КАК ПРАВИЛЬНО СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ? Формулировка проблемы


Правильная формулировка проблемы. Как создавать инновации

Правильная формулировка проблемы

Люди решают только те задачи, которые они для себя определили. Если они неправильно определили проблему, они тем не менее могут ее решать, используя великолепные нестандартные подходы, но всегда будут удивлены, почему найденное решение не работает должным образом. Центр креативности и инноваций компании DuPont не раз помогал различным подразделениям и отделам решать задачи необычными и неожиданными способами. Но вспоминая опыт всех креативных сессий, которые мы проводили, могу с уверенностью сказать: ни разу ни одна проблема, выносимая каким-либо отделом компании на креативную сессию, не была первоначально сформулирована правильно.

Правильное формулирование проблемы может потребовать нескольких часов интенсивной групповой работы, во время которой участники, используя дивергентное мышление, предлагают различные варианты правильного определения проблемы и затем согласованно выбирают вариант для постановки задачи. Из всех этапов решения проблемы этот – самый важный, так как именно он задает определенное направление для дальнейших креативных усилий.

Итак, формулировка проблемы – это критически важный этап. Основные рекомендации здесь следующие:

• Всегда начинайте формулировку проблемы так: «Как мы могли бы …»

• Никогда в формулировке не предлагайте возможное решение (Например, не следует формулировать так: «Как мы могли бы повысить безопасность труда за счет дополнительного обучения персонала?»)

• Формулируйте только одну проблему (Например, не следует формулировать так: «Как мы могли бы улучшить качество и снизить издержки при производстве нашего продукта?»)

Каким образом члены группы могут быть уверены, что правильно определили проблему? Хороший способ – представить идеальное будущее состояние, затем вернуться назад и определить, какая проблема должна быть решена, чтобы это идеальное состояние было достигнуто. Этот подход проиллюстрирован на Рис. 3–1. Каждый участник группы, используя самоклеящиеся листочки, должен завершить как минимум десятью разными способами фразу: «Было бы хорошо, если …». Далее участники группируют все листочки в соответствии с тематикой и составляют для каждой темы подходящую формулировку. Главные темы выделенных групп должны быть учтены в окончательной формулировке проблемы.

Предположим, участники выделили тему «Коммуникации». Формулировка проблемы в соответствии с этой темой может звучать так: «Как мы могли бы улучшить коммуникации между подразделениями компании?» Затем участники обращаются к другим темам и по каждой из них готовят согласованную формулировку. Теперь время расставить приоритеты.

Чтобы показать, насколько данный метод может быть эффективным, рассмотрим реальную ситуацию, которая произошла в исследовательском институте Midwestern. Первоначально проблема звучала следующим образом: «Как нам убедить наших клиентов участвовать в разработке наших программ для того, чтобы они представляли собой бо?льшую потребительскую ценность?» Однако очень скоро члены креативной группы поняли, что формулировка проблемы неверна, так как заключает в себе элементы решения поставленной проблемы. Когда участники группы применили алгоритм, который мы только что рассмотрели, то увидели, что истинная проблема – в повышении ценности услуг их организации. После этого они сформулировали две тематические проблемы, каждая из которых могла бы рассматриваться отдельно для поиска решений: «Как мы могли бы увеличить выгоду для наших потребителей от использования наших сервисов?» и «Как мы могли бы сократить свои издержки по обеспечению таких выгод?» Участники группы осознали, что если бы они стали работать с первоначальной проблемой, стараясь поощрить своих клиентов активнее участвовать в разработке своих программ, то проблема повышения ценности услуг вообще не была бы затронута.

Рис. 3–1. Сформулируйте проблемы правильно

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

Формулировка проблемы

Что следует установить? Прежде всего, нужно помнить о том, что необходимо установить, доказать, проверить и обосновать. Это включает определение проблемы; причин проблемы; других существенных связей; возможностей разрешить проблему; выявление возможных направлений дальнейших действий. Проблема. А.Эйнштейн писал: «Формулирование проблемы является часто значительно более важным, чем ее решение, которое может быть просто делом математических или исследовательских навыков. Поставить новые вопросы, выявить новые возможности, рассмотреть старые проблемы под новым углом зрения — это требует творческого воображения и означает реальный прогресс в науке». Исследователь может помочь исправить ухудшающуюся ситуацию, улучшить существующую (даже если ее нельзя назвать ухудшающейся) или создать совершенно новую ситуацию (где выявляются и используются новые возможности). Таким образом, имеются три основные категории проблем: коррективные, прогрессивные и созидательные. У них, однако, есть одна общая характеристика: в каждом случае имеются различия между тем, что происходит (или будет происходить) в действительности, и тем, что должно (или может) происходить. Это различие и определяет проблему.

Чтобы определить эту разницу или расхождение, необходимо сравнить две ситуации. Нетрудно выяснить, что происходит в действительности, то есть действительную ситуацию. Узнать, что должно происходить, то есть идеальную или желаемую ситуацию, гораздо сложнее, но это неотъемлемая часть диагноза проблемы, только таким путем она может быть описана и проанализирована как коррективная, прогрессивная или созидательная.

Проблема может быть определена с помощью пяти основных аспектов или характеристик:

1. Сущность или содержание. Следует описать сущность или содержание проблемы (низкая эффективность; растущие издержки производства; нехватка квалифицированной рабочей силы; отсутствие идей относительно вложения неиспользуемого капитала). Следует определить, с чем все это сравнивается и на каком основании. (Почему мы говорим, что эффективность низкая? Низкая по сравнению с каким стандартом?). Необходимо описать также различные симптомы проблемы.

2. Организационное и физическое местонахождение. В каких подразделениях (участках, отделах, филиалах) и/или физических объектах (заводы, здания, склады, офисы) была выявлена проблема? Какие другие подразделения она, возможно, затронула? Насколько широко она распространена в организации?

3. «Владение проблемой». Какие люди (менеджеры, специалисты, рабочие) затронуты проблемой и более всего заинтересованы в ее решении? Является ли проблема «закрытой» или «открытой»?

