Урок математики в 5-м классе "Доли. Обыкновенные дроби". Доли в математике


Что такое доля в математике

Предположим, что у нас есть некоторый предмет, составленный из нескольких абсолютно одинаковых (то есть, равных) частей. Для наглядности можно представить, например, яблоко, разрезанное на несколько равных частей, или апельсин, состоящий из нескольких равных долек. Каждую из этих равных частей, составляющих целый предмет, называют долей целого или просто долей.

Просмотр содержимого документа «Что такое доля в математике»

Посмотрите. Всё ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки.

Прозвенел сейчас звонок.

Начинается урок .

“ Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию”.

Ян Амос Каменский

Я.А.КАМЕНСКИЙ 1592 – 1670

1) ОА – … 2) О – … 3) … 4) АВ – … 5) …

О

Ответ: сектор –

часть круга, ограниченная двумя радиусами.

Мама купила арбуз.

Разрезала его на 6 равных частей:

Что такое доля?

Доля – каждая из равных частей единицы. Так как арбуз разрезали на 6 равных частей, значит его разделили на 6 долей и каждый получил «одну шестую» долю арбуза, или, короче «одну шестую арбуза».

1

А

В

АВ

4

половина

четверть

треть

Как записывают доли?

Для записи любой доли используют горизонтальную чёрточку. Её называют дробной чертой

Пишут :

Обыкновенная дробь.

Записи вида называют

обыкновенными дробями …

Числитель дроби

Черта дроби (дробная черта)

Знаменатель дроби

Что показывают числитель и знаменатель дроби?

Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято.

Прочитайте дроби. Что показывает числитель и знаменатель каждой дроби?

Физкультминутка

  • Раз –согнуться, разогнуться,
  • Два – нагнуться, повернуться,
  • Три - в ладоши три хлопка,
  • Головою три кивка.
  • На четыре – руки шире,
  • Пять, шесть - тихо сесть,
  • Семь, восемь – лень отбросим.

Запишите в виде обыкновенной дроби.

  • Две седьмых
  • Четыре девятых
  • Одна сотая
  • Шесть восьмых
  • Три двадцать пятых
  • Половина

Подумай и ответь.

Какая часть фигуры закрашена?

2) Какое из чисел больше:

V. Домашнее задание: п. 23; № 925, 926, 932, повторение п. 10, 11. В математический словарь: сектор.

РЕФЛЕКСИЯ

НА УРОКЕ

  • Я узнал…
  • Я научился…
  • Мне понравилось…
  • Я затруднялся…
  • Моё настроение…

kopilkaurokov.ru

Урок математики в 3-м классе. Тема "Доли"

Разделы: Начальная школа

Тема: Доли» (3 класс)Цели:

  • Дать общее представление о доле числа.
  • Познакомить с их записью и чтением.
  • Учить называть, записывать и сравнивать доли.
  • Развивать самостоятельность, логическое мышление.
  • Развивать навыки устных вычислений.

Задачи:

  • Выполнить практические задачи по инструкции учителя.
  • Выполнить наглядное сравнение долей.
  • Решить задачи с использованием нового материала.
  • Повторить умножение и деление.

ХОД УРОКА

I. Чистописание

12     21 – Дайте характеристику каждому числу.

II. Устный счёт

60 : 10             6 * 7 42 * 1              90 * 0 17 : 17             7 * 8 40 : 5               45 : 45

1 24 8 64 56 42 9 6 12 0
н

о

д

с

и

а

к м

ф

р

– Проверим: возьмите простой карандаш и под каждым ответом поставьте соответствующую букву.

6    42   1    8   42   0   56   1 м    а     н    д    а    р    и    н

– Если ответы верны, то получится слово. (Мандарин)

– Вы скажете, причём тут мандарин, когда у нас математика?

– А он нам поможет назвать тему урока.

III. Сообщение темы урока

– Вот у меня мандарин. Я его очистила. Когда мы начинаем его есть, то мы его делим на что? (На дольки) – Мандарин состоит из долек. Если мы посмотрим на чеснок, он тоже состоит из долей. – Так тема урока – «Доли». (Запись в тетради)

IV. Объяснение нового материала

1. – У вас на партах лежит геометрическая фигура. Как она называется? (Круг) – Сложите круг пополам. – Разверните. – Сколько равных частей получили? (2) – Итак, мы разделили круг пополам, т.е. на две равные части. – Как они называются?  (Половинки)

2. Яблоко.

– Теперь я возьму яблоко, разрежу его пополам. – Сколько равных частей я получила?  (2 равные части)

– Можно сказать, что половина яблока – это одна вторая доля яблока.

– А записывают это так:  . – Сколько частей взяли? (1) – На сколько частей разделили? (2) – Мы получили  . – В математике число, которое записано над чертой, называют числитель, а число, которое записано под чертой – знаменатель. – Итак, числитель – показывает, сколько равных частей взяли, а знаменатель – показывает, на сколько равных частей разделили целое.

(Запись в тетради:)

– Итак, мы яблоко разделили на две равные доли и получили долю яблока. – Доля – это часть целого.

3. – Теперь возьмите круг, который вы согнули пополам. Сложите ещё пополам. – Разверните. Сколько теперь равных частей получили? (4)

4. Яблоко

– Я возьму и каждую долю яблока разрежу пополам. – Сколько равных частей получили? (4)

– А записывают это так: . – В числителе записываем 1, а в знаменателе – 4.

5. – Посмотрите на  и . – Сравните: что больше: и ?

(Запись в тетради:   >  )

– Вывод: чем больше частей, тем доля меньше.

V. Самостоятельная работа

Карточки: изображено 6 кругов, каждый разделён на доли: на 3, 8, 2, 4, 6,12. Надо подписать:  ,, , , , .

VI. Физминутка

VII. Закрепление. Работа по учебнику

1. Стр. 80 №1.

– Итак, пирог разделён на 6 равных частей. (Показ на доске)

                 
                 

– Взяли 1 такую часть

                 
                 

– Это  доля пирога. – И вам нужно узнать, какая доля получится, если разделить на 2 равные части каждую шестую долю пирога. – Значит, что мы должны сделать с каждой шестой? (Разделить на 2 равные части) – У вас у каждого «пирог», разделённый на 6 равных частей. – Разделите каждую шестую долю пирога на две равные части. – Проверяю. (У доски варианты деления) – Сколько равных частей получили? (12) – Значит, какая доля получится? ( ) – Сравните: какая доля больше:  или  ?(Запись в тетради: > )

Вывод: чем больше частей, тем доля меньше.

