Эссе "Учитель будущего": особенности, план, рекомендации. Будущий учитель


Эссе "Учитель будущего": особенности, план, рекомендации

Является ли работа учителя просто профессией или же это призвание? Чтобы понять, каким должен быть идеальный преподаватель будущего, нужно соотнести требования прогресса и тех качеств, которыми должен обладать по-настоящему талантливый учитель.

Умение заинтересовать

Написать эссе на данную тематику - непростая задача. Прежде чем приступать к работе, необходимо поразмышлять над главными качествами педагогов XXI века. Учитель будущего – это тот, кто способен передать имеющиеся у него знания студентам, вовремя проконтролировать, чтобы эти знания были правильно поняты его аудиторией. Помимо этого, из предмета, который на первый взгляд может показаться совершенно неинтересным, такой преподаватель способен сделать нечто увлекательное, феерическое. В класс к учителю будущего студенты захотят возвращаться снова и снова.

Учителя нужны разные

Нельзя, конечно, сказать, что такой учитель обязательно должен являться идеальным. Ведь идеал всегда недостижим – и в этом заключается вся прелесть совершенства. Оно является тем путеводным маяком, к которому должен стремиться человек любой профессии. Тот преподаватель, который кажется одному человеку идеальным, совершенно не подойдет его другу или подруге. Ведь у каждого учителя свои методики преподавания и критерии оценивания.

Кому-то обязательно нужен строгий учитель, который будет поддерживать высокий уровень дисциплины, контролировать выполнение домашних заданий. Другому, наоборот, обучение будет даваться легче с мягким и терпеливым преподавателем. Дисциплины у такого ученика более чем достаточно, и излишняя строгость будет только препятствовать успешному обучению. Поэтому учитель будущего – это в первую очередь тот, кто умеет замечать потребности своего студента или группы учащихся.

Увлеченность предметом

В эссе на данную тематику учащийся может указать, что преподаватель XXI века должен обладать высоким мастерством корректирования сложных взаимоотношений ученика с окружающим миром, налаживать баланс его интересов и образовательного процесса. Без увлеченности обучение превращается в рутину и со временем оказывается заброшенным. Если нет страсти к предмету, то и цели образовательного процесса не достигаются. Учитель будущего должен быть мастером дискуссии, ему также необходима способность производить образовательный процесс в виде диалога. Подросткам всегда важно быть услышанными.

И преподаватель должен проявлять уважение к тому мнению, которое высказывают школьники. Ведь в противном случае ребенок замыкается в себе, в нем не зарождается конфликт, который и наталкивает на размышления. Уважение мнения учащегося способствует тому, что в нем появляется вера в свои силы. Талантливый преподаватель помогает ученику самостоятельно отыскать ту или иную истину. Мастерски задавая вопросы, он развивает в группе дискуссию, так, что предмет перестает быть скучным или рутинным. Каждый из учеников вовлекается в процесс обсуждения, и вопрос о том, как «заставить» детей учиться, отпадает сам собой.

Талант сделать занятие особенным

Те, кто с уверенностью утверждает: «Моя будущая профессия – учитель», понимают, насколько творческой является эта работа. Ведь необходимо не просто следовать определенным стандартам, но и вырабатывать свои методики обучения. Только так образовательный процесс будет действительно эффективным. Разрабатывая свой алгоритм проведения урока, подбирая те материалы, которые учитель может донести до учеников с пользой, тем самым преподаватель делает свои занятия более яркими и индивидуальными. Никому из школьников или студентов не хочется проводить время на скучных парах или уроках, где учитель монотонно излагает суть занятия по плану.

Работая над сочинением о педагогах будущего, школьник может подчеркнуть: тот преподаватель, который снабдит занятие примерами из собственного опыта или расскажет интересную историю, связанную с темой урока, всегда запомнится. И, что самое главное, отложится в памяти школьников та информация, о которой шла речь на уроке. Именно поэтому говорят, что работа учителя – это призвание. Без любви к этой работе невозможно сделать занятие интересным. Без увлеченности изучение предмета постепенно превращается в рутину, а ученики не стремятся посещать подобные занятия.

Навыки пользования современной техникой

Для современного школьника общение – это важнейшая часть жизни. И учитель будущего должен быть всегда на связи. Он обязан быть готовым к любой форме общения – посредством электронной почты, "Скайпа", социальных сетей или мессенджеров. Только такой человек, который идет в ногу со временем, может быть интересен школьникам.

Помимо этого, учитель будущего должен уметь правильно пользоваться самыми современными гаджетами. Ведь с каждым годом в школах применяется все больше техники. Происходит процесс информатизации. Оборудование и программное обеспечение становится устаревшим очень быстро. Поэтому подготовка будущего учителя обязательно должна включать в себя и курс информатики. Преподаватель должен не просто уметь использовать те или иные гаджеты, но и быть способным освоить их новые версии.

Также преподаватель будущего должен уметь пользоваться и таким достижением современной техники, как интерактивная доска. Например, на уроке химии она дает возможность конструировать формулы из предлагаемых элементов, подставлять связи, степени окисления, заряды. Также полезность интерактивной доски отмечают и преподаватели английского языка. Ведь с помощью этого устройства информация из электронного пособия может быть продублирована с помощью голосовой записи. Профессиональное будущее учителя сегодня во многом зависит от того, насколько он способен осваивать подобные современные приспособления.

Поощрение самостоятельности

Современные дети, начиная уже с 8-9 лет, демонстрируют высокий уровень самостоятельности. У них быстро развивается чувство индивидуализма, и с возрастом собственное «я» все больше дает о себе знать. Немало преподавателей относится к этому с осуждением. Однако воспитание лидера – это одна из важнейших задач учителя будущего. В каждом из своих учеников такой преподаватель должен уметь видеть личность со всеми ее интересами, увлечениями, потребностями. Конечно, нельзя поспорить с тем, что навык работы в команде необходим каждому из учеников. Однако чем более «разношерстной» является группа, тем интереснее становится процесс обучения.

Сильная личность

В эссе учащийся может также рассказать и о том, что, с одной стороны, учитель школы будущего должен быть достаточно лояльным. Но с другой – он должен обладать собственной точкой зрения, устоявшимся взглядом на мир. Ведь часто можно столкнуться с ситуацией, когда студенты приходят на занятия к одному и тому же преподавателю. Это, конечно, не означает, что другие учителя хуже; просто этот педагог обладает такими личностными качествами, которых нет у других.

Профессиональные знания

Работа преподавателя – это непростое дело. И те, кто решаются ступить на этот путь, всегда сначала должны трезво оценить свои возможности, желание самоотверженно трудиться на этом непростом поприще. Несмотря на все трудности, немало школьников с уверенностью говорят: «Моя будущая профессия – учитель». От профессиональных знаний непосредственно зависит и качество знаний учащихся.

Тот учитель, которого можно назвать профессиональным, большую часть своего времени проводит за обучением детей. Причем мастерство учителя заключается не только в безукоризненном знании преподаваемого предмета, близкого к совершенству. Оно также включает в себя и личностные качества педагога. Например, это психологическая компетентность, способность к инновационной работе. Ведь труд преподавателя – это также и работа по сотворению личности учащегося. Поэтому профессиональный учитель должен обладать высоким уровнем гражданской ответственности, искренней любовью к детям, подлинной интеллигентностью. Он должен иметь выраженную потребность в постоянном самообразовании, а также быть физически и психически здоровым.

План эссе о преподавателе будущего

Если школьник получил в качестве домашнего задания написать сочинение о том, каким должен быть учитель будущего, план его работы может быть следующим:

  1. Что такое профессия учителя?
  2. Профессиональные компетенции преподавателя XXI века.
  3. Личностные качества.
  4. Умение идти в ногу со временем.
  5. Роль учителя в развитии школьника и студента.

Примеры поздравлений будущему учителю

Все знают о том, как поздравлять преподавателей. Но иногда бывает необходимо подготовить и пожелания для того, кто только готовится встать на этот профессиональный путь. В таком случае можно воспользоваться следующим пожеланием:

Труд учителя мы назовем особым -

Школьникам он знания несет.

Каждый школьник может стать способным,

Коль наставника толкового найдет.

Будущий учитель – это выбор

Следовать призванию души.

Чтобы не сделать роковых ошибок,

Выпускник, ты с делом не спеши.

А тому, кто твердо уже знает,

Что учителем работать будет он,

Наша группа радости желает,

Дарит поздравленья и поклон.

В конце такого стихотворения можно добавить: «С Днем учителя, будущие учителя!» Наверняка всем тем, кто избрал для себя нелегкий путь преподавателя, будут приятны подобные пожелания. Каждый студент, который в будущем станет педагогом, порадуется им от души.

fb.ru

Педагог будущего - Размышления о будущей профессии

Ирина Петрова, 1 курс

 

Учитель будущего… В этих словах скрывается, какая-то тайна. Какой он, учитель будущего? Какими качествами и навыками должен обладать учитель для достижения идеальных успехов в своем труде?

Учитель всегда – и тысячу лет назад, и сегодня, и в далеком будущем должен четко и ясно донести знания до учащихся, воспитать их благополучными и сознательными гражданами общества. Он, такой же, как и тысячелетие, назад, с честью, достоинством и гордостью выполняет свой долг. Учитель самый добрый, умный и интеллигентный. Он во все времена остается идеалом всего мудрого и хорошего.

Разве, учитель будущего так сильно будет отличаться от нынешнего учителя? Труд учителя был и остается одним из благородных и требующим полной отдачи сил, это очень ответственная профессия. Поэтому так важно, чтобы в школу приходили по призванию те, кто сознательно решил посвятить себя детям.

Любой учитель сам должен быть, прежде всего, Человеком, должен любить своих учеников, уважать их мнение, видеть в каждом из них личность. И еще помнить, что каждый мальчик и девочка, сидящие в классе за партами, вырастут человеком и гражданином. А какими они станут – это зависит от его личностных и профессиональных качеств.

Какими профессиональными качествами должен обладать педагог? В первую очередь, он должен знать свой предмет в идеале. Ведь учитель, который не сможет дать ответ на поставленный учеником вопрос по предмету, не будет иметь авторитета. Настоящий учитель не остановится на том, что изучил в институте, а будет всю жизнь познавать новое. Только он, любящий свой предмет, хорошо знающий его, может заинтересовать детей. Современные ученики ценят в педагоге его образованность, эрудицию, информированность, доброту, способность вести интересные и познавательные уроки. Именно, такой учитель, я думаю, должен работать и в школе будущего.

Сегодня вряд ли кто станет отрицать роль учителя-друга. Он не только носитель информации, но и организатор, консультант. Задача трудна, она по плечу лишь высококвалифицированному учителю, верному своей профессии, шагающему в ногу со временем.

Только таким я представляю учителя современной школы, и таким мне видится учитель будущего!

 

si-sv.com

Сочинение “Учитель будущего”

Учитель – человек, который может делать трудные вещи легкими.

Профессия учителя – одна из древнейших на Земле. Свое начало она берет еще с тех времен, когда старшие обучали младших охоте и земледелию. Времена менялись и уже не родители обучали своих детей, а мудрецы, старейшины, философы, а впоследствии ученые и учителя. При этом менялось образование, технологии, форма обучения, и наши представления о том, каким должен быть учитель. Учитель сегодня – человек, призванный передавать другим опыт, накопленный человечеством, творческая личность, способная создавать, планировать и осуществлять все свои идеи.

Он – воспитатель, пример для учеников, который помогает войти в храм науки, дает возможность прикоснуться к фундаментальным знаниям и ощутить восторг от маленького собственного открытия. Теперь перед нами стоит вопрос. Каким же должен быть учитель будущего? Не многие люди задают себе такой вопрос, но я считаю, что все-таки задуматься над ним стоит. Ведь школа – наш второй дом, а учитель – второй родитель, следовательно, этот человек должен соответствовать определенным требованиям.

В моем понимании образ учителя – это образ универсального человека. В наше время, тем более в будущем, одной из главных задач учителя становится – научить детей учиться, чтобы они сами смогли находить интересующую их информацию и вне урока, показать пути ее нахождения, анализа и как грамотно ее использовать. Он должен относиться к ученику как к личности, как к ответственному и самосознательному субъекту деятельности. Педагог должен быть открытым, но при этом сдержанным, тактичным, понимающим, внимательным к тому, что происходит в классе, уметь находить общий язык со всеми детьми.

Именно такое взаимоотношение можно наблюдать в фильме режиссера Динары Асановой “Ключ без права передачи”. В фильме 1976 года главная героиня, Марина Максимовна, учительница литературы и классная руководительница 10Б проводит с учениками свободное время после занятий и на выходных, разговаривает и спорит о литературе и жизни, посещает с ними мероприятия, где живые поэты-современники (М. Дудин, Б. Ахмадуллина, Б. Окуджава, Д. Самойлов) читают стихи. Десятиклассники, в свою очередь, советуются с ней, охотно ходят в гости, приглашают на свои дни рождения, укладывают спать ее сына. Марина Максимовна похожа на Илью Семеновича из фильма “Доживем до понедельника”: оба несчастны в личной жизни, устали от работы, но при этом защищают своих учеников, используют демократичный стиль преподавания, оставаясь с ними на равных. Именно благодаря этому,...

Марина Максимовна получает от подопечных “ключик” к доверию.

Увлечения и интересы учителя должны быть разносторонними. Он должен быть интересен детям не только на уроках, но и на дополнительных занятиях, уметь увлечь их, заинтересовать, уважать личную жизнь и мнение ученика. Быть справедливым во всех отношениях, не повышать голос без причины, не оскорблять за то чего он не знает, так как школьное время на то и дано, чтобы совершать ошибки, исправлять их и учиться на них. Он не должен заставлять учеников через силу зубрить свой предмет, но в то же время быть требовательным, не позволять ученикам нарушать субординацию, быть примером, авторитетом, человеком, на которого можно положиться.

Учитель должен, в первую очередь, сам получать удовольствие от изучения и преподавания своего предмета. Владислав Катажиньский писал: “Из уроков некоторых педагогов мы извлекаем лишь умение сидеть прямо”. Так нередко можно встретить молодых практикантов, которым не интересен выбранный ими предмет в ВУЗе. Следовательно, они не заинтересованы в том, чтобы углубиться и познать большее, у них пропадает перспектива самообразования и развития в данной области. Они не могут в полной мере раскрыть перед учениками всю красоту и величие науки.

Мир не стоит на месте, и каждый день появляются новые правила и новые открытия, поэтому важно, чтобы учитель продолжал развиваться наравне со своими учениками, чтобы новые знания не пугали его, а, наоборот, воодушевляли. Так как в будущем обучение будет идти быстро, вместе с развитием новых технологий. И такие учителя нужны будущему!

Педагог должен быть универсален, с легкостью задавать вопросы ученикам. Его вопросы всегда вызывают больший или меньший интерес хотя бы у части учеников, так как это не те вопросы от которых “кровь стынет в жилах” или на которые знают ответ лишь единицы. Это могут быть слегка наводящие или такие вопросы, которые как бы открывают перед учениками вид на дальнейшую учебную “дорогу”. И его вопросы просто не могут остаться без попытки ответа, хотя бы мысленно.

Таким образом, учитель будущего – проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам. В нем должны оптимально сочетаться современные формы, методы, средства обучения, при которых развивается личность каждого ученика. Учитель практически существует в режиме эксперимента в каждую минуту урока, так как основным предметом его исследовательской деятельности является учебная ситуация. Роль учителя в современном мире чрезвычайно велика!

schoolessay.ru

Эссе на тему: "Я - будущий учитель начальных классов"

Информационная карта

1. Название номинации программы Арт-профи Слёта «Профессии будущего»: АРТ-профи ПРОФЕССИЯ (Индивидуальное участие)

2. Название работы: Эссе «Я – будущий учитель начальных классов»

3. Информация о заявителе: ОГБПОУ «Ульяновский социально-педагогический колледж»

4. ФИО автора: Гаврилова Марина Дмитриевна

5. Руководитель: Калинина Нина Ивановна

6. Ссылка на интернет ресурсы: https://infourok.ru/user/2111429/blog/esse-na-temu-ya-buduschiy-uchitel-nachalnih-klassov-45354.html

Я – будущий учитель начальных классов

Я – будущий учитель начальных классов. Хорошо помню, как во втором классе на уроке изобразительного искусства учительница попросила нас нарисовать рисунок на тему «Кем я мечтаю стать?» И я нарисовала себя, стоящую в классе около доски и что-то объясняющую детям. Не помню, почему именно такая картина возникла в моём воображении. Но сейчас думаю, не случайно. Это благодаря моей первой учительнице, Венере Фёдоровне. Она всегда была доброй, ласковой, тактичной, но в то же время справедливой и требовательной. Мы задавали ей огромное количество вопросов, а она всегда улыбалась, видимо, была рада нашей любознательности и знала ответы на все вопросы. Весь наш класс любил её, и мы с радостью шли на уроки. Мне приятно осознавать, что когда-нибудь я тоже смогу открыть детям что-то новое, чего они ещё не знают, и что, возможно, будет удивлять их, приводить в восторг. Я буду помогать маленьким людям открывать для себя этот большой, непонятный взрослый мир – это и есть основная причина, которая помогла мне выбрать эту удивительную профессию - профессию учителя начальных классов. Когда мои знакомые узнают о том, что я хочу работать в школе, то удивляются, говорят, что это неблагодарная, малооплачиваемая и тяжёлая работа. Отчасти, я понимаю их. Быть учителем очень сложно и ответственно, а особенно первым учителем, ведь начальная школа – это чудесная кладовая знаний, это фундамент всего будущего воспитания и образования ребёнка. Учитель должен кирпичик к кирпичику вкладывать в детей знания из разных областей: русского языка, математики, окружающего мира. Он должен знать очень много, ведь к нему в первый класс приходят «дети-почемучки», которым интересно всё на свете, они могут задать любые вопросы, и своими ответами учитель должен пробуждать их интерес и любознательность, а не убивать в них стремление к знаниям. К каждому ребёнку нужно найти индивидуальный подход, ведь у всех могут быть свои трудности. Очень важно быть терпеливой, сопереживать каждой неудаче ребёнка и радоваться каждому, пусть даже незначительному успеху.

Помимо знаний, учитель также должен воспитывать в детях нравственные качества: дружелюбность, вежливость, самостоятельность, аккуратность, любовь к Родине, ведь начальные классы – это детство, это важный период в жизни каждого ребёнка, от которого зависит то, каким он будет, когда вырастет. Из тридцати незнакомых раньше, совершенно индивидуальных маленьких людей необходимо сделать один крепкий и дружный коллектив, в котором девизом будет: «Один за всех, и все за одного!». Но когда коллектив ещё не сформирован, необходимо уметь предотвращать и сглаживать конфликты.

Учителю доверяют самое дорогое – ребёнка. Именно ему даётся возможность увидеть искру в глазах детей и зажечь в их сердцах огонь. Вместе с детьми он и сам постоянно учится чему-то новому. А дети дарят учителю положительные эмоции и свои искренние детские улыбки – это их благодарность за его труд.

Было очень волнительно идти на свою первую практику. Как только я зашла в класс, на меня устремились тридцать пар глаз. Учительница представила меня детям, а я неловко стояла, не зная, стоит ли мне что-то сказать или сделать. Ученики приняли меня дружелюбно. Сидя за последней партой, я наблюдала за всеми и переживала, но вскоре школьная жизнь захватила меня. Учитель! Это и нестандартные уроки, внеурочные мероприятия, экскурсии, походы, конкурсы , родительские собрания…

Было безумно интересно попробовать себя в новой роли - в роли педагога. Но в тот день, когда я давала свой первый урок, чувство напряжения, волнения и страха не отпускало меня. В начале мои руки и ноги слегла дрожали, в горле пересохло, но я взяла себя в руки и начала урок. Было интересно наблюдать за тем, как дети выполняют задания: кто-то внимательно и прилежно слушает, кто-то отвлекается и смотрит в окно, кто-то расстраивается из-за неудачи, кто-то радуется тому, что выполнил упражнение быстрее, чем сосед по парте, а некоторые даже высовывают язычки, усердно выполняя упражнение. Думаю, именно когда я заметила это, страх и волнение ушли. Поняла, какая открытая у детей душа и как они желают учиться. Потом дети спрашивали меня «Вы будете ещё вести у нас уроки?», а на мой вопрос, понравился ли им урок, они отвечали утвердительно.

Каждый день во время практики я приобретала практический опыт работы с детьми и получала большое количество эмоций: радовалась за успехи детей, переживала за их неудачи, смеялась вместе с ними, узнавала что-то новое и интересное. Было приятно видеть их улыбки, видеть, как они тянут руки, чтобы ответить, от нетерпения даже подпрыгивая со своего места. Мне казалось, что я не смогу запомнить все их имена, но вскоре каждый ребёнок представлял для меня личность со своим особенным характером. В конце своей двухнедельной практики я очень привязалась к своим ученикам.

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель». Именно таким учителем я и хочу быть. Мой колледж даёт мне возможность достигнуть цели, к которой я стремлюсь. Я – будущий учитель начальных классов и горжусь этим!

infourok.ru

Педагог в школе будущего. Педагогические размышления

Жизнь школы, как и жизнь человека, пронизана духом творческой непредсказуемости. Школа, как и культура, питается талантами. Решила поделиться своей находкой и надеюсь, коллегам будет интересно. Представленный материал, поможет педагогам, в меняющихся условиях работы «школы будущего», выработать новые профессиональные качества и инициативу. На мой взгляд, предложенные качества пригодятся учителям в ходе самоанализа, при выборе оригинального представления собственного опыта в современной школе.

От профессионализма учителя, его компетентности зависит не только успешное обучение учащихся в школе, но и успешность в жизни. Поэтому в работе учителя, должны оптимально сочетаться современные формы, методы, средства обучения, при которых развивается личность каждого ученика. Учитель практически существует в режиме эксперимента в каждую минуту урока, так как основным предметом его исследовательской деятельности является учебная ситуация. Роль учителя в современном мире чрезвычайно велика. Задача учителя заключается не в передаче знания, а в поддержке зарождающихся в самом ученике новых видов деятельности, обучении новым способам мышления. Ориентация учебного процесса на самостоятельную и поисковую деятельность, несомненно, обеспечивает умение использовать знания с наибольшей эффективностью.

Профессия учителя многообразна, она не сводится только к знанию предмета и любви к детям. Учитель должен не только воспитать и довести до совершенства самого себя, но и воспитать других, осуществлять переход от школы памяти к школе мышления и действия. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, повышать профессиональный уровень. Важным условием повышения уровня педагогической культуры учителей является развитие общекультурной компетенции, которая интерпретируется как личностная и профессиональная характеристика учителя. Формирование общекультурной компетентности предполагает развитие всех сфер сознания личности. В связи с этим, ряд авторов выделяют пять основных видов компетентности: мотивационные, ценностно-нормативные, информационно-познавательные, коммуникативные и практико-созидательные [3]. Ориентироваться нужно не на какие-то новомодные течения, а на личность ребёнка, нужно постараться создать ему комфортные условия для учёбы и существования в коллективе. Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, руководить групповой проектной деятельностью учащихся, обладать исследовательским мышлением. Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе. Применение компьютерных технологий на уроках позволяет сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. Задача учителя на этих уроках – сформировать у учеников информационную компетентность. Эти уроки позволяют показать связь предметов, учат применять на практике теоретические знания, отрабатывать навыки работы на компьютере. Уметь вести занятия в режиме дискуссии и диалога, создавая атмосферу, в которой учащиеся сами хотели бы высказывать свои мнения, точки зрения на обсуждаемый предмет. В.П.Беспалько[1] отмечает: чем разнообразнее школьная среда, тем эффективнее процесс обучения с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни. Дети сейчас рано развиваются. Сменились ценности, и это надо учитывать. Но ценность жизни неизменна. Ценнее жизни ничего на свете не бывает. Нам, учителям надо осознать мировую потребность духовности, и помочь ребятам найти свою дорожку к добру. Нужно и не забывать, что здоровье является одним из условий профессиональной компетентности современного педагога. Оно составляет главную основу продуктивности всех аспектов его труда. Профилактика профессионального выгорания педагогов, работа по сохранению педагогического долголетия актуальны и необходимы, так как от здоровья педагога, его эмоциональной уравновешенности зависит здоровье поколения. Как учитель я понимаю: нельзя сделать прекрасней нашу жизнь, не сделав прекрасным человека. Известно, что новое рождается в недрах старого. Маленькие победы формируют почву для творчества, повышают общую и профессиональную культуру. Добиться высоких результатов может каждый. Сегодня это вполне нам по силам. И здесь всем нам важно, шагая ногу с новым временем, не «перемудрить» в ущерб нормальному воспитанию и образованию. Представление о самом себе как хорошем, умном, добром человеке настолько важно для нас, что мы инстинктивно охраняем его всеми силами. Мы принимаем критику, но только доброжелательную и только от человека, который верит в нас и любит нас. Но когда нас хотят понизить в собственных глазах, всё в нас восстаёт против этого. Наша психика сама охраняет нас, охраняет самое дорогое в человеке – образ самого себя. Чтобы работа стала творческой, человек обязательно должен чувствовать поддержку. Поэтому ученик должен чувствовать поддержку, когда творит в своей учебной деятельности.

Педагогам в «школе будущего», я предлагаю акцент делать на урок, как средство воспитания, которое представляет, возможность каждому не только проявить себя и почувствовать успех, но и ощутить трудности, которые ведут к нему, так и на жизнь вне урока, помогая каждому ученику открыть и развить его таланты. Приоритетны и методы воспитания, такие, как метод уважения детской личности, убеждение, самопознание, самоанализа. Важен метод убеждения, который широко применим в целях формирования мировоззренческих, нравственных, правовых, эстетических представлений, определяющих выбор поступков и поведения. Если учитель будет бережно относиться к ученику, сможет помочь ему осмыслить свой труд и увидеть его полезность, то в нём обнаружится мощный потенциал творческой активности. Способность найти свою личную грань, определить собственную оптимальную дистанцию между собой и своими учениками – одно из необходимых профессиональных качеств учителя в «школе будущего». Вместе с тем развивается личность самого педагога. В новых условиях развития образования остро встают задачи развития высоконравственной, социально зрелой, творчески активной личности педагога. От его профессионализма, компетентности зависит не только успешное обучение учащихся в школе, но и успешность в жизни. Поэтому, возникает очень важный вопрос: как следует распорядиться своей жизнью, чтобы в конце её не было сожалений по поводу бесцельно прожитых лет? На мой взгляд, цель, ради которой стоит жить, должна быть творческой. Человек в течение своей жизни должен сделать хотя бы одно творческое дело, полезное не только для себя, но и для других людей. Творчество начинается тогда, когда появляется интерес к деятельности. Я думаю, что каждый человек должен творить в области своих интересов и на уровне своих возможностей.

Современный учитель действительно творческий человек. К основным качествам творческой личности могут быть отнесены такие, как умение поставить творческую цель и её достигнуть, способность к быстрому переключению мыслей, умение планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль, стремление к повышению профессионального мастерства путём самообразования. Например, в психологии было доказано, что личность обладает творческим мышлением, если она способна выполнить следующие группы логических операций: комбинировать информацию, определять причины и следствия, планировать и выполнять практическую деятельность. Для школьников учитель не только носитель знаний по определённому предмету, но и яркая личность, которая интересно организует их учебный труд. Общение с учащимися, собственный опыт, опыт других учителей и целых коллективов, общая профессиональная культура, жизненная и профессиональная интуиция, являются основными источниками творчества учителя. Согласитесь, учитель находится в нестандартной обстановке, в процессе живого общения с детьми, где каждая новая ситуация требует творческого и оригинального решения. Поэтому, чтобы повысить свой творческий уровень, уровень компетентности в «школе будущего», необходимо не только увеличить объём получаемой информации, количество используемых форм и методов работы, применения новых образовательных технологий, но и создать вокруг себя такие условия, которые будут систематически побуждать к самоанализу, саморазвитию.

Конкурсы профессионального мастерства, открытые уроки, выступления с докладами и сообщениями на заседаниях педагогических сообществ и методического объединения учителей, творческие отчёты и защиты индивидуальных программ, участия в экспертных комиссиях и проектах с применением ИКТ, путешествия, рождают уверенность в свои силы, и ведут вперёд. Конкурсы открывают новые таланты, создают плодотворную почву для формирования творческого потенциала и роста коллег.

Учитель никогда не творит наедине с собой, а всегда в соавторстве с учениками. Само включение в конкурсы способствуют ещё большему развитию активности учителя в профессии, а ученика в учёбе. Поэтому, в «школе будущего», участие в конкурсах просто необходимо для творческой самореализации как педагога в профессиональной деятельности, так и ученика в школьной жизни. Высокая степень развития творческой активности педагога будет являться важнейшим условием формирования творчески активной личности современных школьников.

На мой взгляд, в «школе будущего», необходимо выполнять современные требования к образовательному учреждению – это, прежде всего, наличие как аудиторной, так и внеаудиторной занятости учащихся, то есть так называемая школа - полного дня, где дети будут находиться с утра до вечера. Для перехода на такой режим работы необходимо поменять практически всё – от существующего учебного процесса и до материальной базы. Предполагается, что в школе будут созданы игровые комнаты, комнаты релаксации. В такой школе будут более полные по сравнению с типовой школой условия для самореализации каждого ученика. По нашему проекту, в данной школе будут работать в едином режиме клубы, кружки, спецкурсы, спортивные секции и детские учреждения дополнительного образования: хореографическая студия, студия изобразительного искусства, спортивная студия гимнастов. Использоваться различные новые формы внеурочной работы: дискуссионный клуб, интеллектуальные игры, марафоны, аукционы. Реализация программ осуществляться будет согласно следующим принципам:

  1. Каждому ребёнку надо поверить в себя для того, чтобы проявились его способности, таланты.

  2. Каждый ребёнок уникален. Человек рождается с определёнными задатками, но не все проявляют свои уникальные способности. Большинство родителей заинтересовано в том, чтобы дети занимались в кружках и секциях. Важно помочь ребятам найти своё место в школьной жизни. Поэтому, он вовлекается в различные сферы школьной жизни, но выбирает только то, что ему нужно. Широкий диапазон включенности ребёнка в творческую деятельность обеспечит его благополучное развитие. Понятно, что ученик, который показывает успехи при изучении того или иного предмета, выбирает его на повышенном уровне и находит точки самореализации, участвуя в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях и конкурсах.

  3. Каждый ребёнок – исследователь, способный быстро адаптироваться к изменяющейся действительности и самостоятельно находить нужную информацию.

У «школы - будущего» множество будет достоинств. Например, удобное месторасположение, высококвалифицированный и доброжелательный персонал, эффективная методика обучения, индивидуальный подход к каждому ребёнку. Хотелось, чтобы и в классах численность детей составляла в среднем 15 – 20 человек, а уровень безопасности в школе был – высоким. Заболевший ученик не выключался из учебного процесса, а получал задание дистанционно. Хотелось возродить и добрые спортивные традиции, изменить отношение к спорту и у детей и у педагогов. Совместные проводить командные соревнования из учеников, их родителей и педагогов. И очень важно, чтобы взрослые своим поведением, взаимоотношениями, высказываниями подавали пример. Мы всегда должны помнить о том, что рядом с нами дети, которые очень внимательно следят за поступками, прислушиваются и, конечно, подражают нам. Придёт время, когда молодая, уверенная и сильная рука уже взрослого ребёнка будет опорой и родителям и государству. Думаю, всё это нам под силу.

Основные направления «школы будущего» я вижу в повышение качества образования, повышение результативности участия в региональных, всероссийских предметных олимпиадах и научно – практических конференциях, создание условий для самореализации личности учащихся, для развития ученического самоуправления, а также в совершенствование работы по укреплению здоровья учащихся. В школьной библиотеке «школы будущего» появится много разнообразных электронных книг. Дети в школе будут находиться в течение всего дня. Кружки, секции, семинары, времени свободного минимум, только на питание и кратковременный отдых. Отсутствие строгой школьной формы также приветствуется.

Сейчас объёмы знаний человечества увеличиваются каждые 3 – 5 лет. У современного учителя должна быть сформирована компетентность по обновлению компетенции. Перемены, которые происходят в образовательной системе России, побуждают учителя более творчески относиться к своей педагогической деятельности. Счастье педагога слагается из ученических побед и от того, как работает учитель, зависит, каким станет ученик, будет ли он успешен, реализует ли он себя, сможет ли адаптироваться в современном обществе. Школа без учителя не имеет будущего, как не имеет его страна без школы.

Литература:

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Республика, 1989. – 190 с.

  2. Галаева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приёмов успеха ученика на уроках географии.- М.: «5 за знания», 2007. – 128 с.

  3. Концепция формирования общекультурной компетентности в профильном географическом образовании / Под ред. Н.В. Виноградовой. – Н.Новгород: Деловая полиграфия, 207 с.

  4. Подунов А.С. Слагаемые мастерства педагога. – М.: ДОСААФ, 1999. – 96 с.

  5. Симонов В.М. педагогика. Краткий курс лекций. Волгоград: учитель, 2008. – 84 с.

Фото автора. На открытом уроке.

Основные термины (генерируются автоматически): школа будущего, учитель, ученик, мой взгляд, учебный процесс, школьная жизнь, ребенок, школа, профессиональное мастерство, собственный опыт.

moluch.ru

Каким должен быть современный учитель?

Во все времена человечество стремилось к познанию мира. Осознав законы природы, люди хотят передать их своим потомкам. Так на заре человечества возникла школа, возникла профессия «учитель».

Чистый лист... Ручка... В голове столько мыслей и слов, кажется, что там целый вулкан противоречий! И все это вызвано всего лишь одним словом «учитель». Казалось бы, откуда берется это смятение? Ведь с учителем каждый из нас знаком с малых лет, но все-таки нам трудно сказать, каким должен быть современный учитель. Существует огромное количество мнений, но к общему до сих пор не пришли. Тогда каким же должен быть учитель будущего? Мне кажется, этот вопрос вызывает еще больше споров и неопределенности, но он актуален и серьезен.

Учитель будущего... На мой взгляд, перед ним стоит великая задача, совместить то, что требует будущее, и то, что складывалось испокон веков. Ведь еще Конфуций говорил: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».

Какие же качества остаются незыблемыми и вечными для учителя? Вспомним, что еще в Древнем Риме и Греции были великие философы, которые одновременно являлись и учителями. Например: Платон – учитель Аристотеля, Аристотель – учитель Александра Македон-ского, Цицерон – учитель Аврелия Августина, Антисфен – учитель Диогена.

Что же их объединяло? По-моему, доброта, душевность, любовь к своему делу и к детям, знание особенностей детской психологии, умение учить и творить, непрерывное самообразование и самопознание. Благодаря этим качествам они сумели раскрыть в своих учениках талант. Из нашей истории можно вспомнить Жуковского – учителя и наставника А.С. Пушкина. Именно он оценил божественный дар поэта в мальчике. «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным», – писал Л.Н. Толстой. Эти учителя своим подвижническим трудом подтверждают его мнение. Они были настоящими людьми с большим добрым, честным, светлым сердцем, которое призывало их сеять доброе, разумное, вечное. Без этого не может быть учителя вообще. Поэтому эти качества должны сохраниться в учителе будущего. Они бессмертны.

Современный учитель должен оставаться верным другом для учеников. Он должен быть внимателен и справедлив ко всем, чтобы каждый из них мог получить совет и поддержку преподавателя, почувствовать его тепло, заботу и любовь в своем сердце. Для ученика важно, чтобы его воспринимали как личность со всеми его достоинствами и недостатками, так как особое влияние на ребенка оказывают окружающие, среди которых учитель занимает далеко не последнее место. Настоящий учитель – это ученик своих учеников.

Что же потребует будущее? Мне кажется, современный учитель должен быть гибким, мобильным, потому что с каждым днем скорость нашей жизни увеличивается, поток информации растет. Именно поэтому учитель должен уметь хорошо ориентироваться в жизни, ведь учитель – это пример, он учит  не только своему предмету, но и жизни, жизненной позиции, всему лучшему. Я бы сказал так: «Учитель будущего должен идти не в ногу со временем, а на шаг вперед». Может быть, это его главная черта.

«Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником», – считал М. Горький. Это качество напрямую относится и к учителю будущего. Потому что развитие нашего мира и общества так стремительно, что невозможно оставаться в курсе всех событий без внимательности и постоянного усовершенствования себя и своих знаний. Творчество – обязательная составляющая жизни учителя будущего. На мой взгляд, творчество делает его свет дарящим. Поэтому, возможно, необходимо внедрение дисциплин, которые бы способствовали развитию в будущем учителе творческой основы.

Немаловажной задачей будет заинтересовать каждого ученика своим предметом, найти ко всем свой «ключик к сердцу». А это требует от учителя глубоких знаний и любви к предмету. Подавляющее большинство учеников смотрят телевизоры, пользуются сотовыми телефонами, компьютерами, Интернетом, им уже сегодня не стоит труда обладать информацией. Значит, к уровню образованности учителя будущего предъявляются еще более высокие требования. Уже в наше время, а тем более в будущем, главной задачей учителя становится не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного использования.

А теперь попробуем представить, что вместо учителей в школах преподают механизированные роботы, ведь уже сегодня почти во всех областях начата компьютеризация. Эти «железки» – учителя не обладают ни сердцем, ни чувствами, ни эмоциями. Словом, ничем человеческим. Они просто воспроизводят вложенную в них информацию. Каким же ущербным вырастет поколение, выученное роботами! В одном из опросов социологов на тему «Учитель будущего...кто он?» были получены следующие результаты: 21% 10-классников предложили вместо учителя компьютер, в то время как 5-классники и 11-классники, наоборот, не хотят видеть вместо учителя робота. Важно, что именно младшие школьники и будущие выпускники осознают, что учителем должен быть живой человек, наделенный душой.

Думаю, быть учителем трудно, но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра. Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».

Идеальный образ учителя будущего формируется уже сейчас. Сегодняшние школьники – это будущие родители, которые будут формировать представление о преподавателе у следующего поколения. Для меня учитель – это волшебник, друг, наставник, творец, человек, в сердце которого найдется место для каждого. Учитель не должен быть роботом, неспособным научить чуткости, отзывчивости, состраданию. Педагог должен быть, прежде всего, ЧЕЛОВЕКОМ, личностью.

Уважаемые коллеги, а вы как думаете, каким должен быть современный  учитель, а также учитель будущего!

Роман Геннадьевич Рубанов

cluush.livejournal.com

Тренды и индивидуальный подход. Каким должен быть учитель будущего

Давно очевидно, что сейчас учителю уже недостаточно просто хорошо знать свой предмет и уметь натаскивать учеников к ЕГЭ. С нынешними школьниками, которые умеют писать компьютерные игры и программы, нужны новые техники и навыки работы. Лара Леснихина поговорила с педагогами-новаторами и узнала, какие методики они практикуют.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Индивидуальный подход

Ольга Шалина, преподаватель, руководитель образовательной студии:

Если учитель хочет получить высокие результаты, он всегда находится в поиске методик и способов донесения информации, подходящих именно для этого класса/группы/ученика. Хороший учитель никогда не стоит на месте, не пользуется какой-то одной техникой обучения для всех и каждого.

Однажды я познакомилась с методикой смешанного обучения (blended learning), которая персонализирует учебный процесс, делает его эффективнее для каждого ученика.

Гибкая модель смешанного обучения даёт большой простор для творчества: каждого ученика внутри группы или класса учитель (часто с помощью специальных компьютерных программ) ведёт по индивидуальной образовательной траектории. Это даёт порой космические результаты. Я применяю эту методику в своей частной практике уже более двух лет, постоянно внося что-то новое.

У меня нет ограничений в виде чёткой программы, как в школе. С каждым учеником я могу заниматься в его темпе

Это повышает мотивацию и даёт высокие результаты. Кому-то нужно подольше «посидеть» на одной теме и когда он хорошо её усвоит, происходит качественный скачок, ребёнку становится легче учиться. И, наоборот, есть ученики, которые схватывают всё на лету, таким нужно давать больше задач, постоянно повышать уровень сложности, чтобы им не было скучно. У меня такие ребята взлетают очень резко, становятся призёрами и победителями олимпиад, а потом поступают в лучшие лицеи-интернаты страны. У них нет рамок — в 9 классе они могут изучать темы из 11 и с лёгкостью справляться с задачами второй части ЕГЭ. А главное, им интересно учиться! Даже в одной группе с менее способными ребятами. И всё благодаря тому, что каждый соревнуется только сам с собой, а это всегда интересно.

Я твёрдо убеждена в том, что нельзя всех «грести под одну гребёнку». В 21 веке есть возможности максимально персонализировать систему так, чтобы у каждого ребёнка был прогресс. Поработав в школе, я увидела, как отстающие дети пытаются создать видимость того, что они успевают, чтобы не расстраивать родителей и не раздражать учителей. Они начинают списывать и перестают что-либо понимать. К выпускным экзаменам эти пробелы вырастают как снежный ком, а дальше только занятия с репетиторами могут хоть как-то помочь.

Во многих школах мира с успехом внедряют методики персонализированного обучения. Я с интересом слежу за Khan Academy, их школами и персонализированной онлайн-платформой. В школах академии есть разновозрастные классы, где дети могут заниматься в своём темпе в соответствии со своими интересами. Эффективность максимальная. Я думаю, что будущее образования — в умении учителя творчески подойти к выстраиванию персональных образовательных траекторий с учётом пожеланий ученика. Это существенно повысит интерес к учёбе и итоговые результаты.

Саморазвитие и коммуникация

Антон Ким, преподаватель IT:

Я считаю, что учитель должен быть наставником, а не тем, кто просто читает лекцию и уходит домой. Он должен задавать направление, куда двигаться детям. Учителям не хватает обратной связи. Даже если ученики её дают, этого недостаточно.

Мы стали предлагать учителям записывать свои уроки на камеру, чтобы посмотреть на себя со стороны. Эффект был поразительный. Из недавней беседы с коллегой: «В какие-то моменты я вижу, что говорю тихо, а где-то громко. А ещё я сижу закрыто, впервые заметил».

Учителю очень важно развиваться. Стандартное образование практически не предусматривает повышение квалификации. В IT есть такое понятие, как кодинг. Объяснять, что это такое — то ещё удовольствие. Учителю нужно уметь приводить аналогии и импровизировать (структура HTML — это как ресторан…). А ещё важно дружить с учениками. Не со всеми получается построить дружеские отношения, но это уж как в жизни.

Эмоциональный интеллект

Катерина Харченко, преподаватель маркетинга:

Высокий эмоциональный интеллект в сочетании с постоянным развитием в своём предмете — вот самые важные условия для преподавателя будущего. Также важно понимать, что к такому преподавателю необходимо быть готовым и обществу, в частности коллегам. К таким учителям стоят в очередь, а это нередко порождает зависть в коллективе. Решением я вижу наличие в школах штатного психолога-коуча.

Обучение как игровой процесс

Ольга Геуртс, преподаватель английского языка из Санкт-Петербурга:

Я хотела бы обратить внимание на финские школы, которые сейчас признаются лучшими в Европе. Учителю там предоставлена возможность вести занятия по своей методике. Когда я стажировалась в Финляндии, мои ученики-второклассники прибегали ко мне на переменках, чтобы сдать английский алфавит или просто пообщаться. Они умели читать и писать, в отличие от третьеклассников, к примеру.

У нас была замечательная преподавательница голландского, бельгийка. Она учила языку по своей программе, со стопроцентной отдачей. Урок шёл только на голландском, аудитория была очень разная. Каждая минута была рабочей, у нас не было времени на то, чтобы отвлекаться, всем было очень интересно. Потом её заставили идти «по программе» и уроки, увы, потеряли логику. Приходилось выполнять неинтересные задания и писать контрольные. Успеваемость понизилась процентов на 40% — всё-таки она старалась дать нам больше, а некоторые сдаются.

У учителя должны гореть глаза, он должен любить своё дело. Увлечь ученика — это самое главная задача. На уроке все должны работать творчески.

И ещё один пример. Как-то у меня не было нужного наглядного материала и мне пришлось вывесить правила чтения/написания над доской. Как меня только ни критиковали — «изба-читальня» и так далее. Результат был для всех сюрпризом— на открытом уроке второклашки выходили к доске и сами писали слова и даже предложения.

Да, мы почти не читали учебник, зато дети знали, где в нём грамматика и как работать со словарём

Многие алфавита толком не знают после нескольких лет обучения и не понимают его смысла. Мне было важно дать базу, чтобы дети чувствовали себя уверенно и ни у кого не было комплекса, что они сами не справятся с любым другим заданием в будущем. Мы не зубрили ничего, уроки состояли из игровых заданий.

Тренды

Оксана Грушевская, преподаватель английского:

Ежедневно в мире задаются новые тренды. Изучение языка легко привязать к современным реалиям. Например, в Инстаграме есть аккаунты с шутками и мемами — их можно обсуждать с учениками, рассказывать, как используется определённый сленг. Ни один учебник английского сленга не даёт, так как это очень быстро меняющаяся структура — сегодня он есть, а через два года его уже может и не быть. А интернет, в том числе соцсети, помогают следить за языковыми процессами в реальном времени. Вот смотрите, мы это изучали, и вот тут шутка, которая построена на игре слов и смыслов или какой-то грамматической особенности.

Главное — найти с учениками общий язык, чтобы они видели в тебе друга и адекватную личность, которая имеет связь с реальностью, а не только наставника. К сожалению, учителя часто начинают погрязать в академических знаниях, а их не всегда можно применить в жизни. Важно вдохновлять своим примером, советовать, что посмотреть или почитать, приводить случаи из жизни.

mel.fm