Демократия как форма государственного правления. Демократия где зародилась


КАК ПОЯВИЛАСЬ ДЕМОКРАТИЯ

Медленно рабы шли друг за другом, и каждый нёс отшлифованный камень. Четыре шеренги, длиной в полтора километра каждая, от камнетёсов до места, где началось строительство города-крепости, охраняли стражники. На десяток рабов полагался один вооружённый воин-стражник.

 

В стороне от идущих рабов, на вершине тринадцатиметровой рукотворной горы из отшлифованных камней сидел Кратий - один из верховных жрецов; на протяжении четырёх месяцев молча наблюдал за происходящим. Его никто не отвлекал, никто, даже взглядом, не смел прервать его размышления. Рабы и стража воспринимали искусственную гору с троном на вершине как неотъемлемую часть ландшафта. И на человека, то сидящего неподвижно на троне, то прохаживающегося по площадке на вершине горы, уже никто не обращал внимания. Кратий поставил перед собой задачу переустроить государство, на тысячелетие укрепить власть жрецов, подчинив им всех людей Земли, сделать их всех, включая правителей государств, рабами жрецов.

 

 

Однажды Кратий спустился вниз, оставив на троне своего двойника. Жрец поменял одежду, снял парик. Приказал начальнику стражи, чтобы его заковали в цепи, как простого раба, и поставили в шеренгу за молодым и сильным рабом по имени Нард. Вглядываясь в лица рабов, Кратий заметил, что у этого молодого человека взгляд пытливый и оценивающий, а не блуждающий или отрешённый, как у многих. Лицо Нарда было то сосредоточенно-задумчивым, то взволнованным. «Значит, он вынашивает какой-то свой план», - понял жрец, но хотел удостовериться, насколько точным было его наблюдение.

 

Два дня Кратий следил за Нардом, молча таская камни, сидел с ним рядом во время трапезы и спал рядом на нарах. На третью ночь, как только поступила команда «Спать», Кратий повернулся к молодому рабу и шёпотом, с горечью и отчаянием, произнёс непонятно кому адресованный вопрос:

 

- Неужели так будет продолжаться всю оставшуюся жизнь?

 

Жрец увидел: молодой раб вздрогнул и мгновенно развернулся лицом к жрецу, глаза его блестели. Они сверкали даже при тусклом свете горелок большого барака.

 

- Так не будет долго продолжаться. Я додумываю план. И ты, старик, тоже можешь в нём принять участие, - прошептал молодой раб.

 

- Какой план? - равнодушно и со вздохом спросил жрец.

 

Нард горячо и уверенно стал объяснять:

 

- И ты, старик, и я, и все мы скоро будем свободными людьми, а не рабами. Ты посчитай, старик: на каждый десяток рабов приходится по одному стражнику. И за пятнадцатью рабынями, которые готовят пищу, шьют одежду, наблюдает тоже один стражник.Если в обусловленный час все мы набросимся на стражу, то победим её. Пусть стражники вооружены, а мы закованы в цепи. Нас десять на каждого, и цепи тоже можно использовать как оружие, подставляя их под удар меча. Мы разоружим всех стражников, свяжем их и завладеем оружием.

 

- Эх, юноша, - снова вздохнул Кратий и, как бы безучастно, произнёс, - твой план недодуман: стражников, которые наблюдают за нами, разоружить можно, но вскоре правитель пришлёт новых, может быть, даже целую армию, и убьёт восставших рабов.

 

- Я и об этом подумал, старик. Надо выбрать такое время, когда не будет армии. И это время настаёт. Мы все видим, как армию готовят к походу. Заготавливают провиант на три месяца пути. Значит, через три месяца армия придёт в назначенное место и вступит в бой. В сражении она ослабеет, но победит, захватит много новых рабов. Для них уже строятся новые бараки. Мы должны начать разоружать стражу, как только армия нашего правителя вступит в сражение с другой армией. Гонцам потребуется месяц, что бы доставить сообщение о необходимости немедленного возврата. Ослабевшая армия будет возвращаться не менее трёх месяцев. За четыре месяца мы сумеем подготовиться к встрече. Нас будет не меньше, чем солдат в армии. Захваченные рабы захотят быть с нами, когда увидят, что произошло. Я правильно всё предопределил, старик.

 

- Да, юноша, ты с планом, с мыслями своими можешь стражников разоружить и одержать победу над армией, - ответил жрец уже подбадривающе и добавил: - но что потом рабы станут делать, и что произойдёт с правителями, стражниками и солдатами?

 

- Об этом я немного думал. И пока приходит в голову одно: все, кто рабами были, станут не рабами. Все, кто сегодня не рабы, рабами будут, - как бы размышляя вслух, не совсем уверенно ответил Нард.

 

- А жрецов? Скажи мне, юноша, к рабам или не рабам жрецов, когда ты победишь, причислишь?

 

- Жрецов? Об этом тоже я не думал. Но сейчас предполагаю: пускай жрецы останутся как есть. Их слушают рабы, правители. Хоть сложно их порой понять, но думаю, они - безвредны.

 

Пускай рассказывают о богах, а жизнь свою мы знаем сами, как лучше проживать.