4. Абсолютная и относительная величина. Насколько важна проблема в абсолютных величинах (например, объем потерянного рабочего времени или денег; объем неиспользуемых производственных мощностей; потенциальная экономия)? Насколько она важна в относительном выражении? Как она влияет на подразделение, в котором обнаружена, и на людей, которые «владеют» ею? Насколько она важна для организации в целом? Что получит организация от ее решения?

5. Временнáя перспектива. С какого времени существует данная проблема? Наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает периодически? Как часто она возникает? Какова тенденция: проблема стабилизировалась, усиливается или ослабевает? Каковы могут быть прогнозы относительно ее эволюции в будущем?

Выявление проблемы

Основная задача исследователя — выявить силы и факторы, которые вызывают проблему. В начале работы есть некоторая предварительная информация или предположения о ее возможных причинах. Они помогают выдвинуть гипотезы, причем, чем больше, тем лучше, но не поверхностного характера. Это — отправная точка для исследований. Сбор данных и их анализ затем сконцентрируются в основном на гипотетических причинах, исключая гипотезы, которые не могут быть обоснованы на основании фактов, и добавляя новые, возникающие в ходе бесед с работниками организации или из других источников. Следует применять строгий научный подход.

Например, если трудно найти данные в поддержку гипотезы, это не означает, что ее следует исключить. Наконец, исследователь должен быть способен выявить действительные причины среди множества факторов, связанных с проблемой.

Любое исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее знание оказывается недостаточным для решения новых задач познания. Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем нередко имеет не меньшее значение, чем решение их самих. По существу, именно выбор проблем, если не целиком, то в очень большой степени определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать проблему — значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования. Таким образом, если исследователю удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить проблему, а, следовательно, и сформулировать ее суть и доказать ее актуальность. Трудности в выявлении проблем. Некоторые распространенные ошибки, совершаемые при определении проблем: Принятие симптомов за проблемы — наиболее распространенная ошибка. На некоторые очень явные вопросы, которые волнуют руководство (например, снижение объемов сбыта, нехватка новаторских идей в дизайнерском отделе, прогулы), смотрят как на проблемы, хотя они могут быть лишь симптомами более глубоких трудностей. Предвзятое мнение о причинах проблем. Некоторые руководители и исследователи «знают, каковы должны быть» причины, не утруждая себя сбором и анализом фактов. Взгляд на проблему лишь с одной технической точки зрения. Это часто случается, если диагноз ставит руководитель или исследователь высокой квалификации с уклоном в одну техническую область (конструирование, бухучет, психология) и если не принимается во внимание междисциплинарный характер управленческих проблем. Игнорирование того, как проблема воспринимается в разных частях организации. Например, исследователь может принять определение, предложенное высшим руководством, не выяснив, как смотрят на нее нижестоящие управленческие кадры. Незавершенный диагноз проблемы. Так как предварительный диагноз проблемы должен проводиться быстро, исследователь может не устоять перед искушением преждевременно завершить эту работу. Он может не узнать о других проблемах, которые могут быть непосредственно связаны с исходным вопросом.

Практический пример

Директор завода, изготавливающего комплектующие для автомобилей, и трое его подчиненных пытаются выяснить причину внезапного появления на передних панелях большого числа заусенцев и шероховатостей. У них имеются веские основания подозревать в саботаже рабочих производственных линий, недовольных отстранением Джо Валенти, который был обвинен в пьянстве на рабочем месте. Цеховой профсоюзный уполномоченный грозится объявить забастовку, если мастеру, отстранившему Валенти, не будет объявлен выговор за самоуправство, а его самого не восстановят на работе. Директор завода проводит совещание с менеджерами, на котором пытается выяснить все факты, имеющие отношение к делу, и назначает еще одно совещание на следующее утро. За это время он надеется принять решение. Пока директор видит две возможности: поддержать мастера, несмотря на угрозу забастовки, которую можно подавить с помощью запрета, или избежать ее, отменив приказ мастера, вернув на работу Валенти и предложив рабочим сотрудничество, чтобы остановить поток брака. Директор завода все же надеется, что до начала утреннего совещания ему удастся найти третий, наилучший, вариант. Подробный анализ в заключительной части утреннего совещания позволил определить истинную причину проблемы, о которой никто из руководителей вначале даже не подумал: новый состав стали, используемой в заготовках, может быть причиной брака при глубокой штамповке. Данный анализ помог предотвратить действия директора завода, грозившие в дальнейшем создать еще более серьезную проблему, чем та, которую он пытался решить. Приведено в сокращении Источник: Эффективное принятие решений. — Пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — С. 95-136 — (Серия «Классика Harvard Business Review»). Другие существенные взаимосвязи. Любая отдельная управленческая проблема не обособлена от других, она зависит не только от своих одной или нескольких причин. Например, имеются факторы, которые усугубляют или смягчают проблему, не являясь ее непосредственными причинами. Они могут делать ее решение более или менее сложным. При решении одной проблемы могут возникать другие. Часто устранение одних трудностей создает другие и т.д. Следует изучить и выявить эти зависимости и потенциальные проблемы. Способность решить проблему.

Возможности имеют несколько сторон:

Необходимо выяснить, обладает ли организация материальными и финансовыми ресурсами, а также технической квалификацией, необходимой для решения проблемы. Особое значение имеет фактор времени — какими времéнными ресурсами располагает организация для решения проблемы. Например: если речь идет о создании нового продукта, то время на его разработку может быть ограничено активностью конкурентов; если изучаются причины внезапного недомогания сотрудников одного из подразделений организации, то исследование необходимо провести максимально быстро. Приступая к решению проблемы, необходимо знать, как культура организации воспринимает изменения. Значительное внимание должно уделяться отношению сотрудников к данной проблеме. Как люди (на разных уровнях и относящиеся к разным категориям) воспринимают проблему? Понимают ли они ее и хотят ли перемен? Находились ли они под действием данной проблемы так долго, что приспособились жить с ней?

