Аристотель — философ и великий естествоиспытатель. Аристотель вклад в науку биологию


Аристотель: вклад в науку  | Kratkoe.com

Аристотель основной вклад в науку античного философа и ученого изложен в этой статье.

Аристотель: вклад в науку

Какой вклад Аристотеля в философию?

Прежде чем говорить о том, какой вклад Аристотеля в развитие философии, следует отметить следующее. Вначале своего пути он был под впечатлением учений Платона. Но освободившись постепенно от его влияния, Аристотель даже подверг критике учения Платона и создал собственное учение в философии. Его философия проникла во все сферы наук. Основные философские работы – «Категории», «Физика», «Аналитика первая и вторая», «О душе», «О небесных явлениях», «Политика», «История животных», «Метафизика» и «Об искусстве поэзии».

Аристотель объединяет в бытие соотношение реального, логического и единичного. Аристотель впервые разработал учение о том, что философия должна изучать бытие, абстрагируясь от некоторых его свойств. Отличие философии от других наук  — она исследует саму сущность самого бытия.  В основе сущности бытия лежат: материя, форма и понятие, а также то, что состоит из формы и материи.

Аристотель вклад в биологию

Одной из важных заслуг Аристотеля касаются области биологии. На основе наблюдений за строением живых организмов он создал учение о биологической целесообразности.  Образцами целесообразности являются развитие организмов из семени, взаимная приспособленность органов, действующие инстинкты животных и так далее.

Долгое время биологические работы Аристотеля служили источником по зоологии. Он создал классификацию и описал много видов животных.  Ученый был первым, кто описал эмбриональное развитие дельфинов и китов, а также различительных особенности рыб. Из-за данных достижений некоторые ученые считают, что Аристотель отец биологии.

Какой вклад Аристотеля в психологию?

Аристотель считается основоположником психологии. Его трактат «О душе» долгое время был руководством по психологии. И вообще это была первая психологическая работа.  Он считал, что душа это не вещество, как считалось ранее. Также ученый, в отличие от философ-идеалистов, утверждал, что душа неотрывна от материи или живого тела. Душа согласно Аристотелю является сущностью живых тел.

Какой вклад Аристотеля в медицину?

Аристотелю принадлежит введение в научный оборот термина «аорта». Также он описал легочную аорту. Считал, что сердце человека трехкамерное и является самым важным органом в теле. Поэтому имея такую важность для организма, оно не может серьезно болеть. Аристотель ввел понятие гниения. Очень много времени он уделял наблюдениям за перепадами температуры, временами года и средой, характеризуя их как причины возникновения некоторых болезней.

Какой вклад Аристотеля в логику?

Аристотеля называют отцом науки логики, которая исследовала формы мышления как познавательную деятельность. Он ввел понятия контрарной, контрадикторной и познавательной противоположностей. Ученый был первым, кто сделал описание некоторых логических операций, сформулировал законы противоречия, исключения третьего и мышления.

Какой вклад Аристотеля в педагогическую науку?

Аристотель вклад в педагогику которого характерен тем, что античный деятель создал учебное заведение в Афинах под названием Ликей. Он возглавлял учебное заведение целых 12 лет. За этот период он написал много сочинений, которые были основой для лекций и бесед учителя со своими учениками. Главной темой педагогических бесед были разговоры о том, что у человека 3 души – растительная, животная и разумная. Поэтому вопросы воспитания касались равностепенной заботы об этих 3 видах души.  Его взгляды об образовании и воспитании наиболее полно описаны в трактате «Политика».

Какой вклад Аристотеля в естествознание?

Свои знания в сфере естествознания он изложил в трудах «Физика», «Метеорология», О возникновении и уничтожении», «Описание животных», «О душе», «О небе».  Он систематизировал огромный естественно-научный материал, который  собрал Аристотель и его предшественники. Систематизация была совершена на основе критического анализа наследной информации, собственных наблюдений и философского подхода.

Какой вклад Аристотеля в риторику?

Аристотель – автор трактата «Риторика», который он посвятил искусству убеждения. Написанный он в 355 году до нашей эры. Им и сегодня пользуются преподаватели, политики и медиа-персоны. Автор трактата делает упор на 5 важных уроках, которые следует усвоить всем, кто желает овладеть искусством риторики и убеждением в своей правоте. Итак, уроки Аристотеля:

  • доказательство – всему голова
  • тренируем логику
  • берем «страсти» под контроль
  • говорим о «прекрасном»
  • подготовка – речь – победа
Аристотель вклад в историю 

Ученые опираются на его труд «Афинская полития» в изучении государственного строя государства Афин и системы правления его правителей.

Аристотель вклад в физику 

В трактатах «О небе», «Физика», «Метеорологика»и  «О возникновении и уничтожении» ученый дает ответы на некоторые физические вопросы, волнующие его. Он был первым, кто осознал тот факт, что физика существует только благодаря некой системе правил. С их помощью добываются знания о природе.

Аристотеля считают родоначальником физики. Ведь ему принадлежит разработка многих физических гипотез и теорий. И термин «физика» ввел в научный оборот тоже он. Ученый объединил и систематизировал знания о природе и создал физико-космологическую картину мира.

Какой вклад Аристотеля в географию?

Аристотель был первым, кто охарактеризовал природу океана и земли, пояснил цикл водоворота воды в природе. Также он описал действие и характер  землетрясения, ветров, лучей, грома и радуги, метеоров и комет, Млечного пути.  Ученый утверждал, что формирование Земли происходит постепенно и настолько растянуты во времени и пространстве, что человек не способен заметить данные изменения.

Аристотель вклад в экологию

Он написал трактат «История животных» и сделал описание больше 500 видов животных, известных ему. Также Аристотель поведал о поведении животных. Таким образом, труд Аристотеля охарактеризовал первый этап в развитии экологии – этап накопления фактического материала и первых попыток систематизации знания.

Какой вклад Аристотеля в культуру? 