 

- Как лучше - это хорошо, - ответил жрец и притворился, что ужасно хочет спать.

 

Но Кратий в эту ночь не спал. Он размышлял. «Конечно, - думал Кратий, - проще всего о заговоре сообщить правителю, и схватят юношу-раба, он явно главный вдохновитель для других. Но это не решит проблемы. Желание освобождения от рабства всегда будет у рабов. Появятся новые предводители, будут разрабатываться новые планы, а раз так - главная угроза для государства всегда будет присутствовать внутри государства».

 

Перед Кратием стояла задача: разработать план порабощения всего мира. Он понимал: достичь цели с помощью только физического насилия не удастся.

 

Необходимо психологическое воздействие на каждого человека, на целые народы. Нужно трансформировать мысль людскую, внушить каждому: рабство есть высшее благо. Необходимо запустить саморазвивающуюся программу, которая будет дезориентировать целые народы в пространстве, времени и понятиях.

 

 

Но самое главное - в адекватном восприятии действительности. Мысль Кратия работала всё быстрее, он перестал чувствовать тело, тяжёлые кандалы на руках и ногах. И вдруг, словно вспышка молнии, возникла программа. Ещё не детализированная и не объяснимая, но уже ощущаемая и обжигающая своей масштабностью. Кратий почувствовал себя единовластным правителем мира.

 

Жрец лежал на нарах, закованный в кандалы, и восхищался сам собой: «Завтра утром, когда поведут всех на работу, я подам условный знак, и начальник охраны распорядится вывести меня из шеренги рабов, снять кандалы. Я детализирую свою программу, произнесу несколько слов, и мир начнёт меняться.Невероятно!

 

Всего несколько слов - и весь мир подчинится мне, моей мысли. Бог действительно дал человеку силу, которой нет равной во Вселенной, эта сила - человеческая мысль. Она производит слова и меняет ход истории.

 

Необыкновенно удачная сложилась ситуация. Рабы подготовили план восстания. Он - рационален, этот план, и явно может привести к положительному для них промежуточному результату. Но я всего лишь несколькими фразами, не только их, но и потомков сегодняшних рабов, да и правителей земных, рабами быть грядущих тысяч лет заставлю».

 

Утром, по знаку Кратия, начальник охраны снял с него кандалы. И уже на следующий день на его наблюдательную площадку были приглашены остальные пять жрецов и фараон.

 

Перед собравшимися Кратий начал свою речь:

 

- То, что вы сейчас услышите, не должно быть никем записано или пересказано. Вокруг нас нет стен, и мои слова никто, кроме вас, не услышит. Я придумал способ превращения всех людей, живущих на Земле, в рабов нашего фараона.

 

Сделать это, даже с помощью многочисленных войск и изнурительных войн, невозможно. Но я сделаю это несколькими фразами. Пройдёт всего два дня после их произнесения, и вы убедитесь, как начнёт меняться мир.

 

Смотрите: внизу длинные шеренги закованных в цепи рабов несут по одному камню. Их охраняет множество солдат. Чем больше рабов, тем лучше для государства - так мы всегда считали. Но чем больше рабов, тем более приходится опасаться их бунта. Мы усиливаем охрану.

 

Мы вынуждены хорошо кормить своих рабов, иначе, они не смогут выполнять тяжёлую физическую работу. Но они всё равно, ленивы и склонны к бунтарству.

 

Смотрите, как медленно они двигаются, а обленившаяся стража не погоняет их плетьми и не бьёт, даже здоровых и сильных рабов. Но они будут двигаться гораздо быстрее. Им не будет нужна стража. Стражники превратятся тоже в рабов. Свершить подобное можно так.

 

Пусть сегодня, перед закатом, глашатаи разнесут указ фараона, в котором будет сказано: «С рассветом нового дня всем рабам даруется полная свобода. За каждый камень, доставленный в город, свободный человек будет получать одну монету. Монеты можно обменять на еду, одежду, жилище, дворец в городе и сам город. Отныне вы - свободные люди».

 

Когда жрецы осознали сказанное Кратием, один из них, самый старший по возрасту, произнёс:

 

- Ты - демон, Кратий. Тобой задуманное демонизмом множество земных народов покроет.- Пусть демон я, и мной задуманное пусть люди в будущем демократией зовут.

 

Указ на закате был оглашён рабам, они пришли в изумление, и многие не спали ночью, обдумывая новую счастливую жизнь.

 

 

Утром следующего дня жрецы и фараон вновь поднялись на площадку искусственной горы. Картина, представшая их взорам, поражала воображение. Тысячи людей, бывших рабов, наперегонки тащили те же камни, что и раньше. Обливаясь потом, многие несли по два камня. Другие, у которых было по одному, бежали, поднимая пыль. Некоторые охранники тоже тащили камни. Люди, посчитавшие себя свободными - ведь с них сняли кандалы, - стремились получить, как можно больше вожделенных монет, чтобы построить свою счастливую жизнь.

 

Кратий ещё несколько месяцев провёл на своей площадке, с удовлетворением наблюдая за происходящим внизу.

