Адресаты любовной лирики Лермонтова сочинение 9, 10 класс. Адресат любовной лирики лермонтова


Любовная лирика Лермонтова и ее особенности :: SYL.ru

Все великие поэты и писатели без чувства возвышенной любви к женщине не смогли бы ни жить, ни дышать, ни творить. Она же играла в их жизни трагическую, а зачастую и роковую роль. В творчестве поэта Лермонтова много романтической лирики, но если Пушкин писал о любви почти всегда восторженно и вдохновенно, то Лермонтов, в предощущении разочарования и несбыточности, писал о ней с грустью и тоской. Но все же и у него бывали редкие минуты счастья. Любовная лирика Лермонтова получала вдохновение благодаря многим женщинам. Остановимся на самых ярких его романах.

Адресаты. Любовная лирика Лермонтова

Да, женщин у поэта Лермонтова было немало, и, конечно же, он воспевал свои чувства к ним в своих произведениях. Среди них можно выделить несколько самых ярких его муз, к которым поэт испытывал неподдельные чувства. Это, прежде всего, В. А. Лопухина, Н. Ф. Иванова, Е. Г. Быховец, Е. А. Сушкова, М. А. Щербатова. Но и это еще не все нежности и вдохновения адресаты. Любовная лирика Лермонтова занимает одну из ведущих позиций в его творчестве.

Лирический герой

Он желает любить жертвенно и самозабвенно, искренне и преданно. Но властвующая дисгармония жизни всегда нарушала красоту и идеалы, которые, проходя сквозь призму интриг и сплетен светского общества, становились пошлыми и оскверненными, очерненными и растоптанными. Поэтому в своем стихотворении «Отчего», посвященном Наталье Ивановой, любовная лирика М. Лермонтова в тот период выразится в строках:

«Мне грустно, потому что я тебя люблю... ».

У него любовь всегда неразлучна с печалью.

Наталья Иванова

Любовная лирика Лермонтова включала в себя так называемый «Ивановский цикл» (1830-1832 гг.), насчитывавший около 40 стихов. Наталья Федоровна Иванова – адресат юношеских лермонтовских стихотворений. Она была дочерью московского литератора Ф. Ф. Иванова. В свои семнадцать она стала предметом вожделения шестнадцатилетнего Лермонтова. Среди стихотворений можно выделить «Я не унижусь пред тобою», «Время сердцу быть в покое», «Когда одни воспоминанья» и другие. Их отношения были сложными. Сначала Лермонтов встретил приязнь и внимание, но потом они резко сменились на холодность и непонимание. Их отношения были тотчас разорваны. В эти минуты Лермонтов ощущал себя оскорбленным и униженным и даже желал для себя смерти. Позже он назовет ее «бесчувственным холодным божеством».

Варенька Лопухина

В студенческие годы, в 1832 году, Лермонтов был представлен русской дворянке Варваре Александровне Лопухиной. Молодые люди полюбили друг друга, причем Лермонтов бережно хранил в сердце образ девушки до самой смерти. Их чувства на тот момент были взаимны, но родители девицы в 1935 году решили выдать ее замуж, подыскав выгодную партию - богатого помещика Н. Ф. Бахметева, который был намного старше ее. Возможно, на брак повлияли слухи об ухаживаниях Мишеля за Екатериной Сушковой.

Любовная лирика Лермонтова принимает новый поворот. Современные литературоведы уверены, что Вареньке Лермонтов посвятил немало своих произведений, стихов и поэму «Демон». Она же, Лопухина, стала прототипом Веры в повести «Герой нашего времени», которую любил Печорин, похожий на самого автора. В драме «Два брата» гений тоже высказывается о неравных браках по расчету, намекая на семью Варвары.

Может быть, и была Варенька верной и покорной женой, но счастливой ей стать не довелось - муж был ревнив и не разрешал даже вспоминать о Лермонтове. Но она так и не смогла забыть поэта.

Ей Лермонтов посвятил стихотворение «Она не гордой красотою».

После ссылки на Кавказ, в 1838 году, Лермонтов виделся с Лопухиной-Бахметевой. К тому времени она уже была больна, и вид ее немного удручал.

Лермонтов посвятил ей стихотворение «Ребенку». В этот период была красива и нежна любовная лирика Лермонтова. Стихотворения трогают до глубины души.

В 1841 году, когда не стало Лермонтова, нервы Варвары совсем сдали, восстанавливать силы она не хотела ни в Москве, ни за границей, потом она сильно ослабла и в 1851 году, когда ей исполнилось всего 36 лет, скончалась. История этой любви запечатлена в романе Лермонтова «Сказки Золотого века».

Екатерина Сушкова

Еще одни любовные отношения связывают Лермонтова уже со взрослой светской дамой Екатериной Александровной Сушковой. В 1830 году ей он посвящает целый цикл своих стихотворений. Любовная лирика Лермонтова оказалась в новой страдальческой фазе. Но Сушкова поначалу не воспринимала влюбленного в нее Лермонтова и, благосклонно слушая стихи-посвящения, не скрывала насмешливого отношения к их автору. А Лермонтов мог часами спорить с ней до слез, дабы доказать свою правоту.

Одно из стихотворений - «Нищий», другое - «К Сушковой», или «Зови надежду сновиденьем…» и т. д. Везде он признается ей в любви и просто зачарован ею. Ровно год длился их роман, с 1830 по 1831 год. Сушкова была его московской знакомой, с которой часто виделся в подмосковной усадьбе у своих родственников Столыпиных. Как жениха она его не рассматривала, но прошло пять лет, и Лермонтов появился возле нее уже бравым гусаром. Прознав, что она собирается выйти замуж за его друга Лопухина, он ведет себя так искусно и хитро, что пленяет сердце красавицы и тем самым компрометирует ее в глазах окружающих. А потом признается ей в том, что никогда не любил. В итоге они прощаются. Лермонтов рад тому, что отомстил за свою любовь и насмешки. Скорее всего, эта самая темная страница его биографии появилась из-за юнкерского воспитания и желания всегда быть на пьедестале.

История их отношений хорошо отображена в незаконченном романе «Княгиня Лиговская» (1935 г.), там прототипом Сушковой выступает Елизавета Негурова.

