3.1.6. Снятие и установка головки блока цилиндров. Снятие и установка головки блока цилиндров


BMW E83 X3 2.0d SAV

Моменты затяжки (AZD) Распределительный вал Применимо к: M47 TU, M47 TU 2, M20, M21, M30, M40, M41, M42, M43, M44, M47, M50, M51, M52, M54, M56, M57, M62, M67, S50, S52, S54, S62

Моменты затяжки (AZD) Распределительный вал Применимо к: M10, M30, M41, M42, M44, M47, M50, M51, M52, M54, M56, M57, M62, M67, N40, N42, S52, S54, S62

Моменты затяжки (AZD) Распределительный вал Применимо к: M47 TU 2

Моменты затяжки (AZD) Распределительный вал Применимо к: N47 K, O, T, U

Моменты затяжки (COM) 1131 Обзор моментов затяжки Применимо к: N47

Руководство по ремонту (REP) 00 62 885 Измерение длины цепи измерительным натяжителем цепи, замена натяжителя цепи и верхней и нижней приводной цепи Применимо к: N47 K, O, T, U

Руководство по ремонту (REP) Замена обеих приводных цепей (M47) Применимо к: M47

Руководство по ремонту (REP) Замена обеих приводных цепей (M57TU) Применимо к: M47 TU 2

Руководство по ремонту (REP) Замена обеих приводных цепей (N47D K/U/O/T 0/1) Применимо к: N47

Руководство по ремонту (REP) Замена обеих приводных цепей \PREMIUM Применимо к: N47 AUTO

Руководство по ремонту (REP) Замена планки натяжителя и направляющей нижней приводной цепи (N47D K/U/O/T 0/1) Применимо к: N47

Руководство по ремонту (REP) Замена распредвала впускных клапанов (N47, N47S) Применимо к: N47 K, O, T, U

Руководство по ремонту (REP) Замена распределительного вала выпускных клапанов (N47, N47S) Применимо к: N47 K, O, T, U

Руководство по ремонту (REP) Замена распределительных валов (M47) Применимо к: M47

Руководство по ремонту (REP) Замена распределительных валов (M47T2) Применимо к: M47 TU 2

Руководство по ремонту (REP) Проверить удлинение приводной цепи и заменить обе приводные цепи (N47D K/U/O/T 0/1) Применимо к: N47

Руководство по ремонту (REP) Проверка приводной цепи на удлинение и замена верхней приводной цепи (N47 D/C K/U/O/T 0/1) Применимо к: N47

Руководство по ремонту (REP) Проверка приводной цепи на удлинение и замена натяжителя цепи (N47 D/C K/U/O/T 0/1) Применимо к: N47

Руководство по ремонту (REP) Проверка приводной цепи на удлинение и замена обоих натяжителей цепи (N47D/C K/U/O/T 0/1) Применимо к: N47

Руководство по ремонту (REP) Проверка фаз газораспределения (M47) Применимо к: M47

Руководство по ремонту (REP) Проверка фаз газораспределения (M47T2) Применимо к: M47 TU 2

Руководство по ремонту (REP) Проверка фаз газораспределения (N47, N47S) Применимо к: N47 K, O, T, U

Руководство по ремонту (REP) Регулировка фаз газораспределения (M47) Применимо к: M47

Руководство по ремонту (REP) Регулировка фаз газораспределения (M47T2) Применимо к: M47 TU 2

Руководство по ремонту (REP) Регулировка фаз газораспределения (N47, N47S) Применимо к: N47 K, O, T, U

Руководство по ремонту (REP) Снятие и установка / замена гидравлического натяжителя цепи (M47) Применимо к: M47

Руководство по ремонту (REP) Снятие и установка / замена гидравлического натяжителя цепи (M47TU / M47T2) Применимо к: M47 TU, M47 TU 2

Руководство по ремонту (REP) Снятие и установка / замена плунжера натяжителя цепи Применимо к: N47

Руководство по ремонту (REP) Снятие и установка / замена плунжера натяжителя цепи (N47, N47S) Применимо к: N47 K, O, T, U

Руководство по ремонту (REP) Снятие и установка / замена распределительного вала впускных клапанов (M47T2) Применимо к: M47 TU 2

Руководство по ремонту (REP) Снятие и установка / замена распределительного вала выпускных клапанов (M47T2) Применимо к: M47 TU 2

Руководство по ремонту (REP) Снятие и установка или замена натяжителя цепного привода (M47T2) Применимо к: M47 TU 2

Руководство по ремонту (REP) Снятие и установка, уплотнение или замена нижней крышки ГРМ (N47, N47S) Применимо к: N47 K, O, T, U

Технические данные (TED) Распределительный вал M47T2 / D20 Применимо к: M47 TU 2

Технические данные (TED) Распределительный вал, BMW, N47, N47S, D20 Применимо к: N47 K, O, T, U

Технические данные (TED) Распределительный вал, M47 Применимо к: M47

www.newtis.info

Снятие и установка головки блока цилиндров (двигатель 1,4-1,6 л)

ПРИМЕЧАНИЕ

Перед процедурой проверки прогрейте двигатель до рабочей температуры (температура масла – 80 °C).

Снятие

Откройте капот

Снимите корпус воздушного фильтра.

