Снятие и ремонт рычагов передней подвески ВАЗ-2121. Ваз 2121 передняя подвеска


Передняя Подвеска Ваз 2121 Нива. Плюсы И Минусы. 1km-auto

Автомобиль ВАЗ-2121 «Нива»

Машина эта стала подлинной сенсацией отечественного автопрома. Ее появлению предшествовали многочисленные слухи, домыслы и пересуды. Советскому автолюбителю, не избалованному качеством дорог, давно уже требовался комфортабельный легковой полноприводной автомобиль-внедорожник, на котором можно было бы с равным успехом передвигаться как по асфальту, так и по бездорожью. И вот в 1977 году он сошел с конвейера Волжского автозавода — первый массовый полноприводной автомобиль ВАЗ-2121 «Нива».

Полноприводной джип ВАЗ-2121 «Нива»

Нельзя сказать, что до выпуска «Нивы» в стране не было автомобилей повышенной проходимости. Были. Правда, в основном не штатские джипы-легковушки, а военные грузопассажирские вездеходы, предназначенные в первую очередь для эксплуатации их в вооруженных силах. Безусловно, какое-то количество этих машин попадало и в народное хозяйство, однако в личной собственности автомобилей-вездеходов практически не наблюдалось.

Тем не менее, советский автопром неоднократно делал попытки создания комфортабельных легковых внедорожников. Так, еще в предвоенном 1938 году на Горьковском автозаводе был создан опытный образец первого советского легкового вездехода, предназначенного для высшего командного состава Красной Армии.

Машина, получившая наименование ГАЗ-61, была создана на базе «эмки» ГАЗ-11-73 с шестицилиндровым двигателем мощностью 85 л. с. Машина получилась исключительно удачной — на шоссе с полной нагрузкой полноприводная «эмка» развивала скорость до 107,5 км/ч, а проходимость ее была такой, что и в наши дни она вполне бы смогла потягаться на бездорожье с самыми «крутыми» современными джипами-внедорожниками. Серийное производство ГАЗ-61 было развернуто в начале 1941 года продолжалось оно вплоть до августа того же года. Многие из этих машин прошли всю войну на ГАЗ-61 ездили такие видные советские полководцы, как Г. Жуков, И. Конев и К. Рокоссовский.

Полноприводной ГA3-M72 — гибрид армейского джина ГАЗ-69 и легкового автомобиля «Победа» М-20 (1955 г.).

В послевоенные годы с запуском в производство автомобиля ГАЗ-М20 «Победа» снова был поднят вопрос о создании отечественного комфортабельного вездехода — в основном для партийно-хозяйственного руководства сельских районов. Такой внедорожник, получивший название ГАЗ-М72, был создан на базе кузова «Победы» и агрегатов армейского вездехода ГАЗ-69. Машина эта стала воплощением концепции комфортабельных джипов — о таких автомобилях зарубежные автомобильные фирмы в то время даже не задумывались.

Автомобиль был оснащен раздаточной коробкой с демультипликатором и отключаемым ведущим передним мостом. При 16-дюймовых колесах с увеличенными грунтозацепами (такими сейчас оснащена полноприводная «Нива») машина имела значительный дорожный просвет, что обеспечивало ей хорошую проходимость по грязи, песку, снегу, пашне и разбитым дорогам. Машина выпускалась небольшой серией с 1955 по 1958 год. Жаль, что выпуск такого рода машин не получил надлежащего продолжения — для нашей страны с ее бездорожьем такой автомобиль был бы бесценным. С завершением выпуска «Победы» прекратилось и производство ГАЗ-М72.

Необходимость в аналогичном вездеходе, тем не менее, не только сохранялась, но и даже увеличивалась. В 1950-х годах обычные легковые «москвичи» и «победы», не обладавшие вездеходными качествами, все чаще стали попадать в личную собственность граждан. В эти же годы началось массовое наделение горожан садово-огородными и дачными участками, которые, как правило, были отрезаны бездорожьем от немногочисленных дорог с твердым покрытием.

Комфортабельный джип-малолитражка «Москвич-410» производства МЗМА (1957 г.).

Интересную попытку создания малолитражного легкового внедорожника сделал в этот период Московский завод малолитражных автомобилей — МЗМА. В 1957 году на базе выпускавшейся в то время модели «Москвич-402» им был разработан автомобиль повышенной проходимости «Москвич-410», имевший два ведущих моста и зависимую подвеску колес на продольных рессорах. В трансмиссию были включены двухступенчатая «раздатка» и шарниры равных угловых скоростей. Дорожный просвет у автомобиля составлял 220 мм — как у современной «Нивы». Годом позже автомобиль был оснащен более мощным 45-сильным двигателем и четырехступенчатой коробкой передач.

Экспериментальный «Москвич-416» на базе полноприводного автомобиля «Москвич-410Н (конец 1950-х гг.).

Автомобиль отличался завидной проходимостью, но, по мнению тех, кому довелось обладать этим «джипом», имел недостаточно жесткий и прочный кузов. Суммарный выпуск «москвичей»-вездеходов нескольких модификаций составил около 12 тыс. машин производство этих комфортабельных внедорожников было прекращено в 1960 году.