Мария Щербатова

Вдовой Марией Алексеевной Щербатовой Лермонтов был увлечен в период с 1839 по 1840 годы. Он не знал, любила она его или нет, но у него было желание бросить к ее ногам весь мир. Она была украинкой по происхождению, высока и стройна, с копной блестящих, бронзового оттенка волос. И опять на пике оказалась любовная лирика Лермонтова. Стихи, посвященные прекрасной вдове, содержали такие строки: «Мне грустно, что я вас люблю…». Ей же он посвятит стихотворение «М. А. Щербатовой».

Екатерина Быховец

Быховец Екатерина Григорьевна была дальней родственницей Лермонтова. Скорее всего, он познакомился с ней в доме у тетки, М. Е. Быховец, в период с 1838 по 1841 год. По мнению Екатерины Григорьевны, она напоминала Лермонтову Лопухину, видимо, поэтому он посвящает ей стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Так постепенно утрачивает свою силу любовная лирика Лермонтова, стихи еще сильнее наводят тоску об утраченных чувствах, жизнь великого гения подходит к концу.

Быховец имела много поклонников, причем из окружения поэта. Он имела смуглый цвет лица и карие очи. Она говорила, что Лермонтов не любил танцевать, но был очень веселым. Однако с ней он был настоящим и почти всегда грустил. Скорее всего, это было предчувствием надвигающейся беды. С ним Екатерина Григорьевна была и в день дуэли, у нее на глазах прошли последние минуты великого поэта. Потом Быховец писала в своих воспоминаниях, что утром они беседовали, а потом ездили с Лермонтовым и общими друзьями на пикник.

Роковая любовная лирика М. Ю. Лермонтова

В одесской газете потом напишут, что "15 июля 1841 года, в 5 часов вечера, разразилась сильнейшая буря с громом и молниею". Именно в это время между горами Бештау и Машуком будет убит Лермонтов. Пуля из револьвера Мартынова пройдет сквозь сердце поэта. Одна из версий причин дуэли - насмешки Лермонтова над свои другом Мартыновым и его сестрой Натальей Соломоновной, которую поэт якобы карикатурно изобразил в знаменитом произведении «Герой нашего времени». А она была сильно увлечена им и думала, что это взаимно. В этой повести он как будто предрек свою судьбу.

www.syl.ru

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова | Социальная сеть работников образования

 

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова

Цели внеклассного мероприятия:

- познавательная – познакомить учащихся с фактами из личной жизни М.Ю. Лермонтова, с любовной лирикой поэта;- развивающая – развивать умение выразительного чтения, развивать речь, художественное восприятие учащихся;- воспитательная – воспитывать патриотическое отношение к поэту и его лирике, прививать интерес к биографии поэта.

Литература:

1. Селегей П. Е. В краю синих гор. Альбом. М.: Сов. Рос. 1982.2. "В честь девы, милой сердцу и прекрасной...". Альбом. 1983.

План внеклассного мероприятия

1. Оргмомент.2. Вступительное слово учителя.3. Сообщения учеников о женщинах, близких сердцу поэта:    Е.А. Сушкова    С.А. Бахметьева    Э. Муссина-Пушкина    А.К. Воронцова-Дашкова    А.О. Смирнова – сообщение учителя    А.М. Верещагина    С.М. Карамзина    М.А. Щербатова    Е.П. Ростопчина    В.А. Лопухина – сообщение учителя    Е.Г. Быховец    А.Г. Столыпина.4. Выразительное чтение наизусть стихотворений, посвященных вышеперечисленным женщинам.5. Итог внеклассного мероприятия.

Вступительное слово учителя

- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас будет не просто внеклассное мероприятие, а литературный вечер, посвященный юбилею – 190-летию со дня рождения известного поэта М. Ю. Лермонтова. Как известно, наша школа носит имя этого поэта, вы не раз посещали школьный музей, посвященный жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова. Действительно, этот поэт нам очень близок. Цель нашей беседы – узнать, как можно больше, о жизни Михаила Юрьевича Лермонтова. Сегодня наше внимание будет обращено к его любовной лирике и к тем женщинам, которые вдохновляли его на написание столь замечательных стихотворений.        Я не могу любовь определить,        Но эта страсть сильнейшая! – любить        Необходимость мне; и я любил        Всем напряжением душевных сил.- так писал о любви Лермонтов в стихотворении "1831-го, июня". Какое бы стихотворение о любви у поэта мы ни прочли, всюду она является в трагическом облике.

Адресаты любовной лирики Михаила Юрьевича Лермонтова

… Он громкий звук внезапно раздает,В честь девы, милой сердцу и прекрасной, -И слышится начало песни! – но напрасно! –Никто конца ее не допоет!..     М.Ю. Лермонтов. "Русская мелодия". 1829.

Как-то Лермонтов заметил, что "аристократическое чувство развито в женщинах сильнее", чем в мужчинах, и женщины "чаще" мужчин "покорны первому впечатлению".

Первое впечатление, которое Лермонтов производил на женщин, для него не всегда было выгодно. В. И. Анненкова о первом знакомстве с поэтом вспоминала: "Должна признаться, он мне совсем не понравился. Он был мал ростом, коренаст, некрасив, но не так изысканно и очаровательно некрасив, как Пушкин, а некрасив очень грубо и несколько даже неблагородно". Правда, В. И. Анненкова была представлена Лермонтову не в лучшее время: он был болен, лежал в госпитале, "прикованный к постели". Может быть, поэтому "у него был злой и угрюмый вид, его небольшие глаза сверкали мрачным огнем, взгляд был таким же недобрым, как и улыбка".

В юности Лермонтов, сознавая свое умственное превосходство над многими красивыми молодыми людьми, страдал от своей "невыгодной наружности" в глазах женщин. Позднее, будучи уже офицером, он сам, смеясь, говорил; что "судьба, будто на смех, послала ему" общую армейскую наружность". Талантливая поэтесса Е.П. Ростопчина, любившая Лермонтова как друга, писала о нем: "… одно обстоятельство уже с ой поры повлияло на его характер. Он был дурен собой, и эта некрасивость <...> решила его образ мыслей, вкусы и направление молодого человека, с пылким умом и неограниченным честолюбием". Впрочем, Е. П. Ростопчина замечала, что эта некрасивость уступила впоследствии "силе выражения" и почти исчезла, "когда гениальность преобразила простые черты его лица".

