А уж есть он у вас или нет – это выяснят на вступительных экзаменах.

Фантазируем на экзаменах

Практически во всех вузах испытания начинаются с письменного творческого конкурса. Во ВГИК нужно прислать свои наблюдения, размышления на тему, какой фильм вам хотелось бы снять, что бы вы экранизировали из русской классики и почему, подробно и зримо описать эпизод, свидетелем или участником которого вы были, рассказать о себе и т. д. К работам могут быть приложены фотографии и рисунки. Главное – оригинальный подход к теме, свой взгляд на материал. Абитуриентов, написавших лучшие работы, приглашают на первый тур собеседования. Не секрет, что многие абитуриенты хитрят – присылают не свои работы, просят помочь старшекурсников или профессиональных режиссеров. Все эти ухищрения позволяют обманом попасть на собеседование, но тут врунов вычисляют довольно быстро, дав задание на проверку образного мышления Например, показывают фотографию и просят пофантазировать – кто и что здесь изображено, что делают эти люди. Нужно постараться разглядеть какие-нибудь интересные детали, проявить свое воображение и знание жизни… Или спрашивают: «Как бы вы изобразили на экране понятие «старый дом»? Больше половины абитуриентов начинают рассказывать о паутине, досках на окнах и следах от картин – банально и пресно, а кто-то скажет: «Я вижу пустой двор, посередине – старый пузатый потемневший от времени самовар, на верхушке которого птица свила гнездо». Уже интересно.

Второй тур 6-часовая письменная работа режиссерского характера на одну из предложенных тем.

Третий тур – контрольное собеседование для небольшой группы оставшихся счастливчиков. Затем экзамены по предметам: литература (устно), русский язык (сочинение). Абитуриенты, уже имеющие высшее образование, проходят творческий конкурс вместе со всеми, но сдают только литературу.

В РАТИ схожая система: задолго до основных экзаменов нужно выслать письменную работу с изложением своих режиссерских планов при постановке любой из пьес мирового репертуара (экспликация). Нужно внятно объяснить замысел постановки и то, как он будет реализован.

Если ваши идеи покажутся преподавателям интересными, вас пригласят на творческие испытания. Сначала придется сдать экзамен по мастерству актера – исполнить несколько произведений разных жанров, выполнить задания на импровизацию. Затем пройти испытание по практической режиссуре – подготовить и показать режиссерские этюды на заданную тему, привлекая абитуриентов с актерского факультета. Выполнить письменную режиссерскую работу – постановочный план пьесы, отдельной сцены. Пройти собеседование (и не одно) с преподавателями, и только после этого написать сочинение.

Сергей Филиппов, студент четвертого курса режиссерского факультета РАТИ, мастерская профессора М.А. Захарова: – Если у тебя есть склонность к режиссуре – ты идешь и пробуешь поступать. Если ее нет или она не настолько сильна, чтобы побороть страх, значит, эта профессия не для тебя. Не стоит идти в режиссеры с целью заработать денег – здесь нет никаких гарантий. Нужно по-самурайски, без оглядок врубаться в эту тему – только тогда может что-то получится.

В МГУКИ до экзаменов тоже нужно предоставить творческие письменные работы, а лучше – видеоматериалы и фото, написать литературный этюд, пройти собеседование и сдать тестирование по истории и русскому языку. Поступающим на режиссуру рекламы нужно предоставить работы в области мультимедийных и анимационных технологий, видеоролики, рекламные проекты и т.д.

В Гуманитарном институте телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина желательно наличие любых творческих работ (письменных, видео, компьютерных, фото, живописных, графических и т. д.), характеризующих вас как личность творческую и незаурядную. После собеседования дается индивидуальное задание в той или иной форме (письменной, рисованной, фотографической, съемочной…). На подготовку к творческому конкурсу отводится 3-5 дней. Оценивается выполнение этого задания и проводится еще одно собеседование с абитуриентом. Затем сочинение, тестирование по иностранному языку.

А в Академии Натальи Нестеровой достаточно предоставить свои фото и видеоматериалы, пройти собеседование и тестирование по русскому.

