Понятие и виды политических режимов. Формы политического режима это


Политический режим - Обществознание

Понятие политического режима

Политический режим (от лат. regimen — управление) — совокупность способов и средств осуществления государственной власти. Он характеризуется степенью участия граждан в управлении страной, а также уровнем политических свобод в обществе.

Виды политических режимов

Все политические режимы можно разделить на демократические и антидемократические.

Демократический режим

Альбер Камю

“Демократия — не закон большинства, а защита меньшинства.” 

Демократический режим — политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Демократический режим основывается на принципах народовластия, свободы и равноправия граждан. В условиях этого режима народ осуществляет власть как непосредственно, так и через образуемые им органы представительной власти. Родиной демократии считается Древняя Греция.1

Уинстон Черчилль

“Лучший аргумент против демократии — пятиминутная беседа со средним избирателем”

Признаки демократического режима:
  1. Регулярное участие народа в формировании и осуществлении государственности власти посредством референдума и свободных выборов.
  2. Решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства.
  3. Неприкосновенность частной собственности.
  4. Свобода средств массовой информации.
  5. Провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека.
  6. Легитимность государственной власти.
  7. «Силовые» структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т. п.) находятся под контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами.
  8. Доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения.
  9. Существование гражданского общества с его развитой структурой.
  10. Реальное осуществление принципов правового государства.
  11. В отношении граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом».
  12. Политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его. 
  13. Свобода вероисповедания.
  14. Принцип разделения властей.

Антидемократические режимы

Антидемократический режим - политический режим, для которого характерно отсут­ствие гарантий политических свобод, принципов разделения властей и верховенства права, неприятие демократичес­ких принципов управления, политического плюрализма.

В рамках данного политического режима принято выделять авторитарные и тоталитарные режимы.

Авторитарный режим 

Авторитарный режим - (от лат. autoritas - власть, влияние). Это тот политический режим, который занимает промежуточную позицию между демократией и тоталитаризмом, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения. История человечества дает нам много примеpoв авторитарных государств. Это и восточные деспотии, и тирании Древнего мирa и абсолютные монархии Средневековья. Распространены авторитарные режимы и в современном мире. B основном oни существуют в развивающихся государствах Азии, Африки, Латинской Америки. Признаки авторитарного режима:1. Небольшое число носителей власти. Это может быть один человек, или группа лиц.2. Неограниченность власти, отсутствие реальных демократических механизмов контроля за ее осуществлением. При этом власть отнюдь не произвольна и может править, опираясь на силу законов. Однако сами эти законы принимаются по усмотрению правящей элиты.3. Стремление использовать силу для разрешения конфликтных ситуаций. Это не означает, что к силе прибегают автоматически и во всех случаях. Но при авторитаризме алгоритм поведения может быть изменен в любой момент, и тогда власть предержащие прибегают к силе как к последнему доводу в борьбе с политическими оппонентами.4. Недопущение реальной политической оппозиции и политической конкуренции.5. Относительная закрытость правящей элиты, назначения сверху, а не конкурентной борьбы в ходе открытых и честных выборов.

Авторитарная государственная власть пытается всячески контролировать жизнь граждан, но не ставит своей задачей переделать устоявшиеся порядки во имя высшей цели. Наоборот, сторонники авторитаризма стремятся сохранить определенные традиции.

Тоталитарный режим

Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный) — режим, при котором государство осуществляет полный (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества. Термин был введен в политический лексикон лидером итальянских фашистов Б. Муссо­лини.
Адольф Гитлер

“Движению нашему не смогли повредить никакие преследования его вождей, никакая клевета, никакая напраслина. Из всех преследований оно выходило все более и более сильным, потому что идеи наши верны, цели наши чисты и готовность наших сторонников к самопожертвованию — вне всякого сомнения.”

Понятие, обозначающее ряд диктаторских политических систем XX в., основанных на всеобщем проникновении единственной разрешенной идеологии в поли­тическую, экономическую, социальную, культурную подси­стемы общества и на постепенном поглощении общества и отдельной человеческой личности структурами партии - государства. 

Признаки тоталитарного режима:
  1. Политическая цензура и пропаганда в СМИ.
    Б.Муссолини

    "Все в государстве, ничего вне государства, никого против государства." 

  2. Культ личности, вождизм.
  3. Единственная общеобязательная государственная идеология.
  4. Отсутствие реальных прав и свобод граждан.
  5. Сращивание государственного и партийного аппарата.
  6. Изоляция от внешнего мира (“железный занавес”).
  7. Преследование инакомыслия, создание в общественном сознании образа “врага народа” (внутреннего и внешнего).
  8. Жесткая централизация государственного управления, разжигание социальной и национальной розни. Развязывание террора по отношению к собственному народу.
  9. Командно-административная экономика, отсутствие частной собственности и экономических свобод.
  10. Политический монополизм, подавление региональной самостоятельности и упразднение местного самоуправления.

Стремление к полному контролю над обществом было свойственно многим деспотичным правителям. Поэтому в некоторых источниках к тоталитарным режимам причисляются династия Мурья в Индии (321—185 г.г. до н.э.), династия Цинь в Китае (221-206 г.г. до н.э.).2  

Однако наиболее распространена в науке точка зрения, согласно которой тоталитарный режим стал возможен и появился только в XX веке. В наиболее чистом виде тоталитарный режим проявился в СССР при Сталине и фашистской Германии при Гитлере.

Из современных государств - наиболее близка к тоталитарному режиму Северная Корея.

Уильям Гэзлит

“Стремление к власти так же присуще человеку, как и преклонение перед властью над собой. Первое свойство делает из нас тиранов, второе — рабов.”

www.studysocial.ru

Понятие и виды политических режимов

Понятие «политический режим» в литературе трактуют в рамках узкого и широкого подходов.

В узком смысле понятие «политический режим» рассматривается как государственный режим, под которым понимают совокупность методов и инструментов реализации государственной власти.

При широком подходе понятие «политический режим» раскрывает политическую атмосферу общества, которая формируется в результате взаимодействия государственной власти, разных политических сил и институтов общества.

В практическом плане понятие политический режим выступает самой важной характеристикой государства, поскольку для человека истинно важна реальная политическая атмосфера, уровень его экономического и правового положения.

Следует отметить, что один и тот же политический режим может быть реализован при различных формах и видах правления. Например, по форме правления Англия является конституционной монархией, Германия – парламентская республика, Франция – президентская республика, однако вид политического режима в этих государствах одинаковый – буржуазная демократия.

При этом следует отметить, что изменение вида политического режима нередко приводит к изменению формы государства и наоборот.