Целесообразно также опереться на организации в решении других проблем и осуществлении организационных изменений различного характера и объема, а также задать следующие вопросы: Каково возможное развитие ресурсов организации в будущем в связи с решаемой проблемой? Может ли она мобилизовать другие ресурсы? Какие делались попытки решить данную проблему? Были ли предыдущие попытки успешными? Почему они провалились?

Возможные направления дальнейших действий. На протяжении всего исследования нужно собирать, регистрировать и анализировать информацию и идеи относительно решения проблемы с такой же тщательностью и упорством, что и данные о ее характере и причинах. Собранные непосредственно исследователем данные классифицируются как данные первичного исследования.

www.nejo.ru

Существуют два способа рассмотрения проблемы.

Поиск Лекций

Формулировка проблемы

Определим термин "проблема":

Проблема – это разрыв между предписанием (что должно быть, что требуется) и описанием (тем, что реально происходит).

Проблема - это ситуация, в которой желаемое (что требуется) отличается от действительного (что происходит).

Проблема – это разрыв между текущим и будущим состоянием системы.

Существуют два способа рассмотрения проблемы.

Согласно одному, проблемной считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Другими словами, Вы узнаете о проблеме потому, что не случается то, что должно было случится. Поступая так, вы сглаживаете отклонения от нормы.

К примеру, мастер может установить, что производительность его участка ниже нормы. Это будет реактивное управление, его необходимость очевидна.

Как проблему можно рассматривать так же потенциальную возможность. Например, активный поиск cпocoбов повышения эффективности какого-то подразделения, даже если дела идут хорошо, будет упреждающим (проактивным) управлением. В этом случае менеджеры осознают проблему, когда понимают – кое-что можно сделать либо для улучшения хода дела, либо для извлечения выгоды из представляющейся возможности. Поступая таким образом, менеджеры выступаете в качестве менеджера-предпринимателя. Специалист по управлению Питер Друкер подчёркивает это, указывая, что разрешение проблемы только восстанавливает норму, результаты же «должны быть следствием использования возможностей.

2-ое определение проблемы включает ситуации, когда менеджеры хотели бы изменить что-либо, даже если это не вызывает жалоб или неудобства в настоящее время. Решение таких проблем предоставляют отличные возможности для улучшения качества работы.

Например, компания по производству воздушных шариков решила разработать воздушные шарики, которые могли бы легче надуваться и были бы более прочными. Покупатели не жаловались относительно существующей продукции их ожидания были связаны с тем, что шарики обычно трудно надувать, и они быстро лопаются. Но компания чувствовала, что люди захотят купить новые воздушные шарики, если они появятся на рынке. Это была возможность усовершенствования качества, которая была реализована в процессе решения проблемы.

В общем виде под проблемой в менеджменте принято понимать оценку функцио­нирования управляемого объекта при затруднении достижения поставленных целей в настоящем или будущем.

При определении проблемы речь идет о возможно точном и объективном фиксировании состояния объекта управления на основе исчерпы­вающей информации. Сложность иденти­фикации проблемы в инновациях усугубляется недостаточностью релевантной информации и вероятностным характером решения проблемы. Работая над проблемой, так или иначе, возможно, придётся выдвигать несколько предположений. Необходимо определять и выдвигать важные из них, те, которые могут оказать влияние на возможные результаты. Простое перечисление малозначимых предположений не принесёт ощутимых результатов.

Когда мы решаем различные производственные проблемы, часто имеем возможность проверить наши предположения. Иногда проблема состоит в том, что проверить правильность выдвинутых предположений невозможно. Таким образом, способность делать предположения и проверять их правильность становится частью «грамотного» мышления». После того как мы убедимся в правильности собственных предположений, мы сможем выдвинуть гораздо более убедительные аргументы в их поддержку, а другие люди, в свою очередь, смогут следовать логике предложенных нами аргументов.

Вместе с тем бывают случаи, когда предположения могут быть определены, но не могут быть проверены. Тогда необходимо изложить свои предположения и разработать на их основе определенные действия. Это продемонстрирует, что мы в полной мере осознаем, что наша логика построена на нескольких предположениях и в случае их ошибочности взгляд на ситуацию, выводы и рекомендации могут кардинально измениться. Это позволит обратить внимание других на природу наших заключений.

Формулировка проблемы – это процесс выявления всех различий между текущим и будущим состоянием системы.

Запись формулировки проблемы поможет разъяснять ее для всех членов группы, а также для других людей вне группы. Формулировка проблемы должна быть задокументирована, и должна включать анализ воздействий, который непосредственно относится именно к описанной проблеме, а также предложения о том, что даст решение проблемы.

Формулировка проблемы должна включать описание:

-Что происходит? Описание текущего состояния ситуации, в которой возникла проблема;

-Как это отражается на деятельности? Влияние проблемы на деятельность предприятия, подразделения, группы. Оценка ситуации должна не только выявить наличие или отсутствие отклонений в деятельности, но и в случае существования последних определить степень их опасности для функ­ционирования предприятия.

-Что необходимо получить в результате решения проблемы? Желаемое состояние дел;

- Как решение проблемы воздействует на потребителей, на персонал, на деятельность? Воздействие при исправлении или устранении проблемы.

Пример:

1. Как найти дорогу?

В настоящее время имеется большое количество жалоб посетителей больницы, которые вынуждены тратить много времени на поиски кабинетов, в которые им нужно попасть. Служащие затрачивают много времени на объяснения посетителям дороги, и те не успевают на прием вовремя. Посетители, пациенты и служащие должны иметь возможность находить нужные им помещения в больнице. Если эта проблема будет решена, существенная доля беспорядка и растрачиваемого впустую времени могла бы быть уменьшена.

В приведённом примере содержатся ответы на все вышеперечисленные вопросы.