Женщины, узнавшие Лермонтова ближе, переставали замечать, что он некрасив. Хозяйка знаменитого петербургского литературного салона С.Н. Карамзина, питавшая большую симпатию к Лермонтову, сообщала сестре, что Лермонтов "мил", и его "присутствие всегда приятно и всех одушевляет". Глаза Лермонтова действовали на женщин неотразимо. "Нельзя было не смутиться, - писала Е.А. Сушкова, - когда он устремлял их с какой то неподвижностью".

Близко знавшие Лермонтова женщины никогда не называли его злым или желчным. Большая умница А.О. Смирнова справедливо говорила, "что Лермонтов вовсе не дерзкий человек, его в этом обвинили, но что он свою природную застенчивость маскирует притворной дерзостью". А Мария Лопухина, знавшая Лермонтова с его ранней юности, любила его за "добрый характер" и "любящее сердце".

Женщины играли большую роль в жизни поэта. Он любил их за "артистическое чувство", за свое "прошлое страданье" и даже за "мелкие слабости". "Женщины должны бы желать, - писал Лермонтов в "Герое нашего времени", - чтоб все мужчины их так же хорошо знали, как я, потому что я люблю их во сто раз больше с тех пор, как их не боюсь и постиг их мелкие слабости".

По натуре своей горделивый, сосредоточенный и сверх того, кроме гения, отличавшийся силой характера (отмечал А.В. Дружинин), зрелый Лермонтов уже не комплексовал по поводу своей наружности. Среди женщин у него были друзья и приятельницы, и было "небольшое число страстных привязанностей, имевших решительное влияние на его жизнь".

Многим женщинам, которых Лермонтов знал, уважал и искренне любил он посвящал свои стихи.

Екатерина Александровна Сушкова

С Е.А. Сушковой (1812-1868) Лермонтов познакомился в Москве в доме своей родственницы и друга А.М. Верещагиной весной 1830г. Сушкова входила в компанию молодежи, окружавшей в это время Лермонтова в Москве и подмосковном имении Середниково. Летом 1830г пятнадцатилетний поэт посвятил ей 11 стихотворений, составлявших так называемый "сушковский цикл" любовной лирики Лермонтова. Но Сушкова, принимая стихи влюбленного в нее мальчика, лишь смеялась над ним. Осенью 1831г они расстались до конца 1834г, когда вновь встретились в Петербурге. К этому времени в жизни обоих произошли большие изменения. Лермонтов стал офицером лейб-гвардии Гусарского полка, за Сушковой прочно установилась репутация кокетки. Она собиралась выйти замуж за Алексея Лопухина, друга Лермонтова.

Заметя склонность Алексея к Сушковой, Лермонтов вскоре писал в Москву к его сестре Марии: "Скажите, мне наверное показалось, будто у него что-то вроде нежности к M-lle Caterin Souchkoff... знаете ли вы об этом – дядья mamselle очень хотели бы их обвенчать!.. Боже упаси. Эта женщина – летучая мышь, крылья которой цепляются за все, что они встречают! – было время, когда она мне нравилась, теперь она почти принуждает меня ухаживать за нею … но, я не знаю есть что-то такое в ее манерах, в ее голосе, что-то жестокое, неровное, сломанное, что отталкивает <...> ". Желая доказать другу, насколько легкомысленнен его выбор, Лермонтов затеял интригу против Сушковой и расстроил намечающееся сватовство. Не понимая игры Лермонтова, Сушкова действительно в него влюбилась.

В 1838 г. Е.А. Сушкова вышла замуж за дипломата А.В. Хвостова, в 1870 г. после смерти Сушковой-Хвостовой были опубликованы ее "Записки", вызвавшие большой интерес в обществе, как книга воспоминаний о Лермонтове.

В своих "Записках" Е.А. Сушкова, в частности рассказала историю создания стихотворения "Нищий".

В августе 1830 г. большая компания молодежи отправилась в пешую прогулку. Из Середниково в Троице-Сергиеву лавру: "На паперти встретили мы слепого нищего. Он дряхлою дрожащею рукою поднес нам свою деревянную чашечку, все мы надавали ему мелких денег; услыша звон монет, бедняк крестился, стал нас благодарить, приговаривая: "Пошли вам Бог счастья, добрые господа, а вот намедни приходили сюда тоже господа, тоже молодые, насмеялись надо мною: наложили полную чашечку камушков. Бог с ними!"

Помолясь святым угодникам, мы поспешно возвратились домой, чтоб пообедать и отдохнуть. все мы суетились около стола в нетерпеливом ожидании обеда, один Лермонтов не принимал участия в наших хлопотах; он стоял на камнях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги <...>. Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой, сел на оставшийся стул против меня и передал мне нововышедшие из-под его карандаша стихи <…>".

                Нищий

        У врат обители святой        Стоял просящий подаянья        Бедняк иссохший, чуть живой        От глада, жажды и страданья.

        Куска лишь хлеба он просил,        И взор являл живую муку,        И кто-то камень положил        В его протянутую руку.

        Так я молил твоей любви        С слезами горькими, с тоскою;        Так чувства лучшие мои        Обмануты навек тобою!                                1830

А.К. Воронцова-Дашкова

С Александрой Кирилловной Воронцовой-Дашковой, урожденной Нарышкиной (1818-1856), Лермонтов познакомился в конце 1830-х годов в Петербурге. Она была женой одного из самых богатых людей России того времени – Ивана Илларионовича Воронцова-Дашкова. С этой четой дружил А.С. Пушкин. На балах в их доме бывала царская семья. Посещал их балы и Лермонтов. В.А. Соллогуб писал о Воронцовой-Дашковой "Много случалось встречать мне на своем веку женщин гораздо более красивых, может быть, даже более умных, хотя графиня Воронцова-Дашкова отличалась необыкновенным остроумием, но никогда не встречал я ни в одной из них такого соединения самого тонкого вкуса, изящества, грации с такой неподдельной веселостью, живостью, почти мальчишеской проказливостью. Живым ключом били в ней жизнь и оживляла, скрашивала ее окружающее".

Лермонтов посвятил Воронцовой-Дашковой стихотворение "К портрету", поводом к написанию которого послужило получение ею своего портрета, литографированного в Париже.

                К портрету

        Как мальчик кудрявый, резва,        Нарядна, как бабочка летом;        Значенья пустого слова        В устах её полны приветом.

        Ей нравиться долго нельзя:        Как цепь, ей несносна привычка,        Она ускользнёт, как змея,        Порхнёт и умчится, как птичка.