 

А изменения были колоссальными. Часть рабов объединилась в небольшие группы, соорудили тележки и, доверху нагрузив камнями, обливаясь потом, толкали эти тележки.

 

«Они ещё много приспособлений наизобретают, - с удовлетворением думал про себя Кратий, - вот уже и услуги внутренние появились: разносчики воды и пищи».

 

Часть рабов ели прямо на ходу, не желая тратить времени на дорогу в барак для приёма пищи, и расплачивались с подносившими её полученными монетами.

 

«Надо же, и лекари появились у них: прямо на ходу помощь пострадавшим оказывают, и тоже за монеты. И регулировщиков движения выбрали.

 

Скоро выберут себе начальников, судей. Пусть выбирают: они ведь считают себя свободными, а суть не изменилась, они по-прежнему таскают камни…»

 

Так и бегут они сквозь тысячелетия, в пыли, обливаясь потом, таща тяжёлые камни.

 

И сегодня потомки тех рабов продолжают свой бессмысленный бег.

 

Владимир Мегре - Демон Кратий

 

СОВРЕМЕННЫЕ РАБЫ

Кто они и как ими не стать!

1. Экономическое принуждение рабов к постоянной работе. Современный раб вынужден работать без остановки до смерти, т.к. средств, заработанных рабом за 1 месяц, хватает, чтобы оплатить жилье за 1 месяц, еду за 1 месяц и проезд за 1 месяц. Поскольку денег хватает у современного раба всегда только на 1 месяц, современный раб вынужден работать всю жизнь до смерти. Пенсия также является большой фикцией, т.к. раб-пенсионер отдает всю пенсию за жилье и еду, и у него не остается свободных денег.

 

2. Вторым механизмом скрытого принуждения рабов к работе является создание искусственного спроса на псевдонужные товары, которые навязываются рабу с помощью телерекламы, пиара, расположения товаров на определенных местах магазина. Современный раб вовлечен в бесконечную гонку за «новинками», а для этого вынужден постоянно работать.

 

3. Третьим скрытым механизмом экономического принуждения современных рабов является кредитная система, с «помощью» которой современные рабы все больше и больше втягиваются в кредитную кабалу через механизм «ссудного процента».С каждым днем современный раб должен все больше и больше, т.к. современный раб для того, чтобы рассчитаться с процентным кредитом, берет новый кредит, не отдав старый, создавая пирамиду долгов. Долг, постоянно висящий над современным рабом, хорошо стимулирует его к работе даже за мизерную плату.

 

4. Четвертым механизмом заставить современных рабов работать на скрытого рабовладельца является миф о государстве. Современный раб считает, что работает на государство, но на самом деле раб работает на псевдогосударство, т.к. деньги раба поступают в карман рабовладельцев, а понятие государства используется, чтобы затуманить мозги рабов, чтобы рабы не задавали лишних вопросов типа: почему рабы работают всю жизнь и остаются всегда бедными? И почему рабы не имеют доли прибыли? И кому конкретно перечисляются деньги, выплаченные рабами в виде налогов?

 

5. Пятым механизмом скрытого принуждения рабов является механизм инфляции или периодически искусственно устраиваемых дефолтов, которые не позволяют гражданам экономически развиваться, разорившись, заново начинать своё дело с нуля. Рост цен при отсутствии роста зарплаты раба обеспечивает скрытое незаметное ограбление рабов. Таким образом, современный раб нищает все больше и больше.

 

6. Шестой скрытый механизм заставить раба бесплатно работать - лишить раба средств на переезд и покупку недвижимости в другом городе или другой стране. Этот механизм вынуждает современных рабов работать на одном градообразующем предприятии и «терпеть» кабальные условия, т.к. других условий у рабов просто нет и убежать рабам не на что и некуда.

 

7. Седьмым механизмом, заставляющим раба бесплатно работать, является сокрытие информации о реальной стоимости труда раба, реальной стоимости товара, который произвел раб. И доли зарплаты раба, которую забирает рабовладелец через механизм бухгалтерского начисления, пользуясь незнанием рабов и отсутствием контроля рабов над прибавочной стоимостью, которую рабовладелец забирает себе.

 

8. Для того, чтобы современные рабы не требовали своей доли прибыли, не требовали отдать заработанное их отцами, дедами, прадедами, прапрадедами и т.д. существует замалчивание фактов разграбления рабовладельцами ресурсов, которые были созданы многочисленными поколениями рабов на протяжении тысячелетней истории.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

www.ranibu.ru

от античности до наших дней

Среди всех существующих видов устройства верховной власти государства демократия является единственной формой правления, в которой полномочия закрепляются за большинством, причем независимо от его происхождения и заслуг.

На сегодняшний день это самый распространенный и прогрессивный вид политического режима в мире, отличающийся непрерывным развитием и видовым разнообразием.

Этой форме государственного устройства посвящено немало трудов философов и ученых всех времен.

Определение демократии и сопутствующее ей понятие

Демократия – система управления государством, при которой власть признается за народом и осуществляется на базе законодательно выраженных равных прав и свобод граждан.

Демократия неотделима от понятия государства, так как возникла вместе с ним.

* Государство – политическая форма организации общества, реализующаяся на определенной территории.

