Статусы учителя в школе и условия их получения: молодой специалист, СЗД, первая и высшая квалификационные категории. 1 категория учителя


молодой специалист, СЗД, первая и высшая квалификационные категории > Школа и Мы

В зависимости стажа работы в образовательных учреждениях и достижений учителя определяется его статус. Если педагогический работник только окончил вуз, то в школе он приобретает статус молодого специалиста.

Спустя некоторое время он может защититься на первую квалификационную категорию, потом на высшую. Если же учитель не хочет защищаться, то школа проводит заседание, на котором решается, может ли учитель занимать  данную должность.

От статуса, как правило, зависит и некоторое повышение зарплаты, которое в разных регионах различается. Поэтому в данной статье мы обратим внимание на общие вопросы  приобретения статуса и какие дивиденды он может принести.

За более подробной информацией стоит обратиться к нормативным актам субъектов, городов и районов по поводу установления надбавок работникам образования.

При написании статьи использовался Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

1. Молодой специалист.

Молодые люди, только что окончившие вуз, становятся молодыми специалистами. Здесь важно учитывать возраст (в регионах варьируется, где-то до 30 лет, где-то до 35) и через какое время бывший студент пришел в школу.  Например, в моем регионе (Республика Коми) статус действует 3 года с года окончания учебного заведения высшего или среднего профессионального образования и до достижения работником 30 лет (если учитель только закончил вуз, но ему уже больше 30 лет, молодым специалистом он не является). При этом он продлевается, если учителя забрали в армию или он находился в отпуске по уходу за ребенком. Данный статус в 2017 году дает молодым специалистам 45% к окладу, а закончившим с красным дипломом – 50%.

К тому же, молодому специалисту на некоторое время (от года до трёх) может быть приставлен наставник (учитель со стажем), который помогает ему в разработке программ, подготовке уроков, консультациями и пр.

Когда заканчивается статус молодого специалиста, а учитель не стал подавать заявку на аттестацию на первую квалификационную категорию, он приобретает статус «без категории». В это время администрация должна провести заседание и решить, соответствует ли педагог занимаемой должности (СЗД), при условии, что он работает в данной школе больше 2 лет.

2. Соответствие занимаемой должности (СЗД).

Данный статус материально никак не отражается, а только подтверждает, что учитель может работать учителем.  Проведение подтверждения СЗД проводится только, если учитель проработал в одной школе не менее 2 лет и не имеет других статусов, об этом чуть ниже.

Если комиссия решит, что работник по определённым причинам не соответствует занимаемой должности, его могут по этому основанию уволить.

Проводится комиссия, как правило, в самой школе. Участвуют в ней работники школы, управления образования, обязательно присутствие представителя профсоюза (в связи с тем, что могут уволить из-за несоответствия занимаемой должности, ч.3 ст. 82 ТК РФ).

Подтверждение СЗД не проводится для (п. 22 Приказа Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2014 N 32408):

— работников, имеющих первую и высшую категорию;

— тех, кто проработал  в данном ОО (а не вообще учителем) 2 и менее лет;

— молодые специалисты;

— беременные женщины;

— женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;

— женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5, до 3 лет;

— педагогические работники, отсутствующие по болезни более 4 месяцев.

Основание для аттестации на СЗД – представление работодателя (директора). В нём оцениваются профессиональные, деловые качества работника, результаты деятельности.

Положительное решение о соответствии занимаемой должности принимается, если «за» проголосовало не менее половины присутствующих.

Результаты оформляются протоколом, с подписями председателя, заместителя председателя, секретарем и членами комиссии. Для работника составляется выписка из протокола, которая хранится в личном деле.

Пример протокола

3. Аттестация на категорию

В отличие от аттестации на СЗД, которая является обязательной и проводится с представления директора, аттестация на категорию проводится по желанию работника.

Он сам отправляет заявление в аттестационную комиссию и указывает, какую категорию хочет получить.

Но тут есть свои ограничения:

— нельзя получить высшую категорию, не получив первую;

— нельзя обратиться за установлением высшей категории ранее, чем через 2 года после установления первой;

— если ранее было отказано в присвоении категории, повторно можно обратиться не раньше, чем через год.

Но в то же время если вам отказали в установлении высшей категории (не хватило баллов, но хватает на первую), то вы можете подать заявление на установление первой категории, хоть в тот же день, и отказать вам не могут.

Как оформляется получение категории

Раньше выдавался аттестационный лист, сейчас уже нет. Сведения о присвоении категории оформляются приказом министерства образования и публикуются на их сайте.

На основании данного приказа работодатель делает запись в трудовой книжке, например:

15.10.2017 Установлена высшая квалификационная

категория по должности «Учитель»

Приказ Министерства образования и молодёжной политики РК от 10.10.2017 № 525-нк

 

Наличие первой и высшей категории дает возможность учителю не только обладать более высоким статусом (как минимум, морально), всё-таки это подтверждает определенный профессионализм работника, но и получить за это материальное вознаграждение – прибавку в процентах. Размер зависит от региона, у нас в Республике Коми за наличие первой категории – плюс 45 % к окладу, за высшую – 60%.

Аттестация при работе по совместительству

Если вы работаете по совместительству, то подтверждение СЗД на основном месте работы (даже если название должности совпадает) не подойдёт. Другая организация вправе провести свою аттестацию в соответствии с условиями для её проведения (см. выше).

Если же у вас категория, то информация о ней вносится в трудовую книжку. Вы можете работодателю по совместительству предоставить заверенную копию трудовой книжки с указанием действующей категории или же заверенный приказ министерства.

Сколько действует категория

Срок действия – 5 лет.

Если у вас на момент введения нового порядка аттестации действует вторая категория (сейчас отменена), то она продолжает действовать до момента новой аттестации.

В соответствии с п. 2 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»:

«Установить, что квалификационные категории, установленные педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений до утверждения Порядка, указанного в пункте 1 настоящего приказа, сохраняются в течение срока, на который они были установлены».

Если у вас действует категория, установленная до включения Республики Крым  в состав России, то она также действует до конца своего срока.

Как аттестоваться на квалификационную категорию

Многие учителя отмечают, что аттестация для них как «семь кругов ада», поскольку отнимает много времени и сил. Большинство выбирают аттестацию в виде предоставления портфолио (у разных учителей требования отличаются), их вы можете найти и посмотреть на сайтах органов, занимающихся аттестацией в вашем регионе/районе.

Также учителям представляется выбрать для аттестации сдачу экзамена. На данный момент при выборе экзамена вы освобождаетесь от оформления портфолио, но в ближайшее время хотят ввести нововведение, согласно которому и при сдаче экзамена будут просить небольшое портфолио.