2. Стр. 80 №2.

– У вас на картинке прямоугольники, которые разделены на доли. – Какого цвета  доля? (Розового) – Какого цвета доля? (Синего) – Какого цвета доля? (Зелёного) – Какого цвета  доля? (Жёлтого)

– Какая доля меньше  или  ?(Запись в тетради:   < ) – Чем больше частей, тем доля меньше. – Какая доля больше:  или ?

(Запись в тетради:  >  )

– Какая доля самая маленькая? () – Запишите в тетради доли прямоугольника, начиная с наименьшей, т. е. с самой маленькой. – Проверим.

3.  Стр. 80 № 3.

– Прочитаем задание. – Какую фигуру надо начертить? – Чему равна сторона квадрата? – Начертите квадрат со стороной 3 см. – Подпишите. – Читаем дальше, что нужно сделать? – Выполним 1 часть. – Значит, на сколько равных частей надо разделить квадрат? (На 9) – Как разделим? / на квадратные см/ – Что такое квадратный см? – Разделите. – Сколько частей получили? (9) – Назовите 1 такую часть. () – Закрасьте . – Закрасьте  самостоятельно. – Проверяем.

VII. Итог урока

– Какая тема урока была? – Что такое доля? – Мы учились делить на доли и записывать доли. – Как называется число, которое пишем над чертой? – Что показывает числитель? – Как называется число, которое под чертой? – Что показывает знаменатель? – А ещё мы учились сравнивать доли. Какой вывод сделали? – Урок закончен. Спасибо.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Доля — Что такое доля в математике. Как найти число по доле и долю по числу? Правило. — 22 ответа



Доля часть

В разделе Школы на вопрос Что такое доля в математике. Как найти число по доле и долю по числу? Правило. заданный автором Оксана Чендева лучший ответ это Доля – каждая из равных частей числа.Например 2 - это одна треть (одна из трех равных долей) от шести (6 = 2 +2+2)Чтобы найти долю от числа надо разделить число на количество долей (в предудщем случае Делим 6 на три и получаем 2)Чтобы найти число, надо долю умножить на количество долей.Если доля выражена в виде дроби, то чтобы найти долю от числа надо умножить число на числитель, и разделиь на знаменатель.Например, найти 1/5 от 2525*1/5 = 5Если известна доля, то чтобы найти число, надо величину доли умножить на знаменатель и разделить на числитель.Например:Известно, что 5 - это 1/10 от числаТогда число равно 5*10/1 = 50

Ответ от 22 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что такое доля в математике. Как найти число по доле и долю по числу? Правило.

Ответ от Полина Дудкина[новичек]Равные части ,

Ответ от эмиль Сафин[новичек]ок

Ответ от Мария Арсентьева[новичек]хрень

Ответ от 0uig7g 08h9[b[новичек]hjhjhjh

Ответ от Ѐамиль Нуртдинов[новичек]Доля-это часть целого. Сумма всех долей от целого составляет целое.

Ответ от Ольга[новичек]подскажите пожалуйста покупаем квартиру 42.1 кв. м. у трех собственников 1/3 доли хотят, что бы было на каждого свой договор (каждый продает свою долю 1/3 отдельно ) как правильно распределить доли нас тоже трое опека и в этой квартире наши доли должны быть 2/8,3/8 и 3/8, спасибо заранее за ответ

Ответ от Надият Эмирбекова[новичек]классно

Ответ от Ђаня Симакина[новичек]доля -хрень

Ответ от Никита Ткачук[новичек]Доля – каждая из равных частей числа.Например 2 - это одна треть (одна из трех равных долей) от шести (6 = 2 +2+2)Чтобы найти долю от числа надо разделить число на количество долей (в предудщем случае Делим 6 на три и получаем 2)Чтобы найти число, надо долю умножить на количество долей.Если доля выражена в виде дроби, то чтобы найти долю от числа надо умножить число на числитель, и разделиь на знаменатель.Например, найти 1/5 от 2525*1/5 = 5Если известна доля, то чтобы найти число, надо величину доли умножить на знаменатель и разделить на числитель.Например:Известно, что 5 - это 1/10 от числаТогда число равно 5*10/1 = 50

Ответ от Здукова надежда[активный]Равные части

Ответ от серега гура[новичек]Доля – каждая из равных частей числа.Например 2 - это одна треть (одна из трех равных долей) от шести (6 = 2 +2+2)Чтобы найти долю от числа надо разделить число на количество долей (в предудщем случае Делим 6 на три и получаем 2)Чтобы найти число, надо долю умножить на количество долей.Если доля выражена в виде дроби, то чтобы найти долю от числа надо умножить число на числитель, и разделиь на знаменатель.Например, найти 1/5 от 2525*1/5 = 5Если известна доля, то чтобы найти число, надо величину доли умножить на знаменатель и разделить на числитель.Например:Известно, что 5 - это 1/10 от числаТогда число равно 5*10/1 = 50

Ответ от Кирилл Рыжов[активный]Доля – каждая из равных частей числа.Например 2 - это одна треть (одна из трех равных долей) от шести (6 = 2 +2+2)Чтобы найти долю от числа надо разделить число на количество долей (в предудщем случае Делим 6 на три и получаем 2)Чтобы найти число, надо долю умножить на количество долей.Если доля выражена в виде дроби, то чтобы найти долю от числа надо умножить число на числитель, и разделиь на знаменатель.Например, найти 1/5 от 2525*1/5 = 5Если известна доля, то чтобы найти число, надо величину доли умножить на знаменатель и разделить на числитель.Например:Известно, что 5 - это 1/10 от числаТогда число равно 5*10/1 = 50

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru

Урок математики в 3-м классе по теме "Доли" с использованием ИКТ

Разделы: Начальная школа

Понятие не даётся учащимся в готовом виде – дети должны пережить в личном опыте, осмыслить логику его введения.

Цели.

Дидактическая.

  • Формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, чисел, геометрических фигур.
  • Познакомиться с понятием “доля”, с образованием долей.
  • Формировать умение читать и записывать доли в виде дроби.
  • Работать над расширением математического кругозора.

Воспитательная.

  • Воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.
  • Воспитывать уважительное отношение к окружающим, внимание.

Развивающая.

  • Развивать умения самостоятельно применять полученные знания при решении и сравнении числовых выражений, развитие слуховой и зрительной памяти. Коррекция: логики мышления.
  • Развивитие речи, внимание, мышление, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения.

