Как не уснуть на лекции, или Cлушая, услышать... Что делать на лекции


Чем занимаются студенты на парах? Часть 1

Привет, читатель сайта советстуденту.рф! В этой статье я расскажу тебе о том, чем занимаются студенты на парах. Многие первокурсники и старшеклассники часто спрашивают своих старших друзей: а что ты делаешь в университете? Если ты думаешь, что на парах только и делают, что строчат конспект без остановки, то ты ошибаешься. На парах студенты много чего делают. Что конкретно, читай далее.

Чем занимаются студенты на парах?

Ведение конспекта – это конечно хорошо. Он обязательно пригодится при сдаче экзамена или зачёта. Однако, помимо фиксирования слов преподавателя в тетрадке, студенты на лекциях занимаются ещё много чем.

Немного поразмыслив, я подготовил специально для тебя хит-парад занятий студентов на парах. Безусловно, ниже представленный хит-парад не является избыточным описанием абсолютно всех дел, однако в нём отражены как самые популярные занятия, так и весьма экстравагантные.

Причём я старался ничего не приукрашивать, чтобы первокурсники и старшеклассники знали наверняка, с чем они, скорее всего, столкнутся, придя учиться в вуз.

Советуем почитать: Студенческая жизнь на самом деле

Ведь в университетах нашей страны учатся самый разнообразный контингент. Это в школе ты всё про всех знаешь, т.к. все ребята приблизительно одного уровня (как в плане материального обеспечения, так и в плане привычек).

В институте же ты можешь встретиться с людьми совершенно другого образа жизни, из другого города или даже страны.

Соответственно, и все свои привычки люди привнесут с собой в вуз. Рано или поздно, но ты всё равно узнаешь про их «тараканов в голове», особенности и странности. В общем, в университете порой учится очень даже весело

Чем занимаются студенты на парах: хит-парад дел.

1. Ведут конспект.

Первую строчку ожидаемо занимает типичное студенческое занятие, как ведение конспекта. Ведь, по сути, конспект – продукт работы учащегося. Если, скажем, на заводах продуктом труда является количество изготовленных деталей, то у студентов основной продукт – это конспект.

Советуем почитать: Как правильно писать конспект?

Причём все студенты ведут конспект по-разному. Кто-то старается записать максимально возможное количество слов, услышанных от преподавателя (или увиденных на экране). Другой же студент записывает только тезисы, что позволяет ему «не потеряется» в конспекте.

Как правильно писать конспект – тут уж каждый решает сам. Всё зависит от ваших привычек, уровня накопленных знаний, умения запоминать информацию на слух, внимания к высказываниям преподавателя и т.д.

2. Слушают преподавателя.

Кто-то может подумать, что слушать кого-то – это не занятие. Еще какое занятие! Порой просто слушать человека гораздо труднее, чем записывать его высказывания. Многое из того, о чём вас будет спрашивать преподаватель, вы услышите именно из его уст.

Обращайте особое внимание на те моменты, когда преподаватель говорит вам, что следующая информация «не под запись». Это означает, что сейчас учитель выскажет вам, в достаточно жёсткой форме, мнение по интересующему его вопросу.

Советуем почитать: Как заслужить доверие преподавателя?

Кратко, зафиксируйте карандашом на полях основной тезис его высказывания. При подготовке к экзамену обязательно обратите внимание на карандашную запись.

Если вам попадётся билет, где можно будет «прикрутить» мнение преподавателя (а это можно сделать при ответе на любой вопрос – всё зависит только от вашего мастерства повернуть ваш ответ в нужную для вас сторону), то обязательно сделайте это. Это повысит ваши шансы на успешную сдачу экзамена или зачёта.

Советуем почитать: Как избавиться от волнения перед экзаменом?

Помимо разговоров о теме лекции, преподаватели часто любят рассказывать о своих привычках, увлечениях и научных интересах. Вместо того чтобы во время подобных бесед лезть в свой телефон или немного подремать на парте (об этих любимых занятиях студентов на парах – читайте далее), советую вам внимательно слушать вашего препода.

Поверьте – из подобных рассказов можно вынести много полезной информации. Преподаватели порой сами «скучают» на своих занятиях, т.к. у них также, как и у студентов, есть нелюбимые предметы. И чтобы не заскучать окончательно, преподаватели начинают «травить байки».

Порой байки могут продолжаться чуть ли не всё занятие. Так что если вам попадётся «болтливый» преподаватель, то запомните одну поговорку: «Болтун – находка для шпиона».

Только от вас зависит, сможете ли вы использовать, полученную сверх учебной программы, информацию в свою пользу или нет. Опять же – фиксируйте всё интересное у себя на полях. Не надейтесь на свою память. Как говорил мой учитель по русскому языку: «Тупой карандаш лучше острой памяти».

3. Спят.

Да-да, сон студента сладок. Зомбированное состояние в университете свойственно доброй половине студентов. Обычно первая пара – это период пробуждения ото сна. Часто студенты на занятия приходят только для того чтобы поспать (ну и соответственно, чтобы отметили).