Напоследок сравним сходства и отличия СЗД и категории у учителя

 

  СЗД Категория
От кого зависит проведение По представлению работодателя По желанию работника
Дает ли прибавку к зарплате Не дает прибавок к зарплате (но могут быть и исключения в зависимости от школьного положения об оплате труда) Есть (в зависимости от региона отличается размером)
Сохраняется ли при увольнении Нет Да
Где проводится По месту работы Вне места работы
Сведения о получении статуса Не вносятся  в трудовую книжку Вносятся в трудовую книжку

 

При написании статьи были использованы материалы:

Нормативно-правовые акты и комментарии Центрального совета Профсоюзов работников народного образования и науки Российской Федерации «Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» Информационный бюллетень № 6, июнь 2014.

shkola-i-my.ru

Как аттестоваться на первую категорию учителя? Примерное заявление учителя

Вам понадобится Заявление Аттестационный лист предыдущей аттестации Новый аттестационный лист Портфолио личных достижений

Инструкция1.Аттестация для учителя – это важная процедура. Она стимулирует повышать качество образования и дает уверенность педагогам в своих силах и умении. А, также, она позволяет оценить уровень качественной работы педагога. В 2011 году с 1 января были введены новые правила, согласно которым аттестация становится обязательной для педагогов разного уровня. Те из них, кто не проходил аттестационные испытания, теперь должны подтверждать свое соответствие той должности, которую они занимают. А что же необходимо педагогам, которые решили подать документы на первую категорию? Во-первых, необходимо составить заявление. Его можно написать и подать на рассмотрение в любое время по желанию аттестуемого. Если же срок действия первой категории заканчивается, то с подачей заявления нужно поторопиться. Сделать это следует за три месяца до окончания действия категории.2.Заявление на аттестацию учителя начальных классов на первую квалификационную категорию ничем не отличается от аналогичного заявления учителя-предметника. В любом случае, при составлении заявления педагогу следует особое внимание обратить на его хорошую аргументированность. Кроме заявления потребуется аттестационный лист предшествующей процедуры прохождения аттестации. А, также, педагогу следует заполнить новый аттестационный лист. Для аттестуемого предполагается заполнение семи первых пунктов данного листа. Аттестоваться на первую категорию учителю поможет хорошо подготовленное портфолио личностных достижений. В нем в полной мере должно быть отражено владение педагогам современными методиками и технологиями образовательного процесса. Кроме того, важное место при оценке соответствия первой категории будут иметь эффективные результаты работы учителя и повышение качественных достижений учащихся по данному предмету.3.Ограничений на подачу заявления о присвоении первой квалификационной категории очень мало. Право на ее получение имеют учителя без категории; с первой категорией, срок которой либо заканчивается, либо в середине срока, но, только спустя 2 года после ее присвоения; педагоги с высшей категорией. Соответствующее заявление на первую категорию теперь возможно написать и учителям, не успевшим проработать в данной должности и двух лет, а, также, женщинам, находящимся в отпуске по беременности, и в последующем, по уходу за ребенком. Порядок прохождения аттестации на первую категорию для педагога предусматривает следующее. На начальном этапе заявление рассматривается комиссией в течение одного месяца. Она назначает место, а, также, дату проведения аттестационных испытаний, о чем и сообщается учителю. Испытание проводится в виде экспертизы потрфолио личных достижений. Кстати, на заседании комиссии может присутствовать сам аттестуемый.4.Аттестация учителей на первую категорию предполагает высокие требования. Это эффективное применение учителем на учебных занятиях современных методик и технологий образовательного процесса. Большим «плюсом» явится активное распространение своего опыта. Педагог может презентовать свое участие в конкурсах профессионального мастерства, выступления на семинарах. Преветствуется активная работа на районных методических объединениях, обобщение своего опыта преподавательской деятельности в любой форме. Весомый вклад в портфолио внесут качественные результаты освоения учащимися предмета данного преподавателя, а, также, достижения обучающихся. Это призовые места в районных и областных олимпиадах, участие в дистанционных олимпиадах разного уровня, научных конференциях, творческих конкурсах. Все представленные материалы рассматриваются экспертной группой. Именно, она, проведя экспертизу, делает выводы и составляет экспертное заключение. Учителю, работающему творчески и ориентированному на повышение своего профессионального мастерства, получить положительное решение комиссии не составит большого труда.

proffi95.ru

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию. Квалификационные требования к педагогическим работникам

Жизнь не стоит на месте и постоянно предъявляет новые требования к уровню подготовки и трудовой пригодности работающих. Любой специалист периодически должен быть готов к проверке собственных профессиональных навыков. Учителя, воспитатели и другие труженики системы образования - не исключение.

С 1.01.2011 г. порядок, в котором проходила аттестация воспитателей детских садов и школ, изменился.

Что же получилось?

Как известно, существует аттестация обязательная и добровольная. Задача первой - подтвердить соответствие педагога должности, которую он занимает. Вторая имеет место, когда речь идет о повышении квалификационной категории.

По правилам, действующим раньше, если педагог хотел повысить свою зарплату, он по своей инициативе подавал заявление с просьбой присвоения одной из категорий - высшей, первой или второй. Делалось это руководством детского учреждения или органом управления образования.

Позже вторую категорию как таковую отменили. Аттестацией стали заведовать органы образования уровня субъекта РФ. Главное: эта процедура теперь обязательна. Один раз каждые пять лет абсолютно все педагоги при любом стаже работы, независимо от собственного желания, должны ее пройти, чтобы подтвердить свое соответствие должности, которую занимают.

аттестация воспитателя детского сада на первую категорию

Кому нужна категория

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию (либо высшую) производится по желанию. Те, кто хочет ее получить, имеют право подать соответствующее заявление. Цель его - чтобы их аттестовали. То есть установили соответствие профессионального уровня требованиям квалификационных категорий. Любая из них присваивается сроком на 5 лет, затем требует продления в аналогичном порядке.

Если же квалификация педагога не будет своевременно подтверждена, она автоматически снижается. Что тогда?

Бывшему работнику первой категории предстоит заново подавать заявление на аттестацию (чтобы ее восстановить).

А если он не сделает этого? В таком случае - в числе прочих аттестоваться на подтверждение соответствия.

Тому, кто утратил высшую, предстоит "проходить" все заново. Вначале потребуется аттестация воспитателя на 1 категорию. И не раньше чем по истечении двух лет у него появится право сдать на высшую.

Категории, полученные до указанной даты (1.01.2011 г.) действуют до конца срока присвоения. Но старое положение - после 20 лет педагогического стажа вторая категория остается навсегда - теперь отменено. Эти воспитатели также должны будут подтверждать свою профпригодность раз в пять лет.

опыт работы воспитателя доу

Какой бывает аттестация

Рассмотрим оба ее вида - обязательную и добровольную.

Первая, как уже упоминалось, обязана состояться один раз в каждые пять лет. Цель ее - подтвердить, что педагог соответствует своей должности. Ее обязаны пройти все работники, у кого нет категорий и нет желания их получать.

Освобождаются от аттестации занимающие должность не более 2 лет, мамы в декретном отпуске и беременные женщины. Срок прохождения для них наступит не раньше, чем через два года после завершения отпуска, предоставленного по уходу за ребенком.

Представление воспитателя на аттестацию производится работодателем. Если педагог занимает сразу несколько должностей в одном учреждении, и не аттестован ни по одной из них, то оно возможно сразу по всем.

Если же он работает по совместительству в разных местах, то каждый работодатель уполномочен направить его на аттестацию.

заявление на аттестацию

Как подаются документы?

Представление на педагога оформляется работодателем по установленному образцу. Документ содержит все нужные справки для аттестации воспитателя, подробную всестороннюю оценку профессиональных навыков сотрудника и качество его работы в должности. Кроме того, там имеется информация обо всех пройденных курсах повышения квалификации и результатах прошлых аттестаций.

Педагога за месяц до испытания под роспись знакомят с представлением. Документы подаются работодателем в комиссию по аттестации соответствующего субъекта РФ, где назначается ее дата, время и место проведения. Срок ее прохождения не должен быть больше двух месяцев.

