СВЕТОДИОДНАЯ ПОДСВЕТКА ПРИБОРНОЙ ПАНЕЛИ. Подсветка приборной панели светодиодами

.

СВЕТОДИОДНАЯ ПОДСВЕТКА ПРИБОРНОЙ ПАНЕЛИ

   В рамках тюнинга салона автомобиля решил собрать трехканальный RGB контроллер подсветки панели приборов на Atmega8. Сначала посмотрим на схему, а далее перечислим его возможности, которых действительно не мало.

Схема подсветки приборной панели

   Этот светодиодный контроллер умеет: 

  • управление 3-мя каналами RGB (раздельное: цвет 256, насыщенность, яркость, время задержки вкл/выкл) 
  • управление по 2 каналам 
  • вход от ручника 
  • вход от тахометра ( превышение заданного предела моргают 3 канала красным цветом и в исходное) 
  • управление всего 1 энкодером 

   При включении все настройки читаются из памяти. Если на соответствующих входах управления лог. единицы каналы плавно включаются, сначала первый потом второй и третий. Если установлена задержка на плавное включение каналы включаются с соответствующей задержкой. Если при включении поднят ручник все каналы 5 раз мигают красным цветом. 

  1. Если на входе 1 лог. ноль первый RGB канал плавно потухнет с соответствующей задержкой.
  2. Если на входе 2 лог. ноль второй RGB канал плавно потухнет с соответствующей задержкой.
  3. Если на входе 1 и 2 лог. ноль все RGB каналы по очереди плавно потухнут с соответствующей задержкой.
  4. Если на входе 1 лог. единица первый и третий RGB каналы плавно разгорятся с соответствующей задержкой.
  5. Если на входе 2 лог. единица второй и третий RGB каналы плавно разгорятся с соответствующей задержкой.
  6. Если включить контроллер с нажатой кнопкой энкодера включится функция тестирования RGB светодиодов.

   В обычном режиме при повороте ручки энкодера меняется общая яркость. Программирование настроек RGB каналов и задержек. Если в режиме настройки кнопка энкодера не нажималась более 30 сек. произойдет автоматический выход из режима настроек с сохранением их в памяти. При нажатии на кнопку энкодера: 

  • 1 раз - канал 1 мигнет один раз и можно установить необходимый цвет 
  • 2 раза - канал 1 мигнет два раза и можно установить необходимую насыщенность 
  • 3 раза - канал 1 мигнет три раза и можно установить необходимую яркость 
  • 4 раза - канал 1 мигнет четыре раза и можно установить необходимую задержку плавного включения 
  • выбрать желтый цвет - 0 сек 
  • выбрать зеленый цвет - 1 сек 
  • выбрать фиолетовый цвет - 3 сек 
  • выбрать синий цвет - 5 сек 
  • выбрать розовый цвет - 10 сек 
  • выбрать красный цвет - 15 сек 
  • 5 раз - канал 2 мигнет один раз и можно установить необходимый цвет 
  • 6 раз - канал 2 мигнет два раза и можно установить необходимую насыщенность 
  • 7 раз - канал 2 мигнет три раза и можно установить необходимую яркость 
  • 8 раз - канал 2 мигнет четыре раза и можно установить необходимую задержку плавного включения 
  • выбрать желтый цвет - 0 сек 
  • выбрать зеленый цвет - 1 сек 
  • выбрать фиолетовый цвет - 3 сек 
  • выбрать синий цвет - 5 сек 
  • выбрать розовый цвет - 10 сек 
  • выбрать красный цвет - 15 сек 
  • 9 раз - канал 3 мигнет один раз и можно установить необходимый цвет 
  • 10 раз - канал 3 мигнет два раза и можно установить необходимую насыщенность 
  • 11 раз - канал 3 мигнет три раза и можно установить необходимую яркость 
  • 12 раз - канал 3 мигнет четыре раза и можно установить необходимую задержку плавного включения 
  • выбрать желтый цвет - 0 сек 
  • выбрать зеленый цвет - 1 сек 
  • выбрать фиолетовый цвет - 3 сек 
  • выбрать синий цвет - 5 сек 
  • выбрать розовый цвет - 10 сек 
  • выбрать красный цвет - 15 сек 
  • 13 раз - все каналы мигнут 3 раза, значит настройки сохранились в EEPROM 

   Программирование отсечки по оборотам двигателя: Запустить двигатель, включить RGB контроллер, установить максимальные обороты двигателя нажав на педаль газа и нажать на кнопку энкодера, по истечению трех секунд третий канал мигнет 3 раза, после отпустить кнопку и отпустить педаль газа. Все RGB каналы мигнут 3 раза подтверждая сохранение настройки в память контроллера. 