Оборудование:

  • Для учителя:
  • компьютер, программа PowerPoint2003, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска, диск с конструктором л\для электронной доски, демонстрационный материал: геометрические фигуры поделенные на части; яблоко, апельсин.
  • Для учащихся:
  • цветные карандаши, линейки, полоска бумаги у каждого ученика, геометрический материал:, квадрат, круг; учебник М.И. Моро “Математика”.

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 Ход урока

I. Оргмомент.

II. Устный счёт.

1. Арифметический диктант (индивидуальная работа)

а) Произведение 32, множитель 4. Чему равен другой множитель? ___________

б) Какое число надо разделить на 4, чтобы получить 7? _____________

в) На сколько надо разделить на 40, чтобы получить 8? _____________

г) Какое число надо уменьшить в 5 раз, чтобы получить 7? ___________

д) Вставь пропущенные числа, чтобы получились верные равенства:

2. Игра в мяч “Назови значение выражения” (фронтальный опрос по таблице умножения и деления + задачи).

  1. Делимое 63 делитель 7, чему равно частное?
  2. Найдите произведение чисел 8 и 7
  3. Чему равно частное чисел 72 и 8?
  4. Во сколько раз 81 больше 9?
  5. Найдите частное чисел 49 и 7
  6. Чему равно произведение чисел 9 и 5?
  7. Во сколько раз 7 больше 9?
  8. На трёх полках по 9 книг. Сколько всего книг на трёх полках?
  9. 28 книг расставили по 7 на полку. Какая часть книг стоит на первой полке?
  10. 24 пирожных разделили поровну на 3 тарелки. Сколько пирожных на каждой?

3. Выход на тему урока.

Прослушайте песенку из мультфильма и скажите, на сколько частей делили апельсин? (“Мы делили апельсин” - 1 мин. 6 сек.)

- Как в песне называют звери равные части? (Дольки)

- Где в жизни вы встречали это слово?

Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)

- У меня на столе яблоко, что сейчас я сделала? (Разделила яблоко поровну)

- На сколько равных частей я разделила яблоко? (На 2).

- Как по-другому можно назвать эти равные части? (Доли)

- Правильно ребята, словосочетание “равные части” в математике иногда заменяют словом “доли”.

- Кто догадался, какая тема нашего урока? Назовите её … доли – запись на доске темы.

Работа у доски.

- Ребята, на доске отрезок и я решила разделить его пополам. Наметила и разделила. Вот что поучилось.

- Правильно ли я разделила? (Нет)

- Почему? (Отрезки не равные)

 - Значит, какое обязательное требование к делению целого на части? (Части должны быть равными)

- Молодцы!

Как на языке математики записать, какую долю апельсина взял ёж? (Не знаем)

- Как записать, на сколько долей я разделила яблоко? (Не знаем)

- Сможем ли мы с вами точно ответить на этот вопрос?

- Значит, какая цель стоит перед нами? (Как записываются доли в математике)

4. “Открытие” нового знания.

- Давайте разберёмся с этим вопросом.

А) (Показываю яблоко). Ребята, какие мысли у вас возникают, глядя на этот предмет?

Варианты ответов: аппетитное, сладкое, круглое, спелое, его хочется съесть.

- А я бы одна не стала, его есть, а обязательно поделилась бы со своей семьей.

- Смогу ли я одно яблоко разделить между двумя людьми?

- Что сделала я с яблоком?

- Как разрезала? (Пополам)

- Как сказать по-другому? (На две равные части)

- Как по-другому назвать равные части? (Доли)

- На сколько равных частей (долей) разделили яблоко?

- Как можно назвать одну часть? (Половина, одна вторая)

Б) Что нужно сделать, чтобы получилось четыре равные части. Как теперь разделить яблоко? Кто догадался, как это сделать? (Каждую половину поделить пополам)

- Какую долю яблока мы получили? (Четвертую)

- Как это записать? (Дети сначала предлагают свои варианты записи)

На доске дети видят следующую запись: 1/2 и 1/4, 1/5

- Что эта запись обозначает? (Мнения детей)

- Когда мы “делим” в математике натуральные числа, то используем знак (:).

- Но в математике есть ещё один знак деления, он называется “дробная черта - и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.

- Как вы думаете, что обозначает число под чертой? (Мнения детей)

- А число над чертой? (Мнения детей)

- Над чертой пишем цифру, обозначающую, сколько частей надо найти, а под чертой пишем цифру, обозначающую, сколько частей всего в целом.

Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы лишь в XVI веке.

Вывод: в записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли.

5. Первичное закрепление.

- Сколько было апельсинов?

- Что мы делали с апельсином?

- На сколько равных частей разделили апельсин?

- Какая доля апельсина досталась ежу?

6. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

7. Практическая работа с геометрическим материалом.

Сейчас мы вместе выполним такую работу.

А) Возьмите зелёный круг и разделите его с помощью перегибания на две равные части. Сколько половин в целом круге? (В целом круге 2 половины)

- Какие это части? (Равные)

- Получили … (1/2).

- Возьмите белый круг и разделите перегибанием его на 4 равные части. Сколько в целом круге четвёртых долей?

 - А теперь, закрасьте, карандашом 1 часть. Как можно назвать эту часть? (Одна четвертая, т.к. круг поделили на 4 части, а закрасили одну)

- А как записать? (1/4)

- Что обозначает эта запись? (Целое разделили на 4 равные части и взяли одну такую часть)

- Как прочитать эту запись? (Одна четвертая)

- Какая доля больше, половина или четверть? (Половина)

- Как это записать? (1/2 > 1/4)

Б) У вас на партах лежат белая полоска бумаги.

I вариант: сложите полоску пополам.

II вариант: сложите её пополам и ещё пополам.

- Разверните.

- На сколько долей (частей) линии сгиба разделили полоску/целое? (На 2, на 4)

- Закрасьте одну такую долю полоски.

- Как на языке математики записать, какую долю полоски вы закрасили?

Положите полоски на средину парты, сравните закрашенные доли.

- Какая доля больше, 1/4 или 1/2? (1/2). Проверьте накладыванием.

8. Закрепление изученного. Работа с интерактивной доской (диск “Конструирование)

1. Закрась указанные части круга, найди среди них самую маленькую и самую большую. На сколько долей мы должны разделить круг? (5)

- Как записать, какую долю круга вы закрасили? Запишите на доске маркером.

- Что обозначает цифра 1 в записи числа, цифра 5?