Как она проходит?

Аттестация старшего воспитателя, воспитателя, педагога-психолога и других работников ведется в установленном порядке. В процессе ее для подтверждения квалификации испытуемые подвергаются экзаменам в письменном виде или компьютерному тестированию. Цель их - выявить уровень владения профессиональными методами современного обучения, подтвердить ценный опыт работы воспитателя ДОУ и уровень собственной компетентности.

Решение, принятое комиссией, оформляется в виде протокола и вносится в аттестационный лист работника. Последний хранится в личном деле педагога.

Если аттестация пройдена успешно, вердикт комиссии - «соответствует занимаемой должности». В противном случае - «не соответствует».

аттестация воспитателя на 1 категорию

Если вам не повезло

В последнем случае работодатель имеет юридическое право расторгнуть договор с работником, но не обязан этого делать. Он может предложить тому пойти на курсы повышения квалификации и затем пройти аттестацию повторно.

Вместо увольнения работник может и должен быть переведен с его согласия на другую должность (нижестоящую), если есть вакансия. Также не имеют право лишить работы временно нетрудоспособного, беременную и женщину с детьми до 3 лет или мать-одиночку с ребенком до 14 лет или ребенком-инвалидом.

Добровольная аттестация

Она организуется для присвоения первой (либо высшей) категории по инициативе работника и на основании его заявления. Цель ее - установить соответствие квалификации педагога требованиям заявленной категории.

Подать заявление на первую имеют право работники, не имеющие пока никакой. Или те, у кого срок действия полученной ранее 1 категории подходит к концу. На высшую - получившие первую два или более года назад, а также желающие продлить уже имеющуюся.

Заявление на аттестацию воспитателя подается педагогом самостоятельно в любое время. Чтобы срок предыдущей не истек в период его рассмотрения, рекомендуется подавать его заранее - за 3 месяца.

Как правильно оформить документы

Их полный пакет должен включать заявление на аттестацию по образцу, прошлый аттестационный лист (ксерокопию) - при его наличии, заполненный новый лист, портфолио достижений. Для составления последнего имеются методические рекомендации.

Документы, поданные в комиссию по аттестации местного субъекта РФ, рассматриваются обычно около месяца, затем назначается место и дата проведения. Проходить она должна только в течение определенного срока.

Аттестация воспитателей ДОУ ведется в строгом соответствии с имеющимися правилами и нормативами. Какие же требования предъявляются к каждой из квалификационных категорий?

заявление на аттестацию воспитателя

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию

Педагог обязан владеть современными технологиями образования и уметь эффективно использовать их в практической деятельности. Продемонстрировать накопленный опыт работы воспитателя ДОУ. Доказать собственный личный вклад в улучшение качества дошкольного образования путем совершенствования применяемых методик. Показать результаты усвоения программ воспитанниками и динамику достижений.

Аттестация на высшую категорию воспитателя: требования растут

Требуется наличие первой квалификационной категории, успешное применение на практике новых образовательных методик и технологий, демонстрация освоения воспитанниками практикуемых программ. Результаты должны быть стабильными, а показатели динамики успехов - выше среднего уровня субъекта РФ.

Воспитателю предстоит продемонстрировать личный вклад в совершенствование воспитательных и образовательных методик, улучшение качества образования. А также - владение новыми технологиями и распространение личного профессионального опыта.

аттестация воспитателей доу

Порядок прохождения

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию, как и на высшую, ведется определенным образом. Его профессиональные достижения, оформленные в виде портфолио, предъявляются на экспертизу.

Проверка квалификации проходит на заседании аттестационной комиссии, которое ведется как при педагоге, так и без его участия. Запись о намерении присутствовать на обсуждении должна быть включена в заявление на аттестацию заранее. Если же он после этого по каким-либо причинам не является на заседание, комиссия имеет право рассматривать его документы заочно.

Принятое решение заносится в протокол, а также в аттестационный лист работника. После этого оно утверждается вышестоящим органом - на уровне субъекта РФ. Итоги (выписка из акта данного органа и аттестационный лист) передаются работодателю.

А что потом?

Если аттестация воспитателя детского сада на первую категорию (или на высшую) прошла успешно, и вынесено постановление о соответствии нужным требованиям, датой присвоения соответствующей категории считается день принятия решения комиссией. С этого же момента и оплата труда педагога будет производиться по новой ставке.

Запись о том, что присвоена определенная категория, в обязательном порядке производится в трудовой книжке.

В случае "провала" аттестации выносится решение "требованиям не соответствует". Тогда претендовавшие на первую категорию остаются без таковой и обязаны аттестоваться на соответствие должности, которую занимают.

У «не сдавших» на высшую остается первая категория до окончания действующего срока. Затем педагог имеет право вновь попытаться "заработать" высшую категорию, либо ему придется подтверждать первую.

 аттестация старшего воспитателя

Обжалование итогов аттестации

Право на такое обжалование закреплено документально. Делается это путем подачи заявления в комиссию по трудовым спорам или даже в суд, причем в последнем случае важно сделать это в течение трех месяцев с момента аттестации.

Но на практике подобные ситуации случаются крайне редко. Как правило, педагоги подают документы на аттестацию, будучи основательно подготовленными - досконально изучив все нужные требования, подготовив грамотное и достойное портфолио и будучи полностью уверенными в собственных силах.

fb.ru

Часто задаваемые вопросы

Вопрос 1. Педагог подавал заявление и материалы на высшую категорию. Присвоена первая категория. Хотелось бы получить рекомендации. К кому можно обратиться?

Ответ: Необходимо обратиться в адрес Департамента образования для получения официального разъяснения по сложившейся ситуации с предоставлением выписки из протокола заседания аттестационной комиссии.

Вопрос 2. Если уровень оплаты сохраняется, то зачем тогда подавать заявление на подтверждение за 3 месяца?

Ответ: Уровень оплаты сохраняется, но если вы не пройдете аттестацию, то с вас удержится сумма оплаты с момента истечения срока действия категории, поэтому и рекомендуется подавать заявление заранее.

Вопрос 3. Заявление на категорию было подано за 1 день до окончания срока действия категории. Сохраняется ли заработная плата с учетом действующей категории за работником до момента выхода приказа?

Ответ: Согласно Отраслевому соглашению, заключенному между окружной организацией профсоюза работников народного образования и науки и Департаментом образования и молодежной политики округа, педагогические работники, у которых истекает срок действия квалификационной категории, будут иметь право на сохранение уровня оплаты труда в период рассмотрения аттестационной комиссией заявления педагогического работника об аттестации и (или) в период ее прохождения.

Вопрос 4. Педагог подавал заявление на высшую категорию, но не набрал баллов на высшую, а только на первую, будет ли он аттестован на первую категорию или нужно новое заявление подавать?

Ответ: Согласно приказу Департамента, если педагог заявлялся на высшую категорию, но по баллам набрал на первую, то ему необходимо зарегистрировать заявление в автоматизированной системе на первую категорию. Срок подачи заявления неограничен.

Вопрос 5. Самоанализ писать как связный текст или ответ на вопрос?

Ответ: Отчет о самообследовании имеет свободную форму написания (как связный текст, так и ответы на вопросы). При этом следует учесть, что отчет, представленный в виде «вопрос-ответ» легче анализировать.

Вопрос 6. Должна ли оценка за количество подготовленных призеров, победителей соревнований, конкурсов быть дифференцированной? (сегодня оценка не зависит от количества побед обучающихся)?