Культурное наследие ученого представлено двумя видами сочинений:

  • «экзотерические» сочинения – предназначенные для широкой публики
  • «эзотерические» — лекционный материал для слушателей, которые провели в школе не один день

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какой вклад внес Аристотель в развитие науки.

kratkoe.com

Аристотель вклад в биологию — Аристотель и биология — 22 ответа



В разделе Естественные науки на вопрос Аристотель и биология заданный автором Бог лучший ответ это Аристотель стал одним из основатилей биологии как науки, впервые обобщив биологические знания, накопленные до него человечеством. Он разработал систематику животных, определив в ней место и человеку, которого он назвал "общественным животным, наделенным разумом". Многие труды Аристотеля были посвящены происхождению жизни.

Ответ от 22 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Аристотель и биология

Ответ от Борисовна[гуру]В яндексе полно рефератов на тему Аристотеля -ссылкассылкассылка

Ответ от Простоволосый[активный]Биология Аристотеля В области биологии одна из заслуг Аристотеля – его учение о биологической целесообразности, основанное на наблюдениях над целесообразным строением живых организмов. Образцы целесообразности в природе Аристотель видел в таких фактах, как развитие органических структур из семени, различные проявления целесообразно действующего инстинкта животных, взаимная приспособленность их органов . В биологических работах Аристотеля, служивших долгое время основным источником сведений по зоологии, дана классификация и описание многочисленных видов животных. Материей жизни является тело, формой – душа, которую Аристотель назвал «энтелехией». Соответственно трём родам живых существ (растения, животные, человек) Аристотель различал три души, или три части души: растительную, животную (ощущающую) и разумную.Вот как выглядела «лестница» Аристотеля:1)Человек;2) Животные;3) Зоофиты;4) Растения;5) Неорганическая материя.

Ответ от Осока[новичек]История биологии исследует развитие биологии — науки, изучающей фундаментальные (наиболее общие) свойства и законы эволюционного развития живых существ. Предметом истории биологии являются выявление и обобщённый анализ основных событий и тенденций в развитии биологического знания.До XIX века зоология, ботаника, анатомия и физиология были частью «пакета знаний», называвшегося «натуральная философия» и соединявшего позитивные сведения о природных явлениях с умозрительными фантазиями и ошибочными заключениями о причинах этих явлений. История биологии как самостоятельной науки оформляется в XIX веке с появлением эволюционной биологии и клеточной теории.В XX веке жизнь стала активно изучаться не только на клеточном уровне (и всего организма), но также на молекулярном, и на уровне популяций, сообществ, и экосистем. Появились синтетическая теория эволюции, молекулярная биология, и теория стресса. Но количество нерешённых проблем биологии по-прежнему велико, и это стимулирует деятельность биологов по дальнейшему развитию данной науки.

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru

Начало биологии. Аристотель

Аргентинский писатель двадцатого века Хорхе Луис Борхес однажды опубликовал классификацию животного мира, которую он будто бы вычитал в старинной китайской энциклопедии. Согласно китайскому мудрецу, животные делятся на:

1. принадлежащих Императору2. набальзамированных3. прирученных4. сосунков5. сирен6. сказочных7. бродячих собак8. включенных в эту классификацию9. бегающих как сумасшедшие10. бесчисленных11. нарисованных тончайшей кистью из верблюжьей шерсти12. прочих13. разбивших цветочную вазу14. похожих издали на мух

Этот знаменитый список заставил посмеяться и задуматься многих современных философов. Почему же он кажется нам таким смехотворным и несуразным? Потому что мы привыкли совсем по-другому упорядочивать окружающий нас мир. Потому что все мы (хотим того или не хотим, знаем или не знаем) − ученики древних греков. Этот список хаотичен, а греки не любили хаос и боялись его. Они видели в нем гибельное начало. Поэтому они хотели усмирить хаос и понять окружающий мир как стройное, красивое и разумное единство. По-гречески такой красивый и ясный порядок называется «космос». Для человека нашей цивилизации порядок −это не только удобное и понятное расположение предметов. Порядок может стать инструментом исследования мира, вести к новым открытиям. Вспомним таблицу Менделеева. Ее незаполненные клетки подсказывают ученым, какие еще химические элементы существуют в природе и могут быть обнаружены.

Великим систематизатором и толкователем природы был греческий философ Аристотель (384–322 гг. до н.э.). 

Едва ли не треть его многочисленных трудов составляют сочинения по биологии, которая была одним из главных дел его жизни. Если разобраться в том, что Аристотель думал о мире живых существ, легче будет вникнуть и в остальную его философию. Прежде всего Аристотель обозначает два типа познающего ума, одинаково необходимые для исследования природы: специальный и универсальный. Специалист накапливает опыт работы с каким-то одним видом живых существ – будь это человек, лев, вол или кто-то другой – и досконально изучает его отличительные особенности. Универсалу же дано целостное видение всей предметной области, и его заботой становится установление общих черт, свойств и связей, объединяющих разные виды. Специалист делает открытия, касающиеся отдельного вида. Универсал, имеющий богатый опыт межвидовых сопоставлений, может поправить специалиста, уберечь его от некоторых ошибок, вытекающих из крайней сосредоточенности его взгляда. Так, исследователь может принять брачное поведение за агрессию, отстаивание территориальных претензий. Коллега-универсал, наблюдавший многих животных в брачный период, внесет ясность в эту ситуацию. Ни один из этих ученых не придет к настоящему знанию законов природы без сотрудничества с другим, и это – краеугольный камень методики Аристотеля. (Заметим, что сам Аристотель, совмещавший в себе ум обоих типов, должен был, по-видимому, допускать такое соединение в одном лице.)

