Виды предложений по интонации и цели высказывания. Что такое побудительное предложение 2 класс


УРОК 2 КЛАСС. Тема "Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения"Какие задания можно предложить детям?

Предложение Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения По цели высказывания предложения бывают: 1. Повествовательные — предложения, в которых о чём-либо сообщается: Скоро я уезжаю в Москву. 2. Вопросительные — предложения, в которых о чём-либо спрашивают: Какая завтра будет погода? Который час? 3. Побудительные — предложения, в которых содержатся совет сделать что-либо, побуждение к действию: Полей, пожалуйста, цветы. Берегите родную природу! Упражнение 1. Спиши. Подчеркни предложения, в которых содержится вопрос. Как называются эти предложения? Сколько их в четверостишии? Осень, осень.. . Садик бедный, Где цветов твоих краса? Где твоих деревьев кудри? Что ж так мрачны небеса? (А Коринфский) Упражнение 2. Прочитай стихотворение. Выпиши из него побудительные предложения. Просыпайся, подымайся да росою умывайся! Оглянись и улыбнись! Солнце светит над тобою, скачет заяц за водою, пашет пахарь за рекою, ночка дремлет под горою. (С. Городецкий) Упражнение 3. Прочитай текст. Из каких предложений (по цели высказывания) он состоит? Выпиши из текста слова, обозначающие названия птиц. На какой вопрос они отвечают? Накормив любимца поползня, Слава отходил в сторону и ещё долго наблюдал за птицами. Синицы больше всего любили сало. Они сразу слетались к нему, но клевали всегда по очереди. Зато снегири и свиристели опускались к разложенным для них в кормушке гроздьям рябины стайкой. Снегири клевали рябину не спеша. А вот хохлатые свиристели глотали ягоды торопливо, целиком. Потом они сразу срывались с дерева и улетали. (По В. Чаплиной)

НИкогда не трогаите эти кувшинки ! ,меньше горошины !,,из тетради тест 19 как лягушки квакают

touch.otvet.mail.ru

Побудительные предложения - ПРЕДЛОЖЕНИЯ - Русский язык 2 класс - М.С. Вашуленко - Образование - 2012 год

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

§21 Побудительные предложения

 

Прими во внимание! Мы часто пользуемся предложениями, в которых выражаются различные побуждения: просьба, приглашение, призыв, совет, запрещение, предостережение, приказ и тому подобное.

247. 1. Прочитай предложения. Какие побуждения выражены в каждом но них? Воспользуйся справкой.

1. Дорогие друзья, пожалуйста, приходите на наш праздник. 2. Любите книгу всей душой!

3. Не сиди долго у телевизора. Чаще отдыхай на свежем воздухе.

Слова для справки: совет, приглашение, призыв.

2. Спиши предложение, в котором звучит призыв.

3. Подумай! Как бы ты назвал предложение, в котором выражено побуждение? Дай ответ одним словом.

Предложение, в котором е побуждение, называется побудительным.

4. Запиши побудительное слово, разделяя его на слоги. Прочитайте сначала по слогам, а затем — целое слово.

248. 1. Отгадай загадку. Расскажи, к чему тебя побуждают х сигналы светофора.

Вич на улице каждый раз

глазом мигает на нас.

Остановись! Подожди!

Терпеливо стой-ка!

А теперь, пожалуйста, уходи

уверенно и спокойно.

Людмила Ульяницкая

2. Выпиши побудительные предложения. Объясни знаки препинания в конце этих предложений.

В конце побудительного предложения может стоять точка или восклицательный знак. Восклицательный Знак ставится тогда, когда в предложении выражено сильное чувство.

249. 1. Прочитай колыбельную песенку.

Ой ты, котик серый,

и вымети сени,

А ты, мохнатый,

убери в доме.

А ты, котик черный,

и садись в лодку.

Плыви, котку, на лужок

забавлять детишек.

2. Посчитай, из скольких предложений состоит колыбельные.