Ответ: Да, безусловно, это было бы логичнее. Хотя в отчете о самообследовании установлено фиксированное количество баллов независимо от количества подготовленных победителей.

Вопрос 7. В заявлении, которое приходит с № аттестующего, нет даты приема-подачи.

Ответ: Дата подачи и приема заявления совпадают. Отчет времени начинается с момента, когда было подано заявление на сайте Департамента.

Вопрос 8. Приравнивается ли почетный знак «Отличник народного просвещения» к почетному знаку «Почетный работник общего образования Российской Федерации.

Ответ: Данные награды тождественны для процедуры прохождения аттестации педагогических работников.

Вопрос 9. Зачем нужна на отчете о самообследовании подпись руководителя образовательной организации?

Ответ: Руководитель образовательной организации подписывает отчет о самообследовании для подтверждения тех данных, которые указал о себе и своих достижениях педагог.

Вопрос 10. Какое количество часов по курсам повышения квалификации необходимо для аттестации на первую/высшую категории?

Ответ: Прохождение курсов повышения квалификации и прохождение процедуры аттестации на установление квалификационной категории между собой не связаны. Не нужно проходить курсы повышения квалификации перед тем как подать заявление ка категорию. Необходимость прохождения курсов или переподготовки устанавливает работодатель, исходя из графика, утвержденного локальным нормативным актом, а проходить или нет аттестацию на категорию - решает педагогический работник самостоятельно, по своему желанию.

Вопрос 11. Если учитель имеет первую или высшую категорию, должен ли он при очередной обязательной аттестации подтверждать эту категорию или она будет продлена автоматически?

Ответ: Срок действия квалификационной категории составляет 5 лет и продлению не подлежит. Если педагог утрачивает квалификационную категорию и не продлевает ее, в таком случае требуется проходить обязательную аттестацию на соответствие занимаемой должности в образовательной организации.

Вопрос 12. Мой работодатель ознакомил меня с графиком проведения аттестации на соответствие занимаемой должности, где я должна ее пройти в ближайшее время. Но мной подано заявление на установление квалификационной категории. Скоро состоится заседание комиссии. Мой руководитель настаивает на том, чтобы я прошла аттестацию на соответствие обязательно, независимо от того, пройду я на категорию или нет. Он ведь не прав, так? Мне ведь не нужно проходить аттестацию на соответствие, если я получу категорию? Чем мне руководствоваться, чтобы доказать ему, что я прошла аттестацию на категорию?

Ответ: Да, вы совершенно правы. Но помните, что если категорию вам не установят, то аттестацию на соответствие занимаемой должности вы пройти будете обязаны. Если же вы категорию получите, то работодатель не имеет право настаивать на прохождении вами аттестации на соответствие. Результаты аттестации на категорию будут отражены в приказе Департамента, а также в Вашей трудовой книжке.

Вопрос 13. Если я не прошла на категорию, действует ли та категория, которая была до 2016 года?

Ответ: Да, конечно, категория действует до момента истечения срока.

Вопрос 14. Можно ли аттестоваться на первую (высшую) категорию, имея не педагогическое, а медицинское образование?

Ответ: Если работник занимает педагогическую должность, то отсутствие педагогического образования не ограничивает его право на аттестацию.

Вопрос 15. Возможна ли оплата по категории в должности учитель, если педагог работает по совместительству и колледже и в школе?

Ответ: Да, оплата за категорию в данном случае будет.

Вопрос 16. Если на данный момент есть категория по должности преподаватель, необходимо ли по должности учитель пройти процедуры аттестации?

Ответ: Согласно приказу Департамента квалификационная категория, полученная по должности «преподаватель» учитывается и распространяется на должность «учитель».

Вопрос 17. Необходимо ли после установления квалификационной категории проходить курсы профессиональной переподготовки, если нет педагогического образования? В таком случае, на какой срок будет действительна категория?

Ответ: Проходить курсы повышения квалификации нужно только в том случае, если аттестационная комиссия установила Вам категорию, но указала в качестве рекомендаций прохождение данных курсов. В этом случае Ваш работодатель направит Вас на курсы внепланово и отчитается перед комиссией, что Вы данные курсы прошли. Срок действия установленной аттестационной комиссией квалификационной категории составляет 5 лет независимо от прописанных рекомендаций и даже при переходе в другую образовательную организацию.

Вопрос 18. Если срок действия первой квалификационной категории истек, может ли педагог подать заявление на высшую категорию?

Ответ: Да, может.

Вопрос 19. Если отсутствие педагогического образования не влияет на прохождения процедуры аттестации, не обязан ли педагог после установления категории получить педагогическое образование соответствующее занимаемой должности?

Ответ: Решение по установлению квалификационной категории принимает аттестационная комиссия. И если она приняла решение в пользу установления категории, то, значит, Вы имеете достаточный опыт педагогической работы, подтвержденный документами и материалами, направленными в аттестационную комиссию (согласно п. 23 Нового порядка аттестации аттестационная комиссия имеет право принять решение в пользу установления категории для работников, имеющих достаточный педагогический опыт, но работающих без педагогического образования). Получать или нет педагогическое образование - это решение остается за Вами.

Вопрос 20. Установлены ли конкретные периоды для приема заявлений на установление квалификационной категории и их рассмотрения?

Ответ: Педагогическим работникам должна обеспечиваться возможность обращения с заявлениями в аттестационную комиссию в любое время, а также рассмотрение заявлений педагогических работников в срок не более 30 дней.

Вопрос 21. Педагогический работник имел высшую квалификационную категорию, срок которой истек, что не позволило ему по старому порядку пройти аттестацию на высшую квалификационную категорию, в связи с чем, он вынужден был аттестоваться на первую квалификационную категорию. Может ли такой педагогический работник пройти аттестацию на высшую квалификационную категорию ранее, чем через 2 года после установления первой квалификационной категории?

Ответ: Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности, в том числе в случае, когда работник имел высшую квалификационную категорию, срок которой истек, в связи с чем по ранее действовавшему порядку педагогический работник вынужден был вновь проходить аттестацию на первую квалификационную категорию.

Вопрос 22. Насколько длительным может быть период по истечении срока действия высшей квалификационной категории, дающий право педагогическим работникам обращаться в аттестационную комиссию?

Ответ: Не устанавливается каких-либо сроков давности для обращения в аттестационную комиссию и прохождения аттестации в целях установления высшей квалификационной категории.

Вопрос 23. Имеет ли право учитель, имеющий среднее профессиональное образование претендовать на установление высшей квалификационной категории?

Ответ: Не может быть отказано в установлении высшей квалификационной категории, если профессиональная деятельность педагогического работника соответствует результатам работы.

Вопрос 24. Имеет ли право педагогический работник подать заявление с целью установления высшей квалификационной категории по должности «педагог дополнительного образования», если он имеет высшую квалификационную категорию по должности «учитель», а оплата труда по должности педагога дополнительного образования осуществляется с учетом квалификационной категории учителя?

Ответ: Было бы нецелесообразным педагогическому работнику (к примеру, учителю), имеющему высшую квалификационную категорию, отказывать в приеме заявления и в прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию по другой должности (к примеру, педагога дополнительного образования), учитывая, что решение об установлении высшей квалификационной категории по другой должности будет приниматься аттестационной комиссией после осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогического работника по новой должности.