История возникновения демократии

Демократия зародилась в 507 году д. н. э. в Древней Греции как одна из форм народного самоуправления античными городами-государствами. Поэтому дословно с древнегреческого демократия переводится как «власть народа»: от demos — народ и kratos – власть.

Интересно, что demos греки называли не весь народ, а только свободных граждан, наделенных правами, но не относящихся к аристократам.

Общие признаки демократии

Неотъемлемыми признаками демократической системы являются:

  • Народ – источник власти.
  • Избирательный принцип в основе формирования органов государственного самоуправления.
  • Равенство гражданских прав, при приоритете избирательного.
  • Руководство мнением большинства в спорных вопросах.

Признаки современных демократических государств

В процессе исторического развития демократия выработала новые признаки, среди которых:

  • главенство Конституции;
  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • приоритет прав человека над правами государства;
  • признание прав меньшинства на свободное выражение собственного мнения;
  • конституционное закрепление приоритета прав большинства перед меньшинством и др.

Принципы демократии

Системообразующие положения демократии, безусловно, отражаются в ее признаках. Помимо политических свобод и гражданского равноправия, выборности госорганов и разделения властей, следует отметить и такие принципы:

  • Воля большинства не должна ущемлять в правах меньшинство.
  • Плюрализм – социально-политическое многообразие, лежащее в основе свободы выбора и выражения мнения. Он предполагает множественность политических партий и общественных объединений.

Виды демократии

О том, какими способами народ может проявлять свою власть, говорят существующие разновидности демократии:

  1. Прямая — Граждане сами, без посредников, обсуждают какой-то вопрос и выносят его решение на голосование
  1. Плебисцитная (считается разновидностью прямой) — Граждане могут только проголосовать за или против решения, к подготовке которого они не причастны.
  1. Представительная — Решения за граждан принимают их представители во власти, получившие народные голоса на выборах.

Демократия в современном мире

В наше время демократические государства являются государствами представительной демократии. В них народная воля, в отличие от античного общества, выражается через избираемых представителей (депутатов) в парламенте или органах местного самоуправления.

Представительная демократия делает возможным народное управление крупным государством с большой территорией и населением.

Однако во всех формах современной демократии встречаются элементы прямой демократии, в качестве референдумов, прямых президентских выборов, плебисцитов.

[youtube]iOT1UgUTiI0[/youtube]

histerl.ru

Происхождение слова демократия. Этимология слова демократия

Демокра́тия. Заимствованное из французского это слово восходит к греческому demokratia, где было образовано сложением demos — «народ» и kratos — «власть»: буквально — «власть народа».

Происхождение слова демократия в этимологическом онлайн-словаре Крылова Г. А.

демократия

Французское — demokratie.

Немецкое — Demokratie.

Слово заимствовано из греческого языка через французский в XVII в. Демократия — это такая форма государственного устройства, при которой органы власти формируются путем выборов населением страны. Синоним слова «демократия» — существительное «народовластие».

Производные: демократический, демократ, демократизация.

Происхождение слова демократия в этимологическом онлайн-словаре Семёнова А. В.

Демокра́тия. Этот общеевропейский термин унаследован нами в готовом виде от древних греков. Это сложное слово, составленное из «дэмос» — «народ», «кратос» — «власть». Значение — «народовластие». Так же построены слова «аристократия» — «правление знати», «плутократия» — «власть богачей» (не от русского «плут» — «мошенник», а от греческого «плутос» — «богатство»). (См. Бюрократия.)

Происхождение слова демократия в этимологическом онлайн-словаре Успенского Л. В.

демокра́тия из франц. démocratie или нем. Demokratie; см. Горяев, ЭС 445¹; стар. димократия, с эпохи Петра I (см. Смирнов 101), под влиянием ср.-греч. произношения — δημοκρατία. Вопреки Смирнову (там же), не через польск. demokracja. ¹ У Горяева так: гр. δημο-κρατ-ία «народовластие». -Прим. ред.

Происхождение слова демократия в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М.

Демокра́тия. Заимств. в XVII в. через польск. посредство из франц. яз., где démocratie < греч. dēmokratia «народовластие» — сложения dēmos «народ» и kratos «власть» + суф. -ia. Ср. аристократия (от aristos «относящийся к знати»), технократия, бюрократия и т. д.

Происхождение слова демократия в этимологическом онлайн-словаре Шанского Н. М.

Опечатки и прочие неточности выделяйте курсором, жмите Ctrl+Enter и отправляйте нам!

См. также: значение слова демократия в толковых словарях.

lexicography.online

Демократия — Циклопедия

М.Б.Конашев. "Демократия: некоторые проблемы теории и методологии"

Демократия (др.-греч. δημοκρατία — народовластие). Понятие «демократия» полисемантично, а сама демократия многомерна: существуют более 200 определений этого понятия и десятки разновидностей собственно демократии, в том числе демократия политическая, экономическая, социальная, производственная, общинная, управленческая, армейская, информационная, процедурная. Наиболее распространенным является употребление термина «демократия» для определения:

  1. политического принципа, суть которого заключается в признании (чаще формальном, чем фактическом) народа единственным источником власти на всей территории страны, а также в провозглашении равенства прав всех участников политического процесса;
  2. формы государственного политического устройства и социального самоуправления, представляет собой систему государственных, гражданских и идеологических институтов, обеспечивающих участие граждан в управлении государством, согласовывающих разнонаправленные интересы, находящих политические компромиссы, создающих условия для цивилизованного общежития.

