Федеративная республика Германия и Германская Демократическая Республика (стр. 1 из 5). Фрг и


Почему Германия разделилась на ФРГ и ГДР?

  • Главная
  • Города
  • Культура и традиции
  • История
  • Туристам
    • Достопримечательности
    • Транспорт
  • Жизнь в Германии
    • Иммиграция
    • Образование

germanexpert.ru

История / Тема 2.2. Крупнейшие страны мира. Германия. (Образование ФРГ и ГДР. Объединение Германии)

Электронный учебник по дисциплине «История»

13

Провозглашение ФРГ и образование ГДР.

  1. Провозглашение Федеративной Республики Германии и образование ГДР.

  2. ФРГ и «план Маршалла».Успешное восстановление экономики к 1950 г.

  3. Доктрина национальной безопасности и внешняя политика Германии в период «холодной войны».

  4. Германо-американские отношения на современном этапе. Российско-германские отношения на современном этапе.

  5. Объединение Германии и проблемы последующего развития. Постиндустриальное немецкое общество.

Вопросы.

  1. Лондонское совещание западных держав по Германии в 1948 г. дало толчок ускорению мероприятий по созданию конституции будущего независимого государства Западной Германии. 1 сентября 1948 г., после официального слияния трех западных оккупационных зон в одну, в Бонне из представителей западногерманской элиты был создан Парламентский совет с правами временного законодательного органа западногерманских земель. Его руководителем стал известный политик, юрист по образованию, 73-летний Конрад Аденауэр. Он имел репутацию умеренного франкофила и патриота «Европейской Германии». К. Аденауэр не любил воинственный и реваншистский прусский дух, считая его причиной бед Германии. В 1945 г. после оккупации страны союзными войсками К. Аденауэр возглавил Христианско-демократический союз, ставший наиболее влиятельной политической партией страны. 1 мая 1949 г. Парламентский совет утвердил новую конституцию, на основании которой 14 августа 1949 г. были проведены выборы в новый западногерманский парламент - Бундестаг, от имени которого 20 сентября было провозглашено создание отдельного государства - Федеративной Республики Германии. Первым главой ее правительства (канцлером) стал К. Аденауэр. Бундестаг принял заявление о распространении новой конституции ФРГ на территорию земель, входивших в состав Германии в границах 1937 г. Этот шаг вместе с самим фактом провозглашения ФРГ был негативно воспринят в СССР, который отказался признать западногерманское государство. 2. После провозглашения ФРГ руки Москвы в германском вопросе были развязаны. Теперь ее было невозможно обвинить в инициации раскола Германии, ответственность за который легла на США. В течение 1945—1949 гг. в восточном секторе шли процессы денацификации и консолидации левых сил вокруг коммунистов. Сама компартия Германии в советской зоне в 1946 г. была объединена с социал-демократической партией в Социалистическую единую партию Германии (СЕПГ). Деятельность старых антифашистских некоммунистических партий - Христианско-демократического союза, Либерально-демократической партии - не запрещалась. Они сохранились впоследствии и в ГДР в качестве союзных коммунистам партий. Административная структура в восточном секторе Германии была готова к преобразованию в систему государственного управления. 7 октября 1949 г. собравшийся в Восточном Берлине Народный конгресс из числа представителей общественности Восточной Германии провозгласил создание Германской Демократической Республики (ГДР). Советский Союз признал ГДР и установил с ней дипломатические отношения. Его примеру последовали другие государства народной демократии. Президентом ГДР стал лидер СЕПГ Вильгельм Пик. В 1950 г. ГДР подписала с Польшей договор о признании существующей между двумя государствами границы, а с Чехословакией - декларацию об отсутствии взаимных территориальных претензий и о признании переселения немецкого населения с территории Чехословакии необратимым.

  2. Особое место в “плане Маршалла” было уделено Западной Германии. После окончания 2-й мировой войны Западная Германия превратилась по существу из противника в партнера западных держав, ей отводилась роль форпоста в борьбе против “советского коммунизма”. Из всех западноевропейских стран именно Германии “план Маршалла” отдавал явное предпочтение. Так, за первые годы реализации “плана Маршалла” (1948-1951) Германия получила от США почти столько же, сколько Великобритания и Франция вместе взятые и почти в 3,5 раза больше, чем Италия. Банки в Германии традиционно брали на себя коммерческий риск и главную роль в обеспечении индустриализации, входили в детали управления кредитуемых фирм. После краха финансовой системы вследствие 2-й мировой войны государство стало приобретать большую власть по контролю за кредитной системой, но проводимая политика была результатом переговоров и сотрудничества с основными финансовыми и промышленными магнатами. Полученные по “плану Маршалла” фонды, были инвестированы в частный и промышленный сектор. Однако, банки были основой инвестиционного процесса. Участвуя в капитале фирм, покупая пакеты акций, банки тем самым были заинтересованы в будущем промышленности и предоставили фонды для ее развития. Поощрение накопления капитала и массовые государственные инвестиции в Германии стали основными факторами экономического роста. Большое значение на развитие экономики в Германии оказали хозяйственные реформы 1948 года. Идеологом этих реформ был профессор Мюнхенского университета Л.Эрхард. В трудах по экономическим вопросам ив своей практической деятельности он выступал за формирование так называемого социального рыночного хозяйства. Его концепция строится на том, что стимулом для человека является стремление к собственному благополучию. Рычаги экономического возрождения страны Эрхард определял как свободную частную инициативу и конкуренцию с активной ролью государства в хозяйственной жизни. Реализация “плана Маршалла” в ФРГ была, наряду с реформой Эрхарда, важнейшим условием перехода от тоталитарной экономики к рыночной. Но еще важнее было принятое союзниками решение о возвращении ФРГ на политическую и экономическую арену Европы. Снятие ограничений на внешнюю торговлю позволило Германии вернуть свои лидирующие позиции в Европе. Западногерманский вариант перехода от централизованного управляемого хозяйства к рынку представляет собой ценный опыт для всех стран, решающих подобную задачу.

План Маршалла построен таким образом, что не только обеспечивает импорт товаров в Германию, но и создает основу для новой капиталовооруженности. Весь субсидируемый импорт после продажи товаров немецким производителям или потребителям образует многомиллиардный фонд в немецкой валюте, который, поскольку речь идет о кредитах, ввиду их долгосрочного характера первое время можно не переводить за границу.

В первый год осуществления плана Маршалла для соблюдения баланса ввоза и вывоза в экспорте будет преобладать вывоз сырья. В экспорте предварительная выдача лицензий должна быть заменена на последующий контроль за сдачей в банк иностранной валюты. В импорте необходимо ввести валютные сертификаты таким образом, чтобы внешнеторговые банки могли открывать аккредитивы.

Необходимость поддерживать в силу внешних причин дуализм централистской экономики и экономики с федеральной структурой означает противоречие хозяйственной политики в самой себе, ибо децентрализованное плановое хозяйство невозможно. Это противоречие снимется передачей органам самоуправления большей экономической самостоятельности, а государство после проведения денежной реформы займется проведением внешнеэкономических, высших целей, определение которых есть дело государственной политики».

Таким образом, история экономического возрождения Германии после второй мировой войны представляет собой один из примеров успешной реализации идей либерализации экономики при сбалансированном участии государства в экономической жизни страны и обеспечении социального характера экономических преобразований. Необходимыми условиями успеха послевоенного восстановления Германии стали внешние (план Маршалла) и внутренние (политическая стабильность политическая поддержка реформ, денежная реформа, либерализация цен и торговли, в том числе внешней, направленное и ограниченное вмешательство государства в хозяйственную жизнь) факторы.

Послевоенное восстановление Германии заложило фундамент для «экономического чуда» — быстрого роста немецкой экономики в пятидесятых-шестидесятых годах, обеспечило положения ФРГ в Европейской экономике на протяжении всей второй половины ХХ века, и стало экономической основой объединения Германии в конце ХХ века.

3. Доктрина национальной безопасности и внешняя политика Германии в период «холодной войны».

Одним из основных событий в распаде мировой системы социализма и пересмотра итогов Второй мировой войны стало «объединение Германии», а если говорить точнее – совершенный ФРГ аншлюс ГДР при подстрекательстве США и попустительстве горбачевского руководства СССР.