2. Давайте разделим круг на 10 равных долей. Кто закрасит 1 долю круга. - Как можно назвать эту часть? (Одна десятая)

- А как записать? (1/10)

3. На сколько долей разделён круг? (На 15долей или равных частей) Закрасьте 1 часть.

- Как можно назвать эти части? (Одна пятнадцатая)

- А как записать? (1/15)

- Что эта запись обозначает? (Целое разделили на 15 равных частей (долей) и взяли одну такую часть)

- Как эта запись читается?

- Так, что же такое “доли”?

- Какая из долей меньше? Больше?

Закрепим полученные выводы.

9. Работа в тетрадях.

Начертите в тетрадях квадрат со сторонами 4 см. Разбейте его на 4 равных квадрата. Как можно назвать самую маленькую часть квадрата? (Запишите под квадратом 1/4). Разделите каждый квадрат ещё на 2 равные части, как это можно сделать, начертив 2 линии? Закрасьте 1/8 часть квадрата. Запишите математическим языком, какая доля больше 1/4 или 1/8?

10. Самостоятельная работа. Самооценка.

Стр. 35 № 3. На доске верное решение.

- У кого такие же результаты?

- У кого 1-2 ошибки? В чём и почему?

- Кто не справился с заданием?

Кто выполнил всю работу без ошибок в своих тетрадках, поставьте себе оценку.

11. Итог урока. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Какую цель мы перед собой ставили?

- Что такое доли?

- Что обозначает число под чертой? Над чертой?

- Кто считает, что хорошо поработал на уроке и ему всё понятно?

- У кого ещё есть затруднения? В чём?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

- Достиг ли наш урок цели?

- Спасибо за урок. Вы молодцы.

Домашнее задание: с. 35, № 5, 7.

“Пол” можно услышать часто: полчаса, полкилометра. Разделить целое на две равные части – половина. Долю называют “половина”. Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на три части - “треть”. Долю называют “треть”. Если целое разделить на 4 равные части, то получится или по-другому говорят “четверть”. Скажите, когда мы говорим четверть? (Учебная четверть, четверть часа)

Рефлексия.

Каждый произносит продолжение одной из фраз, которые можно высветить на экране. (Я распечатала и вывесила предложения на доску)

На уроке я узнал…

Мне было легко…

Я пока затрудняюсь…

Я узнал новое…

Я понял, мне необходимо поработать над темой…

Приложение 1

Приложение 2

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок математики в 5-м классе "Доли. Обыкновенные дроби"

Разделы: Математика

Цели:

  • научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби;
  • понимать, что такое доля, половина, треть и четверть;
  • уметь записывать дроби.

Оборудование: компьютер, проектор, геометрические фигуры из цветного картона, ножницы.

Ход урока

Тем, кто учит математикуТем, кто учит математике,Тем, кто любит математику,Тем, кто еще не знает,Что может полюбить математикуНаш урок посвящается!

I. Введение.

Учитель: Самый первый вопрос, который изучается в курсе математики 5 класса - это натуральные числа. Ребята! Помогите мне! Скажите, какие числа называются натуральными?

А ведь с древних времен людям приходилось не только считать предметы (для чего требовались натуральные числа), но и измерять длину, время, площадь, вести расчеты за купленные товары. Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры. Так появились дроби.

В русском  языке слово «дробь» появилось в 8 веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части.

Ребята! Подумайте и отгадайте тему сегодняшнего урока!

(Тема урока: «Доли. Обыкновенные дроби»).

В первых учебниках математики (в XVII веке) дроби так и назывались - «ломаные числа» Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии. Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка “попасть в дроби”, что означает “попасть в трудное положение”.

Но сегодня мы с вами на уроке докажем, что дроби не смогут нас поставить в трудное положение.

Вы согласны со мной? Тогда внимание на экран!

II. О.н.м. (проектор): 1-18 слайд презентации Е.М.Савченко «Доли. Обыкновенные дроби».

III. Игра «Доли».

IV. Работа с ножницами. У каждого из учащихся на столе квадрат из картона со стороной 4 см. Задание: разрезать квадрат на четыре равные доли любым способом.

1

2

3

Вопросы к учащимся:

а) Покажите четверть квадрата;

б) Покажите 3/4 квадрата;

в) Покажите половину квадрата.

V. Домашнее задание: Сделать цветную аппликацию из долей квадратов, разрезанных на части тремя различными способами.

VI. Математический диктант. Запишите в виде обыкновенной дроби:

а) три шестых;

б) одна треть;

в) половина;

г) три четверти;

д) семь десятых;

е) одиннадцать сотых;

ж) одиннадцать сорок восьмых.

(Поменялись тетрадями со своим соседом и выполнили проверку):

Все правильно – «5»

Одна ошибка – «4»

Две ошибки – «3»

VII. Физкультминутка.

Учитель          Учащиеся

Руки    -           (на месте)

Ноги   -           (на месте)

Локти   -           (у края)

Спина   -           (прямая)

VIII. Актуализация полученных знаний. (Самостоятельная работа).

Учитель: А сейчас, ребята, решая задачи, мы поиграем в «Поле чудес». Верному ответу соответствует нужная буква, в результате получится слово.

  1. Торт разрезан на 9 кусков. Оля съела 2 из них. Какую часть торта съела Оля? (2/9).
  2. В вазе лежат 13 фруктов, из них 5 бананов и 4 апельсина. Какую часть составляют бананы от всех фруктов?  (5/13).
  3. Золушке высыпали 100 зерен пшена и 99 горошин. Какую часть от всех зерен составляют горошины? (99/199).
  4. У бабушки было 3 собаки и 5 попугаев. Ей принесли еще 2 котят. Какую часть составляют попугаи от всех домашних любимцев бабушки ? (5/10).

(Ответ: НОТА).

Учитель: Примером фантастического применения дробей является нотная запись в музыке. Нотки бывают целые, половинные, четвертные, восьмые. Используя ноты, можно записать любое музыкальное произведение. И пусть музыка поможет нам справиться сейчас с интересным заданием.

IX. Творческое задание «Корабль».

На доску прикреплены с помощью магнитов различные геометрические фигуры из цветного картона, разрезанные на части: прямоугольники, круги, треугольник. Задание учащимся: взять необходимое количество и магнитами прикрепить на доску.