Рассмотрим подробнее рабочее взаимоотношение двух названных «коллег» – специалиста и универсала. Как именно происходит движение от обнаруженного конкретного явления к его объяснению, основанному на всеобщих (универсальных) доводах? Здесь удобно будет взять пример самого Аристотеля. Допустим, кто-то, наблюдая жизнь рыбы, хочет узнать, спит она в данный момент или бодрствует. Если ее поведение удовлетворяет общепризнанным признакам сна – не реагирует на внешние раздражители, почти не двигается и т.д., – можно заключить, что она спит. Но исследование на этом не заканчивается. Ученый-универсал задается вопросами: почему рыба засыпает, что является причиной ее сна? Можно ли установить аналогию с другими животными и человеком, которые нуждаются в сне для восстановления сил? Как живые существа, в частности, рыбы, избегают опасности быть съеденными во время сна – и т.д.

Задавая вопрос «почему?» мы вступаем в область причинно-следственных связей и объяснений, тщательно разработанную Аристотелем в отдельных трудах. Вообще говоря, Аристотель различал четыре причины существования любого явления и вещи.

1. Материальная – то, из чего сделан предмет.2. Производящая – каким действием сделан предмет или вызвано данное явление.3. Формальная. Эта причина требует пояснений. Под формой греки понимали не только и не в первую очередь внешний вид предмета, сколько его главную «идею», его назначение. Так, форма языка как органа речи – это его приспособленность к говорению (и молчанию). Для этого язык должен быть достаточно широким, подвижным и т.д. Эта формальная причина почти сливается с четвертой причиной, или целью.4. Конечная причина: зачем, с какой целью создан язык? Чтобы говорить (молчать). А стул? Чтобы на нем сидеть.

В своих сочинениях по биологии Аристотель объединяет первую причину со второй, а третью – с четвертой. Такое деление напрашивается: ведь первые две причины целиком принадлежат материальному миру, а две вторые – нематериальному миру разума. Первую объединенную (двойную) причину можно назвать материально-действенной, вторую – формально-целевой. Вот как Аристотель объясняет дыхание с помощью этих понятий. Формально-целевая причина дыхания состоит в том, что любому живому существу, обитающему на суше, необходима пневма. Это некая особая субстанция, вырабатывающаяся в районе сердца в результате согревания входящего в легкие холодного воздуха. Итак, «идея» дыхания – в том, чтобы производить пневму, без которой невозможна жизнь. Что же касается материально-действенной причины дыхания, то она – более «земная» и сводится к физиологическому объяснению работы легких и способа нагревания входящего в них воздуха. 

Аристотель исходил из того, что все происходящее в природе имеет свою разумную цель. Ведь он, как мы говорили, не признавал прав хаоса на существование и отстаивал главенство разума в природе. В философии такая осмысленная картина мира называется телеологической. Если природа ничего не делает напрасно, значит, для каждой цели – добывания пищи, защиты от нападения, рождения потомства и множества других − в организме животного должны существовать специальные органы и изучать их нужно, исходя именно из их цели, или предназначения, а не только с точки зрения их физического (материального) функционирования.

Некоторые исследователи Аристотеля спорят о том, нужно ли относить к кругу биологии сочинения и мысли Аристотеля, посвященные душе. Попробуем разобраться в этом. В христианстве, иудаизме, исламе при всех их различиях душа понимается как нечто совершенно иное по отношению к телу. Нематериальная душа управляет телом, она вечна и после смерти тела уходит к Богу. Аристотелю совершенно чуждо такое богословское понимание души. Тело (материя) и нематериальная «форма» (т.е., по-аристотелевски, идея, назначение тела) неразрывны между собой. Никакой двойственности Аристотель в их отношениях не устанавливает. Душа есть динамическое, организующее, «живительное» начало жизни, если угодно, ее форма – не больше. Но и не меньше.

Но если так, то душа имеется у всего живого. У растений она простейшая и представляет собой принцип питания, роста и размножения. Душа животных на порядок сложнее, у них она помимо питания ведает сексуальным влечением, ощущениями, движением. Человеческая душа тоже наделена всеми названными свойствами, но помимо этого – и здесь главное – она разумна. Думается, что тем самым мы имеем все основания отнести аристотелевское учение о душе к области биологии, хотя это, конечно, совершенно не означает, что Аристотель пытался объяснить действие разума чисто материальными причинами.

Разумеется, средства наблюдения за органическим миром, доступные Аристотелю, были ограниченны и непосредственного научного значения его система для нас не имеет. Для нас ценны научные методы Аристотеля: он впервые предложил и детально – на уровне своего времени – разработал функциональный подход к систематизации живых организмов. Он исходил из того, имеется ли в теле животного кровяная система, является ли оно живородящим или яйцекладущим, имеется у него скелет или раковина – и т.д. Этот подход был полностью новаторским. Предыдущие попытки упорядочить царство животных были основаны на совсем других принципах. Предшественники Аристотеля, например, делили животных согласно среде обитания: земной, воздушной, подводной. Ясно, что этот метод имел очень слабую различительную силу. В биологии Аристотеля есть много ошибок. Он считал, что человек мыслит сердцем, а мозг служит лишь для охлаждения организма наподобие вентилятора в современном компьютере; что некоторые животные рождаются «спонтанно», без сексуального взаимодействия родителей; что мухи выводятся непосредственно из навоза; что температура мужского тела выше женского – вообще он полагал, что мужской организм совершеннее женского, поскольку именно мужчина осуществляет производящую, формальную и конечную (целевую) причину рождения, а на долю женщины остается лишь материальная причина…

Все это кажется теперь очень наивным, но куда важнее другое. Аристотель тщательно исследовал развитие куриного эмбриона и заложил основу современной теории эпигенеза. Много ценных наблюдений он сделал над воспроизводством животных – от акул до пчел. В целом он изучил и систематизировал более 500 видов животных.

Можно без преувеличения сказать, что основы биологии как научной дисциплины заложены именно Аристотелем.