Девчонки талантливей? В режиссуре в последнее время – матриархат. 75-80% заявлений в театральные и в киношные вузы – от девушек. И хотя преподаватели традиционно предпочитают ребят, представительницы слабого пола уверенно прорываются в режиссуру, чаще оказываясь талантливее парней. Однако им в этой профессии приходится гораздо тяжелее, чем мужчинам. Здесь нужно уметь «держать удар», обладать лидерскими качествами, ставить работу на первое место.

Учеба без гарантий

Профессии режиссера невозможно научить, натаскать, заставить. Если человек не готов отдавать минимум 16 часов в сутки на учебу – ничего не выйдет. На режиссерских факультетах царит своя – особая – атмосфера.

Большинство вузов практикует систему обучения в творческих мастерских (ВГИК, РАТИ, МГУКИ), общеобразовательные дисциплины студенты изучают все вместе, а практической режиссуре обучаются по группам – у мастеров.

Вячеслав Тыщук, студент четвертого курса режиссерского факультета РАТИ: – В обычных вузах есть четкий график занятий, внятность и спокойствие за свою судьбу. Все разложено по полочкам и за тебя решили, что нужно выучить. А тут ответственность во многом ложится на твои плечи – нужно самому составлять расписание репетиций с артистами, искать интересные темы, проявлять инициативу. Школярские штучки, когда делаешь что-то для оценки, не проходят – это никому не надо. Мы с утра до вечера в университете. В 11-ть нас выгоняет из вуза охрана…

Учебный процесс на факультетах режиссуры – один из самых интересных: драматургия, история театра, кино и телевидения, занятия по актерскому мастерству, искусство речи… В «киношных» вузах студенты изучают теорию и практику монтажа, основы кинодраматургии, фильмопроизводство, кинотехнику, видеотехнику, мастерство кинооператора, звуковое решение фильма, сценическое движение и многие другие дисциплины.

Борис Андреев, декан факультета кино и телевидения МГУКИ: – Мы стараемся дать универсальные знания – уделить внимание не только постановочно-режиссерской работе, но и научить студентов грамотно писать сценарии, владеть операторским искусством, чтобы наш выпускник мог адекватно и с полной отдачей работать на каждом этапе создания фильма.

В театральных вузах студенты штудируют сценическую речь, мастерство актера и режиссера, историю зарубежного театра, вокал, музыкальную грамоту, танец, сценические движения, историю костюма, работу с композитором, экономику в искусстве и даже сценический бой и фехтование.

Рабочий день режиссера ненормированный. Во время съемок картины часто приходится колесить по всей стране, испытывая все прелести дорожной жизни и решая попутно тысячи проблем. Съемки сериала вообще сплошной конвейер. Работа по 12 часов в день с одним выходным. По словам известного режиссера Юрия Мороза, снявшего «Каменскую», серию в 52 минуты они снимали всего за одну неделю. За две – объем полнометражного художественного фильма. В кино на это уходит 3,5 месяца.

Ищем продюсера

На 4-5 курсах у «театралов» и «киношников» лекционных заданий практически нет – сплошная практика, пятый год – выполнение дипломной работы, съемки фильма или постановка спектакля.

К этому времени уже нужно проявить свой талант и в идеале – найти продюсера. Конечно, не каждый продюсер рискнет поставить на молодого, «не обстрелянного» режиссера – это большие деньги. Молодому режиссеру нужно уметь убеждать, искать контакты, бывать на фестивалях, главное – не ждать «у моря погоды».

Большинство «киношников» находит работу на телевидении – в сериалах, рекламе, устраиваются на ведущие телеканалы – (РТР, ОРТ, НТВ и др.).. Некоторым удается пробиться «в большое кино».

«Театралам» найти работу сложнее. Им важнее сформировать свою команду и в идеале организовать свой театр. Правда, это получается далеко не всегда.