Вопрос 25. Может ли педагогический работник в одном заявлении указать не одну должность, по которой он желает пройти аттестацию?

Ответ: Приказом Департамента четко установлено, что на каждую должность педагогический работник подает отдельное заявление с соответствующим пакетом документов. Аттестационная комиссия, в свою очередь, принимает соответствующее решение по каждой должности.

Вопрос 26. У меня вторая категория. Могу ли я сразу подать на высшую?

Ответ: В соответствии с пунктом 30 Порядка аттестации заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через 2 года после установления по этой должности первой квалификационной категории.

Вопрос 27. Педагогический работник прошел аттестацию на высшую квалификационную категорию в августе 2015 года. Приказ о подтверждении до сих пор в образовательную организацию не поступил. Разъясните, пожалуйста, в какой период после прохождения аттестации приказ на педагогического работника поступает в учреждение, или мы должны его забрать сами? Если это наша обязанность, то подскажите, где забрать и у кого?

Ответ: Приказ Департамента образования и молодежной политики автономного округа с результатами проведенной аттестации размещается после его подписания на официальном сайте в подразделе «Аттестация педагогических работников образовательных организаций Югры» раздела «Деятельность». Также о результатах аттестации можно узнать у муниципальных координаторов, которые должны были довести их до сведения педагогов.

Вопрос 28. Если воспитатель, имеющий высшую квалификационную категорию и стаж работы 20 лет, совмещает должность старшего воспитателя. Распространяется ли высшая категория воспитателя на должность старшего воспитателя. Или надо подавать ещё и на старшего воспитателя?

Ответ: Да, квалификационная категория, установленная по должности «воспитатель» распространяется на должность «старший воспитатель».

Вопрос 29. Заместитель директора по УВР (первая квалификационная категория, стаж в должности 5 лет) с сентября переведен на должность методиста. Имеет ли педагогический работник право аттестоваться на высшую квалификационную категорию по новой должности (методиста)?

Ответ: Должность «заместитель директора» не относится к педагогическим должностям (это должность руководителя). Таким образом, квалификационная категория, присвоенная ранее по должности «руководитель», не может быть учтена при аттестации по педагогической должности. В случае, если аттестация по должности «методист» будет проводиться впервые, педагог может быть аттестован только на первую квалификационную категорию.

Вопрос 30. Работала в начальном профессиональном образовании, получила первую категорию по должности преподаватель, перешла работать в школу, отработала 4 года, хотела подать на высшую категорию - отказывают, ссылаясь на то, что на должности учитель у меня нет категории. Предлагают аттестоваться на первую как учитель, и только через два года подать на высшую. Правомерно ли это? Получается, моя первая категория преподавателя не имеет никакой силы? Должна ли я аттестоваться на первую категорию в должности учитель или имею право подать на высшую в связи с новым порядком?

Ответ: Отказ в данном случае неправомерен в связи с тем, что, согласно приказу Департамента, категория, полученная по должности «преподаватель» распространяется на должность «учитель», в связи с чем, Вы имеете право подать заявление на высшую квалификационную категорию по должности «учитель».

hmtpk.ru

Аттестация на первую категорию: важные моменты и советы

Всем привет, с вами Татьяна Сухих! А ну ка признавайтесь, у кого на носу аттестация, и вы мечетесь, зарабатывая баллы, в чем только не принимая участие ради высоких результатов. Вполне знакомая ситуация, тоже когда-то опомнилась, когда уже петух клюнул. Но теперь стала умнее, и вас научу, как сделать так, чтобы аттестация на первую категорию прошла в удовольствие, а не вытянула из вас последние силы.

Содержание статьи:

Готовим сани летом

Итак, вы уже заранее знаете, что рано или поздно вас ждет аттестация, но не особо усердствуете, чтобы заработать хотя бы какие-то грамоты и дипломы за участие в конкурсах, не делаете и других шагов, которые приведу вас к легкой сдаче аттестации. А напрасно. Ведь можно за 2-3 года особо не напрягаясь собрать себе такое портфолио, которое позволит беспрепятственно сдать все необходимые бумаги без необходимости проведения открытого занятия в ДОУ.

Портфолио педагога — это то, что должно пополняться непрерывно, причем, вы можете принимать участие только в том, что вам интересно, и что под силу. А если будете лениться, то в последние месяцы перед аттестацией придется браться за все подряд, и это уже будет напряжно. Времени на семью точно не останется, уж поверьте мне. Причем, не всегда методисты помогают с подготовкой необходимых документов, поэтому все справки также скорее всего придется составлять вам самостоятельно.

Требования к аттестации я озвучу несколько позже, а сейчас хочу остановить свое внимание на том, что же вы можете сделать сейчас, когда у вас осталось еще время до момента «Х».

Важные моменты подготовки

data-ad-client="ca-pub-8500929059585348"data-ad-slot="5932752765"data-ad-format="auto">

  1.  Как я уже упоминала, как можно больше участий в разных конкурсах, которые вам под силу, как в качестве воспитателя, так и со своими воспитанниками. Однако если конкурсы — это не ваш конек, тогда выберите несколько самых достойных (всероссийского или областного уровня) и вложитесь в них по максимуму, чтобы был хороший результат (1,2 или 3 место).
  2. Постарайтесь опубликовать свои методические разработки занятий, сценарии мероприятий, какие-то свои мысли и выводы по поводу работы с детьми и их воспитанию. Где это можно сделать, я уже писала здесь. Также можете попробовать опубликоваться в педагогических периодических изданиях своей области.
  3. Если есть возможность, возьмите наставничество над молодым педагогом, войдите в число членов жюри какого-либо конкурса или применяйте в своей работе современные технологии обучения и воспитания.
  4. Также можно поработать над своей программой, пока есть время. Переработать старые пункты, дополнить и расширить в соответствии с требованиями по ФГОС. Тема самообразования также должна быть актуальной.
  5. Если пришло время, нужно пройти курсы повышения квалификации. Вы это можете сделать как онлайн, так и в вашей организации, сделав заказ в соответствующие инстанции. Как правило, если таких педагогов несколько в учреждении, то Институт повышения квалификации может прислать к вам лекторов за соответствующую плату. А можно набрать необходимое количество часов путем просмотра вебинаров, если вам такой вариант нравится больше.

Интернет вам в помощь

Вот как раз участие в офлайн-вебинарах я и могу вам предложить и посоветовать. Пожалуй, представленные ниже темы будут очень полезны и актуальны, поэтому советую приобрести материалы как можно скорее, а прослушать вы их сможете в любое удобное для вас время.

В Интернет-магазине «УчМаг» можно купить офлайн-вебинары на следующие темы:

  • «Содержание и структура профессионального стандарта педагога. Квалификационные характеристики педагога» (объем 4 ч.)
  • «Мастер-класс как эффективная педагогическая технология успешной аттестации и повышения профессиональной компетентности» (объем 2 ч.)
  • Карта результативности педагога ДО: требования и содержание" (объем 2 ч.)
  • Участие в офлайн-семинаре «Процедура аттестации педагогических работников: новый подход» (объем 2 ч.)

Пособия:

  • Афонькина Ю.А. Как воспитателю выстроить эффективную подготовку к аттестации: изучение и оценка компетенций воспитателя ДОО".