В конце 1950-х годов конструкторы МЗМА сделали попытку использовать агрегаты внедорожника «Москвич-410Н», выпуск которого уже заканчивался, для создания комфортабельного сельского джипа «Москвич-416». Машина имела рамную конструкцию, цельнометаллический трехдверный кузов с эффективным отопителем и надежными уплотнителями дверей дорожный просвет у вездехода составлял 220 мм. К сожалению, выпуск автомобиля, который мог бы стать первым «штатским» советским джипом, был ограничен лишь двумя десятками опытных экземпляров (об автомобилях «Москвич» см. здесь ).

Сельский внедорожник ЛуАЗ-969М на базе агрегатов автомобиля «Запорожец» (1979 г.).

Ну а немногие счастливцы, ставшие обладателями полноприводных «побед» и «москвичей», смогли сменить свои истерзанные бездорожьем машины на серийный отечественный джип лишь в 1967 году — с запуском в производство на Луцком автомобильном заводе компактного малолитражного автомобиля ЛуАЗ. Машина была разработана конструкторами Запорожского автозавода на основе экспериментального полноприводного автомобиля НАМИ-049А поначалу она выпускалась только с приводом на передние колеса, но в дальнейшем, с освоением выпуска узлов для привода задних колес — и в полноприводном варианте. Мощности завода были рассчитаны на выпуск 16 тыс. машин в год — это было уже ощутимо даже для нашей страны с ее необозримыми просторами и непролазными грунтовками. Джип, отличавшийся неплохой проходимостью, обладал не слишком высокой надежностью — подводили «запорожские» агрегаты, входившие в его конструкцию.

Полноценный, надежный, массовый полноприводной автомобиль-джип появился в нашей стране лишь после того, как был построен гигантский Волжский автомобильный завод. Предприятие, рассчитанное на выпуск 660 тыс. легковых, вполне современных по тому времени автомобилей, было построено при техническом сотрудничестве с итальянской фирмой FIAT — итальянцы поставили нам оборудование, документацию на технологию производства и лицензию на выпуск автомобиля FIAT-124.

Отечественный комфортабельный джип ВАЗ-2121 — первая собственная оригинальная разработка Волжского автозавода (1977 г.).

Первые «копейки», как стали позже называть легковушки ВАЗ-2101, сошли с вазовского конвейера в сентябре 1970 года. В первый же год работы ВАЗа конструкторское бюро завода начало эксперименты с переднеприводными автомобилями. В итоге это позволило коллективу конструкторов, возглавляемому В. Соловьевым, спроектировать, построить, всесторонне испытать и предложить к производству полноприводной автомобиль ВАЗ-2121 «Нива». Первые серийные «Нивы» сошли с конвейера в апреле 1977 года.

Некоторые автомобильные историки утверждают, что штатская «Нива» оказалась на вазовском конвейере совершенно случайно. Первоначально джип разрабатывался для армейских нужд — как и в далекие тридцатые годы, «для командного состава Советский Армии». Однако по каким-то причинам, уже на стадии запуска в серию, вазовский джип был отвергнут армейскими спецами. И, поскольку свертывание уже почти налаженного производства грозило немалыми убытками, выпуску «Нивы» было дано «добро». Правда, при этом была сделана оговорка, что новая машина «предназначена в основном для удовлетворения спроса тружеников села».

Интересно, что ВАЗ-2121 «Нива» стала первой собственной разработкой завода, опередившей многие западные фирмы — в 1977 году серийных комфортабельных легковых джипов с постоянным приводом на все колеса практически не было. «Нива» стала первым массовым комфортабельным внедорожником с несущим закрытым цельнометаллическим кузовом.

До выпуска «Нивы» все отечественные полноприводные автомобили оснащались либо шаровыми шарнирами равных угловых скоростей типа Bendix-Weiss, либо сухариковыми типа Tracta. На «Ниве» же впервые в нашей стране были применены более компактные и долговечные шаровые шарниры типа Bierfield, рассчитанные на автомобили малой массы.

Машина быстро приобрела популярность, причем не только в нашей стране, но и за рубежом. Специалисты утверждают, что именно «Нива» стала прообразом полноприводных легковушек SUZUKI VITARA и DAIHATSU ROCKY.

В середине 1990-х годов завод выпустил модернизированные варианты «Нивы» — ВАЗ-21213 с карбюраторным двигателем увеличенной мощности (78,9 л. с.) рабочим объемом 1690 см#179 и ВАЗ-21214 с двигателем того же объема, оборудованного системой впрыска топлива обе модификации «Нивы» имели увеличенную заднюю дверь, порог которой располагался на уровне бампера, что облегчало загрузку и разгрузку автомобиля.

На базе обновленной «Нивы» был освоен мелкосерийный выпуск длиннобазных вариантов джипа — у таких автомобилей расстояние между осями увеличено на 500 мм. Некоторое количество удлиненных машин выпускалось в трехдверном варианте, но основная часть имела пять дверей. Часть таких машин выпускалась с двигателем рабочим объемом 1774 см#179 мощностью 82,3 л. с.