        Таит молодое чело        По воле – и радость и горе.        В глазах – как на небе светило,        В душе её темно, как в море!

        То истиной дышит в ней всё,        То всё в ней притворно и ложно!        Понять невозможно её,        Зато не любить невозможно.

Александра Михайловна Верещагина

А.М. Верещагина (1810-1873) – родственница Лермонтова: её родная тётка по матери Екатерина Аркадьевна, рожденная Анненкова была женой брата Лермонтова Д.А. Столыпина. По отцу А.М. Верещагина была двоюродной сестрой В.А. Лопухиной. Лермонтов познакомился с Верещагиной в 1828 г. в Москве. Об этих отношениях А.П. Шан-Гирей вспоминал «Miss Alexandrint т.е. А.М. Верищагина, кузин его, принимала в нём большое участие, она отлично умела пользоваться немного саркастическим направлением ума своего и иронией, чтобы овладеть этой беспокойную натурой и направлять её, шутя и смеясь, к прекрасному и благородному.»

Верищагина раньше многих разгадала в Лермонтове настоящего поэта. Она писала ему: «Надеюсь, что вы не прекратите писать, и я думаю, что вы пишите хорошо.»

Она берегла его стихи, написанные на листах, он часто выписывал свои стихи в её альбомы, рисовал в них.

В 1837 г. А.М. Верищагина вышла замуж за вюртембергского дипломата барона Карла фон Хюгеля, жила в Германии, в Штутгарде замке Нонберг. С Лермонтовым она продолжала переписываться. В замке Нонберг находились многие реликвии связанные с поэтом: автопортрет Лермонтова в бурке, написанный Лермонтовым портрет В.А. Лопухиной, картина маслом работы поэта, автограф посвященной Верищагиной поэмы «Ангел смерти», многие стихи и рисунки Лермонтова. Часть этих реликвий в начале 1960-х и была возвращена на родину И.Л. Андрониковым.

           Звезда

        Вверху одна        Горит звезда,        Мой взор она        Манит всегда,        Мои мечты        Она влечет        И с высоты        Меня зовет.        Таков же был        Тот нежный взор,        Что я любил        Судьбе в укор;        Мук никогда        Он зреть не мог,        Как та звезда,        Он был далёк;        Усталых вежд        Я не смыкал,        И без надежд        К нему взирал.                       1830             [Из альбома А.М. Верищагиной]

Александра Осиповна Смирнова

А.О. Смирнова, урожденная Россией (1809-1882), была одной из выдающихся женщин петербургского общества. Она закончила Екатерининский институт и до замужества была фрейлиной императриц. Красивая и блестящего ума и независимого характера, она находилась в дружеских отношениях с Пушкиным, Жуковским, Гоголем и тесно была связана со всем кругом писателей, встречающихся в салоне Карамзиных и в ее салоне. К числу ее хороших знакомых принадлежал и Лермонтов. А.О. Смирнова считается прототипом Минской в незаконченной повести Лермонтова «Штосс»: «На нем было черное платье, кажется по случаю придворного траура <…> она была среднего роста, стройна, медленна и ленива в своих движениях, черные, длинные, чудесные волосы оттеняли и еще молодое лицо, и на этом лице сияла печать мысли...»

Смирнова была воспета многими поэта. Вслед за ними Лермонтов оставил в ее альбоме стихотворное послание. «Софи Карамзина мне раз сказала, - вспоминала Александра Осиповна, - что Лермонтов был обижен тем, что я ничего ему не сказала о его стихах. Альбом всегда лежал на маленьком столике в моем салоне. Он пришел как-то утром, не застал меня, поднялся наверх, открыл альбом и написал эти стихи <...>»

                А.О. Смирновой

        Без вас хочу сказать вам много,        При вас я слушать вас хочу;        Но молча вы глядите строго,        И я в смущении молчу –        Что ж делать?.. Речью неискусной        Занять ваш ум мне не дано…        Все это было бы смешно,        Когда бы не было так грустно…                                1840

Итог литературного вечера

Итак, ребята, в завершение сегодняшнего литературного вечера пусть каждый из вас подумает и ответит, что полезного для себя вынес каждый участник из нашей беседы о Михаиле Юрьевиче Лермонтове? Может быть кто-то поменял свое представление о поэте? Если так, то на каких основаниях? Подумайте, что для Михаила Юрьевича Лермонтова – любовь? Почему она у него зачастую трагична? Как бы вы объяснили это чувство можете кто-то думает иначе, чем поэт? (каждый ученик отвечает на поставленные вопросы).

В чем-то ваше мнение разошлось, и в одном мы все солидарны: сегодня наше представление о жизни поэта расширилось, он предстал перед нами в новом образе - в образе лирического героя, воспевающего любовь. Любовь для М. Ю. Лермонтова - чувство светлое, необходимое как воздух, чтобы жить и творить бесспорные шедевры в области литературы.

nsportal.ru

Адресаты любовной лирики Лермонтова сочинение 9, 10 класс

Любовь всегда занимала свою весомую нишу в жизни поэтов, писателей, музыкантов, художников. Ни будь этого прекрасного чувства, навряд ли могли бы получиться всеми любимые и востребованные предметы искусства. Этой же участи и постиг знаменитый русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов.

На всём его жизненном и творческом пути попадались женщины, которые могли разжечь пламя искренней и чувственной любви в сердце поэта. Однако Лермонтова не всегда ждали взаимные чувства. Попросту многие молодые избранницы, в которых влюблялся поэт не были готовы к каким-либо отношениям, а другие просто не видели в нём своего избранника. Тогда поэт и выплёскивал все накопившиеся эмоции на бумагу, наделяя каждое своё произведение глубоким смыслом и сильными душевными переживаниями.

Первый адресат, которому были посвящены многие произведения Лермонтова, была его юношеская любовь Варвара Лопухина. Девушка отличалась довольно изящной и привлекательной внешностью, а также умом, которым могли похвастаться не многие. Она была талантлива, начитанна, скромна. Лермонтов в буквальном смысле слова расцвёл с этой любовью. Но к сожалению, этим отношениям не было суждено продолжаться, Варвара вышла замуж. А молодого поэта охватила хандра и печаль. Он посвящал своей музе стихи. К примеру, «Она не гордой красотою...» было посвящено именно ей.