3. К чему побуждают, о чем просят каждого котика? Какими словами выражено побуждение?

4. Спиши последнее предложение. Подчеркни в нем обращения.

250. 1. Спиши текст, вставляя пропущенные слова.

Четко придерживайся правил (какого?)... движения! Переходи улицу в разрешенных местах при (каком?) ... сигнале светофора. (Яке?) ... свет запрещает переход. (Какое?)... предупреждал.

Слова для справки: желтое, красное, зеленом, дорожного.

2. Названия в тексте побудительные предложения. Объясни, что помогло их распознать.

251. 1. Подготовься к выразительному чтению текста. Подумай, на каких словах в вопросительных предложениях будешь голос повышать, а на которых— понижать.

УЧИТЕСЬ ДОБРУ!

Кто из вас, дети, не мечтает быть смелым, мужественным, сильным? А кто из вас, дорогие друзья, мечтает быть добрым? Просто добрым человеком.

Добро необходимо человеку, как воздух. Без добра жизнь становится никому не нужным. Все, что есть лучшего в жизни человека, озаряется добром.

Учитесь же добра! (Юрий Яковлев).

2. С основной части текста выпиши одно предложение (на выбор).

3. Прочитай концовку текста. Объясни, какое это предложение.

252. 1. Прочитай пословицы и запомни их.

1. Все хорошо получай, а зла избегай. 2. Кто людям добра желает, тот сам его имеет.

2. Спиши побудительное предложение.

3. Произнеси звуки и назови буквы в выделенных словах.

253. Поработайте вместе! 1. Прочитайте и поиграйте в игру «На уроке физкультуры».

Учитель дает команды, чтобы ученики: выстроились в шеренгу; выровняли ряд; стали смирно; начали шагать.

Команды: Стоять смирно! В шеренгу становись! Шагом марш! Равняйсь!

2. Объясните, в каком абзаце подано предложение. Какие это предложения?

3. Запишите команды в надлежащей последовательности.

254. 1. Составь и запиши предложения из представленных слов.

1) на, осторожным, воде, будь; 2) огнем, не, с, играйся.

2. От чего предостерегают тебя эти предложения?

255. 1. Прочитай предложения. О ком говорится в каждом из них?

1. Галинка поливала цветы. 2. Мама купила мне книжку. 3. Папа научил меня плавать.

2. Изменения повествовательные предложения побудительные по образцу. Запиши. Обрати внимание на слова вежливости и знаки препинания.

Образец. Галинка, полей, пожалуйста, цветы.

Урок развития речи

256. Поработайте вместе! 1. Рассмотрите рисунки. Составьте устный рассказ по рисункам и вопросами.

1. У кого сегодня день рождения?

2. Что приготовила мама?

3. Кто накрыл праздничный стол?

4. Кто пришел поздравить девочку?

5. Какие подарки принесли дети?

6. Как прошел праздник?

2. Запишите ответ на пятое и шестое вопрос.

257. 1. Прочитай поздравительную открытку.

2. По образцу этой открытки склады поздравления своим друзьям.

 

schooled.ru

Русский язык ( 2 класс) Тема: Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные.

Русский язык ( 2 класс)

Тема: Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные.

Цель: дать учащимся представление о том, какими бывают предложения по цели высказывания. Развивать умение различать эти виды предложений и составлять их; расставлять знаки препинания; развивать связную речь учащихся; развивать зрительную память, орфографическую зоркость, логическое мышление; обогащать словарный запас учащихся; продолжить знакомство с фразеологическими оборотами; воспитывать любовь к природе, интерес к жизни животных, чувство сопереживания;

Тип урока: комбинированный с использованием интерактивных и здоровьесберегающих технологий.

Ход урока

I Организация класса:

Прозвенел звонок.

Начался урок. Время даром не теряй, а работать начинай!