[править] История термина

Как форма государственно-политического устройства демократия возникла в процессе формирования государственных организмов и долгое время сосуществовала с другими формами управления — монархической, аристократической, олигархической. Авторство термина «демократия» связывают с именем Перикла, который обозначил им строй, внедрявшийся под его (Перикла) руководством в Афинах и противопоставлявшийся тирании (позднее главным антиподом понятие «демократия» стало понятие «диктатура»).

Платон охарактеризовал демократию как «порядок, который не имеет надлежащего управления, но является приятным и разнообразным», поскольку не сковывает, как другие устроения, свободы граждан. Впрочем, Платон ясно очертил и недостатки демократии, подчеркивая, что она способствует перерождению свободы в произвол, а следовательно, сама производит силы, которые вызывают её гибель. Поэтому он считал демократию, как и олигархию, неправильной, искаженной формой государства.

Аристотель тоже довольно скептически относился к демократии, более совершенной формой государства он считал «политию» — нечто среднее между олигархией и демократией. «Полития», очевидно, это строй достаточно близкий к умеренной цензовой демократии, когда в государстве политическими правами пользуется лишь часть населения — большинство так называемого свободного населения, а напряжение, обусловленное ​​противостоянием бедных и богатых, не превращается в разрушительную силу из-за того, что в обществе численно, по количеству своих представителей, преобладает состоятельный средний слой.

Античная традиция толкования демократии в рамках учений о формах государства просуществовала вплоть до конца XVIII века. После Французской революции конца XVIII века понятие «демократия» приобрело более широкий смысл, стало базовым понятием новой демократической системы взглядов. Демократия начинают понимать как форму гармонизации свободы и равенства, интересов полититической власти и широких общественных слоёв. Одновременно нарастает критика демократии, в частности об опасности отрицания свободы через внедрение демократического «равенства в рабстве» предостерегал французский социолог Алексис де Токвиль, доказывая, что грань между демократией и деспотией условная — демократия таит в себе угрозу «тирании большинства». О возможных искажениях равенства в условиях демократии писал Макс Вебер, констатируя, что природа государственных чиновников побуждает их выдавать собственные интересы за общественно-народные.

Опыт XX столетия показал: демократия является хоть и не идеальной, но всё же лучшей формой государственного устройства, так как именно при демократии по-настоящему ценится человеческая жизнь и обеспечивается право каждого человека на свободу.

Современная демократия является инструментом свободного самоопределения гражданина и средством мирного разрешения социальных и иных проблем. Она является не только оптимальной формой политического устройства, но и действенным механизмом, ограничивающим вмешательства властей в частную и общественную жизнь. Она также способна адаптироваться к новейшим глобализационным вызовам (см. Глобализация).

Характерными особенностями демократического порядка являются: право большинства на власть, обеспечение прав меньшинства, выборность органов власти, осведомлённость граждан по общественным делам, свобода собраний и ассоциаций, свобода выражения гражданами своего мнения.

Ценности демократии — выборность, состязательность, гласность, подотчётность — в сочетании с моральными ценностями справедливости, ответственности, порядочности обеспечивают оптимальный паритет во взаимоотношениях человека и власти.

Сила демократических систем — в создании конституционных гарантий, которые препятствуют монополизации политической власти (общее избирательное право, свобода слова и информации, разграничения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти и др.). Механизмами реализации демократии выступают государство, гражданское общество, региональные и местные самоуправления.

Принцип равенства — основополагающий в системе демократических принципов. Он реализуется через гарантированное государством каждому гражданину право на защиту собственной индивидуальности от дискриминации по признаку пола, расовой или этнической принадлежности, религиозных или других убеждений и предоставления обществом всем гражданам равных возможностей для самореализации.

Демократическому обществу обязательно присущ также определенный уровень экономической свободы граждан, обеспечивается их право на частную собственность.

Участие народа в осуществлении государственной власти может быть непосредственным (прямым) и опосредованным (представительным), соответственно различают и демократию непосредственную и демократию представительную. Непосредственной является такая демократия, при которой власть в государстве осуществляется всем народом, например, посредством референдумов или плебисцитов. Представительная демократия базируется на избрании гражданами официальных лиц для принятия последними (как представителями народа) политических решений и осуществления задач управления; эти лица подотчетны народу. Представительная демократия, которая действует в соответствии с нормами конституции, называется еще конституционной. Выборы производятся голосованием — инструментом, с помощью которого народ в условиях представительной демократии передаёт своим представителям право на реализацию своего суверенитета.