   Тут установлено по одному полевому транзистору на каждый канал, 3 канала RGB - итого 9 полевиков. Ток они 4,5 ампера тянут, ленту с плотностью 60 диодов при белом цвете, то есть все горят и на максимуму по одному метру, при этом транзисторы холодные вообще.

   Здесь можете скачать файлы проекта - LAY  и прошивку. Вот что получил в плане проверки, качество видеоролика не очень, но работает классно!

Видео работы подсветки

   В схему поставил не динамик, а простой бузер без обвязки, непосредственно на выход МК. Он сигнализирует во время превышения скорости и при выборе режимов работы при программировании в ручном режиме. Автор материала ГУБЕРНАТОР.

   Форум по автотюнингу

   Обсудить статью СВЕТОДИОДНАЯ ПОДСВЕТКА ПРИБОРНОЙ ПАНЕЛИ

radioskot.ru

Как настроить подсветку приборов?

В процессе движения транспортного средства, многие действия и процессы, происходящие в автомобиле, остаются скрытыми от глаз водителя. Однако, информацию о некоторых из них он может получить благодаря имеющейся внутри салона приборной панели. Так, именно расположенные на ней датчики помогают нам быть в курсе состояния двигателя, количества имеющегося в бензобаке топлива, скорости движения и даже температуры воздуха за бортом салона. Все это делает панель приборов очень важной и незаменимой частью машины, ведь она дает возможность быстро ориентироваться на дороге и принимать правильные решения: к примеру, стоит ли прибавить скорость или пора изменить передачу.

В любом случае, от качественной работы данного элемента зависит не только комфорт водителя, но и его безопасность. Сейчас мы с Вами постараемся разобраться в возможных неисправностях подсветки приборной панели, способах их устранениях и методах улучшения ее осветительных возможностей. Также, рассмотрим вариант самостоятельного изготовления подобного приспособления и расскажем об этапах его последующей установки.

1. Неисправности подсветки приборов

Думаю, каждый автомобилист знает, что неисправная приборная панель создает серьезные препятствия на пути к безопасному управлению транспортным средством. Конечно, в дневное время это не столь существенно, а вот вечером или ночью, без подсветки, водитель не сможет увидеть ни одного индикатора. Причины появления тех или иных поломок могут быть самыми разными, но сейчас мы назовем лишь основные из них. И так, среди наиболее распространенных причин отсутствия подсветки в панели приборов выделяют такие:

- проблемы с лампами накаливания, которые могут перегореть;

- выход из строя светодиодной группы;

- окисление разъемов или появление неисправностей в электропроводке;

- появление неполадок в блоке предохранителей, возможно, перегорел тот предохранитель, который и отвечал за соответствующую подсветку;

- появление повреждений на общей контактной плате;

- отсутствие массы (минуса) на кузов, или же повреждение системы габаритов;

- неисправность регулятора освещения.

В любом случае, что бы точно установить причину отсутствия подсветки, придется воспользоваться диагностическим оборудованием – тестером или вольтметром. После того, как место локализации поломки точно установлено, можно предпринимать необходимые меры по ее устранению.

2. Как устранить проблему и улучшить подсветку приборов?

Если габариты машины светятся с обоих сторон, но панель приборов при этом не освещается, то причина может скрываться в следующем:

- неисправен регулятор освещения;

- неисправна электропроводка или монтажный блок;

- заржавели контакты разъемов;

- перегорели лампочки или предохранители.

В случае неисправности регулятора освещения приборной панели, первое, что необходимо сделать на пути к удалению проблемы, это отсоединить от регулятора разъем и проверить присутствует ли напряжение на коричневом проводе. Второй провод, следует проверить на наличие КЗ. В режиме омметра, тестер, помещенный между указанным проводом и «массой» должен показать наличие сопротивления. Если прибор показывает «0», значит, присутствует короткое замыкание.

В данном случае, поиск неисправного элемента выполняется методом исключения: сначала нужно отключить панель, потом прикуриватель, за ним освещение рычагов печки, одним словом все те световые индикаторы, которые загораются внутри салона при включении габаритных огней. После устранения неполадки, следует попробовать перемкнуть контакты на регуляторе и если панель «засветиться» - значит с регулятором правда не все в порядке. Но не волнуйтесь, он подлежит ремонту. Разобрав его, вполне возможно, Вы увидите, что от клеммы реостата отпаялась контактная пластинка, а значит, решить проблему поможет паяльник.