Для последующего анализа необходимо дать короткую формулировку проблемы, которая должна удовлетворять следующим требованиям:

-проблема формулируется как разрыв между текущим и будущим состояниями,

- проблема формулируется с позиции обладателя проблемы,

-формулировка проблемы должна быть связана с описанием ситуации, дополненной реалистичными предположениями,

-быть открытой формулировкой управленческой проблемы в терминах теории, с помощью которой будет анализироваться ситуация,

-проблема не должна является симптомом проблемы, целью или вариантом нововведения.

poisk-ru.ru

Формулировка проблемы

Количество просмотров публикации Формулировка проблемы - 203

Анализ и методы интерпретации

Методы сбора данных

Формулировка проблемы

Анализ проблемы

Одна из наиболее трудных стадий в решении проблемы – переход от ощущения дискомфорта͵ от ситуации, где ʼʼчто-то причиняет вредʼʼ, к той, в которой мы имеем четко сформулированную проблему. Стремление к ясному пониманию проблемы может часто вести к ее неадекватной оценке. Такая неадекватность может иметь две крайности: чрезмерно упрощенное либо, напротив, чрезмерно усложненное представление реальной проблемы (рис. 40).

Рисунок 40. - Формы проявления и причины неадекватности оценки проблемы

При первом столкновении с проблемой вполне естественной является потребность знать и понимать ее, иметь контроль над довольно неясной и неопределœенной ситуацией. Здесь проявляется тенденция локализации или упрощения представления ситуации из-за поспешных определœений. Концентрируясь на общепризнанной потребности определœения проблемы ясным и точным способом, мы можем часто упустить из виду более основополагающую проблему. Анализируемая проблема должна быть лишь формой проявления другой фундаментальной проблемы. И именно на выявление этой фундаментальной проблемы и крайне важно направить усилия.

Другая крайность – усложненное представление проблемы. Причиной этого должна быть низкая квалификация ЛПР, наличие большого числа регламентирующих ограничений.

Ощущение проблемы и ее формулировка - ϶ᴛᴏ творческий процесс. По крайней мере он должен быть таким. Это требует от ЛПР образного и исследовательского мышления. Необходимо дать ответы на множество вопросов: что, если..., и (или), почему. Первостепенное значение имеет способность ЛПР выдвигать новые идеи, гипотезы или хорошо организовать выдвижение идей другими работниками организации. Не менее сложно обеспечить процесс отклонения неплодотворных идей. При этом требуется, с одной стороны, сконцентрироваться на решении конкретной проблемы. С другой стороны, очень важно не упустить существенных возможностей из-за чрезмерного ограничения, упрощения проблемы.

Определœение проблем является творческим процессом. Менеджеры, которые не способны подойти к проблеме творчески, могут:

· не распознать истинный характер некоторых проблем,

· оказаться не способными своевременно предвидеть вероятные последствия.

В такой ситуации ответственные за организацию принятия решения и действия по его реализации стоят перед задачей:

· концентрации творческой деятельности на распознавании и формулировке проблем,

· усиления аналитического характера процесса определœения проблем и их перевода на организационный язык, чтобы решения могли быть приняты,

· определœения объёма ресурсов, которые целœесообразно направить на реализацию решения.

При решении долговременных и стратегических проблем целœесообразно введение специалиста по управленческим решениям в группы, определяющие проблемы. Потребность в связи между творческим и аналитическим аспектами в принятии операционных решений возникает очень часто. По этой причине эти два навыка должны быть развиты в одном и том же лице или группе, которые занимаются разработкой решений.

Четкая формулировка проблемы при появлении дискомфорта͵ нахождение фундаментальной проблемы за проблемой очевидной – самый важный момент в фазе определœения проблемы.

Понимание проблемы включает:

· Определœение существующего положения вещей, имеющейся ситуации. Даже о самых очевидных и общепризнанных установках и процедурах в организации крайне важно задавать вопрос ʼʼпочему?ʼʼ.

· Способность видеть более широкую картину, чем очевидное и непосредственно воспринимаемое. Понимание проблем – очень контекстный процесс, который включает наблюдение как ʼʼлесаʼʼ, так и ʼʼотдельных деревьевʼʼ.

· Готовность изучать будущее. Определœение проблем прежде, чем они станут кризисами, часто означает, что они бывают рассмотрены и решены без существенных негативных последствий для организации.

Основные элементы понимания проблемы приведены на рис. 41.

 
 

Рисунок 41. - Основные элементы понимания проблемы

Основными стадиями понимания контекста проблемы являются сбор данных и их анализ, интерпретация и формулировка варианта определœения проблемы в анализируемом контексте. Рассмотрим эти стадии.

1. Сбор данных относительно прикладной области. Типология данных должна быть проведена по ряду признаков, в частности:

· по степени общности – общая либо детальная информация,

· по степени достоверности – ʼʼтвердый фактʼʼ либо мнения, оценки, субъективные и даже спорные. Эта информация используется для построения картины проблемы.

2. Анализ и интерпретации данных для нахождения самой проблемы, ее основной причины, проявлений и последствий. Простой анализ может включать подсчет частоты наступления определœенного события в определœенные интервалы времени. Более сложный анализ может потребовать, к примеру, создания определœенной модели. Это должна быть аналоговая модель, представляющая данные другим способом, к примеру, в виде графика, или более сложная, с использованием специального математического аппарата. Главное требование к выбору методов анализа данных – улучшение нашего понимания ситуации и решаемой проблемы.

Рассмотренные выше две стадии не всœегда четко разграничены и полностью последовательны. Это обусловлено рядом причин. В процессе сбора данных трудно обеспечить полную беспристрастность. По этой причине на данной фазе невозможно полностью исключить анализ. В ходе анализа должна быть выявлена потребность в дополнительных данных. Целœесообразно двигаться от сбора данных к их анализу и интерпретации, от вопроса ʼʼчто?ʼʼ к вопросу ʼʼпочему?ʼʼ.

referatwork.ru

Формулировка - проблема - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Формулировка - проблема

Cтраница 1

Формулировка проблемы включает узлы ( part), симптомы ( symptom), возможно, детали ( subpart), входящие в состав узлов. С проблемой может быть связано определенное испытание или проверка ( check), которые нужно провести.  [1]

Формулировка проблемы и исходные данные записаны на доске.  [2]

Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта исследования. Им может быть социальный процесс, или область социальной действительности, или какие-то социальные взаимоотношения, содержащие конфликт, противоречие. Иными словами, объектом может быть все то, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект социологического исследования - это то, на что направлен процесс познания.  [3]