Вторым адресатом стала Екатерина Александровна Сушкова. С этой дамой Лермонтов встретился в Москве. Она была достаточна легкомысленна в плане чувств и частенько высмеивала любые действия Лермонтова, которые были направлены в её адрес. Однако он любил её сильной и безответной любовью, стараясь всячески обратить на себя внимания. Но увы и Екатерина также стала женой другого человека. А в её честь были написаны прекрасные произведения такие, как «Нищий» и «Сушковский цикл».

Александра Кирилловна Воронцова-Дашкова ещё одна муза мастера. Она была великолепной художницей и заряжала всех своей жизнерадостностью. К сожалению, Александра была женой очень богатого и влиятельного человека. И поэт прекрасно понимал, что быть с этой женщиной ему не судьба. Стихотворение «К портрету» Лермонтов посвятил именно этой женщине.

Сочинение Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова

В стихах Лермонтов, конечно, обращался к своим очаровательным современницам. Я приведу самых заметных его возлюбленных.

Стихи «К Л.» (Подражание Байрону) посвящены Лопухиной Варваре – сестре его товарища.  Его чувства к ней зародились ещё в юности, а сохранил он их до самой смерти, но они так и остались неразделёнными. В одном из этих стихотворений «У ног других…» Михаил признается, что никогда её не забывал. Она была мечтательной, эмоциональной, не красавицей, но очень обаятельной и одухотворенной.

А Верещагина Анна с юности верила в блестящее будущее Миши, поддерживала его, а он просит её в стихотворении «Я дни мои…»  стать ему ангелом смерти.

Далее, Сушковой Катерине посвящен цикл стихов «К С». Из одноименного стихотворения мы узнаём, что именно разлука зажгла в Михаиле страсть к своей ироничной знакомой. Катерина вдохновила поэта на такое, к примеру, стихотворение из упомянутого цикла как «Расстались мы…».

А вот  Александра всегда строго смотрела на влюбленного поэта, что он подчеркнул в стихотворении  «А.О.Смирновой». 

Также адресатом лирики является Иванова Наталья – знакомая Михаила Юрьевича. Эта дочь драматурга подарила поэту лишь холодность, отношения складывались тяжело, закончились для поэта его оскорбленной гордости  и даже мыслями о смерти. Это отразилось в стихотворении «Я не унижусь пред тобою», где название само о многом говорит. 

В Воронцову-Дашкову поэт сам старался не влюбиться, ведь он пишет в стихотворении «Как мальчик…», что она очень переменчива, взаимные чувства для неё страшны, как цепь.  

Также повлияла на творчество поэта Мария Щербатова – молодая вдова, которая хорошо отнеслась к поэту, хотя непонятно, любила ли она его по-настоящему. Ей он посвятил стихотворение «На светские цепи», где говорит о ней, как об удивительной женщине.

Перед отъездом на Кавказ Лермонтов подарил свой альбом со стихами Евдокии Растопчиной, которой он давно был увлечен. Ей он посвятил строки «Я верю: под одной звездой…».

Адресаты лирики Михаила Юрьевича – очень разные женщины с разным отношением к нему, но все они вдохновили его на прекрасные стихи, полные то радости, то страдания.

9, 10 класс

Другие сочинения:

Адресаты любовной лирики Лермонтова

Несколько интересных сочинений

sochinite.ru

Адресаты любовной лирики Лермонтова сочинение 9, 10 класс

В жизни Лермонтова было несколько женщин, которые оставили след и в его сердце, и в его произведениях. Просто не понятно, как они считали его некрасивым. Выразительные карие глаза на одухотворённом лице. И не важно, что он был невысокого роста. За внешним обликом скрывался и ум, и большой талант, и доблесть, и отвага. Ведь Лермонтов служил на Кавказе.

Его произведения носили адресный характер - они всегда были подписаны. Женщины были для него музами, вдохновляли создавать стихи и прозу.

Особенно яркий след в его душе и творчестве оставила Варя Лопухина. Они познакомились в пору ранней юности. Именно любовь к ней Лермонтов хранил всю жизнь. Её он упоминает в драме «Два брата». Один из героев описывает женщину, в точности похожую на Лопухину. Ей он посвятил  стихи и поэмы. Это были самые счастливые годы в жизни поэта. Но Варя вышла замуж за другого.

Другой женщиной, в которую был влюблён Лермонтов, была  Катя Сушкова.  Даме своего сердца он посвятил более десяти  стихотворений, среди них стихотворение с названием «Нищий». Но она тоже предпочла Лермонтову другого человека. Поэт страдал, его чувства были обмануты.

Ещё одна женщина, которой посвящал свои произведения - Александра Воронцова-Дашкова. Она была замужем. Поэт общался с ней, у неё был острый живой ум. Ей он посвятил стихотворение « К портрету». Интересное сравнение - поэт сравнил даму с птичкой и змеёй одновременно.

Поэт был влюблён и в свою дальнюю родственницу Александру Верещагину. Эта умная женщина по достоинству оценила талант Лермонтова. Он ей писал стихи в специальных альбомах. Многие женщины того времени имели такие альбомы,  в которые им писали стихи, признания в любви. Но и она вышла замуж за другого человека. Этот факт не помешал ей переписываться с Лермонтовым. Она бережно хранила его письма, подарки, автопортрет поэта в кавказской бурке. Ей он посвятил стихотворение «Звезда», где сравнивает её с недосягаемым небесным светилом.

Среди любимых женщин Лермонтова была и Александра Смирнова. Её образ запечатлён в образе главной героини повести «Штосс». Но эта дама не ответила поэту взаимностью, как и не ответила на его послание в стихах. Любовь не всегда бывает взаимной.

И ещё она женщина, которую поэт любил и писал ей стихи, Наталья Иванова. Она стала прототипом главной героини в драме «Странный человек». Но и она не стала любимой женой поэта.

9. 10 класс

Лермонтов Адресаты любовной лирики сочинение

Немало противоречивых чувств и бурных эмоций вызывает любовная лирика Михаила Юрьевича Лермонтова. Его творческие порывы возникали благодаря волнениям души, связанным с привязанностью к женщинам, в которых он влюблялся до головокружения. А под воздействием влюбленности порой совершал необъяснимые поступки.