  1. Прямоугольник, разрезанный на 8 частей – взять из них 6 долей (6/8). Это корпус корабля.
  2. Прямоугольник, разрезанный на 4 части – взять из них 2 доли (2/4). Это мачта.
  3. 2 круга, разрезанные на половинки – взять из них 3 доли (3/2). Это паруса.
  4. Один целый треугольник. Это встречный парус.
  5. Правильный шестиугольник, разрезанный на 6 частей – взять 1 долю (1/6). Это флаг.
  6. Три круга, каждый из которых разрезан на 4 части – взять 3/4 от каждого круга. Это волны.

X. Решение занимательных задач:

  1. У Маши 1 целое яблоко, 2 половинки и 4 четвертинки. Сколько у Маши яблок?
  2. Сколько концов у 1 палки? Сколько концов у 2 палок? Сколько концов у 4 палок? Сколько концов у 4 с половиной палок?
  3. У 6 друзей 7 мандаринов. Как разделить их между ребятами поровну?

ХI. Итог урока.

Учитель: И так, корабль построен! Мы отправляемся с Вами в удивительную математическую страну под названием «Обыкновенные дроби». Я желаю Вам успехов!

Список использованной литературы и источников:

  1. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2008. – 280 с.
  2. Савченко Е.М. Доли. Обыкновенные дроби. Презентация из «Сети творческих учителей». http://www.it-n.ru/
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок математики по теме «Доли»

Урок математики с использованием ИКТ, 3 класс,

 

Программа: Образовательная система «Школа 2100»

 

Тема: Доли

Цели: 1. Познакомиться с понятием «доля».

2. Учиться читать и записывать доли.

3. Продолжать выполнять арифметические действия изученных видов.

4. Развивать умение решать текстовые задачи изученных видов.

Тип урока: Урок введения нового знания

Методы: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративные.

Формы организации: фронтальная работа, работа в группах, подвижный способ обучения, самостоятельная работа, практическая работа.

 

Формирование УУД (универсальных учебных действий):

Познавательные: УУД - формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;

Регулятивные: УУД - развивать умение ставить цели, выдвигать гипотезы, определять методы достижения цели, контролировать и оценивать деятельность;

Личностные УУД: развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.

Коммуникативные УУД: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины, воспитание понимания самоценности и значимости окружающих.

 

Оборудование:

Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Для учащихся: полоска бумаги (4 см х 1 см), цветные карандаши, линейки, учебник по математике для 3 класса. Т.Е. Демидова «Математика» ,1 часть М.: Баласс, 2008

 

Ход урока.

1. Организационный момент. (слайд 1)

- Сегодня на уроке у нас много гостей. А с каким выражением лица встречают гостей? (с улыбкой).

- Правильно с улыбкой. Улыбнитесь друг другу и гостям.

2. Актуализация опорных знаний.

     Вновь звонок нас всех зовёт.

     Что ж, друзья мои, вперёд!

     Пенал, учебник и тетрадь

     Вас устали ожидать

     И рады встрече с вами снова…

     А вы к открытиям готовы?

а) Устный счёт.

- Ребята, нам пришло письмо!

(Открываем конверт, читаем: “Приглашаю вас на День Рождения! Алиса”)

- Ребята, а обратного адреса нет. Как вы думаете, какая Алиса пригласила нас в гости?

(может быть Алиса Селезнева/ Лиса Алиса/ Алиса из Зазеркалья)

- Алиса приготовила нам задание, выполнив его, мы поймем, какая именно Алиса ждёт нас в гости. (слайд 2)

- Теперь очевидно, что нас пригласила к себе в гости Алиса Селезнева. Ребята, а где она сейчас находится?

(На неизвестной планете)

Формулирование темы и целей урока.

б) Постановка проблемы.

- Я предлагаю отправиться к ней на ракете, но т.к. нас много, то нужно будет несколько ракет. (слайд 3)

- Прочитайте числа, которые записаны на борту кораблей:

         18   45   1/6    27   15   1/3

- Возникли ли у вас трудности при прочтении данных чисел? (Да, мы не можем прочитать  некоторые числа).

- Почему вы не смогли прочитать данные числа? (Мы не знаем, как они читаются)

- Вы хотите узнать, что это за числа и как они читаются? (Да)

 

в) Сообщение темы и цели урока.

- Какие мы должны поставить перед собой цели? (слайд 4)

   (говорят дети)

- Мы отправляемся в гости к Алисе. А хотите узнать, чем она нас будет угощать?

   (слайд 5)

- Вы об этом узнаете, если правильно решите примеры и разгадаете какое слово зашифровано.

          П 18 х 4                 Л 66 : 11

          Е 75 – 25               И 0 х 5

          А 3 х 9                  С 47 х 1

          Ь 72 : 8                 К 34 + 17

          У 8 х 8                  Н 45 : 3

27

72

51

6

9

47

0

15

а

п

е

л

ь

с

и

н

- Молодцы !  Не удивляйтесь, именно апельсин поможет нам сегодня открыть новые знания

- А как разделить один апельсин на всех гостей? (предлагают дети)

- Как называется каждая часть апельсина? (Долька).

- Теперь подумайте и скажите, что будем изучать сегодня на уроке? Какова тема урока? 

   (Доли). (слайд 6)

- Запишите тему урока в тетрадь.

_ Какие цели мы поставим перед собой?

- Верно, мы познакомимся с новым математическим понятием «доли», научимся их определять, читать и записывать.

 

3. “Открытие нового знания”

- Первыми в гости к Алисе пришли Громозека и гном Веня. (слайд 7)

- Откройте учебник на с.76, №1. Как разделила апельсин Алиса?

- Какая часть досталась каждому? (слайд 8)

- В математике равные части называются долями.

- Сколько долей всего? (2).

- По сколько долей получил каждый? (по 1).

- Можно ли записать математическим языком выполненные действия?

- С каким действием связано нахождение доли? (делением)

- Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:)

- Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта -- и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.

- Значит, у каждого из друзей одна из двух долей или одна вторая доля. Записать это можно так -1/2 (слайд 9).

- Что эта запись обозначает?

- Как вы думаете, что обозначает число под чертой? (на сколько равных частях (долей) разделили)

- А число над чертой? (сколько таких частей взяли)

- Давайте проверим наше предположение с текстом учебника (с. 76) (слайд 10)

Практическая работа.

- У вас на парте лежат полоски (12 см). Возьмите полоску и согните её пополам, ещё раз пополам. Разверните. На сколько долей линией сгиба разделили полоску? (на 4). Закрасьте красным карандашом одну такую долю.

- Как теперь записать, какую долю вы закрасили? (одна четвёртая доля)

(слайд 11) - Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы. Общеупотребительной эта запись дробей стала лишь в XVI веке.