Формулировка проблем не должна отражать внутренние потребности Вашей организации, за исключением случаев, когда Вы ищит.  [4]

Формулировка проблемы ставит вопросы: чем должна завершиться разработка и что препятствует получению желаемого.  [5]

Формулировка проблемы включает три основных раздела.  [6]

Эффективная формулировка проблемы требует знания возможных последствий действий, выходящих за рамки исхода, на котором мы сосредоточиваем свое внимание. На мой взгляд, целесообразно концентрировать внимание на идеалах, поскольку четкое определение соответствующих идеалов позволяет тем, кто связан с проблемной ситуацией, четко выразить свои стилевые предпочтения.  [7]

Формулировка проблемы оптимизации по векторному критерию эффективности впервые встречается у Вильфредо Парето в 1896 г. В 1963 г. Лотфи Заде опубликовал заметку, в которой поднимался вопрос о проектировании систем управления по нескольким показателям качества и было показано, что точная оптимизация векторного функционала в большинстве случаев недостижима. Это означает, что если выбором управления можно оптимизировать какой-либо скалярный функционал, то практически невозможно в той же области допустимых управлений оптимизировать другой скалярный функционал, даже когда смысл скалярных функционалов непротиворечив.  [8]

Формулировка проблемы синтеза преобразований, осуществляющих наилучшее приближение, была дана во введении.  [9]

Такая формулировка проблемы содержалась в работах [112], где было показано, что код обладает большой надежностью по отношению к неблагоприятным заменам полярных аминокислотных остатков на неполярные и наоборот.  [10]

После формулировки проблемы обычно приступают к предварительной наметке одного или нескольких вариантов системы, которые, по мнению проектировщиков, заслуживают дальнейшего рассмотрения и подробного исследования. Исследования вариантов всегда начинается с оценки их эффективности. Для этого необходимо знать требуемое значение эффективности системы, а также уметь вычислять значения показателя эффективности, исходя из структуры и параметров системы. Требуемое значение показателя эффективности определяется на основе анализа целей создания системы и круга решаемых ею задач или что то же самое, народнохозяйственной ( экономической) целесообр азности.  [11]

Сама формулировка проблемы указывает способ, с помощью которого анализ чувствительности можно применить для точной оценки результатов достижения этой цели.  [12]

При формулировке проблемы важно понять, что Заказчик имеет в виду под наиболее подходящим вариантом. Если мы поймем интересы и устремления Заказчика неверно, то может произойти серьезное недоразумение. Показатель качества - это некоторая функция, которая дает возможность численно оценить каждый вариант развития изучаемой системы. Поскольку варианты развития системы являются следствием соответствующих вариантов управления системой, после формулировки показателя качества исследование модели сводится к поиску такого варианта управления, которое приводит к максимальному значению показателя качества управления. К сожалению, показатель качества удается построить далеко не всегда. Иногда имеется несколько показателей, они важны каждый сам по себе, и их не удается объединить в единый критерий. В этом случае приходится представлять Заказчику результаты анализа экономической системы не в виде наилучшего ( оптимального) решения проблемы планирования, а другими способами, которые будут обсуждены позднее.  [13]

При формулировке проблемы возникает вопрос о форме слитка и механизме теплопередачи в расплаве. Чтобы не усложнять и без того сложную математическую сторону вопроса, рассмотрим кристаллизацию плоского слитка ( рис. 11, см. стр.  [14]

При феноменологической формулировке проблемы ту часть энергии кристалла, которая зависит от магнитного состояния, можно в принципе записать как сумму четырех видов энергии: энергии обменного взаимодействия, магнитокристаллической или, короче, кристаллической энергии, магнитоупругой и магнитоста-тической энергии.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Как сформулировать проблему текста?

В последнем задании ЕГЭ по русскому языку от ученика требуется прочесть текст и отыскать имеющуюся проблему. Таковых в задании имеется три, иногда более. Проблемы с их определением возникают нечасто. Однако следует детально рассмотреть данный процесс, поскольку важно не просто найти какую-то проблему и написать по ней сочинение, но и правильно ее аргументировать, опираясь на читательский и жизненный опыт. Также не стоит забывать, что проблему необходимо определить верно, иначе даже самое лучшее сочинение не будет засчитано.

Как найти проблемы текста

ЕГЭ по русскому языку и трудности его сдачи известны всем. В экзамене самым важным и максимально оцениваемым является последнее задание с написанием сочинения. Максимальные баллы за его выполнение составляют 24, или более 40, если переводить в итоговые значения. Однако выполнить его на максимум удается не всем. Трудности могут возникнуть с орфографией, пунктуацией, тавтологией и многими другими деталями, за которые могут снять баллы.

Однако задание не будет оценено вовсе, если ученик не найдет проблему или укажет её неверно. Чтобы с этим не возникло проблем, в первую очередь следует понять смысл текста. Учитывая, что он достаточно объемный, проблемы равномерно распределены по всем его частям. Однако легче всего выделить основную, прослеживающуюся от начала и до конца. Понять, что это за проблема, весьма просто, поскольку она заложена в смысле текста. При этом отдельные его части могут содержать намеки на другие проблемы, близкие к основной.

Формулировка проблемы

Как было сказано ранее, для начала следует разобраться со смыслом текста. После его осознания можно приступить к формулировке проблемы. В любом сочинении для правильного выражения проблемы требуется обобщить суть текста. К примеру, если в нем говорится об истреблении определенного вида животного или растения человеком, то основная проблема будет заключаться в неразумном вмешательстве человека в мир природы. Это не будет прямо записано в художественном тексте, однако прочитать эту мысль можно "между строк".

Все используемые в подобных заданиях художественные тексты зачастую содержат частные случае или ситуации, из которых затем делается общий вывод смысла. Полученное в итоге сочинение также должно соответствовать заданному объему, минимум в 150 слов. Желательным количеством является двести и более слов. Однако не следует слишком усердствовать и расписывать текст на десять листов, ведь будет учтено только два аргумента и пара примеров. Излишнее цитирование также нежелательно.