В случае, когда подозрение падает на неисправность электропроводки или всего монтажного блока (напряжение на разъем регулятора освещения панели просто не подается), а Вы представления не имеете, как правильно обращаться с этими элементами, первое что необходимо сделать – это попробовать найти на жгуте, идущем на задние фонари, желтый или коричневый провод. К одному из них (коричневому) можно подключить регулятор освещения панели и, если в проводке больше нет замыканий, все должно заработать.

Иногда, отсутствие подсветки панели приборов объясняется довольно банальными причинами: к примеру, возможно, контакты разъемов просто заржавели, или, говоря научным языком – попали под влияние коррозийных процессов. Поэтому, устранение проблемы в этом случае, стоит начать с визуальной проверки состояния проводки и контактных разъемов в цепи, а уже после этого можно переходить к более детальной диагностике всех остальных элементов.

Еще одной, несложной причиной отсутствия освещения датчиков, является обычное перегорание лампочек (светодиодов), или предохранителей. В этом случае, вполне возможно, придется менять не только лампочку, но и реле.

Что бы выполнить замену реле или предохранителей, сначала следует разобраться с местом их расположения. Обычно, их можно найти в монтажных блоках под панелью приборов, размещенных в салоне транспортного средства.

Только не думайте заменять предохранители самопальными перемычками или аналогичными деталями, предназначенными для работы с другой силой тока. Это очень опасно! В лучшем случае, Вы добьетесь повреждения электрических приборов, а в худшем поспособствуете пожару. Для демонтажа перегоревших предохранителей желательно использовать специальные пластмассовые пинцеты. При замене лампочки, сменную деталь нужно подбирать исходя из мощности перегоревшей, иначе добиться равномерного освещения панели не получится. Использовать более мощные лампы категорически не рекомендуется, так как они могут стать причиной оплавления пластика.

Обратите внимание! Если Вам уже приходилось устанавливать «не родные» детали, вполне вероятно, что именно они и стали причиной поломки. В случае, когда визуальный осмотр не принес результатов и Вам до сих пор не известно, что же повлияло на отсутствие подсветки приборной панели, стоит более детально заняться поиском неисправностей. В этом могут помочь специальные диагностические приборы, такие как тестер электрических цепей или вольтметр.

Многие автовладельцы жалуются на тусклость освещения, тоесть вроде бы датчики и видно, но глаза все равно напрягаются. Конечно, первое, что приходит на ум – это необходимость замены лампочек, но иногда этого бывает недостаточно. Именно для таких ситуаций, отлично подойдет простой, но действенный способ увеличения количества света, подающегося на шкалу прибора, путем удаления части светофильтра. Он был протестирован на реальном автомобиле и доказал свою действенность. Суть метода, заключается в удалении небольшой части светофильтра над стрелкой маленьких приборов (достаточно будет 5 миллиметров) и около одного сантиметра в верхней части больших приборов.

Естественно, что бы осуществить такую затею, сами приборы придется разобрать. Процесс разборки начинается с разгибания хромированных ободков и снятия стекла, с последующим извлечением светофильтра. Полностью его удалять не стоит, так как свет станет чересчур желтым и мутным. Для разрезания пластикового светофильтрующего кольца, можно использовать обычные ножницы, а что бы достичь максимального эффекта свето-улучшения, внутреннюю часть прибора обклеивают блестящей фольгой (к примеру, от шоколадных конфет). В результате такого дополнения, стрелки начинают лучше подсвечиваться, да и света на шкале становиться больше.

3. Как самому сделать подсветку приборов?

Многие автовладельцы считают автомобиль вторым домом, поэтому нет ничего удивительного в их желании, как можно лучше обустроить интерьер машины. Разумеется, в создании «домашнего» уюта, важную роль играет освещение помещения, а в данном случае - элементов салона транспортного средства. Новая подсветка приборной панели не только позволит водителю быстрее ориентироваться в дорожной обстановке, но и обеспечит ему желаемый уют и комфорт. Если освещения приборов в Вашем транспортном средстве оставляет желать лучшего, а Вас не покидает желание изменить сложившуюся ситуацию, тогда приведенная ниже информация точно не останется без внимания.

И так, для создания подсветки приборной панели понадобиться:

- примерно 30 светодиодов и соответствующие сопротивления к ним;

- нож;

- кусачки;

- отвертка;

- кусок пластмассы;

- паяльник;

- сверло или шило.