Первичное закрепление.

а) Работа у доски и в тетрадях.

- Начертите отрезок длиной 5 см, разделите его на пять равных частей. Выделите одну долю. Как будет называться эта доля? Запишите. ( 1/5).

б) Упражнение в определении долей. (с.78 № 3) (слайд 12) № 4 (слайд 13)

По классу развешены доли, учитель называет, а дети показывают их.

Выбираем задания и тренируемся: Решение задачи с.78 № 6 (а) (слайд 14)

6. Рефлексия.

- Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока? (слайд 15)

- Что нового узнали на уроке?

- Что такое доли?

- Все ли получилось у вас на уроке?

- Какие задания показались наиболее трудными?

- Какие задания были наиболее интересными?

- Давайте подарим Алисе подарок. Если мы пришли всем классом, то и подарок у нас будет один, но большой. Каждый из вас сейчас положит в коробку маленькую часть. Если в классе 26 учеников, то какую долю вы можете положить? (1/26)

Перед вами лежат 3 квадрата. Если:

  • Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы поняли тему и можете помочь другим. (желтый)
  • Вы считаете, что поняли тему, но вам ещё нужна помощь. (красный)
  • Вы считаете, что было трудно на уроке. (зелёный)

      (прикрепляют на доске – «подарок» (на листе нарисована коробка, она разделена на то количество клеток, сколько детей в классе))

       Оценивание работы учащихся учителем.

7. Домашнее задание

- Алиса тоже приготовила для вас подарок, ребята.

 (в конверте – домашнее задание в форме математической игры раскраски на знание таблицы умножения)Презентация к урокуPPT / 4.74 Мб

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Урок-исследование "Доли. Нахождение доли числа"

Урок-исследование

Тема "Доли. Нахождение доли числа"

Цель:

  • Формировать у учащихся понятие доли числа, нахождение доли числа записывать дробные числа.
  • Расширять кругозор учащихся
  • Развивать самостоятельность, творческое мышление.
  • Воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга.

Оборудование:

  • Компьютер с составленными слайдами. Толковый словарь.
  • 8 мячей, план урока, карточки с дифференцированными заданиями, тесты, яблоко, ? знак
  • У учащихся – лист самооценки, 3 круга, 3 квадрата, ножницы, карточки– загадки. календари

Ход урока

1. Мобилизующее начало

  1. Готовность класса к уроку.
  2. Психологический настрой.

Скажем “Здравствуйте” руками Скажем “Здравствуйте” глазами  Скажем “Здравствуйте” мы ртом, Станет радостней кругом.

Улыбнитесь нашим гостям, пожелайте удачи друг другу.

2. Цель детям

– Уважаемые ребята! Я хочу сообщить вам, что каждый урок математики для вас необычный потому, что каждый раз вы открываете какую-то тайну. Математика наука тайн: тайна чисел, действий, выражений, задач и т.д.

– Сегодня я предлагаю нам провести урок-исследование. А что значит исследовать?

– А вот как толковый словарь дает значение слова исследовать – подвергнуть научному изучению, выяснению!

– Сегодня нам с вами предстоит выяснить…………. Помогать нам при исследовании будут научные книги: учебники,, толковые словари.. карточки.

Исследовать тему мы будем по этапам.(Этапы записаны на доске в виде плана.) Приложение 1

П Л А Н Этап первый “Зарядка для ума и тела ”

Цель повторить табличное умножение и деление числа 5

  1. Игра в парах. “Ты мне, я тебе”. Бросая мяч друг другу говорят пример из таблицы. на 5
  2. В Гостях в школе у котят Сосчитай

В одной большой квартире Четыре кошки жили. Все вечера болтали,  И марки собирали. У них 36 марок было, Поскольку каждая кошка  Себе положила? (36:4 = 9)

3 котенка вечерком Заглянули к кошке в дом – Свяжи-ка нам носочки Из шерсти, что в клубочках. Помогите сосчитать, Сколько надо ей связать. (4 ·3 = 12)

Сварила им кошка 27 рыбешек. По 3 хватило всем. Сколько котят рыбок съедят? (27:3 = 9)

У каждой мамы-кошки По 3 маленькие крошки. Сколько всего котят Во дворе сидят, Если кошек 8? (3· 8 = 24)

Вот еще одна задачка. В лесу на опушке  Стоит избушка.  В ней живут 8 котят,  Каждый воспитывает 3 мышат. Сколько мышек у этих шалунишек? (3·8 = 24)

3 котенка в лес пошли,  И по 6 грибов они нашли. Сосчитайте, кто готов,  Сколько найдено грибов? (6·3 = 18)

Заглянули в класс котята, Там за партами зверята.  За каждой партой по два: По 2 лисенка, по 2 зайчонка. Сколько же всего зверят, Если в классе 8 парт? (2·8 = 16)

Поручил учитель Ваське  Подровнять все стулья в классе Сколько стульчиков ровнять,  Вам придется сосчитать. Если в классе у котят  8 парт всего стоят,  По 2 стула у стола – Вот задача такова! (2·8 = 16)

16 тетрадок Мурзик взял, Он зверятам их раздал.  Каждый по 2 получил,  Сколько зверяток  Учитель учил? (16:2 = 8)

Первый вывод:

– Почему вы быстро бросали мячи друг другу? – Важно знать таблицу?

Этап второй. “Определи тему!”

Цель Развитие умения составлять и решать выражения

– Подумайте, что может выражать денное действие?

1 : 2 ?

– Тема нашего урока… Вот беда, пропала тема. Никто ее не видел? Придется вам ее восстановить. Давайте решим примеры и ответы запишем в порядке возрастания (смотрю на доску). Вот беда, я забыла вам сказать, что распределить надо по порядку. Ну, ничего, постараемся сейчас восстановить, я продиктую математический диктант, а вы запишите и решите.

К числу 500 прибавить частное чисел 100 и 5= 520 Сумму чисел 20 и 25 разделить на 5 = 9 Из произведения чисел 200 и 3 вычесть 200 = 400 Из 70 вычесть произведение чисел 5 и 8 =30

Вывод. Ребята вы молодцы Вы определили тему нашего урока

– Но что же такое ДОЛИ?

Этап третий. “Новая тема”

Цель: познакомить детей с получением доли числа

Яблоко.

– Какие мысли у вас возникают, когда смотрите на данный предмет? Вот вам задача.