Олег Шухер, декан режиссерского факультета ВГИКа: – Для молодого режиссера очень важно умение собирать вокруг себя людей. Хороший режиссер, как полководец – энергетически способен зарядить всех. Не имея четкого плана сражения и превосходства над противником, он умеет продемонстрировать окружающим полную уверенность в своей победе. Если он начинает сомневаться, публично говорит: «Я не знаю, стоит ли, я еще не все продумал...» – солдаты разбегутся. Умение внушить веру в себя и свой проект, хотя на душе кошки скребут – самое важное. Вокруг некоторых студентов уже с первых курсов начинают крутиться художники, декораторы, к ним тянутся люди. Другие приходят: «Олег Борисович, мы не можем найти оператора, художника, артистов...» Либо еще себя не раскрыли, либо – не дано. Как говорил Михаил Ром, один из талантов режиссера – умение сделать работу чужими руками, всех организовать, сконцентрировать творческую энергию и повести свои полки в бой...

Запасной вариант

Если у вас уже есть первое высшее образование, можно избрать и другой путь в режиссуру – пройти обучение на специализированных программах дополнительной подготовки. В Москве их предлагают несколько учебных центров. Самый популярный вариант – Высшие курсы сценаристов и режиссеров, выпускники которых составляют львиную долю активно работающих сегодня специалистов российского кинематографа.

Курсы располагают современным оборудованием, собственным кино- и видеозалом, оснащенным аудиосистемой «Долби», монтажной и фильмотекой. Работа построена по принципу творческих мастерских, на курсах их пять (в каждой учится около 15 человек). Конкурс – 2 человека на место. Будущие слушатели выполняют письменную работу и проходят собеседование с мастерами.

Виктор Авилов, проректор Высших курсов сценаристов и режиссеров: – Люди приходят с самым разным высшим образованием и важно понять, почему человек решается поменять профессию. Обращаем внимание на знание кино и искусства вообще Полезно, если есть соответствующий опыт, хотя это и не обязательно. График учебы очень плотный – шесть дней в неделю – с 10.00 до 18.00 четыре месяца. В ходе обучения слушатели снимают учебные, курсовые, дипломные работы.

Можно получить профессию режиссера и в Институте повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. Здесь график работы свободнее – два раза в неделю в течение двух лет без отрыва от работы. Слушателей набирают в четыре режиссерские мастерские и на заочное отделение. В каждой мастерской по 10 человек. Заочники приезжают на 2-месячную учебу два раза в год.

Ирина Еловик, заведущая учебно-методическим отделом Института повышения квалификации работников телевидения и радиовещания: – Каждая мастерская по-своему экзаменует поступающих. Это может быть письменная работа – экспликация по литературному произведению или устные задания на воображение, фантазию. Заочники предоставляют 2-3 режиссерские работы, и к одной из них – режиссерский сценарий, литературный сценарий и режиссерскую экспликацию.

Многие уже работают режиссерами, и им просто нужен диплом на право ведения режиссерской деятельности. Другие приходят «с нуля» – и некоторые из них добиваются отличных результатов.

Можно получить дополнительное режиссерское образование и во ВГИКе, здесь есть программы подготовки: «Драматургия телесериала», «Режиссура телесериала» и «Продюсирование телесериала». Поступающие предоставляют автобиографию в литературной форме (2-3 стр.) и творческую работу («Заявка на сериал – как я его себе представляю», объем – не более 10 стр. с учетом избранной программы).

Где учились мастера

Кинорежиссеры

Никита Михалков («Свой среди чужих, чужой среди своих», «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник») Актерское отделение театрального училища им. Щукина. Режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М.Ромма)

Валерий Петрович Тодоровский («Страна глухих», «Подмосковные вечера») сценарный факультет ВГИКа.

Юрий Мороз (сериал «Каменская») Школа-студия МХАТ, режиссерский факультет ВГИКа.

Владимир Бортко («Блондинка за углом», «Собачье сердце», «Бандитский Петербург», «Мастер и Маргарита») Киевский геологоразведочный техникум, Киевский театральный университет (КГИТИ им. И. К. Карпенко-Карого).

Алексей Балабанов («Брат», «Брат 2», «Война») Переводческий факультет Горьковского педагогического института. Высшие курсы сценаристов и режиссеров, экспериментальный курс «Авторское кино».