Кроме того, специалисты советуют выполнять работу в сухом помещении, без пыли и грязи, а значит, наличие подходящего гаража только приветствуется. Требование, касательно отсутствия пыли, объясняется достаточно просто: она может помешать ровно наклеить разные цветные пленки, позволяющие изменять цвет подсветки приборов, в то время как повышенная влажность просто испортит проводку.

Выполнение затеи начинают из демонтажа приборной панели. Для начала, необходимо аккуратно снять с нее обшивку, что откроет доступ к тем элементам, над которыми предстоит поработать. Если есть желание изменить шкалу, то можно сразу преступать к снятию стрелок приборов, делая это крайне аккуратно. Место соединения стрелки, следует пометить маркером (точками или черточками), так как при обратной сборке Вам придется все возвращать на свои места и, желательно, сделать это правильно, ведь в противном случае, осуществить калибровку можно будет только в автосервисе. Если стрелка оказалась припаянной, извлечь ее поможет паяльник, с помощью которого следует разогреть олово, удерживающее деталь на катушке.

Достать стрелки можно при помощи плоской отвертки или ножа, которыми они поддеваются, а затем усилием на себя вытаскиваются со своих мест. Как только стрелки начинают выходить из пазов, их нельзя резко тянуть, а все движения должны иметь круговой характер. Учтите, крепления этих деталей очень хрупкие и быстро трескаются, а заменить их отдельно не получится и, соответственно, придется покупать прибор (чаще всего спидометр) целиком, то есть в сборе.

Для изменения цвета стрелки, или других отдельных элементов шкалы приборов, нужные участки можно закрасить краской. Многие креативщики, с целью получения интересных эффектов свечения, пользуются флуоресцентной краской, которая будет светиться даже при подключении небольшого светодиода.

После снятия стрелок, пришла очередь и основных ламп подсветки, которые необходимо демонтировать вместе с их патронами. Дальше, следует достать и вставку, выполненную из оргстекла. Так как эта работа требует некой скрупулезности и сосредоточенности, то придется запастись терпением. Отодрать вставку, поможет нож, которым нужно поддеть ее за один край. Заметьте, внутренний слой оргстекла должен остаться чистым, без посторонних примесей и налипшей грязи, поэтому, его лучше сразу поместить в полиэтиленовый пакет, при чем, лицевой стороной вниз. Это очень важно, ведь в противном случае, при сборке, могут появится трудности.

Теперь, возьмите подготовленный кусок пластмассы и сделайте новое основание для приборной панели. Процедура выполнения такая: сначала измеряется монтажная поверхность, после чего в соответствии с нужным размером пластмасса обрезается с помощью специальных ножниц или кусачек. Затем, на вырезанном куске, необходимо наметить отверстия под крепления для стрелок и светодиодов. Выполнив данную задачу и убедившись в правильности расположения обозначений, с помощью хорошо нагретого шила или тонкого сверла, в пластмассе делают дырки и устанавливают в них светодиоды, вместе с креплениями стрелок.

Дальше, придерживаясь полярности, нужно выполнить последовательную пайку, после чего, подав напряжение (важно, что бы его значение не превышало 12В), проверяют конструкцию на работоспособность. Если светодиоды горят неровно – это свидетельствует о нарушении полярности или дефекте самой детали. Устранив неисправность, попробуйте выполнить процедуру еще раз. Когда все заработает в штатном режиме, можно обратно собирать панель. Заметьте! Особое внимание следует уделить креплению оргстекла и стрелок спидометра.

В настоящие время, использование светодиодной подсветки – наиболее распространенный способ усовершенствования освещения приборов на приборной панели. Однако, не смотря на это, решив добавить или полностью заменить подсветку на светодиодный вариант, следует быть очень осторожным. Во-первых, процедура удаления заводской проводки и ламп не отличается особой простотой, а во-вторых есть шанс переборщить со светодиодами. Что бы избежать последнего варианта развития событий, рекомендуется ограничить их количество 1 или 2 штуками на один прибор, чего будет более чем достаточно для качественной подсветки (учтите, что в ночное время и такой вариант может серьезно действовать на глаза).

В тех случаях, когда подсветка прибора исходит изнутри, а сама шкала прозрачная, можно использовать немного больше светодиодов, но при размещении стоит учитывать возможность ослепления водителя и избегать соответствующих мест крепления.

