Открытый урок по математике по теме "Деление двузначного числа на двузначное ". Деление двузначного на двузначное


Деление столбиком на двузначное число

Деление столбиком на двузначное, трехзначное числоДеление столбиком или, правильнее сказать, письменный прием деления уголком, школьники проходят уже в третьем классе начальной школы, но зачастую этой теме уделяется так мало внимания, что к 9-11 классу не все ученики могут им свободно пользоваться. Деление столбиком на двузначное число проходят в 4 классе, как и деление на трехзначное число, а далее этот прием используется только как вспомогательный при решении каких-либо уравнений или нахождении значения выражения.

Очевидно, что уделив делению столбиком больше внимания, чем заложено в школьной программе, ребенок облегчит себе выполнение заданий по математике вплоть до 11 класса. А для этого нужно немногое - понять тему и позаниматься, порешать, держа алгоритм в голове, довести навык вычисления до автоматизма.

Алгоритм деления столбиком на двузначное число

Как и при делении на однозначное число, будем последовательно переходить от деления более крупных счетных единиц к делению более мелких единиц.

1. Находим первое неполное делимое. Это число, которое делится на делитель с получением числа больше или равного 1. Это значит, что первое неполное делимое всегда больше делителя. При делении на двузначное число в первом неполном делимом минимум 2 знака. 

           Примеры        768:24. Первое неполное делимое 76                                265:53  26 меньше 53, значит не подходит. Нужно добавить следующую цифру (5). Первое неполное делимое 265.

2. Определяем количество цифр в частном. Для определения числа цифр в частном следует помнить, что неполному делимому соответствует одна цифра частного, а всем остальным цифрам делимого — еще по одной цифре частного.

           Примеры       768:24. Первое неполное делимое 76. Ему соответствует 1 цифра частного. После первого неполного делителя есть еще одна цифра. Значит в частном будет всего 2 цифры.                                265:53. Первое неполное делимое 265. Оно даст 1 цифру частного. Больше в делимом цифр нет. Значит в частном будет всего 1 цифра.                               15344:56. Первое неполное делимое 153, а после него еще 2 цифры. Значит в частном будет всего 3 цифры.

3. Находим цифры в каждом разряде частного. Сначала найдем первую цифру частного. Подбираем такое целое число, чтобы при умножении его на наш делитель получилось число, максимально приближенное к первому неполному делимому. Цифру частного записываем под уголок, а значение произведения вычитаем столбиком из неполного делителя. Записываем остаток. Проверяем, что он меньше делителя.

Затем находим вторую цифру частного. Переписываем в строку с остатком цифру, следующую за первым неполным делителем в делимом. Полученное неполное делимое снова делим на делитель и так находим каждое последующее число частного, пока не закончатся цифры делителя.

4. Находим остаток (если есть).

Если цифры частного закончились и получился остаток 0, то деление выполнено без остатка. В ином случае значение частного записывается с остатком.

Так же выполняется деление на любое многозначное число (трехзначное, четырехзначное и т. д.)

Разбор примеров на деление столбиком на двузначное число

Сначала рассмотрим простые случаи деления, когда в частном получается однозначное число.

- Найдем значение частного чисел 265 и 53.

Первое неполное делимое 265. Больше в делимом цифр нет. Значит в частном будет однозначное число.

  

Чтобы было легче подобрать цифру частного, разделим 265 не на 53, а на близкое круглое число 50. Для этого 265 разделим на 10, будет 26 (остаток 5). И 26 разделим на 5, будет 5 (остаток 1). Цифру 5 нельзя сразу записывать в частном, поскольку это пробная цифра. Сначала нужно проверить, подойдет ли она. Умножим 53*5=265. Мы видим, что цифра 5 подошла. И теперь можем ее записать в частном под уголок. 265-265=0. Деление выполнено без остатка.

Значение частного чисел 265 и 53 равно 5.

Иногда при делении пробная цифра частного не подходит, и тогда ее нужно менять.

- Найдем значение частного чисел 184 и 23.

В частном будет однозначное число. 

Чтобы было легче подобрать цифру частного, разделим 184 не на 23, а на 20. Для этого разделим 184 на 10, будет 18 (остаток 4). И 18 разделим на 2, будет 9. 9 – это пробная цифра, мы ее сразу писать в частном не будем, а проверим, подойдет ли она. Умножим 23*9=207. 207 больше, чем 184. Мы видим, что цифра 9 не подходит. В частном будет меньше 9. Попробуем, подойдет ли цифра 8. Умножим 23*8=184. Мы видим, что цифра 8 подходит. Можем ее записать в частном. 184-184=0. Деление выполнено без остатка.

Значение частного чисел 184 и 23 равно 8.

Рассмотрим более сложные случаи деления.

- Найдем значение частного чисел 768 и 24.

Первое неполное делимое – 76 десятков. Значит, в частном будут 2 цифры.

Определим первую цифру частного. Разделим 76 на 24. Чтобы легче было подобрать цифру частного, разделим 76 не на 24, а на 20. То есть нужно 76 разделить на 10, будет 7 (остаток 6). И 7 разделим на 2, получится 3 (остаток 1). 3 – это пробная цифра частного. Сначала проверим, подойдет ли она. Умножим 24*3=72 . 76-72=4. Остаток меньше делителя. Значит, цифра 3 подошла и теперь мы ее можем записать на месте десятков частного. 72 пишем под первым неполным делимым, между ними ставим знак минус, под чертой записываем остаток.