Так было и в отношениях с Варенькой Лопухиной. С юношеской поры и до самой смерти поэта образ девушки сохранился в душе. В ней он не видел недостатков, лишь совершенство внешнего облика и душевных качеств. Противоречивость их связи между собой проявлялась в бесконечной череде неистовых чувств: на смену мучительной ревности и страсти поэта приходила нежданная холодность, которая отталкивала Вареньку. Однако ни обиды, ни гнев не помешали их дружеской привязанности перерасти в настоящую любовь. Чувство проснулось слишком поздно - девушку ожидало замужество.Еще один жизненный этап М.Ю. Лермонтова, сопровождавшийся волнением и одиночеством, связан с именем Екатерины Сушковой, в честь которой он написал более десяти стихотворений. Период их отношений с момента знакомства до минут расставания отличался удрученным состоянием поэта, в котором он пребывал из-за жестокой критики своей внешности, возраста и творчества со стороны Екатерины. Позже сумел найти способ отомстить за безответную любовь. Покорив сердце барышни, он покинул ее навсегда.

За встречей поэта с грациозной и успешной Александрой Кирилловной Воронцовой-Дашковой следовало преждевременное расставание. Когда-то ее красота и жизнелюбие пленили сердце поклонника, разожгли в нем огонь. Его подкупил острый ум, чуткость, умение быть на высоте. Своей вдохновительнице он и посвятил стихотворение "К портрету". Однако быть с ней рядом оказалось невозможным.

Необычайно притягательная сила некоторое время связывала М.Ю. Лермонтова с Александрой Верещагиной. Несмотря ни на огромное расстояние друг от друга, ни на ее замужество, оба рады были продолжать общение. Осознавая возможность совместного существования, он оставался предан нежным чувствам и продолжая переписку, выражал ей в восхищение в своих сочинениях.

В любовной лирике поэта нашлось место и еще для одной мучительной истории, виновница которого вдохновила его на создание целого цикла стихотворений. Взаимность зародившегося чувства в начале знакомства с Натальей Ивановой постепенно перешла в равнодушие с ее стороны. Со временем влечение к ней угасло и в душе поэта. С сожалением и обидой пытался он свыкнуться с мыслью о своей ненужности, с тем, что теряет ее навсегда.

Одним из адресатов М.Ю. Лермонтова является Александра Осиповна Смирнова. Ранняя смерть отца, трудное детство оставили отпечаток на ее характере. Переехав в деревню на воспитание к бабушке, она не понаслышке почувствовала, что такое любовь к природе, приобщилась к музыке и религии. Сильное чувство испытывал к ней поэт, отмечая религиозность, умиротворение, надежность, острый ум и тайну души. Ее притягательный образ настраивал Лермонтова на любовный лад, подавая надежду на взаимность. Однако и эти переживания были напрасны. Одиночество вновь настигло поэта. Лишь повесть "Штосс" могла напомнить о ее чарующем облике.

9. 10 класс кратко

Адресаты любовной лирики Лермонтова Сейчас читают:
  • Сочинение на тему 8 февраля день российской науки

    С каждым годом население планеты становиться более образованным и развитым. Все мы пользуемся компьютерами и телефонами. С легкость играем на планшете и используем в быту умную технику, которая сама может стирать, готовить и убирать.

  • Сочинение по картине Грабаря Мартовский снег 3 класс

    Этот художник, по праву считается мастером деревенского пейзажа, так как большинство его работ выполнена в этом уникальном русле. Картина «Мартовский снег», показывает зрителю всю красоту и девственность русской природы.

  • Сочинение по картине Маковского Свидание (3, 4, 7 класс)

    В.Е. Маковский – прекрасный русский художник, живописец и график. Время расцвета художника приходится в 80-е и 90-е годы. Художник в данном промежутке освоил стиль живописи, благодаря которому его картины стали намного выразительнее,

  • Сочинение на тему 23 июня Международный олимпийский день

    Очень большое значение в жизни каждого человека имеет спорт. Спорт делает наш организм здоровее. Спорт поднимает настроение и избавляет от болезней. Спорт не только делает нацию здоровее и активнее, спорт объединяет людей.

  • Сочинение на тему День рождения подруги

    День рожденья получился очень насыщенным и интересным. Начинали праздник мы в развлекательном центре. Там мы играли в детской комнате, катались с горок, прыгали на батуте.

  • Сочинение Образ тургеневской девушки в повести Ася 8 класс

    Образ «тургеневской девушки» в повести Ася.Что скрывает в себе, хорошо знакомая всем формулировка «тургеневская девушка». За этим понятием стоит натура страстная, пылкая и по-своему обворожительная. И, как правило, такая барышня обладает благородными

uchim-klass.ru

Известные и неизвестные адресаты любовной лирики Лермонтова

Так сложилось, что произведения Михаила Юрьевича Лермонтова часто изучают в сравнении с Пушкиным. У этих поэтов многие стихотворения не только на одну и ту же тему, но даже с одинаковыми названиями: «Узник», «Родина». Хотя при всей кажущейся похожести, между Пушкиным и Лермонтовым очень большая разница.

Пушкин складывался как поэт на волне подъема движения декабристов, а творения Лермонтова существовали в эпоху гонений. К тому же, Михаил Юрьевич был по жизни одинок. Ведь до сих пор все адресаты любовной лирики Лермонтова неизвестны, хотя тема любви – главная в его творчестве. Пушкин увлекался, любил, женился, у него были дети.

Лермонтов не успел ничего этого сделать. Его мать рано умерла, деспотичная по своему характеру бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева запрещала маленькому Мише видеться с отцом. События в семье наложили печать на жизнь поэта в целом. Затем служба в армии, которая также ограничивает личность, не дает развиться полету фантазии.

Мотивы грусти можно увидеть везде: в произведениях о родине, героях и подвигах. Все персонажи одиноки. Все увлечения Михаила Юрьевича, порой очень сильные и страстные, не заканчивались ничем. Любовные стихи Лермонтова имеют мотив разочарования, недоверия и непонимания общества: «Выхожу один я на дорогу», «Белеет парус одинокий», «Любить, но кого», «Печально я гляжу не наше поколенье».

Достоверно известные адресаты любовной лирики Лермонтова – это Софья Сабурова, Катерина Сушкова, Варвара Лопухина, Наталья Иванова и Мария Щербатова. Интересно, что в одно и то же время поэт мог написать стихотворение, посвященное одной женщине, и тут же создать пылкое признание в любви для другой. «Я не унижусь пред тобою» рассказывает о периоде разрыва с Натальей Ивановой и написано в 1832 году, тогда же появилась строки «Она не гордой красотою прельщает юношей живых», обращенные к Варваре Лопухиной.