На нынешнем этапе исторического развития демократия является антитезой тоталитаризму и авторитаризму (см. Авторитарные режимы), составляет наиболее органическую форму естественной самоорганизации социумов. Степень соответствия принципов народовластия принципам гуманизма и свободы, рассматривается сегодня как мера цивилизованности страны и общества. Наиболее развитой считается либеральная демократия (конституционный либерализм), которая базируется на законодательном закреплении всех естественных прав и свобод человека и на разделении властей, обеспеченному эффективной системой сдерживаний и противовесов. Такая форма демократии невозможна без постоянных широких дискуссий в обществе по общественному благу, национальным интересам, принципам политической деятельности.

Жизненность демократии как политического принципа основана на укоренённости в глубинных архетипах сознания и природе человека. Как общественному существу человеку присуще соучастие в общинной жизни и в имитационных политических играх. Как существу духовному ему присуща свобода. Поэтому в более или менее развитом виде элементы демократии существуют при любом общественном строе. Но утверждение демократии как общественной ценности и основы цивилизованного общежития требует больших скоординированных усилий социума. Как «рукотворное явление» и уязвимая форма власти демократия существует лишь там, где общество тратит немалые усилия на её поддержку, развитие и защиту от искажений.

Настоящая демократия органично соединяет свободу с законопослушностью, независимость с ответственностью, принципиальность с толерантностью.

  • Невичерпність демократії. К., 1994; (укр.)
  • Шумпетер Й. А., Капіталізм, соціалізм і демократія. К., 1995; (укр.)
  • Даль Р., О демократии. М., 2000;
  • Ревель Д. Ф., Друга молодість демократії. Майбутнє демократичного імпульсу. К., 2001; (укр.)
  • Пазенок В., Демократія і людина. «Політика і час», 2003, № 2; (укр.)
  • Лебедева Т. П., Либеральная демократия как ориентир для посттоталитарных преобразований. «Полис», 2004, № 2.

cyclowiki.org

1.1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДЕМОКРАТИИ. Демократический политический режим

Похожие главы из других работ:

"Новые правые" в современной геополитике

1. История развития школы «новых правых»

В историческом смысле «новые правые» -- широкая группа философов, социологов, историков, писателей и других представителей западноевропейской интеллигенции, активно выступивших в начале 1970-х гг. во Франции. А. де Бенуа, Ш. Бресоль, П. Виаль, М...

Актуальные проблемы современной политической науки

1. История развития российской политической науки

Политология в современной России - составная часть мировой политической науки, опирается на тысячелетнюю российскую традицию политической и правовой мысли, использует политологический опыт международного сообщества...

Анализ региона Марий Эл

1.1 История

С доисторических времен территорию современной западной, северной и центральной России населяли Финно-угорские племена. Черемисы (современное название -- мари) впервые достоверно упоминаются в X в...

Выборы как фактор развития гражданского общества

Глава II. История и значение выборного процесса пути становления и развития гражданского общества в России

...

Демократический политический режим

2.2 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕМОКРАТИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

В этом параграфе я бы хотела рассмотреть самой главный, на мой взгляд, вопрос - является ли всё - таки демократия нашим будущим или она навсегда останется только явлением Западной цивилизации. После того как мы изучили всю историю демократии...

Демократия

ИСТОРИЯ ДЕМОКРАТИИ

Демократия имеет длительную историю, и ее можно рассматривать как результат развития западной цивилизации, особенно греческого и римского наследия, с одной стороны, и иудео-христианской традиции - с другой...

Идеология либерализма и её влияние на современные политические процессы

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛИБЕРАЛИЗМА

...

Идеология фашизма и пропагандистская система, как часть фашистского режима

2. История и предпосылки развития в Германии фашизма в 20-х - 40-х г. XX века

Фашизм в Германии появился сразу же после окончания первой мировой войны в качестве одной из разновидностей реакционных милитаристических националистических течений, когда антилиберальные...

Классификация политических партий

1.2 История развития многопартийности в России

Первой российской политической организацией партийного типа можно считать социалистическую по своим идейным установкам «Народную волю» (1870-е - начало 1880 гг.)...

Либерализм как политический режим

1. История развития либерализма в России

...

Системный анализ влияния выборов на жизнь современного гражданского общества

Глава II. История и значение выборного процесса пути становления и развития гражданского общества в России

...

Современные теории демократии

2.2 Критические факторы и барьеры развития электронной демократии

К критическим факторам развития электронной демократии можно отнести: Инвестирование...

Сравнение неоконсерватизма и неолиберализма

1.1 История становления и развития неоконсерватизма и неолиберализма

В XX веке исследование политико-правовых идей приобретает широкий размах. Это век переосмысления и появления новых концепций и дополнение старых...

Факторы политического участия в закрытых ортодоксальных еврейских сообществах

1.1 История развития и характеристика современной еврейской общины в США

Ортодоксальная еврейская община в США имеет не такую длинную историю, как принято считать. Первые еврейские переселенцы прибывали в США из Старого света еще до провозглашения независимости. В основном это были голландские торговцы и сефарды...

Христианско-демократическая партия Италии

ХДП: история возникновения и развития, лидеры, программа

ХДП была основана в 1943 г. на базе католической Народной партии «Пополяри», созданной в 1919 г. Термин «христианская демократия» принадлежал итальянскому священнику дону Луиджи Стурцо, основателю Народной партии...

polit.bobrodobro.ru

Как возникла демократия?. Кто есть кто во всемирной истории

Как возникла демократия?