Это пособие поможет воспитателю лучшим образом подготовиться к аттестации. Из него вы узнаете, как провести профессиональный самоанализ при составлении портфолио, познакомитесь с дорожными картами по разным направлениям работы воспитателя, да и в целом будете готовиться к этому важному событию с учетом современной компетентностной модели аттестации, что будет свидетельствовать о вашем высоком профессиональном уровне.

Аттестация уже на носу

Итак, я надеюсь, что вы послушные ученики, и все, что я описала выше, обязательно будет выполняться хотя бы по минимуму в течение всего рабочего периода, предшествующего аттестации. Тогда, когда придет время аттестовываться, вам нужно будет написать заявление, подготовить папку с вашими достижениями и необходимыми справками и ждать, когда ее нужно будет представить специальной комиссии.

Возможно, вам придется самостоятельно сделать несколько справок, например, об использовании современных образовательных технологий в своей работе или что-то другое. А может, вам повезет, и методист составит их сам.

Вот, впрочем и все, распечатываете дипломы, свидетельства, справки, складываете их в папку, и первая категория практически в ваших руках. Конечно, если после заполнения таблицы экспертного заключения у вас будет недостаточно баллов, нужно будет

  1. или пройти тест-мониторинг уровня сформированности профессиональной компетентности осуществляемого вида деятельности
  2. или провести учебное занятие или мероприятие

В большинстве случаев этого бывает достаточно, чтобы получить недостающие баллы.

Как же происходит подсчет баллов? По каждому критерию и его подразделу вы можете получить 0, 2, 3, 4 или 5 баллов. Некоторые критерии имеют дополнительный коэффициент, и тогда полученный результат увеличивается пропорционально этому коэффициенту, поэтому максимальный балл здесь может быть достаточно большой.

Этот пункт актуален для критерия, где подводится результат участия детей в конкурсах, а также при повышении квалификации в аспирантуре. В остальных случаях, как уже отмечалось выше, вы можете набрать 0 баллов или от 2 до 5 баллов.

Так, например, если взять такой критерий, как уровень ИКТ сформированности педагога, то он получает 0 баллов, если не владеет ИКТ и не используется в работе, 2 балла — при использовании ИКТ для подготовки к занятиям и ведения документации, 3 балла — то же, что и в прошлом пункте + использование ИКТ для обобщения, 4 балла — использование кроме всего прочего в аналитической и методической работе, а также наличие курсов ППК, 5 баллов — участие в работе Интернет-сообществ или наличие собственного блога (сайта).

Критерии в соответствии с ФГОС

Предлагаю вам перечень критериев, т.е. что именно нужно готовить к аттестации, остановлюсь на наиболее важных моментах, от которых будет зависеть ваш общий результат:

  1. У вас должна быть авторская образовательная программа, которая желательно чтобы была утверждена хотя бы на муниципальном уровне, либо на уровне региона, что еще лучше. Наличие адаптированной образовательной программы для воспитанников с ОВЗ приветствуется и поощряется дополнительными баллами, а если она реализуется от 1 до 3 лет, то баллы повышаются за каждый год.
  2. Ваши воспитанники должны участвовать в различных конкурсах, фестивалях, выставках, турнирах и соревнованиях. Баллы даются за победы и призовые места, а также за участие в зависимости от статуса мероприятия. Чем выше статус — тем выше баллы. За призовые места применяется дополнительный коэффициент.
  3. Наличие хотя бы 5-летнего стажа работы в коллективе со званием «Образцовый детский коллектив» позволяет получить дополнительные 4 балла.
  4. Что касается повышения квалификации, то курсы продолжительностью 16 ч и более дают вам 3 балла (сюда же относятся и рекомендуемые мной вебинары, часы которых суммируются), при курсах от 48 часов и более — 4 балла, а курсы по профилю выше 108 ч — 5 баллов.
  5. Использование современных образовательных технологий и методов также очень важно. При использовании отдельных элементов в зависимости от уровня, вы получаете 2 или 3 балла, используя в системе и эффективно применяя — 4 балла, при наличии собственной системы приемов и методов — 5 баллов.
  6. Наличие целостного обобщенного опыта и его обобщение на уровне учреждения дает 2 балла, на муниципальном уровне — 3 балла, на региональном уровне — 4 балла, на всероссийском уровне — 5 баллов. Я думаю, что у каждого из вас есть свои наработки даже при небольшом стаже работы. Осталось это лишь грамотно оформить и защитить, либо провести мастер-класс, открытое занятие и т.д.
  7. Очень важна публикация методических материалов, как в онлайн ресурсах, так и в печатных изданиях, но об этом я уже говорила выше, не буду повторяться.
  8. Поощряется баллами и общественная деятельность педагога, в том числе профсоюзная и депутатская.
  9. Благодарности, грамоты, удостоверения, врученные педагогу за профессиональные достижения в межаттестационный период, также учитываются.
  10. Участие педагога в конкурсах профессионального мастерства, авторских программ, методических разработок оцениваются в зависимости от уровня конкурса.
  11. Дополнительные 20 баллов можно получить за наличие ученой степени или ученого звания по профилю работы, а также за наличие государственных наград, почетных званий СССР, РФ или бывших республик СССР.
  12. И если баллов не хватает, тогда можно получить 4 или 5 баллов за проведение занятия или прохождение теста.

Вот так выглядит образец части оценочного листа.

Это важно знать

Ожидается, что уже в 2017 году педагоги, учителя и воспитатели будут проходить аттестационный процесс несколько иначе, будут введены новые правила и положения. И не факт, что они будут проще или легче имеющегося варианта. Поэтому, если у вас есть возможность и желание, не затягивайте с аттестацией. Даже если у вас есть первая категория, и уже прошло 2 года с момента ее получения, вполне можно пробовать себя на высшую, а не ждать еще 3 года.

В 2017 году обязательная аттестация ждет всех, кто проходил ее 5 лет назад, а также тех, кто преждевременно изволит желание ее повысить. Работодатель не имеет права привлекать к переаттестации следующих работников (только по их желанию):

  • беременных женщин;
  • педагогов, имеющих квалификационную категорию менее 5 лет;
  • работники, которые трудятся с области образования не более 2 лет;
  • находящихся в отпуске по уходу за ребенком;
  • не работающих более 4 месяцев в связи с болезнью.

Ну что же, на этом пока все. Думаю. Что дала вам много материала для размышлений. Если какие-то вопросы остались не раскрыты или непонятны, то не стесняйтесь, спрашивайте в комментариях, разберемся вместе. Цели и задачи аттестации — это повышение профессионализма педагога, а также повышение его зарплаты, чего я вам и желаю! Делитесь с друзьями статьей в соцсетях и подписывайтесь на обновления блога!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

программы

Опубликовано: 17.02.2017

Привет, дорогие мои читатели, друзья и случайные гости блога! Татьяна...

аттестация на высшую категорию

Опубликовано: 28.07.2018

Сегодня продолжаю рубрику ответов на вопросы. Недавно у меня спросили,...

ответ на вопрос читателей

Опубликовано: 30.04.2017

Всем привет! С вами снова я, Татьяна Сухих! Мне поступил...

 

Аттестация на первую категорию — критерии и требования

4.6 (92.5%) 8 votes

metodbv.ru

РАЗЪЯСНЕНИЯ: СООТВЕТСТВИЕ КАТЕГОРИИ » Мир учителя

Разъяснения к разделу «Порядок аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей)» приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года № 209.

Вопрос 1. Может ли педагогический работник претендовать на первую квалификационную категорию, если он  не проходил аттестацию на подтверждение соответствия занимаемой должности.