Советуем почитать: Как перестать хотеть спать на парах?

Если вы хотите быть уже с утра бодрствующим человеком, то вам необходимо придерживаться хотя бы какого-нибудь режима. Спите не меньше 7 часов, с утра – обязательный завтрак (а не кипячение чайника для того чтобы сказать себе: «Блин, я уже не успеваю. Ладно, я и без чая обойдусь»).

И ещё – ничто так не бодрит с утра как (не-не, не горячее кофе, пролитое на себя ), как ваша замотивированность на достижение какого-либо результата. Если вы занимаетесь чем-то, что вас безумно увлекает, то вы просто ждёте с нетерпением каждого утра, когда можно уже продолжить заниматься любимым делом.

Если вы делаете что-то с энтузиазмом, то вы встаёте с кровати уже настолько пробудившимся, что готовы просто рвать и метать. Вы пьёте чашку кофе и думаете: «Так, сейчас на учёбу, а там продолжим делать дело». А может быть вашей страстью является сама учёба? Представьте, как бы выглядели бы аудитории, если бы хотя бы чуточку было больше людей, увлечённых приобретением новых знаний!

4. Сидят в Интернете с телефона.

Распространение мобильных телефонов с возможностью выхода в Интернет приводит к тому, что часто студенты всю пару проводят не на лекции (хот они физически и находятся в аудитории), а в виртуальном пространстве.

Знаете, как обычно начинается день у студентов? «Ну что, здесь Wi-Fi сегодня ловит?» Если ловит, то начинается групповой заход в глобальную паутину. Безусловно, приоритет отдаётся социальным сетям, а также новостным сайтам.

Советуем почитать: Заработок на вашем интересе

Нужно понимать, что человек полностью зависит от своих привычек. Порой человек даже не осознаёт (и практически никогда в этом не признается!), что он заходит на парах в Интернет «на автомате». Подобная автоматизация практически не приносит человеку пользу. Это всего лишь способ убить время лекции.

Хорошо это или плохо – каждый решает сам. Однако всё-таки нужно стараться всегда концентрироваться на одном деле, иначе, как в поговорке про погоню за двумя зайцами. Так что, или вы не отвлекаетесь на телефонные развлечения и внимательно слушаете лекцию, или вы «отключаетесь» и забываете, где вы находитесь в данный момент.

Многие, правда, стараются совмещать данное занятие (когда лектор что-то объясняет, я захожу в Интернет, а когда диктует под запись – я откладываю телефон в сторону). Всё это – ваше личное дело.

5. Слушают музыку.

Ещё одним из любимых занятий студентов на парах является прослушивание музыкальных треков. Жизнь молодого человека практически не мыслима без музыки. Причём для некоторых музыка является, сравни наркотику. Они просто не могут прожить без неё ни минуты.

Советуем почитать: Как сделать, чтобы наушники не запутывались?

Поэтому, придя на лекцию, меломаны усаживаются на последний ряд аудитории, и опять же «отключаются» от всего того, что происходит на занятии. Если в случае с сидением в Интернете с телефона человек улавливает ещё какую-то устную информацию, и, по крайней мере, записывает важнейшие моменты темы, то, если человек слушает музыку, то для него пара проходит впустую.

Получается, что студент просто приходит на занятие послушать музыку. А, ну да, ещё отметится. Что сказать — хороший специалист получится. Те же, кто всё-таки краем уха хочет быть в теме лекции, для улавливания информации, вытаскивают один наушник, и стараются понять то, о чём говорит лектор.

Подобные «одноухие» студенты есть практически в каждой группе. Хм, прикольно получается, когда в одно ухо слышишь, скажем, про дифференциальные уравнения, а в другом – играет на всю громкость дапстэп какой-нибудь

Вывод: В данной статье я рассказал тебе о том, чем занимаются студенты на парах в университете. В следующей статье мы продолжим наш хит-парад студенческий дел. Вторая пятёрка занятий (как я и обещал в начале данной статьи), будет носить весьма экстравагантный характер.Там мы поговорим про камни и плюшки и другую наркоту. Я серьёзно!

Поэтому, если вы не хотите пропустить следующий пост, тогда подпишитесь на обновления нашего сайта.

Теперь вы знаете о том, чем занимаются студенты на парах.

С уважением, команда сайта советстуденту.рф

xn--b1aecb4bbudibdie.xn--p1ai

Что делать студентам на лекции?

С окончанием летних каникул у студентов начинаются лекционные недели. Работать первые недели трудно, скучно. Монотонная речь лектора обычно вызывает только сонливость. Что делать, если засыпаешь на лекции? Пропускать нельзя,  посещаемость занятий, влияет на конечную экзаменационную оценку. Студентам остается только стараться делать присутствие на лекции  максимально полезным и интересным.

Во время лекций нельзя слушать, думать и записывать одновременно. Важно понять смысл, записав самое главное: определения, законы, цифры. Для скорозаписи часто используют приемы сокращения слов. Самым распространенным является запись первого и последнего слогов слова, например, ун-т (университет) или об-во (общество).

Слушать без понимания, все равно, что слушать радиопередачу на неизвестном языке. Часто, чтобы понять материал, студентам нужно сначала заставлять себя быть внимательным. Потом возможно заинтересоваться темой лекции,  поддерживать внимание насильно больше не придется. «Если нам предстоит неинтересное занятие, — советует психолог Ф.Н. Гоноболин, — чтобы избавиться от неприятного чувства, которое оно у нас вызывает, надо скорее приняться за дело и хотя бы 5-10 минут не отвлекаться».Чтобы избежать быстрого утомления на лекции, желательно делать следующее: удобно сесть, избавиться от лишнего шума, не писать тяжелой ручкой, так как увеличение веса всего на один грамм усиливает утомление.

Чтобы не заснуть во время перерыва не нужно оставаться в душной аудитории. Подвигайтесь, поговорите с друзьями, если есть возможность, выйдите на улицу.

Максимальную пользу от проведенных на лекциях часов можно получить, перечитав законспектированный материал дома и перед следующей лекцией, делать это важно регулярно, тогда понимание и запоминание лекционного материала значительно скрасит студентам жизнь во время подготовки к сессии.

kursach37.com

Как читать лекции - интересно и эффективно

Содержание:

Оказывается, читать лекции интересно и эффективно можно и нужно. Главное – делать это грамотно. Приемы и принципы изложения материала, описанные в этой статье, помогут участникам лекции не заснуть и сделают монолог лектора любимым моментом занятия для его слушателей.

Сущность и структура

Знаменитая Мышь из книги Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес» в ситуации, когда героиня промокла и замерзла в море собственных слез, задается актуальным вопросом: «Что суше всего?». И уверенно сама себе отвечает: «Лекция». Лекция (лат. lectio– чтение) – устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме. Думается, что большинство современных классных руководителей в поиске эффективных методов проведения классного часа обратят свой взор на лекцию в последнюю очередь. Лекция рассматривается как аналог знаменитой педагогической «беседы», когда дети молчат, а взрослый вещает. Только ленивый не критикует последние десятилетия эти самые «беседы», призывая педагогов к интерактивным, живым, проблемным формам общения с детьми и подростками. А между тем мини-лекция или монолог взрослого могут быть весьма поучительны, не занудны, могут определенным образом включать школьников в размышление на заданную тему и даже рождать у них ощущение сопричастности, собственной активности.

Принципы организации эффективной лекции

Каковы же принципы организации и структура эффективной лекции? Сформулируем несколько важнейших требований.

Во-первых, ее тема должна быть содержательно точно связана с темой, целью встречи с ребятами.

Во-вторых, материал лекции должен быть ожидаем, востребован участниками. Этот интерес к содержанию может быть сформирован непосредственно перед монологом с помощью проблематизирующих процедур либо может исходить из каких-то личных (например, возрастных) потребностей участников.

В-третьих, лекция должна быть целостной, хорошо структурированной, имеющей четкое начало, середину и финал. В качестве финала может быть обобщение, вывод, запрос на личную позицию участников (переход к обсуждению или принятию группового решения), перевод разговора в практическую плоскость группового действия.

В-четвертых, лекция должна быть достаточно короткой, максимально – 15–20 минут.

В-пятых, как бы лекция ни была коротка, она должна опираться на те или иные визуальные образы в виде слайдов, схем и т.п., помогающие слушателям удерживать содержание лекции как целое.

Этапы лекции

В эффективной лекции, как технологически выстроенной процедуре, выделяют три основных этапа: вступление, основную часть и заключение.

Задачи первого этапа – мотивация, включение внутренней активности участников, а также определение предмета монолога, постановка целей и описание образа результата. Задача второго этапа – раскрытие содержания, предоставление необходимой и достаточной информации для достижения цели монолога.

читает лекцию

Задача третьего этапа – фиксация полученного результата, оценка состояния слушателей, «закрытие» ситуации, перевод ее в режим обсуждения или обучения.

Методическое обеспечение

В методическом оснащении эффективной лекции можно выделить методы и приемы, так сказать, сквозного характера, проходящие через все этапы ее проведения, и методы организации отдельных этапов работы.

Сквозные приемы

Все этапы эффективной лекции связывает между собой прием, имеющий в разных источниках разное название. В нашем случае мы обозначаем его как «Правило американского капрала. Часть 1, часть 2 и часть 3». В целом данное правило может быть сформулировано в виде следующей формулы:

Часть 1. Расскажите слушателям, о чем вы хотите им рассказать.

Часть 2. Расскажите слушателям все то, что вы хотели им рассказать.

Часть 3. Расскажите слушателям, о чем вы им только что рассказали.

Таким образом, на этапе вступления это правило разворачивается как анонс, изложение краткого содержания будущей лекции, на этапе основного содержания – как изложение материала во всем его объеме, на этапе заключения – как резюмирование.

Приемы «Проблемный вопрос» и «Загадка» применяются на этапе вступления для мотивации слушателей и актуализации имеющегося у них опыта или знаний по теме монолога ведущего. На этапе заключения к заданным вопросам необходимо вернуться с тем, чтобы слушатели смогли ответить на проблемный вопрос (вопросы) или дать свою версию отгадки. Как вариант могут использоваться незаконченные предложения, фразы с пропусками слов и др.

Приемы для этапа вступления

Задачи, стоящие перед лектором на этапе вступления, могут быть решены с помощью целой группы приемов, которые могут применяться как в комплексе (несколько, в определенной последовательности), так и по отдельности.

«Факт к месту» – прием, позволяющий предварить основное содержание свежим примером, случаем, актуальной общественной информацией (той, что у всех на слуху), которые тематически или ассоциативно связаны с темой лекции. Ведущий может начать словами: «Идя на встречу с вами, я случайно увидел…», «Вчера по телевизору услышал потрясающую новость о том, что…» и т.д.

«Парадоксальное цитирование» предполагает приведение ведущим двух тематических цитат (или двух групп цитат), которые отражают противоположные точки зрения на предмет монолога.

В более простом варианте можно начать с цитаты (афоризма, поговорки), которые ярко задают тему, показывают ее неоднозначность, раскрывают известное с новой стороны.

(Именно такой прием был применен в начале этой статьи!)

Прием «Незаданный вопрос» предполагает, что ведущий, сделав небольшое вступление-размышление к теме, формулирует в качестве вопроса основную проблему лекции, предваряя этот вопрос словами типа «И мы можем спросить себя…», «Что же делать человеку в этой ситуации?», «Невольно возникает вопрос…». Для того чтобы слушатели могли присоединиться к вопросу и заинтересоваться поиском ответа, очень важно сформулировать его на языке аудитории, попав в возраст, стилистику, лексику.

«Блиц-опрос» применяется, когда имеет смысл выяснить уровень осведомленности слушателей по тому или иному вопросу, наличие у них определенного жизненного опыта, точки зрения по какому-либо поводу. Опятьтаки – в мотивационных целях. Для блиц-опроса чаще всего используются закрытые вопросы с вариантами ответа, и слушателям предлагается отвечать, поднимая руку, располагая большой палец вверх или вниз, поворачивая ладонь одной или другой стороной, хлопая в ладоши и т.п. Открытые вопросы используются реже, так как они предполагают свободные нерегламентированные ответы слушателей, что может затянуть лекцию, нарушить темповые характеристики ситуации, созданной ведущим.

Способы подачи основного содержания

Главная задача этого этапа – донести до слушателей идею, мысль, ради которой затевался монолог. Для этого необходимо подобрать такой метод подачи информации, который в наибольшей степени способствовал бы пониманию, не вызывал отторжения, протестных реакций, помогал бы расслышать за потоком слов главное – ценностную идею. Существует несколько различных методов, позволяющих эффективно организовать процесс понимания информации. Выбор конкретного способа зависит от возраста слушателей, уровня их мотивации и компетентности в конкретной теме, сформированности интеллектуальных способностей.

Первые три метода, описанные далее – индуктивный, дедуктивный и по аналогии, – применяются для проведения доказательства той или иной идеи.

Индуктивный метод (от частного – к общему) предполагает постепенное, поэтапное раскручивание идеи, продвижение от простых примеров и понятных слушателям фактов к более сложным обобщениям, в том числе абстрактным ценностным понятиям добра, зла, веры, справедливости, истины. Скажем, педагог приводит ученикам различные примеры проявления милосердия в современном мире, не называя самой ценности, затем обобщает разные примеры (помощь пожилым, поддержка больных детей, защита прав переселенцев) и, наконец, вводит понятие самой ценности, дает определение милосердия. Метод хорош в работе с группой, неготовой к сложной интеллектуальной работе (не настроенной на нее), но доверяющей ведущему. Интеллектуально продвинутые подростки и взрослые люди часто сопротивляются такому способу доказательства, так как у них возникает ощущение, что ими манипулируют, не давая возможности увидеть альтернативные решения.

При дедуктивном методе (от общего – к частному) слушателям сначала предлагается общий вывод, а затем его разнообразные подтверждения. Например, размышляя о свободе, взрослый сначала формулирует свой главный тезис: «Свободы не бывает без ответственности», а затем приводит примеры из разных сфер жизни человека, фильмов, художественных произведений, которые с разных сторон подтверждают его. При дедуктивном методе можно идти и от опровержения, если использовать способ доказательства от противного: «Предположим, что наше утверждение неверно. В этом случае…». Этот метод привлекателен для интеллектуально развитых, замотивированных участников. Метод приглашает их к соразмышлению, ставит в активную позицию.

Метод аналогии (параллели, сопоставления) применяется в тех случаях, когда в опыте слушателей существует представление о сходном по своей сути процессе, явлении и они, слушатели, способны осуществлять умозаключение по аналогии. Довольно часто, работая с подростками, мы обращаемся к аналогиям, связанным с природными явлениями, несложными техническими процессами. Неграмотное применение метода аналогии может привести к полному фиаско монолога ведущего: аналогия может оказаться недоступной, непонятной участникам, и в этом случае они не смогут понять саму идею ведущего.

Следующие три метода – концентрический, ступенчатый и хронологический – это различные варианты подачи информации слушателям для их самостоятельных размышлений или последующих действий. Или просто – для сведения, пополнения копилки знаний.

Концентрический метод устроен по типу кластера. Применяется для изложения материала, в структуре которого понятная глубокая классификация. Материал убедительным для слушателей образом делится на несколько смысловых частей, при этом каждая часть имеет одну и ту же содержательную глубину. Так, говоря с детьми о любви, педагог может перечислить виды любви, а затем каждому виду дать характеристику по одной и той же схеме. Это поможет слушателям увидеть разные виды любви (родительская, романтическая, супружеская, к родине) в сравнении. Если материал, который нужно донести, действительно устроен таким образом, метод кластера очень хорош. Он помогает поочередно излагать блоки материала, при этом можно делать остановки, так как у слушателей довольно быстро формируется представление о структуре материала, ее необходимых разделах. Это происходит особенно быстро и естественно для слушателей, если ведущий, помимо слов, использует графические изображения кластера.

Ступенчатый метод представляет собой последовательное изложение информации. При этом в последовательности может быть определенная закономерность, а может и не быть ее. Например, рассказывая о том, как устроен современный город, педагог может выделить отдельные характеристики города, а затем в свободном порядке раскрывать каждую из них, при этом не придерживаясь единой схемы. Это один из наиболее трудных для понимания способов подачи материала, но иногда он является единственно возможным. Тогда нужно обязательно подумать о том, как помочь слушателям удержать целое в разнообразии излагаемых частей. И вообще помочь им понять, зачем им все эти факты и «фактики».

Исторический метод предполагает хронологический порядок. Факты и события рассказываются в исторической последовательности: с чего все началось, как развивалось, что когда появилось… В хронологическом порядке не обязательно должна присутствовать некоторая логика, непосредственно выводящая ведущего или слушателей к гипотезе или готовому выводу, почему все было именно так и что будет дальше. Она может быть, а может и отсутствовать. Например, в истории олимпийского движения нет особенных закономерностей. Важно просто рассказать, как это было. Вопрос, почему именно так, в данном случае не имеет ответа. А вот в истории развития взглядов людей на искусство, например живопись, определенные закономерности есть. Важно понимать, что хронологический метод изложения является интеллектуальным вызовом для мотивированных слушателей (найти, раскопать закономерность) и, напротив, может вызывать раздражение и еще больше снижать мотивацию у тех, у кого она и так не была высока.

Приемы для этапа заключения

На этапе заключения, помимо возврата к мотивирующим и проблематизирующим процедурам этапа вступления в монолог, помимо третьей части «Правила американского капрала», могут применяться специальные приемы, направленные на подведение итогов, включение нового материала в эмоциональный опыт участников.

«Рамка» – процедура, которая обязательно используется в тех случаях, когда не применялось «Правило американского капрала». Итак, говорит ведущий, мы начали с вами с того, что…, мы рассмотрели…, мы увидели и пришли к выводу… В целом можно говорить о том, что… Ведущий своими словами как бы обрамляет основное содержание своего монолога, подчеркивая главное, помогая сделать вывод.

ЖЭТ (прием «жирной эмоциональной точки») позволяет связать всё то, о чем до этого говорилось, с яркой эмоциональной реакцией, естественно, положительной. Это может быть анекдот, вызвавший общий смех, но не уводящий группу в посторонние разговоры, яркие заключительные кадры фильма или другие зрительные образы, что-то вкусное, маленький подарок от ведущего. Важно, что такое эмоциональное действие должно подчеркивать значимость прослушанной информации, а не затмевать ее.

«Пафосная концовка» – это прием, позволяющий включить обсуждаемую информацию в контекст каких-то важных, возвышенных отношений, смыслов, чувств. Это может быть красивая цитата, несколько строчек из стихотворения, обращение к значимым культурным образам. Конечно, им не стоит злоупотреблять и использовать его по каждому поводу. Но в ряде случаев он оказывается очень эффективным.

В целом, если взрослый говорит не очень долго, по теме, интересно, держит уважительный тон, помогает удерживать цель и смысл собственного монолога, его вполне можно и послушать с пользой и удовольствием для себя.

Марина Битянова, к.психол.н.

5psy.ru

Как не уснуть на лекции, или Cлушая, услышать... | Обучение

Поэтому я решила предложить на суд читателя своё видение этой проблемы. Но обо всём по порядку.Что даёт высшее учебное заведение? Кроме приобретения специализированных знаний, непосредственно применимых в профессии, а также умения найти информацию в нужном месте, многие выносят из вуза также и ненависть к лекциям.

Причём, последнее уже становится притчей во языцех, которая, можно сказать, передаётся из поколения в поколение: когда вам начинают говорить что-нибудь нудное, долгое, скучное, вы реагируете: «Ну, вот, начал читать лекцию!»

Безусловно, отношение к предмету формирует сам преподаватель. Но не все ведь преподаватели харизматические лидеры, за которыми пойдёшь «на баррикады». К сожалению, как это часто бывает, из-за неумелой подачи информации многие вещи так трансформируются, что проникнуться интересом действительно трудно. Да что там, нудятина это, и всё тут! И тем не менее, разобраться надо? А вдруг это самое занимательное, о чём мы вообще когда-либо слышали? А вдруг именно это тот проект, работа над которым поможет нам реализовать себя и раскрыть наши таланты? Поэтому разбираться и «ловить суть за хвост» надо. А как разбираться, если засыпаешь уже на втором предложении?

Предложенные ниже советы мною опробованы и на своём личном опыте могу сказать: «Помогает!» Кроме того, они тренируют внимание, развивают мозги. Применяя их, вы будете уверены, что, независимо от мастерства оратора, вы сумеете не только не уснуть, но и разобраться «что к чему», сможете быстро воспроизводить в памяти то, что прослушали некоторое время назад, и вообще заметите, что нет ничего интереснее лекций.

МЕТОД ПЕРВЫЙ: ПЕРЕСКАЗ.

Хорош тем, что ты являешься активным участником происходящего.Довольно монотонная работа — постоянно записывать за преподавателем. Что делать? Мне лично нравится больше работать в авральном режиме, когда все системы активизируются. Вам когда-нибудь давали задание минут за 40 сочинить сценарий для КВН, придумать сценку или выступление прямо на ходу?

Так вот, на лекции, чтобы не уснуть, можно думать, что вечером тебе ту же самую лекцию надо будет пересказать таким же студентам. Как ты её расскажешь? А если её надо будет рассказывать маленьким детям? Тогда ты, наверное, придумаешь сказку, чтобы было интереснее. Рассказать лекцию в форме сказки. Это, пожалуй, настоящий вызов? Главное условие — тебе самому должно быть интересно. Точно передать суть, но и чтобы деткам было понятно.«Жил-был маленький мячик, которого подкинули на высоту h…» не сгодится. Надо что-нибудь поярче, с запоминающимися образами. А если тебе ту же самую лекцию придётся рассказывать пенсионерам?

Или представь, что ты ведёшь мастер-класс для актёров на примере лекции «Дифференцирование функций многих переменных». Ты должен хорошо представлять себя в этой роли. Какие акценты ты сам расставишь, чтобы им было понятно? А если эту лекцию надо будет рассказать водителям всех троллейбусов твоего города? Как ты сделаешь её доступной для них? Как подстроишь её под нужды и интересы этих людей?

МЕТОД ВТОРОЙ: ПЕРЕФРАЗ.

Помогает при ведении конспектов. Длинные, «мудрёные» слова заменяешь более простыми аналогами, которые точно отражают суть. Писать лучше так, как диктует, а про себя проговаривать то же самое, но с использованием более простых аналогов, адаптировать под себя. Это как бы одновременный перевод. Занимаясь таким переводом, точно не уснёшь.

МЕТОД «НЕМОЕ КИНО»

Этот метод хорошо оправдывает своё название. Сидя на лекции, ты фокусируешься на том, как преподаватель выговаривает слова. Читаешь по губам, будто смотришь телевизор, у которого отсутствует кнопка громкости. Попробуй угадай, что он говорит! Лично я настоящая фанатка этого метода. Пользуюсь им практически всегда. Что и вам рекомендую.

МЕТОД «ЭТОТ ЧУДНЫЙ ГОЛОСОК»

Бывает здорово закрыть глаза и вслушаться в голос преподавателя. С какой интонацией он говорит? Шепелявит ли, картавит ли, как расставляет логические ударения? Какой музыкальный инструмент напоминает тембр его голоса? Если бы он пел в опере, это был бы бас, баритон, альт или вообще сопрано? Очень действенно. В конце концов, смысл слов начинаешь отождествлять с голосом, и лучше усваиваешь.

МЕТОД «СОЧИНЯЛИ МЫ СТИХИ…»

Заключается в том, что прямо по ходу лекции, ты придумываешь рифму на каждое слово преподавателя. В результате может получится очень неплохое стихотворение. Может быть, сначала пойдёт туго: всё-таки не каждый день такое делаешь, мысль вовремя может не прийти. А ты всё равно пытайся. В конце концов что-нибудь да получится.

МЕТОД «ВЕСЁЛЫЕ КАРТИНКИ»

«Сопромат в образах», «Экономика в картинках».Это к тому, что было бы здорово по ходу лекции вместе со словами делать быстрые зарисовки приходящих в голову ассоциаций. Конечно, связанных с предметом лекции. Не надо углубляться в детали, главное быстро «схватить идею» и посадить её на бумагу. Проработкой, если захочется, можно заняться и дома.

Здесь даже не важно, умеешь ты рисовать или нет. Главное — понимать, что это может существенное облегчить понимание и запоминание. Ну и конечно, когда рисуешь, никогда не уснёшь! Воображайте себя героем этих рисунков. Например, для меня кривая предельных издержек — это верёвочные качели, и я представляю себя с визгом раскачивающейся на них. Разные графики можно для живости изображать в виде контуров животных. Например, если график или диаграмма вогнутая, то это вполне может быть горб верблюда, по которому можно восстановить и всего корабля пустыни. Вот, верблюд на страничке — это уже намного более интересно, правда? А уж связь найти между верблюдом и цифрами в диаграмме мы всегда сумеем!

Постепенно вводя в свой арсенал слушателя эти нехитрые методы, вы вскоре обнаружите, что нет ничего более увлекательного, чем лекции! У меня, во всяком случае, так и произошло! Попробуйте!

shkolazhizni.ru

Как подготовиться к лекции? Советы и рекомендации

Чтобы лекция прошла удачно, необходимо хорошо к ней подготовиться. Для этого лектор должен тщательно продумать, что он хочет донести до аудитории, и внимательно прочитать все рекомендации. Будьте готовы, что на поиск нужной информации придется потратить определенное время, чтобы покопаться в нескольких источниках. Итак, как подготовиться к лекции и произвести впечатление на слушателей? Давайте разбираться.

Этапы подготовки

Для хорошего выступления необходима тщательная подготовка, проводить ее нужно в четыре этапа.

  • Первый этап заключается в том, чтобы решить, с каким материалом выступать перед слушателями, определить ключевые моменты, продумать порядок, в котором будет подаваться теоретический и практический материал.
  • Второй этап – это поиск средств, благодаря которым вы сможете донести информацию. Здесь можно использовать методические приемы, вовлекающие слушателей в дискуссию или диалог, развивающие тем самым их мышление. Это могут быть компрометирующие вопросы, неверные утверждения, шоковая информация и т. д.
  • Третий этап — это запись тезисов и текста. Для двухчасовой лекции характерно 16–17 страниц материала, а также дополнительные таблицы, приложения, диаграммы и т. п.
  • Четвертый этап – это проверка подготовленного материала. Необходимо проговорить вслух записанный текст, если надо, то несколько раз его отрепетировать. Ведь будет довольно нелепо, если вы ошибетесь во время лекции и перепутаете информацию.

Как выбрать тему

Если вы не знаете, как подготовиться к лекции, начните с выбора темы. Именно она определяет формат встречи, включает в себя определенные узловые элементы, которые последовательно раскрывают читаемый материал.

Тематика лекции может быть разнообразной, можно брать научный или популярный материал, который очень интересен обычным людям. Также, чтобы правильно выбрать тему лекции, необходимо обратить внимание на следующие факторы:

  • цель встречи;
  • где будет проходить собрание;
  • условия для проведения лекции;
  • выделяемое время;
  • что еще будет в программе;
  • когда лектор начнет говорить.

Как собрать материал

Тема выбрана, все условия учтены, и возникает вопрос, как подготовиться к лекции дальше? Самое время переходить к содержанию. Очень важно собрать интересный материал, для этого необходимо изучить несколько журналов или книг по необходимой тематике, отобрать ключевые мысли, раскрывающие тему наиболее ярко, поискать необходимую информацию в Интернете, посидеть довольно долгое время в библиотеке.

Если тема научная, очень важна точность информации. Необходимо выбрать текст, в котором рассказано о различных достижениях, проведении опытов. Можно провести сравнительный анализ, чтобы не было сухого и монотонного урока. Основные рекомендации по подготовке и проведению лекций вы уже знаете. Пришла пора переходить к делу!

Как составить план лекции?

Когда уже определена тема встречи и собран материал, важно продумать примерный план лекции, который максимально раскроет информацию и будет соответствовать конечной цели, а она может быть:

  • воспитательной;
  • образовательной;
  • развивающей.

Не жалейте времени на составление плана, ведь именно он поможет проводить встречу, не перепрыгивая с темы на тему. Любая лекция состоит из трех частей:

  • вступление;
  • изложение материала;
  • заключение.

Вступительная часть должна заинтересовать слушателя. Добиться этого можно с помощью некоторой незаконченности мысли, вопросов. Важно, чтобы слушатель захотел узнать, что будет дальше. В основной части необходимо изложить весь основной материал, создать дискуссию или диалог, а в заключение сделать выводы, подвести итог раскрываемой тематики, ответить на возникшие вопросы.

Теперь вы знаете, как подготовиться к лекции, учесть все нюансы и быть на высоте перед любой аудиторией. Остается только пожелать удачи в ваших начинаниях!

fb.ru

Как сделать лекцию не скучной

 

(http://studikam.ru/wp-content/uploads/2012/03/lection.jpg)Почему к некоторым преподавателям на лекции ходят с удовольствием, а к некоторым либо под страхом быть наказанными, либо вообще не ходят. Причин может быть множество, начиная с внешнего вида преподавателя и заканчивая нудностью самой лекции.

Преподаватель в какой-то мере актер, выступающий ежедневно перед большой аудиторией. И чтобы его выступления имели успех, в первую очередь ему нужно выглядеть всегда хорошо. Кроме того к лекции нужно очень тщательно подготовиться, понятно, что материал преподаватель знает. Но, то, как его воспримут студенты, зависит от методики его изложения. Кстати, на лекции еще можно поиграть в покер. Только сначала посмотреть фото покер комбинации в картинках (http://www.pokersupergame.ru/kombinatsii-kart-pokera) на сайте pokersupergame.ru.

 

Преподавателю всегда нужно пользоваться методикой изменения тембра голоса. Где нужно приподнять тон, а где и опустить, тем самым привлекая внимание аудитории. Говорить надо всегда четко и уверенно. Еще следует делать маленькие отступления и с примерами из жизни, а можно и анекдот в тему найти.

Главное с первого же занятия расставить приоритеты. Зарекомендовать себя как хорошего, но очень требовательного преподавателя, который на экзамене все спросит. Тогда у студента будет стимул посещать лекции.

Нужно, конечно, ориентироваться и на уровень студентов и подбирать материал в соответствии с ним. Иначе можно потерять внимание аудитории, если материал слишком сложный, студенты понимают, что это выше их возможностей и переключают внимание на что-то более интересное для них. Либо если материал слишком простой, аудитория начинает скучать, зевать и поглядывать на часы, вычисляя, сколько же осталось до конца пары.

Один преподаватель сравнил как-то лекцию с костром. Дровами в нем служит информация, если дров мало, костер погаснет, если сильно много, произойдет тоже самое, так что нужно подкладывать ровно столько дров, сколько требуется для поддержания огня.

 

  • На что живут студенты
  • Студенческое общежитие или съемная квартира?
  • Кильский университет: прошлое и современность
  • Студенческая библиотека как источник дополнительных знаний (на примере Гамбургского университета)
  • Ганноверский университет держит марку!
  • studikam.ru

    Как провести интересную лекцию 🚩 как провести открытую лекцию для студентов 🚩 Высшее образование

    Автор КакПросто!

    Почти у каждого в жизни была ситуация, когда приходилось слушать ужасно скучную торжественную речь, занудный рассказ или наводящий зевоту инструктаж. А студенты и слушатели различных курсов засыпают на лекциях, темы которых могут быть очень интересными, но вот подача оставляет желать лучшего. А ведь увлечь слушателей не так уж сложно, особенно если подготовиться к выступлению заранее.

    Статьи по теме:

    Инструкция

    Прежде всего выясните, перед какой аудиторией вам придется выступать. Будут ли это школьники, студенты, офисные работники, ученые или кто-то еще. В зависимости от этого выберите стиль повествования – кому-то информацию надо подавать в максимально простых выражениях, а кто-то спокойно воспринимает сложную терминологию. Тщательно продумайте структуру своей лекции и составьте план выступления. Если вы будете четко по пунктам и без лишней воды излагать свою мысль, то слушателям будет гораздо проще следить за ходом ваших рассуждений. Если вы выступаете перед школьниками или студентами, то постарайтесь придумать простые и занимательные примеры, которые бы им запомнились. Четко формулируйте выводы, а если необходимо, повторяйте их по несколько раз, чтобы слушатели обратили особое внимание на эту информацию. В любой, даже самой серьезной лекции, есть место шутке. Исследователи считают, что человек воспринимает информацию только в течение первых 30-40 минут. А что делать, если лекция длится час-два? Время от времени слушателям требуется пауза. В качестве разрядки к месту будет подходящий по теме анекдот или смешной случай из жизни. Если тематика лекции позволяет проиллюстрировать ваши слова с помощью каких-то изображений, музыки, кадров из фильмов, обязательно используйте их. Многие люди лучше воспринимают визуальную информацию. Также можно писать ключевые слова на доске, рисовать графики и рисунки, поясняющие вашу мысль, схемы, записывать фамилии, которые сложно воспринимать со слуха и т.д. Если формат вашей лекции позволяет вести диалог со слушателями, задавайте им неожиданные вопросы или обращайтесь в какие-то моменты речи к конкретным людям (например, при приведении простых примеров, объясняющих сложные положения вашего выступления).

    Совет полезен?

    Распечатать

    Как провести интересную лекцию

    Похожие советы

    www.kakprosto.ru