Проблемы в художественных текстах

Этот вид примеров оказывается наиболее сложным для работы, поскольку требуется анализ описываемого действия, героев, их характеров и прочего. Именно с этим у многих и возникают основные трудности. Чтобы разобраться с ними и облегчить процесс анализа, поделите текст на три части. Это деление будет условным.

В первой части, которая может состоять из вступления и завязки сюжета, можно отыскать основную проблему текста. Если она не прослеживается столь явно, то следует перейти ко второй части с основным сюжетом. В ней также можно отыскать намеки на общую проблему. Однако там будет еще одна тема для сочинения. И затем можно перейти к анализу третей и последней части. Нередко с ней может возникать путаница, поскольку мысли, высказываемые в финале, могут натолкнуть на размышления о сторонней проблеме.

Проблемы в публицистических текстах

Этот вариант задания не часто встречается. Однако работать с ним легко, поскольку проблема может быть выражена в одном из предложений, и её не потребуется формулировать самостоятельно. Ученику будет достаточно выписать его, а после работать с полученными данными.

Что будет, если неправильно выразить проблему текста?

В таком случае сочинение будет просто не засчитано, даже если по всем другим пунктам оценивания будут набраны все баллы. Эта ситуация наиболее неприятна для ученика, поскольку даже идеально написанное сочинение не получит оценки.

Постараться избежать этой ситуации можно, стараясь искать тему не в отдельных предложениях (как упоминалось ранее, так как заключительная часть может легко натолкнуть на ошибочные выводы), а в целом. Так, зачатки основной темы легко прослеживаются в начале, середине и конце текста.

Что делать, если найдено несколько проблем?

Этот вариант наилучший, поскольку ученик имеет возможность выбрать, о чем писать. В первую очередь следует определиться, какая тема является основной. После нужно разобраться с тем, какую из них будет легче всего аргументировать. На основе этих двух деталей можно определиться с идеей и написать с ее помощью хорошее сочинение.

Как писать сочинение

Несмотря на то что подобное задание подразумевает выражение своих мыслей, без шаблонов не обойтись. Начиная с девятого класса, в котором также требуется написание сочинения, ученик заучивает определенный шаблон, по которому ведется все дальнейшее написание любого сочинения. Преимуществом этого является отсутствие необходимости в придумывании вступления, завершения и прочих мелких деталей. Они повторяются из раза в раз. Ученику остается только вставлять названия произведений и имена авторов, используемых в конкретном случае.

Такие стандартные конструкции, или клише, могут выглядеть следующим образом:

  • Вступление. В приведенном тексте (имя автора) поднимается проблема (формулировка проблемы). Названная проблема действительно важна в современном мире (или нечто подобное, высказанное своими словами).
  • Затем идут несколько примеров из текста. Обычно сначала записывается номер предложения (все они пронумерованы), после идет сам текст в скобках, затем пишем объяснение того, как это относится к поднимаемой проблеме. Таких примеров следует привести два (в формулировке задания к сочинению указывается точное значение).
  • После ученик переходит к аргументации своей позиции. Этих аргументов должно быть как минимум два. Один или оба должны быть основаны на читательском опыте. В качестве второго примера можно использовать исторические данные или даже фильмы (с указанием режиссера и года съемки). Аргумент может выражаться в кратком пересказе сюжета и том, какое он имеет отношение к проблеме текста.
  • Заключение также берется из клише. Цель этой части заключается в подведении итогов сочинения.

На что следует обратить внимание

Отдельного внимания заслуживают способы формулировки проблемы:

  • Самостоятельно (своими словами). Этот вариант также можно поделить на два способа: простой и сложный. В первом проблема может быть выражена одной фразой (автор поднимает проблему веры и т. д.) Такой вариант прост, поэтому редко встречается. Тексты к сочинению не всегда позволяют так просто найти проблему. В таких случаях может использоваться сложный вариант с выражением проблемы в форме вопроса: «Может ли один человек повлиять на историю? Над этим нам предлагает задуматься автор». Иногда подобная формулировка оказывается легче первой.
  • Цитирование. Некоторые тексты имеют авторское формулирование проблемы. В этом случае достаточно воспользоваться цитатой.
  • Предложения из текста. Иногда определенные предложения содержат суть поднимаемой проблемы или даже выражают её. В этом случае достаточно привести их номера из текста.

Книжные аргументы к сочинению

Как было указано ранее, в качестве аргументов могут использоваться книги, фильмы, исторические факты (жизненный опыт). Из всех них обязательным является книжный пример, поскольку одна из основных целей сочинения состоит в проверке читательского опыта ученика и умения использовать его в качестве аргументов. В качестве литературы можно использовать любые произведения отечественных и иностранных авторов. В число исключений попадают народные сказки (за счет отсутствия авторов). Особенностью данного аргумента является то, что не всегда проверяющий может знать используемое в примере произведение. Некоторые ученики успешно пользуются этим, придумывая свои названия для книг малоизвестных авторов или меняя сюжет истории, делая его подходящим для аргументации.

Это может показаться удобным, однако не следует злоупотреблять такой хитростью, ведь если проверяющий знает произведения автора или даже читал их, то трюк будет легко раскрыт, и аргумент может быть не засчитан.

Какие произведения лучше использовать при аргументации? Ученику следует писать о книгах, которые ему хорошо знакомы. При этом следует выйти за пределы классической школьной литературы. Даже современные фантастические книги могут сослужить хорошую службу при написании работы, ведь в них вполне может присутствовать хороший аргумент. Иностранные книги в качестве аргументов могут сильно пригодиться, однако следует учитывать проблемы перевода текста, поскольку иногда они могут натолкнуть на неверный вывод о содержании.

Прочие варианты аргументов

В роли второго аргумента можно использовать жизненный опыт или исторический случай. Это особенно актуально для тех, кто хорошо знает исторических личностей и их особые заслуги. Также можно вспомнить о настоящем времени и знаменитых личностях. Примеры из жизни какого-либо знаменитого человека могут стать полезным аргументом. В помощь ученику придут биографические фильмы. Однако не следует указывать их названия, если экзаменуемый точно не знает автора и год выпуска.