8 яблок надо разделить между двумя братьями. Сколько яблок получит каждый брат? Как вы разделите эти яблоки?

– Как называются числа 8, 2, 4.

Интересно! Смогут ли 2 брата разделить 1 яблоко между собой?

Что получится?

Половина.– это часть целого числа.

Людям часто приходится делить целое на доли.

Самая известная доля – это, конечно, половина.

– Где можно услышать слово с приставкой “пол”?

– Слова с приставкой “пол” можно услышать, пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма, полбулки.

– Каждый из братьев возьмёт себе одну из двух одинаковых частей. На языке математики это записывают так 1/2.

– Что обозначает число над чертой ?

– Что обозначает число под чертой ?

– Это дробь. Число над чертой называется числитель, а под чертой знаменатель. (см Толковый словарь.)

– Вывод: МОЛОДЦЫ!

Физкультминутка

Я смотрю, что вы устали и поэтому все встали. Ножками потопали 1, 2, 3. Ручками похлопали 1, 2, 3 Мы походим на носках, а потом на пятках, Все проверили осанку и свели лопатки.

Этап четвертый "Практический"

Цель: научить детей практически получать доли

Возьмите 2 одинаковых круга. Один разделите 2 равные части.

Сколько долей в целом круге? Целый круг это 1, а половина ?. Подпишите обе половинки.

Возьмите ещё 1 круг. Разделите его на 4 части. Какую часть от целого круга составляет 1 часть? Подпишите их .

Возьмите 2 квадрата. Получите, подпишите и покажите мне 1/2 квадрата, 1/4 . А ещё можно разделить круг и квадрат на части?

Вывод:

Этап пятый “Работа с книгой”

Цель закрепить умение делить число на доли и умение читать их.

с. 71 №6

Этап шестой “Проблемная ”

Цель формировать умение сравнивать доли.

  1. Работа с компьютером (Слайды). 

Приложение 3

Помоги Вини пуху поделить горшочек с мёдом со своими друзьями.

Какую долю получит каждый из них в конце.?

Запись

1>1|2

1 >1|3

1>1|4

1|2>1|3

1|2 > 1|4

1|3>1|4

  1. Работа в группах “Отгадай загадку”

Приложение (Загадки)

Вывод: С заданием справились легко. Почему?

Этап седьмой “Чему равна доля?”

Цель учиться находить долю числа.

Представьте себе, что круг – это вкусный торт. Сколько стоит торт?

Что дороже – целый торт или его часть?

Целый торт стоит 600тенге. 1/2 часть торта сколько будет стоить? Больше или меньше?

Во сколько раз целый торт будет дороже 1/2?

-1/3 часть?

1/5 ?

– 1/10?

– 1/20?

Работа с календарём.

– Сколько месяцев в году? – Какую часть от года составляет 1 месяц? – Какую часть от года составляет лето? – Составьте сами вопрос, используя календарь.

Этап седьмой

Т Е С Т

Приложение  4

Цель: Проверка знаний

Дифференцированная работа.

Приложение 5)

Этап восьмой “Итог исследования”.

Цель Подвести итог урока

Чему мы научились на уроке? Что нового узнали? Понравился ли вам сегодняшний урок? Чем?

Приложение

Приложение 1 (План урока)

1:2  ?

Приложение 4

Задания для дифференцированной работы

(карточки на листочках разного цвета)

Красный листочек

В коробке 18 фломастеров. Сколько фломастеров составляют: ½,  1/3,  1/6,  1/9,  1/18 ?

Зелёный листочек

В фляге 24 литра молока. Сколько литров молока составляют ½, 1/3,  1/24

Жёлтый листочек

Закрась

½                                    ¼

Приложение  5

Тест

  1. Какую часть года составляет 1 месяц?  _________
  2. Какую часть  недели составляет 1 день?_________
  3.  Какую часть дециметра составляет 1 сантиметр?_______
  4. У Маши 5 цветов. 1 пион. Какая это часть букета?________
  5. В пачке 8 карандашей. Динара подарила 1 карандаш Асем. Какую часть карандашей подарила Динара? ______

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа «Урок-исследование "Доли. Нахождение доли числа" »

Урок-исследование

Тема "Доли. Нахождение доли числа"

Цель:

  • Формировать у учащихся понятие доли числа, нахождение доли числа записывать дробные числа.

  • Расширять кругозор учащихся

  • Развивать самостоятельность, творческое мышление.

  • Воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга.

Оборудование:

  • Компьютер с составленными слайдами. Толковый словарь.

  • 8 мячей, план урока, карточки с дифференцированными заданиями, тесты, яблоко, ? знак

  • У учащихся – лист самооценки, 3 круга, 3 квадрата, ножницы, карточки– загадки. календари

Ход урока

1. Мобилизующее начало

  1. Готовность класса к уроку.

  2. Психологический настрой.

Скажем “Здравствуйте” рукамиСкажем “Здравствуйте” глазами Скажем “Здравствуйте” мы ртом,Станет радостней кругом.

Улыбнитесь нашим гостям, пожелайте удачи друг другу.

2. Цель детям

– Уважаемые ребята! Я хочу сообщить вам, что каждый урок математики для вас необычный потому, что каждый раз вы открываете какую-то тайну. Математика наука тайн: тайна чисел, действий, выражений, задач и т.д.

– Сегодня я предлагаю нам провести урок-исследование. А что значит исследовать?

– А вот как толковый словарь дает значение слова исследовать – подвергнуть научному изучению, выяснению!

– Сегодня нам с вами предстоит выяснить…………. Помогать нам при исследовании будут научные книги: учебники,, толковые словари.. карточки.