Продолжим деление. Перепишем в строку с остатком цифру 8, следующую за первым неполным делимым. Получим следующее неполное делимое – 48 единиц. Разделим 48 на 24. Чтобы было легче подобрать цифру частного, разделим 48 не на 24, а на 20. То есть разделим 48 на 10, будет 4 (остаток 8). И 4 разделим на 2, будет 2. Это пробная цифра частного. Мы должны сначала проверить, подойдет ли она. Умножим 24*2=48. Мы видим, что цифра 2 подошла и, значит, можем ее записать на месте единиц частного. 48-48=0, деление выполнено без остатка.

 Значение частного чисел 768 и 24 равно 32.

- Найдем значение частного чисел 15344 и 56.

Первое неполное делимое – 153 сотни, значит, в частном будут три цифры.

Определим первую цифру частного. Разделим 153 на 56. Чтобы легче было подобрать цифру частного, разделим 153 не на 56, а на 50. Для этого разделим 153 на 10, будет 15 (остаток 3). И 15 разделим на 5, будет 3. 3 – это пробная цифра частного. Помните: ее нельзя сразу записывать в частном, а нужно сначала проверить, подойдет ли она. Умножим 56*3=168. 168 больше, чем 153. Значит, в частном будет меньше, чем 3. Проверим, подойдет ли цифра 2. Умножим 56*2=112. 153-112=41. Остаток меньше делителя, значит, цифра 2 подходит, ее можно записать на месте сотен в частном.

Образуем следующее неполное делимое. 153-112=41. Переписываем в ту же строку цифру 4, следующую за первым неполным делимым. Получаем второе неполное делимое  414 десятков. Разделим 414 на 56. Чтобы удобнее было подобрать цифру частного, разделим 414 не на 56, а на 50. 414:10=41(ост.4). 41:5=8(ост.1). Помните: 8 – это пробная цифра. Проверим ее. 56*8=448. 448 больше, чем 414, значит, в частном будет меньше, чем 8. Проверим, подойдет ли цифра 7. Умножим 56 на 7, получится 392. 414-392=22. Остаток меньше делителя. Значит, цифра подошла и в частном на месте десятков можем записать 7.

Пишем в строку с новым остатком 4 единицы. Значит следующее неполное делимое – 224 единицы. Продолжим деление. Разделим 224 на 56. Чтобы легче было подобрать цифру частного, разделим 224 на 50. То есть сначала на 10, будет 22 (остаток 4). И 22 разделим на 5, будет 4 (остаток 2). 4 – это пробная цифра, проверим ее, подойдет ли она. 56*4=224. И мы видим, что цифра подошла. Запишем 4 на месте единиц в частном. 224-224=0, деление выполнено без остатка.

Значение частного чисел 15344 и 56 равно 274.

Пример на деление с остатком

Чтобы провести аналогию, возьмем пример, похожий на пример выше, и отличающийся лишь последней цифрой

- Найдем значение частного чисел 15345:56

Делим сначала точно так же, как в примере 15344:56, пока не дойдем до последнего неполного делимого 225. Разделим 225 на 56. Чтобы легче было подобрать цифру частного, разделим 225 на 50. То есть сначала на 10, будет 22 (остаток 5). И 22 разделим на 5, будет 4 (остаток 2). 4 – это пробная цифра, проверим ее, подойдет ли она. 56*4=224. И мы видим, что цифра подошла. Запишем 4 на месте единиц в частном. 225-224=1, деление выполнено с остатком.

Значение частного чисел 15345 и 56 равно 274 (остаток 1).

Деление с нулем в частном

Иногда в частном одним из чисел получается 0, и дети зачастую пропускают его, отсюда неправильное решение. Разберем, откуда может взяться 0 и как его не забыть.

- Найдем значение частного чисел 2870:14

Первое неполное делимое - 28 сотен. Значит в частном будет 3 цифры. Ставим под уголок три точки. Это важный момент. Если ребенок потеряет ноль, останется лишняя точка, которая заставит задуматься, что где-то упущена цифра.

Определим первую цифру частного. Разделим 28 на 14. Подбором получается 2. Проверим, подойдет ли цифра 2. Умножим 14*2=28. Цифра 2 подходит, ее можно записать на месте сотен в частном. 28-28=0.

Получился нулевой остаток. Мы обозначили его розовым для наглядности, но записывать его не нужно. Переписываем в строку с остатком цифру 7 из делимого. Но 7 не делится на 14 с получением целого числа, поэтому записываем на месте десятков в частном 0.

Теперь переписываем в ту же строку последнюю цифру делимого (количество единиц).

70:14=5 Записываем вместо последней точки в частном цифру 5. 70-70=0. Остатка нет.

Значение частного чисел 2870 и 14 равно 205.

Деление нужно непременно проверить умножением.

Примеры на деление для самопроверки

Найдите первое неполное делимое и определите количество цифр в частном.

3432:66          2450:98         15145:65      18354:42     17323:17

Усвоили тему, а теперь потренируйтесь решить несколько примеров столбиком самостоятельно.

1428 : 42           30296 : 56           254415 : 35        16514 : 718

2924 : 68          136576 : 64          710278 : 91        15830 : 293

 

7gy.ru

Деление на двузначное число

Разделы: Начальная школа

Тип урока: Открытие нового знания (ОНЗ)

Цель:

  • формирование представления о действии деление на двузначное число по алгоритму.
  • формирование умения делить на двузначное число, используя алгоритм.