Отсоедините жгут проводов датчика массового расхода воздуха.

Отсоедините линию вентиляции топливного бака.

Отсоедините шланг вентиляции двигателя от шланга воздухозаборника.

Сняв хомут, отсоедините шланг воздухозаборника от дроссельного патрубка.

Сняв хомут, отсоедините корпус воздушного фильтра.

Отверните болт крепления нижней резиновой опоры и отсоедините ее.

Отсоедините впускную трубу.

Отсоедините разъемы жгута проводов дроссельного патрубка.

Отсоедините шланги охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка.

Поместите внизу контейнер для слива.

Снимите 2 хомута.

Отсоедините шланг охлаждающей жидкости.

Сбросьте давление топлива с помощью специального инструмента KM-J-34730-91 через испытательный штуцер, для этого отверните защитную крышку испытательного штуцера.

Соберите выходящее топливо в подходящий контейнер.

Соблюдайте правила безопасности и требования местного законодательства

Отсоедините подающий топливопровод от топливной рампы с специального инструмента КМ 796.

Отсоедините быстроразъемную муфту.

Отсоедините вакуумную магистраль усилителя тормозов от впускного коллектора.

Отсоедините быстроразъемную муфту.

Отсоедините линию вентиляционного клапана топливного бака от впускного коллектора.

Отсоедините разъем жгута проводов вентиляционного клапана топливного бака.

Отсоедините переднюю выхлопную трубу от каталитического нейтрализатора, отвернув 3 гайки крепления.

Поместите внизу контейнер для слива

Присоедините подходящий шланг к сливному штуцеру.

Отверните сливной винт охлаждающей жидкости.

Слейте охлаждающую жидкость.

Затяните сливной винт охлаждающей жидкости.

Отключение систем электропитания и управления двигателем

Отсоедините разъемы жгута проводов модуля управления двигателем.

Отсоедините плавкий предохранитель.

Отсоедините 2 массовых провода, отвернув 2 гайки крепления.

Отсоедините 6 заглушек жгута проводов двигателя: заглушка, модуль зажигания, датчик давления масла, датчик температуры охлаждающей жидкости, датчик распредвала.

Освободите жгут проводов.

Отсоедините корпус термостата от насоса охлаждающей жидкости, отвернув 3 болта крепления.

Снимите прокладку.

Отсоедините шланг охлаждающей жидкости от радиатора.

Отсоедините шланг охлаждающей жидкости от клапана рециркуляции отработавших газов.

Ослабьте хомут.

Отсоедините разъем жгута проводов датчика концентрации кислорода.

Выньте заглушку кронштейна.

Отсоедините жгут проводов от кронштейна.

Снимите подъемные скобы двигателя, отвернув 2 болта крепления.

Отверните тепловой экран.

Отверните 2 болта.

Снимите направляющую трубку щупа для измерения уровня масла.

Отсоедините от выпускного коллектора.

Отверните болт.

Снимите выпускной коллектор, отвернув 9 болта крепления.

Снятие масляного фильтра

Отсоедините крышку от корпуса масляного фильтра.

Снимите элемент масляного фильтра.

Отсоедините корпус масляного фильтра от блока цилиндров, отвернув 3 болта крепления.

Снимите прокладку.

Снимите поликлиновый ремень.

Маркируйте направление вращения.

Поверните натяжитель поликлинового ремня по часовой стрелке используя приспособление КМ 6131.

Установите приспособление KM-955-2.

Ослабьте натяжитель поликлинового ремня.

Отсоедините ременный шкив насоса охлаждающей жидкости от насоса охлаждающей жидкости, отвернув 3 болта крепления.

Снимите корпус механизма газораспределения.

Отверните 4 болта крепления насоса охлаждающей жидкости.

Отверните 5 болтов крепления корпуса механизма газораспределения.

Отсоедините датчик распредвала от корпуса механизма газораспределения, отвернув болт крепления.

Отсоедините вентиляционный шланг двигателя от крышки головки блока цилиндров.

Снятие модуля зажигания

Снимите жгут проводов модуля зажигания.

Снимите крышку модуля зажигания с крышки головки блока цилиндров в направлении стрелки

Отверните два болта крепления.

Отделите модуль зажигания от свечей зажигания с помощью специального инструмента КМ 6009.

Отсоедините крышку головки блока цилиндров от головки блока цилиндров, отвернув 13 болтов крепления.

Снимите заглушку основания блока цилиндров.

Опустите автомобиль.

Установите поршень первого цилиндра в положение ВМТ (зажигание)

Установите специальный инструмент КМ 952. Плавно вращайте коленвал, пока специальный инструмент КМ 952 не дойдет до упора.

Метка на ременном шкиве коленчатого вала должна совместиться с выступом на корпусе механизма газораспределения.

Снимите направляющую из головки блока цилиндров, отвернув 2 болта крепления.

Снимите зубчатые колеса распредвала, отвернув 2 болта крепления.

Удерживайте открытым гаечным ключом за шестигранник распредвала.

Поместите звездочки распределительного вала с одной стороны с цепью в корпусе механизма газораспределения.

Снятие головки блока цилиндров

Отверните болты крепления головки блока цилиндров в порядке, показанном на рисунке.