Порядок аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой  квалификационной  категории, не предусматривает условия предварительного прохождения аттестации с целью подтверждения соответствия его занимаемой должности.

Вопрос 2. Если педагогический работник будет  включен в список лиц, подлежащих аттестации с целью установления соответствия занимаемой им должности, как не имеющий квалификационной категории, а он одновременно обратится в аттестационную комиссию для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории, следует ли проводить аттестацию такого педагогического работника по двум основаниям либо в проведении  аттестации на квалификационную категорию ему должно быть отказано?

Порядок аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой  квалификационной  категории, не содержит каких-либо ограничений в ее прохождении, в том числе в случаях, когда на него имеется представление от работодателя на прохождение аттестации с целью установления соответствия занимаемой должности.Порядок аттестации не устанавливает каких-либо ограничений и в  проведении аттестации педагогического работника  с целью установления соответствия занимаемой должности в подобном случае, если ко дню ее проведения не будет вынесено  решение аттестационной комиссией о соответствии уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории.

Вопрос 3. Может ли быть при аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации  требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям,  установлено дополнительное  обязательное требование о прохождении ими повышения квалификации? Может ли аттестационная комиссия принять решение о несоответствии уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, если работник не прошел повышение квалификации в межаттестационный период?

В соответствии с пунктами 2 и 25 аттестация педагогических работников проводится для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям. Эти требования предусмотрены в пунктах 30 и 31 Порядка аттестации педагогических работников и не содержат такого требования, как повышение квалификации.

В отношении педагогического работника, не прошедшего повышение квалификации, аттестационная комиссия не в праве принять решение о том, что уровень его квалификации не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории, если по результатам всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогического работника подготовлено положительное экспертное заключение.

Вместе с тем, в условиях модернизации образования, обновления его  содержания, поэтапного внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) аттестационная комиссия вправе внести в аттестационный лист педагогического работника  рекомендацию о прохождении повышения квалификации.

Право педагогических работников на повышение квалификации не реже одного раза в пять лет в настоящее время закреплено в статье 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» в соответствии с дополнением, внесенным в нее Федеральным законом от  27 июля 2010 № 215-ФЗ. В соответствии со статьей 197 ТК РФ это право  реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем, в котором в том числе определяются гарантии и компенсации, установленные статьей 187 ТК РФ,  предусматривающей, что  при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Решение вопросов о повышении квалификации, переподготовке кадров в соответствии со статьей 196 ТК РФ возложено на работодателей, которые определяют формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей  с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. Статьей 196 ТК РФ установлено также, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Так, например, в соответствии с требованиями  ФГОС предусмотрены требования к уровню квалификации педагогических  работников, к непрерывности их  профессионального развития, обеспечиваемые освоением работниками образовательного учреждения дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 72 часов, не реже чем каждые пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности.При этом финансовые условия должны обеспечивать образовательному учреждению  возможность исполнения требований ФГОС.

Вопрос 4. Работник имел первую квалификационную категорию, но срок ее действия истек, вправе  ли он обратиться в аттестационную комиссию для установления высшей квалификационной категории?

Нет, не вправе, поскольку претендовать на высшую квалификационную категорию  согласно заявлению  может педагогический работник, имеющий первую квалификационную категорию, если  срок ее действия не истек. 

Однако педагогическому работнику следует иметь в виду, что для сохранения уровня оплаты труда с учетом ранее имевшейся квалификационной категории, ему целесообразно обратиться в аттестационную комиссию заранее, но не позднее чем за три месяца до окончания срока действия имеющейся квалификационной категории, учитывая, что  для рассмотрения  заявления отведен один месяц, а для проведения аттестации – два месяца.

Вопрос 5. Пунктом  31 Порядка аттестации педагогических работников  предусмотрено, что высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые имеют первую квалификационную категорию. Означает ли это, что при каждом прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию, работнику заблаговременно  необходимо будет аттестоваться на первую, даже при наличии высшей квалификационной категории (срок которой еще не истек)?

Нет, не означает. Новый Порядок аттестации педагогических работников предусматривает наличие первой квалификационной в качестве условия   установления  высшей квалификационной категории только для тех педагогических работников, которые на высшую квалификационную категорию аттестуются впервые, либо  для педагогических работников, у которых срок действия квалификационной категории истек на день подачи заявления. Педагогические работники, уже имеющие высшую квалификационную категорию,   срок действия которой не истек, вправе вновь претендовать на ту же квалификационную категорию.

Вопрос 6. Пунктом 25 Порядка аттестации педагогических работников установлено, что заявление педагогического работника о проведении аттестации должно быть рассмотрено аттестационной комиссией не позднее одного месяца со дня подачи, а пунктом   27, что продолжительность аттестации для каждого педагогического работника с начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссии не должна превышать двух месяцев. Считается ли началом аттестации дата подачи педагогическим работником заявления, а сроком ее завершения истечение двух месяцев  со дня его подачи либо эти сроки не связаны между собой?

Пунктом 25 Порядка аттестации педагогических работников установлен предельный срок рассмотрения заявления педагогического работника о прохождении аттестации на соответствие требованиям по заявленной квалификационной категории, завершением  которого является включение работника   в график проведения аттестации. При этом график  проведения аттестации для лиц, имеющих квалификационную категорию, должен учитывать срок ее действия, с тем чтобы решение аттестационной комиссией могло быть принято до истечения срока действия ранее присвоенной квалификационной категории.

Пунктом 27 Порядка аттестации педагогических работников определен предельный период, в течение которого  может проводиться аттестация педагогического работника, т.е.  со дня ее начала по графику до дня принятия решения аттестационной комиссии, который не может превышать двух месяцев.

Вопрос 7. Могут ли претендовать на высшую квалификационную категорию педагогические работники (преподаватели НПО, СПО, мастера производственного обучения, воспитатели, в т.ч. дошкольных учреждений, педагогические работники коррекционных образовательных учреждений), воспитанники которых  по объективным причинам не имеют возможности проявить себя в олимпиадах, конкурсах всероссийского и международного уровня, поскольку  они для них не проводятся? 

Результаты участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях могут учитываться только для оценки педагогических работников, деятельность которых связана с направлениями педагогической работы, по которым такие мероприятия проводятся.

Отсутствие возможностей участия обучающихся в указанных мероприятиях не может ограничивать доступ педагогических работников к получению высшей квалификационной категории, если уровень их квалификации соответствует остальным требованиям, предъявляемым к этой квалификационной категории.

Вопрос 8. С какой даты педагогическому работнику устанавливается первая (высшая)  квалификационная категория и возникает право на оплату труда с учетом установленной квалификационной категории, если протокол будет подписан не в день аттестации работника, а распорядительный акт федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, будет принят через месяц после даты аттестации работника?

Квалификационная категория педагогическому работнику  должна устанавливаться со дня принятия аттестационной комиссией решения о соответствии уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории независимо от даты принятия распорядительного акта федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования. С этой же даты у работника  возникает право на оплату труда с учетом установленной квалификационной категории.

Следует также учесть, что протокол аттестационной комиссии  должен быть подписан в день голосования председателем, его заместителями и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании, поскольку  работнику, присутствовавшему на заседании аттестационной комиссии, итоги  голосования сообщаются в тот же день.