По материалам: http://www.iep.utm.edu/a/aris-bio.htm

yos.ru

Тема 68. Биология аристотеля

Аристотель - основатель биологии как науки. Как астроном, Аристотель был систематизатором и популяризатором, и притом не наилучшим. Как биолог он - пионер.

Поскольку мы пишем об Аристотеле как философе, нам важно здесь подчеркнуть прежде всего философское значение биологических воззрений Аристотеля. Ведь именно живой организм, а не только человек и его деятельность, как говорилось выше, был моделью для Аристотеля при построении общей картины мира. Учение о целевой причине с ее побочным спутником - самопроизвольностью - смоделировано философом с живого организма так же, как то же самое учение о той же самой причине с ее побочным спутником - случайностью - смоделировано с избирающего, принимающего решения человека. Мир же в целом с его само себя мыслящим мышлением-богом уподоблен Аристотелем живому организму.

Пропаганда биологии. До Аристотеля биологии чуждались. Звезды были более уважаемыми объектами, более благородным материалом для наблюдений и размышлений, чем наполненные слизью и калом живые организмы. Поэтому не случайно в первой книге "О частях животных" Аристотель доказывает, что растения и животные для научного исследования представляют предмет не менее ценный, чем небесные тела, хотя первые преходящи, а последние, как казалось философу, вечны. Говоря как об астрономии, так и о биологии, Аристотель провозглашает, что "и то, и другое исследование имеет свою прелесть" (О частях "кивотных I, 5, с. 49) 1 /Аристотель. 0 частях животных. М., 1937, кн. 1, гл. 5, с. 49./. Более того, окружающий человека растительно-животный мир дан нам в непосредственном ощущении в гораздо большей степени, чем небесные тела, так что изучение его - благодарное дело, ведь о животных и растениях "мы имеем большую возможность знать, потому что мы вырастаем с ними" (там же) и находимся с ними же в природном родстве.

Хотя Аристотель и сам ощущал брезгливость и отвращение к внутренностям животных, ибо в противном случае он не сказал бы, что "нельзя без большого отвращения смотреть на то, из чего составлен человек, как-то: на кровь, жилы и подобные части" (I, 5, с. 51), он тем не менее противопоставлял этому свойственному многим людям и отпугивающему их от занятий биологией чувству наслаждение познанием, независимо от того, приятен или нет предмет познания непосредственному чувству человека, если, конечно, этот человек истинный ученый и тем более философ. Ведь "наблюдением даже над теми из них, которые неприятны для чувства,- говорит Аристотель,- создавшая их природа доставляет ... невыразимые наслаждения людям, способным к познанию причин и философам по природе" (I, 5, с. 50). В познании же причин, как мы видели, Аристотель полагал суть научного познания и высшее проявление человеческого разума.

При этом Аристотель отмечает, что не может понять, почему созерцание искусственных изображений произведений природы людям более по вкусу, чем наблюдение живых оригиналов, которое способно открыть причинную подоплеку наблюдаемого (что в случае мертвых изображений невозможно). Это соображение имеет также отношение и к эстетической позиции Аристотеля. Отметим здесь, что Аристотель отдает предпочтение наблюдению жизни, эстетическому наслаждению от созерцания ее мертвого отображения в искусстве. Распространенное же "извращение" Аристотель называет "странным и противоречащим рассудку".

Следовательно, перед нами апология реального наблюдения живой природы. Она противоречит вышеотмеченному умозрительному методу физики Аристотеля и тем более всей его метафизики. Это заставляет задуматься, а не прав ли немецкий исследователь Иегер, который, пытаясь решить аристотелев вопрос, исходил из предположения, что развитие взглядов Аристотеля шло по магистральной линии изживания им платонизма, а потому биологические работы Аристотеля с их эмпирическим методом завершают творчество философа. Это соображение подтверждается и тем, что после Аристотеля в его школе возобладали конкретные и даже эмпирические исследования - прежде всего ботаника Теофраста и др. Но возражение, что у Аристотеля описаны и упомянуты по преимуществу те животные, которые обитали в Восточном Средиземноморье, где философ находился во второй период, а потому собственно Аристотель начинается с биологических работ, оказавших большое влияние на его учение о сути бытия (сформулированное на основе модели живого вида), а тем более на телеологичность его мировоззрения, также, однако, существенно.

Своего апофеоза эмпиризм Аристотеля-биолога достигает в его совете ничем не пренебрегать при изучении природы: "Не следует ребячески пренебрегать изучением незначительных животных, ибо в каждом произведении природы найдется нечто, достойное удивления" (I, 5, с. 50). Аристотель вспоминает при этом слова Гераклита, обращенные им к прибывшим для встречи с ним чужеземцам, которые замешкались на пороге его хижины, увидев его греющимся у слабого очага, смутились от такой жалкой обстановки у столь великого философа. Заметив их смущение, Гераклит спокойно сказал им, чтобы они смело входили, "ибо и здесь обитают боги". Эти легендарные слова великого мыслителя Аристотель применяет ко всем явлениям природы, пускай, на первый взгляд, самым незначительным вследствие своей малости. Червяк не менее божествен, чем Сириус.

Здесь Аристотель глубоко прав. Дело не в божественности червяка, а в том, что самые мельчайшие организмы наиболее могущественны и тот урон, который все еще наносит людям какая-нибудь ничтожная по своей величине палочка Коха, несоизмерим по величине с уроном, причиненным людям "царями природы".

Итак, Аристотель убеждает своих слушателей отказаться от предубеждения перед изучением живой природы, как низким и недостойным делом (и это ведь тот же автор, который в "Политике" доказывает, что виртуозность в искусстве - дело рабов, благородному же достаточно просто хорошо играть, так как всякая виртуозность порабощает человека). Аристотель говорил в своих лекциях по биологии: "Надо и к исследованию животных подходить безо всякого отвращения, так как во всех них содержится нечто природное и прекрасное" (I, 5, с. 50).

Телеология. Однако не следует закрывать глаза на то, что наш философ усматривает прекрасное в живой природе не в материи, из которой состоят живые существа (именно она и вызывает отвращение), а в созерцании целесообразности. Аристотель потому предпочитает природу искусству, что "в произведениях природы "ради чего" и прекрасное проявляется еще в большей мере, чем в произведениях искусства" (I, 1, с. 35), составляя и в природе "разумное основание" (I, 1, с. 34). Аристотель пошел таким образом по линии мнимого объяснения явлений живой природы, по линии открытия мнимых причин. Ведь поиски разумного основания, цели дает иллюзию познания. Не больше. Конечно, в живом организме, где все взаимосвязано и где части существуют ради целого, где многое подчинено единому, все толкает на вопрос: "Ради чего?" Сам по себе вопрос этот уместен. Однако, застыв на такой позиции, легко скатиться здесь на видимость объяснения. Впоследствии вульгаризированный аристотелизм сильно мешал развитию биологической науки, не раз уводя ее в сторону в поисках мнимых целей.

Определение жизни. Хотя свой принцип целесообразности Аристотель распространяет на все мироздание, он не гилозоист. Далеко не все тела наделены жизнью. В своем произведении "О душе" Аристотель пишет, что "из естественных тел одни наделены жизнью, другие - нет" (II, 1, с. 394) 1 /Аристотель. О душе, кн. II, гл 1, - В кн.: Аристотель. Соч., т. 2, с, 394./. И он дает такое определение жизни: "Жизнью мы называем всякое питание, рост и упадок тела, имеющие основания в нем самом" (там же).

Происхождение жизни. Этот вопрос надо разделить на два аспекта: философский (метафизический) и биологический (научный). Все виды живого, будучи формами, вечны, а потому в метафизическом смысле жизнь не начиналась, так как в мире на уровне сутей бытия вообще ничего не происходило. С биологической же точки зрения происхождение жизни вполне возможно, если под этим понимать осуществление (энтелехию) вида в природе. Для этого должны быть благоприятные условия. Осуществившись однажды, вид продолжает сам себя воспроизводить, новая особь возникает из семени старшей. Однако Аристотель допускал самопроизвольное зарождение из неживого низших видов живого: червей, молюсков и даже рыб, что в плане метафизики означает, что форма этих существ может стать энтелехией непосредственно в морском или в гниющем веществе. Эта ложная теория самопроизвольного зарождения - продукт ненаблюдательности в отношении того наиболее малого, об изучении которого ратовал сам Аристотель,- нанесла большой вред биологии, укоренившись со временем настолько, что с ней с большим трудом распрощались лишь в прошлом веке, когда опытным путем было доказано, что жизнь всегда происходит из яйца (что же касается происхождения жизни, то этот вопрос все еще не решен).

Классификация животных. В области биологии Аристотель - отец прежде всего зоологии (как Теофраст - ботаники). В зоологических работах Аристотеля упомянуто и описано более пятисот видов животных - цифра для того времени громадная. В центре внимания Аристотеля вид, а не особь и не род. Это сути бытия, формы, первые сущности (по "Метафизике"). Вид - это то самое минимально общее, которое почти сливается с отдельным, расползаясь в нем благодаря случайным несущественным признакам, но которое все же допускает определение как словесное выражение автономной сути бытия.

Вид более реален, чем составляющие его особи и чем род, в который вид входит наряду с другими видами, ибо род реально не существует, это гипостазирование существенных признаков, присущих всем видам рода. В биологии Аристотель прав. Особи там действительно мало чем отличаются от вида, они все приблизительно одинаковы. Возможно, что в учении о форме своей первой философии Аристотель был вдохновлен в этом пункте именно своими биологическими наблюдениями и знаниями. К сожалению, он и людей приравнял к животным, сведя их к виду, отказав Сократу в существенных отличиях от Каллия.

Однако Аристотель не остановился на видах. Он стремился включить их в более общие группы. Всех животных Аристотель поделил на кровеносных и бескровных, что приблизительно соответствует делению живых существ современной научной биологией на позвоночных и беспозвоночных. Мы опускаем здесь дальнейшие детали аристотелевой классификации животных.

Лестница существ. Обобщая факт наличия переходных форм между растениями и животными, флорой и фауной, Аристотель пишет в сочинении "О частях животных": "Природа переходит непрерывно от тел неодушевленных к животным, через посредство тех, которые живут, но не являются животными" (IV, 5, с. 13). В "Истории животных" сказано, что природа постепенно переходит от растений к животным, ведь относительно некоторых существ, живущих в море, можно усомниться, растения они или животные; природа так же постепенно переходит от неодушевленных предметов к животным, потому что растения по сравнению с животными почти неодушевлены, а по сравнению с неживым одушевлены. Более одушевлены те, в ком больше жизни и движения, при этом одни отличаются в этом отношении от других на малую величину.

В XVIII в. швейцарский натуралист Бонне назовет такое восхождение видов "лестницей существ". Она была понята эволюционистски: более высокие ступени появились позже во времени, чем более низкие, жизнь восходила со временем по этим ступеням. Ничего подобного в биологических воззрениях Аристотеля еще не было. У него все ступени сосуществуют от века, все формы живой природы вечны и неизменны. Аристотель далек от эволюционизма. Все же Ч. Дарвин утверждал, что Линней и Кювье были его богами, но эти "боги" только дети по сравнению со "стариной Аристотелем". Дарвин высоко ценил Аристотеля как родоначальника биологии и как такого неэволюциониста, который подготовил эволюционизм своей идеей градации, иерархизацией форм жизни.