После войны Германия и Австрия (в 1938-1945 годах входившая в состав Германии) были поделены на зоны оккупации между СССР, США, Великобританией и Францией. При этом Австрия после ухода союзных войск осталась единым нейтральным государством, не входящим ни в какие военные блоки. Аналогичным образом планировалось поступить и с Германией. Но западным империалистам была не нужна демократическая нейтральная Германия. В 1949 году американская, английская и французская зоны оккупации Германии были объединены в «тризонию», которая быстро преобразовалось в государство ФРГ и вошло в агрессивный блок НАТО. В качестве ответной меры СССР был вынужден в своей зоне оккупации создать ГДР, вошедшую позже в блок Варшавского договора. При этом руководство СССР вплоть до 1953 года настаивало на плане создания единой демократической Германии, и уже только при Хрущеве признало факт раскола Германии и дало добро на строительство социализма в ГДР.

Таким образом, инициатором раскола Германии в 1940-х годах были именно западные «демократии» - если бы тогда Германия осталась единой, она бы неизбежно оказалась под влиянием СССР. И, напротив, те же самые западные «демократии», которые в 1949 году раскалывали Германию, в 1989 году потребовали ее объединения, когда силы социализма ослабли.

В конце 1989 года, когда во многих странах Восточной Европы социализм уже был свергнут, в ГДР политическая система еще оставалась незыблемой, что не могло не вызывать неудовольствия у антикоммунистических элементов. В сообщении министерства безопасности («штази») говорилось о нарастающем стремлении отдельных лиц дестабилизировать политическую ситуацию в стране и в конечном итоге изменить систему общественных отношений. В записке указывалось и приблизительная цифра представителей оппозиционных групп и движений: около 2500 человек.

Непосредственным поводом для кризиса стало то, что в начале мая Венгрия открыла границу с Австрией. Это не прошло незамеченным, тысячи людей ринулись через Венгрию в Австрией, а затем в ФРГ . В конце июля неофициальная статистика зафиксировала безвизовой выезд 150 граждан ГДР, к середине августа поток увеличился до 1600 человек ,а к концу сентября количество уехавших составило 25000. Еще тысячи и тысячи, не желавших возвращаться в ГДР оставались и в Варшаве, они обращались в посольство ФРГ с просьбой предоставить им политическое убежище.

6 октября 1989 года отмечалось 40 лет со дня создания ГДР. В своей речи к этой дате тогдашний руководитель ГДР и правящей в ней Социалистической Единой партии Германии (СЕПГ) Эрих Хоннекер обрисовал положение в стране как полнейшую идиллию; заголовок же, его торжественой речи звучал так : "То Великое, что было сделано, было сделано народом и для народа". Вместо того чтобы критически взглянуть на сложившуюся в стране ситуацию и, может быть, погасить искры, которые грозят превратиться в бушующие пламя, Эрих Хоннекер, ограничился приевшимися и ничего не отражающими лозунгами типа "Всегда вперед и только вперед". ГДР, говорил он подхолит к порогу 2-го тысячелетия с убеждением, что социализму принадлежит будущее, даже если "влиятельные силы ФРГ" и предчувствуют шанс одним махом результаты второй мировой войны и всего послевоенного развития"

Тем временем в городе проходила многотысячная антиправительственная демонстрация. Полиция пыталась разогнать демонстрантов, однако все было бесполезно: люди прибывали и пребывали. Демонстранты пытались апеллировать к приехавшему тогда с визитом в ГДР М.С.Горбачеву. Hарод скандировал: "Горби, Горби!"

Лишь 11 октября Политбюро ЦК СЕПГ проявило первые признаки озабоченности положением в стране. Оно опубликовало заявление, в котором впервые можно было разглядеть попытку проанализировать действительное положение в стране. 17 октября 1989 года на заседании Политбюро Эрих Хонеккер был смещен со своего поста Генерального секретаря СЕПГ. Hа его место был избран член Политбюро и секретарь ЦК по вопросам безопасности Эгон Кренц. Он был выбран на этот пост небольшой группой людей, которые были готовы к изменениям в Политбюро, однако это касалось исключительно лиц, представленных в нем, но ни в коей мере не изменения общей политической стратегии. Для большинства же граждан ГДР он был ставленником и преспешником Хонеккера.

Впрочем ряд историков сходится на мнении, что если бы те шаги, которые предпринял Кренц, были бы сделаны несколькими неделями (не говоря уже месяцами) раньше, то они вероятно были бы восприняты как решительные меры и горячо приветствовались бы: буквально на следующий день после своего избрания Кренц встречался с ведущими представителями церкви участвовал в дискуссии с представителями рабочего класса по вопросу сложившейся политической обстановки.

За день до грандиозной демонстрации 4 ноября 1989 года в Берлине, которая послужила сигналом к началу крушения существующей системы Эгон Кренц выступил по телевидению с предложением отдельных уступок. Но это не помогло. Демонстрация, длившаяся несколько дней, закончилась тем, что 9 ноября была снесена Берлинская стена, разделявшая восточные районы Берлина (столицу ГДР) и «Западный Берлин», сформированный из американской, английской и французской зон оккупации Берлина.

Ночью с 7 на 8 декабря 1989 года начал свою работу внеочередной съезд СЕПГ. Партия отмежевалась от т.н. «тоталитарного прошлого», провозгласила себя «цивилизованной социал-демократической партией западного образца» и переименовалась в Партию демократического социализма (ПДС). 9 декабря Эгон Кренц был отправлен в отставку.

Сразу же после крушения социалистической системы в ГДР встал вопрос о ее объединении с ФРГ и договор об установлении единства Германии» был подписан 31 августа 1990 года в Берлине.

  1. Российско-германские отношения.