Ход урока

I Организационный момент

По дороге знаний смело путь держи, Даже если трудно, ты вперед иди!

- Как вы понимаете смысл этой фразы?

(объяснение детей)

- Как будет организована ваша учебная деятельность?

- Мы пройдем 2 шага учебной деятельности, поймем, что не знаем, затем сами найдем способ открытия знания.

- Вспомните, что делали на прошлом уроке?

-Выполняли деление на однозначное число.

- Чему будет посвящен сегодняшний урок?

- Делению числа на число.

- С чего начнем урок?

- С повторения.

II Актуализация знаний

1. Повторение

- Используя числа 17, 4, 68 составьте равенства

Один из учеников составляет у доски:

17 * 4 = 68

4 * 17 = 68

68 : 17 = 4

68 :  4 = 17

- Что помогло составить эти равенства?

- Взаимосвязь деления и умножения.

- Используя взаимосвязь умножения и деления объясни, как разделить 68 на 4

- 68 : 4=17, т. как 17х4=68

- Что, значит, разделить число а на число b?

- Это, значит, найти такое число с, при умножении которого на число b получается число а.

- Почему я выбрала именно это задание?

- Это пригодится для открытия нового знания.

2. Пробное действие.

- Какое следующее задание я вам предложу?

- Задание с затруднением. Пробное.

- Для чего вы его получите?

- Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.

- Что нужно сделать в данном задании?

56 : 14

- Найти частное чисел 56 и 14

- Что нового в нем?

- Нужно двузначное число разделить на двузначное число.

- Попробуйте выполнить это задание

- У кого нет ответа?

- Что вы не смогли сделать?

- Мы не смогли найти частное чисел 56 и 14

- Кто выполнил это задание, какое число вы записали?

- Обоснуйте свои действия.

- Что вы не можете сделать?

- Мы не можем обосновать свой ответ.

- Что вы должны сделать, если встретили затруднение?

- Остановиться и подумать

III Проблемное объяснение нового знания

- Какое задание вы должны были выполнить?

- Мы должны были найти частное чисел 56 и 14.

- В чем возникло затруднение?

- Мы не знаем правило деления на двузначное число.

- Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

- Построить алгоритм деления двузначного числа на двузначное число.

- Тема нашего урока?

- Деление двузначного числа на двузначное число.

- Что вы делали, чтобы решить пример 56 :14?

- Чтобы разделить 56 на 14, нужно подобрать такое число, которое при умножении на 14 даст 56. Мы начали подбирать с числа 1. Мы проверяли

каждое число, пока не проверили число 4. Мы увидели, что при умножении

числа 4 на число 14 будет 56. Поэтому 56 разделить на 14 будет 4.

- Какой способ вы применили при поиске этого числа?

- Мы подбирали его, перебрав и проверив несколько чисел.

- Итак, какой первый шаг нужно выполнить при делении двузначного числа на двузначное число?

- Нужно подобрать число, которое при умножении на делитель может дать делимое.

- Какой второй шаг?

- Нужно сделать проверку, умножив делитель на это число.

- Что будете делать дальше?

- Нужно посмотреть, получили мы делимое или нет.

- Если не получили?

- Подберем новое число.

Если получили?

- Запишем ответ.

- Молодцы! Я предлагаю поработать вам в группах.

Каждая группа получает карточки, где на каждой записан отдельный этап алгоритма. Нужно восстановить последовательность.

Подобрать число, которое при умножении на делитель может дать делимое

 

Сделать проверку, умножив делитель на это число

 

Полученное произведение равно делимому

 

Если нет, подберите другое число, сделайте проверку.

 

Если да, запишите ответ

 - Смогли вы преодолеть затруднение, а как мы можем убедиться в правильности наших выводов?

- Посмотреть в учебнике.

- Откройте учебники на стр. 55, прочитайте вывод .

Что вы можете теперь делать?

- Выполнять деление двузначного числа на двузначное число.

Физминутка

IV Первичное закрепление во внешней речи

1. с. 56 №2 (а, б) фронтально у доски с комментарием.

- Предлагаю вам поработать в парах.

2.Стр .56 №2 (в) дети работают в парах с комментарием.

- Кто из вас ошибся?

- В чем ошибка?

- Исправьте ошибки.

- Какой следующий шаг на уроке?

- Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.

V Самостоятельная работа с самопроверкой

- Решите следующие примеры:

72 : 24=

60 : 15=

- Проверьте по эталону.

- У кого возникли затруднения?

- В каком шаге алгоритма вы ошиблись?

- В чём причина вашей ошибки?

- Кому всё удалось?

- Сделайте вывод.

VI Включение нового знания в систему знаний и повторение

- При выполнении, каких заданий вам понадобится правило деления двузначного числа на двузначное число?

- При решении задач и уравнений, примеров, выполнении домашнего задания.

- Я предлагаю потренироваться в решении уравнения 24*х=72

Один ученик работает у доски, рассуждая вслух.

VII Итог урока

- Какую цель вы перед собой ставили?

- Построить алгоритм деления двузначного числа на двузначное число.

- Удалось ли достичь цели?

- Кто из вас смог сам “открыть” новое знание?

- Как вы оцениваете свою познавательную деятельность на уроке?

- Я понял... Я могу... Мне нужен тренинг...

- Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке.