Биологические открытия. С именем Аристотеля связаны также конкретные биологические научные открытия. Жевательный аппарат морских ежей называется "Аристотелев фонарь". Философ различил орган и функцию, связав первый с материальной причиной, а вторую - с формальной и целевой. Аристотель открыл принцип корреляции в формуле: "Что природа отнимает в одном месте, то она отдает другим частям". Например, отняв зубы в верхней челюсти, природа награждает рогами. У Аристотеля имелись и другие открытия.

studfiles.net

Аристотель — философ, политик и естестоиспытатель, взгляды и идеи, теории и учения, вклад в науку

Аристотель родился на побережье Эгейского моря, в Стагире. Год рождения его находится в промежутке 384-332 годов до н.э. Будущий философ и энциклопедист, получил хорошее образование, ведь его отец и мать служили врачами у царя, деда Александра Македонского.

В 17-летнем возрасте подающий надежды юноша, обладая энциклопедическими знаниями, поступил в Академию самого Платона, которая располагалась в Афинах. Там он пробыл целых 20 лет, вплоть до смерти своего учителя, которого достаточно высоко ценил и в то же время позволял себе входить с ним в споры из-за разных взглядов на значимые вещи и идеи.

Покинув греческую столицу, Аристотель стал личным наставником Александра Македонского и переехал в Пеллу на 4 года. Отношения между воспитателем и учеником складывались достаточно тепло, до того момента, пока Македонский не взошел на трон с завышенными амбициями — покорить весь мир. Великий естествоиспытатель не одобрял этого.

Аристотель открыл собственную философскую школу в Афинах — Ликей, которая имела успех, однако после смерти Македонского началось восстание: взгляды ученого не были поняты, его назвали богохульником и атеистом. Местом смерти Аристотеля, многие идеи которого живы до сих пор, называют остров Эвбея.

Великий естествоиспытатель

Значение слова «естествоиспытатель»

Слово естествоиспытатель состоит из двух производных, поэтому дословно это понятие можно принять как «проверять природу». Следовательно, естествоиспытателем называется учёный, который изучает законы природы и ее явлений, а естествоиспытание представляет собой науку о природе.

Что изучал и описывал Аристотель?

Аристотель любил мир, в котором жил, жаждал познать его, овладеть сутью всего сущего, проникнуть в глубинный смысл предметов и явлений и передать свои знания последующим поколениям, предпочитая сообщение точных фактов. Одним из первых он основал науку в самом широком её понимании: впервые создал систему природы – физику, определяя её основное понятие – движение. В его творчестве не было ничего важнее изучения живых существ, а, значит, и биологии: он раскрывал суть анатомии животных, описывал механизм движения четвероногих, изучал рыб и моллюсков.

Достижения и открытия

Аристотель внёс огромный вклад в древнее естествознание – предложил собственную систему мира. Так, он считал, что в центре находится неподвижная Земля, вокруг которой двигаются небесные сферы с закрепленными планетами и звездами. При этом девятая сфера является этаким двигателем Вселенной. Кроме того, величайший мудрец древности предугадывал учение о естественном отборе Дарвина, он демонстрировал глубинное понимание геологии, в частности, о происхождении окаменелостей в Малой Азии. Метафизика нашла воплощение во многих произведениях древнего грека – «О небе», «Метеорология», «О возникновении и уничтожении» и других. Наука же в целом была для Аристотеля высшей ступенью познания, ведь ученый создал так называемую «лестницу познания».

Вклад в философию

Основополагающее место в деятельности исследователя занимала философия, которую он делил на три вида — теоретическую, практическую и поэтическую. В трудах по метафизике Аристотель развивает учение о причинах всего сущего, определяя четыре основные: материю, форму, производящую причину и цель.

Учёный одним из первых раскрыл законы логики и классифицировал свойства бытия по определенным признакам, философским категориям. В основе лежала убежденность учёного в материальности мира. Его теория основана на том, что сущность находится в самих вещах. Аристотель дал собственную трактовку платоновской философии и точное определение бытия, а также досконально изучил проблемы материи, чётко определил её сущность.

Взгляды на политику

Аристотель принимал участие в разработках основных сфер знаний того времени — и политика не исключение. Он уделил особое внимание значению наблюдения и опыта и был сторонником умеренной демократии, понимая справедливость как общее благо. Именно справедливость, по мнению древнего грека, должна стать главной политической целью.

Он был убежден, что политическое устройство должно иметь три ветви: судебную, административную и законодательную. Формы правления у Аристотеля — это монархия, аристократия и полития (республика). Причем правильной он называет исключительно последнюю, ведь она сочетает в себе лучшие стороны олигархии и демократии. Говорил учёный и о проблеме рабства, обращая внимание на то, что все эллины должны быть рабовладельцами, своеобразными хозяевами мира, а остальные народы — их верными слугами.

Этика и учение о душе

Невозможно недооценить и вклад Аристотеля в психологическую науку, ведь его учение о душе является центром всех мировоззренческих взглядов. В соответствии с представлениями мудреца, душа связана с одной стороны — с материальной составляющей, а с другой — с духовной, т.е. с Богом. Она представляет собой только естественное тело. Иными словами, всё живое имеет душу, которых по убеждению ученого, всего три вида: растительная, животная и человеческая (разумная). Однако мнение о переселении душ древнегреческий философ категорически опровергал, считая душу хоть и не телом, но его неотделимой частью, и уверяя, что душе небезразлично, в чьей именно оболочке она пребывает.

Этика Аристотеля — это, в первую очередь, «правильная норма» поведения человека. Причём норма не имеет теоретических оснований, а обуславливается особенностями социума. Центральный принцип его этики — это разумное поведение и умеренность. Ученый был убежден, что только через мышление человек делает свой выбор, а творчество и поступки — это не одно и то же.

Значение трудов Аристотеля

Взгляды Аристотеля были распространены арабами по всей средневековой Европе и были поставлены под сомнение только во время технической революции середины 16 века. Все лекции ученого были собраны в книги — 150 томов, десятая часть которых сохранилась и до наших дней. Это биологические трактаты, философские сочинения, работы об искусстве.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя в группе ВКонтакте. А ещё — спасибо, если ты нажмёшь на одну из кнопочек «лайков»:

Вы можете оставить комментарий к докладу.

www.doklad-na-temu.ru

акой вклад внёс Аристотель в развитие знаний о строении человеческого тела?

Аристотель не был врачом, не занимался практическим лечением больных, но оставил после себя много теоретических трудов, имевших огромное значение для медицины. Аристотель дал описание многочисленных видов моллюсков, рыб и растений, задумывался над их строением и образом жизни и тем положил основу под будущее изучение строения и деятельности человеческого организма. По мнению Аристотеля человек отличается четырьмя особенностями: способностью к движению, размножению, необходимостью питаться, чувствительностью к внешним факторам и умением мыслить; в отличие от животных, человек обладает мыслящей душой; где она расположена в человеческом теле, Аристотель сказать не мог. Важнейшим органом Аристотель считал сердце, которое у плода возникает раньше других органов: если сердце перестанет биться, жизнь человека кончается. Из этого Аристотель сделал вывод, что сердце является органом мышления, а мозг служит только для того, чтобы охлаждать сердце. Аристотель был другом и учителем Александра Македонского, который благодаря влиянию Аристотеля стал покровителем науки; основанный этим военачальником в дельте Нила город Александрия долгие годы был центром знаний и культуры. Власти Александрии разрешили производить секцию трупов, что позволило двинуть вперед знания анатомии и физиологии человеческого тела. Аристотель умер в 322 году до н. э. Его теории и учение нашли последователей среди представителей александрийской школы, из которой вышли многие знаменитые врачи Древней Греции, в частности, Герофил и Эразистрат.

Аристотель - один из основателей биологии, иследовал внешние и внутреннее строение животных, первым обобщил биологические знания, накопленные до него. Разработал систематику животных и определил в ней место человека.

touch.otvet.mail.ru

Кто такой Аристотель? Чем знаменит, биография, вклад в науку

Происхождение Аристотеля неразрывно связано с Македонией. В 384 году до н. э., когда он родился, это государство было на пути к собственному расцвету. Здесь находился город, где родился Аристотель. Биография философа началась в месте под названием Стагир (существуют также варианты написания «Стагира» или «Стагиры»). По тогдашней традиции за людьми закреплялось второе имя, образованное от родного города. Поэтому Аристотель также известен как Стагирит.

Семья

Он родился на полуострове Халкидика. Сейчас это север Греции, а тогда это была окраина всего эллинистического мира. Рядом находилась дикая Фракия. Здесь жило смешанное население, так как за годы существования колоний варвары смешались с пришлыми греками. Но Аристотель являлся чистокровным потомком жителей Аттики. Его отец Никомах был известным врачом, который жил при дворе македонского царя.

Его профессия крайне уважалась и ценилась в Античности. Греки вообще считали, что все врачи происходили от бога Асклепия. Поэтому семья философа была знатной и знаменитой. Сам мыслитель перенял эти взгляды и тоже считал себя далеким потомком Асклепия. Все это кажется наивным, но в ту эпоху такие взгляды были крайне распространены. Поэтому неудивительно, что Аристотель умудрялся соединять в себе глубокий ум и веру в народный культ олимпийских богов.

Появление в Афинах

Сохранились свидетельства современников о внешности мыслителя. В молодости это был человек невзрачного вида. В возрасте 17 лет он впервые побывал в Афинах – культурном и политическом центре Греции. Об этом периоде существуют довольно отрывочные сведения. Считается, что молодой человек тогда занимался тем, что тратил наследство отца, занимался знахарством и даже состоял на военной службе. Торгуя медицинскими снадобьями, он в первый раз попал в окружение философов, с которыми участвовал в спорах.

Академия Платона

Кто такой Аристотель? Он стал известным за свой интеллектуальный труд. Хорошей почвой для этого выступила Академия, куда он попал на 18 году жизни. Там он быстро стал одним из главных учеников другого великого философа - Платона. Знаменитая фреска Рафаэля «Афинская школа» изображает этих двух мыслителей во время оживленного спора, на котором присутствуют все ученики Академии.

Именно здесь молодой человек начинает заниматься теоретическими исследованиями, а также пишет свои первые литературные труды. Первый жанр, который он освоил, - философские диалоги. Это было сделано по примеру учителя Платона, который также начинал с подобного рода писаний.

Одним из самых известных диалогов того периода считается «Евдем, или О душе». В нем Аристотель рассказывает о судьбе одного из учеников Платона, изгнанного из Академии.

Ораторское искусство

Кроме того, чтобы понять, кто такой Аристотель, важно отметить, что самая ранняя деятельность в Академии включала в себя развитие риторики. Умение выступать перед людьми и доносить до них свою мысль очень ценилось в Древней Греции. Поэтому философ занимался не только теорией, но и постоянно читал лекции, в том числе и в Академии, где считался непревзойденным мастером этого искусства. Его талант был отмечен многими ораторами последующих эпох, в том числе Цицероном, который признавал огромное влияние Аристотеля на собственные взгляды.

Разрыв с платониками

В 347 году умер Платон. С ним у Аристотеля было огромное количество расхождений во взглядах, однако именно старший учитель являлся его главным опекуном и поддержкой. Мыслитель не мог найти общего языка с другими учениками Академии. Незадолго до этого македонский царь Филипп разрушил родной город философа Стагир, после чего тот лишился сразу двух близких ему мест. Поэтому вскоре Аристотель покинул Афины и отправился в Малую Азию. Это происходило во время его внутреннего кризиса.

Уже тогда было написано множество трудов, которые объединяла философия Аристотеля. Кратко они были собраны Андроником Родосским уже после смерти автора и объединены в «Метафизику».

Учитель Александра

Первые время после переезда он пребывал в городах Ассосе и Митилене, которые упоминались в его собственных письмах. Далее был остров Лесбос, где труды Аристотеля заключались в преподавании. Эта деятельность не осталась незамеченной, и философ был приглашен ко двору Филиппа Македонского, который искал учителя для сына Александра. Этот юноша был тем самым полководцем, в будущем завоевавшем половину античного мира.