Двусторонние контакты между Москвой и Берлином всегда вызывали к себе обострённый, нередко настороженный интерес международного сообщества. С учётом истории, по крайней мере последних полутора веков, такое внимание к процессам, происходящим между двумя крупнейшими державами континента, вполне обоснованно: от характера и степени взаимопонимания россиян и немцев в решающей степени зависят стабильность и траектория развития европейской цивилизации, её способность находить оптимальные ответы на современные вызовы и угрозы.       При всей неоспоримой и всё возрастающей значимости связей России с западными многосторонними интеграционными структурами, такими, как Евросоюз и НАТО, а также международными финансово-экономическими объединениями (ОЭСР, Парижский клуб и др.), в которых ФРГ является активным членом и во многом определяет политику на российском направлении, смеем утверждать, что двустороннее сотрудничество между нашими странами в последние годы не только не потеряло своего значения, но и приобрело новое качество - взят курс на стратегическое партнёрство, способное стать локомотивом формирования подлинно единой “Большой Европы”.       Но что же должно лежать в основе “стратегического партнёрства”? Каково должно быть его практическое содержание и почему этот термин, на наш взгляд, по праву можно применить к характеру отношений, складывающихся между Россией и Германией, точнее, к тому уровню отношений, к которому обе стороны объективно должны стремиться?       По нашему мнению, это общность или близость интересов и долгосрочных целей соответствующих государств и народов, понимание того факта, что реализация этих интересов и целей сильно затруднена, если вообще возможна, без участия партнёра, а тем более вопреки ему. Другими словами, это осознанная взаимозависимость. Сюда же мы отнесли бы общую оценку тех вызовов, для ответа на которые требуется объединение на более или менее отдалённую перспективу двух или нескольких государств.       Стратегическое партнёрство предполагает: наличие прагматичных, свободных от бремени крупных нерешённых проблем отношений; способность политического руководства обеих стран мыслить перспективно, в исторической взаимосвязи, избегать сиюминутных соблазнов во имя достижения далеко идущих целей; глубокое знание и уважение друг друга, равноправие, доверие, взаимопомощь.       Прецеденты попыток наладить стратегическое партнёрство в российско-германской истории были. В качестве одного из, пожалуй, наиболее ярких примеров назовем “политику Рапалло”, вокруг которой вот уже несколько десятилетий не стихают жаркие дискуссии специалистов-международников, очередной всплеск которых прогнозируем на конец апреля, когда исполнится 80 лет со дня подписания известного договора. (Сразу оговоримся, что, с нашей точки зрения, так называемый пакт Молотова-Риббентропа, вопреки имеющемуся мнению, не есть “продол-жение Рапалло на новом историческом витке развития”. Документы и последующие шаги обеих стран свидетельствуют, что августовско-сентябрьские 1939 года соглашения между Москвой и Берлином были для них действиями сугубо тактическими - по причине существенного расхождения интересов и целей, о которых говорилось выше.)       Особенностью нынешнего, принципиально отличного от “рапалльского”, этапа отношений между нашими странами, начавшегося с объединения Германии, в котором Россия вновь сыграла решающую роль, является стремление и Москвы, и Берлина развивать сотрудничество между собой максимально транспарентно, при сохранении безусловной верности своим союзническим обязательствам, а также ненаправленность этого сотрудничества против третьих стран, намерение встроить российско-германские связи в более широкий международный, прежде всего, евроатлантический, контекст.       К настоящему времени между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия создан прочный правовой фундамент созидательного и активного взаимодействия, выдержавший испытания временем. Его краеугольным камнем является так называемый “большой” Договор 1990 года о добрососедстве, партнёрстве и сотрудничестве — уникальный и во многом еще не исчерпавший своих потенций документ, охватывающий практически все принципиально важные направления взаимоотношений — от совместных действий по обеспечению международного мира и борьбы с терроризмом (!) до кооперации в экономической и гуманитарно-культурной сферах.       Нормативно-правовая база партнёрства включает в себя значительный массив долгосрочных соглашений — от Договора о развитии широкомасштабного сотрудничества в области экономики, промышленности, науки и техники (действует до 2010 года) до таких специфических документов, как соглашения об обмене конфиденциальной информацией и о линии прямой шифрованной связи между Кремлем и ведомством федерального канцлера.       Год от года набирает обороты и становится всё более многогранным механизм стратегического партнёрства России и ФРГ. Как само собой разумеющееся воспринимаются теперь регулярные встречи и телефонные контакты лидеров двух стран. В международном календаре прочно прописались ежегодные двухдневные российско-германские межгосударственные консультации на высшем уровне — плотные и предельно конкретные переговоры руководителей ключевых министерств и ведомств под эгидой Президента России и канцлера ФРГ. Вспомним, что подобная форма переговоров впервые начала практиковаться германской дипломатией в отношениях с ближайшими европейскими союзниками ФРГ, прежде всего с Францией.       К обыденным рабочим связям по линии МИД добавились “рутинные” контакты по линии министерств экономики, финансов, культуры, внутренних дел. Актуальная международная обстановка стимулировала к сотрудничеству спецслужбы обоих государств. Обмен доверительной информацией идёт через созданные в последние годы в России и ФРГ аппараты официальных представителей органов безопасности.       Действенным рычагом урегулирования денежно-хозяйственных проблем, в том числе долговых, а также генератором нестандартных идей в области новых инвестиционных проектов стала образованная в 2000 году и подчиняющаяся напрямую президенту и канцлеру Рабочая группа высокого уровня по стратегическим вопросам экономического и финансового сотрудничества (в её составе — “профильные” заместители министров экономики, финансов, промышленности и науки, иностранных дел). В своеобразную “биржу идей” в торгово-экономической сфере преобразовался российско-германский Кооперационный совет, возглавляемый министрами экономики России и ФРГ и объединяющий многочисленных представителей государственных и частных хозяйствующих операторов.       Наконец, весьма важной составной частью формирующегося механизма стратегического партнёрства стала организация диалога гражданских обществ двух стран на базе созданного президентом и канцлером дискуссионного форума общественности “Петербургский диалог”. Среди его учредителей — авторитетные представители интеллигенции России и Германии, небезразличные к тому, как будут развиваться отношения между грядущими поколениями россиян и немцев, и готовые внести свой вклад в окончательное преодоление все еще присутствующих в общественном сознании клише периода холодной войны, а также новых предубеждений и негативных штампов, создаваемых подчас под воздействием тенденциозной информации.       Чтобы быть устойчивым и, следовательно, долговечным, партнёрство между странами должно покоиться на трёх, желательно равновеликих, опорах. Это политическая сфера, торгово-экономические связи и культурно-гуманитарные обмены. Недостроенность одной из этих опор способна в определённой обстановке поколебать всю конструкцию.       Сферы совпадения или значительной близости политических интересов России и Германии сегодня очевидны. Это, прежде всего, обеспечение международной и региональной стабильности, в том числе в условиях существования глобальной террористической угрозы. Не вызывает сомнения, что, действуя совместно либо на параллельных курсах, Москва и Берлин способны внести весомый вклад в формирование новой системы международной безопасности, обеспечивающей надежную защиту их гражданам и опирающейся на основополагающие принципы международного права.       В числе наших общих важнейших приоритетов - своевременная профилактика потенциальных кризисных очагов и содействие продвижению в урегулировании застарелых конфликтов в Европе (Балканы, Закавказье) и её ближайшем окружении (прежде всего на Ближнем Востоке). С учётом декларируемой Берлином готовности в целом брать на себя большую ответственность в международных делах (пример Афганистана подтверждает это) потенциал сотрудничества, в том числе в двустороннем плане, объективно возрастает. Показательно, в частности, что взаимодействие внешнеполитических ведомств России и Германии, согласование подходов к наиболее важным международным проблемам в последние полтора-два года не просто стали нормой, но и приобретают все более субстантивный, прикладной характер.       Далеко не последнее место в этом ряду занимают вопросы разоруженческого досье. Совершенно очевидно, что тематика стратегической стабильности с акцентом на СНВ-ПРО уже давно вышла за рамки чисто российско-американских отношений. Это и естественно, так как она касается безопасности всех государств, как и вопросы, скажем, нераспространения или радикального сокращения различных видов ОМУ и средств его доставки.       Приведённые выше примеры, разумеется, лишь отчасти покрывают актуальную российско-германскую повестку дня. У нас много совместимых позиций по различным международным вопросам, в их числе - борьба с трансграничной организованной преступностью, цивилизованное решение миграционных проблем, поддержание экологической безопасности, предотвращение возникновения чрезмерного разрыва в уровнях жизни близлежащих государств и многое другое. Конечно же, как у любых партнёров и даже ближайших союзников, наши взгляды на тактику и механизмы действий здесь могут в чем-то расходиться, а в ряде аспектов присутствуют и серьёзные разногласия. Однако исключительно важно при этом, что поиск баланса интересов ведётся Москвой и Берлином на равноправной и конструктивной основе, на базе единой системы цивилизационных ценностей.       В Берлине не могут не понимать, что Россия - это “стабилизатор” Евразии и “окно” Германии в данный регион. В Москве сознают, что Германия для России - одна из ключевых стран Старого континента. Именно на этой основе в последние годы и развивалось, причём по восходящей, взаимодействие России и ФРГ в политической области: от объединения Германии и беспрецедентного по целому ряду параметров (военных, финансовых, экономических) вывода российских войск с её территории до вступления России в “восьмёрку” и начала процесса становления качественно новых отношений с Евросоюзом и НАТО, которые были бы невозможны без активной поддержки со стороны Германии.       Полагаем, что сегодня как никогда очевидно - опыт прошлого и интересы всех государств Европы диктуют необходимость включения России и Германии в единую систему координат в сфере безопасности. Вырабатываемая новая философия сотрудничества России с НАТО и ЕС, включая её военно-политический компонент, открывает для этого исторический шанс. В Москве хотели бы искренне рассчитывать на дальновидный и по-настоящему партнёрский подход Берлина к этой работе.       За прошедшие после Второй мировой войны десятилетия Россия и Германия проделали непростой по своему содержанию путь. Возложения в прошлом году - впервые в истории - Президентом Российской Федерации и канцлером ФРГ совместных венков на Пискарёвском кладбище в Санкт-Петербурге и в берлинском Тиргартене наглядно отражают окончательный выбор наших народов в пользу искреннего примирения и добрососедства. Сегодня этот выбор прочно укрепился в сознании абсолютного большинства россиян и немцев. В Москве вновь доверяют Германии, видят в ней надёжного и ответственного партнёра. Надеются, что и разрабатываемые в Берлине внешнеполитические установки ориентируются не на временную экономическую слабость России, а на будущую сильную евразийскую державу, граничащую и тесно сотрудничающую с Евросоюзом.       Очевидно, нет нужды подвергать детальному анализу жизненно необходимый для обеих стран, особенно на перспективу, характер их взаимодействия в экономической сфере. Взаимодополняемость наших экономик сегодня в значительной степени предопределяет развитие тесных деловых отношений с Германией. О многом говорит хотя бы инициированный Москвой и Берлином диалог Россия-ЕС по вопросам энергобезопасности в ХХI веке. Действительно, топливно-энергетическая составляющая на 90 процентов доминирует в нашей торговле, покрывая около трети потребления газа и на четверть - обеспечение нефтью ФРГ. Хорошо известно и то, что Германия является не только крупнейшим кредитором России, но и главным поставщиком машин и оборудования на российский рынок. Но сводить всё к достаточно малопривлекательной, особенно в эпоху глобализации, схеме простого обмена сырья на оборудование было бы близоруко.       Проблемы, десятилетиями накапливавшиеся бывшим СССР во внешней торговле (не только с Германией), в одночасье не решить. Здесь необходимо совместно поработать обеим сторонам, задействовать нестандартные пути и механизмы.       Серьёзным бременем для поднимающейся российской экономики, безусловно, является огромный внешний долг (кстати, Россия исправно выполняет свои обязательства перед кредиторами и за последние десять лет выплатила только Германии свыше 12 млрд. долларов, половина из которых - проценты). В Берлине заявляют о готовности - в случае резкого ухудшения макроэкономических показателей российской экономики - пересмотреть свои жёсткие подходы в Парижском клубе. Это, конечно, важный стабилизирующий фактор. Однако истинно партнерский подход, думается, мог бы быть и более кооперативным. Жаль также, что в вопросе зарубежных активов бывшего СССР Германия не столь последовательна и вот уже в течение десятилетия, ссылаясь на известные возражения Украины, категорически отказывается перезаписать на Россию принадлежащую ей зарубежную недвижимость. В отличие, между прочим, от многих своих же партнёров по Евросоюзу.       За прошедшие годы в российско-германском экономическом взаимодействии создан прочный каркас, который способен - события 1998 года тому пример - выдерживать сильные перегрузки и может служить плацдармом для движения вперёд. На общем фоне снижения в 2001 году мировой экономической конъюнктуры российско-германская торговля сохранила свою позитивную динамику, выйдя, по оценкам, на уровень в 47,5 млрд. марок (+14,5 процента) при положительном для России сальдо в 15 млрд. марок - малореальный ориентир для многих других наших ведущих партнёров.       И, тем не менее, реальный потенциал российско-германского экономического сотрудничества, по нашему убеждению, может быть в полной мере раскрыт только путём многовекторной кооперации в наукоёмких и высокотехнологичных отраслях. Только тогда оно станет действительно стратегическим. Это, на наш взгляд, понимают многие партнёры в Германии, настроенные всерьёз и надолго идти на российский рынок, осознающие, что сегодняшняя смелость сторицей окупится завтра.       У России есть “прорывные” разработки, которые мы готовы осуществлять вместе с европейскими, прежде всего немецкими, концернами, например, в авиационной сфере, космосе. Российские математики и программисты, инженеры и физики, биологи и генетики (“дешёвые”, но высококвалифицированные) предлагают современные российские технологии, их совместное патентование и продвижение на международные рынки. Для нас это альтернатива “утечке мозгов”, для Евросоюза - шанс обеспечить себе вместе с Россией достойное место в конкурентной борьбе с другими мировыми экономическими центрами силы. Пока мы здесь находимся лишь в начале пути.       Непросто обстоят дела в важнейшей инвестиционной сфере. Обгоняя всех своих конкурентов по накопленным капвложениям в российской экономике (6,5 млрд. долларов, или 18 процентов от их общего объёма), ФРГ значительно уступает по объёму прямых инвестиций (1,4 млрд. долларов), занимая лишь пятое место. Эти цифры ещё более меркнут, уступая в несколько раз в сравнении с инвестиционной активностью ФРГ, к примеру, в Чехии, Венгрии или Польше, в Китае или ряде стран Латинской Америки.       Выправление этой ситуации, конечно же, зависит и от того, сколь быстро Россия пройдёт свою часть пути в создании благоприятного климата для иностранных инвесторов. Движение с нашей стороны, несомненно, началось, и в России вправе рассчитывать на встречное движение и активность германского капитала.       Не сомневаемся: если удастся уйти от идеологических стереотипов времен конфронтации, если мыслить стратегически, то выгода от реализации совместных крупных инвестиционных проектов будет взаимной. Относим к их числу не только двусторонние начинания с Берлином, но и крупные трансъевропейские, в том числе магистральные транспортные проекты с Евросоюзом.       И, наконец, о третьем, не менее важном духовно-психологическом аспекте стратегического партнёрства, его демографической и культурно-гуманитарной составляющей.       Русская и немецкая культуры как части общеевропейской культуры равноценны, самодостаточны и в тоже время взаимодополняемы и взаимообогощаемы. Русская литература, музыка, живопись стали органичной частью немецкого общества, и наоборот.       Отрадно, что российско-германское партнёрство не замыкается сегодня исключительно на межгосударственный уровень отношений, а реально развивается вширь и вглубь. Большинство федеральных земель ФРГ поддерживают устойчивые и весьма интенсивные связи с регионами Российской Федерации, более 80 пар городов в России и Германии, около 330 университетов обеих стран объединены партнёрскими отношениями. Объём этих связей характеризуют и 150 регулярных авиарейсов, осуществляемых еженедельно между нашими странами.       Красноречивы и такие цифры: свыше 2 миллионов человек, для которых русский язык является основным, родным, переехали за последние десять лет на постоянное жительство в ФРГ из стран бывшего СССР. Около 20 миллионов человек (включая членов семей), большинство из которых живет в России, служили или работали в Восточной Германии и сохранили об этой стране самые тёплые чувства. Десятки, если не сотни, тысяч немцев не понаслышке знакомы с жизнью россиян и имеют в России давние дружеские контакты.       Особое место в формировании объективного образа страны-партнера, развитии действительно прочных контактов между людьми - важнейшей опоры двусторонних отношений, имеет вопрос о прямом общении россиян и немцев, предполагающем знание языка своих соседей. Сегодня русский язык изучают в Германии около 200 тысяч человек, более 4 миллионов человек учат немецкий в российских школах и вузах. Потенциал знающих и понимающих язык в обеих странах намного больше. 

studfiles.net

Объединение ФРГ и ГДР Википедия

Объединение Германии, официально: немецкое воссоединение (нем. Deutsche Wiedervereinigung) или восстановление единства Германии (нем. Herstellung der Einheit Deutschlands) — состоявшееся 3 октября 1990 года вхождение ГДР и Западного Берлина в состав ФРГ в соответствии с конституцией ФРГ. При этом не было создано нового государства, а на присоединённых территориях (нем. Beitrittsgebiet) была введена в действие конституция ФРГ 1949 года. На территориях бывшего ГДР были воссозданы пять новых земель, объединённый Берлин также был провозглашён самостоятельной землёй.

Правовую основу для объединения двух германских государств положил Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии (также именуемый Договор «Два плюс четыре» — по странам, подписавшим его: ГДР и ФРГ плюс Великобритания, Франция, СССР и США).

Предыстория

Инициативы в рамках советско-западногерманских отношений

Первый шаг к объединению Германии был сделан в октябре 1988 года, когда в Москву приехал с визитом канцлер ФРГ Гельмут Коль. Ещё до этого визита со стороны властей ФРГ были высказаны предположения по поводу возможного объединения Германии, на что от Михаила Горбачёва был получен обнадёживающий ответ: Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР написал Колю письмо, в котором впервые появились слова о необходимости открытия «новой главы» в отношениях между двумя странами[1].

Во время ответного визита Гельмута Коля в Москву, где его ждал радушный прием, 28 октября 1988 года в Екатерининском зале Кремля между Горбачёвым и Колем состоялись важные переговоры, которые явились переломным моментом в решении вопроса об объединении ГДР и ФРГ.

В июне 1989 года во время визита Горбачёва в ФРГ было подписано совместное заявление. Сам Гельмут Коль характеризовал этот документ как некую черту, подведённую под прошлым, и одновременно как источник, освещающий путь в будущее. Горбачев, со своей стороны, называл документ «прорывом». После этого руководители СССР и ФРГ ещё не раз встречались для выработки конкретного механизма объединения Германии. В итоге этих переговоров Горбачёв согласился на объединение Германии на условиях, выдвинутых Колем.[1] Позднее многими ведущими политиками и руководителями СССР в адрес Горбачёва были высказаны претензии по поводу, мягко говоря, невыгодных для Советского Союза условий объединения Германии[2]. В частности, бывший Чрезвычайный и полномочный посол СССР в ФРГ В. М. Фалин сказал: «… ещё при канцлере ФРГ Людвиге Эрхарде называлась сумма в 124 млрд марок в порядке „компенсации“ за объединение Германии. В начале 1980-х годов — 100 млрд марок за то, чтобы мы отпустили ГДР из Варшавского договора и она получила бы нейтральный статус по типу Австрии. Я сказал Горбачеву: „У нас все возможности, чтобы добиться для Германии статуса безъядерной территории и не допустить расширения НАТО на восток; по опросам, 74 % населения нас поддержит“. Он: „Боюсь, поезд уже ушел“. На деле он им сказал: „Дайте нам 4,5 млрд марок накормить людей“. И всё. Даже не списал долги Советского Союза обеим Германиям, хотя одно наше имущество в ГДР стоило под триллион!»"[1][3].

Роль США, Великобритании и Франции в объединении Германии

Согласно условиям капитуляции Германии, как страна, проигравшая Вторую мировую войну, германское государство находилось, по сути дела, под международным контролем стран-победительниц. Представителям Советского Союза пришлось немало постараться, чтобы убедить Маргарет Тэтчер дать своё согласие на воссоединение Германии[4]. Президента Франции Франсуа Миттерана вначале тоже пришлось уговаривать[5]. Американский президент Джордж Буш-старший с самого начала оказал безоговорочную поддержку действиям Коля, так как увидел в объединении Германии возможность для изменения баланса сил в мире в пользу США и НАТО[6].

В конце концов консенсус стран-победительниц был достигнут, они согласились предоставить объединённой Германии полный суверенитет и 12 сентября 1990 года в Москве подписали Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии.

Общая обстановка в Европе накануне объединения

Устранение «железного занавеса» между Венгрией и Австрией в мае 1989 года в результате усиления оппозиции и либерализации Венгерской социалистической рабочей партии способствовало массовому исходу жителей ГДР через Венгрию и Австрию в ФРГ.

В ГДР осенью 1989 года в результате сложилась особая ситуация. Под давлением народных масс в октябре 1989 года многолетний лидер страны, глава коммунистов Э. Хонеккер добровольно отказался от власти, передав её своему соратнику Эгону Кренцу. Новая власть ГДР была вынуждена смягчить пограничный режим на границе между Восточным и Западным Берлином, упростив переход границы. Это привело к массовому переходу границы между Восточным и Западным Берлином в ноябре 1989 года и падению Берлинской стены 9 ноября.

Предпосылкой к созданию общегерманского государства стали парламентские выборы в ГДР в марте 1990 года. На этих выборах с большим отрывом побеждают восточногерманские христианские демократы. Их лидер Лотар де Мезьер становится главой правительства ГДР.

Основные этапы процесса объединения

18 мая 1990 года Коль и де Мезьер в Бонне подписывают договор о создании единого экономического пространства.[7] С 1 июля на территории ГДР вошла в обращение немецкая марка ФРГ, тогда как Марка Германской Демократической Республики упразднялась.

31 августа был заключён Договор об объединении ФРГ и ГДР, который подписали глава МВД ФРГ Вольфганг Шойбле и парламентский статс-секретарь ГДР Гюнтер Краузе. Для объединения двух стран была использована возможность, предусмотренная Конституцией ФРГ (статья 23): территория ГДР была включена в состав ФРГ, и действие конституции ФРГ было распространено на новую территорию.

12 сентября в Москве заключён «Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии», подписанный главами внешнеполитических ведомств ФРГ, ГДР, СССР, США, Франции и Великобритании. Одним из условий объединения было включение в конституцию ФРГ положения о том, что после 1990 года все части Германии объединены и подписание договора с Польшей об окончательном признании границы между двумя государствами.

Объединение Германии состоялось 3 октября 1990 года. Этот день с тех пор является Днём немецкого единства и отмечается ежегодно как национальный праздник. В этот день с 00:00 ГДР перестала существовать, её государственные институты были упразднены, армия была распущена, флот ликвидирован. Фактически ФРГ, присоединившая к себе ГДР, осталась членом ЕЭС и НАТО. В то же время полный суверенитет объединенная Германия обрела только 15 марта 1991 года - в день вступления в силу Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии.

14 октября 1990 года в состав ФРГ вошли пять вновь воссозданных земель бывшей ГДР: Бранденбург, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония, Саксония-Анхальт, Тюрингия и территория Берлина.

Премьер-министр бывшей ГДР Лотар де Мезьер вначале вошёл в правительство ФРГ, однако вскоре был уличён в связях с Штази и ушёл в отставку.

Экономический аспект

Работы по объединению Германии, а также перестройка экономики восточной Германии на новый лад, потребовали значительных дополнительных финансов. Для покрытия дополнительных затрат в 1991 году в Германии был введён налог солидарности, который составлял 7,5 % от общей суммы налогов. Налогом облагаются как предприятия, зарегистрированные в западной части Германии, так и физические лица. Сейчас ставка этого налога составляет 5,5 % и взимается при превышении определённого уровня доходов. В 2012 сумма доходов от Налога на солидарность составила 13,624 миллиардов евро[8].

Экономический и валютный союз вступил в силу 1 июля 1990 года, при этом был осуществлён обмен марок ГДР на немецкие марки в соотношении 1:1 для заработной платы, пенсий и части наличности и в соотношении 2:1 — для долгосрочных сбережений и кредитных обязательств[9].

В искусстве

Объединение Германии и сопровождавшие объединение процессы в ГДР — основная тема фильма Вольфганга Бекера «Гуд бай, Ленин!»

См. также

Примечания

Ссылки

  • Д. Розенберг. Колонизация восточной Германии. // «Альтернативы», 1992. № 2 — С. 33—50.
  • Двадцать лет вместе. Lenta.ru
  • The Unification Treaty (Berlin, 31 August 1990) website of CVCE (Centre of European Studies)
  • Hessler, Uwe, "The End of East Germany", dw-world.de, 23 August 2005.
  • Berg, Stefan, Steffen Winter and Andreas Wassermann, "Germany's Eastern Burden: The Price of a Failed Reunification", Der Spiegel, 5 September 2005.
  • Wiegrefe, Klaus, "An Inside Look at the Reunification Negotiations"Der Spiegel, 29 September 2010.
  • "Unfriendly, even dangerous"? Margaret Thatcher and German Unification, Academia.edu, 2016.
  • German Embassy Publication, Infocus: German Unity Day (недоступная ссылка)
  • Problems with Reunification from the Dean Peter Krogh Foreign Affairs Digital Archives

wikiredia.ru

ОБРАЗОВАНИЕ ФРГ И ГДР. 500 знаменитых исторических событий

ОБРАЗОВАНИЕ ФРГ И ГДР

Несмотря на то что на Потсдамской конференции страны-победительницы согласились рассматривать Германию как единую державу, уже в самой совместной оккупации побежденной страны четырьмя победителями были заложены предпосылки для последующего расчленения Германии. Борьба двух систем, которая охватила весь мир, отразилась самым непосредственным образом и на Германии, которую тянули каждый в свою сторону и Запад, и СССР.

В Восточной (советской) зоне оккупации Германии опорой нового строя стала Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ). Она возникла путем объединения коммунистической партии с социал-демократической партией. В английской и американской зонах усиливалось влияние Христианско-демократического союза (ХДС) и Христианско-социального союза (ХСС). Создатели этих партий рассчитывали, что возрождение христианских принципов в политической жизни Германии поможет ее примирению с Западом. В рядах этих партий были представители разных слоев населения.

Ухудшение отношений между недавними союзниками уже в конце 1947 г. привело к срыву переговоров о выплате германских репараций. Еще в декабре 1946 г. американская и английская оккупационные зоны объединились в так называемую Бизонию. В феврале 1948 г. прошла сепаратная Лондонская конференция западных держав, которые высказались за создание уже Тризонии (включившей в себя и земли, которые оккупировала Франция). Был взят курс на включение Западной Германии в план Маршалла и на подготовку к созданию на территории трех зон оккупации западногерманского государства.

Особенно острым был вопрос о Берлине. Западные секторы Берлина представляли собой анклав внутри советской оккупационной зоны. СССР рассчитывал полностью вытеснить западные державы из Берлина. Весной 1948 г. советская сторона ограничила связь, транспортное сообщение и торговлю между восточной и западной зонами, а 24 июня полностью блокировала Западный Берлин, крайне затруднив снабжение его жителей продовольствием и предметами первой необходимости.

Официальной причиной блокады стала попытка распространить на Западный Берлин проведенную в западных оккупационных зонах денежную реформу. Эта акция была вызвана тем, что СССР и страны Запада не смогли договориться о создании единого общегерманского банка при Союзном контрольном совете и о предоставлении ему права эмиссии денег. А между тем, для обеспечения плана Маршалла была нужна твердая валюта. В Тризонии появились новые марки. Одновременно был отменен контроль государства над ценами, чего также требовал упомянутый план.

В ответ в советской зоне была введена в обращение восточная марка, которую СССР стремился распространить на весь Берлин, включив, таким образом, Западный Берлин в экономическую систему Восточной Германии. Глава Советской военной администрации в Германии (СВАГ) маршал Соколовский заявил, что блокада будет продолжаться до тех пор, пока Запад не откажется от планов создания западногерманского правительства.

Командующий американскими силами в Германии генерал Л. Клей предложил провести деблокирование Западного Берлина наземными силами, но президент Трумэн счел, что это слишком рискованно. Тогда был организован воздушный мост: американские тяжелые транспортные самолеты бесперебойно доставляли в Западный Берлин товары, прежде перевозившиеся поездами. Американцы перебросили в Англию 60 тяжелых бомбардировщиков, способных нести атомное оружие, и привели в боевую готовность стратегическую авиацию. 12 мая 1949 г. блокада Берлина была снята. СССР не смог добиться от бывших союзников отказа от курса на создание нового западногерманского государства, на включение Западного Берлина в сферу своего влияния (даже чисто финансового). 23 мая представители земель (Парламентский совет) Западной Германии проголосовали за утверждение новой конституции.

Берлинский кризис стал, по сути, точкой отсчета на пути к окончательному расколу Германии на два государства. 20 сентября 1949 г. была провозглашена Федеративная Республика Германии, в которую вошли три западные оккупационные зоны. 5 октября Немецкий народный совет, созданный с помощью СССР в Восточной Германии, объявил о своем преобразовании в парламент. 7 октября 1949 г. он провозгласил создание Германской Демократической Республики и введение в действие ее конституции. Столицей ГДР стал Восточный Берлин.

ФРГ являлась федерацией отдельных земель со своими правительствами. Главным органом власти был двухпалатный парламент. Нижняя палата — избираемый бундестаг, верхняя — бундесрат — образована из назначенных правительствами земель представителей. Во главе государства находятся президент и обладающий большими полномочиями глава правительства — канцлер. На первых выборах в бундестаг, состоявшихся в 1949 г., победу одержал блок партий ХДС — ХСС во главе с К. Аденауэром. До определенного момента оккупировавшие Западную Германию державы оставляли за собой право контроля над ее разоружением, уровнем промышленного производства, развитием Рурской области, внешними сношениями и торговлей и другими вопросами.

11 октября 1949 г. временный парламент избрал президентом ГДР видного деятеля германского рабочего движения Вильгельма Пика. 12 октября было сформировано Временное правительство ГДР во главе с О. Гротеволем. Советское правительство передало ГДР функции управления, принадлежавшие Советской военной администрации.

Отношения между республиками долго оставались враждебными. ФРГ вплоть до 1970 г. отказывалась признавать ГДР, а германский вопрос оставался одним из главных источников международной напряженности.

ФРГ быстро обогнала свою восточную соседку в уровне развития. Именно здесь были сосредоточены основные запасы сырья и квалифицированные рабочие ресурсы. Западная Германия по плану Маршалла получила значительную помощь от Запада, здесь была создана эффективная модель рыночной экономики. К концу 1950-х годов ФРГ вышла на второе место в западном мире по уровню промышленного производства, лишь в конце 1960-х годов ее обогнала Япония.

Одним из последствий Берлинского кризиса стало создание в апреле 1949 г. Североатлантического блока — НАТО. В состав НАТО вошли США, Канада, Великобритания, Франция, Италия, Португалия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Норвегия, Исландия. В 1952 г. к НАТО присоединились Греция и Турция.

В начале 1949 г. СССР и страны Восточной Европы в противовес плану Маршалла создали Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), а затем начали подготовку к созданию общих военных структур, завершившуюся в 1955 г. оформлением Организации Варшавского договора (ОВД). Европа оказалась разделенной на враждующие военные и экономические блоки.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Образование ФРГ и ГДР | Тайны веков

Несмотря на то что на Потсдамской конференции страны‑победительницы согласились рассматривать Германию как единую державу, уже в самой совместной оккупации побежденной страны четырьмя победителями были заложены предпосылки для последующего расчленения Германии. Борьба двух систем, которая охватила весь мир, отразилась самым непосредственным образом и на Германии, которую тянули каждый в свою сторону и Запад, и СССР.

В Восточной (советской) зоне оккупации Германии опорой нового строя стала Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ). Она возникла путем объединения коммунистической партии с социал‑демократической партией. В английской и американской зонах усиливалось влияние Христианско‑демократического союза (ХДС) и Христианско‑социального союза (ХСС). Создатели этих партий рассчитывали, что возрождение христианских принципов в политической жизни Германии поможет ее примирению с Западом. В рядах этих партий были представители разных слоев населения.

Ухудшение отношений между недавними союзниками уже в конце 1947 г. привело к срыву переговоров о выплате германских репараций. Еще в декабре 1946 г. американская и английская оккупационные зоны объединились в так называемую Бизонию. В феврале 1948 г. прошла сепаратная Лондонская конференция западных держав, которые высказались за создание уже Тризонии (включившей в себя и земли, которые оккупировала Франция). Был взят курс на включение Западной Германии в план Маршалла и на подготовку к созданию на территории трех зон оккупации западногерманского государства.

Особенно острым был вопрос о Берлине. Западные секторы Берлина представляли собой анклав внутри советской оккупационной зоны. СССР рассчитывал полностью вытеснить западные державы из Берлина. Весной 1948 г. советская сторона ограничила связь, транспортное сообщение и торговлю между восточной и западной зонами, а 24 июня полностью блокировала Западный Берлин, крайне затруднив снабжение его жителей продовольствием и предметами первой необходимости.

Официальной причиной блокады стала попытка распространить на Западный Берлин проведенную в западных оккупационных зонах денежную реформу. Эта акция была вызвана тем, что СССР и страны Запада не смогли договориться о создании единого общегерманского банка при Союзном контрольном совете и о предоставлении ему права эмиссии денег. А между тем, для обеспечения плана Маршалла была нужна твердая валюта. В Тризонии появились новые марки. Одновременно был отменен контроль государства над ценами, чего также требовал упомянутый план.

В ответ в советской зоне была введена в обращение восточная марка, которую СССР стремился распространить на весь Берлин, включив, таким образом, Западный Берлин в экономическую систему Восточной Германии. Глава Советской военной администрации в Германии (СВАГ) маршал Соколовский заявил, что блокада будет продолжаться до тех пор, пока Запад не откажется от планов создания западногерманского правительства.

Командующий американскими силами в Германии генерал Л. Клей предложил провести деблокирование Западного Берлина наземными силами, но президент Трумэн счел, что это слишком рискованно. Тогда был организован воздушный мост: американские тяжелые транспортные самолеты бесперебойно доставляли в Западный Берлин товары, прежде перевозившиеся поездами. Американцы перебросили в Англию 60 тяжелых бомбардировщиков, способных нести атомное оружие, и привели в боевую готовность стратегическую авиацию. 12 мая 1949 г. блокада Берлина была снята. СССР не смог добиться от бывших союзников отказа от курса на создание нового западногерманского государства, на включение Западного Берлина в сферу своего влияния (даже чисто финансового). 23 мая представители земель (Парламентский совет) Западной Германии проголосовали за утверждение новой конституции.

Берлинский кризис стал, по сути, точкой отсчета на пути к окончательному расколу Германии на два государства. 20 сентября 1949 г. была провозглашена Федеративная Республика Германии, в которую вошли три западные оккупационные зоны. 5 октября Немецкий народный совет, созданный с помощью СССР в Восточной Германии, объявил о своем преобразовании в парламент. 7 октября 1949 г. он провозгласил создание Германской Демократической Республики и введение в действие ее конституции. Столицей ГДР стал Восточный Берлин.

ФРГ являлась федерацией отдельных земель со своими правительствами. Главным органом власти был двухпалатный парламент. Нижняя палата – избираемый бундестаг, верхняя – бундесрат – образована из назначенных правительствами земель представителей. Во главе государства находятся президент и обладающий большими полномочиями глава правительства – канцлер. На первых выборах в бундестаг, состоявшихся в 1949 г., победу одержал блок партий ХДС – ХСС во главе с К. Аденауэром. До определенного момента оккупировавшие Западную Германию державы оставляли за собой право контроля над ее разоружением, уровнем промышленного производства, развитием Рурской области, внешними сношениями и торговлей и другими вопросами.

11 октября 1949 г. временный парламент избрал президентом ГДР видного деятеля германского рабочего движения Вильгельма Пика. 12 октября было сформировано Временное правительство ГДР во главе с О. Гротеволем. Советское правительство передало ГДР функции управления, принадлежавшие Советской военной администрации.

Отношения между республиками долго оставались враждебными. ФРГ вплоть до 1970 г. отказывалась признавать ГДР, а германский вопрос оставался одним из главных источников международной напряженности.

ФРГ быстро обогнала свою восточную соседку в уровне развития. Именно здесь были сосредоточены основные запасы сырья и квалифицированные рабочие ресурсы. Западная Германия по плану Маршалла получила значительную помощь от Запада, здесь была создана эффективная модель рыночной экономики. К концу 1950‑х годов ФРГ вышла на второе место в западном мире по уровню промышленного производства, лишь в конце 1960‑х годов ее обогнала Япония.

Одним из последствий Берлинского кризиса стало создание в апреле 1949 г. Североатлантического блока – НАТО. В состав НАТО вошли США, Канада, Великобритания, Франция, Италия, Португалия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Норвегия, Исландия. В 1952 г. к НАТО присоединились Греция и Турция.

В начале 1949 г. СССР и страны Восточной Европы в противовес плану Маршалла создали Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), а затем начали подготовку к созданию общих военных структур, завершившуюся в 1955 г. оформлением Организации Варшавского договора (ОВД). Европа оказалась разделенной на враждующие военные и экономические блоки.

agesmystery.ru

Федеративная республика Германия и Германская Демократическая Республика

После поражения Германии во второй мировой войне и капитуляции гитлеровской армии территория страны была оккупирована войсками союзных государств: СССР, США, Англии и Франции. В соответствии с решением Потсдамской конференции (17 июля - 2 августа 1945г.) Германия была разделена на 4 оккупационных зоны. Общее управление сосредоточилось в Союзном контрольном совете.

В конце 1946г. было создано сепаратное управление тремя западными зонами. Логическим следствием этого стало разделение Германии и образование двух самостоятельных государств. Решение об этом было принято в 1948 г. на Лондонской конференции шести западный держав: США, Англии, Франции, Бельгии, Голландии и Люксембурга. На основании решений конференции военные губернаторы США, Великобритании и Франции в оккупированных зонах уполномочили премьер-министров правительств германских земель преступить к разработке проекта конституции будущего государства - ФРГ. Проект был подготовлен и обсужден в Парламентском Совете. Этот совет состоял из 65 депутатов, избранных ландтагами земель, и 5 представителей с совещательным голосом от Западного Берлина.

8 мая 1949 г. Парламентский совет заседавший в Бонне принял проект основного закона и передал его на ратификацию в ландтаги земель. В период с 18 по 21 мая 1949г. парламенты всех земель, кроме Баварии, одобрили проект конституции.

Боннская конституция 1949 г.

Новая конституция вступила в силу 23 мая 1949 г. Она восстановила демократические институты власти и управления и в ряде отношений походила на Веймарскую конституцию 1919 г.

• Новое германское государство построено на началах федерализма. Оно образовалось из 10 земель (в настоящее время - 14), самостоятельных в своем бюджете и независимых друг от друга. Каждая из земель имеет свой ландтаг и свое правительство, обладающее значительной автономией.

• Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту: Верхняя палата - Бундесрат (Союзный совет), нижняя - Бундестаг.

• Бундесрат - это узкая коллегия состоящая из 41 члена, которая выражает интересы субъектов федерации. Правительство каждой из "земель" назначает в Бундесрат своих уполномоченных. Число голосов, которые имеет в палате данная "земля" определяется численностью ее населения. Земли с населением до 2 млн. человек обладают 3 голосами, от 2 до 6 млн. - 4 голосами, а свыше 6 млн. - пятью.

• Бундестаг избирался всем народом Германии и состоит из 496 членов. Половина депутатов избирается в округах по мажоритарной системе относительного большинства путем прямого голосования. Другая половина - по партийным спискам, выставляемым в каждой земле по пропорциональной системе. Каждому избирателю ФРГ предоставляется два голоса. Первый - для выборов депутата по избирательному округу, второй - для выборов по земельным спискам. Партия, собравшая менее 5% вторых голосов, делила представительства в парламенте.

Если организацию Бундестага можно отнести к классическому типу буржуазной парламентской палаты - он имеет председателя, бюро палаты, комиссии, его депутаты объединены во фракции - то Бундесрат имеет специфические особенности. Для него характерен принцип согласованной подачи голосов, т.е. голоса представителей земель подаются как один голос. Его члены имеют императивный мандат. Земельные правительства указывают своим представителям, как они должны голосовать по обсуждаемым вопросам.

• Система центральных органов государственной власти основывается на принципе разделения властей.

• Согласно конституции главой ФРГ является президент, который избирается на 5 лет - специально собираемым Федеральным собранием. Президент может участвовать в заседаниях правительства, промульгирует законы, может в некоторых случаях распустить Бундестаг. Однако для большинства актов президента требуется обязательная контрассигнация федерального канцлера или соответствующего министра.

• Реальная исполнительная власть сосредоточена в правительстве и особенно в руках его председателя - канцлера. Кандидатура канцлера предлагается президентом. Затем он избирается большинством голосов Бундестага. Канцлер назначает и увольняет министров, определяет внутреннюю и внешнюю политику государства. Он - единственный министр с конституционной точки зрения несущий ответственность перед Бундестагом.

• Федеральное правительство имеет право издания постановлений в целях исполнения федеральных законов, а также издания общих административных предписаний. Правительство активно участвует в законодательном процессе. С этой точки зрения особенно важно его право предложить президенту республики с согласия Бундесрата объявить состояние законодательной необходимости. Бундестаг тем самым устраняется от принятия законов (ст. 81).

• Конституция установила сложный порядок вынесения недоверия правительству. Канцлер может быть смещен только путем избрания нового канцлера (ст. 67). Здесь применяется т.н. "конструктивный вотум" недоверия, который резко отличается от деструктивного, применяемого в других парламентарных странах.

• В системе центральных государственных органов ФРГ особое место занимает Федеральный конституционный суд, состоящий из двух сенатов по 8 судей в каждом. Члены суда избираются в равном количестве Бундестагом и Бундесратом. Конституционный суд обладает широкой компетенцией - толкование Конституции, проверка соответствия федерального права и права земель основному закону, разрешение споров между федерацией и землями и др. Суд может также отменять парламентские законы, если они не соответствуют "духу и букве" конституции (ст. 93).

Политические партии

К началу 60-х годов в ФРГ сложилась трехчленная партийно-политическая система. Ее главная особенность в том, что в качестве партий, образующих правительство, выступают две основные политические организации: Социально-демократическая партия Германии (СДПГ) и блок двух клерикально-христианских партий - Христианско-демократический союз (ХДС существует во всех землях ФРГ, кроме Баварии) и Христианско-социальный союз (ХСС, действует в рамках одной земли Баварии). Третья же буржуазно-либеральная Свободная демократическая партия (СвДП) входит в правительство на правах "младшего партнера"; баланса сил.

Такая система отличается от двухпартийной тем, что каждая из двух основных партий в определенной степени делит власть, когда к ней приходит с третьим партнером. Но и трехпартийная западно-германская парламентская модель может быть названа лишь условно, так как три ее звена не равнозначны друг к другу.

СвДП по своим масштабам и влиянию не в состоянии претендовать на роль правящей партии и не полноценна в качестве оппозиции.

Послевоенный период в истории ФРГ связан с правлением Христианско-демократической партии. В это время Западная Германия преодолела послевоенную разруху и вышла на одно из первых мест в мире как по общему объему производства, так и производительности труда. Однако на выборах в Бундестаг 1969г. ХДС потерпела поражение. Новая правительственная коалиция сложилась из депутатов самой массовой на тот момент партии ФРГ - социал-демократической (750 тыс. членов) и малочисленной СвДП (80-100 тыс. членов). Права социал-демократов В. Брандт был избран на пост канцлера ФРГ.

Правительство В. Брандта провозгласило новый курс во внешней политике на достижение разрядки в международных отношениях. Оно пошло на заключение важных договоров с СССР (август 1970 г.) и Польской Народной Республикой. Державы признали нерушимыми все государственные границы Европы, включая существующие границы ГДР и ФРГ и западные границы Польши. Стороны заявили, что они будут разрешать все споры исключительно мирными средствами. В ноябре 1972 г. на парламентских выборах ХДС потерпела новое поражение. Вилли Брандт был вторично избран канцлером ФРГ.

Ситуация в правительстве изменилась осенью 1982 г., когда свободные демократы перешли на сторону христианских демократов, создав таким образом правительственный кризис. В результате были проведены досрочные парламентские выборы и сформирован правительственный блок ХДС/ХСС - СвДП.

В целом боннская партийно-парламентская система действовала в условиях экономических и социально-политических затруднений 70-80 годов четче, чем подобный механизм в других капиталистических странах. ФРГ не знала ни глубокой конфронтации сил с реальной перспективой участия левых в правительстве, как в ряде западно-европейских стран с многопартийными системами; ни острых конфликтов между исполнительной и законодательной властью, как в США в период уотергейского дела. На этом основании многие политологи делали вывод об особой прочности западногерманской политической системы.

Германская Демократическая Республика

В соответствии с Потсдамским соглашением СССР оккупировал восточную часть Германии: земли Бранденбург, Мекленбург, Тюрингию, Саксонию, Саксонию-Ангальт. Был создан специальный орган советской военной администрации в Германии - СВАГ. Вскоре к правительственной деятельности была привлечена Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ). Она образовалась в апреле 1946г. в результате слияния коммунистической и социал-демократической партийных организаций. В сентябре-октябре 1946г. по всей Восточной Германии были проведены выборы в органы местного самоуправления и земельные парламенты-ландтаги. СЕПГ получила более 50 % голосов на общинных выборах и 47 % - на выборах в ландтаги.

Вместе с тем последовали реформы социалистического характера. Было конфисковано имущество монополий, проведена аграрная реформа. Была взята ориентация на коллективизацию сельского хозяйства.

В сентябре 1947 г. состоялся 2-ой съезд СКПГ. Он предложил созвать Немецкий народный конгресс для определения дальнейших судеб государства. Народный конгресс Восточной Германии (март 1948 г.) избрал так называемый Немецкий народный совет и поручил ему разработать конституцию будущей ГДР.

mirznanii.com

Германия

Германия (ФРГ) — государство, расположенное в Центральной Европе. Омывается водами Северного моря. Граничит с Данией, Нидерландами, Бельгией, Люксембургом, Францией, Швейцарией, Австрией, Чехией, Польшей. Территория страны равна 356,9 тыс. км2.

ФРГ — федеративное государство, состоящее из 16 земель. Каждая из них имеет свою конституцию, парламент, правительство. Глава государства — федеральный президент. Вся полнота исполнительной власти принадлежит федеральному канцлеру. Вся полнота законодательной власти в государстве принадлежит парламенту (бундестагу).

ФРГ в ее нынешнем виде была образована 3 октября 1990 года путем слияния двух немецких государств — ФРГ и ГДР в их существовавших на тот момент границах. После окончания второй мировой войны 4 державы — США, СССР, Великобритания и Франция — взяли в свои руки верховную власть в побежденной Германии. Они не смогли в целом прийти к согласию об общем образе действий в отношении Германии, и в результате в границах оккупационных зон западных держав была образована ФРГ, а в границах советской зоны оккупации — ГДР. Их государственность была закреплена конституциями 1949 года.

Долгое время политика ФРГ в отношении ГДР строилась на основе исключения ее международно-правового признания и характеризовалась конфронтацией. В конце 80-х годов под воздействием глубинных изменений, происходивших в мире, и нарастающей внутриполитической напряженности в ГДР разразился общий социально-политический кризис, охвативший все стороны жизни республики. С отказом от идеи построения социализма на немецкой зоне возобладала линия на государственное объединение. В 1990 году между новыми правительствами ГДР и ФРГ были подписаны договоры, содержавшие условия объединения, которые по своему политическому и юридическому смыслу означали прекращение существования ГДР как государства и присоединение ее к ФРГ. Однако со времени объединения Германии наблюдается тенденция замедления темпов экономического развития страны, объясняющаяся кризисной ситуацией в восточных землях. Несмотря на трудности, экономика ФРГ в целом стабильна.

Население страны — 80,93 млн. человек (2015 г.). Подавляющее большинство — немцы. Кроме них, проживают датчане. Государственный язык — немецкий. Преобладающая религия — христианство, однако проживают также протестанты и католики. Столицей ФРГ в июне 1991 года был объявлен Берлин (окончательный перевод столицы из Бонна потребует 10-12 лет). Страна относится к числу высокоурбанизированных государств (4/5 населения проживает в городах).Север страны имеет преимущественно равнинный рельеф. На юге располагаются отроги Альп. Климат умеренный, характеризующийся мягкой зимой (в январе средняя температура 0°С) и теплым летом (в июле средняя температура +20°С). Осадков выпадает 500-800 мм на равнинах и более 1000 мм в горах. По территории ФРГ протекают такие реки, как Рейн, Эльба, Везер. Около 30% территории страны занято лесами: на равнинах преимущественно широколиственными, в горах — хвойными. Недра ФРГ содержат многочисленные полезные ископаемые: богатые залежи каменного и бурого угля. Добыча каменного угля ведется в известном Рурском бассейне. Страна обладает запасами калийных солей, железной руды, имеются также медные, никелевые и урановые руды. Все это способствовало развитию тяжелой индустрии страны. Но в стране мало хромитов, бокситов, нефти и природного газа.

ФРГ — высокоразвитое индустриальное государство. По объему валового национального продукта (1992 г.) и промышленного производства страна занимает первое место в Западной Европе и третье место среди ведущих стран мира (после США и Японии). На долю ФРГ приходится около 7,8% мирового валового продукта и 28% валового продукта стран Европейского Союза. Решающую роль в промышленности ФРГ играют монополии. Энергетика страны опирается в основном на ТЭС, работающие на угле, значительную часть электроэнергии вырабатывают АЭС, работающие на отечественных урановых рудах (доля ядерной энергетики составляет 11%). Основную часть чугуна, стали и проката производят на заводах Рура. Однако в последнее время переход отрасли на импортное сырье приводит к ориентации черной металлургии на города — морские порты. Цветная металлургия страны использует в основном импортное сырье.Машиностроение — ведущая отрасль промышленности. По производству легковых автомобилей ФРГ обгоняет многие страны мира, уступая только США и Японии. Деятельность многих машиностроительных монополий ФРГ выходит далеко за ее пределы. «Фольксваген» — одна из крупнейших фирм в ФРГ, владеет автозаводами в ряде стран и продает автомобили более чем в ста странах мира. Мировой известностью пользуются также автомобили марки «Мерседес». Кроме производства легковых автомобилей, машиностроение ФРГ характеризуется производством двигателей, локомотивов, станков, военной техники, промышленного оборудования.

Химическая промышленность занимает второе место после машиностроения. ФРГ — самая «химизированная» страна не только Европы, но и всего мира. Она специализируется на производстве красителей и пластмассы. Важнейший район отрасли — Рур, где эта отрасль связана с переработкой угля. Там же, в Руре, выросла нефтехимия, тесня углехимию. Легкая промышленность, потерявшая многие рынки в развивающихся странах, переживает тяжелые времена.

Сельское хозяйство характеризуется высокой производительностью и товарностью. Оно практически полностью обеспечивает жителей страны продуктами питания, ввозятся лишь товары тропического земледелия. Основной тип предприятия — ферма. Главной отраслью сельского хозяйства является животноводство молочного и молочно-мясного направления: 32% от всех земельных ресурсов занято под пастбища. Кроме разведения крупного рогатого скота, в стране развито свиноводство и птицеводство. В растениеводстве основной культурой является пшеница, дающая высокие урожаи. Из технических культур преобладает сахарная свекла. По сбору хмеля ФРГ занимает 1 место в мире. Она же занимает первое место по потреблению пива из расчета на душу населения (160 л в год).

ФРГ — страна высокоразвитого транспорта. Особенно это относится к автомобильному транспорту. Велика роль и морского транспорта. Крупнейший порт страны — Гамбург. Удельный вес в грузообороте железнодорожного транспорта невелик. Осуществляется судоходство по реке Рейн.

Большой доход приносит туристическая индустрия. Страна экспортирует автомобили, промышленное оборудование, станки, электротехнику, оптику, суда, пластмассы, продукцию органического синтеза, продукцию черной и цветной металлургии, одежду, обувь.

geographyofrussia.com