Отверните 12 болтов на 90°.

Отверните 12 болтов на 180°.

Снимите головку блока цилиндров

Заведите натяжитель цепи за шину натяжения.

Установите головку блока цилиндров на брусках.

Снимите прокладку головки блока цилиндров.

Отсоедините прокладку корпуса механизма газораспределения.

Срежьте уплотняющие кромки эластомера (размер II) прокладки корпуса механизма газораспределения изнутри к внешней стороне острым ножом и сделайте заподлицо с блоком цилиндров

Аккуратно согните прокладку в точках загиба (стрелки).

Удалите остатки прокладки и очистите уплотняемые поверхности

ПРИМЕЧАНИЕ

Обеспечьте удаление остатков уплотняющей кромки эластомера из пространства между корпусом механизма газораспределения и блоком цилиндров, а также из корпуса механизма газораспределения.

Проверьте головку блока цилиндров и блок цилиндров на плоскостность.

При проверке или ремонте головки блока цилиндров отсоедините все внешние элементы от цилиндра.

Установите прокладку головки блока цилиндров.

Срежьте выступающие части эластомера (размер I) со стороны механизма газораспределения.

Установка

Нанесите валик кремниеворганического герметика (серого) на корпус механизма газораспределения/ блок цилиндров толщиной приблизительно 2 мм (размер I).

ПРИМЕЧАНИЕ

Головка блока цилиндров должна быть установлена в течение 10 мин после нанесения кремниевого (серого) герметика и установки болтов корпуса механизма газораспределения.

Установите новую прокладку головки блока цилиндров на блок цилиндров.

Маркировка TOP должна находиться сверху.

Нажмите на прокладку в области нанесения кремниевого (серого) герметика.

Установите верхнюю прокладку корпуса механизма газораспределения.

Установите 2 (стрелки) болта корпуса механизма газораспределения.

Установите новую прокладку на корпус механизма газораспределения.

Закрепите болтами.

Нажмите на прокладку в области нанесения кремниевого (серого) герметика.

Нанесите валик кремниеворганического герметика (серого) на корпус механизма газораспределения / блок цилиндров толщиной приблизительно 2 мм (размер I).

Установка головки блока цилиндров

Введите специальный инструмент KM-955-1 через отверстие в корпусе механизма газораспределения.

Введите натяжитель цепи по шине натяжения.

Установите штифт в направляющую.

Закрепите головку блока цилиндров.

Заверните новые болты крепления головки блока цилиндров на несколько оборотов.

Установите корпус механизма газораспределения.

ПРИМЕЧАНИЕ

Откорректируйте положение головки блока цилиндров легкими ударами резинового молотка в направлении корпуса механизма газораспределения.

Затяните 3 болта моментом 8 Н·м.

Затяните 12 болтов крепления головки блока цилиндров моментом 25 Н·м, доверните на +60° +60° +60°.

Обратите внимание на правильную последовательность затяжки.

Установка остальных компонентов осуществляется в порядке, обратном снятию.

carmanz.com

Снятие и установка головки блока цилиндров

Снятие

ПРИМЕЧАНИЕ

Операция по снятию ГБЦ проводится на снятом двигателе.

Двигатель должен быть теплым на ощупь.

ВНИМАНИЕ

При любых монтажных работах, в частности в моторном отсеке из-за плотной компоновки, необходимо учитывать следующее:

– магистрали всех видов (например топливные, гидравлические, абсорбера с активированным углем, системы охлаждения, контура системы кондиционирования, трубопроводы тормозной системы, вакуумные шланги), а также электрические провода необходимо проложить так, как они были проложены изначально.

– обеспечьте свободное пространство для всех подвижных и горячих компонентов.

– после установки необходимо снова установить все крепежные элементы кабелей, снимаемые или срезаемые при демонтаже.

Снятие

Рис. 2.58. Установка 1 цил. в положение ВМТ

Приведите коленвал с помощью крепежного болта демпфера крутильных колебаний по направлению вращения двигателя до отметки ВМТ цил. 1 (рис. 2.58).

Снимите поликлиновой ремень.

Снимите крышку головки блока цилиндров и впускной коллектор.

Рис. 2.59. Штекер датчика детонации

Открутите соединительный провод 1 на кронштейне опоры впускного коллектора, и высвободить штекер датчика детонации 1 G61 2 из его держателя (рис. 2.59).

Затем расклипсуйте жгут проводки из крепления на ГБЦ.

Рис. 2.60. Напорный патрубок комбинированного клапана и водяной шланг

Открутите напорный патрубок от комбинированного клапана 1, затем отсоединить водяной шланг 2 под комбинированным клапаном от ГБЦ (рис. 2.60).

Открутите выпускной коллектор от ГБЦ.

Отсоедините штекеры от клапана 1 системы изменения фаз газораспределения N205 и клапана 1 системы изменения фаз газораспределения выпускных клапанов N318.

ПРИМЕЧАНИЕ

Перед отсоединением пометьте принадлежность штекеров к детали.

Открутите крепежные хомуты жгута проводки от кронштейна.

Снимите корпус термостата и элементы системы охлаждения, установленные на двигателе.