Длиннобазная «Нива» ВАЗ-2131.

vonipist07 › Блог › ВАЗ 2121 Нива как сделать подвеску выносливее?!

Нальчик, Россия

Для размеренной езды по пересеченной местности подвеска стандартных Нивы и Ш-Нивы выдержит нагрузки, потому как для таких условий и были рассчитаны, но если водителю захочется нажать посильнее на педаль акселератора и проверить сколько «дури» можно выжать из автомобиля, или же просто погонится за зайцем и рухнет в какой нибудь ров или канаву, то что тут говорить. Выше головы не прыгнешь, да и лом с перепугу погнуть можно. А гнутся у Нивы чулки заднего моста, что часто приводит к разрушению подшипника задней полуоси. Рвутся верхние кронштейны передних и гнутся верхние кронштейны задних амортизаторов, если амортизаторы заменены на газово-масляные. Вырывается верхний болт крепления РПМ к двигателю, что приводит к прокручиванию редуктора и, как следствие, отбивает фланец РПМ. Столкнувшись с такими поломками в поле иногда приходится только вызывать тракториста и буксировать авто в ближайшую мастерскую на ремонт. В таком случае машина надолго останется невыездной, да и затраты на ремонт будут немалыми.

Как говорят наши лечащие врачи «легче болезнь не лечить, а предупреждать». Хорошие осмысленные и давно всем известные слова, так что профилактикой поломки станет усиление подвески.

Усиление подвески представляет собой изготовление кронштейнов для дополнительных амортизаторов и усиление стандартного крепежа, установку газо-масляных амортизаторов или сдвоенных и усиление Чулков заднего моста. Также при желании можно установить стальной корпус редуктора переднего моста или стальные кронштейны независимого крепления РПМ для Нивы и Ш-Нивы.

Коммерческие прошивки

Прошивки ВАЗ

Прошивки ВАЗ M73

Прошивки ВАЗ M74

Прошивки ВАЗ M75

Прошивки ГБО M74

Двухрежимки M74

Прошивки ВАЗ М17.9.7

Прошивки ВАЗ Я7.2+

Прошивки ВАЗ М7.9.7(+)

Прошивки ВАЗ классика

Lada 4X4 пикапы ВАЗ-2329 руководство по эксплуатации состояние на 22 февраля 2007
ВАЗ-21214 Нива общая информация

Выпускавшийся с 1977 г. автомобиль повышенной проходимости ВАЗ-2121 «Нива» после модернизации в 1994 г. получил обозначение ВАЗ-21213, ВАЗ-21214 «Лада Нива 4Х4». В 2009 году в Тольятти провели очередную модернизацию, после которой автомобиль стал называться: ВАЗ-21214 «LADA 4Х4». В процессе модернизации в автомобиле появилось 250 новых узлов и деталей. Внешне обновленный: автомобиль отличается новыми передними фонарями с секциями габаритного огня и указателей поворота и увеличенными наружными зеркалами заднего вида. В салоне появились новая комбинация приборов и две контрольные лампы (блокировки дифференциала и обогрева стекла двери багажного отделения) на панели приборов. Серьезные изменения: коснулись конструкции основных агрегатов.

Двигатель модели 21214 рабочим объемом 1,7 л получил систему распределенного фазированного впрыска топлива, а также систему снижения токсичности отработавших газов с каталитическим нейтрализатором и систему улавливания паров топлива, обеспечивающие соответствие экологическим нормам Евро-3. Двигатель рассчитан на применение бензина с октановым числом не ниже 95. Использование механизма сцепления производства фирмы Valeo от автомобиля Chevrolet Niva позволило снизить усилие на педали сцепления. Также устанавливается привод сцепления: от автомобиля Chevrolet Niva.

При сборке раздаточной коробки исключены картонные прокладки, вместо них используют силиконовый герметик. В системе вентиляции картера раздаточной коробки сапун заменен на открытую трубку, что исключило возможность возникновения избыточного давления в картере коробки. Повысились требования: по дисбалансу и геометрической точности изготовления: карданных валов, что позволило уменьшить шум и вибрации и увеличить ресурс карданных валов.

В тормозной системе установлены новые вакуумный усилитель и алюминиевый главный тормозной цилиндр, унифицированные с аналогичными узлами автомобиля Лада Калина, в результате удалось снизить усилие на педали тормоза. На автомобиль стали устанавливать рулевое управление с гидроусилителем.

В передней подвеске появились новые нижние рычаги с сайлент-блоками увеличенной размерности и поворотные кулаки: от автомобиля Chevrolet Niva. Увеличили:диаметр оси нижнего рычага и установили новые шаровые опоры с кованым корпусом.

В задней подвеске амортизаторы установлены ближе к вертикали и изменилась кинематика за счет установки нижних штанг под утлом к продольной оси автомобиля, это позволило уменьшить поперечные и угловые перемещения: заднего моста, уменьшить рысканье автомобиля при переезде неровностей и снизить эффект подруливания заднего моста. Кроме того, в передней и задней подвесках стали устанавливать новые амортизаторы. В результате всех изменений автомобиль стал легче управляться и лучше держать дорогу как на асфальте, так и на бездорожье. На заднем сиденье появились крепления системы Isofix, что позволяет установить в автомобиле сразу два детских кресла.