II Актуализация опорных знаний

  1. Минутка каллиграфии Скв

  2. Работа над загадкой

На шесте дворец

Во дворце певец

Метод

«Мозговой штурм»

-О ком идет речь в загадке? ( О скворце).

-Где в слове скворец «орфограмма?» Подберите проверочное слово. Как проверить безударный гласный? (Правило). А какое ещё слово есть в загадке на это правило?

(дворец-двор).

-Потренируем глазки, чтобы они хорошо видели и не уставали.

( « Бабочка», « Буратино»)

Письмо по памяти: Запишите загадку по памяти

(+ взаимопроверка тетрадей.) и отгадку с проверочным словом.

Беседа:

-Ребята, мы вспомнили о скворце не просто так. Вы ведь знаете, что наступила весна. А весной кого мы ждём из тёплых стран?

-Пернатых друзей.

-Правильно. Они возвращаются в наши леса и поля.

Давайте представим, что мы попали в лес.

Минутка релаксации.

Закрываем глазки. Отдыхаем. (Грамзапись птичьих голосов).

- Птицы украшают наши леса и поля не только своим красивым оперением, но и звонкими голосами.

Залетает сорока.

-Я услышала голоса моих друзей, по которым очень соскучилась.

Давайте, ребята, достойно встретим их. Зимой вы помогали нам,

птицам.

А теперь нужно сделать скворечники. Поможете?

-Да.

-Ну, хорошо. Я приготовила вам небольшое испытание. Если вы справитесь с ним, я буду уверена, что вы окажите помощь моим друзьям. А самых лучших ждет награда от Мудрой Совы.

-До свидания. (Сорока улетает)

III Сообщение темы, цели, задач урока.

Учитель: - Да, много заданий нам принесла сорока.

1)Надо познакомиться с разными видами предложений по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное; научиться различать их.

2)Отгадать загадки, решить ребусы, поиграть в игру и многое другое.

- Как вы считаете это нам по силам?

-Да.

-Я тоже думаю, что мы справимся, если будем работать дружно, быстро. Будем внимательны.

IV. Изучение нового материала.

1. Задание. Загадки о птицах.

( Отгадав загадки, мы узнаем, какие еще птицы к нам прилетели в гости)

а) Когда прилетают птицы из теплых стран? ( Весной)

б)Что за птица: гнезда не вьёт, детей не выводит? (Кукушка)

в)Весь день стоит в болоте на одной ноге? (Цапля)

г)Как заливается соловей? (Трелью)

д)Какая птица носит название танца? (Чечётка)

-Назовите предложения, в которых о ком-то или о чём-то спрашивается.

Вывод: предложения, в которых о ком-то или о чём-то спрашивается, называются вопросительными.

Задание: Название птиц, которые встретились в загадках записать. Определить количество слов и ударный слог.

Кукушка(3сл.), цапля (2 сл), соловей (3 сл), чечетка ( 3 сл)

2. Задание. ( работа по карточкам )

С.. .р.. .ка - А что это за слова (словарные) ?

В.. .р.. .на - Что нужно знать о словарных словах?

С...л.. .вей (Написание словарных слов надо запомнить)

В...р... бей

П...тух

Разгадывание ребусов

У

ш

1

••

3. Составление правил поведения в лесу

- Ребята, на уроках ИЗО вы не раз доказывали, что очень любите природу. Что она вам нравится. А какие правила надо соблюдать, находясь в лесу? Дайте советы ребятам, которые в первый раз идут в лес.

      • Не шумите в лесу, ребята!

      • Не разоряйте птичьи гнезда!

      • Не рвите листья, не ломайте ветви деревьев.

      • Берегите природу!

- Назовите предложения, в которых содержались просьба, совет, пожелание.

Вывод: предложения, в которых содержится просьба, совет, пожелание называются побудительными.

-Давайте запишем побудительное предложение. Берегите природу!

4. Объяснение фразеологического оборота

-Ребята, когда так говорят? Трещит, как сорока.