Рис. 2.61. Натяжитель цепи привода ГРМ

Выкрутите натяжитель цепи привода ГРМ (рис. 2.61).

Снимите боковую крышку.

ПРИМЕЧАНИЕ

Боковая крышка имеет «скрытый болт». Доступ к нему обеспечивается лишь после снятия корпуса термостата.

Открутив все крепежные болты, аккуратно подденьте боковую крышку вниз.

Выкрутите крепежные болты фазовращателей.

Рис. 2.62. Места установки вилочного ключа

ПРИМЕЧАНИЕ

При откручивании и затяжке фазовращателей следует удерживать распредвалы только с помощью вилочного ключа 32 (рис. 2.62). Линейка для распредвалов T10068 A не должна быть вложена в канавки.

Снимите муфту перестановки распредвала вместе с роликовой цепью привода ГРМ с впускного вала.

Затем снимите фазовращатель выпускного распредвала.

Рис. 2.63. Крепежные болты планки успокоителя

Открутите крепежные болты и снять планку успокоителя 1 (рис. 2.63).

Отложите цепь привода ГРМ в сторону, положив ее боком.

Рис. 2.64. Порядок ослабления болтов крепления крышки ГБЦ

Ослабьте болты крышки ГБЦ в заданной последовательности от краев к середине и выкрутите их (рис. 2.64).

ПРИМЕЧАНИЕ

Для винтов с головками Polydrive используйте ключ 3452.

Подвесьте приспособление для вывешивания 3033, как показано на рисунке 2.65, и аккуратно поднимите ГБЦ с помощью крана VAS 6100 или V.A.G 1202 A.

Сторона демпфера крутильных колебаний: позиция 3.

Сторона маховика: позиция 11.

Рис. 2.65. Поднятие головки блока цилиндров

ПРИМЕЧАНИЕ

Промаркированные от 1 до 12 позиции приспособления для вывешивания 3033 указывают в сторону маховика (рис. 2.65).

Ходовые винты регулируются при необходимости по длине.

Аккуратно снимите головку блока цилиндров.

Вложите в цилиндры чистую ветошь, чтобы между зеркалами цилиндров и поршнями не попала грязь и остатки наждака.

Проконтролируйте, чтобы в охлаждающую жидкость также не попала грязь и остатки наждака.

Аккуратно очистите посадочные поверхности головки блока и блока цилиндров.

При этом не должно оставаться длинных царапин и задиров (при использовании наждачной бумаги ее зернистость должна быть не менее «100»).

Очистите все резьбовые отверстия для болтов крепления крышки ГБЦ.

Установка

Аккуратно удалите остатки наждака и шлифовальной бумаги, а также ветошь из цилиндров.

Если поршень 1-го цилиндра не находится в положении ВМТ переведите коленвал с помощью крепежного болта демпфера крутильных колебаний по направлению вращения двигателя до отметки ВМТ цил. 1. При этом помощник должен от руки двигать цепь привода ГРМ синхронно в том же направлении.

ПРИМЕЧАНИЕ

Новую прокладку ГБЦ следует извлечь из упаковки лишь непосредственно перед установкой.

Обращайтесь с новой прокладкой крайне аккуратно. Ее повреждение приведет в дальнейшем к негерметичности.

Установите новую прокладку ГБЦ. Маркировка (номер запчасти) должна хорошо читаться.

Рис. 2.66. Порядок установки втулок

Проверьте, вставлены ли пригнанные втулки в отверстиях 12 и 20 блока цилиндров и прокладка головки блока зафиксирована (рис. 2.66).

Переведите распредвалы в ГБЦ в положение ВМТ 1 цил.

Рис. 2.67. Схема установки стопорной линейки

Линейка для распредвалов T10068 A должна входить в обе канавки (рис. 2.67).

Подготовьте прокладку головки блока цилиндров к установке.

Установите ГБЦ на блок цилиндров, вставьте новые болты крепления ГБЦ и затяните их от руки.

Затяните болты ГБЦ в изображенной на рисунке 2.66 последовательности от середины к краям.

ПРИМЕЧАНИЕ

Длинные болты крепления ГБЦ вставляются в средние отверстия в головке блока.

Затяните все болты с предварительным моментом затяжки 30 Н·м.

Затем затяните все болты с моментом 50 Н·м.

Затем доверните все болты на 1/4 оборота (90°) обычным ключом.

В заключение доверните все болты еще раз на 1/4 оборота (90°).

Дальнейшая установка и сборка выполняется в обратной снятию последовательности.

ПРИМЕЧАНИЕ

Проверьте, вставлено ли в боковую крышку уплотнительное кольцо масляного канала.

Установите крышку головки блока цилиндров и впускной коллектор.

Дотяжка болтов крепления головки блока цилиндров после ремонтных работ не обязательна.

Рис. 2.68. Проверка головки блока цилиндров на коробление

Проверить кривизну плоскости прилегания головки блока цилиндров (рис. 2.68).

Максимально допустимое искривление: 0,05 мм.

carmanz.com

3.1.6. Снятие и установка головки блока цилиндров

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

В этом подразделе описан порядок снятия головки блока цилиндров с впускным и выпускным коллекторами в сборе. Это значительно сокращает время снятия, но при этом необходимо использовать грузоподъемный механизм.