Учитель оценивает работу детей.

- Какова будет цель вашей домашней работы?

По результатам самооценки дети получают разноуровневые задания

Придумать и решить 2 примера на новую тему.

Стр.56 №4 (первый столбик)

Знать алгоритм

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Математика 3 класс. Деление двузначного числа на двузначное.

Предмет: Математика

Класс: 3

Тема урока: Деление двузначного числа на двузначное

Тип урока: Изучение нового материала с использованием ИКТ.

Цель урока:

  • организовать повторение и закрепление ранее полученных знаний через развитие и совершенствование навыков и умений письменного умножения на двузначное число и деление на однозначное;

  • научить делить двузначные числа на двузначные разными методами;

  • совершенствовать вычислительные навыки через активизацию познавательной деятельности;

  • развивать умение сравнивать и анализировать

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Необходимые материалы

В том числе электронные

Название этапа

Цель

Результат

Орг. момент

Организовать начала урока

Активизация и концентрация внимания учащихся на образовательном процессе. Нацеленность на работу.

1.Приветствует учащихся.

2.Проверяет готовность к уроку.

3.Сообщает тему урока, способы работы

Показывают готовность к уроку.

Учебники, тетради учащихся, необходимый канцелярский набор

На большом экране

через проектор выведен первый слайд презентации с темой урока, второй слайд, позволяющий учителю смотивировать учащихся к деятельности.

Повторение пройденного материала.

Первая часть этапа

Закрепить знания о делении и умножении двузначного числа на однозначное число.

Развивать умение пользоваться таблицей умножения, деления, сложения

Актуализация опорных знаний

Организует устную работу через игровую ситуацию. Форма работы – фронтальная.

Устно считают, собирают зашифрованное ключевое слово, которое позволит им продолжить путешествие.

Подбор учителем примеров, соответствующих поставленным целям этапа.

Интерактивные слайды презентации, позволяющие организовать оперативную проверку устного счета.

Вторая часть этапа

Через интерактивную модель построения задания с числами на деление и умножения, работая в группах, самостоятельно подойдут к проблеме деления двузначного числа на двузначное число

Учащиеся построят в тетрадях правильные равенства на умножение и деление, найдут связь между собой действия деления и умножения и поймут необходимость освоить деление двузначного числа на двузначное.

1.Организовывает работу в группах.

2. Формулирует задачу на составление верных равенств, используя данные числа.

3.Контролирует деятельность каждой группы.

4.Организует через постановку интерактивных вопросов достижения цели данного этапа.

1.Правильное общение в группе.

2.Практическая работа над построением равенств (решение задачи).

Подбор дидактического материала для работы на данном этапе.

Использование слайда презентации для сопровождения сформулированной учителем задачи.

Изучение нового материала.

Найти способы деления двузначного числа на двузначное

Учащиеся, работая в группах, самостоятельно найдут способы деления

1. Организует деятельность учащихся, способствующую самостоятельному решению поставленной перед ними задачи.

2. Отслеживает «чистоту» взаимодействий учащихся в группе.

Работая в группе, учащиеся находят способы деления.

Подбор дидактического материала для работы на данном этапе.

Использование слайда презентации для сопровождения сформулированной учителем задачи.

Первичное закрепление изученного материала

Закрепить способы деления двузначного числа на двузначное

Учащиеся поняли применение способов деления на конкретной задаче и при решении числовых выражений, работая в группах.

  1. Организация работы в группах.

2. Отслеживание результатов деятельности учащихся.

Учащиеся, работая в группах, решают задачи, поставленные перед ними учителем.

Подбор дидактического материала для работы на данном этапе.

Интерактивные слайды презентации, позволяющие организовать оперативную проверку решения задачи и выражений.

Первичный контроль полученных знаний.

Через тест проверить понимание учащихся способов решения задач на деления двузначных чисел на двузначное число.

Правильное выполнение теста.

1.Организует работу с тестом.

2. Отслеживает работу в паре.

Выполняют тест, работая в паре

Подбор дидактического материала для создания теста и создание теста

Компьютерный тест с обратной связью (оценка результатов выполнения теста)

Домашнее задание

Через выполнения дифференцированного домашнего задания продолжить закрепление знаний, формирование навыков деления.

Выполнение домашнего задания всеми учащимися.

Задает домашнее задание с учетом дифференцированного подхода.

Запись домашнего задания в дневники и формулировка вопросов по его содержанию.

Подбор дифференцированного домашнего задания.

Слайд напоминает учащимся, что им необходимо сделать запись в дневник.

Заключительный этап.

Подведение итогов урока (анализ деятельности каждого)

Учитель находит доброе слово для каждого учащегося, что способствует успешности каждого.

Оглашение результатов.

Выставление отметок в дневник.

Внимательно слушают о результатах своей деятельности на уроке.

Слайд, который желает всем успеха.

infourok.ru

Открытый урок по математике по теме "Деление двузначного числа на двузначное "

Класс 2, часть № 3,номер урока по учебнику 33.

Предмет математика Тип урока ОНЗ

Тема урока: Деление двузначного числа на двузначное.

Основные цели урока:

1) сформировать способность к делению двузначного числа на двузначное;

2) тренировать способность к изученным случаям внетабличного умножения и деления;

3) продолжить формировать способности к построению новых алгоритмов.

Мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.

Оборудование:

1) Карточка с темой урока: 98: 14.

2) Карточка со знаком «+».