Физминутка

Совушка-сова Совушка-сова, Большая голова, На пеньке сидит, Головой вертит, Во все стороны глядит, Да ка-а-ак Полетит!

V Закрепление материала

1. Работа в группах

Скворушка

Синица

Воробей

Составить предложение из слов. Какое предложение по цели высказывания?

Петь, стали, песни птицы.

Посчитать количество слов в предложении, составить схему.

Весна везде - в звериной норке и в гнезде.

Исправьте допущенные ошибки.

Журчят виселые ручейки.

- Записать предложения с комментированием у доски.

Стали птицы песни петь. ( Какое предложение по цели высказывания?)

2. Работа с учебником / с. 40/

- Чтение правила.

3. Выполняем упражнение 387 /с. 39/

Запись предложения с обращением: Утка, утка, как тебя зовут?

4. Игра « Угадай знак»

(Учитель читает предложения, а учащиеся поднимают карточки со знаком, который, по их мнению ,следует поставить в конце этого предложения:

Предложения:

  1. Ты любишь раннее весеннее утро?

  2. Проснулись и защебетали птицы.

  3. Выйди в сад и полюбуйся природой.

  4. Здравствуй, лес, дремучий лес, полон сказок и чудес!

( С. Погореловский)

5) Дарит земля нам чистые зори, вешние травы и птиц на просторе.

( В. Степанов)

Словарная работа: Вешние - весенние.

VI Итог урока.

Метод «Микрофон»

  • Что нового узнали о предложениях?

  • Какие есть типы предложения по цели высказывания?

  • Какие предложения называются повествовательными?

побудительными? вопросительными?

- Что вам больше запомнилось на уроке? Понравилось?

НАГРАЖДЕНИЕ: Составив предложение, вы узнаете от кого получите награду.

За

спасибо

работу.

хорошую

VII Домашнее задание

с. 41 упражнение 391

infourok.ru

Предложение. - Мои файлы - Каталог файлов

ХАРАКТРИСТИКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

В задании, в котором надо дать характеристику предложения, необходимо сказать о том, какое это предложение по цели высказывания  и какое по интонации.

 

По цели высказывания- это ЗАЧЕМ,  С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ мы произносим предложение - предложения разделяются на:

 

1)ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ - если в предложении просто о чём-либо  или о ком-либо сообщается.

 

2)ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ  - если предложение содержит вопрос.

 

3)ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ -  если в предложении содержится просьба или приказ.

 

По интонации- это то, КАК  произносится предложение - предложения делятся на:

 

1)ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ - если предложение произносится с чувством.

 

2)НЕВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ - если предложение произносится спокойно.

 

Образец разбора.

 

Достань, пожалуйста, книгу с полки.

 

Устный разбор.

 

Это предложение побудительное, так как в предложении содержится просьба и невосклицательное, так как произносится спокойно.

 

Письменный разбор.

 

(Побудит., невоскл.)

Принятые сокращения:

 

Повествователное - повеств.

Вопросительное - вопросит.

Побудительное - побудит.

Восклицательное - воскл.

Невосклицательное - невоскл.

 

Тесты: " Предложение".

 «Виды предложений по цели высказывания» .

1.

1.Из чего состоит наша речь?

а) Из предложений;

б) из букв;

в) из слов.

 

2.Слова в предложении связаны ...

а) по смыслу;

б) по вопросу.

 

3.Что обозначает сказуемое?

а) О ком или о чем говорится в предложении.

б) Что говорится о подлежащем.

 

4.На какие вопросы отвечает подлежащее?

а) Кто? Что?

б) Что делает? Что делал? Что будет делать?

 

5.Как называется предложение, в котором о чем-либо сообщается?

а) Вопросительное;

б) побудительное;

в) повествовательное.

 

6.Какое это предложение?

Береги свой город, улицу, дом.

а) Вопросительное;

б) побудительное;

в) повествовательное.

 

7.По эмоциональной окраске предложения бывают ...

а) восклицательные; б

) невосклицательные;

в) повествовательные;

г) вопросительные;

д) побудительные.

 

8.По цели высказывания предложения бывают ...

а) восклицательные;

б) невосклицательные;

в) повествовательные;

г) вопросительные;

д) побудительные.

2.

1. Укажите вид предложения по цели высказывания: Кот со спинки кресла вниз посматривает. (Чарушин Е.) 1) повествовательное 2) побудительное 3) вопросительное 2. Укажите вид предложения по цели высказывания: Что же там по лестнице катится? (Чарушин Е.) 1) повествовательное 2) побудительное 3) вопросительное

3. Укажите вид предложения по цели высказывания: Зверёк приходил и всю морковку съел! (Чарушин Е.) 1) повествовательное 2) побудительное 3) вопросительное

4. Укажите вид предложения по цели высказывания: Дай мне зелёный карандаш! (Осеева В.) 1) повествовательное 2) побудительное 3) вопросительное

5. Укажите вид предложения по цели высказывания: Откуда же это в лесу взялся хлеб? (Пришвин М.) 1) повествовательное 2) побудительное 3) вопросительное 6. Укажите вид предложения по цели высказывания: Я ходил по зоосаду, устал и сел отдохнуть на лавочку. (Чарушин Е.) 1) повествовательное 2) побудительное 3) вопросительное 7. Укажите вид предложения по цели высказывания: Просыпайтесь, просыпайтесь, вставайте все! (Бианки В.) 1) повествовательное 2) побудительное 3) вопросительное

8. Укажите вид предложения по цели высказывания: Какой умишко может быть у маленького хромого утенка? (Пришвин М.) 1) повествовательное 2) побудительное 3) вопросительное 9. Укажите вид предложения по цели высказывания: Хорошо и привольно на Волге-реке! (Чарушин Е.) 1) повествовательное 2) побудительное 3) вопросительное

10. Укажите вид предложения по цели высказывания: Слышишь, какая музыка гремит в лесу? (Бианки В.) 1) повествовательное 2) побудительное 3) вопросительное

Тест «Виды предложений по цели высказывания и интонации»

 

1. Укажите вид предложения по цели высказывания и интонации: Дина, иди завтракать! (Осеева В.) 1) Побудительное, невосклицательное 2) Побудительное, восклицательное 3) Вопросительное, восклицательное 4) Повествовательное, невосклицательное 2. Укажите вид предложения по цели высказывания и интонации: В кустах громко чирикали воробьи. (Медведев В.) 1) Повествовательное, восклицательное 2) Побудительное, восклицательное 3) Вопросительное, восклицательное 4) Повествовательное, невосклицательное 3. Укажите вид предложения по цели высказывания и интонации: И у великих людей бывают ошибки! (Коржиков В.) 1) Повествовательное, восклицательное 2) Побудительное, восклицательное 3) Вопросительное, восклицательное 4) Повествовательное, невосклицательное 4. Укажите вид предложения по цели высказывания и интонации: И где взять время для отдыха? (Медведев В.) 1) Повествовательное, восклицательное 2) Вопросительное, невосклицательное 3) Побудительное, восклицательное 4) Вопросительное, восклицательное 5. Укажите вид предложения по цели высказывания и интонации: Берите белые бублики и баранки. (Токмакова И.) 1) Повествовательное, невосклицательное 2) Побудительное, восклицательное 3) Побудительное, невосклицательное 4) Вопросительное, невосклицательное 6. Укажите вид предложения по цели высказывания и интонации: Никогда в жизни я так не смеялся! (Носов Н.) 1) Побудительное, восклицательное 2) Повествовательное, восклицательное 3) Вопросительное, восклицательное 4) Повествовательное, невосклицательное 7. Укажите вид предложения по цели высказывания и интонации: Там, кажется, пожар?! (Губарев В.) 1) Повествовательное, восклицательное 2) Вопросительное, невосклицательное 3) Побудительное, восклицательное 4) Вопросительное, восклицательное 8. Укажите вид предложения по цели высказывания и интонации: Я подошёл к берегу речки, притаился и сразу увидел рыбака.(Чарушин Е.) 1) Повествовательное, восклицательное 2) Повествовательное, невосклицательное 3) Побудительное, восклицательное 4) Побудительное, невосклицательное 9. Укажите вид предложения по цели высказывания и интонации: Машинисты смогут развить предельную скорость? (Коржиков В.) 1) Повествовательное, восклицательное 2) Вопросительное, невосклицательное 3) Побудительное, восклицательное 4) Вопросительное, восклицательное 10. Укажите вид предложения по цели высказывания и интонации: Пусть говорит Баранкин! (Медведев В.) 1) Повествовательное, невосклицательное 2) Побудительное, невосклицательное 3) Вопросительное, невосклицательное 4) Побудительное, восклицательное

lyuceum7-1a.ucoz.ru

Виды предложений по интонации и цели высказывания (3 класс) таблица, примеры

По инто­на­ции раз­ли­ча­ем вос­кли­ца­тель­ные и невос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния. По цели выска­зы­ва­ния ука­жем пред­ло­же­ния повест­во­ва­тель­ные, вопро­си­тель­ные и побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния.

Что такое интонация предложения?

Интонация явля­ет­ся одной из важ­ных харак­те­ри­стик пред­ло­же­ния. Начнем с опре­де­ле­ния, что назы­ва­ет­ся инто­на­ци­ей.

Это сло­во име­ет латин­ское про­ис­хож­де­ние: гла­гол intonare бук­валь­но зна­чит «гром­ко про­из­но­сить». В син­так­си­се рус­ско­го язы­ка  тер­мин «инто­на­ция» обо­зна­ча­ет ритмико-мелодический строй пред­ло­же­ния, как в уст­ной речи оно про­из­но­сит­ся, с повы­ше­ни­ем или пони­же­ни­ем тона.

Рассмотрим более подроб­но, с какой инто­на­ци­ей про­из­но­сят­ся пред­ло­же­ния и какую име­ют эмо­ци­о­наль­ную окрас­ку.

Таблица

ПО ИНТОНАЦИИ
ВосклицательноеНевосклицательное
Мне пода­ри­ли котен­ка!Мне пода­ри­ли котен­ка.
ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
ПовествовательноеВопросительноеПобудительное
На ули­це пре­крас­ная пого­да.Почему вы сиди­те дома?Идите гулять.

Виды предложений по интонации

По инто­на­ции и силе выра­жен­но­го чув­ства, по эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке раз­ли­ча­ют два вида пред­ло­же­ний:

  • вос­кли­ца­тель­ные
  • невос­кли­ца­тель­ные.

Невосклицательные предложения

Каждое пред­ло­же­ние име­ет инто­на­цию кон­ца пред­ло­же­ния. Если выска­зы­ва­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но, без осо­бой эмо­ци­о­наль­ной нагруз­ки в его кон­це, это невос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние.

Предложение, в кото­ром не выра­же­но чув­ство, назы­ва­ет­ся невос­кли­ца­тель­ным.

Примеры невосклицательных предложений

Поздно ночью пошёл силь­ный дождь. Он весе­ло сту­чал в окна, лихо шумел в густой лист­ве дере­вьев, дело­ви­то жур­чал в водо­сточ­ных тру­бах (Л. Лагин).

Летом сра­зу бро­са­ют­ся в гла­за обиль­ные кисти с глян­це­вы­ми чер­ны­ми яго­да­ми (В. Солоухин).

Большая пло­щадь ста­ро­го горо­да над Днепром зарос­ла тра­вой. Здесь было тихо и чин­но. Над собо­ром ека­те­рин­ских вре­мен вились ласточ­ки (А. Толстой).

Восклицательные предложения

Простые пред­ло­же­ния могут допол­ни­тель­но выра­жать эмо­ции и чув­ства гово­ря­ще­го. Тогда про­из­но­сят­ся они с осо­бой инто­на­ци­ей вос­кли­ца­ния.

В деревне куда при­воль­ней, чем в горо­де. Можно и в лес за яго­да­ми схо­дить, да и на речу — иску­пать­ся и поры­ба­чить. А к обе­ду уха, да ещё какая! (Г. Скребицкий).

Последнее пред­ло­же­ние в этом сооб­ще­нии явля­ет­ся по инто­на­ции явля­ет­ся вос­кли­ца­тель­ным, так как выра­жа­ет чув­ство вос­хи­ще­ния.

В вос­кли­ца­тель­ных пред­ло­же­ни­ях исполь­зу­ют­ся место­име­ния и наре­чия в роли уси­ли­тель­ных частиц:

Голубушка, как хоро­ша! Чем любо­вать­ся тут?Ох, при­зна­юсь — хоть это мне и больно- не прав и я ! (И. А. Крылов)

Предложения по цели высказывания

По цели выска­зы­ва­ния — сооб­ще­ние, вопрос, побуж­де­ние — про­стые пред­ло­же­ния делят­ся на три вида:

Восклицательным может быть каж­дое из этих про­стых пред­ло­же­ний.

Повествовательное предложение

В уст­ной речи пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но и ров­но, толь­ко голос повы­ша­ет­ся на одном из чле­нов пред­ло­же­ния и пони­жа­ет­ся к его кон­цу. Это повест­во­ва­тель­ная инто­на­ция, а такой вид пред­ло­же­ния назы­ва­ет­ся повест­во­ва­тель­ным. В нём сооб­ща­ет­ся, кон­ста­ти­ру­ет­ся о каком-либо собы­тии или фак­те, напри­мер:

Вчера выпал снег.

Второй день льёт дождь как из вед­ра.

В кон­це повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся завер­ша­ю­щий пунк­ту­а­ци­он­ный знак — точ­ка.

Примеры повествовательных предложений в художественной литературе

Белая бере­за под моим окном при­на­кры­лась сне­гом точ­но сереб­ром (С.Есенин).

Бесконечная доро­га убе­га­ет лен­той вдаль (С. Есенин).

В одном боло­те, под дикой ивой, выве­лись утя­та (М. Пришвин).

Одуванчики цве­тут с вес­ны до осе­ни (В. Солоухин).

Солнце уже спус­ка­лось за лес. Оно бро­са­ло несколь­ко чуть теп­лых лучей, кото­рые про­ре­зы­ва­лись огнен­ной поло­сой через весь лес (И. Гончаров).

Вопросительные предложения

По цели выска­зы­ва­ния раз­ли­ча­ют вопро­си­тель­ные пред­ло­же­ния, кото­рые выра­жа­ют вопрос. В уст­ной речи голос инто­на­ци­он­но повы­ша­ет­ся на том сло­ве, кото­рый явля­ет­ся глав­ным в вопро­се, напри­мер:

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Такое выде­ле­ние голо­сом важ­но­го по смыс­лу сло­ва в пред­ло­же­нии назы­ва­ет­ся смыс­ло­вым, или логи­че­ским уда­ре­ни­ем.

В кон­це вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния необ­хо­ди­мо поста­вить вопро­си­тель­ный знак.

Примеры вопросительных предложений в художественной литературе

Знаете ли вы, какое насла­жде­ние выехать вес­ной до зари? (И.Тургенев).

Жалко ста­ло ребя­там, что лисе­нок убе­жал. Куда он такой малень­кий денет­ся? Пропадет в лесу. Пришел дедуш­ка, посмот­рел нору, голо­вой пока­чал и гово­рит:— Нет, ребя­та. Это не лисе­нок ход про­ко­пал. Это мать-лиса за ним при­хо­ди­ла (В.Бианки).

Крошка-сын к отцу при­шёл и спро­си­ла кро­ха:— Что такое хоро­шо и что такое пло­хо? (В. Маяковский).

О чём эта пес­ня вагон­ных колес,И птиц щебе­та­нье,И шелест берёз?О родине, толь­ко о родине (Расул Гамзатов).

Из чего толь­ко сде­ла­ны маль­чи­ки?Из чего толь­ко сде­ла­ны маль­чи­ки?Из ули­ток, раку­шек,И зеле­ных лягу­шек (С. Маршак).

Побудительное предложение

Если пред­ло­же­ние выра­жа­ет побуж­де­ние, прось­бу, при­каз, силь­ное чув­ство, то инто­на­ция ста­но­вит­ся побу­ди­тель­ной. Тогда пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся с повы­ше­ни­ем голо­са, напря­жён­но. Для побу­ди­тель­но­го пред­ло­же­ния харак­те­рен более высо­кий тон, чем при повест­во­ва­тель­ном, но более низ­кий, чем при вопро­се.

Подойди ко мне!

Сядьте рядом на ска­мей­ке!

Давайте полю­бу­ем­ся этой кра­со­той!

Примеры предложений

Мартышка ста­ла пря­мо. Попугай ско­ман­до­вал:— Упражненье нача­лось!Ноги вме­сте! Руки врозь!Раз, два, три, четы­ре!Ноги выше! Руки шире! (Григорий Остер)

А дождь идёт все силь­нее и сильнее…Ползет к гри­бу мок­рая Бабочка:— Муравей, Муравей, пусти меня под гри­бок! Промокла я — лететь не могу! (В. Сутеев).

Не мешай­те мне тру­дить­ся!Я води­цы при­та­щуИ коло­дез­ной води­цейВсех, конеч­но, уго­щу (Е. Благинина).

Видеоурок «Какие бывают предложения по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске»

russkiiyazyk.ru

как определить повествовательное и побудительное предложение

повествовательное, как будто поясняет о чём говориться в предложении (обычно заканчивается точкой), а побудительное, как будто призывает к действию (обычно предложение заканчивается на !-знак)

повествовательное, это когда о чем-то рассказывается и заканчивается точкой. побудительное порождает к действию. повествовательное пример: я вышла во двор. побудительное пример: дети, читайте книги!

В повествовательном предложении говорится о каком-то событии, которое произошло, происходит или будет происходить, т. е. о чём-то рассказывается. В побудительном предложении действие не происходит, но говорящий побуждает его совершить. В таком предложении употребляются глаголы повелительного наклонения.

Маруся помогла маме помыть посуду

Вообщето этому обучают со второго класса

Предложение — это основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. В отличие от словосочетаний предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) или одного из них. Предложение выполняет коммуникативную функцию и характеризуется интонационной и смысловой законченностью. В предложении, помимо подчинительных связей (согласование, управление, примыкание), может быть сочинительная связь (между однородными членами) и предикативная (между подлежащим и сказуемым). По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные. Простое предложение имеет одну грамматическую основу, сложное состоит из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей). Простое предложение представляет собой слово или сочетание слов, характеризующееся смысловой и интонационной законченностью и наличием одной грамматической основы. Классификация простых предложений в современном русском языке может осуществляться по разным основаниям.

плезнаааааааааааааааааааааа нет

1)побудительное предложение побуждает к действию или идёт в форме приказа. в конце побудительных предложений стоит восклицательный знак 2)повествовательное предложение рассказывает нам о чем-либо 1)учиться надо! 2)этому учат с 5 класса, если не раньше.

Пук) Пук) Пук ) Я человек паук)

1)побудительное предложение побуждает к действию или идёт в форме приказа. в конце побудительных предложений стоит восклицательный знак 2)повествовательное предложение рассказывает нам о чем-либо 1)учиться надо! 2)этому учат с 5 класса, если не раньше.

touch.otvet.mail.ru