Исследовать тему мы будем по этапам.(Этапы записаны на доске в виде плана.) Приложение 1

П Л А НЭтап первый “Зарядка для ума и тела ”

Цель повторить табличное умножение и деление числа 5

  1. Игра в парах. “Ты мне, я тебе”. Бросая мяч друг другу говорят пример из таблицы. на 5

  2. В Гостях в школе у котят Сосчитай

В одной большой квартиреЧетыре кошки жили.Все вечера болтали, И марки собирали.У них 36 марок было,Поскольку каждая кошка Себе положила? (36:4 = 9)

3 котенка вечеркомЗаглянули к кошке в дом –Свяжи-ка нам носочкиИз шерсти, что в клубочках.Помогите сосчитать,Сколько надо ей связать. (4 ·3 = 12)

Сварила им кошка27 рыбешек.По 3 хватило всем.Сколько котят рыбок съедят? (27:3 = 9)

У каждой мамы-кошкиПо 3 маленькие крошки.Сколько всего котятВо дворе сидят,Если кошек 8? (3· 8 = 24)

Вот еще одна задачка.В лесу на опушке Стоит избушка. В ней живут 8 котят, Каждый воспитывает 3 мышат.Сколько мышек у этих шалунишек? (3·8 = 24)

3 котенка в лес пошли, И по 6 грибов они нашли.Сосчитайте, кто готов, Сколько найдено грибов? (6·3 = 18)

Заглянули в класс котята,Там за партами зверята. За каждой партой по два:По 2 лисенка, по 2 зайчонка.Сколько же всего зверят,Если в классе 8 парт? (2·8 = 16)

Поручил учитель Ваське Подровнять все стулья в классеСколько стульчиков ровнять, Вам придется сосчитать.Если в классе у котят 8 парт всего стоят, По 2 стула у стола –Вот задача такова! (2·8 = 16)

16 тетрадок Мурзик взял,Он зверятам их раздал. Каждый по 2 получил, Сколько зверяток Учитель учил? (16:2 = 8)

Первый вывод:

– Почему вы быстро бросали мячи друг другу?– Важно знать таблицу?

Этап второй. “Определи тему!”

Цель Развитие умения составлять и решать выражения

– Подумайте, что может выражать денное действие?

1 : 2 ?

– Тема нашего урока… Вот беда, пропала тема. Никто ее не видел? Придется вам ее восстановить. Давайте решим примеры и ответы запишем в порядке возрастания (смотрю на доску). Вот беда, я забыла вам сказать, что распределить надо по порядку. Ну, ничего, постараемся сейчас восстановить, я продиктую математический диктант, а вы запишите и решите.

К числу 500 прибавить частное чисел 100 и 5= 520Сумму чисел 20 и 25 разделить на 5 = 9Из произведения чисел 200 и 3 вычесть 200 = 400Из 70 вычесть произведение чисел 5 и 8 =30

Вывод. Ребята вы молодцы Вы определили тему нашего урока

– Но что же такое ДОЛИ?

Этап третий. “Новая тема”

Цель: познакомить детей с получением доли числа

Яблоко.

– Какие мысли у вас возникают, когда смотрите на данный предмет? Вот вам задача.

8 яблок надо разделить между двумя братьями. Сколько яблок получит каждый брат? Как вы разделите эти яблоки?

– Как называются числа 8, 2, 4.

Интересно! Смогут ли 2 брата разделить 1 яблоко между собой?

Что получится?

Половина.– это часть целого числа.

Людям часто приходится делить целое на доли.

Самая известная доля – это, конечно, половина.

– Где можно услышать слово с приставкой “пол”?

– Слова с приставкой “пол” можно услышать, пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма, полбулки.

– Каждый из братьев возьмёт себе одну из двух одинаковых частей. На языке математики это записывают так 1/2.

– Что обозначает число над чертой ?

– Что обозначает число под чертой ?

– Это дробь. Число над чертой называется числитель, а под чертой знаменатель. (см Толковый словарь.)

– Вывод: МОЛОДЦЫ!

Физкультминутка

Я смотрю, что вы устали и поэтому все встали.Ножками потопали 1, 2, 3.Ручками похлопали 1, 2, 3Мы походим на носках, а потом на пятках,Все проверили осанку и свели лопатки.

Этап четвертый "Практический"

Цель: научить детей практически получать доли

Возьмите 2 одинаковых круга. Один разделите 2 равные части.

Сколько долей в целом круге? Целый круг это 1, а половина ?. Подпишите обе половинки.

Возьмите ещё 1 круг. Разделите его на 4 части. Какую часть от целого круга составляет 1 часть? Подпишите их .

Возьмите 2 квадрата. Получите, подпишите и покажите мне 1/2 квадрата, 1/4 . А ещё можно разделить круг и квадрат на части?

Вывод:

Этап пятый “Работа с книгой”

Цель закрепить умение делить число на доли и умение читать их.

с. 71 №6

Этап шестой “Проблемная ”

Цель формировать умение сравнивать доли.

  1. Работа с компьютером (Слайды). 

Приложение 3

Помоги Вини пуху поделить горшочек с мёдом со своими друзьями.

Какую долю получит каждый из них в конце.?

Запись

11|2

1 1|3

11|4

1|21|3

1|2 1|4

1|31|4

  1. Работа в группах “Отгадай загадку”

Приложение (Загадки)

Вывод: С заданием справились легко. Почему?

Этап седьмой “Чему равна доля?”

Цель учиться находить долю числа.

Представьте себе, что круг – это вкусный торт. Сколько стоит торт?

Что дороже – целый торт или его часть?

Целый торт стоит 600тенге. 1/2 часть торта сколько будет стоить? Больше или меньше?

Во сколько раз целый торт будет дороже 1/2?

-1/3 часть?

1/5 ?

– 1/10?

– 1/20?

Работа с календарём.

– Сколько месяцев в году?– Какую часть от года составляет 1 месяц?– Какую часть от года составляет лето?– Составьте сами вопрос, используя календарь.

Этап седьмой

Т Е С Т

Приложение 4

Цель: Проверка знаний

Дифференцированная работа.

Приложение 5)

Этап восьмой “Итог исследования”.

Цель Подвести итог урока

Чему мы научились на уроке?Что нового узнали?Понравился ли вам сегодняшний урок? Чем?

Приложение

Приложение 1 (План урока)

Доли. Дробь.

Зарядка для ума и тела

Итог исследования

Чему равна доля?

Проблемная

Работа с книгой

Практический

Определи тему!

Новая тема

1:2 ?

Приложение 4

Задания для дифференцированной работы

(карточки на листочках разного цвета)

Красный листочек

В коробке 18 фломастеров. Сколько фломастеров составляют: ½, 1/3, 1/6, 1/9, 1/18 ?

Зелёный листочек

В фляге 24 литра молока. Сколько литров молока составляют ½, 1/3, 1/24

Жёлтый листочек

Закрась

½ ¼

Приложение 5

Тест

  1. Какую часть года составляет 1 месяц? _________

  2. Какую часть недели составляет 1 день?_________

  3. Какую часть дециметра составляет 1 сантиметр?_______

  4. У Маши 5 цветов. 1 пион. Какая это часть букета?________

  5. В пачке 8 карандашей. Динара подарила 1 карандаш Асем. Какую часть карандашей подарила Динара? ______

kopilkaurokov.ru