На двигателях с системой впрыска топлива перед демонтажом головки блока цилиндров снимите плавкий предохранитель топливного насоса из монтажного блока реле и предохранителей. Затем пустите двигатель и дождитесь его остановки. Это необходимо для снижения давления в системе впрыска.

Снятие головки блока цилиндров выполняйте в следующем порядке:

– отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи;

– слейте охлаждающую жидкость;

– отсоедините рукава и шланги системы охлаждения от головки блока цилиндров;

– отсоедините и снимите высоковольтные провода вместе с крышкой распределителя зажигания. На двигателях DOHC снимите распределитель зажигания с головки блока цилиндров;

– отсоедините и снимите рукав подачи воздуха между воздушным фильтром или измерителем расхода воздуха и корпусом дроссельной заслонки;

– отсоедините рукав подачи теплого воздуха от выпускного коллектора;

– отсоедините шланг вентиляции картера двигателя от крышки головки блока цилиндров или впускного коллектора;

– отсоедините шланг вакуумного усилителя тормозов от впускного коллектора;

– промаркируйте электрические разъемы элементов системы впрыска топлива и датчиков для последующего их правильного подсоединения, затем отсоедините их;

отсоедините трос акселератора от корпуса дроссельной заслонки;

– отсоедините нагнетательную и возвратную магистрали от центрального блока впрыска (система Мопо-Jetronic), центральной топливной магистрали (система Digifant), топливных форсунок (система K-Jetronic или КЕ-Motronic) и пусковой форсунки;.

– отсоедините вакуумные шланги;

– снимите крышку головки блока цилиндров, верхний кожух ремня привода ГРМ и ремень с зубчатого шкива распределительного вала (см. подразд. 3.1.5). Распределительный вал можно не снимать;

– отсоедините выпускной коллектор от приемной выхлопной трубы;

– отсоедините разъем провода датчика кислорода;

– отверните болты крепления и снимите защитную пластину ремня привода ГРМ;

Рис. 3.14. Последовательность затяжки болтов крепления головки блока цилиндров

– отверните болты крепления головки блока цилиндров в последовательности, обратной их затяжке (рис. 3.14), на один оборот за проход и снимите болты с шайбами;

– снимите головку блока цилиндров с помощью подъемного устройства;

– снимите прокладку головки блока цилиндров.

Установку головки блока цилиндров выполняйте в следующем порядке:

– установите прокладку головки блока цилиндров на установочные штифты блока цилиндров вверх надписью «OBEN» или «TOP». Перед установкой убедитесь, что прокладка соответствует модели двигателя. Проверьте, чтобы все отверстия прокладки совпали с отверстиями блока цилиндров;

– установите головку блока цилиндров;

– установите и затяните вручную болты крепления головки блока цилиндров с шайбами;

– затяните болты крепления головки блока цилиндров в последовательности, приведенной на рис. 3.14, в три этапа моментом (Н·м):

1-й – 40;

2-й – 60;

3-й — довернуть на 180°;

– установите толкатели и распределительный вал (распределительные валы), если их снимали;

– установите защитную пластину ремня привода ГРМ, ремень, нижнюю и верхнюю крышки ремня привода ГРМ;

– соедините все снятые электрические разъемы;

– подсоедините топливные магистрали, вакуумные шланги и рукава системы охлаждения;

– залейте охлаждающую жидкость;

– соедините приемную выхлопную трубу с выпускным коллектором;

– установите распределитель зажигания на двигателях DOHC;

– подсоедините трос акселератора и проверьте его регулировку;

– проверьте после пуска двигателя герметичность соединений топливной системы, систем охлаждения и выпуска отработавших газов.

carmanz.com

Снятие, осмотр и установка головки блока цилиндров

1. Следующая процедура описывает снятие и установку головки блока цилиндров вместе со впускным трубопроводом и выпускным коллектором и топливным насосом высокого давления. 2. Отсоедините кабель массы от батареи (обратитесь к Главе Электрооборудование двигателя). На моделях с двигателем F9Q, отверните крепежные гайки и снимите звукоизоляционную крышку двигателя.

Если автомагнитола в вашем автомобиле закодирована, прежде чем отключать батарею, убедитесь что Вы знаете код.

3. Слейте жидкость из системы охлаждения, в том числе из блока цилиндров. 4. Чтобы улучшить доступ, отверните усиливающий стержень (где имеется) между куполами стоек передней подвески. 5. Снимите вспомогательный приводной ремень. На моделях с двигателями F9Q и кондиционером воздуха отверните монтажную пластину механизма натяжения вспомогательного ремня, затем отверните крепежный болт топливного насоса/генератора. 6. Отверните кабель массы от задней части двигателя. 7. На моделях с двигателем F8Q, отсоедините тросик педали газа от топливного насоса высокого давления, и переместите тросик от двигателя, запомнив как он пролегает (обратитесь к Главе Системы питания и выпуска если необходимо).

8. Отверните соединение типа "банджо" и отсоедините подающий топливопровод от топливного насоса (обратитесь к сопроводительной иллюстрации). Уберите уплотнительные шайбы. Закупорьте открытый конец трубки и отверстие в насосе, чтобы допустить проникновения грязи.

9. Снимите крепежную скобу и отсоедините главный возвратный топливный шланг на топливном насосе высокого давления. Проденьте шланг через заднюю монтажную проушину на головке блока цилиндров и переместите шланг от двигателя. Закупорьте открытые концы трубки и шланга, чтобы предотвратить проникновение грязи. 10. Отсоедините и снимите воздуховод, соединяющий воздушный фильтр с впускным трубопроводом или турбокомпрессором (обратите внимание, что также необходимо будет разъединить шланги сапуна, которые присоединены к воздуховоду). 11. На двигателях с турбокомпрессором отсоедините и снимите воздуховод, соединяющий охладитель воздуха (интеркулер) с турбокомпрессором. 12. Снимите зубчатый приводной ремень как описано в Разделе Снятие, осмотр и установка зубчатого приводного ремня, и механизм натяжения как описано в Разделе Снятие у установка зубчатых колес приводного ремня и механизма натяжения. Для поддержания двигателя/трансмиссии техники Renault используют специальный держатель, установленный под правой передней стороной блока цилиндров и подрамником и дополнительный кронштейн, закрепляемый ниже водяного насоса. 13. Отверните держатель шлангов от передней части кронштейна топливного насоса и переместите шланги и держатель от насоса. 14. Отсоедините шланги сапуна от маслоотделителя, и на двигателях с турбокомпрессором отсоедините также шланг от корректора давления наддува на топливном насосе. Так же отсоедините концы этих шлангов от коллектора. 15. Отверните один держатель шланга от передней монтажной проушины, и еще один - от вакуумного насоса, и снимите сборку шланга с двигателя. 16. На двигателях без турбокомпрессора, отсоедините шланг системы охлаждения от кожуха термостата.

17. На двигателях с турбокомпрессором, отверните кожух термостата от головки блока цилиндров, и переместите его в сторону, не разъединяя шланги и проводку датчика (обратитесь к сопроводительной иллюстрации).

18. Отсоедините шланг системы охлаждения от левого заднего угла головки блока цилиндров, и переместите его в сторону от головки.

19. Отсоедините шланг от вакуумного насоса (обратитесь к сопроводительной иллюстрации).

20. Отсоедините всю электропроводку от топливного насоса. Отметьте все соединения, чтобы не перепутать при установке. 21. Отсоедините электрические питающие провода от свечей накаливания. 22. На двигателях без турбокомпрессора, отключите разъем электропроводки от блока датчика стрелочного указателя/контрольной лампы температуры охлаждающей жидкости, установленного в кожухе термостата ниже вакуумного насоса. 23. Отсоедините все трубки и шланги от коллектора и турбокомпрессора, руководствуясь соответствующими Разделами Главы Системы питания и выпуска. Отметьте все трубки и шланги, чтобы не перепутать при установке. 24. Где применяются, отверните держатели шлангов от коллекторов и вокруг головки, и переместите шланги в сторону. 25. На двигателях с турбокомпрессором, снимите два болта, крепящие коленчатый патрубок входа турбокомпрессора к кронштейну на коробке передач. Снимите гайку и болт, крепящие монтажный кронштейн к турбокомпрессору и входному коленчатому патрубку, и снимите коленчатый патрубок. 26. Снимите болты, крепящие внутреннюю верхнюю крышку зубчатого ремня к блоку цилиндров. 27. Снимите болт крепления промежуточного шкива зубчатого приводного ремня, который проходит через внутреннюю крышку. 28. Снимите переднюю часть выпускной системы как описано в Главе Системы питания и выпуска. 29. На двигателях с турбокомпрессором, отверните соединительную гайку, крепящую маслоподающую трубку турбокомпрессора к блоку цилиндров, и снимите трубку. 30. На двигателях с турбокомпрессором, отверните болты, крепящие кронштейн турбокомпрессора к турбокомпрессору и двигателю, и снимите кронштейн. 31. Если еще не выполнено, снимите установочный штифт с блока цилиндров и проверните коленвал против часовой стрелки на четверть оборота, чтобы поместить все четыре поршня в средней части цилиндров.

32. Работая в последовательности, обратной показанной на иллюстрации, постепенно ослабьте болты крепления головки блока цилиндров на пол-оборота за прием, пока они не смогут быть отвернуты вручную (обратитесь к сопроводительной иллюстрации). Выбросите болты.

33. Головка блока цилиндров вместе с закрепленными на ней деталями очень тяжелая, поэтому при ее снятии с блока цилиндров рекомендуется использовать лебедку.

34. Поднимите головку (вместе с коллекторами, топливным насосом и внутренней верхней крышкой зубчатого ремня) вверх с блока цилиндров (обратитесь к сопроводительной иллюстрации). Если установочные штифты свободны, снимите их и сложите вместе с головкой.

35. Если требуется, коллекторы, турбокомпрессор (где применяется) и топливный насос можно снять с головки, руководствуясь соответствующими Разделами Главы Системы питания и выпуска.

carmanz.com

Снятие и установка головки блока цилиндров

Снятие и установка головки блока цилиндров

 

Болты головки блока цилиндров должны быть затянуты в указанной цифрами последовательности. Изображены (слева направо) 4-, 5-, и 6-цилиндровый двигатели. Стрелки указывают направление движения.

Для выполнения этой работы обязательно необходим динамометрический ключ. Далее вам потребуются длинный торцовый многозубчатый ключ Т 55 (для 4- и 5-цилиндрового двигателей) либо внешний звездчатый ключ Е 14 (6-цилиндровый двигатель) и для установки головки блока цилиндров - новая прокладка.

Снятие у 4- и 5-цилиндровых двигателей

  1. Снять отрицательный кабель аккумуляторной батареи.
  2. Двигатель с системой впрыска Mono-Motronic: снять воздушный фильтр.
  3. Слить и собрать охлаждающую жидкость.
  4. Ослабить шланги системы охлаждения на головке блока цилиндров.
  5. Снять крышку распределителя зажигания вместе с проводами высокого напряжения (5-цилиндровый двигатель) (см. главу Система зажигания).
  6. Отцепить трос привода "газа".
  7. 5-цилиндровый двигатель: снять насос усилителя руля и положить в моторном отсеке, шланги остаются подключенными. Трубки не перегибать.
  8. Все электрические провода возле головки блока цилиндров и блока впрыска либо впускного коллектора отметить и вытянуть.
  9. Отделить трубки подачи топлива системы впрыска по соединительным муфтам.
  10. Отметить и снять вакуумные шланги на впускном коллекторе либо на корпусе дроссельного узла, а также вакуумные шланги от усилителя тормозов.
  11. При работе с 5-цилиндровым двигателем снять верхнюю часть выпускного газопровода (раздел Система впрыска KE-III-Jetronic). Также снять впрыскные форсунки, оставив шланги топливопровода высокого давления подсоединенными.
  12. Упаковать впрыскные форсунки в чистые, бензостойкие пластиковые пакеты.
  13. Снять наконечники проводов с пускового топливного клапана и отложить в сторону с подключенным бензопроводом.
  14. Отметить и снять штекеры системы впрыска. Помогает при установке: штекеры имеют разный цвет.
  15. 5-цилиндровый двигатель: снять корректор состава горючей смеси вместе с корпусом воздушного фильтра.
  16. Отсоединить выпускную трубу от выпускного коллектора.
  17. Открутить верхнее крепление генератора у 4-цилиндрового двигателя. Перед этим ослабить клиновой ремень.
  18. Снять защитный кожух зубчатого ремня, ослабить зубчатый ремень и снять с шестерни распределительного вала.
  19. Снять крышку головки блока цилиндров.
  20. Ослабить болты головки блока цилиндров в обратной последовательности, чем это показано на рисунках справа вверху. Перед этим двигатель должен остыть, потому что теплая головка блока цилиндров может деформироваться после снятия.
  21. Снять головку блока цилиндров вместе со впускным и выпускным коллекторами, а также распределителем зажигания (5-цилиндровый двигатель). Если он не снимается без усилия, помочь себе легкими ударами пластмассовым молотком. Описание работ относится к левой головке блока цилиндров. Снятие правой головки блока цилиндров происходит таким же образом.

Снятие у 6-цилиндрового двигателя

  1. Снять защиту двигателя и кожух клинового ремня.
  2. Снять клиновой ремень (см. раздел Генератор).
  3. Снять зубчатый ремень (описание работ выше в этой главе).
  4. Отсоединить выпускную трубу от выпускного коллектора.
  5. Слить охлаждающую жидкость через резьбовую пробку сливного отверстия двигателя и радиатора внизу справа.
  6. Отсоединить воздуховод от выпускного коллектора.
  7. Разъединить штекер датчика Холла.
  8. Отсоединить шланги системы вентиляции картера на головке блока цилиндров слева и на головке блока цилиндров справа.
  9. Отсоединить рукав воздухозаборника от воздушного фильтра.
  10. Отсоединить от корпуса дроссельного узла слева вакуумную трубку кондиционера и/или блокировки дифференциала.
  11. Надавить воздуховод вниз и вынуть вместе со шлангами системы вентиляции картера.
  12. Отсоединить защитное крепление тросового привода "газа", вывесить и освободить трос привода "газа".
  13. Разъединить штепсельное соединение температурного датчика впускаемого воздуха и клапана стабилизации частоты вращения вала двигателя в режиме холостого хода.
  14. Отделить топливные сливную и наливную гидролинии.
  15. Отсоединить соединение на корпус ("массу") за корпусом дроссельного узла.
  16. Отсоединить вакуумный трубопровод, ведущий к блоку управления перед корпусом дроссельного узла.
  17. Отсоединить штепсельное соединение на корпусе дроссельного узла.
  18. Открутить вакуумный трубопровод к клапану бачка с активированным углем справа на корпусе дроссельного узла.
  19. Отсоединить наконечники проводов ко всем свечам зажигания.
  20. Отсоединить все электрические штекеры на впрыскных форсунках.
  21. Отсоединить штекеры датчика детонации и обогрева лямбда-зонда.
  22. Отделить штекеры лямбда-зонда и освободить провода.
  23. Отсоединить штепсельное соединение к выключателю с гидропроводом и датчику температуры масла (сзади на левой головке блока цилиндров).
  24. Снять штекер электронного термовыключателя в водяной трубе радиатора.
  25. Отсоединить вакуумный трубопровод (синего цвета) к обратному клапану в трубопроводе к усилителю тормозов.
  26. Снять штекеры на впрыскных форсунках слева и справа.
  27. Открутить держатели патрубка на выпускном коллекторе. Не отделять патрубок.
  28. Открутить и вынуть выпускной коллектор.
  29. Закрыть отверстия чистой тканью.
  30. Открутить трубку системы охлаждения сзади на головке блока цилиндров.
  31. Снять заборную трубку окиси углерода.
  32. Снять лямбда-зонд.
  33. Отсоединить листовую теплоизоляцию выпускного коллектора.
  34. Снять крышку головки блока цилиндров.
  35. Снять заднюю часть защитного кожуха зубчатого ремня.
  36. Отсоединить патрубки от бачка с охлаждающей жидкостью к насосу на головке блока цилиндров.
  37. Ослабить болты головки блока цилиндров в обратной последовательности, чем показано на рисунках справа вверху. Перед этим двигатель должен остыть, потому что теплая головка блока цилиндров после снятия может деформироваться.
  38. Снять головку блока цилиндров вместе со впускным и выпускным коллекторами, а также распределителем зажигания (5-цилиндровый двигатель). Если он не снимается без усилия, помочь легкими ударами пластмассовым молотком.

Проверка снятой головки блока цилиндров

Все типы двигателей

  1. Снять старую прокладку головки блока цилиндров. Поверхности уплотнения на головке блока цилиндров и блоке цилиндров должны быть абсолютно чистыми, без каких-либо остатков уплотнительной прокладки. Нельзя царапать твердым инструментом по мягкой уплотнительной поверхности головки блока цилиндров. Бороздки могут стать причиной следующего повреждения прокладки головки блока цилиндров.
  2. Проверить головку блока цилиндров на деформацию (особенно важно при повреждении уплотнительной прокладки головки блока цилиндров из-за перегрева).
  3. Приложить длинную металлическую линейку или гарантированно прямой металлический угол вдоль на очищенную уплотнительную поверхность головки блока цилиндров.
  4. Проверить измерительным щупом, имеется ли на каком-либо месте прогиб больший, чем 0,1 мм. В последнем случае головку блока цилиндров нужно будет перед установкой отшлифовать.
  5. С головкой блока цилиндров можно работать только в ограниченных пределах. Должна быть соблюдена минимальная высота - измеренная от верхней к нижней уплотнительным поверхностям - 132,6 мм у 4-цилиндрового двигателя и 132,75 мм у 5- и 6-цилиндровых двигателей.

Установка

Все типы двигателей

  1. Если вы устанавливаете новую головку блока цилиндров, то необходимо слегка смазать маслом направляющие гидравлических толкателей. Смазать маслом и установить распределительный вал, как описано ранее.
  2. При необходимости установить резьбовую крышку на смененной головке блока цилиндров 6-цилиндрового двигателя.
  3. Резьба на болтах головки блока цилиндров и в соответствующих отверстиях на блоке цилиндров должна быть чистой и без повреждений, в противном случае не совпадет момент затяжки при затягивании болтов.
  4. В отверстиях для болтов блока цилиндров не должно быть масла или воды, иначе чугун в области резьбы может разорваться.
  5. Провернуть коленчатый вал немного назад против направления вращения, чтобы ни один поршень не стоял в положении ВМТ, иначе открытый клапан при надевании головки блока цилиндров может столкнуться с таким поршнем.
  6. Положить уплотнительную прокладку головки блока цилиндров таким образом на блок цилиндров, чтобы номер запчасти или обозначение "oben" ("вверх") показывал к головке блока цилиндров.
  7. Надеть головку блока цилиндров. Для этого в мастерской при работе с 4- и 5-цилиндровыми двигателями применяются два направляющих болта. Без вспомогательных средств прокладка и сама головка блока цилиндров постоянно сдвигаются.
  8. Этот инструмент вы можете изготовить сами из двух старых болтов головки блока цилиндров: отпилить головку болта и пропилить вверху шлиц (для выкручивания отверткой).
  9. После установки нескольких болтов головки блока цилиндров можно удалить направляющие болты.
  10. Ввернуть все болты головки блока цилиндров и затянуть в указанной выше последовательности моментом:

     Двигатель

    4-, 5-цилиндровый

    6-цилиндровый

    Первая степень затяжки 40 Н*м (нет)
    Вторая степень затяжки 60 Н*м 60 Н*м
    Третья степень затяжки Повернуть болты жестким ключом на половину оборота, не снимая ключа (в той же последовательности). Также можно повернуть два раза по четверти оборота
  11. Тем самым болты окончательно затянуты, и их ни в коем случае не нужно затягивать еще раз.
  12. Обратите внимание при сборке на регулирование тросового привода "газа" и установку впрысковых форсунок у 5-цилиндрового двигателя (глава о впрыске).
  13. Важно: обратить внимание на последовательность затяжки при монтаже выпускного коллектора у 6-цилиндрового двигателя.
  14. Кроме того, проконтролировать у 4- и 5-цилиндровых двигателей установку зажигания (глава Система зажигания).

carmanz.com


Смотрите также