По мнению одних ученых, изучающих творчество поэта, именно эти женщины оказали на него основное влияние. По мнению других, адресаты любовной лирики Лермонтова еще не определены точно. Несмотря на большое количество исследований, конкретных данных по этому поводу нет, все рассуждения носят предположительный характер.

«Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чём?» – в этих строках обнажена вся сущность поэта. С одной стороны он ждет, а с другой нет. Жалеет и тут же остается равнодушным. Таким же был поэт и в любви. Он был одинок, вспыльчив и далеко не всегда вел себя благородно. Сначала Лермонтов страстно любит Катерину Сушкову, а потом идет на все, чтобы испортить этой девушке жизнь. Пишет анонимное письмо, которое расстраивает помолвку, и считает при этом себя героем.

По дошедшим до нас воспоминаниям современников сложить целостную картину внутреннего мира поэта невозможно. Лермонтов то ли встречался с этой особой, то ли нет. Все его любовные увлечения оканчивались провалом. На момент трагической гибели на дуэли поэт не был женат. Все адресаты любовной лирики Лермонтова до сих пор доподлинно неизвестны и, скорее всего, так и останутся в тайне.

И среди всех поэтов 19 века у Лермонтова самая «неоконченная» судьба. Такая внутренняя душевная неустроенность проходит через всю его лирику и жизнеутверждающих, как у Пушкина, стихов у Лермонтова практически нет. Если стихотворение Александра Сергеевича «Во глубине сибирских руд» оканчивается призывом к действию и верой в светлое будущее, то такой концовки не встретишь ни в одном из произведений, которое написал Лермонтов.

Любовная лирика поэта также полна грусти и печали. Если говорить о его жизни в нашем привычном человеческом понимании – это жизнь несостоявшегося человека. Хотя многие исследователи уверены, что если бы Лермонтов прожил столько, сколько Пушкин, то он бы превзошел последнего в своем творчестве. Но судьба распорядилась по-другому. Поэт прожил только юность и не достиг периода зрелости.

fb.ru

Адресаты любовной лирики Лермонтова 9 класс сочинение

Любовная тематика занимала почётное место в творчестве многих поэтов и писателей. Благодаря этому прекрасному чувству увидело свет множество лирических произведений, наполненных высокими признаниями, которые были облачены в метафорическую форму.

Поэт Михаил Лермонтов был одним из тех, кто отдавался этому чувству целиком. На его непродолжительном жизненном пути часто встречались женщины, которым удавалось зажечь в сердце поэта пламя искренней любви. Но не всегда он получал ответное чувство. Чаще всего его избранницы оставались холодны и тогда накопившиеся душевные переживания поэт доверял бумаге.

В студенческие годы Лермонтов был безответно влюблён в совсем еще юную красавицу, поэтическую натуру Варвару Лопухину. Поэт посвятил ей много стихотворений, он писал, что любовь стала для него обороной от дум и суеты, с тех пор как он встретил Варвару. Но этим отношениям не суждено было продолжение, Варя вышла замуж, а молодого поэта охватила тоска и уныние.

Следующим адресатом любовных признаний стал образ (высмеивающий любые действия поэта) Екатерины Сушковой. Именно ей был посвящён целый цикл стихотворений "Сушковский цикл" и также для неё было написано стихотворение "Нищий", в котором Лермонтов передаёт ту боль, что принесла ему Екатерина своими насмешками. Поэт пишет о том, что лучшие его чувства обмануты теперь навек.

Ища утешение поэт обращает внимание на уже замужнюю художницу Александру Воронцову-Дашкову, которая впоследствии стала его музой. Поэт понимал, что эта женщина не его судьба. Любить такую сложно, она ускользает как змея, пишет он о ней в произведении "К портрету".

К дочери московского драматурга Натальи Ивановой молодой поэт испытывал чувство сильнее дружеского. Её образ является отражением в героине драмы "Странный человек", которая, как и Наталья сделала выбор не в пользу главного героя.

Все эти красивые произведения не разжигали огня в душах муз, которым они были адресованы. Поэт переживая всю горечь поражений не утратил своей душевной красоты. Создавая образы героинь своих стихотворений поэт всегда относился к ним с теплотой и нежностью. Это были его музы вдохновляющие на раскрытие таланта.

Вариант 2

Многие героини произведений М.Ю.Лермонтова являлись прототипами женщин, в отношении которых автор был не равнодушен. В жизни поэта встречались разные по своему темпераменту и мировоззрению молодые дамы, и ко многим из них Лермонтов испытывал сильные чувства. Большинство романов оканчивались, не успев начаться по той причине, что избранницы не были готовы ответить поэту взаимностью. Но, так или иначе, каждый из этих случаев вдохновил автора на творчество – своим музам поэт посвятил любовные стихотворения, где смог воплотить свои искренние чувства, их нравственную чистоту.

Если говорить о внешности Лермонтова, то поэт был явно непривлекателен. Однако за не столь приятной наружностью и маской дерзости скрывался очень умный, талантливый, порядочный, добрый человек. Посвященные музам произведения автор всегда подписывал. Несмотря на то, что дамы его сердца не разделяли влюбленность поэта, он не испытывает к ним чувство обиду или вражду. Наоборот, его отношение наполнено нежностью, трепетом и заботой. Каждый такой образ становился для Лермонтова священным. Каждая из его вдохновительниц была для него не только объектом влюбленности, но также являлась другом, музой его безграничного таланта.

В.А. Лопухина

С Варварой Лопухиной поэт познакомился еще в подростковом возрасте и тогда же начал испытывать к ней сильные чувства. Это была первая и самая яркая влюбленность Лермонтова. И неудивительно, так как Лопухина отличалась умом и особенным очарованием для своих юных лет. Эта любовь останется навсегда в сердце поэта и будет сопровождать на протяжении всего его творчества. Впервые образ Вареньки появляется в поэме «Два брата» в виде его описания устами одного из героев. Благодаря появлению Лопухиной в жизни Лермонтова начали происходить приятные изменения: обычно серьезный, грустный и даже мрачный он вдруг стал веселым, энергичным и счастливым. Однако в скором времени молодого человека ждет ужасное разочарование – дама его сердца становится женой другого человека. Для Лермонтова это настоящий удар судьбы. С тех пор в течение долгих лет поэт не раз посвящал любовную лирику этой женщине. В частности, Лопухина стала адресатом такого произведения, как стихотворение «Она не гордой красотою…».