Источники: http://avtomotoklyb.ru/Avtomobil-VAZ-2121-Niva.html, http://www.drive2.ru/b/349193/, http://forum.chiptuner.ru/showthread.php?t=53865, http://vnx.su/content/avto/vaz/niva.html

Комментариев пока нет!

www.1km-auto.ru

Особенности конструкции передней подвески ВАЗ-2121

Страница 1 из 2

Передняя подвеска – независимая, на вильчатых поперечных стальных рычагах, с винтовыми цилиндрическими пружинами, телескопическими гидравлическими амортизаторами двустороннего действия и стабилизатором поперечной устойчивости.

Верхний и нижний рычаги имеют сходную конструкцию: на концах «вилки» выполнены цилиндрические проушины под резинометаллические шарниры (сайлент-блоки), а с противоположной стороны – площадка с тремя отверстиями для крепления шаровой опоры. На передней ветви верхнего рычага имеется прилив, в который упирается буфер отбоя при максимальном ходе подвески, а на нижнем рычаге – четыре отверстия для крепления нижней опорной чашки пружины. Шаровые опоры верхнего и нижнего рычагов взаимозаменяемы и унифицированы с верхними шаровыми опорами подвески ВАЗ-2101-2107. Опора крепится к рычагу вместе с пыльником и прижимной пластиной тремя болтами с пружинными шайбами и гайками. Резьбовые концы пальцев как верхней, так и нижней опор направлены вниз и входят в конусные отверстия поворотного кулака.

рис. 1

Пальцы крепятся самоконтрящимися гайками. Таким образом, поворотный кулак может поворачиваться вокруг оси, проходящей через центры пальцев шаровых опор. Рычаги подвески, в свою очередь, могут поворачиваться на осях в пределах хода резинометаллических шарниров (ограниченного их упругостью). Ось верхнего рычага имеет два отверстия и резьбу на обоих концах. Через отверстия проходят болты, крепящие ось к поперечине подвески. На болтах между осью и поперечиной установлены шайбы для регулировки углов развала и продольного наклона оси поворота колес (см. ниже). Резьбовые концы оси входят в резинометаллические шарниры рычага. С двух сторон каждого шарнира расположены шайбы: меньшая (плоская) – с внутренней стороны, большая (выпуклостью наружу) – с внешней. Самоконтрящиеся гайки оси верхнего рычага окончательно затягивают только при сжатой подвеске (на нагруженном автомобиле), иначе шарнир установится неправильно и быстро выйдет из строя. Ось нижнего рычага представляет собой болт, проходящий через втулку в поперечине подвески и резинометаллические шарниры рычага. Так же, как и верхние, нижние шарниры стянуты между двумя шайбами, но между внутренней шайбой и втулкой добавлены еще одна упорная шайба (толстая), прилегающая к втулке, и несколько регулировочных (тонких). Толщина пакета шайб подбирается на заводе, при демонтаже подвески необходимо запомнить их число и расположение. Изменять число и расположение шайб допустимо лишь при необходимости восстановления геометрии подвески (например, после ДТП, замены поперечины и т.п.). При этом расстояние между наружной шайбой и отбортовкой втулки резинометаллического шарнира после затяжки его гайки должно быть в пределах 3–7,5 мм. В том случае, если невозможно отрегулировать угол продольного наклона оси поворота (см. ниже) при исправных деталях подвески, можно перенести часть шайб с одного конца рычага на другой. Поперечина подвески представляет собой изогнутую стальную трубчатую балку, к которой с двух сторон приварены стальные кованые кронштейны. В нижней части кронштейна расположена втулка оси нижнего рычага, а верхняя часть выполнена как вертикальная площадка с четырьмя парами отверстий для крепежных болтов. Верхняя пара болтов крепит ось верхнего рычага к поперечине. Вторая сверху – стягивает кронштейн опоры двигателя, поперечину, лонжерон и кронштейн буфера отбоя. Третья пара болтов стягивает кронштейн опоры двигателя, поперечину и верхнюю опору пружины подвески. И, наконец, четвертая – поперечину и верхнюю опору пружины подвески. Для надежности гайки крепления верхней опоры пружины подвески после затяжки приваривают к выступающей резьбовой части болтов. К нижней задней части поперечины приварены также два кронштейна с отверстиями. К ним на болтах крепятся растяжки (стальные штанги), повышающие продольную жесткость конструкции. Задние (резьбовые) концы растяжек крепятся к кронштейну на кузове автомобиля двумя гайками и шайбами. При установке растяжки внутреннюю гайку заворачивают до касания шайбой кронштейна, а наружную – рекомендуемым моментом. Пружина подвески опирается на нижнюю изолирующую прокладку и верхнюю опорную чашку. Между верхней опорной чашкой и верхней опорой пружины установлена резиновая прокладка. Верхняя опора стянута четырьмя болтами с поперечиной подвески, двумя болтами – с лонжероном кузова (вваренными в лонжерон) и еще одним – с кронштейном буфера хода отбоя (последний вварен в саму опору). К верхней опоре пружины также приварена стойка опоры буфера сжатия (она обращена вниз). Буфер сжатия при максимальном ходе подвески упирается в нижний рычаг, буфер отбоя – в прилив на верхнем рычаге. Нижняя опорная чашка пружины крепится к нижнему рычагу четырьмя болтами с гайками и пружинными шайбами. К нижней чашке также приварены кронштейны крепления нижнего конца амортизатора и стабилизатора поперечной устойчивости (позади пружины). Так как в проушину амортизатора запрессован резинометаллический шарнир, затягивать болт его нижнего крепления можно только на автомобиле под нагрузкой.