3) Карточки с математическими равенствами.

4) Алгоритм деления двузначного числа на двузначное.

5) Учебник.

6) Тетради, письменные принадлежности.

1. Самоопределение к учебной деятельности.

- Чему мы научились на последних уроках математики?

- В начале урока мне хочется напомнить известное высказывание Нивена:

Математику нельзя изучать наблюдая, как это делает сосед.

А.Нивен

- Прочитайте его хором.

- Объясните смысл этих слов.

2. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.

На доске:

46:2

50:2

36:3

78:6

98:14- закрыт

- Внимательно посмотрите на эти примеры.

- Какое правило нам поможет решить эти примеры? (Правило деления суммы на число).

- Выберите из предложенных только то равенство, которое нам понадобится сейчас.

На магнитной доске:

(а+в) х с = а х с + в х с

(а +в) : с = а : с + в : с

(а х в) х с = а х (в х с)

а х в = в х а

-Что означает это равенство?

(а + в) : с = а : с + в : с

(Чтобы разделить сумму на число, можно разделить на это число каждое слагаемое и полученные результаты сложить).

- На какие 2 группы можно разбить эти примеры? (В 1 группу отнесём те ,у которых делимое можно заменить суммой разрядных слагаемых).

- Назовите эти примеры. (46:2, 36:3).

(Во 2 группу отнесём те, у которых делимое можно заменить суммой удобных слагаемых).

- Назовите эти примеры. (50:2, 78:6).

- Решите эти примеры, записывая их в тетрадь в 2 столбика.

Проверка с объяснением!

Индивидуальное задание.

Открыть пример 98:14

- А можно ли применить правило деления суммы на число для примера 98:14? (Нет).

-Почему? (Надо разделить двузначное число на двузначное).

3. Выявление причины затруднений и постановка цели деятельности.

- В чём вызвало у вас затруднение? ( Такой случай деления ещё не рассматривался, алгоритма его решения нет).

Открыть на доске!

- Попробуйте сформулировать тему урока. ( Деление двузначного числа на двузначное).

- Название темы длинное, поэтому я заменю её карточкой с примером 98:14.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Когда мы встречаем что-то новое, незнакомое, мы всегда стараемся воспользоваться уже имеющимися у нас знаниями.

Ученики выполняют задание на печатной основе № 1 с. 86.

- Используя числа 14, 7, 98 составьте все возможные равенства.

- Пользуясь взаимосвязью между умножением и делением, замените деление умножением.

а : в = с  ? ( с х в = а ).

- Кто из вас заметил, когда вы уже решили пример 98: 14? (Когда составляли 4 равенства, там получили 98:14=7).

infourok.ru

Приём деления двузначного числа на двузначное

Математика

Дата «13» 02. 2017г Класс 3-«Б»

Тема урока: Прием деления двузначного числа на двузнач­ное (способом подбора) 36:12. Проверка умножением.

Цель урока: открыть прием деления двуз­начного числа на двузначное

Задачи:

Образовательные: сформировать у учащихся умение выполнять деление двузначного числа на двузначное способом подбора; выполнять проверку умножением;

Развивающие: развивать умение решать задачи разными способами, умение наблюдать, анализировать, сравнивать;

Воспитательные: пробуждать познавательный интерес к математике; способствовать формированию ответственного отношения к работе;

воспитывать прилежание, аккуратность, усидчивость

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый. исследовательский, словесный, практический, иллюстративно-объяснительный.

Формы работы: коллективная, индивидуальная.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Устный счет.

1) Каллиграфическая минутка в виде арифметического диктанта.

  • Какое число нужно разделить на 9, чтобы получить 6?

  • К неизвестному числу прибавили 13 и получили 28. Чему равнонеизвестное число?

  • Из какого числа надо вычесть 36, чтобы получить 15?

  • Делимое 8 I, делитель неизвестен, частное 9. Чему равнонеизвестное число?

Проверьте: 54, 15, 51, 9.

2) Задания по рядам.

Выпишите: I ряд - все равенства, 2 ряд - неравенства, 3 ряд - уравнения.

4х34 х2 23-х=8 12 : 2

  1. -34 =86 72+18 = 90 х - 47=13

-Докажите, что задание выполнили правильно.

-Можно ли равенство превратить в уравнение? Как? Дайтеопределение уравнению.

3) Игра: «Лесенка»

  1. Актуализация знаний. Отработать навыки табличного сложения и вычитания.

Игра « Лесенка»

200-4

123-3 126+7

36-9 49+16

28+13 23-6

17+15 14-8

3.Повторение.

Обобщить знания детей о внетабличном умножении и делении с объяснением на примерах:

12-2 12-4 350:5

600 : 300 48 : 2 600 : 20

140 :20 7-12 48 : 4

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Пробное действие: 36:12 96:24 69:23

Выявление места и причины затруднения.

Дети выяснят, что такие случаи они еще не решали. Законо­мерно встает цель урока - «открыть» новый прием вычисления. Построение проекта выхода из затруднения.

Способ подбора дети использовали редко, так как все преды­дущие случаи сводились к знаниям свойств умножения и деле­ния, разложению числа на разрядные или удобные слагаемые. Можно предложить детям вывить закономерность в предложен­ных случаях подбора частного и установить правило подбора.

Например,

Рассмотри случаи деления. Внимательно посмотри, какая последняя цифра делителя.