Давайте рассмотрим, что мы имеем в виду под демократией. Слово «демократия» греческого происхождения и означает «власть народа». Когда мы пользуемся этим словом сейчас, то имеем в виду участие людей в работе правительства, влияние на его деятельность. Политическая демократия возникла в двух основных формах. При прямой демократии люди собираются, чтобы обсудить политику и выбрать официальных лиц, которые будут воплощать ее. Когда люди выбирают своих представителей, чтобы те выражали их желания, намерения в правительстве, это представительная демократия. Прямая демократия невозможна в больших размерах, когда вовлечено много людей, и демократия используется главным образом в ее представительной форме.

Ни одна нация не может считаться демократичной, если она не обеспечивает гражданских прав и свобод. К ним относятся свобода слова, передвижения, объединения, печати, религии и равноправие всех перед законом.

Политическая демократия возникла в ранней истории. В греческих городах-государствах, особенно в Афинах, существовала прямая демократия. Тем не менее даже в Афинах правящий класс граждан составлял только небольшую часть населения. Большинство были рабы, которые вместе с женщинами и иностранцами не имели права голоса и не могли занимать никаких постов. И хотя форма прямой демократии существует еще со времен древних Афин, даже в наши дни мы находим в ней много недостатков с различных точек зрения.

Современная демократия больше связана со средними веками. К тому времени относится идея общественного договора. По этой теории, заключался договор между правителями и их подчиненными, которым было определено выполнение обязательств каждой стороной. Если правитель не делал этого, люди имели право забрать власть, данную ему.

Современная представительная демократия зарождалась также при феодализме, в связи с нуждами королей. Феодальные монархи созывали собрания представителей, чтобы попросить денег.

Они считали, что народ не будет возражать против введения новых налогов, если его представители согласятся с этим заранее.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

кратко и понятно о том, что это такое, признаки и формы, кто такие демократы, прямая и представительная

По последним подсчетам, на 2017 год в мире насчитывается 251 страна. Все они отличаются друг от друга по размерам, по количеству населения и их национальной принадлежности, по форме правления и по степени развития. Но одной из самых главных характеристик государства, от которой зависит весь образ жизни населения, является политический режим. Именно он определяет те методы и формы управления, которые будут господствовать в стране.

...

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Существует всего три основных политических режима:

  • Тоталитарный режим, который еще называют тоталитаризмом, заключается в том, что государство контролирует все сферы жизни общества. Власти опираются на силу, любая оппозиция запрещена, а вождь возвеличивается.
  • Авторитарный режим характеризуется чуть более «мягким» правлением власти. У руля стоит группа лиц или один человек, имеющий неограниченную власть, но при этом уже допускаются определенные гражданские и экономические свободы граждан. Авторитаризм является более мягкой формой тоталитарного режима.

Самым распространенным политическим режимом во всем мире, которого придерживаются очень много государств, является демократия. На первое место при таком режиме ставятся свобода и права граждан. Если говорить кратко, главный принцип демократизма заключается в том, что обществу предоставляется огромный объем свобод и прав, включая право полностью участвовать в жизни государства.

Признаки демократии

Каждый из политических режимов обладает признаками, отличительными чертами, которые и являются их сущностью. Демократическая форма правления не исключение. У нее есть несколько признаков, которые выделяют ее на фоне остальных способов управления и которые определяют, что такое демократия.

  • Само слово означает власть народа. Именно народ при ней является главным и единственным источником власти.
  • Народ выбирает представителей власти – депутатов. Общество делает это только одним способом – честные, открытые, свободные выборы.
  • Власть не выбирается один раз и навсегда: отличительной особенностью демократии является то, что депутаты избираются на определенный и не очень долгий срок, по истечение которого выборы будут происходить заново.
  • Равенство прав любого человека – очередная особенность этого режима. У каждой личности есть права, которые она может отстаивать при помощи независимых механизмов – судов.
  • Все государственное устройство, весь государственный аппарат не сосредоточен у узкой группы лиц – он разделен на ветви власти: законодательную, судебную и исполнительную.
  • Если при тоталитаризме оппозиция всяческими способами пресекалась и уничтожалась, то демократия в этом вопросе отличается кардинально – оппозиция ведет свободную деятельность, высказывает свое недовольство, организует шествия, политические демонстрации, митинги и прочие формы выражения протеста и несогласия.
  • Независимые от государства средства массовой информации, которые свободно рассказывают о том, что происходит в стране – основа демократического устройства.

Вся сущность демократии заключается во власти народа – голосованиях, референдумах, демонстрациях, на которых общество выражает свои требования, предпочтения, несогласие и так далее.

Важно! Демократизм не гарантирует права и свободы абсолютно всем гражданам. Например, человек, который нарушил какой-либо закон, должен будет понести наказание в виде ограничения этих самых прав и свобод.

Формы демократии

Существует две формы этого политического режима: прямая и представительная демократия. Чем они отличаются? Давайте разбираться.

Главные отличительные особенности кроются в их названии. Прямая форма демократии характеризуется тем, что управление государством, то есть власть, осуществляется непосредственно народом при помощи голосований и референдумов.