Для использования этого аргумента не обязательно заучивать всю историю. Зачастую достаточно двадцатого и двадцать первого веков. При этом особое внимание следует уделить мировым войнам и отдельным личностям, совершившим какой-либо подвиг. Этого вполне может хватить. И учитывая, что в формулировку такого аргумента входят слова о жизненном опыте, вполне можно использовать историю из своей жизни, имеющую отношение к описываемой проблеме.

Иногда некоторые задаются вопросом о том, можно ли в качестве аргументов использовать фильмы и сериалы. Да, такой вариант возможен. Однако для его использования нужно точно знать год выпуска и режиссера. И если с последним проблем не возникнет, то первое запомнить бывает весьма проблематично. Но если иного варианта в голову не приходит, то фильмы очень пригодятся.

Научный текст

Рассмотрим проблемы из научного текста. Этот тип текста используется очень редко. Однако в качестве тренировки с целью научиться формулировать проблему вполне подходят. Особенностью этих текстов является отсутствие излишней "воды" и красивых оборотов. Вся цель выражается ясно и четко с помощью соответствующей терминологии. Это сильно облегчает задачу поиска и может пригодиться тем, кто только учится определять проблему текста.

Проблемы из текста песни

Если отойти от темы ЕГЭ по русскому, то текст песни и проблемы, поднимаемые в нем, могут стать еще одной из причин, по которой необходимо научиться вычислять основные вопросы. Песни в этом случае - не столь популярный вариант, поскольку они часто имеют не столь высокие требования к содержанию и могут быть, по сути, бессмысленными. Например, если уделять особое внимание анализу, то можно даже найти проблемы в тексте песни Фараона или другого исполнителя. Особенно актуальны в этом зарубежные рок-певцы, поскольку у них, кроме сильного смыслового содержания в тексте, может иметься хороший видеоряд, благодаря которому легко понять заложенный смысл.

Песни и аргументы к сочинению

Ранее было упомянуто обязательное использование читательского опыта при аргументации сочинения. Далеко не лишним будет прибегнуть к стихам и песням различных исполнителей, чтобы укрепить аргументацию и быть более уверенным в том, что ваше мнение будет засчитано. Сегодня у многих возникают сомнения по поводу актуальности того или иного книжного аргумента в тексте, а также его верного толкования. В случае с песнями и стихами можно прибегнуть к цитированию, благодаря которому все объяснение сильно упрощается.

Последнее задание ЕГЭ требует сформулировать проблему текста. Это очень важный этап, поскольку он помогает определить читательский опыт ученика и его умение аргументировать свою позицию. Проблема текста и сочинение также связаны, поскольку недостаточно просто назвать найденную тему. Необходимо уметь использовать её для составления полноценного сочинения, в котором она будет полностью раскрыта. Задание не является чем-то особенным, поскольку проблемы текста и русский язык тесно связаны. Достаточно вспомнить любое классическое произведение. Во всех из них имеется как минимум одна проблема. Чем больше какое-либо творение, тем большее количество проблем в нем заложено. Актуально это не только для отечественных авторов, но и для зарубежных. Суть написания любой книги лежит в составлении истории, которая может базироваться как на одной проблеме, так и включать сразу несколько на протяжении всего повествования.

fb.ru

КАК ПРАВИЛЬНО СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ?. Логико-структурный подход и его применение для анализа и планирования деятельности

КАК ПРАВИЛЬНО СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ?

Этот вопрос очень важен, поскольку неправильно сформулированные проблемы могут привести к очень общим заключениям или к очевидным выводам. Основываясь на таких формулировках, будет невозможно провести анализ.

Так какой же должна быть формулировка проблемы?

1. Проблема должна быть существующей[1] – не той, «которая предположительно у нас появится после прохождения этапа X», а той, которая есть уже сейчас. На следующем этапе работы предлагаемая проблема будет переформулирована в гипотетическую цель, условия для достижения которой сейчас отсутствуют, а внешние условия могут измениться, и запланированная таким образом работа окажется ненужной.

В качестве иллюстрации вспомним детское стихотворение про рыбака [2], который, собираясь на рыбалку, попытался предусмотреть все осложнения, которые могли бы возникнуть в процессе ловли рыбы, и взял с собой массу ненужные вещей (кровать, самовар) и в придачу собаку,

«чтоб все охраняла». В результате лодка перевернулась, а коллеги, неделю вылавливавшие из реки вещи, объясняли незадачливому организатору проекта: «Послушай, чудак, ты, кто угодно, но не рыбак. Ведь для хорошего для рыбака удочка только нужна и река!»

2. Формулировка должна быть конкретной и реальной: лучше избегать общих слов и постараться дать понять заинтересованным сторонам, почему сложившаяся ситуация вас не устраивает и что вы намерены (и действительно можете) изменить.

Например, формулировка «низкий уровень жизни целевой группы» – не самая удачная для постановки проблемы. Если вы действуете в масштабе страны и распределяете бюджетные средства так, чтобы этот самый уровень жизни повысился по всем показателям – то это просто замечательно! А если ваша задача – «на общественных началах» вырастить поле картошки и раздать урожай малообеспеченным семьям, проживающим в вашем районе, то в такой ситуации формулировка «представители целевой группы плохо обеспечены продуктами питания» звучит, конечно, скромнее, но зато соответствует действительным возможностям по решению проблемы. Также неправильно формулировать проблему «целевая группа голодает»: в таком виде это простая констатация факта. К тому же, не совсем ясно, как будет устраняться причина голода.

– Не стоит использовать формулировки вида «нет чего-то» или «отсутствие чего-то» этим вы даете понять, что вам важнее не решение проблемы, а получение материальных ценностей.

Сами по себе слова «нет», «отсутствие» не являются запретными – нецелесообразно лишь их употребление в контексте «нет инструмента». Если слово «нет» участники обсуждения пытаются заменить словами «недостаточно чего-то (инструмента)», «отсутствие чего- то», эти попытки ведущий должен пресекать.