Верхний конец амортизатора через две резиновые подушки гайкой с шайбами крепится к кронштейну на кузове автомобиля. Ее можно затягивать при любом положении подвески. Стабилизатор поперечной устойчивости представляет собой изогнутый пруток из пружинной стали. Он уменьшает крены автомобиля при прохождении поворотов. Через резиновые подушки, прижимаемые стальными обоймами, он закреплен в двух точках к кузову и к кронштейнам на нижних опорных чашках пружин. Ремонт подвески, в основном, заключается в замене изношенных и поврежденных деталей. Особое внимание обращайте на состояние защитных чехлов шаровых опор (пыльников). Если они порваны – немедленно замените чехлы и смазку, иначе опора быстро выйдет из строя. Люфт в верхней опоре можно определить покачиванием за колесо при сжатой подвеске (для этого под нижний рычаг ближе к шаровой опоре подставьте колодку высотой 230 мм). Для диагностики состояния нижнего шарнира снимите колесо и, просунув монтажную лопатку между поворотным кулаком и корпусом опоры, создавайте переменную нагрузку, прощупывая перемещение пальца опоры через пыльник. Резинометаллические шарниры (сайлент-блоки) заменяйте при выпучивании резины, надрывах, трещинах или сильном износе. При замене пружин убедитесь, что они одного класса (класс А – без маркировки, класс В – с черной полоской на наружной поверхности витков, имеет меньшую длину под нагрузкой). Допускается установка пружин класса А на передней подвеске и класса В – на задней, но не наоборот.

autoruk.ru

Как отремонтировать рычаги передней подвески ВАЗ-2121

Страница 1 из 2

Снятие верхнего рычага подвески и замена сайлент-блоков

Вывешиваем и снимаем переднее колесо.

Отсоединяем от рычага верхнюю шаровую опору (см. Снятие верхней шаровой опоры).

1. Головкой «на 19» отворачиваем гайки двух болтов крепления рычага к кронштейну поперечины.

2. Болты от проворачивания удерживаем ключом той же размерности (генератор для наглядности снят).

 

3. Снимаем рычаг в сборе с осью.

 

4. На болтах между осью и кронштейном поперечины установлены шайбы для регулировки углов продольного наклона оси поворота и развала передних колес.

5. Зажав ось рычага в тиски, ключом «на 22» отворачиваем две гайки оси.

 

6. Снимаем упорную шайбу.

7. Для выпрессовки сайлент-блоков устанавливаем на рычаг съемник так, чтобы его чашка опиралась на торец проушины рычага, а болт съемника внутренней резьбой наворачиваем на ось.

 

8. Затягивая гайку болта съемника (при этом удерживаем болт от проворачивания),…

 

9. ...выпрессовываем сайлент-блок из рычага.

Сняв сайлент-блок с оси, устанавливаем ее в проушины рычага и съемником выпрессовываем второй сайлент-блок.

 

10. При отсутствии съемника, поддевая зубилом наружную втулку сайлент-блока,...

 

11. …выпрессовываем его.

 

12. Для установки новых сайлент-блоков чашечным съемником запрессовываем один сайлент- блок в проушину рычага.

 

13. Перед запрессовкой второго сайлент-блока зажимаем рычаг в тиски, вставляем ось с упорными шайбами в проушины рычага и навинчиваем на ось гайку со стороны запрессованного сайлент-блока. Вставляем в отверстие проушины второй сайлент-блок.

В распор между проушинами рычага вставляем оправку, изготовленную из подходящего отрезка трубы (длиной 160 мм, внутренним диаметром 42 мм, шириной прорези 32 мм).

 

14. Упираем чашку съемника в торец наружной втулки сайлент-блока.

 

15. Наворачивая болт съемника на ось рычага, запрессовываем сайлент-блок.

 

16. При отсутствии съемника опираем торец проушины рычага на губки тисков.

Запрессовываем сайлент-блок инструментальной головкой подходящего размера (отрезком трубы).

 

Устанавливаем рычаг в обратной последовательности.

 

17. Гайки крепления сайлент-блоков на оси окончательно затягиваем в положении «автомобиль на колесах».

autoruk.ru

Особенности передней подвески Нива 2121 — МегаЛекции

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «ВОЛГОГРАДСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ КАДРОВЫХ РЕСУРСОВ»

 

Допустить к защите
Заместитель директора
по учебной-производственной
работе
_______________О.Н. Левина
«_____»_________20__ г

 

ПИСЬМЕННАЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Профессия _____________________________________________________________

(код, название)

 

 

ТЕМА______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Утверждена приказом директора ГБПОУ "ВПТКР" № от_______

 

Выполнил студент______________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

Группа__________

 

Руководитель работы

_________________________

_______________________________

(Ф.И.О., степень, звание, должность)

_______________________________

(подпись)

Автор________________________

(подпись)

Волгоград 2016 г.

Особенности устройства передней подвески ВАЗ 2121

Одним из достоинств автомобиля ВАЗ 21213 является его высокая проходимость. В немалой степени этим Нива обязана удачной конструкции своей подвески, которая при не слишком мощном двигателе позволяет уверенно преодолевать бездорожье и различные ухабы. Компактное расположение всех узлов предоставляет автомобилю высокий дорожный просвет и дает возможность свободно передвигаться по пересеченной местности.

Особенности передней подвески Нива 2121

Передняя подвеска ваз 2121 – независимая, на вильчатых поперечных стальных рычагах, с винтовыми цилиндрическими пружинами, телескопическими гидравлическими амортизаторами двустороннего действия и стабилизатором поперечной устойчивости.

 

 

 

Верхний и нижний рычаги ваз 2121 имеют сходную конструкцию: на концах «вилки» выполнены цилиндрические проушины под резинометаллические шарниры (сайлент-блоки), а с противоположной стороны – площадка с тремя отверстиями для крепления шаровой опоры. На передней ветви верхнего рычага имеется прилив, в который упирается буфер отбоя при максимальном ходе подвески, а на нижнем рычаге – четыре отверстия для крепления нижней опорной чашки пружины. Шаровые опоры верхнего и нижнего рычагов взаимозаменяемы и унифицированы с верхними шаровыми опорами подвески заднеприводных ВАЗов. Опора крепится к рычагу вместе с пыльником и прижимной пластиной тремя болтами с пружинными шайбами и гайками. Резьбовые концы пальцев как верхней, так и нижней опор направлены вниз и входят в конусные отверстия поворотного кулака. Пальцы крепятся самоконтрящимися гайками. Таким образом, поворотный кулак может поворачиваться вокруг оси, проходящей через центры пальцев шаровых опор.

Рычаги подвески, в свою очередь, могут поворачиваться на осях в пределах хода резинометаллических шарниров ваз 2121 (ограниченного их упругостью). Ось верхнего рычага имеет два отверстия и резьбу на обоих концах. Через отверстия проходят болты, крепящие ось к поперечине подвески. На болтах между осью и поперечиной установлены шайбы для регулировки углов развала и продольного наклона оси поворота колес .

Резьбовые концы оси входят в резинометаллические шарниры рычага. С двух сторон каждого шарнира расположены шайбы: меньшая (плоская) – с внутренней стороны, большая (выпуклостью наружу) – с внешней. Самоконтрящиеся гайки оси верхнего рычага окончательно затягивают только при сжатой подвеске (на нагруженном автомобиле), иначе шарнир установится неправильно и быстро выйдет из строя.

Ось нижнего рычага представляет собой болт, проходящий через втулку в поперечине подвески и резинометаллические шарниры рычага. Так же, как и верхние, нижние шарниры стянуты между двумя шайбами, но между внутренней шайбой и втулкой добавлены еще одна упорная шайба (толстая), прилегающая к втулке, и несколько регулировочных (тонких). Толщина пакета шайб подбирается на заводе, при демонтаже подвески необходимо запомнить их число и расположение. Изменять число и расположение шайб допустимо лишь при необходимости восстановления геометрии подвески ваз 2121.

Поперечина подвески ваз 2121 представляет собой изогнутую стальную трубчатую балку, к которой с двух сторон приварены стальные кованые кронштейны. В нижней части кронштейна расположена втулка оси нижнего рычага, а верхняя часть выполнена как вертикальная площадка с четырьмя парами отверстий для крепежных болтов. Верхняя пара болтов крепит ось верхнего рычага к поперечине. Вторая сверху – стягивает кронштейн опоры двигателя, поперечину, лонжерон и кронштейн буфера отбоя. Третья пара болтов стягивает кронштейн опоры двигателя, поперечину и верхнюю опору пружины подвески. И, наконец, четвертая – поперечину и верхнюю опору пружины подвески. Для надежности гайки крепления верхней опоры пружины подвески после затяжки приваривают к выступающей резьбовой части болтов.

К нижней задней части поперечины нива 2121 приварены также два кронштейна с отверстиями. К ним на болтах крепятся растяжки нива 2131 (стальные штанги), повышающие продольную жесткость конструкции. Задние (резьбовые) концы растяжек крепятся к кронштейну на кузове автомобиля двумя гайками и шайбами. При установке растяжки внутреннюю гайку заворачивают до касания шайбой кронштейна, а наружную – рекомендуемым моментом.