Для понимания природы этих взаимосвязей необходимо учитывать всю политическую ситуацию в государстве, а также огромное воздействие на политический режим всех институтов гражданского общества.

В зависимости от указанных факторов политический режим принято делить на два вида: демократический и недемократический (авторитарный и тоталитарный).

В истории и практике развития государственности существуют различные примеры видов демократических режимов, однако их суть неизменно проявляется в народовластии.

В целом современному виду демократического режима характерны следующие черты:

– принятие воли народа как единственного источника государственной власти;

– реализация государственной власти на базе принципа разделения властей;

– выборность и сменяемость представителей органов государственной власти;

– наличие политико-правовых механизмов, гарантирующих прямое или опосредованное участие граждан в управлении государством;

– широкий набор реальных прав и свобод у человека и общества;

– политический плюрализм;

– наличие реальных оппозиционных сил.

Важнейшей чертой демократического политического режима является систематическая и мирная смена руководителей государства и правящей партии.

Авторитарный режим представляет собой вид государственно-политического устройства общества, при котором политическая власть реализуется определенным политическим деятелем (партией, элитной группой и т.д.) при незначительном или минимальном участии населения.

К основным чертам авторитарного политического режима относят:

– на всех уровнях власти реальные рычаги управления концентрируются в руках одного или нескольких взаимосвязанных органов и должностных лиц;

– не соблюдается принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

– реальные властные возможности представительных органов заметно ограничены;

– суд используется реальными руководителями государства как вспомогательный орган;

– принципы выборности должностных лиц и их подотчетности существенно ограничены;

– преобладают административные методы государственного управления;

– практикуется ограниченная цензура и частичный плюрализм;

– права и свободы человека не гарантируются во всей своей полноте и т.д.

В политический оборот термин «тоталитаризм» ввел Бенито Муссолини в 1925 году при характеристике собственного движения. В научной литературе его начали активно использовать в 30-е годы XX века.

Рассмотрим понятие «тоталитаризма», которое характеризуется набором определенных черт. Тоталитаризм – это политический режим, сутью которого является всеобъемлющий и постоянный контроль над населением, что предполагает систематическое применение насилия либо его угрозу.

Тоталитаризму как политическому режиму свойственны следующие черты:

– монизм (т.е. отсутствие плюрализма), который предполагает наличие одной (как правило, выраженной государством) единственной верной позиции на понимание определенных вопросов из различных сфер общественной и государственной жизни;

– вся власть концентрируется в руках аппарата одной партии;

– запрещается деятельность всяких иных видов политических партий и организаций;

– последовательная и жесткая централизация власти, во главе которой находится вождь;

– реализация единой для всего населения идеологии на государственном уровне;

– активное распространение уравнительного принципа во всех сферах жизнедеятельности общества;

– монопольное обладание истиной представителями тоталитарной системы;

– принесение в жертву частных и личных интересов во имя выполнения общегосударственных задач;

– нетерпимость к любому виду инакомыслия, догматизм;

– монополия государства на создание и распространение информации, полный контроль над СМИ.

Авторитарные и тоталитарные виды режимов различаются по ряду параметров. Во-первых, тоталитаризм характеризуется всеобщим контролем, а авторитаризм – частичным. Во-вторых, при авторитарном режиме применяется тактика выборочного террора с целью предотвращения появления действенной оппозиции, при тоталитарном режиме реализуется систематический террор по отношению к оппонентам власти.

Таким образом, вышеуказанные виды политического режима отражают основные подходы к организации жизнедеятельности государства и общества, которые реализовывались на практике.

lecu.ru

Политический режим: виды и понятие

Политический режим представляет собой методы осуществления политической власти в обществе.

Политический режим: виды и сущность

Любой политический режим – это то или иное сочетание противоположных принципов организации взаимоотношений между людьми: демократизма и авторитарности.

Государственный политический режим: понятие, виды

Политический режим принято делить на несколько типов: авторитарный, тоталитарный и демократический. Давайте рассмотрим более подробно каждый из них: на чем они основаны, и в чем принципы их существования.

Политический режим, виды: тоталитаризм

При данном виде режима власть полностью монополизируется. В результате чего она оказывается в руках исключительно одной партии, а при этом сама партия – под властью только одного лидера. При тоталитаризме государственный аппарат и правящая партия соединяются воедино. Параллельно с этим осуществляется огосударствление всего общества, то есть искоренение независимой от власти общественной жизни, истребление гражданского мнения. Преуменьшается роль закона и права.

Политический режим, виды: авторитарный

Этот вид режима, как правило, возникает там, где осуществляется слом уже устаревших социально-экономических институтов, а также поляризация сил во время перехода страны от традиционных к новым индустриальным структурам. Авторитарный режим, в основном, опирается на армию, которая в случае необходимости вмешивается в политическую деятельность с целью окончания затянувшегося политического кризиса, который просто невозможно преодолеть правовыми, демократическими средствами. В итоге такого вмешательства вся власть переходит в руки определенного органа или политического лидера.

Виды государственного политического режима: авторитаризм и тоталитаризм

При сходстве авторитаризма с тоталитаризмом в первом случае допускается некоторая поляризация и размежевание интересов и сил. Здесь не исключены некоторые элементы демократии: парламентская борьба, выборы и в некоторых пределах легальная оппозиция и инакомыслие. Но при этом права общественных политических организаций и граждан несколько ограничены, легальная серьезная оппозиция под запретом, политическое поведение организаций и отдельных граждан строго регулируются регламентом. Деструктивные, центробежные силы сдерживаются, что создает определенные условия для демократических реформ и гармонизации интересов.

Политический режим, виды: демократия

Под демократией прежде всего подразумевается участие масс в управлении государством, а также наличие у всех граждан страны демократических свобод и прав, официально признанных и закрепленных законодательством и конституцией. Демократия за всю историю своего существования в качестве общественно-политического явления выработала определенные ценности и принципы, к которым относятся:

  • гласность в деятельности власти;
  • равное право граждан государства в управлении обществом;
  • подразделение властей на судебную, законодательную и исполнительную;
  • конституционное оформление строя государства;
  • комплекс гражданских, политических, социальных и экономических свобод и прав человека.

Данные ценности, конечно, описывают идеальную систему, которой еще нигде не существует. Возможно, она, в принципе, недостижима. Однако институты по поддержанию ценностей демократии существуют при всех их недостатках.

fb.ru

Режимы правления, основные политические режимы: признаки, краткое описание

Вопросы о формах и методах государственного управления волновали еще древних греков. История за это время накопила огромный материал для выделения разных форм и типов политических режимов. Об их особенностях, классификационных признаках и вариантах и пойдет речь в статье.