36 : 12 96 : 24 69 : 23

Посмотри, какая последняя цифра делимого. Есть ли такой табличный случай? Если нет, подбери самое меньшее число из таблицы умножения и деления с последней цифрой частного.

Табличные случаи

6:2 = 3 16:4 = 4 9:3 = 3

Сделай вывод, как удобно подобрать частное.

Также можно предложить работать по плану:

ПЛАН:

1. Составь алгоритм.

2. Прочитай каждый шаг алгоритма.

3.Объяснить выполнение шагов алгоритма.

4.Первичная проверка понимания.

Итак, для того чтобы найти частное при делении на двузнач­ное число, нужно подобрать такое число, чтобы при умножении его на делитель, получалось делимое.

Рассуждение: при подборе частного в случае деления двузначного числа на двузначное, приходится каждый раз проверять, какое число получится при умножении делите­ля на предполагаемое частное. Равно ли оно делимому (тогда частное найдено правильно) или меньше (больше) его (тогда надо попробовать другое число, которое соответственно больше или меньше проверяемого). Объяснение способа деления двуз­начного числа на двузначное № 1 (а).

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Затем учащиеся выполняют с подробным объяснением

№ 1 (б). Можно часть примеров оставить для домашней работы или дать такие же примеры из сборника задач.

  1. Включение в систему знаний и повторения.

Решение задач № 2 дети могут выполнить самостоятельно, а затем можно провести проверку с подробным объяснением хода решения.

При решении №3 (1 строка) важно уточнить, что такие урав­нения сначала нужно упростить, а затем решить получившиеся простые уравнения.

При выполнении № 7 дети учатся строить верные высказы­вания.

  1. Рефлексия учебной деятельности.

- Чему мы учились на уроке?

- Как разделить двузначное число на двузначное?

-Что мы должны помнить, когда решаем такие задания?

  1. Домашнее задание: №3 ( реши уравнения), № 4. Страница 47.

kopilkaurokov.ru

«Карточки для проверки навыка счёта по теме «Деление двузначного числа на двузначное» . Вариант 1 — 9 (3 класс)»

Деление двузначного на двузначное . Вариант 1, 2, 3 65:13= 24:12= 64:16= 72:18= 72:12= 39:13= 45:15= 80:16= 68:17= 95:19= 54:18= 42:14= 65:13= 24:12= 64:16= 72:18= 72:12= 39:13= 45:15= 80:16= 68:17= 95:19= 54:18= 42:14= 65:13= 24:12= 64:16= 72:18= 72:12= 39:13= 45:15= 80:16= 68:17= 95:19= 54:18= 42:14= 65:13= 24:12= 64:16= 72:18= 72:12= 39:13= 45:15= 80:16= 68:17= 95:19= 54:18= 42:14= 65:13= 24:12= 64:16= 72:18= 72:12= 39:13= 45:15= 80:16= 68:17= 95:19= 54:18= 42:14= 65:13= 24:12= 64:16= 72:18= 72:12= 39:13= 45:15= 80:16= 68:17= 95:19= 54:18= 42:14= 65:13= 24:12= 64:16= 72:18= 72:12= 39:13= 45:15= 80:16= 68:17= 95:19= 54:18= 42:14= 42:14= 72:12= 36:12= 54:18= 44:11= 45:15= 38:19= 76:19= 17:17= 36:12= 84:14= 77:11= 42:14= 72:12= 36:12= 54:18= 44:11= 45:15= 38:19= 76:19= 17:17= 36:12= 84:14= 77:11= 42:14= 72:12= 36:12= 54:18= 44:11= 45:15= 38:19= 76:19= 17:17= 36:12= 84:14= 77:11= 42:14= 72:12= 36:12= 54:18= 44:11= 45:15= 38:19= 76:19= 17:17= 36:12= 84:14= 77:11= 42:14= 72:12= 36:12= 54:18= 44:11= 45:15= 38:19= 76:19= 17:17= 36:12= 84:14= 77:11= 42:14= 72:12= 36:12= 54:18= 44:11= 45:15= 38:19= 76:19= 17:17= 36:12= 84:14= 77:11= 42:14= 72:12= 36:12= 54:18= 44:11= 45:15= 38:19= 76:19= 17:17= 36:12= 84:14= 77:11= 95:19= 72:12= 80:16= 52:13= 60:12= 66:11= 90:15= 48:12= 96:16= 78:13= 51:17= 42:14= 95:19= 72:12= 80:16= 52:13= 60:12= 66:11= 90:15= 48:12= 96:16= 78:13= 51:17= 42:14= 95:19= 72:12= 80:16= 52:13= 60:12= 66:11= 90:15= 48:12= 96:16= 78:13= 51:17= 42:14= 95:19= 72:12= 80:16= 52:13= 60:12= 66:11= 90:15= 48:12= 96:16= 78:13= 51:17= 42:14= 95:19= 72:12= 80:16= 52:13= 60:12= 66:11= 90:15= 48:12= 96:16= 78:13= 51:17= 42:14= 95:19= 72:12= 80:16= 52:13= 60:12= 66:11= 90:15= 48:12= 96:16= 78:13= 51:17= 42:14= 95:19= 72:12= 80:16= 52:13= 60:12= 66:11= 90:15= 48:12= 96:16= 78:13= 51:17= 42:14= Вариант 4, 5, 6 72:12= 34:17= 78:13= 85:17= 65:13= 57:19= 98:14= 51:17= 24:12= 64:16= 33:11= 90:15= 72:12= 34:17= 78:13= 85:17= 65:13= 57:19= 98:14= 51:17= 24:12= 64:16= 33:11= 90:15= 72:12= 34:17= 78:13= 85:17= 65:13= 57:19= 98:14= 51:17= 24:12= 64:16= 33:11= 90:15= 72:12= 34:17= 78:13= 85:17= 65:13= 57:19= 98:14= 51:17= 24:12= 64:16= 33:11= 90:15= 72:12= 34:17= 78:13= 85:17= 65:13= 57:19= 98:14= 51:17= 24:12= 64:16= 33:11= 90:15= 72:12= 34:17= 78:13= 85:17= 65:13= 57:19= 98:14= 51:17= 24:12= 64:16= 33:11= 90:15= 72:12= 34:17= 78:13= 85:17= 65:13= 57:19= 98:14= 51:17= 24:12= 64:16= 33:11= 90:15= 45:15= 80:16= 95:19= 36:12= 84:14= 76:19= 98:14= 90:18= 60:15= 26:13= 48:16= 32:16= 45:15= 80:16= 95:19= 36:12= 84:14= 76:19= 98:14= 90:18= 60:15= 26:13= 48:16= 32:16= 45:15= 80:16= 95:19= 36:12= 84:14= 76:19= 98:14= 90:18= 60:15= 26:13= 48:16= 32:16= 45:15= 80:16= 95:19= 36:12= 84:14= 76:19= 98:14= 90:18= 60:15= 26:13= 48:16= 32:16= 45:15= 80:16= 95:19= 36:12= 84:14= 76:19= 98:14= 90:18= 60:15= 26:13= 48:16= 32:16= 45:15= 80:16= 95:19= 36:12= 84:14= 76:19= 98:14= 90:18= 60:15= 26:13= 48:16= 32:16= 45:15= 80:16= 95:19= 36:12= 84:14= 76:19= 98:14= 90:18= 60:15= 26:13= 48:16= 32:16= 36:12= 84:14= 96:12= 38:19= 60:12= 91:13= 70:14= 36:18= 52:13= 90:15= 48:12= 28:14= 36:12= 84:14= 96:12= 38:19= 60:12= 91:13= 70:14= 36:18= 52:13= 90:15= 48:12= 2