Пружина подвески нива 2121 опирается на нижнюю изолирующую прокладку и верхнюю опорную чашку. Между верхней опорной чашкой и верхней опорой пружины установлена резиновая прокладка. Верхняя опора стянута четырьмя болтами с поперечиной подвески, двумя болтами – с лонжероном кузова (вваренными в лонжерон) и еще одним – с кронштейном буфера хода отбоя (последний вварен в саму опору). К верхней опоре пружины также приварена стойка опоры буфера сжатия (она обращена вниз). Буфер сжатия при максимальном ходе подвески упирается в нижний рычаг, буфер отбоя – в прилив на верхнем рычаге. Нижняя опорная чашка пружины крепится к нижнему рычагу четырьмя болтами с гайками и пружинными шайбами. К нижней чашке также приварены кронштейны крепления нижнего конца амортизатора и стабилизатора поперечной устойчивости (позади пружины). Так как в проушину амортизатора запрессован резинометаллический шарнир, затягивать болт его нижнего крепления можно только на автомобиле под нагрузкой. Верхний конец амортизатора через две резиновые подушки гайкой с шайбами крепится к кронштейну на кузове автомобиля. Ее можно затягивать при любом положении подвески.

Стабилизатор поперечной устойчивости представляет собой изогнутый пруток из пружинной стали. Он уменьшает крены автомобиля нива 2121 при прохождении поворотов. Через резиновые подушки, прижимаемые стальными обоймами, он закреплен в двух точках к кузову и к кронштейнам на нижних опорных чашках пружин.

megalektsii.ru

1.2. Подвеска автомобиля ваз 2121 «Нива»

Передняя подвеска (рис.1.2.)— независимая, на вильчатых поперечных стальных рычагах, с винтовыми цилиндричес­кими пружинами, телескопическими гидравлическими амортизаторами двустороннего действия и стабилиза­тором поперечной устойчивости.

Верхний 20 и нижний 34 рычаги имеют сходную конструкцию: на концах«вилки» выполнены цилиндриче­ские проушины под резинометаллические шарниры 24, 33 (сайлент-блоки), ас противоположной стороны — пло­щадка с тремя отверстиями для кре­пления шаровой опоры. На перед­ней ветви верхнего рычага имеется прилив, в который упирается буфер отбоя 25 при максимальном ходе под­вески, а на нижнем рычаге — четыре отверстия для крепления нижнейопорной чашки 36 пружины. Шаровые опоры 18 и 4 верхнего и нижнего рычагов взаимозаменяемы и унифицированы с верхними шаровыми опорами под­вески заднеприводных ВАЗов. Опо­ра крепится к рычагу вместе с пыль­ником и прижимной пластиной тре­мя болтами с пружинными шайбами и гайками. Резьбовые концы пальцев как верхней, так и нижней опор на­правлены вниз и входят в конусныеотверстия поворотного кулака14.Пальцы крепятся самоконтрящими­ся гайками. Таким образом, поворот­ный кулак может поворачиваться во­круг оси, проходящей через центры пальцев шаровых опор.

Рычаги подвески, в свою очередь, могут поворачиваться на осях в пре­делах хода резинометаллическихшарниров (ограниченного их упру­гостью). Ось верхнего рычага 23 имеет два отверстия и резьбу на обоих кон­цах. Через отверстия проходят бол­ты, крепящие ось к поперечине 21 под­вески. На болтах между осью и попе­речиной установлены шайбы 22 для ре­гулировки углов развала и продоль­ного наклона оси поворота колес . Резьбовые концы осивходят в резинометаллические шар­ниры рычага. С двух сторон каждого шарнира расположены шайбы:меньшая (плоская) - с внутренней стороны, большая (выпуклостью на­ружу) — с внешней. Самоконтрящи­еся гайки оси верхнего рычага окон­чательно затягивают только при сжа­той подвеске (на нагруженном авто­мобиле), иначе шарнир установится неправильно и быстро выйдет из строя.

Ось нижнего рычага 32 представля­ет собой болт, проходящий черезвтулку в поперечине подвески и резинометаллические шарниры рыча­га. Так же, как и

Рис. 1.2. Элементы передней подвески: 1 - тормозной диск; 2 - ступица колеса; 3 - шпилька; 4 - нижняя шаровая опора; 5 - колпачок; 6 - корпус наружного шарнира привода; 7 - регулировочная гайка; 8 - конусная втулка; 9 - подшипники ступицы; 10 - сальники; 11 - грязеотражательное кольцо; 12 - резиновая подушка штанги стабилизатора; 13 - обоймакрепления штанги стабилизатора; 14 - поворотный кулак; 15 - кузов; 16 - растяжка; 17 - защитный чехол шарового пальца; 18 - верхняя шаровая опора; 19 - подушки крепления штока амортизатора; 20 - верхний рычаг; 21 - поперечина;22 - регулировочные шайбы; 23 - ось верхнего рычага; 24 - резинометаллический шарнир (сайлент-блок) верхнего рычага; 25 - буфер хода отбоя; 26 - кронштейн буфера хода отбоя; 27 - верхняя опорная чашка пружины; 28 - верхняя изолирующая прокладка пружины; 29 - пружина; 30 - болт крепления растяжки к поперечине; 31 - шайбы нижнего рычага; 32 - ось нижнего рычага; 33 - резинометаллический шарнир нижнего рычага; 34 - нижний рычаг; 35 - нижняя изолирующая прокладка пружины; 36 - нижняя опорная чашка пружины; 37 - буфер хода сжатия; 38 - амортизатор; 39 - кронштейн крепления штанги стабилизатора к кузову; 40 - штанга стабилизатора.

верхние, нижние шарниры стянуты между двумя шай­бами, но между внутренней шайбой 31 и втулкой добавлены еще одна упор­ная шайба (толстая), прилегающая к втулке, и несколько регулировочных (тонких). Толщина пакета шайб под­бирается на заводе, при демонтаже подвески необходимо запомнить их число и расположение. Изменятьчисло и расположение шайб допус­тимо лишь при необходимости вос­становления геометрии подвески(например, после ДТП, замены по­перечины и т.п.). При этом расстоя­ние между наружной шайбой и от-бортовкой втулки резинометаллического шарнира после затяжки его гайки должно быть в пределах3—7,5 мм. В том случае, если невоз­можно отрегулировать угол продоль­ного наклона оси поворота при исправных деталях подвес­ки, можно перенести часть шайб с одного конца рычага на другой.

Поперечина подвески 21 представ­ляет собой изогнутую стальнуютрубчатую балку, к которой с двух сторон приварены стальные кованые кронштейны. В нижней части крон­штейна расположена втулка осинижнего рычага, а верхняя часть вы­полнена как вертикальная площадкас четырьмя парами отверстий для крепежных болтов. Верхняя параболтов крепит ось верхнего рычага к поперечине. Вторая сверху — стяги­вает кронштейн опоры двигателя,поперечину, лонжерон и кронштейн буфера отбоя. Третья пара болтов стягивает кронштейн опоры двига­теля, поперечину и верхнюю опору пружины подвески. И, наконец, чет­вертая — поперечину и верхнююопору пружины подвески. Для на­дежности гайки крепления верхней опоры пружины подвески после за­тяжки приваривают к выступающей резьбовой части болтов.

К нижней задней части попере­чины приварены также два крон­штейна с отверстиями. К ним наболтах крепятся растяжки 16 (стальные штанги), повышающие продольную жесткость конструкции. Задние(резьбовые) концы растяжек крепят­ся к кронштейну на кузове 15 автомо­биля двумя гайками и шайбами. При установке растяжки внутреннююгайку заворачивают до касания шай­бой кронштейна, а наружную — ре­комендуемым моментом.

Пружина 29 подвески опирается на нижнюю изолирующую прокладку 35 и верхнюю опорную чашку. Междуверхней опорной чашкой и верхней опорой пружины установлена рези­новая прокладка 28. Верхняя опорастянута четырьмя болтами с попере­чиной подвески, двумя болтами — с лонжероном кузова (вваренными влонжерон) и еще одним — с крон­штейном буфера хода отбоя 25 (послед­ний вварен в саму опору). К верхней опоре пружины также приваренастойка опоры буфера сжатия (она обращена вниз). Буфер сжатия 37 при максимальном ходе подвески упира­ется в нижний рычаг, буфер отбоя — в прилив на верхнем рычаге. Ниж­няя опорная чашка пружины кре­пится к нижнему рычагу четырьмя болтами с гайками и пружинными шайбами. К нижней чашке также приварены кронштейны крепления нижнего конца амортизатора и ста­билизатора поперечной устойчивос­ти (позади пружины). Так как в про­ушину амортизатора запрессованрезинометаллический шарнир, затя­гивать болт его нижнего крепления можно только на автомобиле под на­грузкой. Верхний конец амортизато­ра через две резиновые подушки 19гайкой с шайбами крепится к крон­штейну на кузове автомобиля. Ее можно затягивать при любом поло­жении подвески.

Стабилизатор поперечной устой­чивости представляет собой изогнутый пруток из пружинной стали. Он уменьшает крены автомобиля при прохождении поворотов. Через ре­зиновые подушки 12, прижимаемыестальными обоймами 13, он закреплен в двух точках к кузову и к кронштейнам на нижних опорных чашках пружин.

Ремонт подвески, в основном, за­ключается в замене изношенных и поврежденных деталей. Особое вни­мание обращайте на состояние за­щитных чехлов шаровых опор (пыльников). Если они порваны -немедленно замените чехлы и смаз­ку, иначе опора быстро выйдет из строя. Люфт в верхней опоре можно определить покачиванием за колесо при сжатой подвеске (для этого под нижний рычаг ближе к шаровойопоре подставьте колодку высотой 230 мм). Для диагностики состояния нижнего шарнира снимите колесо и, просунув монтажную лопатку между поворотным кулаком и корпусом опоры, создавайте переменную на­грузку, прощупывая перемещение пальца опоры через пыльник. Рези­нометаллические шарниры (сайлент-блоки) заменяйте при выпучи­вании резины, надрывах, трещинах или сильном износе. При замене пружин убедитесь, что они одного класса (класс А — без маркировки, класс В — с черной полоской на на­ружной поверхности витков, имеет меньшую длину под нагрузкой). До­пускается установка пружин класса А на передней подвеске и классаВ — на задней, но не наоборот.

studfiles.net


Смотрите также