Театральные режиссеры

Олег Табаков, художественный руководитель Московского художественного театра и театра-студии «Табакерка». Школа-студия МХАТ

Петр Фоменко, руководитель театра «Мастерская Петра Фоменко» Музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова, актерское отделение Школы-студии МХАТ, факультет русского языка и литературы Московского педагогического института, режиссерский факультет ГИТИСа.

Галина Волчек, художественный руководитель театра «Современник» Школа-студия МХАТ

Андрей Житинкин, главный режиссер театра на Малой Бронной Актерский и режиссерский факультет Театрального училища имени Щукина.

Карьера & зарплата

Официальная заработная плата режиссера в государственном театре составляет порядка 150$ (он такой же бюджетник, как учителя и врачи). В известных театрах идет надбавка за счет спонсоров и меценатов. Например, в МХАТе опытный режиссер может получить гонорар в $3000-5000 за одну постановку, правда на нее уйдет около трех месяцев. Начинающий режиссер может рассчитывать на $500. Куда выгоднее принимать участие в частной антрепризе, катающей по всей стране нашумевший хит. Режиссер антрепризы вполне может заработать $15 000.

Зарплата кинорежиссера зависит от договора с продюсером. Естественно, начинающим режиссерам не стоит рассчитывать на большие заработки , на этом этапе они рады, если кто-то готов вложить деньги в их идеи.

Другое дело, если твое имя прогремело по стране – здесь уже можно ставить условия и зарабатывать очень прилично.  

Начните со школьных капустников!

Евгений Каменькович, режиссер, профессор кафедры режиссуры драмы РАТИ (ГИТИС), заслуженный деятель искусства РФ. – Евгений Борисович, есть универсальный рецепт, как стать успешным режиссером? – Только один – нарушать все рецепты. Научить режиссерскому ремеслу можно любого, но чтобы стать настоящим режиссером, нужно нечто большее. Таланты уровня Фоменко и Некрошюса рождаются редко.

– Талант? – Это самое главное. Режиссер мыслит образами, и если нет предрасположенности к этому – все будет бесполезно. Образы, которые не дают тебе спать, нужно суметь переложить на язык театра. А это очень сложно. Театральный вуз лишь немножко помогает этому научиться.

– Кроме таланта, что нужно для успешной карьеры? – Должны сойтись многие факторы, режиссура – работа коллективная. У тебя может быть гениальный замысел, потрясающее образное мышление, но не попадется на твоем пути нужная команда, группа, театр, актер – будешь сидеть дома и писать в стол свои замечательные режиссерские разработки. Эта профессия чудовищно зависима от других людей.

– К чему должен быть готов человек, выбирая эту профессию? – Ко всему. К безграничной вере в себя, к предательству, нужно уметь быть бескомпромиссным и в то же время идти на компромисс. С режиссером должно быть интересно. С появлением режиссера в творческой группе должна бурлить мысль.

– Как сделать удачный спектакль? – Четыре часа в день нужно быть рядом с актерами на площадке. Конечно, режиссеру нужно путешествовать, ездить на фестивали, набираться новых творческих идей, но главная работа проходит на Репетиции, а это кропотливое дело – как вышивание крестиком. Зато в театре, в отличие от кино, всегда есть счастливая возможность что-то изменить, переиграть.

– Это интересно? – Искусство режиссера – в создании особой репетиционной атмосферы, отличной от нашей реальной жизни. Если не научишься «летать» на репетициях, то и в спектаклях летать не будешь.

Некоторые идут на репетиции как на каторгу и муку, но в них – жизнь театрального человека, его будни и праздники одновременно. Они бывают бессмысленными, глупыми, но задача режиссера сделать их продуктивными, чтобы с каждой из них постигалось что-то новое, необычное. Нужно не повторяться, а двигаться вперед – вот тогда через несколько месяцев роды спектакля произойдут успешно.

– Как вы пришли в режиссуру? – У меня не было выбора – отец балетмейстер, мать – оперный режиссер, училась тоже в ГИТИСе. Она меня честно пыталась отвадить от режиссуры, знакомила с философами, филологами, психологами. Но я ничего другого и не хотел. Ездил на каникулы в Москву и умудрялся смотреть за неделю по 10-12 спектаклей в «Современнике», на Таганке. Это был полузапретный плод, и он был так сладок.