Е.А. Сушкова

С Екатериной Сушковой поэт познакомился в Москве, будучи еще в достаточно юном возрасте. Девушка запомнилась ему, главным образам, своим неудержимым кокетством. Девушку очень забавляла юношеская влюбленность в нее Лермонтова. Своей избраннице автор посвятил одиннадцать стихотворений, объединенных в так называемый «сушковский цикл». Вторая встреча состоялась в Петербурге. На тот момент Лермонтов уже стал офицером, а Сушкова готовилась к свадьбе с А.Лопухиным. Несмотря на все попытки поэта влюбить в себя девушку, в том числе на расторгнутую им помолвку с Лопухиным, она так и не вышла за него замуж.

Среди других адресатов любовной лирики Лермонтова присутствуют также образы А.К. Воронцовой-Дашковой, М.А. Верещагиной, А.О. Смирновой, Н.Ф. Ивановой.

9, 10 класс. Для презентации

Сочинение Адресаты любовной лирики Лермонтова

В своих произведениях поэт и писатель Лермонтов посвящал многие вещи своим музам и вдохновляющим его вещам. Он старался передать все те чувства, которые испытывает  к ним через свои произведения и литературные приёмы в них.

В его лирических произведениях явно просматривается влияние различным людей, которые были близки к нему, в основном это были женщины. Лермонтов со времени своего отрочества испытывал сильную тягу к противоположному полу. По прошествии времени он остался верен своим принципам и темам, которые его вдохновляли. Свои произведения он посвящал женщинам, а в частности своему собственному идеальному образу женщины. Он говорит о нём как об идеале женской красоты, стараясь превознести его как единственно верный идеал.

Также в своих произведениях он говорит о своих чувствах множеству его друзей, и знакомых, выражая им свою любовь. Для Лермонтова не было понятия любви только к женщинам. Он испытывал дружескую любовь к своим друзьям и знакомым. Он говорил о его бесконечной привязанности к своим друзьям, ведь именно они делали его счастливым. 

Он очень хорошо относился ко многим своим друзьям, однако были и люди которые предавали его дружбу и доверия. Но, несмотря на это  благодаря своему бесконечному альтруизму он всегда прощал всех своих друзей, даже если их поступок был непростителен. В этом и выражалась его бесконечная любовь.

Стараясь передать свои чувства своим друзьям, Лермонтов использовал различные литературные приёмы, такие как олицетворения, метафоризм, и различные сравнения с природой, и любви к ней. Его современники называли его человеком хоть и скрытным, но ценящим своих друзей, за что его очень уважали, но из-за этой скрытности этих друзей у него было не очень много. Но, несмотря на это те люди, которые были рядом с ним, очень сильно его ценили за его альтруизм. Даже несмотря на некоторые предательства со стороны друзей он смог сохранить в себе способность к любви и дружбе.

В своём сочинении я анализировал поэзию Лермонтова, раскрывая источники его вдохновения. Без сомнения лирические произведения на тему любви и дружбы Лермонтова являются очень хорошим примером литературы посвященной любви. Это моё субъективное мнение, основанное на личных убеждениях и опыте, которое не претендует на звание единственно верного, из-за чего может быть опровергнуто.

Также читают:

Картинка к сочинению Адресаты любовной лирики Лермонтова

Популярные сегодня темы

sochinimka.ru

Адресаты любовной лирики Лермонтова - Сочинение на 5

Первой любовью шестнадцатилетнего Лермонтова была восемнадцатилетняя Екатерина Сушкова. Ей посвящен стихотворный сушковский цикл. Выросшая в доме тетки, любительницы шумных балов, Екатерина была надменной светской кокеткой. Красавица с длинными черными волосами и выразительными темными глазами, она насмешливо принимала стихи от неуклюжего мальчишки с вздернутым носом и умными глазами.

Лето 1830 года Сушкова и Лермонтов провели в подмосковном имении Середниково. Вспоминая это лето, Лермонтов сказал, что кокетка Сушкова «заставила страдать сердце ребенка». Через пять лет судьба дала офицеру Лермонтову шанс в полной мере отомстить за свои слезы. Спасая своего друга Алексея Лопухина от «слишком ранней женитьбы» на Екатерине Сушковой, Лермонтов начинает ухаживать за ней и заставляет испытать серьезные чувства.

Расстроив помолвку, Лермонтов заключает: «Теперь я не пишу романов – я их делаю». Сушкова стала прообразом Лизаветы Николаевны Негуровой в незавершенном социально-психологическом романе «Княгиня Лиговская». Как и герой его романа, Григорий Печорин, Лермонтов оканчивает интригу с бывшей возлюбленной анонимным письмом.

Все в том же 1830 году юный поэт встретил семнадцатилетнюю Наталью Иванову, ставшую адресатом целого цикла стихов поэта, написанного в 1830-1832 гг. Как только Михаил встретил Наташеньку, сердце его забилось учащенно. Их отношения начались с взаимной приязни, а закончились холодом и отстраненностью со стороны Натальи и непониманием со стороны Лермонтова.

Руку и сердце девушки выиграл соперник поэта, красавец Николай Обресков, лишенный дворянского звания за кражу. В ивановском цикле поэта отражены первый восторг, последовавшее за этим чувство оскорбленной гордости и, наконец, скорбь. Этой женщине поэт посвятил самое большое количество стихотворений. Также чувствами к Наталье пронизана драма «Странный человек».

Самые глубокие чувства Лермонтов испытал к сестре своего друга Алексея Лопухина, Варваре. Непосредственная, милая, всеобщая любимица Варенька стала для поэта причиной многих страданий. Они сблизились весной 1832 года,  когда компания молодых людей отправилась в Симонов монастырь. В ней была простота, свойственная глубоким натурам, а еще мечтательность и нежность. Именно к Вареньке поэт испытал самые глубокие и истинные чувства. По иронии судьбы Варенька вышла замуж за уже немолодого Н.Ф. Бахметьева, узнав об ухаживаниях Лермонтова за Сушковой.

  • < Назад
  • Вперёд >

soch67.info