schoolfiles.net

"Деление на двузначное число" конспект урока по математике

Предмет: математика.

Программа: система Д.Б. Эльконина – В. В. Давыдова.

Тема: Деление на двузначное число

Тип урока: Постановка учебной задачи

Цели: формирование навыков деления двузначного числа на двузначное способом подбора.

Задачи:- решение примеров на деление двузначного числа на двузначное способом подбора;

- решение задач на деление двузначного числа на двузначное;

- конструирование способа деления двухзначных чисел на двузначное число;

- выведение алгоритма деления на двузначное число способом подбора ответа;

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг.момент

Откройте тетради и запишите дату и классная работа.

Актуализация знаний

Решите уравнение:

Х:12=4 у:11=3

- Какой неизвестный компонент деления мы находим

- Как мы его находим?

Проверьте себя по слайду (2)

Х:12=4 у:11=3

Х=12*4 У=11*3

Х=48 У=33

- мы находим делимое

- находим делимое, перемножая делитель и частное

Ситуация успеха

Ребята, напишем числовой диктант:

1.найти произведение чисел16 и 3

2. найти частное чисел 60 и 5

3. делимое 80, делитель 8

4. найти произведение чисел 18 и 4

5. делимое 60, делитель 15

16*3=48

60:5=12

80:8=10

18*4=72

60:15=?

Проблемная ситуация

Я смотрю, что у некоторых из вас выражение 60:15 вызвало затруднение. Почему?

Да! (предположения учащихся)

- т.к. необходимо разделить на двузначное число

Постановку учебной задачи

- Чему нам надо научиться?

- Значит тема нашего урока?

(фиксация на доске _ _:_ _)

Делению двузначного числа на двузначное

Деление на двузначное число

Выход из проблемной ситуации

Выполните умножение 14 x 7 и составьте все примеры на умножение и деление из данной тройки чисел.

- Используя взаимосвязь умножения и деления, объясните, как разделить 98 на 14

Найдем число, на которое надо умножить 14

Давайте, мы с вами попробуем составить алгоритм. А кто помнит, что же такое алгоритм?

Деления двузначного числа на двузначное число. (слайд 5)

1. начинаю подбор с числа 2

2. умножаю число на делитель

3. сравниваю полученное произведение с делимым

4. делаю вывод

- Какое ключевое слово при делении двузначного числа на двузначное?

14 x 7= 987 x 14= 98 (от перестановки множителей произведение не меняется)98 : 14=798 : 7=14Надо найти число, которое бы при умножении на 14 давало бы 98.Пробуем число 2, проверяем 14 x 2=28, 28.Проверяем число 4:                 14 x 4=56

14 x 5=7014 x 6=8414 х 7=98

Значит 98 : 14=7

Алгоритм – это выполнение действий в определенном порядке.

- «Подобрать»

Развитие умений (применение нового знания)

Попробуем применить новый способ к выражению, с которым вы затруднились в начале урока

60:15=

Проверим себя. Работаем в тетради

57:19=

56:14=

85:17=

Итак, как разделить двузначное число на двузначное?