Как правило, что бы выполнить регулировку яркости подсветки, которая располагается за прибором, придется его полностью собрать, а затем, если Вас что-то не устроит, нужно будет снова разбирать прибор для настройки. Согласитесь, на это тратиться немало времени и что бы избежать ненужных действий, рекомендуется подключать подсветку через переменный реостат, с помощью которого и будет контролироваться интенсивность свечения (все, что нужно – это просто подкрутить или скрутить его). Конечно, в таком случае, настраивать подсветку, придется не менее 3 раз в сутки – днем, в сумерках и в ночное время, иначе смотреть на приборы будет не особо удобно.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?Да Нет

auto.today

Разноцветная светодиодная подсветка приборной панели

В наше время автолюбители имеют самые широкие возможности по исполнению  различного тюнинга своих автомобилей и, в первую очередь, по обустройству различных вариантов подсветки. К великому сожалению, создание полноценной светодиодной или неоновой иллюминации является достаточно дорогим удовольствием, однако, при желании, совершенно изменить внутренний облик своей машины можно в случае модернизации подсветки всего лишь одной приборной панели. Подобное усовершенствование не потребует значительной затраты материальных средств и выполнить своими руками его сможет практически любой владелец авто.

 На первоначальном этапе данной работы выполняется частичная разборка приборной панели и, прежде всего, снимается защитное стекло. Выполнить данную процедуру несложно, главное, это быть аккуратным и достаточно осторожным. Далее снимаются стрелки приборов для чего можно воспользоваться отверткой и куском плотного тонкого картона (картон подкладываем под стрелку и, помогая отверткой, не прилагая чрезмерных усилий, подтягиваем ее вверх и снимаем). Впрочем, для снятия стрелок можно использовать и обычную столовую вилку, а если стрелки снимается с трудом, то проблему можно решить путем прогрева их горячим воздухом от фена. Закончив со стрелками, приступаем к демонтажу подложки, для чего тонким строительным ножом подрезаем слой герметика по периметру подложки.

 Для того, чтобы полностью изменить  внешний вид нашей приборной панели с тыльной стороны подложки удаляем старый светофильтр (слой  краски придающий цифрам и прочим значкам определенный цвет). Выполняем данную операцию при помощи, опять же, строительного ножа удаляя остатки краски тампоном, смоченным в ацетоне или спирте. Полностью снимаем и все обнаруженные цветные экраны (например, у одометра это тонкая  пленка голубого цвета).

 В нашем случае за цвет подсветки будут отвечать универсальные многоцветные светодиоды, поэтому удаляем прежние лампочки подсветки и вместо них по краю каркаса приборной панели устанавливаем светодиоды запитывая их от клемм в патронах снятых ламп стандартной подсветки. Указанные светодиоды, как правило, продаются вместе с переключателем цветов, впрочем, если подобный комплект приобрести не удалось, то можно воспользоваться светодиодами любого другого типа.

 Не забываем о том, что стрелки, как и сама панель, также должны обладать возможностью изменения цвета и с этой целью аккуратно удаляем с них слой краски красного цвета. Проще всего данную процедуру выполнить при помощи обычного бритвенного  лезвия и снимая остатки краски, опять же, ацетоном (спиртом). Полностью очистив стрелки, окрашиваем их белым лаком (можно использовать лак для ногтей), так как только чисто белый цвет способен воссоздать необходимую нам цветовую гамму.

 В зависимости от личных предпочтений выбираем место для установки переключателя цветов светодиодов и надежно закрепляем его. В обратном порядке собираем нашу доработанную приборную панель, поставив на прежние места стрелки, закрепив на герметик подложку и закрыв панель защитным стеклом. Было бы неплохо иметь под рукой блок питания на 12В, который позволил бы проверить работоспособность  подсветки до сборки приборной панели и установки ее на автомобиль. Было бы весьма неприятно начинать все заново из-за невнимательности и просто плохого электрического контакта.

 Как уже упоминалось выше за неимением универсальных светодиодов можно воспользоваться  источниками света другого типа, например, так называемую, светодиодную ленту . Общий объем работ, в данном случае практически не меняется, а подключение питания такой ленты осуществляется от клемм  патрона лампочки старой подсветки.

 Достаточно интересного результата можно добиться  при реализации отдельной подсветки стрелок. В данном случае светодиоды крепятся непосредственно на оргстекло подсветки а питание их осуществляется красной колодки распиновки приборки. При таком варианте подсветка стрелок будет работать отдельно от общей подсветки приборной панели, причем подключаться  она будет  при включении зажигания.

www.elektrik-avto.ru


Смотрите также