Я закончил актерский факультет в ГИТИСе, а потом поступил на режиссуру к А.А. Гончарову – тому же учителю, который учил маму.

– А почему родители сопротивлялись вашему желанию стать режиссером? – Знали, что это сложно, да и театр в советское время был однотипный. Это сейчас полная творческая свобода и молодые режиссеры ставят разнообразные и интересные спектакли.

– Творческие перспективы у театральных режиссеров есть, а денежные? – Если ты начинающий режиссер – сначала работаешь только из любви к искусству. Когда становишься известным, перспективы лучше, но не такие, как в кино. На кусок хлеба без масла хватит. На консультациях я всегда стараюсь всеми силами отговорить человека, выбирающего актерский или режиссерский факультет. Я рисую ему страшные перспективы безденежья, сокращение штатов, театральной реформы. Берем только тех, кто не боится. Театром могут заниматься только подвижники, так было, есть и будет.

– Вы пришли в режиссеры из актеров. Оптимальный путь? – Нет. В режиссеры приходят самые разные люди – переводчики, психологи, философы, медики, астрономы даже. Лучше если человек уже имеет высшее образование. Когда я пришел поступать на режиссерский в 16 лет – со мной даже разговаривать не стали. Сказали: «Посмотрите на себя в зеркало» – я был настолько юн... Пришлось поступать на актерский.

Актерский опыт, конечно, помогает, но он совсем не обязателен. На режиссерском факультете все равно в ходе обучения студенты изучают предмет «Мастерство актера» и много играют.

– На первом этапе, что главное для молодого режиссера? – Не изменять себе. Иметь свой портфель идей, пьес. Желательно современных авторов. Говорят, что в современной драматургии кризис (так считают во все времена), но это не так.

– Что нравится в вашей профессии? – Это мой наркотик. Я живу в вымышленном мире и могу не зависеть от катаклизмов на улице. Я каждый день пьяный – от репетиций. Когда они удаются – я счастлив. Когда – нет – это страшно, сразу хочется сменить профессию, работать 5 дней в неделю, а в субботу и воскресенье ходить в театр, чтобы получать удовольствие.

– Какой темперамент должен быть у режиссера? – Любой. Андрей Михайлович Лобанов мало что говорил, но когда говорил – в точку. А есть режиссеры – энергетические машины, Володя Машков – мертвого заведет. Энергозаразительность в нашем деле необходима.

– Совет начинающим? – Попробуйте собрать любительский кружок и что-то поставить: Новый год, КВН, «Гамлета» в подвале. На любом уровне – школьном, институтском – не важно.

У меня, например, все началось со школьных капустников.

Если есть интересные идеи и талант собирать вокруг себя людей – все получится.

Источник: www.myalt.net

proforientator.ru

Вузы России со специальностью режиссура кино и телевидения – 55.05.01 на 2018 год

Наилучший результат у МГППУ – 41-ое место в рейтинге вузов Москвы. Всего в России 19 вузов со специальностью 55.05.01. «Режиссура кино и телевидения» занимает 243-ее место в рейтинге специальностей.

бакалавриат и специалитет

возраст

22 года

место в РФ | очки

107-ое 457.8

возраст

44 года

место в РФ | очки

140-ое 445.6

  • подразделение:факультет культуры и искусств

  • предметы:литература, русский язык, творческое испытание

    • форма

      очная

    • места

      -

    • стоимость

      163 440

    • баллы егэ

      -

место в РФ | очки

149-ое 443.9

место в РФ | очки

157-ое 440.6

место в РФ | очки

183-ее 429.3

возраст

52 года

место в РФ | очки

217-ое 419.8

место в РФ | очки

226-ое 416.5

место в РФ | очки

365-ое 381.9

место в РФ | очки

401-ое 376.1

    • форма

      очная

    • места

      -

    • стоимость

      -

    • баллы егэ

      -

место в РФ | очки

465-ое 362.5

место в РФ | очки

687-ое 306.8

возраст

24 года

место в РФ | очки

1189-ое 170.3

Вузы со специальностью 55.05.01 в городах РФ:

Москва(5) Санкт-Петербург(3) остальные (16)

vuzoteka.ru