Несмотря на то что Аристотель был рожден в Македонии, он всегда считался греком. Мыслитель искренне считал, что величие эллинистической культуры может охватить все сопредельные страны. В это время греки жили гораздо богаче и комфортнее своих многочисленных соседей. Образованность граждан стала фундаментом для нового вида общества.

Все эти преимущества признавал Аристотель. Книги философа продолжают эту мысль. Единственное, чего не хватало Греции для объединения и расширения, по его мнению, - сильного и волевого царя. Именно его увидел философ в юноше Александре. Аристотель принялся за регулярное и всестороннее образование отрока.

Философ положительно влиял как на царя, так и на его сына. Так, например, он часто усмирял гнев вспыльчивого Александра, который старался прислушиваться к мнению учителя. От Аристотеля он перенял не только философские и ораторские познания, но и интерес к естественным наукам, в том числе и к медицине, в которой отлично ориентировался для своей эпохи. В своих походах Александр всегда имел при себе копию Илиады, которую для него составил Аристотель.

Ликей

В 336 году до нашей эры царь Филипп был убит предателем в числе своих телохранителей. Александр должен был встать во главе государства, после чего у него не осталось времени на учебу. Поэтому Афины вновь оказались местом, где поселился Аристотель. Биография философа сделала круг и вернулась в исходную точку. Но он не стал учителем в Академии, как раньше. Причиной этого выступили многочисленные расхождения с учениками Платона, управлявшими этим заведениям.

Поэтому в Афинах появилась новая школа - Ликей, главой которой стал Аристотель. Книги мыслителя и его слава учителя притянули огромное количество учеников. Название заведения было перенято из-за близости храма Аполлона Ликейского. Как можно догадаться, отсюда пошло слово «лицей».

Сравнение с Академией

Ликей и Академия стали двумя соперничающими центрами античного образования. При этом у них была похожая структура. Например, Ликей был связан с богом Аполлоном, а Академия имела храм Афины. В каждой школе имелся свой гимнасий. Это было специальное заведение, где обучали азам грамотности, а также занимались физической подготовкой. В Древней Греции вообще процветал культ здорового образа жизни и спорта. Многие философы были спортсменами, а кто-то даже выступал на Олимпийских играх.

Чем знаменит Аристотель, так это своим вниманием к проблемам здоровья, ведь он был еще и врачом. Академия находилась в северо-западных пригородах Афин, тогда как Ликей располагался на востоке города рядом с Диохаровыми воротами. Эти места были известны своими источниками с чистой питьевой водой. Идеи Аристотеля вдохновили его ученика Антисфена основать еще одну школу неподалеку. Это был Киносарг.

Распорядок дня философа и главы школы имел систематический характер. По утрам он проводил занятия с избранным кругом собственных учеников, отличавшихся талантом и острым умом.

Далее следовал обед с друзьями, где также проводились ученые беседы, для которых даже был разработан регламент. Например, раз в десять дней менялся председатель таких «собраний». Ближе к вечеру учитель проводил расширенную лекцию или урок ораторского мастерства для широкого круга слушателей.

В Ликее была огромная библиотека, привлекавшая любознательных учеников. Она не сохранилась до наших дней, но уцелевшие труды, написанные в Ликее, имеют огромное количество ссылок на других авторов и произведения. Это неудивительно, если вспомнить кто такой Аристотель для тогдашней Греции. Именно он был учителем Александра, и тот являлся его патроном и спонсором. На македонское золото покупались самые редкие и ценные книги, которых не было даже в Академии платоников.

Политика

В годы жизни в Ликее Аристотель написал один из самых известных своих трактатов о государстве. Он получил название «Политика». В нем содержатся основы теории управления государством, а также рассматриваются вопросы о рабстве, гражданстве, семье как составляющей общества и т. д. Труды Аристотеля были направлены на то, чтобы сформулировать структуру идеального полиса.

Трактат разделен на 8 книг. Каждая из них охватывает определенный вопрос государственного построения. Автор развивал идеи Платона, например, сравнивал демократию и олигархию, а также рассуждал о воспитании молодежи. Все это охватывала философия Аристотеля. Кратко он рассмотрел причины возникновения конфликтов в обществе и тираний. Также писатель впервые предложил разделить власть на три части: судебную, должностную и законодательную. То есть эта именно та система, которая сейчас существует во многих государствах. Если чем знаменит Аристотель, то определением наиболее сбалансированной и удачной системы управления обществом.

Бегство из Афин и смерть

В 323 году до нашей эры скончался Александр Македонский. Это случилось в Вавилоне – его новой столице. В первый раз, отправившись на восток, царь так и не вернулся на родину или хотя бы в Грецию. Он достиг пределов Индии. Его новая держава объединила многие народы. Всем им навязывался эллинизм. Однако сами греки к македонцам относились плохо.

Поэтому после смерти Александра в Афинах начались националистические выступления. Аристотель был под патронажем царя. Но после его ухода из жизни старый мыслитель не мог спокойно жить в столице бунтующей Греции. Несмотря на то что философ неустанно работал в своей школе и не покидал Афин в эти годы, его все равно считали чужаком из-за македонского происхождения.

Даже Ликей все это время не был его собственностью в строгом смысле этого слова. Земля не принадлежала философу, так как он не являлся афинским гражданином. Если незнающие граждане спрашивали, кто такой Аристотель, то им отвечали, что это чужак. Такова была суровая действительность.

Годы жизни Аристотеля закончились на острове Эвбея, куда он решил перебраться в поисках спокойствия и уединения. Это случилось в 322 году, то есть всего лишь спустя год после оставления Афин. Существует неподтвержденная версия о том, что находившийся в глубоком кризисе философ отравил себя с помощью аконита. Это ядовитое растение, самая маленькая доза экстракта которого может привести к остановке сердца.

fb.ru