Формулировки типа «нет денег», «нет компьютера», «нет транспорта» являются некорректными. Тем не менее, формулировка «нехватка времени» вполне приемлема, потому что время не является инструментом, используемым для достижения цели. Опять же, «нет еды» – приемлемая формулировка, в отличие от «нет автомобиля».

Если же наличие какого-то инструмента – действительно необходимое условие для решения проблемы, ведущий должен побудить аудиторию переформулировать проблему. Наводящим вопросом может быть такой: «Какая проблема решится с появлением этого инструмента?»

3. Избегайте слишком общих, глобальных проблем («бездуховность общества», «глобальное потепление» и т.п.).

4. В формулировке должна присутствовать только одна проблема. Распознать тот факт, что формулировка содержит в себе несколько проблем, можно по словам «потому что…» или «для того, чтобы.».

Пример: «Дети не хотят играть во дворе, потому что там нет детской площадки» надо разбить на две проблемы: «дети не хотят играть во дворе» и «во дворе нет детской площадки».

5. Избегайте излишней детализации. Не стоит записывать проблемы каждого из многочисленных членов целевой группы – наш проект в какой-то мере универсален (направлен на всю группу) и долгосрочен.

6. Проблемы не должны дублироваться. Если две проблемы близки по смыслу, их надо объединить вместе либо, если участники обсуждения не согласны, уточнять формулировку до тех пор, пока не станет очевидным различие между проблемами. Следить за отсутствием «дубликатов» – обязанность ведущего.

Пример: Две проблемы: «Дети летом предоставлены сами себе» и «Летом детьми никто не занимается». Если участники не соглашаются объединить проблему в одну, то стоит предложить переформулировать их в «равнодушное отношение к происходящему во дворе со стороны прохожих и жителей дома» и «родители не уделяют должного внимания ребенку в семье».

Качественно провести этап формулирования проблем помогут ответы на следующие вопросы:

• В чем состоит проблема с точки зрения целевой группы?

• Почему необходимо осуществление планируемой деятельности с точки зрения целевой группы?

• В чем состоят причины возникновения проблемы с точки зрения каждой из заинтересованных сторон?

• Какие могут быть последствия существования проблемы с точки зрения каждой из заинтересованных сторон?

• Почему целевая группа не может решить проблему самостоятельно? Что мешает это сделать? Почему необходима помощь? Какой она должна быть?

• Какие организации уже занимались этой проблемой?

Роль ведущего. Не только на этом, но и на остальных этапах анализа ведущий должен периодически напоминать группе участников о той цели, ради которой они собрались: «Мы – это те люди, которые лучше всех знают основную проблему, поэтому именно мы можем все вместе, усилиями всей группы ее описать». Если это не так, то мы допустили ошибку на этапе анализа заинтересованных сторон, и составленный перечень надо срочно пересмотреть.

Если в процессе обсуждения окажется, что надо добавить одну или более «забытых» заинтересованных сторон – сделайте это незамедлительно: это повлияет на ход анализа только положительным образом.

Однако стоит постараться избежать ситуации, когда большая часть собравшихся имеет отдаленное представление об основной проблеме (зато с ними приятно пообщаться), и вы медленно, но верно понимаете, что в перечне заинтересованных сторон надо заменить большую часть.

Часто участники обсуждения «зависают» на одной из проблем, утверждая, что ее решение невозможно либо, наоборот, вместо того, чтобы предложить формулировку проблемы (например, «отсутствие условий для игр детей»), предлагает в той или иной форме варианты ее решения («нет детской площадки», «надо поставить детскую площадку»). Ведущий должен побудить участников переформулировать эти утверждения, задавая вопросы вида «Какую проблему это решит?» либо, в самом худшем случае, отдельно фиксировать такие утверждения для того, чтобы позже к ним вернуться и еще раз попытаться переформулировать их или использовать при определении других проблем.

Если проблем высказано слишком мало, надо идти по пути детализации проблем (естественно, в разумных пределах).

Теперь вернемся к участникам обсуждения. Они описывают стоящие перед ними проблемы, которые, возможно, решит либо, наоборот, обострит планируемая деятельность. Сейчас участники должны учитывать только свои собственные интересы либо интересы сторон, которые они представляют. Напомним, что все проблемы записываются на карточках (одна проблема на одну карточку) и крепятся около соответствующих заинтересованных сторон либо связей на Схеме анализа заинтересованных сторон. В процессе сформулированные проблемы обсуждаются, корректируются (в случае необходимости), группируются однотипные проблемы.

Затем карточки снимаются и размещаются на подготовленном пространстве – на стене, полу или большом листе бумаги.

В случае с нашим примером, список проблем может быть таким:

• Дети не могут играть во дворе дома.

• Родителям приходится далеко ходить с детьми.

• Дети уходят далеко от дома.

• Детей тяжело контролировать.

• Во дворе негде играть.

• Во дворе запарковано много машин.

• Во дворе ездит много машин.

• Детям опасно играть во дворе.

• Грязный воздух.

• Двор загрязнен строительным и бытовым мусором.

• Нет зеленых насаждений.

• Детская площадка быстро пришла в негодность.

• Играть на площадке опасно.

• Двор грязный.

• Поступает много жалоб в ЖЭС на то, что детям негде играть.

• Подростки собираются в подъездах.

• Подростки мусорят в подъездах.

• Двор загрязнен собаками.

• Двор загрязнен алкоголиками.

• В подъездах темно.

• Подростки бьют лампочки.

• Кто-то выкручивает лампочки в подъездах.

• В темный подъезд страшно заходить.

• Участковому поступают многочисленные жалобы на подростков.

А вот как будут выглядеть карточки с формулировками проблем, сгруппированные в соответствии со Схемой анализа заинтересованных сторон (Рисунок 3) относительно каждой из групп интересов:

Рисунок 4. Пример размещения проблем на схеме анализа заинтересованных сторон

Теперь, когда все проблемы сформулированы, можно перейти к этапу анализа – построения причинно-следственных связей и «дерева проблем».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru