Конспект урока русского языка во 2-м классе "Грамматическая основа предложения". Что входит в основу предложения 4 класс


А9. Грамматическая основа предложения / Русский на 5

  • Главная
  • А9. Грамматическая основа предложения

Грамматическая основа в

Выделяй грамматическую основу в простом предложении и частях сложного. Грамматическая основа включает в себя главные члены в двусоставных предложениях или один главный член в односоставных.

Двусоставные - это предложения, имеющие два главных члена: подлежащее и сказуемое, например: 

Эта пара отлично танцует.

Односоставные - это предложения, имеющие только один главный член, например: 

Тишина. Светает. На улице ни души. Мне холодно и грустно.

 

ЕГЭ-навигатор. Новейший самый полный интерактивный курс e-learning

 

Грамматическая основа в двусоставном предложении

Главный член:

Подлежащее и сказуемое

  1. Подлежащее — слово разных частей речи:
    • Существительное (+ глагол)
    • Местоимение (+ глагол)
    • Прилагательное (+ глагол)
    • Причастие (+ глагол)
    • Числительное (+ глагол)

    Животные зевают, как и люди.

    Он что-то кричит.

    Больной выздоравливает.

    Присутствующие недоумевают.

    Один зевнёт, и все начинают зевать.

  2. Подлежащее — словосочетание:
    • И.п. сущ. и формы Т.п. с предлогом с
    • И.п. числит. и сущ. в Р.п.
    • Местоим., сущ., числит., прил. в форме превосходной степени и сущ. или мест. в форме Р.п.
    • Местоимение или сущ. в И.п. с прилагательным или причастием

    Мы с братом дерёмся от скуки.

    Пять человек дописывают контрольную.

    Самые маленькие скучают: им ничего непонятно.

    Кто-нибудь знакомый зайдёт, я радуюсь.

  3. Подлежащее — неопределённая форма глагола

    Зевать невежливо.

    Задаваться – всех смешить.

  4. Подлежащее — фразеологизм или устойчивое сочетание

    Из пушек по воробьям – напрасная трата сил.

Cказуемое и подлежащие

  1. Простое глагольное сказуемое
    • Глагол в личной форме
    • Инфинитив
    • Междометие
    • Повторы и устойчивые сочетания с повторам
    • Глагол со вспомогательной частицей, глаголом и др.

    Он прыгает от радости.

    Звонок – он прыгать от радости.

    Пёс цап меня за палец!

    Я жду-жду, а он не идёт.

    Я жду не дождусь его прихода.

    А он возьми да и прийди в этот самый момент.

    Я пошел было к нему, но по пути вспомнил, что его дома нет.

    Она только и делает, что ждёт от него звонка.

  2. Составное глагольное сказуемое
    • Глагол в фазисном значении: начинать, продолжать, переставать, заканчивать, прекращать и др. + инфинитив глагола, называющего действие
    • Глаголы уметь, мочь, хотеть, желать, стараться, намереваться, осмелиться, предпочитать, любить, привыкнуть, ненавидеть и др.в личной форме + инфинитив глагола,называющего действие
    • Глагол связка  быть + краткие прилагательные
    • Глагол связка значить + инфинитив глагола, называющего действие

    Я начала готовить утром.

     

    Я не умею готовить, но хочу научиться.

     

     

     

     

    Я была готова к двум.

     

    Понять – значит простить.

  3. Составное именное сказуемое
    Неименная часть:
    • глагол связка быть (не выражена в наст. времени) + сущ.
    • полузнаменательные глаголы:являться, бывать, оказаться, стать, остаться, считаться и др. + сущ.
    • глаголы со значениями движения, состояния, деятельности: идти, ходить, вернуться, сидеть, лежать, стоять, работать, жить и др.+ сущ.

    Она балерина. Она была балериной. 

     

    Он оказался вруном.

    Она стала балериной. 

    Она работала дворником.

     

    Именная часть:
    • И.п. или Т.п. (в конструкциях с глаголом быть в прошедшем или будущем времени)
    • Прилагательное в любых формах

    Она была (будет) балериной.

     

    Она умна. (краткая форма)

    Она умная. (полная форма)

    Она умнее всех. (степень сравнения)

Грамматическая основа в односоставном назывном предложении

Главный член:

Подлежащее

И.п. существительного

Ночь. Тишина.

Какой мороз!

 

Грамматическая основа в односоставном определённо-личном предложении

Главный член:

Сказуемое

1) гл. в форме 1 и 2 л. ед. и мн.ч. в наст. или буд. времени в изъявит. накл.2) гл. в форм повелит. накл.

Иду по улице, смотрю по сторонам.

 

Иди сюда!

 

Грамматическая основа в односоставном неопределённо-личном предложении

Главный член:

Сказуемое

1) гл. в форме 3 л. мн.ч. наст., буд. или прош. времени в изъявит. накл.2) гл. в повелит. накл.3) гл. в форме условн. накл.

Звонят!

 

Пусть звонят.

Если бы мне сказали, я бы запомнила.

 

Грамматическая основа в односоставном обобщённо-личном предложении

Главный член:

Сказуемое

1) гл. в фоме 2 л. ед. и мн.ч.2) гл. в форме 3 л. мн.ч.

Слышишь звонок и бежишь открывать.

Так сейчас одеваются.

 

Грамматическая основа в односоставном безличном предложении

Главный член:

Сказуемое

1) гл. в форме 3 л. ед.ч. наст. или буд. времени2) гл. в форме ср.рода ед.ч. в прош. времени или условн. накл.

Смеркается. Меня тошнит.

Смеркалось.

* В примерах подчёркнуты основы только в тех частях сложных предложений, о которых говорится в комментарии.

 

Не путай:

  1. Быть может встречаться в составе формы будущего времени, например: 

    Я буду ждать тебя.

    (В таких случаях это не составное глагольное, а простое глагольное сказуемое.)

  2. Инфинитив может не входить в сказуемое, а выполнять другие синтаксические роли в предложении. Примеры:

    1) Дополнение:

    Я попросила ее подождать.

    Здесь действия относятся к разным производителям действия: я просила, она должна ждать, поэтому подождать – дополнение.

    2) Обстоятельство:

    Я вышла на улицу подышать.

    Подышать – обстоятельство цели (с какой целью?).

    Естественно, что в подобных случаях инфинитивы не входят в состав грамматической основы предложения.

 

Смотрите также

— Понравилась статья?:)

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

russkiy-na-5.ru

Термины / Что это такое? Малый справочник по теории для 1-4 классов / Русский на 5

 

Буква

Символ, условный значок, который передаёт звук на письме.

Винительный падеж

Название 4-го падежа. Его особенность в том, что окончания и вопросы в В.п. особые: различные для одушевлённых и для неодушевлённых существительных. Примеры: любить (кого? что?) брата, мороженое. Форма слова брат совпадает в В.п. с формой Р.п., а форма слова мороженое совпадает в В.п. и И.п. Нужно уметь определять падеж у имён: существительных, прилагательных, числительных, а также у местоимений.

Вопросительное предложение

Это предложение, цель которого выяснить информацию. В конце вопросительного предложения пиши ? - вопросительный знак. Примеры: Кто там? Это Аня? Это Аня или Катя? А?

Восклицательное предложение

Это повествовательное, вопросительное или побудительное предложение, которое, кроме цели высказывания, выражает эмоции, чувства, оценку говорящим того, о чём говорится в предложении. Примеры: Сколько раз тебе повторять?! Как здесь хорошо! Такая красота! Скорее!

Второстепенные члены предложения

Дополнение, определение, обстоятельство. Второстепенные члены предложения делают предложение распространённым.

Главные члены

Подлежащее и сказуемое. Главные члены предложения составляют его грамматическую основу. Если предложение состоит только из главных членов, то оно нераспространённое. Не удивляйся: могут быть предложения только из одного главного члена.

Глагол

Класс слов, отвечающих на вопросы: что делать? что сделать? - и выражающих грамматическое значение действия. Примеры: знать, сомневаться, объяснять, объявлять, шутить, смеяться.

Гласные буквы

Буквы, передающие гласные звуки. Гласных букв 10: а, о, у, э, ы, я, ё, ю, е, и.  Гласные буквы е, ё, ю, я могут обозначать в зависимости от позиции мягкость предшествующего согласного или два звука: е -[й'+э], ё - [й'+о], ю - [й’ +у], я - [й'+ а]. Например:тётя, дядя - гласные буквы ё и я показывают, что согласные звуки в положении перед гласными мягкие;я, июнь, обезьяна - гласные буквы я и ю в положении начала слова,  после гласных и после разделительных ъ и ь обозначают два звука.

Гласные звуки

Это звуки, которые произносятся свободно: голос, проходя через рот, не встречает препятствия на своём пути. Поэтому гласные можно кричать и тянуть. Гласные еще называют рторазмыкатели.

Голос образуется при работе специального органа - голосовых связок. Воздух из легких выходит наружу, проходя через голосовые связки. Их работу можно почувствовать, если приложить руку к горлу, произнося гласные звуки, например: [а], [о] или [у].

Грамматическое значение слова

Особое значение. Оно свойственно не одному слову, а многим словам определённого класса. Так, у слов, отвечающих на вопросы: кто? что?, грамматическое значение – предмет, например: ручка, кошка, река, лень, шоколад, жара. А у слов, отвечающих на вопросы: что делать? что сделать?, грамматическое значение действия, например: плавать, бегать, ходить, строить, писать, читать.

Дательный падеж

Название 3-го падежа. Слова в форме Д.п. отвечают на вопросы: кому? чему?, например:

дать (кому? чему?) сестре, брату, подруге, кукле, воде, реке, столу, окну. 

Нужно уметь определять падеж у имён: существительных, прилагательных, числительных, а также у местоимений.

Двусоставное предложение

Вид предложения, в котором есть оба главных члена: подлежащее и сказуемое. Например:

Я получил пятёрку за сочинение. Я - подлежащее, получил - сказуемое.

Действие

Грамматическое значение глаголов.

Дополнение

Второстепенный член предложения, который может быть только в распространённых предложениях. При разборе подчёркивается пунктирной линией. Пример:

Слово маму - дополнение. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.

Единственное число

Грамматическая характеристика формы существительного, прилагательного, глагола и др. классов слов. Слово в форме единственного числа обычно соотносится с понятием чего-либо в количестве одного, например: лужа, день, кукла, машина. Противопоставлено множественному числу.

Женский род

Слова женского рода, обозначающие предмет, имеют окончания –а (-я), например: вода, земля, стужа, жара. Они могут быть заменены на местоимение она, могут присоединять к себе прилагательные, отвечающие на вопросы: какая? Например:

вода (=она) какая? горячая,

земля (=она) какая? холодная. 

Звук

Самая маленькая (=минимальная) частичка речи, которая необходима языку для того, чтобы оформлять слова и различать их. Слово сок из трёх звуков. Первый и последний такие же, как и в слове сук. А [о] и [у] - разные  звуки, которые помогают различать слова.

Значение слова

Это то, ради чего существует слово. Значение может быть прямое и переносное. Прямое – это первое, основное значение слова, оно одно. Переносных значений может быть много. У слова первоклассник одно значение: "ученик первого класса". А у слова класс - много значений: это и "комната, кабинет в школьном здании", и "группа ребят, которые учатся вместе", и "уровень обучения: учебник для 5-го класса" и другие.

Именительный падеж

Название 1-го падежа. Слова в форме И.п. отвечают на вопросы: кто? что? Форма И.п. считается начальной формой для существительных. Нужно уметь определять падеж у имён: существительных, прилагательных, числительных, а также у местоимений.

Корень

Часть слова, общая для родственных (=однокоренных слов). Корень выражает основной компонент (=часть) значения слова. Например: конфета–конфетка. Корень: конфет.

Лицо

Грамматическая характеристика местоимений и глаголов. Различаются три лица: 1-е, 2-е и 3-е. Местоимения 1-го лица: я и мы, 2-го лица: ты и вы, 3-го лица: он, она, оно и они. Формы лица различаются у глаголов при спряжении. Например: (я) хочу, (ты) хочешь, он, она, оно хочет, мы хотим, вы хотите, они хотят. Нужно уметь определять лицо у личных местоимений и у глаголов в форме настоящего (или будущего времени).

Междометие

Класс слов, которые выражают эмоции, чувства, оценку. Например: Ой! – боль, Ах! - страх, У-у-у! - разочарование. На письме выделяется запятой или восклицательным знаком.

Местоимение

Класс слов, которые могут замещать в предложении  слова - имена: существительные, прилагательные, числительные. При этом местоимения не называют предметы, признаки или количества, а только указывают на них. Например: Мама спешит с работы. Она хочет увидеть детей поскорее. Слово она замещает слово мама во 2-м предложении. В начальной школе знают местоимения: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Кроме них, все знают местоимение себя. А также кто, что и многие другие. Подробно все местоимения изучают в средней школе.

Множественное число

Грамматическая характеристика форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных и глаголов. Слово в форме множественного числа обычно соотносится с понятием множественности. Например: лужи (не одна, а много), конфеты (не одна, а много). Противопоставлено единственному числу: лужи - лужа, конфеты - конфета.

Мужской род

Cлова мужского рода, обозначающие предмет, чаще всего имеют нулевые окончания, например: человек, мальчик, ветер, дом, конь. Они могут быть заменены на местоимение он, могут присоединять к себе прилагательные, отвечающие на вопрос: какой? Например:

человек (=он) какой? сильный,

ветер (=он) какой? холодный.

Наречие

Класс слов, обозначающих признак действия и отвечающих на разные вопросы: где? куда? откуда? как? для чего? зачем? почему? каким образом? Наречия - неизменяемые слова. В предложении они бывают обстоятельством.

Вечерами осенью бывает холодно.

Слова вечерами, осенью, холодно - наречия.

Нераспространённое предложение

Простое предложение, состоящее только из главных членов. Нераспространённое предложение содержит только основу предложения.

Обращение

Cлово или несколько слов, роль которых в том, чтобы обратившись к кому-либо, привлечь к себе внимание. Примеры: Доченька!, Анна Сергеевна!, Петька! Обращение может занимать разное место в предложении. На письме оно обязательно выделяется знаками препинания: запятыми либо восклицательным знаком.

Обстоятельство

Второстепенный член предложения. При разборе подчёркивается линией: пунктир с точкой. Пример:

Я очень люблю маму

(очень - обстоятельство), встречается в распространённых предложениях. Обстоятельства отвечают на вопросы: где? куда? откуда? как? почему? зачем? когда? и др.

Односоставное предложение

Простое предложение только с одним главным членом. Односоставные простые предложения могут быть с главным членом - подлежащим или главным членом - сказуемым. Примеры:

Мы вчера ходили в кино.

(Двусоставное предложение, подлежащее - мы, сказуемое - ходили) 

(Односоставное предложение, главный член - подлежащее тишина)  

(Односоставное предложение, главный член - сказуемое беги) 

Подробно типы односоставных предложений изучаются в средней школе. Односоставные предложения противопоставлены двусоставным предложениям.

Окончание

Часть слова, служащая для связи слов в предложении. Окончания бывают только у изменяемых слов. Например: в слове вода окончание -а, в слове город  – нулевое окончание. Окончания обозначаются символом   .

Определение

Второстепенный член в распространённых предложениях. При разборе подчёркивается волнистой линией. Пример:

Я очень люблю мою маму.

Слово мою - определение. Определение отвечает на вопросы какой? чей?.

Осложнение предложений

Это включение в предложение осложняющих его компонентов, например: перечисления (однородных членов предложения), обращения, вводных слов.

Осложнённое простое предложение

Это простое предложение, имеющее в своём составе однородные члены предложения (=перечисление), обращение или вводные слова. Если предложение с осложнённой структурой, то нужно ответить на вопрос, чем оно осложнено, и правильно расставить знаки пунктуации.

В средней школе ты узнаешь и другие случаи осложнения структуры простого предложения.

Основа предложения

Главные члены простого предложения: подлежащее и сказуемое в двусоставном предложении и один главный член - в односоставном.

Основа слова

Это часть, которая выделяется после определения окончания. Основа включает в себя корень, приставку, суффиксы. Окончание в основу не входит. Основу слова важно знать для словообразовательного и морфемного разборов.

Падеж

Форма изменения слова при склонении. В русском языке 6 падежей.

Названия падежей
  1. Именительный падеж
  2. Родительный падеж
  3. Дательный падеж
  4. Винительный падеж
  5. Творительный падеж
  6. Предложный падеж

Давным-давно люди придумали присказку, которая помогает запомнить последовательность падежей: 

Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку. 

Начальные буквы слов в этой фразе совпадают с начальными буквами названий падежей.

По падежам изменяются имена: существительное, прилагательное, числительное, а также местоимения. У каждого падежа свои вопросы. Их необходимо твёрдо знать.

Падежные вопросы
  1. И.п. – кто? что?
  2. Р.п. – кого? чего?
  3. Д.п. – кому? чему?
  4. В.п. – кого? что?
  5. Т.п. – кем? чем?
  6. П.п. – (о) ком? (о) чём?

 

Перечисление

Использование в предложении однородных членов. Например:

У крыльца росли жёлтые, красные, белые и темно-бордовые розы.

Повествовательное предложение

Это предложение, цель которого - сообщить информацию. В конце повествовательного предложения пиши "." - точку. Пример:

Фрукты лежали на столе.

Подлежащее

Главный член односоставного предложения или один из двух главных членов двусоставного простого предложения. Подлежащее обозначает то, о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы И.п.: кто? или что? Подлежащее подчеркивается одной чертой.

(односоставное предложение, подлежащее - каникулы)

Дети отдыхают. 

(двусоставное предложение, подлежащее - дети) 

Предложение

Главная единица общения. Люди общаются не словами, а предложениями. Предложения выражают законченную мысль, имеют цель (выражают сообщение, вопрос, побуждение к действию), интонационную оформленность. На письме в конце предложения обязательно ставится знак препинания. Новое предложение начинается с большой буквы.

Предложный падеж

Название 6-го падежа. Слова в форме П.п. отвечают на вопросы: (о) ком? (о) чём? Форма П.п. без предлогов не употребляется. Пример:

говорить (о) ком? (о) чём? - (о) брате, (о) книге.

Нужно уметь определять падеж у: существительных, прилагательных, числительных, а также местоимений.

Предмет

Грамматическое значение класса слов, отвечающих на вопросы кто? что? Значение предмета выражают существительные.

Признак

Грамматическое значение класса слов, отвечающих на вопросы какой? чей? Значение признака выражают прилагательные.

Прилагательное

Класс слов, обозначающих признак предмета и отвечающих на вопросы: какой? чей?  Например: красный, синий, белый, тёплый, холодный, лисий, заячий, майский.

Приставка

Часть слова, входящая в его основу и служащая для образования новых слов. Приставки обычно стоят в слове перед корнем, например: раскрасить, переехать, заболеть. Приставок может быть несколько: недоделать.

Распространённое предложение

Предложение, содержащее, кроме главных членов, и второстепенные: дополнение, обстоятельство или определение.

Род

Грамматическая характеристика классов слов. Род бывает у существительных, прилагательных, местоимений, некоторых числительных, глаголов в прошедшем времени. Род бывает: женский, мужской и средний. Слова ж.р. могут быть заменены на местоимение она, м.р. – он, ср.р. – оно. У существительных род - это неизменяемый признак: существительные не изменяются по родам, как слова других классов, а относятся к роду. У одушевлённых существительных идея рода соотносится с полом: мужским или женским, а у неодушевлённых существительных слова относятся к одному из трёх родов на основе грамматической традиции. Род  различается у всех классов слов только в формах единственного числа. Во множественном числе род не определяется.

Родительный падеж

Название 2-го падежа. Слова в Р.п. отвечают на вопросы: кого? чего? Например:

(нет кого? чего?) времени, денег, уроков, машины, игрушек.

Нужно уметь определять форму падежа  имён существительных, прилагательных, числительных, а также местоимений.

Сильная позиция звуков

Это позиция, в которой звуки выступают в своём основном виде. Например, для гласных сильная позиция под ударением, для согласных - перед гласными.

Сказуемое

Главный член односоставного предложения или один из двух главных членов двусоставного простого предложения. Сказуемое обычно обозначает то, что говорится о подлежащем. Сказуемое отвечает на вопрос: что говорится о подлежащем? Сказуемое подчёркивается двойной чертой.

Дети отдыхают.

(двусоставное предложение, подлежащее - дети, сказуемое - отдыхают) 

(односоставное предложение, сказуемое - весело)

Слабая позиция звуков

Это позиция, в которой звуки выступают в изменённом виде. Примеры: гласные в безударных слогах, парные звонкие согласные в положении конца слова или перед парными глухими согласными.

Слова новые (=неологизмы)

Cлова, недавно пришедшие в язык из других языков или образованные в нём по законам русского словообразования. Примеры: компьютер, компьютерщик, компьютерный.

Слово

Единица языка, которая имеет самостоятельное значение. Слово фонетически и грамматически оформлено. В предложении оно выступает в определённой роли (=быть членом предложения): может быть подлежащим, сказуемым, дополнением, определением, обстоятельством.

Слог

Часть слова, содержащая гласный звук. В слове столько слогов, сколько в нём гласных. У слогов может быть разная структура. Слоги делятся на ударные, т.е. те, в которых гласный находится в ударном положении, и безударные, в которых гласный без ударения.

Согласные буквы

Буквы, обозначающие согласные звуки.

Согласные звуки

Звуки, при произнесении которых воздушная струя, проходя через рот, встречает на своём пути преграду. При этом образуется шум. Одни согласные произносятся только при помощи шума, другие - голоса и шума.

Сравни: ш-ш-ш – ж-ж-ж, с-с-с – з-з-з.

Согласные не могут образовывать слоги. Они ртосмыкатели.

Союзы

Класс слов, служащих для связи слов в предложении, простых предложений в составе сложного, а также предложений в тексте. Союзы: и, а, но, что, чтобы, потому что и другие.

Спряжение

Тип изменения слова, свойственного глаголам. Глаголы спрягаются, т.е. изменяются по числам и лицам. В зависимости от набора окончаний различают два вида спряжения: 1-е и 2-е.

Средний род

Слова среднего рода, обозначающие предмет, чаще всего имеют окончания -е и -о, например: море, озеро. Они могут быть заменены на местоимение оно, могут присоединять к себе прилагательные, отвечающие на вопросы: какое? Например:

озеро (=оно какое?) глубокое, море (=оно какое?) тёплое. 

Суффикс

Часть слова, входящая в его основу и служащая для образования новых слов. Суффиксы обычно стоят в слове после корня, например: домик, домище, водитель, честность. Суффиксов может быть несколько: именинник.

Существительное

Класс слов, выражающих значение предмета и отвечающих на вопросы: кто? что? Примеры: школа, двор, друзья, дом, встреча, праздник, гости.

Творительный падеж

Название 5-го падежа. Слова в Т.п. отвечают на вопросы: кем? чем?

 Например:

писать (чем?) ручкой, доволен (кем?) сыном.

Нужно уметь определять падеж у имён: существительных, прилагательных, числительных, а также у местоимений.

Ударение

Это выделение голосом одного из слогов, противопоставление его остальным слогам. Ударными могут быть только гласные. В слове Москва´ ударение на втором слоге, а в слове шко´ла - на первом. 

Устаревающие (и устаревшие) слова

Это малоупотребительные слова. Например: уста (=рот). Сейчас употребляется по преимуществу основа этого слова, потому что от неё образовано слово устный.

Фразеологизм

Сочетание слов, значение которого не складывается из простого сочетания значений входящих в него слов. Например: сесть в лужу – попасть в неприятное положение, кот наплакал - мало.

Часть слова

Корень, приставка, суффикс и окончание. Корень, приставка и суффикс входят в основу слова. В слове лёд  есть корень и окончание, а в слове подлёдный - приставка, корень, суффикс и окончание.

Частица

Класс слов, которые служат для передачи отношения, оттенков значения, например: неужели, ведь, не, ни, же, бы и др. Частицы очень разнообразны. Их изучают в средней школе.

Числительное

Класс слов, обозначающих число, количество, порядок при счёте и отвечающих на вопросы: сколько? который? Например: двадцать пять, пятый, семеро.

Число

Грамматическая характеристика слов разных классов. Число может быть единственным и множественным. По числам изменяются существительные, прилагательные, некоторые числительные, местоимения и глаголы. Пример:

У нас построили новую школу.

(у) нас - форма местоимения мы, мн.ч.построили - форма глагола построить, мн.ч. новую - форма прилагательного новый, ед.ч.школу - форма существительного школа, ед.ч. 

Смотрите также

— Понравилась статья?:)

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

russkiy-na-5.ru

Грамматическая основа предложения

В центре связей слов каждого предложения находятся слова, которые создают грамматическую основу (предикативную), по сути это является главной отличительной чертой предложения как синтаксической единицы. То есть грамматическая основа – это организующий центр, своеобразный каркас, остов или так называемые главные члены предложения – сказуемое и подлежащее. Главными их называют не зря, так как они грамматически независимы от других членов, занимают господствующее положение в предложении. Сказуемое и подлежащее взаимно предполагают друг друга. Так, подлежащее называет предмет речи. А сказуемое этот предмет речи утверждает, отрицает, характеризует по действию, признаку, времени, реальности и т.д.

Обычно главные члены предложения составляют обязательную его часть. Одних их достаточно для того, чтобы предложение было грамматически и по смыслу оформленной единицей. Нередко встречаются предложения, где есть только грамматическая основа. Примеры: Светит солнце. Играют дети. Такие предложения называются нераспространенными, т.к. не имеют второстепенных членов предложения. Если же в состав предложения входят и другие члены предложения (второстепенные), то такое предложение называют распространенным, например: На улице играют дети.

Кроме того, грамматическая основа предложения может состоять как из подлежащего и сказуемого (двусоставные предложения), так и только из одного из главных членов (односоставные предложения), например: Наши дети - наша радость (двусоставное). Осень. Люблю осень (односоставное).

Также, в зависимости от числа грамматических основ, предложения классифицируются как простые и сложные. Если предложение имеет в своем составе одну грамматическую основу, то это простое предложение, две и более основ - сложное. Например: Идут проливные дожди (простое предложение). Совсем скоро выпадет снег, и начнется настоящая зима (сложное предложение).

Синтаксический разбор в обязательном порядке начинается с определения грамматической основы. Для правильного ее определения следует уметь находить ее составляющие – подлежащее и сказуемое. Для этого нужно знать, с помощью каких частей речи может выражаться грамматическая основа.

Так, подлежащее выражается:

  • Именем существительным: Скоро пойдет снег.
  • Именем прилагательным: Новое требует много знаний.
  • Причастием: Говорящий часто ошибается.
  • Инфинитивом: Жить – значит чувствовать.
  • Неизменяемыми частями речи (междометием, наречием, предлогом, частицей, союзом): К нам завтра входит светлым и лучистым.
  • Словосочетанием: Мы с другом пошли на рыбалку.

Сказуемое выражается:

  • Глаголом: Стоит хорошая погода.
  • Существительным: Москва – столица России.
  • Прилагательным: Мне мил стихов российский жар.
  • Прилагательным в сравнительной степени: Каждые сутки разлуки для меня длиннее года.
  • Наречием: Все у нас хорошо.
  • Причастием: Наша семья причастна к науке.
  • Устойчивым словосочетанием (фразеологизмом): Здоровье мое - ни тпру, ни ну.

Кроме того, обратите особое внимание на правильность определения составного именного сказуемого, которое состоит из глагола-связки и именной части (Он скоро станет космонавтом) и составного глагольного сказуемого, состоящего тоже из двух частей: вспомогательного глагола и инфинитива (Вы обязаны пойти на собрание).

Следует отметить, что правильное определение грамматических основ помогает избежать ошибок при расстановке знаков препинания. Так, в сложном предложении обязательно расставляют знаки препинания, обозначающие границы простых предложений, входящих в их состав. Умение определить подлежащее и сказуемое поможет правильно расставить знаки препинания и в простом предложении, если оба главных члена предложения выражены одинаковыми частями речи, и в некоторых других случаях.

fb.ru

что входит в основу предложения

Подлежащее и сказуемое. Например, рассмотрим предложение: КОСТЁР В ЛЕСУ ДОЛГО ДОГОРАЛ. Основа: Костёр догорал.

основа предложения это подлежащие и сказуемое, остальное второстепенные члены предложения. основа бывает не полная, например только сказуемое или только подлежащие.

Подлежащее и сказуемое. Например: Ты читаешь этот ответ. Основа - (кто? ) Ты, (что делаешь? ) читаешь. Успехов!

подлежащее и сказуемое

подлежащие и сказуемое

touch.otvet.mail.ru

Что такое грамматическая основа?

Русский язык богат и могуч. Всех правил знать нельзя, но стремиться к этому нужно. Сегодня займемся именно этим.

Какие слова являются грамматической основой?

Каждое предложение содержит в себе грамматическую основу. Составляющими грамматической основы предложения являются подлежащее и сказуемое. Второстепенные же члены предложения косвенно или прямо разделяют данные слова. Грамматические значения конструкции определяются значением наклонения и времени сказуемого, выраженного глаголом. Например:

  • "Мяч летит прямо в ворота". Действие предмета происходит, и происходит в настоящее время.
  • "Мяч летел прямо в ворота". Действие предмета происходило, и происходило в прошедшем времени.
  • "Полетел бы мяч в ворота". Действие предмет не происходит, но выражено в пожелании.

Грамматическая основа: примеры

Подлежащее и сказуемое в предложении может выражаться по-разному, принимая порой непривычные формы. Поэтому следует разобрать подробнее понятие и примеры составляющих грамматическую основу членов предложения.

Подлежащее является главным членом предложения и обозначается предмет, осуществляющий какое-либо действие. Подлежащее отвечает на вопросы "кто?" и "что?", характерные именительному падежу. Следующие примеры помогут правильно определить подлежащее в предложении:

  1. Подлежащее - существительное в именительном падеже. "Собака поджала хвост".
  2. Подлежащее - местоимение в именительном падеже. "Я видел", "Кто принес яблоки?". "Это смешно". "Это их ребенок". "Кошелек, который нашелся, принадлежал Марине" (подлежащее в предложении придаточного типа). "Лист, что падал на аллею, казался огненно красным" (подлежащее в предложении придаточного типа). "Кто-нибудь увидит". "Все притихли".
  3. Подлежащее - неопределенная форма глагола. "Быть смелым - это уже победа". "Слушать - значит слышать". "Ломать - не строить".
  4. Подлежащее - сочетание нескольких слов (одно в именительном падеже). "Мы с братом редко ссорились".
  5. Подлежащее - сочетание нескольких слов (без именительного падежа). "Две птицы сели на подоконник"

Сказуемое является главным членом предложения, связанным с подлежащим и имеющим выраженное вопросом "что делает?" значение. Также к вопросам, характеризующим сказуемое можно отнести "какой он?", "что он собой представляет", "кем он является?". Например, "Выпил около литра воды"

Сказуемое является главным членом предложения, связанным с подлежащим и имеющим выраженное вопросом "что делает?" значение. Также к вопросам, характеризующим сказуемое можно отнести "какой он?", "что он собой представляет", "кем он является?".

Говоря о том, что такое грамм

elhow.ru

4 класс. Русский язык. Простое предложение. Как отличить простое предложение от сложного? - Простое предложение. Как отличить простое предложение от сложного?

Комментарии преподавателя

§1. Предложение, виды предложения, грамматическая основа

В этом уроке вспомним, что же такое синтаксис, предложение и грамматическая основа предложения,  а также разберем, в чем состоят отличия простого предложения от сложного.

Синтаксис – раздел, который изучает построение предложений и словосочетаний, учит правильно строить нашу речь и объединять простые предложения в сложные.

Но что же такое предложение?

Предложение – это соединение слов, связанных между собой по смыслу, по интонации и грамматически.

Предложение выражает собой законченную мысль и оформляется в конце точкой, восклицательным или вопросительным знаками, а также многоточием.

Предложения бывают двух видов: простые и сложные.

Простые предложения имеют в своем составе только одну грамматическую основу, а сложные – две и более. А что такое грамматическая основа?

Грамматическая основа - это основная, самая важная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого.

Подлежащее обозначает предмет, а сказуемое выражает действие этого предмета.

Графически подлежащее подчеркивается одной чертой, а сказуемое – двумя.

 

§2. Грамматическая основа простого предложения

Давайте рассмотрим предложения и найдем их грамматические основы:

Ваня – это подлежащее.

Ваня что сделал? Уснул.

Уснул – это сказуемое.

Грамматическая основа – Ваня уснул.

Ветер мягко шелестел листьями.

Что? Ветер – это подлежащее.

Ветер что делал? Шелестел.

Шелестел – это сказуемое. Грамматическая основа – Ветер шелестел.

Луна светила в окно.

Что? Луна – это подлежащее.

Луна что делала? Светила.

Светила – это сказуемое.

Грамматическая основа – луна светила.

Из примеров мы видим, что эти предложения являются простыми, потому что имеют только одну грамматическую основу.

Но при помощи союзов и интонации мы можем превратить несколько простых предложений в одно сложное!

Ваня уснул, когда ветер мягко шелестел листьями, а луна светила в окно.

Это предложение сложное, потому что в нем присутствуют три грамматические основы: Ваня уснул, ветер шелестел, луна светила.  

Простые предложения в составе сложного на письме выделяются запятыми.

§3. Разница между простыми и сложными предложениями

На примере пословиц и поговорок посмотрим разницу между сложными предложениями и простыми:

В этом предложении две грамматические основы:

1. птичка прочищает;

2. продирает.

Если в предложение две грамматические основы, значит предложение сложное.

Грамматическая основа предложения: вода не течет.

Основа одна, следовательно, предложение простое.

В этом предложении две грамматические основы, так как два разных предмета совершают два разных действия: солнце сияет, а месяц светит.

Значит, предложение сложное.

В предложении две грамматические основы:

1. Рубят – это сказуемое. Кто производит действие нам неизвестно, поэтому в первой части предложения только один главный член;

 2. Щепки летят. Делаем вывод, что предложение сложное, так как оно имеет две грамматические основы.

Грамматическая основа этого предложения: конец венчает.

Основа одна, поэтому предложение простое.

§4. Краткие выводы по теме урока

Подведя итог урока, можно сказать, что если в предложении имеется только одна грамматическая основа, то оно является простым. Сложным предложение можно считать только тогда, когда в предложении несколько грамматических основ. Простые предложения в составе сложного, в отличие от самостоятельных простых предложений, не обладают интона­ционной и смысловой законченностью. Такую законченность имеет только всё сложное предложение.

ИСТОЧНИКИ

http://znaika.ru/catalog/4-klass/russian/Prostoe-predlozhenie.-Kak-otlichit-prostoe-predlozhenie-ot-slozhnogo%3F

https://vimeo.com/107460481

www.kursoteka.ru

Конспект урока русского языка во 2-м классе "Грамматическая основа предложения"

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: формирование новых знаний.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
I. Орг момент
Проверка готовности к уроку  
II. Формулирование цели урока
На электронный адрес школы поступило звуковое письмо, адресованное Вам ребята. Здравствуйте ребята. Мы, жители страны Русского языка знаем, что вы умные и прилежные ребята, поэтому мы именно к вам обращаемся за помощью. Дело в том, что у нас пропало предложение, мы не смогли разгадать его тайну. И сейчас у нас царит беспорядок. Помогите нам

Сегодня на уроке мы проведем грамматическое расследование и попытаемся разгадать ещё одну тайну предложения.

Прослушивание Слайд 1
III. Актуализация знаний
Для начала проведем мозговой штурм и составим модель предложения Блиц-опрос 1. Что такое предложение? 2. Как связаны слова в предложении? 3. Как стоят слова в предложении? 4. Какие знаки препинания можно поставить в конце предложения? Составление модели предложения (на доске)
Постановка проблемного вопроса5. Что такое грамматическая основа предложения? Я думаю, что именно эту тайну мы и должны открыть сегодня на уроке и научиться находить в предложении грамматическую основу.
IV. Открытие нового знания
Слайд 2 Жители страны Русского языка выслали нам улики, с их помощью мы и попытаемся разгадать тайну предложения. Поиск в толковом словаре значение слова улики
1. Записка Слайд 3Прочитайте. Можно ли данную запись назвать предложением? Почему? Чтение с доски_зык Р_бята Ру__кий
Составьте предложение, используя данные слова. Составление предложения В школе ребята учат русский язык. Комментированная запись у доски
2. Грамматическое исследование Слайды 4-10О ком говорится в этом предложении? Ответы
На какой вопрос отвечает слово ребята? Давайте подчеркнем это слово одной чертой. ЗаписьКто? Ребята
Попробуем убрать это слово из предложения. Прочитайте. Что вы заметили? Ответы
Что говорится о ребятах в предложении? Поставьте вопрос от слова ребята, к слову учат. Давайте подчеркнем это слово двумя чертами. ЗаписьКто? Ребята (что делают?) учат
попробуем убрать это слово из предложения. Прочитайте. Что вы заметили? Ответы
Теперь давайте попробуем убрать из предложения слова, которые мы подчеркнули. Прочитайте. Можно ли данную запись назвать предложением? Почему? Давайте сделаем наоборот. Уберем слова, которые не подчеркнули. Понятен ли смысл? Можно ли данную запись назвать предложением? Ответы
Как вы думаете, как можно назвать, эти слова в предложении? Давайте обратимся к следующей улике и попытаемся ответить на этот вопрос. Предположительный вывод
3. Грамматическая справка Слайд 11В предложении есть слова, которые составляют грамматическую основу предложения. В неё входят подлежащее и сказуемое. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? и подчёркивается одной чертой. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делают? (и.т.д) и подчёркивается двумя чертами.

Что вы узнали из грамматической справки?

Чтение правила«Что такое грамматическая основа предложения»
Назовите грамматическую основу предложения Ребята учат русский язык. Ответы
V. Первичное закрепление
4. Грамматический алгоритм Слайд 121. Прочитать предложение 2. Определить о ком или о чём говориться в предложении 3. Задать вопросы (кто? или что?) .(найти подлежащее). 4. Подчеркнуть подлежащее одной чертой. 5. Определить, что говорится о подлежащем. 6. Задать вопросы (что делает? что делают? и.т.д) (найти сказуемое). 7. Подчеркнуть сказуемое двумя чертами. 8. Прочитать грамматическую основу. Работа в парах Составление алгоритма«Как найти в предложении грамматическую основу?»
5. Грамматический тренажер Выполнение задания на компьютере Мультимедийное приложение «Игры и задачи в начальной школе»
VI. Итог урока
Слайд 14 Какую тайну предложения мы с вами раскрыли на уроке? Что такое грамматическая основа предложения? Что такое подлежащее? Что такое сказуемое? Составление модели предложения ( на доске )
VII. Рефлексия
Слайд 15 Что было легко? В чем была трудность Самооценка
VIII. Дом.задание
Слайд 16 Правило. Д.м. Упр.74  

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai