Изучение орфограммы "чередующиеся гласные в корне слова". Целиною орфограмма


Орфограммы в корне слова — урок. Русский язык, 5 класс.

Трудности в правописании гласных встречаются тогда, когда звук находится в безударном положении, и поэтому слышится неясно. В этом месте может возникнуть ошибка.

Пример:

землЯ, хорошО, светлО

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

Чтобы не ошибиться в написании слов с безударным гласным в корне, нужно изменить это слово или подобрать однокоренное так, чтобы этот гласный находился под ударением (в сильной позиции).

Пример:

землЯ — зЕмли, светлО — свЕт.

В некоторых словах безударный гласный корня нельзя проверить ударением, так как во всех однокоренных словах этот гласный безударный.

Пример:

хорошО, хорОшенький, хорошИст, прихорАшиваться...

Такие слова называются словами с непроверяемыми гласными. Правописание этих слов нужно проверять по словарю и запоминать:

Пример:

портфель, собака, вестибюль, вокзал, пальто...

Гласные О-Ё после шипящих в корне слова. И-Ы после Ц

В корне слова после шипящих под ударением пишется ё, если можно подобрать однокоренное слово, в котором пишется е:

Пример:

шЕпот — шЕпчет, жЁлтый — жЕлтеть

Если подобрать проверочное слово нельзя, пишется о:

Пример:

жОкей, шОмпол, шОрох

В корне слова после ц и в существительных, оканчивающихся на -ция пишется и:

Пример:

циферблат, цирк, акация, акция.

Исключения: цыган, цыпочки, цыплёнок, цыкнуть.

Чередование гласных в корне слова

Чередование е-и

 В корнях с чередующимися гласными е-и (пер - пир-, мер - мир-, стел - стил, бер - бир-, дер - дир и др.) буква и пишется только тогда, когда после корня следует суффикс -а-:

Пример:

выбирать — выберут,  умирать — умереть, расстилать — расстелить, раздирать — раздерут, запирать — запереть, блистать — блестеть.

Чередование а-о

 1. В корнях лаг- лож- и кас- -кос- буква а пишется, если за корнем идёт суффикс -а-:

Пример:

полагать — положить, касаться — коснуться.

2. В корне гар- гор- в безударном положении пишется о (под ударением -а):

Пример:

загорЕть — загорАть, загорЕлый, но загАр.

Исключение: вЫгарки.

3. В корне зар- зор- в безударном положении пишется а (под ударением бывает и а, и о):

Пример:

зарЯ, зарнИца, озарЁнный, но зОри, зАрево.

4. В корне раст- рост- гласный а без ударения пишется перед ст и щ; перед с, без т пишется о:

Пример:

возраст, наращение, но росла.

Исключение: Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль.

Корни с полногласием и неполногласием

Корни с неполногласием

(из старославянского языка)

Корни с полногласием

(исконно русские)

-ра-, -ла-, -ре-, -ле-

 

Бразды, охлаждение, возглас, оглавление, ограда

-оро-, -оло-, -ере-, -ело-/-оло-

 

борозда, холод, голос, голова,  огородить

Правописание согласных в корне слова

Проверяемые и непроизносимые согласные

  

Чтобы правильно написать согласный в корне слова, нужно изменить слово или подобрать к нему однокоренное, в котором после проверяемого согласного стоял бы гласный или согласные л, м, н, р:

Пример:

дуб — дубок, наряд — нарядный, тростник — тростинка, солнце — солнышко.

Написание некоторых слов с непроизносимым согласным нельзя проверить подбором родственного слова. Такие слова надо запомнить или проверять по словарю:

Пример:

праздник, чувство, лестница.

Правописание удвоенных согласных

  

Обрати внимание!

Написание слов с удвоенными согласными нужно запоминать или проверять по словарю: телеграмма, грамматика, стеллаж, искусство.

Чередование согласных в корне слова

Корень в родственных словах, как правило,  всегда одинаков, за исключением тех случаев, когда в слове происходят чередования звуков. Следует запомнить некоторые исторические чередования, чтобы уметь правильно найти корень в слове:

Пример:

г//ж//з — друг- дружить- друзья;т//ч//щ — свет- свеча- освещение;д//ж//жд — труд- тружусь- утруждать;б//бл — любовь- люблю;

 в//вл — ловить- ловля;м//мл — ломить- преломление;п//пл — лупить- луплю...

Источники:

Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. «Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений». – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 280 с.

Русский язык. 5 класс.   Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.  М.: 2007 - 303с.

www.yaklass.ru

Список школьных орфограмм | Учим русский язык

Список орфограмм, изучаемых в школе…

  1. Безударные проверяемые гласные в корне
  2. Непроверяемые гласные и согласные
  3. Проверяемые согласные в корне слова
  4. Непроизносимые согласные согласные в  корне слова
  5. Буквы И, У, А после шипящих
  6. Разделительные твердый знак Ъ и мягкий знак Ь
  7. Раздельное написание предлогов с другими словами
  8. Употребление Ь на конце существительных после шипящих
  9. Употребление Ь для обозначения мягкости согласных
  10.  Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на з(с))
  11. Буквы З и С на конце приставок
  12.  Буквы О и А в корне -лаг- — -лож-
  13.  Буквы О и А в корне -раст- — -рос-
  14.  Буквы Ё и О после шипящих в корне слова
  15.  Буквы И и Ы после Ц
  16.  Большая буква и кавычки в собственных наименованиях
  17.  Буквы Е и И в падежных окончаниях существительных
  18.  Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных
  19. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных
  20.  Краткие прилагательные с основой на шипящую
  21.  Не с глаголами
  22.  Ь после шипящих в неопредленной форме глагола и во 2-ом лице единственного числа
  23. -ТЬСЯ и -ТСЯ  в глаголах
  24. Буквы Е и И в корнях с чередованием
  25.  Буквы Е и И в окончаниях глаголов 1 и П спряжения
  26.  Буквы О и А в корне -кос- — -кас-
  27.  Буквы О и А в корне -гор- — гар-
  28.  Буквы Ы и И после приставок
  29.  Гласные в приставках пре- и при-
  30.  Соединительные гласные О и Е в сложных словах
  31.  Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя-
  32.  Слитное и раздельное написание НЕ с существительными
  33.  Буквы Щ и Ч в суффиксе -щик- (-чик)
  34.  Гласные Е и И в суффиксах существительных
  35.  Буквы О и Е после шипящих в суфиксах существительных
  36.  Дефисное и слитное написание слова с пол- и полу-
  37.  Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными
  38.  Буквы О и Е после шипящих и  Ц в суффиксах прилагательных
  39.  Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных
  40.  Различение на письме суффиксов -к- и -ск-
  41.  Дефис  в сложных предложениях
  42.  Ь в середине числительных
  43.  Буква И в окончаниях количественных числительных от 11 до 19
  44.  Не в неопределенных местоимениях
  45.  Дефис в неопределенных местоимениях
  46.  Различение приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях
  47.  Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях
  48.  Ь в глаголах повелительного наклонения
  49.  Гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева_) и -ыва-(-ива-)
  50.  Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
  51.  Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
  52.  Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
  53.  Две буквы Н в суфиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
  54.  Одна или две буквы Н в суфиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
  55.  Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов
  56.  Буквы Ё и Е после шипящих в суффиксах  страдательных причастий прошедшего времени
  57.  Раздельное написание НЕ с деепричастиями
  58.  Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о (-е)
  59.  Буквы Е и И в приставках не- и ни- отрицательных наречий
  60.  Одна и две буквы Н в наречиях на -о (-е)
  61.  Буквы О и Е после шипящих на конце наречий
  62.  Буквы О и Е на конце наречий
  63.  Дефис между частями слова в наречиях
  64.  Ь после шипящих на конце наречий
  65.  Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от наречий
  66.  Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от существительных с предлогами
  67.  Буква Е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие
  68.  Слитное написание союзов также , тоже, чтобы
  69.  Дефисное написание частицы -то со словами
  70.  Дефисное написание частицы -ка с глаголами в повелительном наклонении
  71. Дефис в междометиях

tutrus.com

Какая орфограмма в словах прославлять и крестьянин?

Для того, чтобы правильно ответить на данный, достаточно непростой вопрос, необходимо изучить некоторое количество теоретической информации. Также я бы хотел отметить, что ответ на этот вопрос будет однозначный, поэтому я вам рекомендую выучить мой ответ, чтобы у вашего учителя не возникло никаких лишних вопросов. Также я дам специальный алгоритм, при помощи которого вы сможете быстро и правильно определять название орфограммы.

Что такое орфограмма

Как известно все слова в русском языке пишутся не просто так, а по особенным правилам. Орфограмма - это правило написание слова, сложившиеся несколько веков назад. Некоторые слова не подчиняются правилам русского языка, такие слова называются исключениями, они появляются, потому что у слова при написании может неблагозвучное звучание. У абсолютно каждого слова русского языка присутствует какая-либо орфограмма.

Алгоритм определения орфограммы у слова

Для того, чтобы быстро понят какая же орфограмма у слова, целесообразно использовать алгоритм. Также я скажу, что все пункты алгоритма нужно проводить в голове, чтобы вы научись это делать быстрее.

  1. Внимательно прочитать слово.
  2. Найти часть слова, при написании которой можно допустить ошибки. Эта часть и будет считаться орфограммой.
  3. Вспомнить или найти в учебнике название данной орфограммы.
  4. Обязательно себя проверить, чтобы убедиться в верности выбранного названия.
  5. Записать ответ.

Определение орфограммы в слове

После того, как я понял что такое орфограмма, я могу приступить к непосредственному ответу на вопрос.

  • Прославлять - в данном слове орфограмма такая: безударная гласная в корне слова. Для того, чтобы проверить написание этого слова, необходимо подобрать проверочное слово и это проверочное слово - слава.
  • Крестьянин - в этом слове орфограмма: безударная гласная в корне слова. Для того, чтобы проверить написание этого слова, необходимо подобрать проверочное слово - крест.

В заключение я могу сказать, что в русском языке более 200 орфограмм, а для того, чтобы научиться грамотно писать нужно выучить каждую из них и научиться проверять на практике.

vashurok.ru

правописание гласных в корнях лаг, лож, кос, кас и как проверить безударную – примеры

Орфограмма – это написание слов, соответствующее правилам орфографии или сложившейся языковой традиции. Это те места в словах, где школьники чаще всего допускают ошибки. Многочисленная и разнообразная группа под названием орфограммы в корне слова связана с правописанием гласных и согласных.

...

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Особенности

Работая с изучаемой орфограммой в корне, школьник не задумывается о ее месте в ряду остальных, хотя корневые орфограммы образуют стройную, логически обоснованную систему. Сходные случаи требуют одинаковых способов проверки. Ошибок можно избежать, если научиться правильно выделять в словах приставки, суффиксы, окончания и особенно корневые орфограммы, определять их место в ряду других и проводить проверку, применяя правило, или заглядывая в орфографический словарь.

Важно! Прежде, чем начинать проверку, надо установить, в какой морфеме (части слова) находится проверяемая буква. Распространенная ошибка – применение к одной морфеме правила для другой или попытка проверить, например, гласную в суффиксе с помощью гласной в окончании родственного слова.

Область применения правила

Корень – общая часть родственных слов, но это не означает, что он во всех случаях будет одинаковым. Чередования, наращения, выпадения звуков и букв делают его трудно узнаваемым. В русском языке встречается даже нулевой (в слове вынуть), который лишен звукового и буквенного выражения, а проявляется только в других формах этого слова.

Правильно выделить нужную морфему возможно только путем подбора и сравнения однокоренных слов. При этом необходимо учитывать их значение. Например, будут ли родственными слова гора и гореть? На первый взгляд морфема -гор- в них выглядит одинаково, но общего в смысловом значении этих слов не найти, значит, родства между ними нет. Разными будут и способы проверки.

Разновидности

Корневые орфограммы можно разделить на 4 группы:

  • непроверяемые,
  • проверяемые,
  • чередующиеся,
  • выбираемые.

От принадлежности их к определенной группе зависят пути выбора нужной буквы. Как выделить орфограмму: обозначьте морфему, проверяемую букву подчеркните одной чертой. Этот способ поможет вам писать слова правильно.

Непроверяемые

Эта разновидность включает в себя несколько орфограмм. Непроверяемыми могут быть:

  1. безударные гласные;
  2. согласные: неясные, парные по звонкости-глухости, непроизносимые, удвоенные.

Объединяет их невозможность обойтись при затруднениях без словаря.

Проверяемые

Проверяемые орфограммы в корне слова регулируют выбор букв на месте звука в слабой позиции, написание которых устанавливается подбором проверочных слов или форм,где гласный или согласный звук ставится в сильную позицию и хорошо слышен. Как проверяется орфограмма в корне слова, примеры:

Для гласных сильная позиция – ударная. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, требуется подыскать родственное, в котором она находится под ударением, или изменить данное таким образом, чтобы сомнительная буква стала ударной:

гора́ – го́рка, в го́ры.

Неясные парные звонкие и глухие согласные отчетливо слышны перед гласными, сонорными. Непроизносимые проявляются также на конце слова. Здесь тоже поможет проверочное слово или изменение формы:

  • дуб – дубок, дубы;
  • честный – честь, честен.
  • весна – весенний, вёсен.

В последнем случае по аналогии с предыдущим хочется вставить непроизносимую согласную, но проверка показывает, что ее там нет.

Есть еще один способ проверки безударных гласных, но подходит он не для всех слов, а только для содержащих определенные сочетания букв. В современном русском языке сохранились следы как древнерусского, так и церковнославянского. В первом существовало полногласие, то есть каждый слог оканчивался на гласную. Второй допускал неполногласные сочетания – согласные, не разъединенные гласными. На формирование языка влияли оба, и теперь существуют морфемы, которые в одних словах содержат древнерусский вариант, в других — соответствующий ему старославянский. С помощью чередования полногласных и неполногласных сочетаний проверяется орфограмма в корне слова: примеры их взаимной замены приведены в таблице:

Древнерусский вариант Церковнославянский вариант Примеры
-оро- -ра- город — ограда
-оло- -ла- полотно — платок
-оло- -ле- молоко — млечный
-ере- -ре- берег — прибрежный

Два разных варианта заменяют друг друга только в таких парах, так что один проверяется наличием в родственных словах другого. Теперь, зная о существовании слова младший, молодой через А уже не напишешь. Неполногласные формы также встречаются вместо привычных нам современных в торжественных поэтических произведениях прошлых веков, и их наличие указывает на современное правописание.

«О—Ё после шипящих» также относится к проверяемым, но подбирать для проверки приходится не слова с ударным вариантом, а однокоренные, где на этом месте появляется Е. Если такие варианты нашлись, в корне пишется Ё, если нет – тогда О (шёпот – шептать, шорох – родственных с Е нет).

Виды орфограмм в корне

Чередования

Иметь варианты употребления могут и гласные, и согласные, но основные трудности связаны с выбором первых.

ВАЖНО! Чередования и проверяемые орфограммы в корне слова подчиняются разным правилам, проверять их одинаково невозможно

.

Что представляют собой орфограммы корней с чередованием гласных и чем отличаются от них проверяемые орфограммы в корне слова. Слово с чередующейся гласной, внешне похожее на другое, отличается от него значением. Примирять (друзей) – проверочное слово мир. Примерять одежду – подбирать проверочное слово, чтобы проверить безударную гласную в корне, ни в коем случае нельзя, здесь чередование.

Чередующиеся гласные не проясняются постановкой в сильную позицию, как проверяемые орфограммы в корне. Например, слова слова с корнем лаг-лож и прочие случаи с чередованиями требуют иных способов проверки.

Правописание гласных в корне с чередующимися согласными зависит от одной из четырех причин.

Последующие согласные

В корне -раст-(-ращ-)//-рос- перед Щ и сочетанием СТ пишется А, а перед С без последующей Т – всегда О. Исключения – имена собственные Ростов и Ростислав, нарицательные росток и ростовщик пишутся через О, а слово отрасль – через А. В список данного типа не включены . Причины будут разъяснены ниже.

Суффикс -а-

От суффикса -а- зависит выбор гласной И: выберешь – выбираешь, раздерет – продираться, выжечь – выжигать, презреть – презирать, замереть – замирать, отпереть – отпирать, застелить – расстилается, вытереть – стирать, вычет – вычитание, блестящий – блистать;

гласной А: —кос-//-кас- (коснуться – касание)

сочетания ИМ, ИН на месте А (Я):

  • нажать – сжимать
  • понять – принимать
  • клясть – проклинать
  • начало – начинать
  • измять – сминать

Слова с корнем -лаг-//-лож- подчиняются обоим названным правилам. А пишется перед Г, но в тех же словах всегда есть и суффикс -а- (положить – слагаемое), так что для их проверки годятся два способа.

Ударение

В словах с чередованиями:

  • -гор-//-гар— (горе́ть – зага́р),
  • -клон-//-клан- (наклони́ться – кла́няться),
  • -коп-//-кап- (вскопа́ть – выка́пывать),
  • -молч-//-малч- (молча́ть – ума́лчивать),
  • -морг-//-марг- (моргну́ть – сма́ргивать),
  • -позд-//-пазд- (опозда́ть – запа́здывать),
  • -порх-//-парх- (вспорхну́ть – перепа́рхивать),
  • -стой-//-стай- (стоя́ть – наста́ивать),
  • -твор-//-твар- (твори́ть – тва́рь),
  • -толк-//-талк- (толкну́ть – ста́лкивать),
  • -тороп-//-торап- (торопи́ться – потора́пливать) –

в неясных случаях (без ударения) употребляется буква О.

Правописание гласных в корне -зар-//-зор- (заря́ – зо́рька) подчиняется обратному закону: без ударения в нем пишется А.

Исключение составляют диалектные и специальные слова вы́гар (вы́гарь), вы́гарки, при́гарь, и́згарь, зорева́ть, не подчиняющиеся правилу.

Ударение в словах

Оттенки значения

Смысловыми оттенками также определяется орфограмма в корне слова. Примеры выбора гласной по данному признаку:

-мак-//-мок- (макать – промокать): первый вариант пишется в словах со значением погружения в жидкость, второй – способности пропускать жидкость, пропитываться ею.

-плав-//-плыв-//-плов- (плавучий – плывун – пловец): способность держаться на плаву/направленно двигаться в потоке/совмещение обоих значений.

-скак-//-скок- (скакать – вскочить): многократное или длительное действие/однократное. Исключение – скачок.

-равн-//-ровн- (уравнение – подровнять): смысловая связь с понятиями равный (одинаковый) и ровный. Команда «Равняйсь!» и слово равнина – не исключения, как на первый взгляд кажется. «Равняйсь!» — требование не встать ровно, а встать одинаково. А равнина – не ровная поверхность, на ней есть холмы и ямы, а равная по высоте уровню моря.

Чередующиеся согласные не влекут трудностей правописания, их наличие учитывается только при выделении морфемы.

Выбираемые гласные

Выбираемые корневые орфограммы включают случаи, в которых выбор буквы зависит от ее окружения в слове.

К выбираемым относятся гласные после шипящих и Ц, написание которых устанавливается несколькими правилами:

  • жи-ши, ча-ща, чу-щу – сочетания, в которых не пишется Ы, Я, Ю, за исключением заимствованных из французского языка слов жюри, жюльен, парашют, брошюра, иноязычных имен и фамилий типа Жюли, Чюрлёнис, Мкртчян, а также русских, в которых традиционно закрепилось определенное написание;
  • после Ц пишется И (кроме слов цыпленок, цыган, цыц, цыкнуть, на цыпочках).

Также в эту группу входит правило, согласно которому И, стоявшая в начале слова, меняется на Ы после приставок на согласный, кроме сверх- (интересный – безынтересный — сверхинтересный).

Часть 1. Орфограммы в корне гласные

Русский язык. Орфография: Проверяемые безударные гласные в корне.

Вывод

Правила, регулирующие написание рассмотренных вариантов, к другим морфемам не применимы. Исключений только два: способ выбора И-Ы, Я-А, Ю-У распространяется на орфограмму в любой морфеме, а замена И на Ы действует и там, где основа после приставки на согласный начиналась с приставки из- (ис-). В остальных случаях выбор буквы требует иных способов проверки.

uchim.guru

Изучение орфограммы "чередующиеся гласные в корне слова"

В русском языке существует орфограмма "чередующиеся гласные". Слова, подчиняющиеся данному правилу написания, нельзя проверить с помощью подбора однокоренных слов, как в случае с безударной в корне слова. Их написание иногда зависит от согласного, который следует за орфограммой, от значения слова или от используемого суффикса. Часто такие слова вызывают затруднения у школьников, поэтому педагогу необходимо уделить изучению правила больше времени.

Корни, в которых есть чередующиеся гласные, желательно выучить наизусть и уметь отличать их от других морфем, похожих по звучанию или написанию.

Выбор вариантов написания зависит от нескольких факторов. В зор-, зар- в безударном положении (например, заря) в корне на письме обозначается буква А, а в противоположном случае (например, зори) - О. Исключением в данном случае является слово зорянка, обозначающее название птицы.

Чередующиеся гласные в корнях гор-, гар-, клан-, клон-, твор-, твар-: под ударением пишется А (загар, кланяться, тварь), а в безударном положении О (загорать, наклониться, творить). Исключением являются слова утварь, выгарки, пригарь. Также нужно обратить внимание на корни плав- и плов-. В словах с ними пишется А в безударном случае (поплавок, плавник и т. д.). Исключение составляют существительные пловец и пловчиха. Стоит учесть, что в слове "плывун" в корне пишется "Ы" соответственно звучанию.

Распространены случаи, когда чередующиеся безударные гласные зависят от согласного, на который заканчивается морфема. Это слова с корнями лаг-, лож-, раст-, рос-, кас-, косн-. Например, предположить - предполагать, расти - росли и др. Здесь есть слова-исключения, которые необходимо запомнить. Например, Ростов, росток, полог и т. д.

В некоторых словах чередующиеся гласные выбираются в зависимости от значения корня. Так, к примеру, определяется написание в словах с мок-, мак-. Если части речи употребляются в значении "становиться влажным, пропускать жидкость", то употребляется мок- (промокать под дождем, замочить белье). Когда данный корень обозначает "погружать во что-нибудь", то используется мак- (макать в воду).

Данное правило относится и к словам, в которые входят такие части, как ровн- и равн-. "О" в безударном положении пишется, если подразумевается значение "гладкий, ровный". Корень равн- используется в случаях, когда имеется в виду "одинаковый, равный". Например: сравнить выражение, ровная дорога.

Чтобы учащиеся закрепили орфограмму "чередующиеся гласные в корне", упражнения необходимо подбирать таким образом, чтобы в них включались слова с различными случаями написания. Важно детям периодически повторять исключения. Их не так много для данной орфограммы, отчего запомнить достаточно просто. А при периодическом закреплении материала для учеников не должно составлять труда определять, какая именно буква должна быть в слове.

Следует упомянуть, что некоторые корни (бер-, бир-, дер-, дир- и др.) пишутся в зависимости от суффикса, который после него находится. В данном случае, если имеется -а-, то вставляется буква И, в противном случае - Е. Например, набираться - берет, раздеру - раздирает и т. д.

fb.ru

Часть 1ОрфограммыПосле шипящих

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЁР

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧЕНИКОВ 5 КЛАССА

ТРОЙНОВА СВЕТЛАНА

ОК №1

Гласные после шипящих

ОК №2

Ь после шипящих

  1. Орфограмма в корне слова?

ДА НЕТ

  1. Ё//Е

НЕТ ДА

О Ё ДА НЕТ

шЁлк

Ё

печЁт

ДА НЕТ

О Е сучОк чащЕй

Во всех окончаниях:

огурцы

куцый

3. Под ударением?

шОв

в суффиксе ЫН:

лисицын

2. Это слово - глагол или образовано от глагола?

ЖИ, ШИ, ЦИ:

шИна

жИзнь

цИрк

ИСКЛЮЧЕНИЯ:

брошюра, жюри, парашют

ЧА, ЩА: чАщА

ЧУ, ЩУ:чУдо, щУка

А, У

Я, Ю

Я, Ю

! НЕ путать с ЦЕ !

целина (целый)

ЦЫ

О/Ё, Е

И, Ы

ОК 1. Гласные после шипящих и Ц

в корнях слов-исключений:

Цыган подошел к цыпленку

на цыпочках и цыкнул: ЦЫЦ!

во всех окончаниях:

круглолицый

лисицы

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+

+

studfiles.net

"Орфограммы в корне. Безударные гласные." - Мои файлы - Каталог файлов

Безударные гласные.

Орфограмма - ошибкоопасное место в слове. Это место в слове, в котором есть 2 и больше вариантов написания.

Например:

объявление или объевление или объивление?

 

Орфограмма требует проверки. Проверка требует применения правила.

 

Безударная гласная в корне.

 

Помни, что безударная гласная может быть в любой части слова. Поэтому сначала мысленно разбери слово по составу (найди корень слова) и убедись, что безударная гласная в корне слова. Помни, что безударная гласная может быть проверяемая и непроверяемая. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать родственное (однокоренное) слово или изменить форму слова так, чтобы безударная гласная стала в сильную позицию, то есть она должна быть ударной.

 

НАДО УЧИТЬ ПРАВИЛА ПРОВЕРКИ ОРФОГРАММ.

 

 

Мы сейчас работаем с орфограммами в корне. Умение видеть корень - это необходимость.

 

Безударные гласные в корне -а - о, и - е - я - это орфограмма.

 

Если в корне гласная вызвала сомнение,

Ты её немедленно поставь под ударение.

 

При подборе проверочного слова надо быть внимательным: это слово должно быть родственным и на эту гласную должно падать ударение.

 

Помнить! Корни в родственных словах - ОДИНАКОВЫЕ.

 

Способы проверки:

 

1)Подобрать родственное слово с ударным в корне.

или

2)Изменить форму слова так, чтобы на гласную падало ударение.

 

Например:

 

Ст(е,и)на - стены (изменили форму слов), стенка( подобрали родственное слово).

ИТОГ:

Помни, что безударная гласная может быть в любой части слова. Поэтому сначала мысленно разбери слово по составу (найди корень слова) и убедись, что безударная гласная в корне слова. Помни, что безударная гласная может быть проверяемая и непроверяемая. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать родственное (однокоренное) слово или изменить форму слова так, чтобы безударная гласная стала в сильную позицию, то есть она должна быть ударной.

ТРЕНИРОВКА.

1. Выпиши слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением». Гриб, грибок, вода, водичка, рука, земля, садовый, речка, трясёт, висит, огурец, стена, окно, полёт, листок, листик 2.Спиши, вставь пропущенную безударную гласную, проверь. Подчеркни Б/ГЛ в данном слове в слабой позиции одной линией (неустойчивая позиция - на одной "ножке"), а ударную гласную в проверочном слове - двумя линиями (на двух ножках - устойчивая позиция). Оч…ровательный, объед…нить, уд…вительный, д…лина, пол…скать (бельё), пол…скать (щенка), разв…вать (память), разв…вать (по ветру), сум…рки, ум…лкать, зал…зать (раны), зал…зать (на забор), зад…вать, задр…жал, обн…жженные, просв…щение, посв…щение, разр..дить (обстановку), разр…дить (морковь), затр…петать, ст…рожил (избушку), местный ст…рожил, в…лнение. 3. В каком ряду во всех словах пропущена буква А? р...скошный предст...влять, предназн..чение, дек...рация , уг...сать.

 

 4. Спиши. Замени одним словом. Холодное время года – … Капельки влаги на траве – … Ночная птица – … Домик крота –… Мальчик, который учится в школе – … 5.Прочитайте предложения. Напишите те из них, в которых все слова (кроме предлогов) имеют безударную гласную в корне слова. Желтели, золотились листочки в саду. Журавли летели через поля, леса, города. Дрозды поедают рябину, чернику. Ребята высаживают молодые березки, ясени и ёлочки. Качает ветвями косматыми седая сосна. Вечерняя тишина висит над рекой. 6. Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму.

Наступили сильные м_розы.Снег завалил с_довые д_рожки.Птицы з_мой г_л_дают.Дети устроили для птиц к_рмушки.Девочки насыпали пш_на.Г_лодные птицы быстро скл_вали весь корм. Как х_р_шо, что у птиц есть наст_ящие друзья! 7. Выпиши только те слова, в которых безударную гласную в корне можно проверить. Звезда, шары, свеча, снегурочка, лисёнок, бельчонок, часы, сова, колокольчик, снежинка, снеговик, грибок, флажок, огоньки, морозец, ковёр, осина, пальто, кроты, пенал, пекарня, варенье, ворона, машина, полевой.

8.Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму. Напиши отгадку. Всю ночь л_тает, Мышей по_дает, А станет св_тло, Л_тит в дупло.

9.К данным словам подобрать однокоренные слова с безударным гласным в корне, являющиеся другой частью речи. 1 уровень. Корм – … (глагол) (что делать?) Ночь – … (имя прилагательное) (какая?) Скрип – … (глагол) (что делают?) След – … (глагол) (что делает?) Косит – … (имя существительное) (что?) Горы – … (имя прилагательное) (какие?) Шалость – … (глагол) (что делал?) 2 уровень. Корм – … (глагол) Ночь – … (имя прилагательное) Скрип – … (глагол) След – … (глагол) Косит – … (имя существительное) Горы – … (имя прилагательное) Шалость – … (глагол) 3 уровень. Корм – … Ночь – … Скрип –… След – … Косит – … Горы – … Шалость – …

10.Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму. Среди кустов з_лёных У речки сер_бристой Гуляет ол_нёнок, Телёночек п_тнистый.

11.Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму. З_ма сп_шит, хл_почет, Укутала в сн_га Все кочки и п_нёчки, Скамейки и ст_га. 12.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор. Кр_сивый, з_л_той, х_дили, с_жали, тр_па, з_рно, гн_здо, сп_сает, укр_шает, с_сна, охр_няет, ст_лбы, сн_пы, в_дянистый, п_лянка, к_силка, д_жди, зап_х, г_в_рили, з_нты, цв_ты, п_стух, в_лы, б_бы.

13.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор. Гр_зовая, л_сты, м_л_тилка, гр_за, г_л_дание, стр_ла, нак_тался, пл_та, д_ска, к_ра, п_стух, погл_дел, п_левой, посм_трел, с_лить, отцв_тает, з_лёный, с_сновый, л_гла, пос_нел, об_щают, нач_нается, сл_вались.

14.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор. Зам_рзали, посп_шили, ост_валась, пок_зали, в_сёлый, д_машний,_кно, подхв_тил, по_нул, _чной, засл_нила, в_сной, зав_вается, н_бесный, п_стреет, т_нистый, оч_щает, заг_делся, уд_вляться, перен_сла, в_зить, обн_сли, поч_нить.

15.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.

Поб_дил, бр_дил, х_дил, зв_зда, с_ва, к_за, _вца, л_вил, схв_тил, прин_сил, пос_дил, нак_сил, осм_трел, т_жёлые, пров_лился, пок_тался, выт_щили, пот_желели, прон_сились, загл_делся, зап_х, д_лина, д_леко.

16.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор. П_ро, г_л_ва, ст_кло, ст_на, ож_вил, бл_стели, в_с_ло, д_ждевой, в_терок, к_са, отд_хнул, зац_пился, выкл_вали, заб_лела, прил_скал, сп_шил, пос_дел на лавочке, д_леко, впл_тную, к_сой, сп_ртивные, з_лёная, ул_тел. 17.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор. К_тает, к_чает, к_пает, гр_бёт, од_вает, резиновые м_чи, б_лты, дв_ровый, х_ровое пение, п_ля, пл_тёт, подм_тает, л_жит, л_зал, сл_зал с дер_ва, л_вил, т_скал, с_мья, л_цо, с_сна, к_ра, д_ревья, в_сит, пос_дел к старости, ск_тина, п_стух, в_реники.

18.Прочитай пословицы. Вставь безударную гласную в корне в глаголах. Устно подбирай слова, в которых б/гл стоит в сильной ударной позиции. Свет поб_дит тьму, а мир войну. Если в сердце воина нет мужества, не п_могут ему ни сила его, ни оружие. Не сп_ши языком, а тор_пись делом. Книга в счастье укр_шает, а в несчастье ут_шает. Курить – здоровью вр_дить. Тот, кто указывает на твои недостатки, не всегда твой враг; тот, кто г_в_рит о твоих достоинствах, не всегда твой друг. Славу легче добыть, чем сохр_нить. Добрая слава л_жит, а худая б_жит. *** Найди сам(а) пословицы,в которых в глаголах есть б/гл, проеверяемая ударением.

19.Спиши, вставляя гласную по смыслу. А) Папа сл_зал (л_з) с крыши. Кот сл_зал (л_жет) молоко. Выл_зал (л_жет) блюдце. Шарик выл_з (л_з) из будки. Лекарство зап_вают (п_ть) водой. Мне подп_вал (п_ть) хор. В) Девочка пос_дела (с_дя) на скамье. Бабушка давно пос_дела (с_д). Ваня, сп_ши (п_шет) с доски. Не сп_ши (сп_шка) домой. Отвари( затв_р), пожалуйста, дверь. Отв_ри( в_рка) ,пожалуйста картофель.

20. В пустые окошки вставь б/гл. Расставь предложения по порядку.

Прыгнет с обрыва, остановится и з…вёт сына. Мать к…рмила его молоком и учила бегать по горам. М…лыш др…жит от страха, о прыгает. Р…дился к…злёнок в д…лине горной реки. Мать лижет ему шёрстку. 21.Спиши, вставь б/гл по смыслу.

Мама простыни стирала И на речке пол_скала. К дочке кошка подбежала, Дочка кошку пол_скала.

Гири брат мой поднимает, Свою силу разв_вает, А на крыше мой флажок Разв_вает ветерок.

К старости наш дедушка очень пос_дел. Он в саду на брёвнышко сел и пос_дел.

22.Измени слова (названия птиц) так, чтобы выделенная б/гл в корне стала безударной:

клёст, лебедь, совы, воробушек, чиж, ворон, журавль, скворушка, голубь, соловушка. 23.Вставь пропущенную б/гл в корне. Составь 3 предложения, используя данные слова (окончания в словах можно менять).

Л_тели, л_вил, б_жал, кл_вал, с_ел, кр_чали, к_рмил, стр_котал, л_нял, взл_тал, св_стел, л_вила, уб_гает, п_лзёт. С_ва, кл_сты, ч_жи, с_л_вей, л_бёдушка, жур_вли, зм_я, _жиха, л_сица.

24.Вставь безударную гласную в корне в глаголах. Подбирай слова, в которых б/гл стоит в сильной ударной позиции.

3ач_стили д_жди, и на даче стало тоскливо. Я отв_рил калитку и об_жал вокруг дома. Санька подп_ясался и стал прим_рять _тцовскую фуражку. Девочка поб_жала к р_ке пол_скать б_лье. Ст_рик медленно ж_вал хлеб и зап_вал его кв_ском. Мотор затр_щал, потом пост_пенно стал зат_хать. Чайник нак_лился, расп_ялся и стал прот_кать. Я отв_рил дверь, и луч прожектора осл_пил меня. На ужин Саша отв_рил картошечку и съел её с с_лёдочкой. Буря не ут_хала: д_ревья скр_пели и тр_щали, удары грома сотр_сали землю.

 

25. Выдели корень. Вставь пропущенные буквы. В скобках запиши проверочное слово. Н_чной (___), кр_чать (____), х_лодный (____), г_лодный (____), п_сьмо (____), сл_ненок (____), м_ряк (____), с_довник (____), ч_стота (____), л_сенок (_____). Д_машний (____), г_родок (____), в_селый (____), св_тлячок (___), т_желый (____), с_сновый (____), ч_рвяк (____), з_мля (_____), ст_кло (_____), гн_здо (____). К_рмить (____), д_лекий (____), з_рно (____), цв_тной (____), св_стеть (____), б_льшой (____), пл_щадка (____), к_нец (____), н_чевать (____), б_жать (____).

 

26. Запиши, исправляя ошибки.

 

Я хачу бижать по зиленой трафке за катом. Кот залес на дуп. Он хател поймать варабья.

 

Тест «Безударные непроверяемые гласные» №1.

 

1. Укажите слово, в котором пропущена буква А: 1) г...товить 2) зд...ровье 3) ябл...ко 4) в...гон в поезде 2. Укажите слово, в котором пропущена буква О: 1) к...ртина 2) яг...да 3) с...лат 4) т...релка 3. Укажите слово, в котором пропущена буква И: 1) ап...льсин 2) очень вес...ло 3) д...ван 4) ж...лать 4. Укажите слово, в котором пропущена буква Е: 1) к...петь 2) см...тана 3) вас...лёк 4) вкусный п...рог 5. Укажите слово, в котором пропущена буква А: 1) к...рзина 2) р...машка 3) к...мпот 4) комн...та 6. Укажите слово, в котором пропущена буква О: 1) зерк...ло 2) манд...рин 3) с...пог 4) тр...ллейбус 7. Укажите слово, в котором пропущена буква И: 1) ул...ца 2) ч...модан 3) уч...ник 4) п...трушка

8. Укажите слово, в котором пропущена буква Е: 1) уж...н 2) кур...ца 3) об...зьяна 4) к...сель

9. Укажите слово, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква: 1) в...рм...шель 2) авт...м...биль 3) в...лос...пед 4) п...здр...вляю 10. Укажите слово, в котором на месте пропусков пишутся разные буквы: 1) в...р...бей 2) к...н...рейка 3) к...лб...са 4) м...к...роны

Тест «Безударные непроверяемые гласные» №2.

 

1. Укажите слова, в которых пропущена буква Е: яичн...ца с...годня б...лет на поезд изв...ните вет...р

2

. Укажите слова, в которых пропущена буква И: д...ревня к...петь картоф...ль п...нал учительн...ца 3. Укажите слова, в которых пропущена буква А: чел...век тв...рог с...сиска м...шина л...пша 4. Укажите слова, в которых пропущена буква О: кр...сиво в...круг л...пата к...ртошка зд...ровье

5

. Укажите слова, в которых пропущена буква Е: т...традь пом...дор м...дведь инт...ресно к...лограмм

6.

Укажите слова, в которых пропущена буква А: с...бака сах...р М...сква х...ккей ...ккуратный 7. Укажите слова, в которых пропущена буква О: б...рсук б...гаж г...рох дев...чка обл...ко 8. Укажите слова в которых пропущена буква И: р...диска ц...лую за...ц праздн...к готов...ть

9

. Укажите слова, в которых пропущены две буквы А: м...л...ко м...нд...рин кр...к...дил к...лб...са. продуктовый м...г...зин 10. Укажите слова, в которых пропущены две буквы О: к...б...чок в...р...бей ск...в...рода к...н...рейка п...жалуйст...

lyuceum7-1a.ucoz.ru