2*15=30

3*15=45

4*15=60

Значит 60:15=4

Работают в тетради

57:19= 3

56:14=4

85:17=5

- Подбором. Ищем частное, при умножении с которым делитель даст делимое.

Дополнительное задание

88:22= 52:13=

99:33= 72:18=

32:16= 48:16=

на карточке решают те, кто раньше всех решил

88:22=4 52:13=4

99:33=3 72:18=4

32:16=2 48:16=3

Физминутка

Раз - подняться, потянуться,Два - нагнуть, разогнуться,Три - в ладоши, три хлопка,Головою три кивка.На четыре - руки шире,Пять - руками помахать,Шесть - на место ти...

Выполняют упражнение

Решение составной задачи:

С поля собрали 55арбузов, а дынь в 11 раз меньше. Сколько всего арбузов и дынь собрали с поля?

- Кто хочет поработать у доски? Все остальные работают в тетрадях.

- чтобы ответить на главный вопрос в задаче, что сначала необходимо найти?

- покажите на чертеже

- теперь мы можем ответить на главный вопрос в задаче?

- кто справился с задачей?

- сколько было дынь

Чертеж. (здесь)

55:11=5 (д)

55+5=60

Ответ:60 всего арбузов и дынь собрали с поля.

Рефлексия

Решите выражения и задачу.

Поменяйтесь друг с другом листочками. Взаимопроверка. Поставьте друг другу оценку.

А теперь проверьте себя по слайду.

60:12=

78:13=

84:14=

54:18=

В тетради 48 чистых страниц. Исписанных страниц в 12 раз меньше. Сколько страниц исписано?

60:12=5

78:13=6

84:14=6

54:18=3

48:12=4 (и)

Ответ: 4 страницы исписано

итог урока

-Какой новый способ деления вы узнали?

-Какие числа делили?

-Как находили частное при делении двузначного числа на двузначное?

-Сколько цифр получалось в частном?

Молодцы!

-Деление на двузначное число

-двузначные

- способом подбора (умножением)

- одна

Дом.задание

№414, №416

1) найди значения выражения:

60:12=

78:13=

84:14=

54:18=

2) С помощью чертежа реши задачу:

В тетради 48 чистых страниц. Исписанных страниц в 12 раз меньше. Сколько страниц исписано?

1) найди значения выражения:

60:12=

78:13=

84:14=

54:18=

2) С помощью чертежа реши задачу:

В тетради 48 чистых страниц. Исписанных страниц в 12 раз меньше. Сколько страниц исписано?

1) найди значения выражения:

60:12=

78:13=

84:14=

54:18=

2) С помощью чертежа реши задачу:

В тетради 48 чистых страниц. Исписанных страниц в 12 раз меньше. Сколько страниц исписано?

1) найди значения выражения:

60:12=

78:13=

84:14=

54:18=

2) С помощью чертежа реши задачу:

В тетради 48 чистых страниц. Исписанных страниц в 12 раз меньше. Сколько страниц исписано?

1) найди значения выражения:

60:12=

78:13=

84:14=

54:18=

2) С помощью чертежа реши задачу:

В тетради 48 чистых страниц. Исписанных страниц в 12 раз меньше. Сколько страниц исписано?

1) найди значения выражения:

60:12=

78:13=

84:14=

54:18=

2) С помощью чертежа реши задачу:

В тетради 48 чистых страниц. Исписанных страниц в 12 раз меньше. Сколько страниц исписано?

1) найди значения выражения:

60:12=

78:13=

84:14=

54:18=

2) С помощью чертежа реши задачу:

В тетради 48 чистых страниц. Исписанных страниц в 12 раз меньше. Сколько страниц исписано?

1) найди значения выражения:

60:12=

78:13=

84:14=

54:18=

2) С помощью чертежа реши задачу:

В тетради 48 чистых страниц. Исписанных страниц в 12 раз меньше. Сколько страниц исписано?

Дополнительное задание

88:22= 52:13=

99:33= 72:18=

32:16= 48:16=

Дополнительное задание

88:22= 52:13=

99:33= 72:18=

32:16= 48:16=

Дополнительное задание

88:22= 52:13=

99:33= 72:18=

32:16= 48:16=

Дополнительное задание

88:22= 52:13=

99:33= 72:18=

32:16= 48:16=

Дополнительное задание

88:22= 52:13=

99:33= 72:18=

32:16= 48:16=

Дополнительное задание

88:22= 52:13=

99:33= 72:18=

32:16= 48:16=

Дополнительное задание

88:22= 52:13=

99:33= 72:18=

32:16= 48:16=

Дополнительное задание

88:22= 52:13=

99:33= 72:18=

32:16= 48:16=

Дополнительное задание

88:22= 52:13=

99:33= 72:18=

32:16= 48:16=

Дополнительное задание

88:22= 52:13=

99:33= 72:18=

32:16= 48:16=

Дополнительное задание

88:22= 52:13=

99:33= 72:18=

32:16= 48:16=

Дополнительное задание

88:22= 52:13=

99:33= 72:18=

32:16= 48:16=

Дополнительное задание

88:22= 52:13=

99:33= 72:18=

32:16= 48:16=

Дополнительное задание

88:22= 52:13=

99:33= 72:18=

32:16= 48:16=

Дополнительное задание

88:22= 52:13=

99:33= 72:18=

32:16= 48:16=

Дополнительное задание

88:22= 52:13=

99:33= 72:18=

32:16= 48:16=

infourok.ru