Форма государственного правления

Государственная власть необходима обществу для успешного функционирования. Социум не способен к самоорганизации, поэтому всегда кому-либо делегирует власть и функции управления. Еще древние философы обнаружили, что формы правления могут быть: властью одного, властью немногих или властью многих или большинства. Каждой форме присущи различные варианты. Форма правления, форма государственного устройства, государственный режим – это звенья одной цепи. Из формы правления вытекают особенности политического и административного управления в стране, которые, в свою очередь, могут реализоваться в различном политическом режиме. Форма правления – это способ организации системы государственной власти. Она определяет характер и особенности протекания политического процесса в стране. Первые традиционные формы правления – монархия и республика. При этом каждая из них позволяет устанавливать различные режимы правления. Это деспотический, аристократический, абсолютистский, авторитарный, военно-бюрократический, тоталитарный, фашистский и многие другие. Государственный режим зависит от влияния многих факторов, в первую очередь от того, кому принадлежит власть. Роль личности в государственном устройстве чрезвычайно высока.

Понятие политического режима

Впервые о существовании политического режима начал размышлять Платон. Он в соответствии со своими идеалистическими представлениями предполагал, что есть идеальное государственное устройство, где управление осуществляют философы-мудрецы. Все остальные режимы отличаются по степени приближенности и удаленности от этой модели. В самом широком смысле политический или государственный режим – это распределение реальной власти и влияния в обществе. Это способ существования и функционирования политической системы, который делает страну уникальной и отличной от других государств. На формирование политического режима влияют многочисленные элементы политической системы: нормы, отношения, культура, институты. Более узкое понимание подразумевает, что режим правления – это конкретный способ осуществления государственной власти.

Формы правления, политические режимы обусловлены культурой и традициями страны, историческими условиями существования государства. Принято считать, что в каждой стране устанавливается своя форма правления, однако у них есть общие, универсальные черты, которые и позволяют создать их классификацию.

Принципы классификации политических режимов

Классифицировать политические режимы принято с учетом следующих критериев:

  • степень и формы участия народа в осуществлении управления страной и в формировании политической власти;
  • место негосударственных структур в управлении страной;
  • степень гарантированности прав и свобод личности;
  • наличие оппозиции в стране и отношение власти к ней;
  • ситуация со свободой слова в стране, положение СМИ, степень прозрачности действий политических структур;
  • методы властвования;
  • положение в стране силовых структур, их права и ограничения;
  • степень политической активности населения страны.

Виды режимов

В истории накоплен большой опыт управления странами, сегодня можно насчитать не менее 150 разновидностей политических режимов. Античная классификация Аристотеля предлагает выделять виды режимов по двум критериям: по признаку принадлежности власти и по признаку способов использования власти. Эти признаки позволяли ему говорить о таких типах политических режимов, как монархия, аристократия, олигархия, демократия, тирания.

Такая система типологии политических режимов сегодня значительно усложнилась и по самым разным критериям можно выделять различные их виды. Самой простой классификацией является разделение всех разновидностей на демократические и недемократические, а уже внутри выявляются разнообразные разновидности. Попытка учесть большее количество существующих режимов привела к их делению на основные и дополнительные. К первым относятся деспотический, тоталитарный, авторитарный, либеральный и демократический. Ко вторым можно отнести тиранический, фашистский. Более поздние типологии также включают такие промежуточные виды, как военно-бюрократический, султанистский, анархический, а также несколько видов авторитаризма: корпоративный, дототалитарный, постколониальный.

Более сложная классификация предлагает также к уже названным видам добавить следующие: диктатура, меритократия, клептократия, охлократия, плутократия, феодализм, тимократия, военная диктатура, посттоталитаризм. Наверняка можно выделить и еще какие-то виды, так как каждое государство подстраивает существующие модели режимов под свои особенности и условия.

Государственное устройство и режим правления

Любые режимы правления в конкретных государствах не могут существовать в чистом виде. Традиционно выделяют три вида государственного устройства: федерацию, унитарное государство и конфедерацию. Чаще всего встречаются унитарные государства, в которых вся территория страны подчиняется единой системе государственного управления, одной конституции и централизованному управлению всеми административными единицами. При этом унитарные государства могут иметь демократический режим правления или авторитарный. Но в них гораздо проще устанавливать и авторитарные, и даже тоталитарные модели управления. Но каждый раз это будет своеобразная трактовка режима.

Например, Япония и Великобритания – примеры унитарного государства, управляемого высшим представителем монархической семьи. Но каждое государство в разной степени реализует формы представительной демократии. Также в унитарных государствах может устанавливаться особый режим управления отдельными территориями. Федерация объединяет под единым началом несколько единиц с относительной самостоятельностью. Конфедерация же объединяет суверенные административные субъекты, которые делегируют органам общего правления лишь часть функций государственной власти. При этом федерация более предрасположена к демократическим режимам, так как в ее правлении всегда должно объединиться несколько человек. В конфедерациях нет такой четкой закономерности, и внутренние режимы в субъектах могут быть различными.

Понятие и истоки тоталитаризма

Традиционно исследователи выделяют тоталитарный, демократический и авторитарный режимы как основные разновидности способов реализации политической власти в государстве. Тоталитаризм является крайней формой недемократического режима. Историки говорят, что тоталитаризм как жесткий вариант диктатуры возникает в 20 веке, хотя есть точки зрения, что тогда просто был придуман термин, а такие политические режимы правления существовали и ранее.

Исследователи говорят, что тоталитаризм базируется на средствах массовой информации, которые становятся главным инструментом распространения идеологии. Под тоталитаризмом понимают абсолютный контроль и регламентацию государством всех сторон жизни, каждого отдельного жителя страны путем прямого вооруженного насилия. Исторически появление этого режима связывают со временем правления Бенито Муссолини в Италии в 20-х годах 20 века, также яркими примерами реализации данной формы правления считают гитлеровскую Германию и сталинский Советский Союз. Изучению тоталитаризма посвящено известное исследование З. Бжезинского, который пишет, что такие режимы можно распознать по следующим признакам:

  • в стране господствует официальная идеология, которую разделяет большинство граждан, противники идеологии подвергаются жестким преследованиям вплоть до физического уничтожения;
  • в государстве устанавливается жесткий контроль за действиями и мыслями граждан, полицейский надзор призван выискивать «врагов народа» для последующей показательной расправы над ними в целях устрашения населения;
  • главный принцип в таких странах: разрешено только то, что признано официальной властью, все остальное – запрещено;
  • есть ограничение в свободе получения информации, существует жесткий контроль за распространением информации, СМИ подвергаются жесткому цензурированию, о свободе слова и речи быть не может;
  • бюрократия во всех сферах управления жизнью общества;
  • однопартийность: в странах с таким режимом может быть только правящая партия, все остальные подвергаются преследованию;
  • милитаризация страны, в ней постоянно наращивается военная мощь, формируется образ внешнего врага, от которого нужно обороняться;
  • террор и репрессии как инструменты нагнетания страха;
  • централизованное управление экономикой.

Как ни удивительно, но тоталитаризм может строиться на основе демократии или на основе авторитаризма. Второй случай более частотен, примером тотальной демократии может выступать Советский Союз времен позднего сталинизма, когда в систему тотальной слежки и репрессий было вовлечено большое количество жителей страны.

Черты авторитарного режима

Описывая режимы правления государства, следует остановиться на более подробной характеристике основных их разновидностей. Тоталитарный, демократический и авторитарный режимы – это три ведущих варианта. Авторитаризм занимает промежуточное место между тоталитарной и демократической системой правления. Авторитаризм является недемократическим режимом, под которым понимается сосредоточение безграничной власти в руках одного или нескольких людей. Основное отличие от тоталитаризма заключается в отсутствии сильного военного давления на жителей страны.

Основные признаки авторитарного режима таковы:

  • устанавливается монополия на государственную власть, которая не может перейти другим людям или группировкам ни в каком случае, кроме переворота;
  • запрет или сильные ограничения на существование оппозиции;
  • жесткая централизация вертикали власти;
  • делегирование властных полномочий по принципам родства или кооптации;
  • укрепление силовых органов для удержания власти;
  • изоляция населения от возможности участвовать в процессе управления страной.

Военная бюрократия

Группа военных режимов является вариантом авторитарных и тоталитарных моделей. Военно-бюрократический режим – это однопартийный режим с ярким лидером, власть которого обеспечивается военными силами. Чаще всего принято говорить о коммунистических разновидностях таких режимов. Основными признаками военной бюрократии являются:

  • доминирующая роль военных и силовых структур в обеспечении исполнения решений правительства;
  • наличие особой системы контроля над жизнью общества;
  • насилие и террор как основные инструменты подчинения и мотивации населения;
  • законодательный хаос и произвол;
  • официально провозглашенная господствующая идеология при полном отсутствии оппозиции.

Тирания и деспотизм

Древней разновидностью тоталитаризма является деспотическая власть. Такой режим существовал, например, в Древнем Египте. Власть в этом случае принадлежит одному лицу, которое получило ее по праву наследования. Деспот обладает исключительной властью и может никак не соотносить свои действия с законами и нормами страны. Все всплески несогласия с его политикой жестко караются, вплоть до применения жестоких показательных казней и истязаний. Тиранические режимы правления отличаются тем, что власть к одному человеку приходит в результате военного переворота. При этом управленческие характеристики тирана близки к поведению деспота. Власть тиранов также известна издавна, так, историки описывают несколько таких примеров еще в Древней Греции.

Черты демократического режима

Самыми распространенными политическими режимами в мире являются различные вариации демократии. Форма правления демократического режима многообразна, но в целом ей свойственны следующие признаки:

  • народ является главным источником высшей власти, он главный суверен в государстве;
  • у народа есть возможности продемонстрировать свое волеизъявление на свободных выборах, выборность власти – важнейший признак демократии;
  • права гражданина – абсолютный приоритет власти, любой человек или меньшинство гарантированно имеют доступ к власти;
  • равенство граждан перед законом и в управлении государством;
  • свобода слова и плюрализм мнений;
  • запрет на любые формы насилия над человеком;
  • обязательное наличие оппозиции правящей партии;
  • разделение властей, каждая ветвь имеет суверенность и подчиняется исключительно народу.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении государством, существуют две формы демократии: прямая и представительная. Формы представительной демократии сегодня являются наиболее распространенными. В этом случае народ делегирует права по принятию решений своим представителям в разных властных органах.

Либерализм как политический режим

Особой разновидностью демократии является либеральный режим. Идеи либерализма появляются еще в античные времена, как политический режим он впервые был провозглашен в конце 18 века в Конституции США и Декларации о правах человека во Франции. Главным признаком либерализма является абсолютная ценность человека. Любой либеральный режим базируется на трех китах: индивидуализм, собственность и свобода. Признаками либерального политического режима являются:

  • законодательное закрепление прав человека на охрану его индивидуальности и прав на частную собственность;
  • разделение ветвей власти;
  • гласность и свобода слова;
  • существование оппозиционных партий;
  • нестабильность политической сферы страны, участие масс в политической жизни общества;
  • отсутствие монополии на власть, существование законного механизма смены власти;
  • свобода экономики от всяческого контроля и вмешательства со стороны государства.

Теперь вы знаете основную информацию про режимы правления.

fb.ru

Виды политических режимов | Учеба-Легко.РФ

 

 

   Видов политических режимов существует много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни и состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества.

   Все многообразие политических режимов можно свести к двум разно­видностям: демократическому и антидемократическому.

   Демократический режим предполагает достаточно широкий круг реально обеспеченных прав и свобод человека и гражданина, защищенность личности от произвола и беззакония, осу­ществление деятельности государства только на основе и в рамках закона и т.д.

   Демократия, т.е. народовластие, составляет сердцевину лю­бых демократических политических режимов. Термином «демо­кратия» обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нем представлена коллегиальным органом, выбранным народом, осуществляются закреплен­ные законодательством широкие социально-экономические и политические права граждан независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания. Демократический политический ре­жим может предусматривать прямое участие населения в реше­нии государственных вопросов (прямая, или непосредственная, демократия) или участие в принятии политических решений с по­мощью выборных представительных органов (парламентская, или представительная, демократия). Демократический полити­ческий режим означает гарантированность провозглашенных прав и свобод, прочную законность и правопорядок, сущест­вование различных форм собственности и плюрализм мнений. Демократический политический режим невозможен без много­партийности, без достаточно высокого социально-экономичес­кого уровня жизни широких масс населения, без эффективного контроля над преступностью, особенно ее наиболее опасными организованными формами. Практика демократического раз­вития государственности различных исторических эпох дает са­мые различные примеры демократических режимов.

   Либеральный режим - это переходный режим от недемократического режима к демократическому.

   Для либерального режима характерно отсутствие ста­бильных политических структур, слабость социально-экономических программ, невысокая активность граждан в общественно-политической жизни, отсутствие гласности. Насильственные методы решения той или иной пробле­мы не используются.

   Антидемократический режим отвергает демократические принципы и основывается на подавлении личности, установлении диктатуры одного класса, группы, партии; огосударствле­нии общественных организаций; милитаризации общества и т.д.

   Антидемократические полити­ческие режимы также отличаются разнообразием, однако их содержательная сторона во многом едина, она противоположна вышеперечисленным чертам режи­ма демократии, а именно: господство одной политической пар­тии или движения; одной, «официальной» идеологии; одной фор­мы собственности; сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод; резкое расслоение населения по сословным, кастовым конфессиональным и другим признакам; низкий экономический уровень основных слоев наро­да; акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике.

   Авторитарный режим - это власть одного человека или группы людей.

   При авторитарном режиме существенно ограничены демократические свободы граждан, запрещены оппози­ционные партии и движения, оппозиционная пресса, зап­рещены профсоюзы и т. п.

   Тоталитарный режим - крайняя форма авторитариз­ма.

   При тоталитарном режиме существует одна партия, одна государственная идеология, осуществляется моно­польный контроль над всеми сферами жизни общества, над личностью. Государству подчинена общественная и частная жизнь, отсутствуют гласность, плюрализм, уста­навливается жесткий идеологический пресс над людьми, отсутствует принцип разделения властей и т.д.

   Тоталитарный режим можно подразделить на: фашистский, полуфашистский, военно-диктаторский.

   Они различаются степенью применения насильствен­ных методов и средств осуществления власти, контроля за общественной жизнью населения.

   Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства. Он выступает важной составной частью политического режима, который охватывает не только государство, но и другие элементы политической системы общества.

uclg.ru

Понятие политического режима. Политология

Понятие политического режима

Стоит сказать - политический режим — одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти.

Стоит сказать - политический режим дает представление о сущности государственной власти, установившейся в стране в определенный период ее истории. По϶ᴛᴏму не столь важна структура политической системы или государства, сколько способы взаимодействия общества и государства, объем прав и ϲʙᴏбод человека, способы формирования политических институтов, стиль и методы политического управления.

Важно заметить, что однотипные или схожие государственные структуры могут порождать разные по ϲʙᴏей сути политические режимы, и, напротив, однотипные режимы могут возникать в различных по ϲʙᴏей структуре политических системах. К примеру, многие страны Европы будут конституционными монархиями (Швеция, Норвегия, Бельгия и др.), но политический режим в данных странах ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует республиканской структуре власти с демократическими методами правления. При всем этом республика Иран, имея вполне демократическую политическую структуру организации государства, наделе будет авторитарным государством.

Отличить подлинно демократический режим власти от авторитарного или тоталитарного бывает непросто. СССР длительное время был для многих народов мира олицетворением реального народовластия и оазисом демократических ϲʙᴏбод. Истинное положение народа, пережившего самый страшный в истории человечества тоталитарный режим, открылось миру исключительно в период гласности.

Характер и признаки политического режима

Не стоит забывать, что важными характеристиками политического режима будут принципы организации институтов власти, намечаемые политические цели, способы и методы их достижения. К примеру, в тоталитарных режимах весьма популярны лозунги и установки типа: «цель оправдывает средства», «победа любой ценой» и т. д.

На характер политического режима значительное влияние оказывают исторические традиции народа и уровень политической культуры общества. Стоит сказать - политический диктатор или правящая политическая элита могут узурпировать власть исключительно настолько, насколько им позволяют ϶ᴛᴏ народные массы и институты гражданского общества. Трудно представить, ɥᴛᴏбы в странах с давними демократическими традициями и высоким уровнем политической культуры установился бы авторитарный или тоталитарный режим власти. Зато в странах с преимущественно традиционной политической культурой авторитарные и тоталитарные режимы возникают естественным образом.

Формы и виды политических режимов

Разновидностей политических режимов бесчисленное множество, но в политических исследованиях обычно выделяют три основные формы политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитарный политический режим

Тоталитаризм (лат. totalis — весь, целый, полный) — политический режим, при кᴏᴛᴏᴩом государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Именно всеохватностью ϲʙᴏего надзора тоталитаризм отличается от всех других форм государственного насилия — деспотии, тирании, военной диктатуры и др.

Отметим, что термин «тоталитаризм» был введен в 20-е гг. критиками Б. Муссолини, но с 1925 г. он сам стал использовать его для характеристики фашистского государства. С 1929 г. ϶ᴛᴏт термин стал употребляться и применительно к режиму, сложившемуся в СССР.

Тоталитаризм возник в XX в. как политический режим и как особая модель социально-экономического порядка, характерная для стадии индустриального развития, и как идеология, дающая четкие ориентиры развития «нового человека», «нового экономического и политического порядка». Это ϲʙᴏего рода «реакция» масс на ускоренное разрушение традиционных структур, их стремление к единению и консолидации перед лицом пугающей неизвестности.

В таком состоянии массы становятся легкой «добычей» различного рода политических авантюристов (вождей, фюреров, харизматических лидеров), кᴏᴛᴏᴩые, опираясь на фанатизм ϲʙᴏих единомышленников, навязывают населению ϲʙᴏю идеологию, ϲʙᴏи планы решения возникших проблем.

Стоит сказать - политическая система тоталитаризматрадиционно представляет собой жестко централизованную партийно-государственную структуру, кᴏᴛᴏᴩая осуществляет контроль над всем обществом, не допуская возникновения каких-либо общественных и политических организаций, стоящих вне ϶ᴛᴏго контроля. К примеру, в СССР на каждом предприятии, в каждой государственной или общественной организации существовала партийная ячейка (КПСС).

При тоталитаризме гражданское общество полностью поглощается государством, а над самим государством устанавливается идеологический контроль правящей партии. Господствующая идеология становится мощной объединяющей и мобилизующей силой общества. «Кто не с нами — тот против нас!» — вот один из лозунгов, кᴏᴛᴏᴩый не допускал никакого плюрализма мнений.

Учитывая зависимость от идеологических течений, тоталитаризм принято подразумевать на «левый» и «правый». «Левый» тоталитаризм, основанный на идеях марксизма-ленинизма, возник в коммунистических странах (СССР, странах Восточной Европы, Азии и на Кубе). «Правый» тоталитаризм в фашистской Германии основывался на идеологии национал-социализма, а в Италии — на идеях итальянского фашизма.

Для любого тоталитарного режима характерными чертами будут: военная и полувоенная организация общества; постоянный поиск внутренних и внешних «врагов», периодическое создание экстремальных ситуаций; перманентная мобилизация масс на выполнение очередных «неотложных» задач; требование беспрекословного подчинения вышестоящему руководству; жесткая вертикаль власти.

Авторитарный политический режим

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние; auctor — зачинатель, основатель, автор) — политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы.

Для авторитаризма характерны высокая централизация власти; огосударствление многих сторон общественной жизни; командно-административные методы руководства; безоговорочное подчинение власти; отчуждение народа от власти; недопущение реальной политической оппозиции; ограничение ϲʙᴏбоды печати.

Стоит сказать - политическая структура авторитарного режима не предусматривает реального разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, хотя формально все данные структуры власти могут существовать.

При авторитарных режимах сохраняется конституция, но она носит декларативный характер. Существует также система выборов, но она реализует показательно-фиктивную функцию. Результаты выборовтрадиционно заранее предопределены и не могут повлиять на характер политического режима.

В отличие от тоталитаризма при авторитаризме не существует тотального контроля над всеми общественными организациями. В идеологии допускается ограниченный плюрализм, если он не наносит вреда системе. Репрессиям подвергаются в основном активные противники режима. Люди, занимающие нейтральные позиции, не считаются врагами. Существуют определенные личные права и ϲʙᴏбоды, но они носят ограниченный характер.

Авторитаризм будет одним из наиболее распространенных типов политической системы. По ϲʙᴏим характеристикам он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. По϶ᴛᴏму он возможен как при переходе от тоталитаризма к демократии, так и наоборот, от демократии к тоталитаризму.

Авторитарные режимы весьма разнообразны. Стоит заметить, что они различаются по целям и методам решения проблем, по формам организации власти и могут быть реакционными, консервативными или прогрессивными. К примеру, такие страны, как Чили, Бразилия, Южная Корея, через авторитаризм пришли к демократическому режиму власти.

Демократический политический режим

Демократия (от греч. demos — народ и kratos — власть) — власть народа, или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при кᴏᴛᴏᴩом народ или его большинство будет (считается) носителем государственной власти.

Понятие «демократия» многогранно. Под демократией понимают и форму устройства государства или организации, и принципы управления, и разновидность социальных движений, предполагающих реализацию народовластия, и идеал общественного устройства, в кᴏᴛᴏᴩом граждане будут основными вершителями ϲʙᴏих судеб.

Демократия как способ организации и форма управления может иметь место в любой организации (семье, научном отделе, производственной бригаде, общественной организации и т. д.).

Демократия ассоциируется со ϲʙᴏбодой, равенством, справедливостью, соблюдением прав человека, участием граждан в управлении. По϶ᴛᴏму демократию как политический режим принято противопоставлять авторитарным, тоталитарным и другим диктаторским режимам власти.

Слово «демократия» нередко употребляется в сочетании с другими словами, например, такими, как социал-демократ, христианский демократ, либерал-демократ и т. д. Это делается для того, ɥᴛᴏбы подчеркнуть приверженность тех или иных социальных движений демократическим ценностям.

Не стоит забывать, что важнейшими признаками демократии будут:

  • юридическое признание верховной власти народа;
  • периодическая выборность основных органов власти;
  • всеобщее избирательное право, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с кᴏᴛᴏᴩым каждый гражданин вправе принимать участие в формировании представительных институтов власти;
  • равенство прав граждан на участие в управлении государством — каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность;
  • принятие решения большинством голосов и подчинение меньшинства большинству;
  • контроль представительных органов за деятельностью исполнительной власти;
  • подотчетность выборных органов ϲʙᴏим избирателям.

Учитывая зависимость от того, как, каким образом народ осуществляет ϲʙᴏе право на власть, можно выделить три основных способа реализации демократии.

Прямая демократия - весь народ (имеющие право голоса) непосредственно принимает решения и следит за их исполнением. Именно такая форма демократии наиболее характерна для ранних форм демократии, например, для родовой общины.

Прямая демократия существовала и в античные времена в Афинах. Интересно отметить, что там главным институтом власти было Народное собрание, кᴏᴛᴏᴩое принимало решения и нередко могло организовывать их немедленное исполнение. Именно такая форма народовластия иногда походила на произвол и самосуд толпы. Очевидно, ϶ᴛᴏт факт являлся одной из причин того, что Платон и Аристотель негативно относились к демократии, считая ее «неправильной» формой правления.

Подобного рода демократия существовала в Древнем Риме, в средневековом Новгороде, во Флоренции и ряде других городов-республик.

Плебисцитарная демократия - народ принимает решение исключительно в определенных случаях, например во время референдума по какому-то вопросу.

Представительная демократия - народ избирает ϲʙᴏих представителей, а они от его имени управляют государством или каким-то органом власти. Представительная демократия будет наиболее распространенной и эффективной формой народовластия. Недостатки представительной демократии заключаются в том, что народные избранники, получив властные полномочия, не всегда выполняют волю тех, кого они представляют.

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

Виды политических режимов

Виды политических режимов

Содержание

Введение

Суть политического режима

Типы политических режимов

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Разобраться в многообразие политических режимов, определить, чем отличается это понятие от формы правления, государственного строя, определить основные политические режимы-все эти цели я ставила перед собой, при написании данной реферативной работы.

В первую очередь следовало разобраться с понятием "политический режим" и с его сутью.

Во второй главе я рассматривала проблему классификации существующих режимов и привела соответствующие примеры.

В следующей части были раскрыты 3 основных политических режима: тоталитарный, авторитарный, демократический.

По-моему мнению, тема достаточно актуальна на сегодняшний день, разобраться в ней необходимо для понимания процессов, которые происходят в России, возможности определения их будущего развития

Суть политического режима

Политический режим - неотъемлемая часть политики как науки. Этот термин используют для описания политической системы общества, власти и методов управления.

Политический режим (от лат. regimen - "управление") описывает совокупность приемов и методов осуществления политической власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, а также меру соответствия официальных норм и реалий политической жизни. Известный французский деятель Ж. - Л. Кермон обозначал политический режим как сложный комплекс идеологического, институцианального и социологического порядка, способствующих образованию политической власти в данной стране на определенный период времени.

В свою очередь, его соотечественник, также небезызвестный социолог Р. Арон призывал рассматривать при анализе политических режимов следующие факты:

Конституция, которую политики понимают как способ правления (демократический, тоталитарный, авторитарный) -Вид партийной системы (однопартийная, двухпартийная, многопартийная -Способ существования режима (выборы, избирательный закон) -Роль групп давления и интересов в политическом обществе

Политический персонал (политические лидеры, государственные чиновники и т.д.) В связи с вышесказанным политический режим можно охарактеризовать как комплекс политических отношений, средств и методов, применяемые властями, связь государственной власти общества, классовых и социальных взаимоотношений, господствующей идеологии, состояния политического сознания и культуры.

"Понятие политического режима, получив распространение в западно-европейской обществоведческой литературе на рубеже XIX и XX вв., в течение долгого времени продолжает оставаться объектом теоретических споров. Широко известна его трактовка в качестве характеристики государственной власти по формальному источнику - верховенству политической воли индивидуально-определенного физического лица, "элитарной" социальной группы или большинства населения. Подобное понимание восходит к традиции, заложенной "Политикой" Аристотеля, однако сегодня на практике оно оказывается малопродуктивным, поскольку приводит к фактическому отождествлению того или иного типа политического режима с конкретной формой правления. В действительности же далеко не всегда монархия является символом сохранения автократических или тоталитарных традиций, а провозглашение республики - обязательным условием демократических преобразований. Так, в некоторых государствах с республиканской формой правления политический режим выступает как авторитарный или даже тяготеющий к тоталитаризму (Иран). В то же время применительно к ныне существующим в Западной Европе типичным конституционным монархиям (Бельгия, Великобритания, Норвегия, Швеция и др.) при анализе и описании принципов осуществления политической власти, реализации прав и свобод граждан можно говорить о демократическом режиме"

Очень часто политический режим принимают в качестве характеристики государства, на ряду с формой государственного устройства и формой правления, описывающей комплекс осуществления власти. Данный подход, с точки зрения политологии, является ограниченным, поскольку не учитываются изменения взаимодействия государства с другими элементами политической системы и обществом, определяющие механизмы и меру реализации свобод и прав. Деятельность политической системы включает в себя также множество других социальных процессов, которые отражают интересы, роль всех групп, слоёв и других объединений в сфере формирования властно-управленческих структур.

Формулировки "политический режим" и "государственный режим" схожи, но все же их следует различать. Первое понятие объясняет характер власти и условия жизни общества, второе - характеризует методы осуществления государственной власти.

Политический режим охватывает ряд динамических аспектов политической жизни общества, поэтому существует возможность классификации политических режимов по различным критериям.

В настоящее время существует огромное количество классификаций политических режимов. Примером может служить разделение согласно характеру взаимоотношений государства и церкви-так называемые светские и теократические режимы, или в соответствии с принципом разделения ветвей власти (законодательная, исполнительная, судебная) и т.д.

Не редко, создание классификации является самостоятельной исследовательской задачей и ученые полагают, что систематизация должна совмещать как теоретическую последовательность так и эмпирическую адекватность. Вот некоторые из ее видов:

·"охлократия - олигархия - тирания" эта классификация пришла из Древней Греции, в ней мыслители старались ответить на вопрос о возможности принадлежности государственной власти кому-либо.

·"либеральный - умеренный - репрессивный режимы" Эта классификация описывает методы, которые используются режимом для сохранения своей власти

·"демократический - авторитарный - тоталитарный режимы" Самая распространенная классификация

При использовании различных классификаций типологии, мы прибегаем к теоретической идеализации: любой существующий политический режим есть сочетание противоположных видов организации общественных отношений - демократизма и авторитарности. Авторитарность направлена на одностороннюю власть государственных институтов, на установление жесткой дисциплины среди граждан и их беспрекословному подчинению распоряжениям и законам. Демократизм подразумевает равноправие, свободу выбора, многопартийность. На практике, соотношение этих направлений непостоянна и более того, не соответствует какому-то "регламенту", установленной теорией. В отличии от государственного строя или формой правления, политический режим динамичен в границах той или иной "обобщающей модели" выражаясь в разнообразных вариантах. Примером может служить Франция, во времена правления администрации Ш. де Голля: при усилении президентской власти, явно увеличилась авторитарная тенденция, однако даже после усмирения леворадикальных волнений, которые охватили страну в 1968 году, это не создало диктатуру личной власти и не вылилось в ликвидацию институтов демократических прав и свобод.

Даже не смотря на некую упрощенность типологии "демократический - авторитарный - тоталитарный режимы" помогает проводить сравнительный анализ многообразия политических режимов, представленных в современном мире, при помощи деления их на более авторитарные или более демократические

Типы политических режимов

Тоталитаризм.

Итальянские исследователи Дж. Амендола и П. Габетти впервые использовали понятие "тоталиторизм" (от лат. totalis - "весь", "целый", "полный"), чтобы охарактеризовать диктаторское правление Б. Муссолини. Позже это явление было рассмотрено в работах Ф. Хайека "Путь к рабству" (1944), X. Арендт "Происхождение тоталитаризма" (1951), К. Фридриха и 3. Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия" (1956)".

Строгая централизация государственной власти, принадлежащая аппарату правящей партии, властной организации, упразднение органов местного самоуправления, утрачивание самостоятельности автономных образований - характеристики тоталитарного режима страны. Чаще всего главой государства и правительства становится пожизненный лидер, который в своих руках концентрирует всю высшую законодательную, исполнительную, а, порой, и судебную власти. Население государства фактически отстраняют от системы управления, поскольку представительные органы образуются с явными нарушениями принципа единого избирательного права, либо вовсе ликвидируются. Примером может служить нацистская Германия, в которой часть депутатов назначал сам Гитлер, в то время как остальных " избирала" главенствующая партия.

Политическая элита использует возможности тоталитаризма для получения скрытых от общества привилегий, льгот: бытовых, в том числе медицинских, образовательных, культурных и т.п.

Тоталитаризм имеет определенные преимущества при управлении государством за счет быстрых сроков принятия необходимых законов, упрощенных процедур. Но его финальные формы, как об этом свидетельствуют история, представляют печальное зрелище тупика, упадка, разложения.

При установлении тоталитарного режима, властные органы решительно и резко подавляют любые возможности сопротивления выбранному политическому курсу, явно демонстрируя многочисленные виды насилия и тирании. Усиливается вмешательство во все области общественной жизни силовых структур (армия, полиция, органы безопасности). В экономике, обычно, правит государственный монопольный контроль, но это не значит, что полностью прекращается проведение реформ, напротив, власть идет на некоторые незначительные уступки для частных предпринимателей. Так же, на государственных предприятиях возможно использование системы внеэкономического принуждения.

Одной из значительных особенностей тоталитаризма является однопартийность либо присутствие под жестким контролем нескольких партий и профсоюзов, которые поддерживают режим. Под строгим запретом находится существование и деятельность оппозиционных партий и движений, в связи с этим, они вынуждены действовать за пределами государства или находиться в подполье. Противники режима терроризируются правоохранительными органами, для их заключения, ссылки или убийства обычно не требуются юридические процедуры.

Для тиранического режима свойственна отмена действия конституции либо ее приостановка на неопределенный срок, при этом распоряжения, указы Главы государства приобретают силу закона. Значительно ограничиваются свободы и права граждан, интересы личности подчиняются какой-либо идеологии, "высшим" интересам нации.

Авторитарные режимы.

Авторитаризм может быть представлен различными формами. Но при любом его виде, народ не принимает участие в образовании и контроле государственной власти. Возможно существование некоторых представительных органов, но в действительности они не играют в жизни общества никакой роли, жизнью в стране заправляет правящая элита, неограничивающая себя законами, привилегиями, льготами. В этой среде, существует еще более узкая группа должностных лиц, которые управляют страной. Если руководство образовывается через военный или государственный переворот, то авторитарный режим устанавливает клика или хунта. Среди управляющей клики выделяется лидер, сильный и харизматичный человек, влияние которого велико, но он не склонен самостоятельно принимать решения, поэтому нужда в различных советах, рекомендациях очень велика. И хотя мнение общества не идеализирует лидера, присваивая титул вождя, но оно ориентируется на него.

Авторитарному режиму характерно централизованное управление, решения власти, которая часто не учитывает экономические, национальные, географические, бытовые, религиозные особенности различных групп населения, выполняются далеко не добровольно. Использование насильственных методов принуждения, объясняет невозможность существования авторитарного государства без военного и полицейского аппарата, в свою очередь суд - вспомогательный инструмент, в связи с тем, что широкое распространение получают внесудебные методы принуждения людей.

Существование оппозиции, как и в тоталитаризме, невозможно. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, но они обязаны следовать курсу, который выбрала правящая элита, в ином случае их объявляют запрещенными и их участников жестко наказывают, применяя порой незаконные методы расправы. Даже если свобода личности формально провозглашаются властью, фактически, человек ее лишен, так же как и гарантий своей безопасности, вследствие применения мер принуждения.

Особыми видами авторитаризма являются политические режимы в странах Арабского Востока, где и по сей день существует традиционная форма правления - дуалистическая или абсолютная монархия. Для таких государств характерна централизация всего государственного управления в руках монарха, а представительные органы отсутствуют либо не имеют действительной власти. Монарх имеет право назначать и освобождать от должности чиновников, издавать законы, распоряжаться средствами казны, а население страны не участвует в контроле за управлением и не влияет на законотворчество

Влияние авторитарного режима на социальное развитие страны неоднозначно и обнаруживает некоторые преимущества, которые ощутимы в экстремальных ситуациях. Конечно, авторитаризм способен обеспечивать общественный порядок и при необходимости решать назревшие проблемы, например такие как, осуществление ускоренной экономической модернизации. Но в подобных условиях именно отсутствие у граждан возможностей для политического выражения своих разнообразных интересов и становится наиболее уязвимой стороной авторитарных режимов. Опытным примером может служить Корея, о. Тайвань и другие "новые индустриальные страны", в которых после стремительного развития наступило исчерпывание "конструктивного потенциала" авторитаризма, что вынуждает вводить новые более демократичные реформы.

Демократические режимы.

Под термином демократия (от греч. demos и kratos - "народовластие") понимают одну из разновидностей режима власти, избираемой большинством народа в интересах его основных социальных групп и соперничающих политических партий, реализующаяся при его участии и контроле. "Наиболее емко и кратко суть идеального представления о демократии выразил А. Линкольн, обозначив ее как "власть народа, власть для народа, власть посредством самого народа"". Сутью демократии является то, что она представляет собой форму правления при посредстве народа, при которой власть осуществляется профессиональными политиками.

Наибольшее распространение демократия получила в странах с развитой экономикой, устойчивыми традициями либерализма, активной политической культурой.

Характерные черты демократии:

) Народ признается источником власти: избираемость основных властных органов и должностных лиц, их подотчетность избирателям; подконтрольность и ответственность государственных органов, перед выборными учреждениями;

) Равноправие всех граждан перед законом; наличие прав и свобод человека и их признание, существование развитой дву - или многопартийности;

) Разделение властей.

) создание необходимых условий для развития "среднего класса", выступающего социальной основой демократического режима.

В современном мире демократические режимы совсем не идеальны. Они не исключают возможности использования в той или иной "экстремальной" ситуации авторитарных методов властвования. Во всяком демократическом государстве сохраняется аппарат принуждения и насилия, служащий для подавления антиправительственных выступлений. Но в условиях развитой демократии такие действия властей достаточно редки. Обычно отношения государственных институтов с гражданским обществом основываются на пониманий того факта, что для получения или сохранения имеющихся властных полномочий, нужно заручиться поддержкой большинства населения, показав плюсы не только своей программы, но и личной кандидатуры по сравнению с оппонентами. В современном мире в демократических государствах закон закрепляет существование у граждан прав и свобод, но не всегда показывает, каким образом они будут воплощены. Гарантированное в Конституции право на труд не является гарантом от безработицы, а для использования свободы слова или печати, следует располагать определенным бюджетом для оплаты телевизионного времени или печати объявлений в прессе. СМИ могут не только помогать в осуществлении права на свободу слова, но и являться одним из инструментов действия на общество в пользу наиболее могущественных социальных сил.

Мерой действенности демократии является гарантия прав и свобод человека, способности участия людей в политике, уровень и продолжительность жизни населения, степень прогресса и процветания общества.

Заключение

В первой части реферата мной была раскрыта суть понятия политического режима, определены различия от государственного режима и политической системы.

Во второй главе, показав примеры возможных классификаций политических режимов, сделала вывод, что при использовании данных типологий, мы неизбежно идеализируем потому, что любой существующий режим есть сочетание двух противоположностей.

В третьей рассмотрела основные политические режимы: тоталитарный, авторитарный, демократический.

В итоге, можно сделать вывод: политические режимы в мире постоянно эволюционируют. В целом, можно утверждать, что в современном мире идет тенденция к увеличению числа демократических режимов. Некоторые являются переходными: от авторитарных к демократическим или авторитарными с демократическими тенденциями развития. Для большинства стран СНГ характерны переходные режимы с элементами формальной и (или)"управляемой демократии".

политический режим переходный тоталитарный

Список используемой литературы

1. Ирхин Ю.В. "Политология", Политология: учебник / Ю.В. Ирхин. - М.: Издательство "Экзамен", 2007.

. Киселев С.Г. "Политология", Политология: учебник / под ред. С.Г. Киселева. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008.

. Арон А. "Демократия и тоталитаризм", Демократия и тоталитаризм / пер. с фр. - М., 1993.

. Демилов А.И., Долгов В.М. "Политология" М. изд. 2, Гардарики, 2007.

. Цыганков П. "Современные политические режимы: структура, типология, динамика".М. 2005.

diplomba.ru