Для лучшего понимания приведем пример: в государстве было предложено принять какой-то определенный закон. Для того чтобы решить, будет ли этот закон принят, организуется референдум, на котором каждый желающий отдает свой голос за или против принятия нового законопроекта. Таким или подобными способами решается большинство важных вопросов при прямой демократии.

Представительная демократия отличается в корне. Предыдущий пример с новым законопроектом тоже подойдет: принимать решение о принятии или отклонении нового законопроекта будут депутаты, которые избирались народом посредством свободных и честных выборов.

Главное отличие вроде бы понятно, но у каждой из форм есть свои плюсы и минусы: люди при господстве первой формы сами принимают решения, но ведь не все из них хорошо ознакомлены с юриспруденцией, с законами, со всеми тонкостями и нюансами подобных дел. При второй форме власть народа ограничена, ведь он выбирает тех, кто будет принимать решения, а не сам их принимает. В таком случае может появиться очень много недовольных.

Функции демократии

Любой способ управления государством выполняет определенные функции для нормального существования страны и ее процветания. Демократизм преследует выполнение нескольких задач:

  • Первой и самой важной считают охранительную функцию. Обществу в современном развитом государстве даются гарантии безопасности, соблюдения законов, охраны достоинства, чести, прав и свобод любого гражданина.
  • Организацию и формирование государства как аппарата, как системы из органов центральной власти и органов местного самоуправления путем честных и свободных выборов выполняет учредительная функция.
  • Организационно-политическая функция гарантирует то, что народ является единственным и бессменным источником власти.
  • Регулятивная функция обеспечивает правильную работу всех необходимых субъектов для обеспечения прав и свобод граждан.

Только при выполнении всех описанных функций можно сказать, что в государстве господствует демократический режим.

Это интересно! Социализм – это: кратко и понятно о социалистической идеологии

Плюсы и минусы демократии

Каждый режим отражает в себе как положительные, так и отрицательные стороны, ведь идеальных вариантов не существует. При всем прогрессе, который несет демократия, у нее имеются минусы, так или иначе влияющие на жизнь общества.

Плюсы Минусы
Такая форма организации обеспечивает хороший контроль над должностными лицами и над демократическими институтами. Очень большое количество граждан придерживаются нейтральной и безразличной позиции, то есть у них не имеется желания участвовать в политической жизни государства.
Демократия предотвращает и всячески пресекает злоупотребление чиновниками и любыми должностными лицами своими полномочиями. Сколько людей – столько и мнений. Это правило в больших государствах порой очень сильно мешает принять правильное и единственное решение.
При данном устройстве голос каждого человека будет не просто услышан, он будет учтен в принятии каких-либо решений. Истинная власть народу, скорее всего, принадлежать не будет, так как все решения принимаются избранными представителями.
В подавляющем большинстве стран, где господствует истинная демократия, наблюдается стабильное процветание всех сфер жизни общества, начиная от культуры и развития, заканчивая экономикой и военной силой. Процветание бюрократизма чаще всего происходит в демократических странах.

При всех тех довольно значительных минусах, фигурирующих при демократизме, плюсы гораздо больше влияют на жизнь общества в положительную сторону.

Важно! Следует запомнить, что на вопрос, кто такие демократы, не следует отвечать, что это жители стран с таким режимом. Демократы – это сторонники политического направления, отстаивающие принципы демократизма.

Современные демократические страны

Чтобы наглядно рассмотреть влияние демократизма на жизнь общества, возьмем демократические страны, добившиеся наибольших успехов.

  • Швейцария – это одна из самых развитых в экономическом плане страна. Ее жители богаты, благоустройство на высочайшем уровне, а на медицину, образование и прочие необходимые структуры Швейцарии равняется весь мир. Демократия – это то политическое устройство, которое установилось здесь очень давно.
  • Вторая по площади страна во всем мире – Канада, также является одной из самых развитых в плане экономики стран мира. ВВП на душу населения крайне высок, то есть уровень жизни населения развит очень хорошо. Здесь институты демократии работают на благо общества. Кроме этого, Канада отличается необычайно низким уровнем преступности, а также прекрасной экологией.
  • Новая Зеландия находится в юго-западной части Тихого океана и является еще одной демократической страной. Очень развитая экономика, низкий уровень преступности – всем этим может похвастаться Новая Зеландия, в которой царствует демократизм.
  • Греция является не просто очередным государством с демократическим режимом, а государством, где демократия зародилась. Именно в Древней Греции впервые гражданам разрешили избирать «высших должностных лиц». Эта страна относится к развитым странам с быстро растущим ВВП.

Что такое демократия, ее виды, плюсы и минусы

Демократия, примеры стран

Вывод

Демократизм процветает во многих странах мира, и в большинстве из них наблюдается значительное улучшение жизни, повышение ВВП, развитие образования, медицины и других сфер жизни общества. Демократический режим является наиболее прогрессивным из всех существующих, ведь что более ценно для человека, чем жизнь и ее безопасность, свобода выбора и гарантия прав.

Это интересно! Что такое унитарное государство: примеры стран

uchim.guru