Вопрос 9. В какие сроки  педагогическим работником может быть подано заявление о прохождении аттестации для установления соответствия уровня  его квалификации требованиям, предъявляемым к заявленной квалификационной  категории?Могут ли органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, устанавливать строго определенные сроки подачи заявлений и периоды для проведения аттестации в целом?

Порядком аттестации педагогических работников не предусматривается установление  централизованных сроков подачи заявлений работниками и периода  проведения аттестации в течение года.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, не в праве ограничивать сроки подачи педагогическими работниками заявлений  о прохождении аттестации и периоды  проведения аттестации в течение календарного года.

Педагогический работник вправе обратиться в аттестационную комиссию в любое время, но до истечения срока действия имеющейся квалификационной категории. Вместе с тем,  чтобы  аттестационная комиссия имела возможность в соответствии с пунктом 26 Порядка аттестации педагогических работников учесть срок действия ранее установленной педагогическому работнику квалификационной категории при составлении графика проведения аттестации (что имеет значение для сохранения уровня оплаты труда), заявление педагогическим работником должно быть подано заблаговременно, как правило, не менее чем за три месяца до истечения срока действия имеющейся квалификационной категории. Это время будет использовано для рассмотрения заявления (1 месяц), а также для проведения аттестации, продолжительность которой для каждого педагогического не должна превышать 2 месяцев.

Вопрос 10. Распространяются ли ограничения в прохождении аттестации, предусмотренные пунктом 18 Порядка аттестации педагогических работников,  на педагогических работников, проработавших в должности менее двух лет, беременных женщин, женщин, находящихся  в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком, желающих пройти аттестацию для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к первой

worldofteacher.com

Как получить категорию учителю | Сделай все сам

Наша образовательная система задыхается от недостатка отличных учителей. Молодые эксперты не умеют трудиться со школьниками, а педагога со стажем находятся в коллапсе из-за недостатка времени на периодическую переподготовку в связи с непрерывно меняющимся порядком осуществления образовательных мероприятий. Но, с иной стороны, педагог, имеющий категорию , не только отличнее разбирается в своем предмете, но и получает значительные надбавки к обычно мизерной оплате труда. Как же получить категорию ?

Инструкция

1. Заявление на переаттестацию и присвоение категории учителю подает администрация школы. Заявление и пакет нужных документов предоставляется только в областную Аттестационную комиссию. Если вы трудитесь не больше 2-х лет в данной школе либо находитесь в декретном отпуске, то для вас устанавливается специальный график для прохождения аттестации.

2. Все документы на аттестацию и/или присвоение квалификационной категории заполняет работодатель. Если вы совмещаете работу в нескольких образовательных учреждениях, то такие документы могут оформить и предоставить комиссии сразу несколько работодателей. В пакет документов (портфолио педагога) традиционно входит:- заверенная копия вашей трудовой книжки;- заверенная копия вашего диплома о высшем (либо среднем профессиональном)образовании;- колляции с вашего места работы (либо нескольких), итоги проведения образовательных и внеклассных мероприятий;- свидетельства об окончании КПК и приобретении других видов образования;- информация о итогах ваших предыдущих аттестаций (копия).

3. Ознакомьтесь с уведомлением о вашей аттестации не позже, чем за месяц до ее начала и получите информацию о дате и месте, а также времени проведения аттестационных испытаний. Письменно удостоверите факт ознакомления.

4. Если вы не имеете категории либо у вас подходит к концу 5-летний срок действия предыдущей категории, то вы можете подать заявление самосильно в областную Аттестационную комиссию. Вы можете подавать заявление, только если с момента предыдущей аттестации прошло не менее 2- лет, либо вы трудитесь на одном месте также, не менее 2-х лет.

5. К заявлению приложите типовой пакет документов (портфолио) и лист с итогами предыдущих аттестаций (если они были). Заполните новейший аттестационный лист до пункта, указанного в правилах оформления.

6. Обратите внимание, что не позже, чем через месяц вы обязаны будете получить уведомление, заверенное членами комиссии, о дате, месте и времени проведения аттестационного испытания.

7. Испытание проходит на заседании комиссии в форме экспертизы профессиональных достижений учителя. Если вы хотите присутствовать на этом заседании, укажите это в своем заявлении на присвоение категории.

8. По выводам испытания выносится решение о присвоении либо отказе в присвоении категории. Оригинал аттестационного листа с итогами прохождения испытаний высылается работодателю.

9. Если у вас теснее есть «первая» категория, но вам было отказано в присвоении «высшей», то действие «первой» сохраняется вплотную до установленных сроков.

10. Вы можете обжаловать решение Аттестационной комиссии. Обратитесь в областной отдел образования, комиссию по трудовым спорам либо в суд. Если вы приняли решение обратиться в суд, то заявление дозволено подавать в течение 3-х месяцев со дня вынесения решения комиссией.

Одной из сторон деятельности педагога является аттестация. Ей педагоги подвергаются один раз в пять лет. Она дозволяет получить больше высокую категорию и прибавку к зарплате.

Обязательная и добровольная аттестация

Высшая категория, как следует из наименования, определяет безусловную степень владения педагогом не только своим предметом, но и методологиями преподавания. С 1 января 2011 года действует новейший порядок аттестации педагогических работников.В текущее время существуют первая и наивысшая квалификационные категории. Прежде также присваивалась вторая категория, впрочем с 2011 года она превратилась в соответствие занимаемой должности. Всякий теперешний учитель должен соответствовать своей должности. Это непременная аттестация. Впрочем аттестация на первую и высшую категории – добровольное дело.Позже 2-х лет работы в школе молодой педагог аттестуется на соответствие занимаемой должности, еще через два года может претендовать на приобретение первой категории. Она будет делать в течение пяти лет. Позже этого учитель может либо подтверждать эту категорию, либо подавать на высшую категорию. Стоит знать, что на столь высокую категорию аттестуют органы на ярусе субъекта РФ.

Особое внимание портфолио

Подготовка к аттестации на высшую квалификационную категорию начинается предварительно. Педагог пишет заявление по установленному примеру. Позже этого работодатель подает представление на соискателя категории. В этом документе работодатель всесторонне оценивает высокопрофессиональные качества и навыки учителя. Помимо того, в представлении неукоснительно указываются данные о прохождении курсов возрастания квалификации работником. Помимо того представление включает данные о предыдущих аттестациях. За месяц до аттестации работодатель под роспись знакомит соискателя на высшую категорию с оглавлением представления. Главным моментом при подготовке к аттестации на высшую категорию является составление портфолио. Существуют определенные правила к его оглавлению. Оно подается в аттестационную комиссию совместно с заявлением либо через месяц позже его подачи. Аттестационная комиссия назначает дату, время и место проведения аттестации. Учителям следует помнить, что, не имея первой категории, немыслимо претендовать на приобретение высшей. Для претендента на высшую категорию желанно иметь в портфолио статьи, опубликованные в научно-знаменитых изданиях, участие в конкурсах, победителей и призеров олимпиад и пр. Аттестация на высшую категорию проходит в виде рассмотрения представленного портфолио. В него учитель включит свои достижения и итоги за последние годы. Стоит знать, что аттестация может проходить без непосредственного участия педагога. Об этом он может написать в заявлении на аттестацию. По результатам комиссия переносит решение, присваивается либо нет претенденту наивысшая категория. В случае отказа учитель имеет право через некоторое время опять подать на высшую либо удостоверить первую категорию.

Видео по теме

jprosto.ru